Научная статья на тему 'Коммуникации образования средствами Всероссийской национальной Программы «Гимназический союз России» (из практики образовательных организаций Республики Калмыкия)'

Коммуникации образования средствами Всероссийской национальной Программы «Гимназический союз России» (из практики образовательных организаций Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОГРАММА / PROGRAM / СЕТЬ / NETWORK / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / СЕАНС / SESSION / ПРАКТИКА / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питкиева Т.И.

Статья посвящена проблеме использования современных коммуникаций в образовании. На примере деятельности МБОУ «Элистинский лицей» и других образовательных организаций Республики Калмыкия рассматривается практическое использование средств Национальной Программы «Гимназический союз России». На сегодня сетевой ресурс Всероссийской образовательной Национальной Программы «Гимназический союз России» Фонда Образования России (ФОБР) является наиболее перспективным из механизмов коммуникаций в контексте сетевого взаимодействия образовательных учреждений Российской Федерации. Данная форма взаимодействия участников сети построена на идеологии открытого обучения и воспитания. Таким образом, выстраивается общее смысловое коммуникационное поле для всех участников сетевого взаимодействия, способствуя содержательному обогащению образовательной среды для развития личности обучающегося, профессиональному совершенствованию педагога и его готовности к осуществлению инновационной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питкиева Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication Technologies of Education by Means of Communication Facilities of the All-Russian National Program „the Gymnasium Union of Russia“ (From the Practice of Educational Organizations of the Republic of Kalmykia)

The article deals with the issue of using modern communication technologies for education process. It considers the practical use of communication facilities of the National Program „the Gymnasium Union of Russia“ on the example of the activities of the Municipal Budgetary Educational Institution "Elista Lyceum" and other educational organizations of the Republic of Kalmykia. Being based on the ideology of open learning and education, such form of network interaction of participants as a network resource is the most promising mechanism of communication technologies in the context of network interaction of educational institutions of the Russian Federation. The author notes that the use of the resources of other network participants of the program expands the boundaries of the communication between students and society providing additional opportunities for their development and self-fulfilling let alone teachers who can test and implement some innovative education models, management of the education system and experience of using modern educational technologies due to which educational organizations can dynamically develop. As a result there appears a shared semantic communication field for all the participants of the network interaction. Thus, communication technologies of education by means of communication facilities of the all-Russian national program „the Gymnasium Union of Russia“ taken from the practice of educational institutions of Kalmykia contribute to substantial enrichment of the educational environment for development of student's personality, improvement of a professional competence of a teacher and his willingness to implement innovative educational technologies.

Текст научной работы на тему «Коммуникации образования средствами Всероссийской национальной Программы «Гимназический союз России» (из практики образовательных организаций Республики Калмыкия)»

ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGICS

УДК 37 ББК 74.20

КОММУНИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ГИМНАЗИЧЕСКИЙ СОЮЗ РОССИИ» (Из практики образовательных организаций Республики Калмыкия) Communication Technologies of Education by Means of Communication Facilities of the All-Russian National Program „the Gymnasium Union of Russia" (From the Practice of Educational Organizations of the Republic of Kalmykia) Т. И. Питкиева (T. Pitkieva)

1 заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия, аспирант Калмыцкого государственного университета (Deputy Minister of Education and Science of the Republic of Kalmykia, Post-graduate Student at Kalmyk State University). E-mail: tpitkieva@mail.ru.

Статья посвящена проблеме использования современных коммуникаций в образовании. На примере деятельности МБОУ «Элистинский лицей» и других образовательных организаций Республики Калмыкия рассматривается практическое использование средств Национальной Программы «Гимназический союз России». На сегодня сетевой ресурс Всероссийской образовательной Национальной Программы «Гимназический союз России» Фонда Образования России (ФОБР) является наиболее перспективным из механизмов коммуникаций в контексте сетевого взаимодействия образовательных учреждений Российской Федерации. Данная форма взаимодействия участников сети построена на идеологии открытого обучения и воспитания. Таким образом, выстраивается общее смысловое коммуникационное поле для всех участников сетевого взаимодействия, способствуя содержательному обогащению образовательной среды для развития личности обучающегося, профессиональному совершенствованию педагога и его готовности к осуществлению инновационной образовательной деятельности.

Ключевые слова: коммуникации, образование, программа, сеть, взаимодействие, инновации, сеанс, практика.

The article deals with the issue of using modern communication technologies for education process. It considers the practical use of communication facilities of the National Program „the Gymnasium Union of Russia" on the example of the activities of the Municipal Budgetary Educational Institution "Elista Lyceum" and other educational organizations of the Republic of Kalmykia. Being based on the ideology of open learning and education, such form ofnetwork interaction ofparticipants as a network resource is the most promising mechanism of communication technologies in the context of network interaction of educational institutions of the Russian Federation. The author notes that the use of the resources of other network participants of the program expands the boundaries of the communication between students and society providing additional opportunities for their development and self-fulfilling let alone teachers who can test and implement some innovative education models, management of the education system and experience of using modern educational technologies due to which educational organizations can dynamically develop. As a result there appears a shared semantic communication field for all the participants of the network interaction. Thus, communication technologies of education by means of communication facilities of the all-Russian national program „the Gymnasium Union of Russia" taken from the practice of educational institutions of Kalmykia contribute to substantial enrichment of the educational environment for development of student's personality, improvement of a professional competence of a teacher and his willingness to implement innovative educational technologies.

Keywords: communications, education, program, network, interaction, innovations, session, practice.

Статья посвящена проблеме использования современных коммуникаций в образовании. На примере деятельности МБОУ «Элистинский лицей» и других образовательных организаций Республики Калмыкия рассматривается практическое использование средств Национальной Программы «Гимназический союз России». На сегодня сетевой ресурс Всероссийской образовательной Национальной Программы «Гимназический союз России» Фонда Образования России ( ФОБР) является наиболее перспективным из механизмов коммуникаций в контексте сетевого взаимодействия образовательных учреждений Российской Федерации. Данная форма взаимодействия участников сети построена на идеологии открытого обучения и воспитания. Использование ресурсов других участников программы расширяет границы общения обучающихся с социумом, предоставляя дополнительные возможности для их развития и самореализации. Для учителей же создаются возможности апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу страны инновационные модели содержания образования, управления системой образования и опыт использования современных образовательных технологий.

Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие образовательным организациям динамично развиваться. Таким образом, выстраивается общее смысловое коммуникационное поле для всех участников сетевого взаимодействия. Коммуникации образования средствами Всероссийской национальной образовательной Программы «Гимназический союз России» в практике образовательных организаций Республики Калмыкия способствуют содержательному обогащению образовательной среды для развития личности обучающегося, профессиональному совершенствованию педагога и его готовности к осуществлению инновационной образовательной деятельности.

Изменение содержания различных систем образования на современном этапе стало ключевым элементом глобальной конкуренции и требует постоянного обновления используемых технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам динамично меняющегося мира. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации — основополагающем

государственном документе отечественного образования — определены цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования и ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. В документе также обозначена одна из основополагающих задач государства в сфере образования — сохранение и развитие единого образовательного пространства России [Постановление Правительства 2000].

В этой связи в российской системе образования возникла острая необходимость в построении принципиально иной функциональной модели коммуникации, поскольку адаптация к изменяющейся образовательной среде невозможна без воздействия на нее и взаимодействия с ней. От того, насколько разнообразна и содержательна среда вокруг индивидуума, зависит его дальнейшее развитие, так как «среда формирует культуру обучения, является основой развития учащихся. Особая роль при этом уделяется информационно-коммуникационным технологиям» [Дендебер, Дендебер 2012: 152].

В разное время вопросами воспитания подрастающего поколения с учетом особенностей социокультурной ситуации в отечественной педагогике занимались как теоретики, так и практики [Амонашвили 1990; Илларионова 2002; Караковский 1993; Мудрик 2000; Сериков 1998 и др.]. Обновление целей и содержания образования на современном этапе обусловлено многими объективными тенденциями, среди которых следует особо выделить взаимодействие гуманитаризации и компьютеризации образования. А. Г. Асмолов замечает: «В эпоху массовой коммуникации само образование выступает как особая социальная индустрия культуры и меняет свою природу. Оно, благодаря различным коммуникационным технологиям, включается в Новый Информационный Мир — Мир Коммуникации. Отсюда неизбежно вытекает, что упрощенное сведение информационных и коммуникационных технологий, в том числе Интернета, исключительно к новым техническим средствам обучения фактически игнорирует переход к иному цивилизационному этапу в истории человечества, в том числе предполагает переход от информационных технологий к информационной культуре» [Асмо-лов 2015: 267-268].

Для решения обозначенной проблемы в образовательном пространстве России на практике реализуются различные формы коммуникаций, в том числе в процессе сетевого взаимодействия для совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие образовательным организациям динамично развиваться: «Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования, это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» [Борликов 2015: 42]. Как известно, принцип сочетания индивидуального и коллективного позволяет обеспечить непрерывность профессионального образования педагога и, как следствие, повысить качество образовательных услуг.

На сегодня сетевой ресурс Всероссийской образовательной Национальной Программы «Гимназический союз России» Фонда Образования России (ФОБР) является наиболее перспективным из механизмов коммуникаций в контексте сетевого взаимодействия образовательных учреждений Российской Федерации. Миссия ФОБР, созданного при поддержке Правительства Российской Федерации в 2007 году, — всемерно стимулировать развитие отечественного образования как системы, позволяющей каждому человеку приобщиться к ценностям национальной и мировой культуры, реализовать свой личностный потенциал и найти достойное место в жизни, тем самым способствуя процветанию государства и общества. Программа «Гимназический союз России» постоянно трансформируется с учетом задач модернизации образования, вовлекая в свое пространство все новых и новых участников. На сегодня информационно-образовательная сеть Фонда охватывает 76 субъектов РФ и Армению, объединяя более 1500 школ [Публичный отчет 2015].

Образовательная организация, находящаяся в договорных отношениях с Фондом, является участником программы «Гимназический союз России» и аккумулирует на своей базе информационно-технологическое обеспечение для взаимодействия с

другими образовательными организациями региона и России. Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательная система переходит в инновационный режим.

В Республике Калмыкия с 2010 г. активным участником Всероссийской образовательной Национальной Программы «Гимназический союз России» является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Элистинский лицей», получившее возможность обмена опытом в области инновационных педагогических технологий по сетевому взаимодействию субъектов образовательного процесса через систему видеоконференцсвязи (ВКС). Данная система как коммуникационный и технологический образовательный ресурс нового поколения позволяет максимально эффективно обеспечивать сетевое партнерство образовательных учреждений России. Участники ВКС могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, обмениваться данными, совместно их обрабатывать, проводить мастер-классы и конференции независимо от территориальной локализации. При этом данная технология позволяет выводить на один экран сразу несколько общеобразовательных учреждений. Совместное использование ресурсов независимых участников сетевого процесса на добровольной основе расширяет границы коммуникаций, поскольку «в значительном числе случаев, образовательные учреждения, даже обладающие соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением, просто не в состоянии самостоятельно в полной мере реализовать полный спектр условий для развития гармоничной духовно-нравственной личности, способной жить в контексте мировой культуры» [Даржинова, Питкиева 131].

По наблюдениям автора статьи, тематика сеансов, выбранных педагогическими работниками школ Республики Калмыкия для коммуникации в режиме сетевого взаимодействия, свидетельствует о многоплановости и значимости содержания Программы «Гимназический союз России» как дополнительного ресурса в различных направлениях учебно-воспитательного процесса [Архив автора]. Актуальными и востребованными являются сеансы по следующим темам: «Сетевое взаимодействие в музейной деятельности», «Сохранение этнокуль-

турных традиций в современных условиях», «Образ „Другого"», «Кросскультурные экспериментальные исследования в урочной и внеурочной деятельности», «Друзья, прекрасен наш союз!», «Родители и школа, школа и семья!», «Особенности воспитательного процесса в лицее», «Культура народов», — позволяющие значительно расширить содержательные возможности имеющейся образовательной среды в контексте духовно-нравственного воспитания и межкультурного диалога. Используемый режим активной коммуникации обучающихся на каждом этапе их социализации в условиях сетевого взаимодействия обеспечивает накопление ими адекватного духовно-нравственного опыта и собственной рефлексии.

В практике участия педагогов республики в Программе «Гимназический союз России» наблюдается востребованность опыта, отражающего использование современных педагогических технологий. Так, сеанс по теме «Педагогическая мастерская. Технология укрупнения дидактических единиц (из опыта использования технологии в преподавании различных предметных дисциплин в школах Республики Калмыкия)» вызвал огромный интерес не только у организаторов программы, но и у всех ее участников — представителей различных школ России. Учитывая то, что монологическая система образования постепенно утрачивает свою эффективность, актуальными темами для коммуникаций педагоги считают организацию интегрированных сеансов. В целях реализации основных идей технологии межпредметной интеграции были проведены сеансы по темам «Межпредметная интеграция на примере работы методического объединения и подготовки к ЕГЭ по химии и биологии» и «Технология развития критического мышления на примере освоения различных учебных предметов». К примеру, мастер-класс учителя литературы Элистинского лицея Л. Д. Нимеевой был посвящен работе над текстом рассказа «Где я была» известной современной писательницы Л. Петрушевской. В работу над текстом были вовлечены все студии-участники сеанса: МБОУ «СОШ № 6» г. Котово Волгоградской области, МБОУ «Гимназия № 1» г. Мончегорска Мурманской области, Санкт-Петербургского военного училища, МКОУ «Октябрьский лицей» Волгоградской области и г. Севастополя. На протяжении всего сетевого урока осуществлялась

активная рефлексия. Умело выстроенный разговор под управлением педагога подвел всех участников сеанса к важным выводам нравственного характера [Архив автора].

Особой популярностью среди педагогов и обучающихся пользуются межрегиональные сетевые проекты Программы «Гимназический союз России». В апреле 2015 г. в режиме ВКС была проведена VIII Всероссийская научно-практическая конференция старшеклассников «Молодые исследователи», организованная ГБОУ Гимназия № 11 г. Санкт-Петербурга. Выступление ученицы из Республики Калмыкия в секции «Филология, лингвистика, литература» по теме «Репрезентация концепта «слава» в английской и русской лингвокультурах» вызвало значительный интерес, о чем свидетельствовали многочисленные вопросы как со стороны членов жюри, так и от студий-участников. Коллективы МБОУ «Элистинского лицея» и МАОУ «Лицей» г. Урюпинска Волгоградской области отмечены дипломами за высокие командные результаты исследовательской работы.

В целом в Программе «Гимназический союз России» только за последние три года сетевого взаимодействия на базе МБОУ «Элистинский лицей» приняли участие 23 общеобразовательные организации Республики Калмыкия, специалисты Министерства образования и науки РК, Управления образования администрации г. Элисты, ученые ФГБОУ ВПО «КалмГУ», сотрудники Республиканского центра детского и юношеского туризма и краеведения, более 100 педагогов и свыше 250 учащихся. В режиме участия организовано и проведено более 130 сеансов по различным темам. Как следует из материалов публичного отчета Фонда поддержки образования о работе Всероссийской национальной образовательной Программы «Гимназический союз России», в 2014-2015 учебном году Республика Калмыкия является лидером в Южном Федеральном округе по удельному вкладу работы по программе за период 2012-2015 гг.

Опыт показывает, что использование данного вида коммуникации позволяет расширить возможности образовательного пространства для обеспечения повышения качества образования и определения дальнейшей стратегии развития каждой конкретной организации в контексте единого образовательного пространства России.

Таким образом, в результате реализации Программы «Гимназический союз России» образовательные организации на практике апробируют инновационную модель сетевого взаимодействия как одного из приоритетов модернизации отечественного образования. Коммуникации образования средствами Всероссийской Национальной образовательной Программы «Гимназический союз России» в практике образовательных организаций Республики Калмыкия способствуют содержательному обогащению образовательной среды для развития личности обучающегося, профессиональному совершенствованию педагога и его готовности к осуществлению инновационной образовательной деятельности.

Источники

Архив автора.

Постановление Правительства РФ « Национальная доктрина образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. № 751. Публичный отчет Фонда поддержки образования о работе Всероссийской национальной образовательной Программы «Гимназический союз России» в 2014-2015 учебном году. [Электронный ресурс] // URL: http: // fobr.ru (дата обращения: 20.09. 2015).

Литература

Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные аспекты. М.: Просвещение, 2015. 447 с.

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Минск: Университетское, 1990. 560 с.

Борликов Г. М. Сетевое взаимодействие университета и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии). Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. 96 с.

Дендебер И. А., Дендебер С. В. Адаптация коллективов образовательных учреждений к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения. Методическое пособие. М: УЦ «Перспектива», 2012. 152 с.

Даржинова С. В., Питкиева Т. И. Сетевое взаимодействие как инновационная составляющая духовно-нравственного воспитания личности // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону: Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высшей школы ЮФУ, 2014. С. 130-136.

Илларионова Л. П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2002. № 3. С. 10-14.

Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Нов. школа, 1993. 80 с.

Мудрик А. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.

Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1998. 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.