Научная статья на тему 'Региональное сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров'

Региональное сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ / EDUCATIONAL NETWORKS / ФОРМИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕЛЬСКИХ ОУ / FORMATION OF THE NETWORK INTERACTION RURAL OS / ШКОЛА-ПАРТНЕР / PARTNER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутырова Алла Санджиевна, Борликов Герман Манджиевич

Статья посвящена формированию регионального сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений, цель которых создание условий для повышения доступности и качества образования. Рассматриваются содержание и основные направления сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений. Авторы показывают на примере КалмГУ систему сотрудничества школ-партнеров с университетом. Она дает возможность максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, включая получение высшего образования по всем возможным направлениям, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентноспособность и востребованность на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Networking of the University and the Partner Schools (on the Example of the Kalmyk State University)

The article is devoted to the formation of the regional network of cooperation of rural educational institutions, which aim to create conditions for improvement of accessibility and quality of education. Discusses the contents and the main directions of network interaction of rural educational institutions. The authors show on the example of KalmGU, the system of cooperation of the partner schools, the University and in result, you can build it so as to meet the needs of students, provide opportunity to receive higher education in all the possible directions that will ensure the graduates of the promising and interesting work in the future, competitive and in demand on the labour market.

Текст научной работы на тему «Региональное сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров»

ПЕДАГОГИКА: РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ОПЫТ КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

УДК 378:001.895

РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛ-ПАРТНЕРОВ

А. С. Мутырова, Г.М. Борликов

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями. Одной из актуальнейших проблем развития образования является формирование образовательных сетей (ОС) образовательных учреждений (ОУ). Направления формирования сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений в области повышения качества и эффективности образования является реализация сетевых образовательных программ.

Рассмотрим вопросы формирования регионального сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений, цель которых - создание условий для повышения доступности и качества образования. Сложившаяся система сотрудничества школ-партнеров с Калмыцким государственнным университетом дает возможность максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся в получении ими высшего образования по всем возможным направлениям. Это позволит обеспечить выпускникам перспективную

Мутырова Алла Санджиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и менеджмента профессионального образования Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, е-таП: а11ти^@уаМех.г), тел. 8(84722 34070);

Борликов Герман Манджиевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и менеджмента профессионального образования Калмыцкого государственного университета, 358000, г Элиста, ул. Пушкина, 11, е-тай: prezident@kalmsu.ru, тел.8(84722 34070).

и интересную работу в будущем, конкурентноспособность и востребованность на рынке труда.

Преимущества и особенности организации сетевых педагогических сообществ описаны в работах Е.В. Василевской, А.Г Каспера, Е.Н. Глубоковой, И.Э. Кондаковой, К.Г. Митрофанова, М.М. Поташника, Г.А. Будниковой, Е.В. Сухоруковой, В.Ф. Лопуга и др. [1-4].

Аналих существующих концепций по проблеме и десятилетний опыт Калмыцкого университета в этом ключе свидетельствуют, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих для обучающихся возможность освоения предметных и ориентацион-ных курсов через использование ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. Создание сети образовательных институтов, реализующих программы образования направлено на обеспечение доступа к качественному образованию максимальному количеству детей, в соответствии с их образовательными потребностями, способностями, состоянием здоровья и материальной обеспеченности семей.

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений включает в себя, с одной стороны, - обеспечние высокого качества образования и его многообразных организационных форм, отражаю-

Alla Мutyrоvа - Ph.D. in Pedagogy, associate Professor of the Department of Management and Technology of Professional Education at the Kalmyk State University, 11 Pushkin street, Elista, 358000, e-mail: allmut.v@yandex.ru, tel. +7(84722 34070);

German Borlikov - Doctor of Pedagogy, Professor, head of Department of Management and Technology of Professional Education at the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail: prezident@kalmsu. ru, tel. +7(84722 34070)

щих образовательные потребности граждан региона, с другой стороны, - объединение и оптимальное распределение материальных и кадровых ресурсов.

Решение проблемы качества образования в условиях сетевого взаимодействия зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданы используемые методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Среди исследований, посвященных обозначенной проблеме, следует отметить работу М. Поташника [2], который считает, что в идеале каждое образовательное учреждение, являющееся частью муниципальной образовательной системы, обеспечивая обучение, воспитание и развитие детей в режиме стабильного функционирования, должно иметь тему, по которой создается инновационный опыт, развивая тем самым и себя, и систему образования, становясь в перспективе ресурсной школой образовательной сети.

Идеологической основой разработки тактики модернизации сельских образовательных систем являлись: Закон РФ "Об образовании"; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Концепция модернизации педагогического образования; Концепция профильного обучения; Концепция реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности [3]; концептуальные документы Национального проекта "Образование", впоследствии Комплексного проекта модернизации образования. На основе этих документов были разработаны методики комплексных структурных изменений, применение которых было зачастую затруднено ввиду их инвариантности, которая выражалась в использовании традиционных форм и методов становления современного инновационного образования.

В настоящее время выделяют порядка 15-ти классификаций сельских ОУ [4], при том, что на основании Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.02.1997 г. № 150/14-12 "О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений", Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. утвержден

список типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, одним из которых является ОУ [5].

Таким образом, все виды ОУ можно классифицировать по принципам численности учащихся, реализуемым образовательным программам, эффективности использования ресурсов. Для села характерно деление ОУ на крупные, малочисленные школы (МЧШ), малокомплектные сельские школы (МКШ). Для некоторых районов характерны и отдаленные сельские школы, которые могут быть любыми по численности.

Темпы развития сетевого взаимодействия на разных уровнях системы образования представляются далеко не равномерными. На наш взгляд, наиболее активно происходит развитие сетевого взаимодействия на уровне образовательных учреждений общего образования. В системе профессионального образования такие тенденции только формируются. Хотя можно привести уже довольно много примеров успешных практик в этой деятельности.

Одним из направлений сотрудничества университетов может стать сетевая система подготовки преподавателя к реализации образовательного процесса в современном вузе. Определенная работа в этом направлении проводится, например, в Калмыцком государственном университете. В сентябре 2012 г. начато формирование на базе КалмГУ школ-партнеров целью сотрудничества, которого, является повышение качества обучения школьников и результативность профильной подготовки, содействие в профессиональной ориентации и продолжения образования учащимися, обладающим творческими и исследовательскими способностями, стремящимися к интеллектуальному развитию, самореализации и научной деятельности.

Таким образом, сетевое взаимодействие Калмыцкого государственного университета и школ-партнеров предполагает следующие условия формирования регионального сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации образования:

1. Технология формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ, представленная в виде алгоритма:

- организационное и правовое оформление образовательных сетей;

- формирование современных подсистем управления сетевым взаимодействием;

- становление сетевой модели организации профессионального роста педагогов и менеджеров;

- организация взаимодействия по формированию и реализации сетевых образовательных, воспитательных программ.

2. Разработка сетевых образовательных программ ОУ с учетом национально-региональной специфики сельских территорий России.

Разработанная система формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации образования в регионе позволит сформировать местные системы образования как единицы национальной образовательной системы, условия для обеспечения доступности и высокого качества образования сельских школьников.

Уже сейчас, в рамках этого сотрудничества, созданы школы-партнеры в сельских поселениях (Кетченеровском, Сарпинском, Целинном, Яшкульском, Лаганском, Городови-ковском, Яшалтинском районах) и в г. Элиста, подписаны договоры о сотрудничестве. В процессе взаимодействия совершенствуется профессиональное мастерство, достижения отдельных преподавателей и образовательных учреждений, повышается качество образования.

Сетевое взаимодействие КалмГУ начинается с момента создания школ-партнеров, инициирующего разработку различных программ образования. В качестве школ-партнеров могут выступить средние общеобразовательные учреждения любой организационно-правовой формы, предусмотренной действующим законодательством, расположенное на территории Республики Калмыкия, обладающей лицензией на право осуществления образовательной деятельности, заключившее договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО "КалмГУ".

Такой подход позволяет определить: цели и основные ценности системы образования, перспективу будущего образования в университете; стратегию и тактику в области качества образования; принципы построения системы образования; внешние и внутренние связи системы образования и факторы, влияющие на качество образования.

Формы взаимодействия школ-партнеров с университетом многообразны (лицейские и профильные классы в общеобразовательных учреждениях, лектории, семинары, коллоквиумы, консультации для учащихся и учителей,

олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы и научно-исследовательская работа школ и вузов и др.) и представляют собой новации, суть которых отражена в их названии.

Различного рода лектории, семинары, коллоквиумы, консультации для учащихся и учителей направлены на ознакомление их с научными направлениями, над которыми работает коллектив университета, требованиями к уровню знаний учащихся для обучения по конкретным направлениям образования в университете, подготовку потенциальных абитуриентов.

Олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы и другие совместные научные мероприятия средних образовательных учреждений и университета имеют своей целью выявить учащихся, не только подготовленных к поступлению в вузы, но и способных неординарно мыслить, находить различные подходы к решению научных задач, склонных к логическому мышлению.

Научно-исследовательская работа на базе среднего образовательного учреждения силами преподавателей и ученых вуза или на базе лабораторий, научных центров и кафедр вуза позволяет выявить наиболее способных и склонных к научно-исследовательскому творчеству учащихся.

По нашему мнению, формирующееся взаимодействие университета и школ-партнеров можно рассматривать как один из путей, позволяющий сформировать оптимальные условия для полного обеспечения населения образовательными услугами, поможет профессиональной ориентации учащихся, будет способствовать развитию их творческих способностей. Изучение мнения непосредственных субъектов этого взаимодействия -учителей, учащихся и их родителей позволяет посмотреть на проблему "изнутри".

Под руководством специалистов отдела профориентации и нового набора КалмГУ организуется профориентационная работа, опрос учителей, учащихся 9-11-х классов и родителей школ-партнеров. В феврале 2013 г. подобный опрос был проведен в девяти гимназиях и средних школах Калмыкии. В нем приняли участие: 70 учителей, 120 родителей, 250 -учащихся. Одной из задач было изучение установок и ориентации учителей на сотрудничество с вузом. Опрос показал, что практически все преподаватели считают проблему

взаимодействия высшей школы со средней школой очень важной и актуальной. Особый интерес представляют ответы учителей на вопрос: "Как Вы понимаете взаимодействие вуза и школ в настоящее время?".

Первая группа опрошенных учителей -30,5 %, - условно обозначенная как "проек-тники", относится к взаимодействию высшей школы со школой как к тесному сотрудничеству на уровне создания совместных программ, проектов, учебников. Для этого, по их мнению, необходимо вузу и школе выработать общую стратегию и программу подготовки учащихся. К эффективным они относят следующие направления взаимодействия вуза и школ-партнеров:

- осуществление совместных долговременных и краткосрочных проектов;

- проведение совместных мероприятий вуза и школ-партнеров (конференций, семинаров, совещаний);

- участие школьников и учителей в вузовских конференциях, совместный выпуск печатных работ (сборников, учебников и т. д.).

Вторая группа - почти 35 % опрошенных учителей ("профильники") понимает взаимодействие вуза со школой как основу профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранной специальности. Самыми эффективными формами взаимодействия вуза и школы эта группа учителей считает спецкурсы и просеминары, подготовку школьниками творческих работ и защиту их на конференциях, проведение предметных "круглых столов" и мастер-классов для преподавателей.

Результаты опроса родителей учащихся школ-партнеров показали, что они также считают проблему взаимодействия средней школы с высшей школой очень актуальной. От сотрудничества вуза со школой они ждут: повышения уровня образования своих детей; углубленных знаний по выбранным предметам; психологической адаптации детей к вузовской системе образования; помощи им в профессиональной ориентации; развитии навыков работы с информацией; опыта публичных выступлений; подготовки к проектно-ис-следовательской деятельности. Но больше всего от этого сотрудничества родители ожидают помощи в поступлении своих детей в вуз. Многие опрошенные родители отметили, что взаимодействие вуза со школой уже сей-

час способствует росту теоретической базы знаний учеников; пробуждает их интерес к обучению; дает возможность познакомиться с требованиями высшей школы; позволяет сделать осознанный выбор будущей специальности; развивает навыки самостоятельной творческой работы; учит независимо и креативно мыслить; помогает реально оценивать свой потенциал; понять себя; проверить свои знания и творческие возможности.

Не менее важной задачей исследования было изучение мнения учащихся по этой проблеме. Результаты опроса учащихся 9-11-х классов свидетельствуют об их информированности и интересе к этой проблеме. Их интересует, прежде всего, повышение уровня образовательной подготовки для последующего поступления в вуз. Это отмечают все опрошенные ученики. Они называют в качестве форм взаимодействия вуза и школы преподавание в школе работников вуза, организацию научной работы в школе в форме просеминаров, конференций, как знакомство с вузовской системой обучения, как новый способ работы с информацией, углубленная подготовка по выбранным предметам, расширенная информация о вузе, навыки научно-исследовательской работы.

Все это, считают учащиеся, помогает им в выборе профессии, а также сократить время адаптации к обучению в вузе. Вместе с тем учащиеся отмечают, что сотрудничество вуза и школы - это обмен опытом и взаимная выгода для обеих сторон.

Основным направлением сотрудничества между вузом и школой-партнером сегодня являются специализированные классы, обучение в которых помимо дополнительных навыков и знаний дает учащимся представление о будущей профессии. В учебных планах школы предусматриваются такие формы вузовской системы обучения, как лекции и семинары. Тем самым уже со школьной скамьи учащиеся привыкают к системе обучения в вузе.

Так, в школах-партнерах создаются очно-заочные школы физико-математического профиля, химико-биологического профиля в системе сотрудничества с факультетами математики, физики и информационных технологий и педагогического образования и биологии. Высокий уровень подготовки, который получают учащиеся в этих классах, позволяет выпускникам поступать не только на естественнонаучные, технические и эконо-

мические специальности, не только КалмГУ, но и в другие вузы, в том числе и наиболее престижные.

Эффективность этой работы - в результатах поступления выпускников этих школ. Выпускники этих классов поступают в вузы и, в большинстве своем, на бюджетные места. Так, итоги 2011 г. показали, что количество бюджетных мест в вузах резко сокращается, стоимость обучения увеличивается, а конкурс растет. Однако наше сотрудничество по-прежнему дает выпускникам школ-партнеров очень ценную возможность стать студентами именно на бюджетной основе. Есть возможность целевого направления выпускников на педагогические специальности.

Вуз проводит в школе широкую рекламную кампанию в форме встреч представителей вуза с учащимися, раздачи рекламных материалов.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о разнообразных направлениях и формах взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, которые постоянно расширяются и совершенствуются в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования и повышения качества обучения школьников.

Все мероприятия, предлагаемые в рамках сотрудничества, направлены на обеспечение высокой востребованности и профессиональной успешности выпускников средних школ. Для университета очень важно не только обеспечить высокое качество реализации профессиональных образовательных программ, но и помочь потенциальному потребителю образовательной услуги сделать правильный выбор направления будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими индивидуальными способностями и с учетом тенденций развития рынка труда, оказать поддержку в построении успешной профессиональной карьеры на основе непрерывного профессионального развития.

Для более эффективного сетевого взаимодействия необходимо наличие и функционирование независимых служб по контролю и экспертизе, реализация которой способствовало бы большей прозрачности и открытости системы образования.

Образовательные сети, формируемые на базе КалмГУ, могут быть представлены как совокупность взаимодействующих между

собой образовательных учреждений различного типа, реализующих разнообразные сетевые образовательные программы, проекты и др. И в условиях тесного сотрудничества вуз и образовательные учреждения школ-партнеров успешно развиваются, совершенствуя систему развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Таким образом, систему сотрудничества школ-партнеров с университетом в настоящее время можно выстроить так, чтобы максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения высшего образования по различным направлениям - техническому, естественнонаучному, социальному, экономическому, гуманитарному, в области информационных технологий, права, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, их конкурентноспособность и востребованность на рынке труда.

Следовательно, сама жизнь, ее социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость осуществления сетевого взаимодействия. Какой же эффект мы ожидаем от сетевого взаимодействия? Безусловно, создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению. Общеобразовательное учреждение, выступая инициатором сетевого взаимодействия, решает задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволит сохранить контингент учащихся и привлекать дополнительные ресурсы.

Названные формы работы ориентируют педагогов на поиски оптимальных путей развития каждого обучающегося на основе его индивидуальных способностей и образовательных потребностей.

Анализируя работу школ-партнеров, мы пришли к выводу о том, что сетевое взаимодействие в большей степени ориентировано на решение педагогических проблем, создание условий для профессиональных контактов педагогов, особой рефлексивной среды, способствующей саморазвитию и самообразованию учителей.

Вместе с тем работа школ-партнеров, требует больших усилий по координации со-

вместной работы, выбору содержательного аспекта деятельности. Поэтому выстраивание механизмов взаимодействия, определение содержания работы под заказ учреждений образования, проблем в работе педагогов являются важнейшими задачами наших школ-партнеров.

ЛИТЕРАТУРА 1. См., напр.: Митрофанов К.Г., Каспаржак А.Г., Пинский А.А., и др. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. М.: Альянс Пресс. 2004. 268 с.; Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике: Педагогика в современном мире // Сборник статей всерос. науч. конф. СПб: Изд-во "Лема", 2011. С. 123-129; Василевская Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы. М.: АПКиППРО. 2008. 180 с. С. 13-14; Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении

профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение: Ч. 1. Тематическое приложение к журналу "Вестник образования". 2004. № 4. С. 39-55.

2. Поташник М.М. Методическая служба по-российски // Народное образование. 2009. № 8. С. 82-90.

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1. М.: Дом Советов России, 1992. 56 с.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-40; Концепция модернизации педагогического образования. М., 2003. 34 с.; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Дидакт-учитель. 2002. № 5. С. 4-23; Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации // Образование в современной школе. 2001. № 10. С. 5-9.

4. Гурьянова М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. М.: АСОПиР, 2001. 92 с.

5. Документы в образовании. М.: Наука, 1977. 342 с.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)"

7 августа 2013 г.

УДК 378.147:001.895(470.47)

ВОСПРОИЗВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА

З.О. Кекеева

В период перехода общества к инновационной модели экономики возрастает роль таких факторов обеспечения ее развития, как наука, образование, компетентность занятых в этих областях специалистов (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.). Совершенно очевидно, что приток таких кадров можно обеспечить, только создав надежную систему воспроизводства самих педагогов - тех, кто обеспечивает сопрово-

Кекеева Зинаида Очировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет", 358000 Республика Калмыкия г Элиста, ул. Пушкина, 11, тел. 8(84722) 3 - 82 - 25; , e-mail kekeeva-zo@yandex.ru.

ждение развития творческих ресурсов нации на всех ступенях непрерывного образования.

Рассмотрим проблему понимания сущности и содержания регионализации образовании в воспроизводстве педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета на примере опыта работы "Калмыцкого государственного университета". Регионализация образования позволяет эффективно решать задачу воспроизводства педагогических кадров в сете-

Zinaida Ochirovna Kekeeva - candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of the Chair of Psychology of the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, the Republic of Kalmykia, 358000, e-mail kekeeva-zo@yandex. ru, ph. 8(84722) 3-82-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.