Литература
1. Борьггко, Н.М. Теория и методика воспитания: учеб. для студ. пед. вузов / Н.М. Бо-рьггко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
2. Борытко, Н.М. Этическое воспитание / Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.
3. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова; под ред. В. М. Лизинского. М., 1997. 77 с.
H.A. ЕРМАК (Новочеркасск)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ГЕРОНТООБРАЗОВАНИИ
Исследуются проблемы повышения качества жизни обучаемых «третьего возраста» средствами педагогической поддержки в геронтообразовании (образовании пожилых людей).
Педагогика относится к тем динамичным наукам, которые, отвечая потребностям личности и общества, развиваются по многовариативным направлениям. Сегодня демографическая ситуация такова, что ускоренное старение населения характерно не только для развитых стран Европы, но и для большинства государств постсоветского пространства, включая Россию. Вопросы повышения качества жизни в пожилом возрасте постепенно начинают выходить на передний план российской политики и науки. В ноябре 2007 г. правительством России на конференции Европейской экономической комиссии ООН по проблемам старения была подписана Декларация министров «Общество для всех возрастов: проблемы и возможности», направленная на повышение качества жизни людей пожилого возраста.
Американский ученый Т. Антонуччи считает, что вопросы, связанные с глобальным старением, следует изучать на основе междисциплинарного подхода. Именно он позволил наиболее полно рассмотреть все составляющие категории качества жизни
человека с позиции педагогической поддержки людей пожилого возраста в геронтообразовании (образовании пожилых людей). Традиция рассматривать качество жизни людей с позиции числового выражения социально-экономических параметров уровня жизни не может дать полного представления об этом понятии, т.к. не отражает субъективной составляющей категории качества, которая является приоритетной для многих людей пожилого возраста, воспитанных в духе нестяжания («Прежде думай о Родине, а потом о себе»). В этой связи качество жизни необходимо изучать на основе принципов целостности и единства объективной и субъективной составляющих. Последняя включает внутреннее самочувствие субъекта, его чувства и переживания по поводу окружающей действительности и своего места в ней. При этом человек либо испытывает, либо нет чувство удовлетворенности жизнью, которое является производным от интеграции объективной и субъективной составляющих качества жизни. Именно понятие жизненной удовлетворенности стало определяющим критерием теории успешного старения американского геронтолога Р. Дж. Хэвайюрсома. Мы разделяем позицию ученых Е.А. Кука, Дж. Т. МакКона-та, М. Шерера, которые пришли к выводу о том, что образование в «третьем возрасте» оказывает значительное позитивное воздействие на чувство жизненной удовлетворенности. Образование на протяжении всей жизни дает возможность человеку в любом возрасте реализовывать свои духовные и материальные потребности. От полноты удовлетворения многих из них напрямую зависит удовлетворенность человека своей жизнью.
Все человеческие потребности, так же как и качество жизни в целом, мы в исследовании разделили на две взаимосвязанные составляющие: объективную - материальную и субъективную - духовную. В структуре материальных потребностей пожилых людей нами выделяются три основных блока: физиологические потребности, потребности в комфортной физической среде, материально-социальные потребности. К физиологическим относятся следующие потребности:
© Ермак H.A., 2008
• в дыхании. Врачи-геронтологи считают, что причиной многих заболеваний пожилых людей является нарушение кислородно-углеродного обмена в организме. В настоящее время существует много различных методик дыхательной гимнастики, которые слушатели университетов «третьего возраста» осваивают на занятиях факультета «Здоровье»;
• в питании. Распространенной причиной заболеваний людей пожилого возраста является несбалансированное питание. Практический опыт работы педагогов России показал, что знания о рациональном питании позволили изменить жизнь тем слушателям университетов, которые приняли их как руководство к деятельности. Они не только улучшили свое физическое здоровье, но и наладили внутреннее психоэмоциональное состояние, выражающееся в позитивном отношении к себе и окружающим людям;
• в сексе. Знание психофизиологических и эмоциональных возрастных особенностей мужчин и женщин позволяет людям преодолеть стереотип о депривации сексуальных потребностей пожилого возраста. И хотя многие исследователи не считают сексуальные потребности насущными, их удовлетворение делает жизнь человека гораздо более качественной и счастливой, вне зависимости от возраста;
• в физической активности. Снижение или отсутствие физической активности в пожилом возрасте может стать причиной многих заболеваний. В настоящее время факультеты или группы здоровья проводят занятия с пожилыми обучаемыми, направленные на освоение различных физкультурных комплексов, связанных с поддержанием физических функций организма.
Второй блок материальных потребностей, который мы назвали «комфортная физическая среда», также играет важную роль в формировании чувства жизненной удовлетворенности каждого человека. На материальном уровне комфортная физическая среда существования человека складывается из удовлетворения жилищных и экологических потребностей. Эти потребности также можно рассматривать с позиции объективного и субъективного подхода к их реализации. Объективное наличие (или отсутствие) бытовых удобств может быть вторичным
по отношению к субъективному восприятию качества своего жилища человеком. Это же касается и экологических потребностей человека. Так, с объективной точки зрения они должны обеспечивать комфортное существование человека как биологического индивида, т.е. удовлетворять его потребности в чистом воздухе, воде, пище. А с субъективной - как человека культуры - доставлять эстетическое удовлетворение от восприятия красоты окружающей природной среды. На занятиях, посвященных рисованию пейзажа с натуры, пожилые художники, изображая живописные окрестности, удовлетворяют субъективные экологические потребности - любуются природой, и объективные - дышат свежим воздухом.
Третий блокматериально-соци-альных потребностей включает потребности в трудовой деятельности. Научный руководитель Института экономики РАН Е. Гонтмахер поддерживает идею повышения пенсионного возраста при соблюдении двух условий: улучшения здравоохранения и расширения сферы непрерывного образования, которое бы позволило человеку в любом возрасте сохранять компетентность и конкурентоспособность на рынке труда. Непрерывное образование на протяжении всей жизни позволяет человеку «третьего возраста» переквалифицироваться, приобрести новые знания, которые открывают возможности как личностной самореализации, так и дополнительного заработка. А это, в свою очередь, даст пожилому человеку возможность реализовать не только трудовую потребность в социально значимой деятельности, но и экономические потребности, от удовлетворения которых может в той или иной степени зависеть реализация как материальных, так и духовных потребностей человека.
В структуре духовных потребностей пожилых людей нами было выделено два блока: межличностная коммуникация и самоактуализация. Нарастающее с возрастом сокращение социальных связей и личных контактов, после прекращения человеком профессиональной деятельности на производстве, закономерно приводит к актуализации у пенсионеров потребностей в межличностной коммуникации. Специалисты, работающие с пожилыми людьми, а также исследователи потребностей людей старшего возраста говорят о том, что именно потребности в межлично-
стной коммуникации становятся главным мотивом участия пожилых людей в геронтообразовании. Все составляющие блока духовных потребностей в межличностной коммуникации тесно связаны и взаимообусловлены. К ним относятся потребности:
• в идентификационной причастности к какой-либо социальной группе. Будучи участником образовательного пространства, человек становится причастным ко всему происходящему в учебном процессе. Он выступает членом группы обучаемых, вместе с которыми, при педагогической поддержке, творит это пространство;
• в общении. Методика поддерживающего воздействия, которой пользуется педагог для организации педагогической поддержки пожилых людей в геронтообразовании, включает в качестве непременной составляющей педагогическое общение. Так, способы поддерживающего воздействия складываются из доверительного общения, совета, совместного обсуждения, а активные методы обучения - из дискуссии и диалога. Методы коллективной работы в малых группах также предполагают общение обучаемых между собой;
• в дружбе. Совместное обучение, расширяя коммуникативные границы жизни в пожилом возрасте, способствует установлению дружеских отношений между членами группы;
• в любви. Как показывает практический опыт педагогов, часто пожилые люди оказываются неспособными удовлетворить такую форму потребности в любви, как любовь к себе. Психологи пришли к выводу, что именно с любви к себе начинается любовь ко всем остальным и установление ответных позитивных взаимоотношений. Человек, испытывающий неприятие себя и недовольство собой, подсознательно транслирует эти же чувства на окружающих («Другие не лучше!»). Отношение человека к самому себе напрямую влияет на качество жизни, поскольку оно либо способствует, либо препятствует реализации потребности в межличностной коммуникации. В процессе занятий, при педагогической поддержке педагога-психо-лога, люди учатся осознавать истинные, внутриличностные причины, мешающие им повысить качество жизни, и находят способы их устранения;
• в признании. Будучи существом социальным, человек стремится к признанию
со стороны окружающих. Дружеские отношения нужны еще и потому, что благодаря им человек реализует потребность в признании своих достоинств и заслуг, одобрении поступков и результатов труда. Признание со стороны педагога и членов группы позволяет активизировать «зону ближайшего развития» участников геронтообразования. Среди способов поддерживающего воздействия одним из наиболее важных является акцент на личных достижениях обучаемых. Такой педагогический подход приводит человека сначала к личным, а затем и к публичным успехам;
• в успехе. Признание, с одной стороны, является последней ступенью на пути к успеху, а с другой - непременной его составляющей. В процессе обучения пожилой человек, как правило, получает признание сначала со стороны членов учебной группы, а затем со стороны ближнего (семья) и дальнего (знакомые и незнакомые) окружения. Приобретая новые знания и достигая результатов в процессе обучения, получая личное и общественное признание, человек реализует потребность в успехе. Признание и успех позволяют ему реализовать важную для каждого следующую потребность;
• в уважении. Уважение и любовь к себе служат движущим мотивом к самосовершенствованию человека, что выводит его на более высокий уровень духовных потребностей в самоактуализации.
Достигнуть самоактуализации пожилой человек может через удовлетворение духовных потребностей, объединенных нами во второй блок. Это потребности в самореализации, творчестве, развитии, познании и образовании.
Основной формой удовлетворения потребности в самореализации для многих людей в первые пенсионные годы является трудовая деятельность. Потребность в труде является важной социальной потребностью человека, которая после завершения им профессиональной деятельности при педагогической поддержке педагога может быть трансформирована в творческую потребность, поскольку творчество, как и труд, является формой преобразующей деятельности. Творческая деятельность способна реализовать скрытые способности человека, раскрыть его потенциал в самых разных аспектах-изобразительном, литературном, музыкальном, песенно-хо-
ровом, декоративно-прикладном, садово-приусадебном творчестве.
Творчество в качестве ведущей деятельности пожилого возраста способно разрешить кризис социальной ситуации, связанный с выходом на пенсию, наполнить жизнь человека новым позитивным качеством. Немаловажную роль для формирования чувства жизненной удовлетворенности в пожилом возрасте играет тот факт, что творческая деятельность помогает решить проблему появившейся с возрастом свободы, поскольку вносит в жизнь перспективное планирование. У человека появляются интересные творческие планы, реализация которых выступает в качестве смыслообразующего мотива жизнедеятельности на пенсии. Многовариантность, присущая геронтообразованию, позволяет пожилому человеку развивать имеющиеся либо приобрести новые навыки по различным направлениям творческой деятельности. Реализация творческих потребностей, как отмечают специалисты, позволяет не только противостоять инволюционным процессам возраста, но и продолжать развивать себя как личность, удовлетворяя тем самым потребность в развитии. Современная геронтология утверждает, что развитие человека не ограничивается отдельными возрастными этапами, а осуществляется на протяжении всей жизни, включая пожилой возраст. Содействие процессу развития пожилого человека - важная составляющая личностной педагогической поддержки в геронтообразовании. Педагогическая поддержка помогает преобразовать социальную ситуацию жизни в пожилом возрасте в ситуацию развития. Психология связывает развитие взрослого человека с процессом самоопределения, направленным на самореализацию личности. Педагогическая поддержка помогает человеку «третьего возраста» определиться с выбором ведущей деятельности и реализовать себя в ней. Сущность деятельности педагога состоит в том, чтобы через создание благоприятных условий, поддерживающих методов и средств индивидуально "ЛИЧНОСТНОГО воздействия способствовать последовательному динамическому развитию потребностей, мотивов, интересов и активной деятельности обучаемых как субъектов геронтообразования. Участие в геронтообразовании позволяет человеку реализовать важную для его развития потреб-
ность в познании. Я. Стюарт-Гамильтон считает, что она в познании является критерием познавательного развития в старости. Потребность в познании появляется у человека практически с момента рождения. Ее сохранение в пожилом возрасте выступает одним из критериев высокого качества жизни. Реализация познавательных потребностей в вербальной и невербальной творческой деятельности приводит в действие компенсирующие когнитивные механизмы интеллекта и психики. Десятки различных факультетов, работающих в университетах «третьего возраста», - лучшее свидетельство не только сохранения и многогранности, но и развития познавательных потребностей людей пенсионного возраста. Удовлетворять потребность в познании на протяжении всей жизни человек может в том случае, если имеет возможность реализовать свою потребность в образовании. Сегодня в мире в различных образовательных учреждениях для пожилых людей обучается свыше 220 млн человек. В России за прошедшие 10 лет с момента появления первых организаций, обучающих пожилых людей, более 32 тыс. человек смогли реализовать свои потребности в обучении на протяжении всей жизни в университетах «третьего возраста», некоммерческих общественных организациях, на факультетах, обучающих пожилых, при государственных университетах.
Право человека на образование в течение всей жизни гарантировано Конституцией Российской Федерации. В настоящий момент в России только начинает складываться система геронтообразования. В стадии проектного становления находятся все составляющие социально-педагогической структуры геронтообразования - законодательная, управленческая, учебно-мето-дическая, кадровая и научно-исследовательская.
Особенностью геронтообразования является то, что оно ориентировано на удовлетворение потребностей обучаемых, следовательно, напрямую влияет на их жизненную удовлетворенность и тем самым способствует повышению качества жизни. Педагогическая поддержка создает благоприятные условия для реализации различных потребностей обучаемых, что способствует повышению уровня жизненной удовлетворенности, формируя позитивное
внутреннее самочувствие субъектов, которое позволяет рассматривать уровень объективной жизни как субъективно положительный. Таким образом, педагогическая поддержка в геронтообразовании помогает пройти путь от реализации потребности в познании и творчестве к стратегии благополучного старения как критерия высокого качества жизни.
Повышение качества жизни россиян было объявлено правительством одним из главных стратегических направлений социального развития общества на ближайшие годы. Личностно ориентированная педагогическая поддержка качества жизни пожилых людей в системе непрерывного образования способна внести заметный вклад в решение этой задачи.