Научная статья на тему 'Воспроизводство педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета'

Воспроизводство педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / СЕТЬ / NETWORK / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / РЕСУРС / RESOURCES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

В статье рассмотрена проблема понимания сущности и содержания регионализации образовании в воспроизводстве педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета. Дается авторское определение понятий “сетевое взаимодействие”, “сетевая структура”, “культурно-образовательное пространство университета”. Показана продуктивность сетевого взаимодействия как инновационной технологии в распространении функционала и ресурсов региона в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reproduction of Teaching Staff in a Network of Cultural and Educational Space of the University (by the Example of Kalmyk State University)

The article deals with the problem of understanding the nature and content of education in the reproduction of the regionalization of teachers in a network of cultural and educational environment of the university. The author gives the definition of the concepts “networking”, “network structure”, “cultural and educational environment of the University”. Also, the author shows the productivity of networking as an innovative technology in the functional distribution of resources in the region and in the training and retraining of teaching staff.

Текст научной работы на тему «Воспроизводство педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета»

вместной работы, выбору содержательного аспекта деятельности. Поэтому выстраивание механизмов взаимодействия, определение содержания работы под заказ учреждений образования, проблем в работе педагогов являются важнейшими задачами наших школ-партнеров.

ЛИТЕРАТУРА 1. См., напр.: Митрофанов К.Г., Каспаржак А.Г., Пинский А.А., и др. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. М.: Альянс Пресс. 2004. 268 с.; Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике: Педагогика в современном мире // Сборник статей всерос. науч. конф. СПб: Изд-во "Лема", 2011. С. 123-129; Василевская Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы. М.: АПКиППРО. 2008. 180 с. С. 13-14; Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении

профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение: Ч. 1. Тематическое приложение к журналу "Вестник образования". 2004. № 4. С. 39-55.

2. Поташник М.М. Методическая служба по-российски // Народное образование. 2009. № 8. С. 82-90.

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1. М.: Дом Советов России, 1992. 56 с.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-40; Концепция модернизации педагогического образования. М., 2003. 34 с.; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Дидакт-учитель. 2002. № 5. С. 4-23; Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации // Образование в современной школе. 2001. № 10. С. 5-9.

4. Гурьянова М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. М.: АСОПиР, 2001. 92 с.

5. Документы в образовании. М.: Наука, 1977. 342 с.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)"

7 августа 2013 г.

УДК 378.147:001.895(470.47)

ВОСПРОИЗВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА

З.О. Кекеева

В период перехода общества к инновационной модели экономики возрастает роль таких факторов обеспечения ее развития, как наука, образование, компетентность занятых в этих областях специалистов (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.). Совершенно очевидно, что приток таких кадров можно обеспечить, только создав надежную систему воспроизводства самих педагогов - тех, кто обеспечивает сопрово-

Кекеева Зинаида Очировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет", 358000 Республика Калмыкия г Элиста, ул. Пушкина, 11, тел. 8(84722) 3 - 82 - 25; , e-mail [email protected].

ждение развития творческих ресурсов нации на всех ступенях непрерывного образования.

Рассмотрим проблему понимания сущности и содержания регионализации образовании в воспроизводстве педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета на примере опыта работы "Калмыцкого государственного университета". Регионализация образования позволяет эффективно решать задачу воспроизводства педагогических кадров в сете-

Zinaida Ochirovna Kekeeva - candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of the Chair of Psychology of the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, the Republic of Kalmykia, 358000, e-mail kekeeva-zo@yandex. ru, ph. 8(84722) 3-82-25.

вой структуре культурно-образовательного пространства университета - как продукта своеобразной научно-образовательной и технологической экспансии вуза в социально-экономические, культурно-образовательные, ментальные структуры региона.

Сетевая структура культурно-образовательного пространства Калмыцкого государственного университета состоит из следующих элементов: организационно-управленческий -кафедры, факультеты, отделы вуза, ректорат, послевузовское образование, центр подготовки и переподготовки кадров; научно-исследовательский - научные центры, лаборатории, малые предприятия, технопарки; социально-воспитательный - студенческие объединения университета; дошкольные образовательные учреждения, школы, ССУЗы, региональные сообщества, рынок труда, производство.

Между структурными элементами культурно-образовательного пространства университета устанавливаются связи, несводимые к традиционным административно-управленческим: они моделируют событийность педагогической реальности, задают характер педагогических целей, механизмов и средств их достижения. Будущий педагог имеет возможность участвовать в процессе рождения педагогической реальности, логика которого состоит в осознании социумом педагогической проблемы, трансформации ее в педагогическую цель и далее - в содержание и метод образования. Внутренним содержанием этого процесса, - по мнению большинства исследователей, - является превращение пассивных "представителей среды" в активных педагогических субъектов (индивидуальных и коллективных, институциональных и самообразующихся) [1].

Необходимо отметить, что процесс воспроизводства педагога в сетевой структуре культурно-образовательном пространстве университета состоит в создании возможности его участия в процессе происхождения педагогического действия, педагогической реальности, что создает в сознании учителя многоаспектную ориентировочную основу решения широкого спектра педагогических задач.

Институтом подготовки педагогических кадров становится поле инновационной педагогической практики, основанной на достижениях университетской науки, к которой в данном случае относятся как результаты фундаментальных научных изысканий, опре-

деляющих содержание предметных образовательных областей, так и, собственно, прикладные психолого-педагогические и научно-методические концепции [1]. По справедливому замечанию О.Д. Мукаевой, А.А. Гаврилова и Н.П. Литвиновой, будущий учитель формируется в среде своего региона, осваивая этнокультурные традиции, образ жизни и менталитет его жителей - его будущих воспитанников и их родителей [2].

В сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета активно используются идеи научных школ, опыт и личное участие ведущих ученых и преподавателей вуза; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников. По нашему мнению, быть узлом сети - это значит иметь собственное авторское содержание к решению проблем сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания.

Под образовательной сетевой структурой культурно-образовательного пространства университета понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов [3].

Создание опорных школ как ресурсных центров в профильном обучении в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета способствует повышению квалификации педагогических кадров с использованием средств дистанционных технологий, тьюторской поддержки, участию учителей в грантовских программах, конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах, дискуссиях, встречах по обмену опытом. Школьники в этих ресурсных центрах в процессе сетевого взаимодействия активно участвуют в работе видеоконференций, очно-заочных физико-математических, химико-биологических школах, олимпиадах, научных конкурсах и других мероприятиях.

Эти формы работы также позволяют выделить приоритетные направления подготовки и переподготовки педагогических кадров в вузе с учетом ФГОС ВПО, активизировать сотрудничество научно-педагогических школ университета с работодателями [4].

Анализ образовательной практики, проведенный в 2011-2013 гг., по сетевому взаимодействию факультета педагогического образования и биологии Калмыцкого госуниверситета с общеобразовательной школой № 15

п. Аршан г. Элисты, школой-гимназией № 1 п. Комсомольский Черноземельского района, школой № 1 г. Лагани Лаганского района Республики Калмыкия показал, что опыт участников в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета является востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который дает представление об уровне собственных достижений и позволяет дополнить их инновациями, способствующими эффективному проведению дальнейшей работы.

По мнению Е.Н. Глубокой, И.Э. Кон-драковой, в сфере образования при сетевой организации взаимодействия между членами являются опосредованными и постоянно расширяется их пространство. Мы разделяем мнение этих исследователей о том, что за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Мы согласны с тем, что от участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. Каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время [5].

При сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом [5]. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом.

Ключевыми характеристиками сетевого взаимодействия являются: пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений; энергия, представляющая различные способы и формы жизнедеятельности [5].

На наш взгляд, в центре модели сетевого взаимодействия находиться единое культурно-образовательное пространство университета, содержательныое наполнение которого является задачей каждого участника сети. Соблюдая принцип открытости, равенства и взаимной выгоды, каждое учреждение предоставляет определенные ресурсы, тем самым обогащает единое образовательное пространство.

Следовательно, сетевое взаимодействие -это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования, управления системой образования, развития общества; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. В сетевом взаимодействии главной особенностью является отсутствие "тупиков" при построении "сети".

Следует отметить, что условия сетевого взаимодействия позволяют согласованно распределять полномочия, функции, ответственность среди всех субъектов образовательной деятельности и принимать участие в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Основными принципами взаимодействия в рамках сетевой структуры являются паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями) [5].

В условиях многообразия моделей и форм организации образовательного процесса актуализируется задача привлечения образовательных учреждений к участию в сетевом взаимодействии культурно-образовательного пространства университета, придания образовательному процессу непрерывности и целостности, с сохранением вариативности форм организации самообразования педагогов. Десятилетний опыт работы Калмыцкого университета в рамках сетевого взаимодействия свидетельствует о том, что повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в регионе обусловлены следующими объективными факторами: профилизация общего образования; создание новых типов профессиональных учреждений (профессиональные лицеи, гимназии, колледжи), реализующих повышенный уровень образования; развитие университетского многоуровневого педагогического образования; создание профессиональной педагогической среды, соответствующей способностям, потребностям и возможностям личности; распределение функций между образовательными учреждениями, предприятиями и организациями в культурно-образовательном пространстве университета участвующие в подготовке и переподготовке педагогических

кадров; создание служб сопровождения непрерывного профессионального педагогического образования (адаптационных, диагностических, дидактических, психологических).

Эффективное функционирование региональной системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в условиях развития инновационной активности социума возможно только как последовательное сотрудничество его субъектов, связанной с реализацией условий и механизмов научного, методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения, отвечающих потребностям современной сферы образования [6]. Это обуславливается тем, что важнейшей личностно ориентированной функцией регионализации образования является развитие стремления и способностей педагога к общекультурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, присвоению ее ценностей, свободному выбору и осуществлению образа жизни, соответствующего общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям.

Сегодня особенно важным представляется процесс формирования единого культурно-образовательного и духовного пространства в условиях активизации процесса возрождения культурно-исторического наследия этносов в России, переоценки ценностей, дефицита духовности [7].

Таким образом, анализ существующих концепций, посвященных проблеме воспроизводства педагогических кажров в условиях сетевой инфраструктуры образовательного пространства, собственного опыта Калмыцкого университета показал, что создание модели сетевого взаимодействия и координация деятельности субъектов муниципальной системы образования может рассматриваться не только как инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров. Создание системы опорных школ как ресурсных центров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета позволяет одновременно разрабатывать несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование региона в процессе подготовки педагогических кадров.

В связи с этим разработка и трансляция образцов и технологий эффективной педагогической деятельности педагогов в сетевой структуре культурно-образовательного пространства

университетом обеспечивают непрерывность процесса повышения качества школьного образования, адаптации и профессиональной социализации учителя, подготовки педагогических, управленческих, научно-методических и научно-исследовательских кадров в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. См. напр.: Бондаревская Е.В. Стратегия модернизации педагогического образования в университете // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX Международных психолого-педагогических чтений (г. Ростов-на-Дону, 29-30 сентября 2011 г.): Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. В 3 ч. Ч. 2. С. 352-358; Бордов-ская Н.В. Педагогическая компетенция субъекта профессионально-личностного развития: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2009. 243 с.; Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. Логос, 2013. 363 с.

2. Мукаева О.Д. От этнического к мультикультур-ному воспитанию // Вестник Калмыцкого университета. 2006. № 2. С. 23-29; Гавриков А.А., Литвинова Н.П. Образование взрослых в XXI веке: Роль университетов в его реализации. М.: Исслед. центр проблем качества и подготовки специалистов, 2001. 174 с.

3. См. подробно: Кекеева З.О. Проблемы подготовки будущего учителя в инновационной инфраструктуре региональной системы образования // Известия Южного федерального университета. 2012. № 1. С. 157 - 158.

4. Борликов Г.М. Миссия классического университета в полиэтническом регионе // Гегэрлт "Просвещение". 2009. № 1 (36). С. 8-18.

5. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике / Педагогика в современном мире: Сборник статей Всероссийской научной конференции. (г. Санкт-Петербург, 1-2 октября, 2011 г.). СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 123-129.

6. Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: Проблемы и перспективы: Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Брянск, 5-6 апреля 2006 г.) / Под ред. В.И. Авер-ченкова. Брянск: Изд-во БГТУ, 2006. 419 с.

7. Власова Т.И. Духовно ориентированное воспитание школьников. Учебно- методическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 258 с.; Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / Науч. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2006. 248 с.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13 - 16 - 08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)".

15 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.