• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •
УДК 069.1 ББК Ч918
С.В. Даржинова
СЕТЕВОЕ МУЗЕЙНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Аннотация. В статье рассматривается сетевое музейное взаимодействие как эффективное средство модернизации образования в контексте проблемы воспитания духовно-нравственной личности в современном обществе.
Ключевые слова: сеть, музей, взаимодействие, образование, модернизация, духовность, система, воспитание.
S.U. Darzhinova
NETWORK MUSEUM INTERACTION IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION
Annotation. The article deals with the problem of network museum interaction as an effective method of education modernization in the context of spiritual and moral individual upbringing in modern society.
Keywords: network, museum, interaction, education, modernization, spirituality, system, upbringing.
Очередной виток информационного и научно-технического прогресса человеческой цивилизации и необходимость существенных изменений социального образа жизни людей предопределил модернизацию в качестве одного из важнейших направлений развития современной России. Действенным фактором этого процесса является образование, в которое практически вовлечён каждый человек, поскольку его основной функцией является обучение подрастающего поколения и подготовка профессиональных кадров во всех областях науки.
Соответственно, построение гражданского общества и дальнейшее развитие России как сильного государства в значительной степени определяется школой, в которой процесс образования будет проектировать приоритеты будущего и отвечать всем вызовам времени. В этой связи, вспоминается высказывание Н.И. Пирогова, о том, что школа должна стать «матерью общества», а не «дочерью», как принято считать. Для достижения такого предназначения, необходимо, чтобы «...вся история общества, все внешние и внутренние условия способствовали развитию его нравственных сил, его воли и характера. Тогда и только тогда школа может выработать, развить всё ею полученное от общества и сделаться передовой» [9, С. 405].
По сути, мы говорим о развитии духовно-нравственной составляющей нашего общества. Ещё совсем недавно, существовала система воспитания, которая регламентировала требования к морально-нравственному облику советского человека и активно утверждала в массовом сознании такие идеалы, как патриотизм, любовь к Родине, чувство долга, взаимопомощь, солидарность, упорство в достижении цели.
*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 «Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии)»
28
2014 г. №3(23)
Она соответствовала реалиям того времени, поскольку многое было основано на страхе и подчинении, так как пресекались любые проявления вседозволенности, национализма и безответственности, но, следует признать, она работала.
Сегодня доминирующее внимание в образовании уделяется технологизации контроля знаниевой подготовки (тестирование). Наблюдается дифференциация знаниевого и воспитательного компонентов, когда процесс формирования духовно-нравственной мотивации отходит на второй план. Свёртывание духовновоспитательного компонента в образовании во многом способствует тому, что в системе ценностных приоритетов личности духовно-нравственные ценности часто уступают место другим интересам и потребностям, а традиционные для нашей отечественной культуры представления о тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. При этом следует понимать, что изменились не сами духовнонравственные ценности, а отношение значительной части общества к ним. Вместо конструктивных нравственных мотивационных установок у молодёжи закрепляются нигилистические, а, порой, и антисоциальные представления и модели поведения. Такие категории, как нравственность, историческая память, преемственность, духовно-нравственные устои, толерантность для многих представителей молодого поколения утратили своё значение.
Факты проявления национализма, экстремизма со стороны молодёжи тревожат и требуют оценки и самого пристального внимания со стороны общества. Ведь, совсем не случайно Президент России В.В. Путин, говоря о духовности и единстве российского народа, призывает воспитывать в молодом поколении приверженность семье, ответственность за судьбу отечества, уважение к людям [10].
Необходимо осознавать, что главной целью модернизации является не только выход России в качестве равноправного партнёра на мировой образовательный уровень, но и сохранение наших российских традиционных ценностей. И нет нужды бросаться из одной крайности в другую, как это порой у нас случается. Должен сохраняться баланс между обучением и воспитанием на основе духовно-нравственных ценностей.
При создании системы воспитания необходимо учитывать современные реалии и использовать всё самое достойное, что было наработано предыдущими поколениями. Мы полагаем, такая система призвана решать сложные профессиональные задачи по воспитанию активной личности, имеющей свой нравственный стержень и такие личностные качества, которые позволят ей ориентироваться в обществе, любить свою Родину, сохранять духовно-историческое наследие страны, уметь принимать решения и находить выход из критических ситуаций, проявлять толерантность.
В этой связи познание должно быть направлено на формирование творческой личности, способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое развитие общества. Такие качества личности, как нравственность, духовность, социальная ответственность не могут быть сформированы без присутствия культуры, поэтому, говоря о духовном обогащении личности, мы понимаем, что культура незаменима для её полноценного развития. Вспомним об изначальном смысле слова «воспитание» - это духовное вскармливание человека, выращивание его разума, утончение, усовершенствование, облагораживание его чувств, побуждений и интересов, умений и повседневных отношений [8, С. 57].
Чтобы разбудить в юном человеке стремление сформировать нравственноэстетическое и толерантное отношение к миру, нужно научить его видеть явления культуры и понимать, какие из них «культурные», а какие скорее «антикультурные». Воспитание учащихся должно быть толерантным по духу и обеспечивать восприятие другого как ценности, понимание внутреннего мира другого и стремление к сотрудничеству, как позитивному способу взаимодействия с другими.
29
Для выявления наиболее эффективных путей и средств модернизации российского образования обратимся к музейной деятельности, возникшей из желания людей наделять ценностным смыслом определённые предметы и явления. Образовательная функция музея была сформирована из потребности общества развивать специализированные формы публичного общения по поводу различного рода эстетических и историко-культурных ценностей, давая им общественно-значимую интерпретацию [7, С. 11]. Соответственно, базовые формы музейной деятельности (экскурсия, лекция, консультация, научные чтения и др.) и их современные модификации, возникли под влиянием времени и социального заказа общества.
Многие исследователи (М.Б. Гнедовский [1], И.М. Гревс [2], А. Лихтварк [6],
М.Ю. Юхневич [12] и др.) отмечали, что активные базовые формы обучения из арсенала музея могут усилить творческую индивидуальность, эмоциональные и интеллектуальные переживания личности и предоставляют ей уникальные возможности для межкультурного диалога, духовного обогащении и постижения мира. Как инструмент междисциплинарной интеграции, музей предлагает освоение культурного опыта поколений через непосредственное включение обучающихся в свою деятельность. Приобщая к иному человеческому опыту, в соответствии с теми или иными общественными идеалами, музей может оказывать опосредованное влияние на формирование всей структуры личности, духовный мир, разум, чувства, волю и, тем самым, содействовать её интеграции в общество и культуру.
Современное музейное образование неформально, демократично, лишено жёстких схем и распространяется буквально на все группы общества. О характере взаимодействия между музеем и посетителем очень хорошо сказал М.Б. Гнедовский: «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книги, ни другие новейшие достижения цивилизации - опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порождённые ценности. Не знание истории как совокупности истин и сведений, но отношение к ней, личное отношение - вот что призван формировать музей...» [1, С. 21].
Необходимо отметить, что сегодня огромная культурно-просветительная работа на местах проводится силами музеев образовательных учреждений. Однако, практика показывает, что музейная деятельность, во многом, это деятельность учителя-энтузиаста, который в большинстве случаев проводит её своими силами, не имея особой научно-методической и финансовой помощи со стороны властных структур, поэтому духовно-нравственные принципы её построения в отдельно взятом образовательном учреждении довольно часто не получают своего практического воплощения. В этих условиях встаёт вопрос о кооперации, объединении, создании сети. Под понятием «сеть» мы понимаем совокупность институций с определенными функциями. Другое наше представление о сетях связано с многообразием деятельности образовательных учреждений. При наличии разных образовательных программ и школ, их реализующих, как следствие, возникает необходимость установления особого рода связей между школами. Появляется сеть, как структура, которая обеспечивает эти связи. Исследователи (Е.Н. Лекомцева, А.В. Золотарёва [4]; П.С. Лернер [5] и др.), отмечают, во всех случаях сетевого взаимодействия должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия образовательных программ должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы конкретного общеобразовательного учреждения.
В образовательном пространстве России существуют различные модели сетевого взаимодействия: «Образовательный округ» - интеграция нескольких школ, на
базе одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом; «Школьный округ» - несколько образовательных учреждений заключают между собой на добровольной основе договора о совместной деятельности в сфере образования, а базовая школа рассматривается в качестве первоочередного кандидата на получение дополнительных внешних ресурсов, перераспределяемые затем на других участников; «Ресурсный центр» - формирование единого образовательного пространства идёт через использование в образовательном процессе педагогических и научных кадров высших учебных заведений, технических и культурных возможностей вузов, учреждений дополнительного образования, а сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий и действует по принципу передвижения различных лабораторий; «Модель проектов» представляет собой комплекс взаимосвязанных или независимых проектов, реализуемых во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения и имеющих свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.).
Всё это свидетельствует о том, что сетевое взаимодействие в образовании имеет теоретическую основу и богатый практический опыт. Создание и развитие сетевого музейного взаимодействия может дополнить и конкретизировать имеющийся опыт. Высшей целью такого музейного взаимодействия является воспитание Человека, искренне любящего страну, способного управлять своим духовным развитием, умеющего укреплять и сохранять нравственные традиции, проявляющего толерантность, чувствующего ответственность и укрепляющего российское общество на основе духовно-нравственных ценностей.
Нами была разработана модель «Музейное научно-методическое объединение», основанная на трёх составляющих:
1) использование инновационных, экспериментальных, пилотных, внедренческих площадок различного уровня и материально-технической базы Калмыцкого государственного университета;
2) традиционный подход к организации взаимодействия, когда учащиеся школ-участниц сети участвуют в различных образовательных программах университета;
3) повышение квалификации учителей, занимающихся музейной деятельностью, через факультет дополнительного образования университета.
В сеть на добровольной основе вошли 68 паспортизированных школьных музеев различной направленности и Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения, составляющих единое музейное образовательное пространство Калмыкии. Деятельность музейной сети была увязана с планами учебнометодической, научно-исследовательской, воспитательной работы образовательных учреждений. Программное регулирование сети обеспечивается музеем Калмыцкого государственного университета
Осуществляя многообразие программ, музеи, входящие в сеть, не теряют исторически присущей им функции - сохранение и представление материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. Более того, эти функции стали «питательной средой» для инновационных программ, актуальных для региона. В рамках музейной сети реализуются социально-значимые культурные проекты и образовательные программы, которые позволяют учащимся получить навыки межнациональной и межконфессиональной толерантности, овладеть нормами общечеловеческой морали и нравственности, приобрести национальную идею, познакомиться с национальными традициями и культурой и т.д.
Научный лекторий на базе музея университета был создан в рамках сетевого взаимодействия для ознакомления школьников с актуальными проблемами социально-
• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •
экономической, культурной жизни общества, новыми исследованиями в различных областях науки и практики, современными методами и технологиями, а также для обмена опытом профессиональной деятельности в образовательном пространстве региона.
Для всестороннего обсуждения проблем социально-экономической жизни общества, деятельности образовательных учреждений был открыт дискуссионный клуб «Круглый Стол». Для участия в клубе привлекаются ведущие учёные, учителя, представители властных структур, общественных организаций и так далее. На этих заседаниях учащиеся получают навыки ведения дискуссии, узнают о тех насущных проблемах, которые волнуют сегодня наше общество. Участвуя в таких проектах, они наиболее полно раскрывают свой творческий потенциал и учатся ориентироваться в информационном пространстве и мире гуманитарных ценностей.
В рамках музейного взаимодействия проводятся экскурсии, которые позволяют знакомить учеников с окружающим предметным миром. Экскурсионный метод предоставляет большие возможности участникам для диалога и погружения в «стихию путешественности» (И.М. Гревс). Эмоциональные и интеллектуальные переживания в ходе экскурсий, несомненно, духовно обогащают учащихся. Они учатся созерцать картину, понимать язык музыки и танца, скульптуры и кинокадра. Чтобы ученики осознанно овладевали опытом самопознания, саморегуляции, самоуправления используются различные ситуации (жизненные, социальные, личные, психологические и т.д.), способные создавать внутренние коллизии, импульсы к изменению личности [11, С. 8-10].
Весьма эффективно в этом плане приобщение учащихся к проведению и ознакомлению с результатами локальных исследований, объект которых сознательно территориально, хронологически, проблемно ограничен. Именно через локальные исследования реализуется принцип неразрывности исторической памяти поколений. Обращаясь к локальным исследованиям, учащийся рассматривает историю жизни конкретного человека, семьи, села, здания, общественного или государственного учреждения на фоне больших исторических событий [3,С.107-109]. Такой опыт позволяет ему самосовершенствоваться, оценивать себя, выбирать ценности, развивать смыслы и принимать самостоятельное решение.
Необходимо отметить, что сетевое музейное взаимодействие не ограничивается только контактами в регионе. Калмыцкий государственный университет является внедренческой площадкой сетевой организации федерального уровня «Школьная Лига РОСНАНО», которая реализует проекты по естественнонаучному образованию. Университет выступает в качестве ресурсного центра в регионе для диалога между образовательными учреждениями, учеными, бизнесом и производством, обмена информацией, обсуждения актуальных вопросов и эффективного сетевого взаимодействия. Ресурсы Школьной Лиги РОСНАНО весьма плодотворно используются в работе нашей сети [13].
В рамках музейного сетевого взаимодействия был сформирован разнообразный репертуар работы (бенефисы, встречи, лекции-экскурсии, мастер-классы, семинары, открытые занятия, киносеансы, гостинаые и др.). Включение разнообразных форм культурно-образовательной деятельности в содержание музейной сети позволило разрабатывать и проводить в жизнь различные программы обучения учащихся, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с ними, осуществлять социально-психологические исследования учащихся и реализовывать масштабные проекты (Республиканский Фестиваль науки, научно-практические музейные конференции, видеоконференции, семинары и др.).
Таким образом, было организовано открытое региональное сетевое музейное взаимодействие, объединяющим началом которого стал Калмыцкий государственный
32
2014 г. №3(23)
университет. Такое взаимодействие позволило выйти за рамки узкопрофессионального подхода и обобщить реальные факты музейной деятельности в обучении с позиций других научных дисциплин. Интеграция музееведения с педагогикой и психологией создала предпосылки для осознания роли теории в образовании и получения новых импульсов для его развития. Вместе с тем, такое взаимодействие предоставляет учащимся возможности для самостоятельного выбора программы или мероприятия, в соответствии со своими интересами и намерениями и тем самым подготавливает их к территориальной, социальной и академической мобильности. Основополагающими в сетевом музейном взаимодействии стали человеческие взаимоотношения участников, основанные на взаимном уважении и чувстве ответственности за духовно-нравственное воспитание молодого поколения, и способные изменить её участников.
Список литературы
1. Г недовский, М.Б. Музей и образование (проектная концепция) / М.Б. Г недовский, Н.Г. Макарова, М.Ю. Юхневич // М.: ВНИК «Школа», 1989. - 52 с.
2. Гревс, И.М. История в краеведении./ И.М. Гревс//Отечество: Краеведческий альманах. - Вып. № 2. - М., 1991.
3. Даржинова, С.В. Формирование толерантных основ личности средствами музейной деятельности. / С.В. Даржинова, Б.К. Салаев, Т.И. Питкиева. - Элиста: КалмГУ 2011. - 136 с.
4. Лекомцева, Е.Н. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности. / Е.Н. Лекомцева, А.В. Золотарёва // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Том 2 (Психолого-педагогические науки). С. 229-232.
5. Лернер, П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей. // Школьные технологии. 2002. № 6. С. 75-81.
6. Лихтварк, А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения. / А Лихтварк // Образовательные и воспитательные задачи современного музея. Под ред. Л.Г. Оршанского. - СПб, 1914.
7. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - 259 с.
8. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.- метод. пособие. Дубна: Феникс, 1999. - 253 с.
9. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М., 1952. - 702 с.
10. Путин В.В. Программа 2012-2018. Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. http://www/rg.ru/2012/01/12/putin-site.html.
11. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с.
12. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. / М.Ю. Юхневич // Министерство культуры РФ. Российский институт культурологи. - М., 2001. - 223 с.
13. Школьная Лига РОСНАНО. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://schoolnano.ru.
33