Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как инновационная составляющая духовно-нравственного воспитания личности'

Сетевое взаимодействие как инновационная составляющая духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPECIALIZED EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / СЕТЬ / NETWORK / ИННОВАЦИИ / СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / MUSEUM / INTERACTION / HIGH SCHOOL STUDENT / UNIVERSITY / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна, Питкиева Татьяна Ивановна

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях, когда многие привычные атрибуты жизни меняются в период одного поколения. На примере деятельности МБОУ “Элистинский лицей” авторами описывается сетевое взаимодействие, построенное на идеологии открытого обучения и воспитания. Духовно-нравственное воспитание рассматривается авторами как совокупность личностных исканий и переживаний, посредством которых определяется конкретный смысл жизни лицеиста, а содержание и различные уровни сетевого взаимодействия являются его инновационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна, Питкиева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network Interaction as Innovative Component of Spiritual and Moral Education of the Individual

This article is devoted to the problem of spiritual and moral education of individual in modern world when many of the usual life attribute change in the period of one generation. Using the example of Elista Lyceum’s activity, the authors describe network interaction built on the ideology of open learning and upbringing. Various life situations simulate in order to overcome functionalism in the spiritual and moral education that require a moral choice and selfesteem from students. The use of network resources of other participants greatly expands the communication boundaries of lyceum students with society and provides additional opportunities for social engineering of spiritual and moral development of the individual. This multi-level lyceum network interaction allows us to develop, test and require innovative models of educational content and management of the education system to professional educational community. Thus, the general semantic field builds for all participants of network interaction. In this context, spiritual and moral education considered by the authors as a complex of personal searching and experience. Specific meaning of life of the lyceum students is defined through this kind of education; the content and the various levels of network interaction are its innovative components.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как инновационная составляющая духовно-нравственного воспитания личности»

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК 37.013:373.5:001.895

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

С.В. Даржинова, Т.И. Питкиева

В 90-е годы прошлого столетия произошли глобальные преобразования общественно-государственного строя нашей страны. В условиях трансформации всех сфер общественной жизни сведенными к минимуму оказались воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе молодежному), стали во многом деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи, государства. Традиционные для отечественной культуры представления о взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое, обесценивается идеал служения образованного человека своему народу. Получение знаний молодыми людьми рассматривается не как источник духовного роста личности, а как основа для карьерного и потребительского роста [1].

Получение образования по времени совпадает с периодом наиболее интенсивной социализации молодёжи, поэтому ослабление необходимой корреляции между образованием и духовностью влечёт за собой серьёзные и социально опасные нарушения процесса социализации. Вместо конструктивных духовно-нравственных ценностей и мотивационных установок у нее закрепляются нигилистические, даже антисоциальные представления

Даржинова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, директор музея Калмыцкого государственного университета, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, корпус 1А, e-mail: museum@kalmsu.ru;

Питкиева Татьяна Ивановна - аспирант Калмыцкий государственный университет, директор Элистинского лицея, 358000, г Элиста, ул. Губаревича, 14, e-mail tpitkieva@mail.ru, +79276462261

и модели поведения, что приводит к снижению способностей личности, подрывает и разрушает нравственную память, являющуюся фундаментом интеллектуального потенциала общества. Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). По мнению В.И. Слободчикова, до какого-то времени эти блоки могут оставаться весьма крупными, поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме [2].

В связи с этим духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов нравственности, формирование здорового образа жизни подрастающего поколения имеют для государства чрезвычайную значимость. Закон РФ "Об образовании", "Национальная доктрина образования Российской Федерации" рассматривают задачу их решения как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Образование, подчеркивают Е.В. Бондаревская, А.С. Запесоцкий и др., стало важнейшим фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания [3]. Теория и практика духовно-нравственного воспитания требуют построения воспитания как индивидуально-творческой деятельности. Это нельзя осуществить, не создав предпосылки и условия востребованности лич-

Darzhinova Svetlana Vladimirovna - of the Kalmyk State University, Elista, 11 Pushkin street, 358000, e-mail: museum@kalmsu.ru;

Pitkieva Tatiana Ivanovna - Kalmyk State University, Principal of Elista Lyceum, 14 Gubarevicha St., Elista, 358000, e-mail tpitkieva@mail.ru, tel. +7(84722)27662.

ности, ее субъектной активности в образовательном процессе [4]. Сам процесс воспитания духовно-нравственного компонента личности, полагают исследователи, ведет к расширению пространственно-временных рамок бытия человека, к рефлексии собственной жизни в общей системе космосогенеза [5]. Такому пониманию феномена духовного воспитания соответствует система разнообразных, разнонаправленных, разнохарактерных педагогических взаимодействий, ведущих к становлению целостной личности.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание представляет собой не чисто педагогическое, а междисциплинарное явление, главной характеристикой которого является целостность. Разные подходы в его трактовке, существующие в современной педагогике, следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие, позволяющие создать целостное представление о данном феномене. Если традиционный подход представляет исследователю средства, необходимые для всестороннего научно-педагогического анализа духовно-нравственного воспитания, то инновационный междисциплинарный подход позволяет использовать все преимущества метода синтеза, осуществляемого на философ-ско-методологическом уровне [6].

Необходимо отметить, что в последние годы духовно-нравственное воспитание стало одной из наиболее выраженных тенденций развития современной педагогической науки и практики. Однако анализ массового опыта показывает, что многие педагоги испытывают затруднения в его организации. Педагогическое обеспечение данного процесса не всегда соответствует современным инновационным тенденциям развития общества. С чем это связано? В настоящее время «скорость появления новых культурных образцов, смена культурных парадигм слишком велика. Если совсем еще недавно поколения родителей и детей жили в основном в одной и той же культуре с общими ценностями, схожими правилами жизни, понятными и тем, и другим способами взаимодействия, то уже сейчас - различие налицо. Вплоть до того, что даже в период одного поколения могут успеть поменяться многие привычные атрибуты жизни. При этом массовое образование не заботится или не ставит перед собой задачи прививать ученикам навыки жизни в ситуации "слома культурных парадигм"» [7].

На практике в значительном числе случаев образовательные учреждения, даже обладающие соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением, просто не в состоянии самостоятельно в полной мере реализовать полный спектр условий для развития гармоничной духовно-нравственной личности, способной жить в контексте мировой культуры.

В этих условиях новые реалии заставляют, осмысливая имеющийся позитивный опыт, внедрять инновации, направленные на приобщение обучающихся к ценностям семьи, к общечеловеческим ценностям, на воспитание осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию нашего многонационального народа. Это должны быть такие инновационные образовательные модели, которые позволят выпускнику успешно адаптироваться и реализовать себя в динамично изменяющемся социуме.

МБОУ "Элистинский лицей" - одно из первых инновационных образовательных учреждений в Калмыкии, которое было организовано в годы перестройки с целью обучения, воспитания и развития одарённых детей. Принимая подростков в лицей (8 класс) на этапе интенсивного взросления, в соответствии с базовыми принципами государственной образовательной политики лицей должен обеспечивать условия для обучения, воспитания и развития всех учащихся, разных по способностям, наклонностям и интересам. И здесь для нас исключительно важными являются продолжение и расширение деятельности по духовно-нравственному воспитанию лицеистов. Для решения этой задачи в лицее проводится большая работа как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности (экскурсии, круглые столы, семинары, работа клубов и студий художественно-эстетической направленности, акции милосердия, волонтерское движение, встречи по обмену опытом и многое другое).

Однако сегодня недостаточно проводить такую работу в духе традиций "мероприя-тийно-массовой педагогики". Духовно-нравственное воспитание должно противостоять идеологемам в образовании и быть нацелено на воспитание человека как такового, как носителя человеческой сущности, духа, а не функционера, "субъекта рынка" [8]. На наш взгляд, чтобы добиться эффективной

работы в этом направлении, современной школе нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов, а именно сетевое взаимодействие.

Анализ дефиниции "сеть" в педагогической науке и образовательной практике показал, что в практической педагогике начало использования этого понятия относится к 70-м-80-м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. В конце 1990-х годов его описал Ю.А. Конаржевский. По его мнению, сетевой метод позволяет выявлять и мобилизовывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь спланированный процесс объемно в ракурсе параллельно осуществляемых работ; управлять выполнением плана по принципу "главного звена" с прогнозированием и предупреждением возможных срывов; учитывать связи между различными работами, что является основой непротиворечивого календарного планирования; повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, давая возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса [9]. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп или организаций, действующих скоординированно продолжительное время по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [10].

В нашей педагогической практике идея сетевого взаимодействия возникла в 2005 году. За прошедшее время была выстроена система связей лицея на различных уровнях. На муниципальном уровне была выстроена система связей с другими инновационными образовательными учреждениями республики - Калмыцкой национальной гимназией им. А.Ш. Кичикова, Русской национальной гимназией им. С. Радонежского, Элистинским техническим лицеем. На региональном уровне была выстроена система взаимодействий с Калмыцким государственным университетом, Институтом комплексных исследований аридных территорий, Центром гигиены и эпидемиологии РК, отделением социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения РК, Национальным

музеем РК им. Н.Н.Пальмова, Общественным национальным казахским центром РК "Жерле-стер". На федеральном уровне мы взаимодействуем с ООО МАН "Интеллект будущего" (г. Обнинск), АНО "Центр дополнительного образования - Альфа-диалог", Гимназическим союзом России ФОБР, АНПО "Школьная лига" (г. Санкт-Петербург).

Выстраивалась такая сетевая структура постепенно. В ней нет иерархической зависимости участников друг от друга. Нормы сетевой деятельности не задаются сверху, а выращиваются изнутри. Они основаны на той реальной деятельности, которая организовывается каждым участником. Нашу образовательную сеть можно определить как сообщество субъектов образовательной деятельности, созданное на добровольной основе. Все участники сети предоставляют друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения качества образования и воспитания учащихся.

Участников сети объединяет событие, которое может быть инициировано как внутри сети, так и извне. Инициаторами событий могут быть носители инновационных педагогических технологий (авторские коллективы или отдельные личности). Когда мы говорим о событии, то имеем в виду решение некоторой проблемы или задачи. Так, для осуществления проектов духовно-нравственной направленности "Национальное изобилие", "Память", "Воскресная школа"; "Времен связующая нить", "Лицей. История в лицах", "Я - Гражданин" и других в рамках лицейской сети были организованы интегрированные тьюторские группы, в которые входят представители администрации, учителя, ученики, носители педагогических технологий и т.д. Сетевые проекты значительно расширили образовательную лицейскую среду в плане межнационального взаимодействия, гражданско-патриотического воспитания, волонтёрского движения и музейной деятельности. Совместное использование ресурсов независимых участников сетевого процесса на добровольной основе расширяет границы общения лицеистов с социумом. В этом взаимодействии мы получаем дополнительные возможности по социальному проектированию духовно-нравственного развития личности. Такое многоуровневое сетевое лицейское взаимодействие позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному

педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.

Сетевое лицейское взаимодействие построено на идеологии открытого обучения и воспитания. В условиях сетевого образования ученик предъявляет себя через текст или продукт. Здесь наставник имеет дело не с личными особенностями, а с качествами творческих продуктов. И поэтому результаты образования в сети более объективны. Лицеисты приобретают опыт самопознания, самоопределения, взаимодействия, сотрудничества и тем самым получают более глубокие знания в избранном профиле обучения. У них формируются умения интегрировать знания профилирующих предметов и смежных с ними областей и конструировать и осуществлять проекты в единстве теоретических, практических и прикладных аспектов.

В то же время, конструируя содержание духовно-нравственного воспитания и образования в контексте сетевого лицейского взаимодействия, мы применяли методологию целостного и личностного подходов. Методологические функции этих подходов в нашем случае проявились в задаваемых исследовательских установках: это - понимание личности как самодетерминированной целостности, выполняющей специфическую роль в жизнедеятельности человека и социума. Духовность рассматривается как совокупность личностных исканий и переживаний, посредством которых определяется конкретный смысл жизни учащегося. По сути в контексте сетевого взаимодействия возникает вопрос о педагогически управляемом становлении духовно-нравственной сферы лицеистов. Последнее требует определения индивидуально-личностного потенциала лицеиста, обусловленного уровнем его интеллектуальных, творческих способностей, внутренней логикой этого процесса, системы гуманитарно-активных методов, обеспечивающих саморазвитие воспитанника в экзистенциальной сфере. Проектируя ситуационно-событийный смыс-лообразующий механизм развития, мы рассматриваем содержание сетевого образования как единство "предметного" и "субъектного" (личностного) опыта.

Например, реализация исследовательского проекта "Память" позволила собрать значительный материал в виде воспоминаний участников конкретного исторического собы-

тия - депортации калмыцкого народа. Встречи и беседы помогли учащимся понять чьи-то взгляды и самим через судьбу респондентов иначе взглянуть на историю страны, судьбу своих родных. Материал, полученный лицеистами в ходе полевого сбора, стал дополнительным источником при изучении периода насильственных выселений в СССР по национальному признаку. В контексте изучения культурного и духовного наследия разных народов тьюторская группа "Единство" тесно сотрудничает с иностранными студентами Калмыцкого государственного университета из Китая, Индии, Бенина и Конго. Ключевым сетевым событием является ежегодный праздник "Национальное изобилие", создающий незабываемую атмосферу тепла, дружбы и реального диалога культур.

Такие сетевые проекты ориентируют лицеистов на толерантное восприятие мира (способность воспринимать другого человека как ценность, понимание внутреннего мира другого). В дальнейшем такие способности позволят им развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе и осваивать культурные нормы и ценности.

Став участником федерального сетевого проекта "Гимназический союз России" Фонда поддержки образования России (ФОБР), миссией которого является стимулирование развития отечественного образования, МБОУ "Элистинский лицей" получил возможность обмена опытом в области инновационных педагогических технологий по сетевому взаимодействию субъектов образовательного процесса посредством телекоммуникаций в виде видеоконференцсвязи (ВКС). Тематика видеосеансов в режиме сетевого взаимодействия свидетельствует о значимости сетевого ресурса как дополнительного источника в духовно-нравственном воспитании личности в практике современной школе. Вот некоторые из них: "Сетевое взаимодействие в музейной деятельности", "Сохранение этнокультурных традиций в современных условиях", "Вспоминая - скорбим! Вспоминая - гордимся?...", «Образ "Другого"», "Наследие Николая Федоровича Катанова в современном образовании и культуре", "Социальное партнерство как одна из форм развития одаренности лицеистов", "Кросскультурные экспериментальные исследования в урочной и внеурочной деятельности", "Друзья, прекрасен наш союз!",

"Родители и школа, школа и семья", "Особенности воспитательного процесса в лицее", "Культура народов".

Организационные формы сетевого взаимодействия, используемые в лицее, этапы реализации данной модели сетевого взаимодействия дают право утверждать, что эффективность процесса духовно-нравственного воспитания и социализации личности могут обеспечиваться, если учитывается национально-региональный компонент образования. В процессе поэтапного формирования духовно-нравственных качеств лицеистов, стимулирования их самовоспитания и самопознания окружающего мира используются индивидуальный и дифференцированный подходы; деятельность педагогов опирается на принципы гуманизма, ценностной ориентации, диалогизма, морального выбора, рефлексивной направленности.

Актуализируя жизненные ситуации, моделируя обстоятельства, требующие от учащихся нравственного выбора, самооценки своих намерений и поступков, волевых усилий в направлении нравственного самоизменения, мы преодолеваем функционализм в духовно-нравственном воспитании, его дробность в реальной школьной практике и выстраиваем общее духовно-нравственное смысловое поле для всех участников сети.

Сетевое лицейское взаимодействие создаёт предпосылки для субъектной активности личности, её востребованности в образовательном пространстве города Элисты, Калмыкии и России в целом. Реализуемое в условиях лицея, оно обеспечивает накопление воспитанниками на каждом этапе их социализации адекватного духовно-нравственного опыта, рефлексии собственной индивидуальности и адекватных ей механизмов "антикризисного" поведения. В то же время сетевое взаимодействие соответствует динамике инновационного развития российского общества и государства.

Таким образом, духовно-нравственное развитие личности, как и всякое развитие, возможно лишь при условии многообразия творческих задач, конструируемых в условиях сетевого взаимодействия. При этом духовно-нравственное самоопределение учащихся выступает главным продуктом их личностного развития. Развитая духовно-нравственная сфера обеспечивает устойчивость духовных ценностей, способность следовать им путем самоорганизации и волевого усилия.

Составной частью духовно-нравственной сферы выступает также общая духовно-нравственная и эстетическая культура, понятия и представления учащихся об этой сфере, владение этическими и эстетическими категориями. Речь идет не о знаниевом уровне усвоения этических понятий, а о степени становления их как принципов поведения, об опыте их применения при решении жизненных проблем, о влиянии духовно-нравственных принципов на поведение, жизнедеятельность и содержание общения. Данный параметр характеризует общую ситуацию сетевого лицейского взаимодействия как инновационной составляющей духовно-нравственного воспитания личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даржинова С.В. Модель сетевого музейного взаимодействия как фактор реализации профессионального обучения старшеклассников // Научная мысль Кавказа. 2013. № 3. С. 110-113.

2. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 33-39.

3. См., Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2000. 352 с.; Запесоцкий А.С. Философия образования и проблемы современных реформ. Минск: БГУ, 2013. 576 с.

4. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 1999. 212 с.

5. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

6. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учеб-но-метод. пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 160 с.

7. Эпштейн М.М. Альтернативное образование: осмысление опыта индивидуального сопровождения ребёнка, родителя, педагога, руководителя // Сб. мат-лов V Всерос. конф. по альтернативному образованию. Санкт-Петербург, 27-28 мая 2009 г. / Под ред. М.М. Эпштейна и Н.В. Касициной. СПб.: АНО "Образовательный центр "Участие"", 2009. 134 с. С. 4-5.

8. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. 182 с.

9. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутри-школьное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 222 с.

10. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. М.: Институт социологии РАН, 1999. 38 с. С. 24-32.

REFERENCES

1. Darzhinova S.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2013, no. 3, pp. 110-113.

2. Slobodchikov V.I. Pedagogika, 2008, no. 9, pp. 33-39.

3. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of learner-centered education]. Rostov-on-Don, Rostov State Pedag. Univ. Press, 2000, 352 p.; Zapesotskiy A.S. Filosofiya obrazovaniya i problemy sovremen-nykh reform [Philosophy of education and problems of modern reforms]. Minsk, Belorussian State Univ. Press, 2013, 576 p.

4. Vlasova T.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i praktika vospitaniya dukhovnosti sovremennykh shkol'nikov [Theoretical and methodological foundations and practice of education spirituality of contemporary students]. Rostov-on-Don, Rostov State Pedag. Univ. Press, 1999, 212 p.

5. Razbegaeva L.P. Tsennostnye osnovaniya gumani-tarnogo obrazovaniya [The value base of liberal education]. Volgograd, Peremena, 2001, 290 p.

6. Solovtsova I.A. Dukhovnoe vospitanie shkol'nikov: problemy, perspektivy, tekhnologii: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov i studentov

[Spiritual education: problems, prospects, technology: textbook for teachers and students]. Ed. by N.M. Bo-rytko. Volgograd, VGIPK RO, 2004, 160 p.

7. Epshteyn M.M. Al'ternativnoe obrazovanie: os-myslenie opyta individual'nogo soprovozhdeniya re-benka, roditelya, pedagoga, rukovoditelya [Alternative education: understanding the experience of individual support for the child, parent, teacher, leader]. In: Sbornik materialov V Vserossiyskoy konferentsii po al'ternativnomu obrazovaniyu [Proc. 5th All-Russian Conf. on alternative education], St. Petersburg, May 27-28, 2009. Eds. by M.M. Epshteyn and N.V. Kas-itsina. St. Petersburg, Educational center "Participation", 2009, 134 p., pp. 4-5.

8. Shchurkova N.E. Etika shkol'noy zhizni [The ethics of school life]. Moscow, Pedagogical Society in Russia, 2000, 182 p.

9. Konarzhevskiy, Yu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie [Management and school management]. Moscow, Pedagogical search, 2000, 222 p.

10. Chuchkevich M.M. Osnovy upravleniya setevymi organizatsiyami [Fundamentals of managing network organizations]. Moscow, Institute of sociology RAS, 1999, 38 p., pp. 24-32.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии)"

21 ноября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.