УДК 37.034
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
MODEL OF DEVELOPING A STUDENT'S SUBJECT-MORAL POSITION
© 2016
Л.В. Картамышева МБОУ Гимназия №1 (Россия, Самара)
L.V. Kartamysheva MBEI Gymnasium №1 (Russia, Samara)
В статье проблема формирования субъектно-нравственной позиции учащихся осмыслена как актуальная социально-педагогическая проблема. Раскрыто содержание субъектно-нравственной позиции школьника как совокупности отношений, форму мотивов которых принимают нравственные и терминальные ценности, находящие свою определенность в общечеловеческих ценностях. Представлена модель формирования субъектно-нравственной позиции школьников. Доказано, что данная модель должна реализо-вываться в процессе внеклассной воспитательной работы в школе, содержательное наполнение которой происходит в рамках конкретной концепции воспитания. В качестве концепции, на которой базируется содержание внеклассной воспитательной работы, реализующей модель формирования субъектно-нрав-ственной позиции школьников, определена концепция Н.Е. Щурковой - концепция «формирования образа жизни, достойной Человека». Выявлены основания, позволившие выбрать данную концепцию в качестве основы для определения содержания внеклассной воспитательной работы, в процессе которой формируется такая позиция учащихся. Эти основания: отношение, ценность, факторы становления и развития ценностного отношения, черты методики нового воспитания. Эскизно представлено содержание программы «Человек как субъект нравственной жизни», направленной на формирование субъектно-нравственной позиции школьников.
In the article the problem of developing students' subject-moral position is displayed as a crucial socio-pedagogical issue. The content of a schoolchild's subject-moral position as a set of relationships, which take the form of motives - moral and core values taking a particular place among universal values. The model of developing that position is presented. It is proved that the model should be implemented in the process of extra-curricular educational work in schools, and the content of the model is supposed to be provided through a particular concept of education. As a sample concept, the one by N.Ye. Shchurkova is taken: developing the lifestyle worthy of the Man. The article justifies why that concept has been chosen to contribute to the content of the extra-curricular worl at school with the position mentioned above as a result. The author focuses on such factors as the attitude, the value, formation and development of value-based attitude, features of new methodology of education. The paper gives the sketch of the program «Man as the Subject of Moral Being», aimed at developing students' subject-moral position.
Ключевые слова: школьник; субъектно-нравственная позиция; модель; отношение; ценность; концепция; программа; внеклассная воспитательная работа.
Keywords: student; subject-moral position; model; attitude; value; concept; program; extra-curricular educational activities.
Формирование субъектно-нравст-венной позиции учащихся представляет собой важную социально-педагогическую проблему, решение которой связано с воспитанием школьника как субъекта нравственного развития, способного к нравственной рефлексии, к оцениванию взаимодействия с окружающими людьми с точки зрения отношений, образующих содержание присущей ему позиции.
Анализу позиции человека в целом и различных ее видов в частности исследователи рубежа XX-XXI вв. уделяют достаточно много внимания [1-13]. При этом
если проблема социальной позиции, жизненной позиции, внутренней позиции, нравственной позиции, гуманистической позиции, субъектной позиции, нравственно-ценностной позиции - далеко не новая научная проблема, то проблема субъектно-нравственной позиции в полной мере педагогической наукой не осмыслена.
Осмысление субъектно-нравствен-ной позиции на социальном, психологическом, этическом и мировоззренческом уровнях анализа позволило нам определить, что составляющими субъектно-нрав-ственной позиции школьника являются
нравственная и субъектная составляющие, в основаниях которых находятся адекватные им ценности. Нравственные ценности, находящиеся в основании нравственной составляющей субъектно-нравственной позиции, и терминальные ценности, находящиеся в основании субъектной ее составляющей, получают определенность в общечеловеческих ценностях, объединяющих составляющие субъектно-нравствен-ной позиции школьника. При этом содержание субъектно-нравственной позиции школьника формируется из совокупности отношений, форму мотивов которых принимают нравственные и терминальные ценности, находящие свою определенность в общечеловеческих ценностях.
Решение проблемы формирования субъектно-нравственной позиции учащихся потребовало разработки модели такого формирования. В данной статье мы представляем разработанную нами модель.
Модель включает: 1) цель - формирование субъектно-нравственной позиции школьников; 2) содержание и ценностные основания субъектно-нравственной позиции школьника: совокупность отношений, форму мотивов которых принимают нравственные (благородство, верность, взаимопонимание, добро, долг, достоинство, милосердие, ответственность, правда, свобода, совесть, сострадание, справедливость, стыд, честь) и терминальные (активная, деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусство, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общая хорошая обстановка в стране, общественное признание, познание, равенство, самостоятельность, свобода, счастливая семейная жизнь, творчество, уверенность в себе, удовольствия) ценности, находящие свою определенность в общечеловеческих (земля, знания, культура, мир, отечество, семья, труд, человек) ценностях; 3) подход, определяющий стратегию деятельности учителя по формированию субъектно-нравственной позиции школьников - лич-ностно ориентированный подход; 4) подходы, определяющие тактику деятельности педагога по формированию субъектно-нравственной позиции учащихся - про-
блемно-диалогический подход и технология его реализации (технология этического диалога - метод этического диалога), б) ситуационный подход и технология его реализации - имитационная (моделирующая) технология (методы: анализ конкретной ситуации, решений ситуаций, обучающие игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры, деловые игры, познавательно-дидактические игры); 5) направления деятельности учителя по формированию субъектно-нравственной позиции школьников: а) формирование способности учащихся к выбору ценностей, к нравственной рефлексии; б) формирование знания школьников о понятиях морали, обладающих значением ценностей; в) организация деятельности школьников по решению ситуаций с ценностным содержанием; 6) содержание процесса формирования субъектно-нравственной позиции школьников; 7) система философических, этических, психологических классных часов; 8) прогнозируемый результат - субъектно-нравственная позиция школьников.
Данная модель реализуется в процессе внеклассной воспитательной работы в школе. Воспитательная работа, по утверждению М.И. Рожкова и Л.В. Байбородо-вой, предполагает решение комплекса организационных и педагогических задач с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, а также выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и процесс их реализации [14, с. 17].
Ученые выделяют три группы функций воспитательной работы: функции первой группы связаны с непосредственным воздействием педагога на ученика, второй - с созданием воспитывающей среды, третьей - направлены на коррекцию влияний ребенка различных субъектов социальных отношений [14, с. 18]. Среди функций, относящихся к каждой из групп, присутствуют функции, которые вписываются в контекст формирования субъектно-нрав-ственной позиции школьников и могут быть интерпретированы как функции воспитательной работы по формированию субъектно-нравственной позиции учащихся. Так, функция изучения индивидуальных особенностей развития школьника,
его окружения, его интересов интерпретируется как функция изучения субъектно-нравственной позиции школьников; функция программирования воспитательных воздействий - как функция программирования воспитательных воздействий по формированию знания школьников о понятиях морали, обладающих значением ценностей; функция реализации комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником - как функция реализации технологии этического диалога и имитационной (моделирующей) технологии; функция анализа эффективности воспитательных воздействий - как функция выявления результативности работы по формированию субъектно-нравственной позиции школьников; функция формирования благоприятной эмоциональной атмосферы - как функция создания благоприятной эмоциональной атмосферы приобщения учащихся к ценностям, принимающим форму мотивов отношений, совокупность которых образует содержание субъектно-нравствен-ной позиции школьника; функция включения учащихся в разнообразные виды социальной деятельности - как функция организации деятельности школьников по решению ситуаций с ценностным содержанием; функция коррекции воздействия средств массовой коммуникации и функция нейтрализации негативных воздействий социума - как функция формирования способности учащихся к выбору ценностей, к нравственной рефлексии.
Содержательное наполнение воспитательная работа с учащимися получает в рамках конкретной концепции воспитания. Анализ современных концепций воспитания, обзор которых представлен в работе В.П. Сергеевой (концепция системного построения процесса воспитания; теория системно-ролевого формирования личности ребенка; концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка; концепция формирования образа жизни, достойной Человека; концепция воспитания ребенка как человека культуры; концепция воспитания на основе потребностей человека; концепция самовоспитания школьника; концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития; концепция воспитания в адаптивной школе; концепция системы
школы самовыражения личности учащегося) [15, с. 155-190], позволил нам в качестве концепции, определяющей содержание внеклассной воспитательной работы, в процессе которой реализуется модель формирования субъектно-нравственной позиции школьников, определить концепцию формирования образа жизни, достойной Человека.
Автором концепции формирования образа жизни, достойной человека, является Н.Е. Щуркова. Целью современного воспитания, по убеждению ученого, является личность, способная строить жизнь, достойную Человека [16, с. 15]. Базируясь на позиции гуманистического воспитания, Н.Е. Щуркова утверждает, что такая система воспитания «наполняется ценностными отношениями к миру, в центре которых располагается человек как наивысшая ценность» [17, с. 43-44]. При этом Н.Е. Щуркова подчеркивает, что «человек принимается в качестве наивысшей ценности, тем самым абсолютно все, что составляет окружающую реальность, вочелове-чивается» [17, с. 44].
В центре концепции воспитания Н.Е. Щурковой находится категория «отношение»: «Воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение» [18, с. 21]; «Мы проживаем определенные отношения, они наполняют нашу душу, эти отношения, а те действия, что мы совершаем, есть не что иное, как средство во имя проживания желаемых отношений. Наша социально-психологическая субстанция, "тело" нашей души - это отношения к жизни во всех ее проявлениях. Личность соткана из отношений, личность растет, когда обогащается отношениями» [18, с. 8]. Содержание субъектно-нрав-ственной позиции, которую мы формируем у школьников, образует совокупность отношений. Отношения - это первое основание, позволяющее нам выбрать концепцию Н.Е. Щурковой для определения содержания внеклассной воспитательной работы, в процессе которой формируется такая позиция учащихся.
Вторым основанием для определения содержания внеклассной воспитательной работы, являются ценности. Форму мотивов отношений, образующих содержание субъектно-нравственной позиции,
принимают нравственные и терминальные ценности, находящие свою определенность в общечеловеческих ценностях. Содержательное поле воспитания в концепции формирования образа жизни, достойной Человека, свертывается до пяти ценностных блоков:
«1. Человек как наивысшая ценность и уважение другого человека как утружде-ние себя для Другого.
2. Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях.
3. Природа как дом для всех живых существ и любовь к природе как восторг, забота и ответственность.
4. Общество как социальное условие развития всех потенциальных возможностей человека и признание безусловного исполнения норм социального взаимодействия.
5. "Я" как индивидуальность, обладающая достоинствами человека, живущего среди других людей и потому признающего их достоинства» [19, с. 143].
Отметим, что содержательно ценностные блоки Н.Е. Щурковой и отобранные нами нравственные, терминальные, общечеловеческие ценности соотносятся между собой. Так, Н.Е. Щуркова пишет: «Программа воспитания содержит перечень наивысших ценностей современной культурной жизни, таких как человек, жизнь, общество, природа; непременных атрибутов достойной человека жизни, таких как истина, добро, красота, а также атрибутов достойного общества, таких как свобода, справедливость, счастье, совесть, равенство, братство. В число наивысших ценностей включим и те условия, без которых все названное недостижимо, а именно, различные виды деятельности человека: познание, труд, общение, игру. Многообразный мир как будто сфокусирован в наборе этих ценностей» [17, с. 46-47]. Ученый считает необходимым формировать в личностном мире ученика такие ценности, как человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, познание, общение, труд, игра, счастье, свобода, справедливость, совесть, равенство, братство, достоинство.
Практически все эти ценности находятся в основаниях субъектно-нравственной позиции школьника, которая, как это было показано выше, есть совокупность адекватных данным ценностям отношений. Так, человек, труд, природа (Земля) -общечеловеческие ценности; добро, истина (правда), справедливость, совесть, достоинство - нравственные ценности; жизнь (активная деятельная жизнь), красота, познание, общение (наличие хороших и верных друзей), свобода, равенство - терминальные ценности.
Третьим основанием для выбора концепции Н.Е. Щурковой является тот факт, что предлагаемые ученым факторы становления и развития ценностного отношения [20, с. 37-39] в определенной мере отражаются в предлагаемых нами направлениях деятельности учителя по формированию субъектно-нравственной позиции школьников.
Первым и сильнейшим фактором, по утверждению Н.Е. Щурковой, является развернувшийся на глазах у школьника ценностный выбор, когда человек, стоя перед альтернативой «духовное - материальное», «высокое - низкое», безусловно выбирает добро, истину и красоту вопреки злу, лжи, уродству [20, с. 37]. Совершая альтернативный выбор перед учащимися, показывая им пути осуществления выбора, ставя самих школьников в ситуацию такого выбора, учитель формирует способности учащихся к выбору ценностей, к нравственной рефлексии (первое направление деятельности учителя): «Альтернативный выбор всегда оказывает сильное влияние, потому что ситуацией индивид поставлен в состояние крайнего психологического напряжения, даже если он только свидетель и лишь мысленно проигрывает варианты выбора» [20, с. 37]. Мысленное проигрывание вариантов выбора требует осуществления рефлексии.
Второй фактор формирования ценностных отношений - это их непосредственное проживание детьми во взаимодействии с реальной окружающей действительностью. «Условием такого проживания, - пишет Н.Е. Щуркова, - становится педагогическое вскрытие в факте его отно-шенческого содержания, в предмете его
человеческой сущности - "вочеловечива-ние" протекающей жизни, окружающих предметов и совершающихся событий: педагог интерпретирует событие как бытие ценности и указывает на связь каждого ребенка с ней» [20, с. 38].
Иными словами, событие (ситуация) наполняется ценностным содержанием, и учитель организует деятельность школьников по решению данной ситуаций (третье направление деятельности учителя).
Третий фактор становления ценностного отношения - осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека. Личность, взаимодействуя с миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой [20, с. 39].
Условия для осмысления школьником значения той или иной ценности в жизни создает учитель. И одним из таких условий является формирование знания школьников о понятиях морали, обладающих значением ценностей (второе направление деятельности учителя), так как осмыслить ценность можно лишь обладая знанием о ней.
Четвертым основанием для выбора концепции формирования образа жизни, достойной Человека, как определяющей содержание внеклассной воспитательной работы, в процессе которой реализуется модель формирования субъектно-нрав-ственной позиции школьников, является то, что в технологии этического диалога как технологии реализации проблемно-диалогического подхода и в имитационной (моделирующей) технологии как технологии реализации ситуационного подхода к формированию субъектно-нравственной позиции школьников обнаруживаются черты, присущие, говоря словами Н.Е. Щурковой, методике «нового воспитания».
Одна из таких черт - это осуществление совместной работы педагога и учащегося как диалогического взаимодействия, когда каждый участник вступает в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и, одновременно, осмысливая другие. Такое взаимодействие происходит при реализации технологии этического диалога, направленной на стимулирование
этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, на актуализацию ценностно значимых устремлений учащихся, на эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе.
Диалог, утверждает Н.Е. Щуркова, -самый лучший способ познания и осознания ребенком своего личностного «Я» как носителя ценностных отношений: «В диалоге скрыт большой педагогический смысл: ребенок, высказывая свое мнение, суждение, оценку, раскрывает свое "Я" для партнера-педагога, но еще более того, он раскрывает свое "Я" для самого себя. В диалоге растет субъектность, потому что в диалоге ребенок видит отличие своей личности от других, влияние своего мнения на мнение других, значимость своих суждений для окружающих. Он обретает в диалоге то, что сегодня принято называть самостью - способностью иметь и представлять автономность внутреннего мира своего "Я"» [18, с. 100].
Другой чертой нового воспитания, согласно Н.Е. Щурковой, является то, что в процессе совместной деятельности учитель и учащиеся вынуждены решать проблемы жизни, ежеминутно встающие перед ними. Имитационная технология, специфика которой состоит в моделировании в воспитательном процессе различных отношений и условий реальной жизни, предполагает обращение к нравственным противоречиям общества (неравенство и социальное расслоение, одиночество, терроризм и террористические акты, война, несущая зло человеческой цивилизации и отдельному человеку др.) и поиск их решений.
«Педагог, - пишет Н.Е. Щуркова, -вычленяет, формулирует проблему, вербализует поиск ее решения и веер принципиальных решений, апеллируя к сознанию, чувству, опыту детей и тем самым инициируя выбор, достойный человека» [18, с. 98].
Концепция формирования образа жизни, достойной Человека, воплощается Н.Е. Щурковой в программе воспитания, реализация которой направлена на «содействие способности школьника быть субъ-
ектом собственной жизни, находить достойные способы строить свое поведение, производить достойный человека выбор и занимать осознанную жизненную позицию, ценя достоинства своего "Я"» [21, с. 181]. Ключевое содержание программы составляют наивысшие ценности: ценность человека, ценность природы, ценность общества, ценность жизни [17, с. 106], каждая из которых раскрывается в ценностях добра, истины, красоты, счастья, свободы, совести и т.д.
Экстраполируя основные положения концепции и программы Н.Е. Щурковой на решение проблемы формирования субъ-ектно-нравственной позиции школьников, мы разработали программу «Человек как субъект нравственной жизни», реализация которой в процессе внеклассной воспитательной работы в школе способствует формированию субъектно-нравственной позиции учащихся. В названии программы отражается идея воспитания школьника как субъекта нравственного развития.
Содержание данной программы базируется на ценностях, находящихся в основаниях субъектно-нравственной позиции школьника. Программа рассчитана на три года (с 9 по 11 классы) и включает такие разделы, как «Земля как общий дом человечества и живой природы», «Отечество как единственная, уникальная для каждого человека Родина», «Семья как начальная структура, единица общества», «Труд как основа человеческого бытия», «Знания как результат разнообразного творческого труда», «Культура как великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и, в особенности, в духовной жизни людей», «Мир как покой и согласие между людьми, народами и государствами», «Человек как абсолютная ценность, "мера всех вещей"». Наполнение каждого раздела программы осуществляется в контексте приобщения учащихся к конкретной общечеловеческой ценности, а
также к тем нравственным и терминальным ценностям, которые находят свою определенность в общечеловеческой ценности, образующей смысловой стержень данного раздела.
Программа строится в соответствии с линейно-концентрическим принципом. На протяжении каждого учебного года (9, 10, 11 классы соответственно) ценности, приобщение к которым способствует формированию субъектно-нравственной позиции учащихся, располагаются линейно. Иными словами, на протяжении каждого года из трех лет реализации программы осуществляется приобщение школьников ко всем ценностям, находящимся в основаниях субъектно-нравственной позиции. Названия разделов остаются неизменными, тематика занятий внутри разделов отражает общечеловеческие, нравственные и терминальные ценности, но она видоизменяется каждый год, обеспечивая от года к году более высокий уровень осмысления школьниками ценностей (концентрическое структурирование). При этом тематика занятий внутри разделов соответствует обоснованной нами выше логике приобщения школьников к ценностям в контексте формирования у них субъектно-нравственной позиции, предполагающей последовательное приобщение школьников к общечеловеческим, потом к нравственным, затем к терминальным ценностям. Естественно, нельзя говорить о том, что на конкретном занятии мы приобщаем учащихся к одной конкретной ценности. Несомненно, охватывается более широкий спектр ценностей, но акцент делается на одной из них.
Реализация данной программы в воспитательном процессе школы позволила сформировать у школьников опыт отношений, мотивируемых общечеловеческими, нравственными, терминальными ценностями, образующими содержание субъ-ектно-нравственной позиции школьника, опыт работы с данными ценностями.
•к "к "к
1. Андронов В.П., Тарасова Л.Н., Полякова О.О., Соболев С.И. Роль ценностно-смысловой позиции в духовном развитии субъекта // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 105-110.
2. Блиева Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета : сетевое электронное науч. изд. 2007. №4. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/577/blieva2007_4.pdf (дата обращения 15.04.2016).
3. Залевская Е.Н. Сущность и содержание понятия «субъектная позиция учителя» // Образование в XXI веке : сб. науч. ст. Самара : СГПУ, 2005. С. 53-68.
4. Зарецкий Ю.В. Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 98-109.
5. Лушникова О.Н. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2005. 173 с.
6. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. 2005. №4. С. 45-50.
7. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Позиция, смыслы и установки учащихся как личностные результаты образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. №3-2. С. 55-57.
8. Мошкина М.А. Дебаты как средство формирования личной позиции школьников // Наука и мир. 2015. Т. 2. № 8(24). С. 63-66.
9. Недорезова Н.В. Педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Самара, 2002. 208 с.
10. Позднякова О.К. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Самара, 2000. 249 с.
11. Помельникова Е.А. Формирование субъектной позиции учащихся в профильной школе / Помельникова Е.А. // Грани познания. 2013. №4(24). С. 82-87.
12. Сидорова Т.В. Вопрос об активной позиции школьника в процессе социализации // Апробация. 2015. №7(34). С. 134-136.
13. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога как система / Вопр. воспитания. 2014. №4. С. 66-70.
14. 2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М. : ВЛАДОС, 2001. 256 с.
15. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н., Шашенкова Е.А. и др. Современные концепции воспитания // Теоретические основы воспитания / под. ред. В.П. Сергеевой. М. : Издательский центр «Академия», 2010. - С. 148-190.
16. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по воспитательной работе). - М. : ОЦ «Педагогический поиск», 1998. 78 с.
17. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. М. : АРКТИ, 2007. 152 с.
18. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М. : Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
19. Щуркова Н.Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. №4. - С. 139-147.
20. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. М. : Новая школа, 1998. 208 с.
21. Щуркова Н.Е. Общая программа воспитания и ее возрастные модификации // Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. С. 179-206.