Научная статья на тему 'Учитель в образовательной системе Канады и Китая'

Учитель в образовательной системе Канады и Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / УЧИТЕЛЬ / SELF-ORGANIZING / SPACE / CULTURE / EDUCATION / QUALITY / INNOVATIONS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

В статье рассматриваются проблемы повышения качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в мировом образовательном про странстве. Рассмотрены подходы к понятию «качество образования» в философии и образовании. Раскрыты особенности формы повышения качества педагогического образования в подготовке и переподготовки педагогических кадров в Канаде и Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кекеева Зинаида Очировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER IN EDUCATIONAL SYSTEM CANADA AND CHINA

In article problems of improvement of quality of preparation and retrain ing of pedagogical shots in world educational space are considered. Approaches to concept «quality of education» in philosophy and education are considered. Features of a form of improvement of quality of pedagogical education in preparation and retrainings of peda gogical shots in Canada and China are opened.

Текст научной работы на тему «Учитель в образовательной системе Канады и Китая»

УДК 338.2(510)

ББК 65(5Кит) Б48

З.О. Кекеева

УЧИТЕЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАНАДЫ И КИТАЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в мировом образовательном пространстве. Рассмотрены подходы к понятию «качество образования» в философии и образовании. Раскрыты особенности формы повышения качества педагогического образования в подготовке и переподготовки педагогических кадров в Канаде и Китае.

Ключевые слова: самоорганизация, пространство, культура, образование, качество, инновации, учитель.

Z.O. Kekeeva

THE TEACHER IN EDUCATIONAL SYSTEM CANADA AND CHINA

Annotation. In article problems of improvement of quality ofpreparation and retraining of pedagogical shots in world educational space are considered. Approaches to concept «quality of education» in philosophy and education are considered. Features of a form of improvement of quality of pedagogical education in preparation and retrainings of pedagogical shots in Canada and China are opened.

Key words: self-organizing, space, culture, education, quality, innovations, teacher.

В современном мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых «смысловых» ориентиров в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, что обусловливает интерес к изучению международного опыта в этой области. Образование как стратегический фактор развития общества и фундамент национальной безопасности предполагает постоянное воспроизводство, планомерное накопление и предоставление качественных образовательных услуг на рынке труда.

Качество образования все больше становится основой конкурентоспособности, ведущей силой, способной обеспечить успех личности в условиях глобализации и информатизации современного общества.

В современных условиях для высшей школы понятие «качество образования» соотносят, прежде всего, с созданием потенциальных условий для непрерывного развития и удовлетворения образовательных потребностей личности в культурно-образовательном пространстве.

Возросшие интенсивность и масштабы межгосударственного обмена информацией стали своеобразным катализатором интеграционных процессов в образовании. Национальные образовательные системы, используя общие информационные потоки, сближаются и интегрируются в единое мировое информационное пространство. Эффективность сближения и интеграция национальных образовательных систем во многом определяется возможностями доступа к банкам и базам данных для получения качественной информации по проблемам образования, сбор и распространение международной информации о новых методах обучения и воспитания в подготовке и переподготовке кадров. Реализуется процесс превращения образования в приоритет-

ный объект финансирования. И ее развитие важно, конечно, с точки зрения усиления общего потенциала мирового образования, так и точки зрения качественного выравнивания отдельных составляющих его элементов [3, С. 108; 6, С. 81].

Специфической предпосылкой развития процессов интернационализации в мировом образовании является степень «открытости» национальных образовательных систем к международному сотрудничеству. Показателями «открытости» системы являются: интенсивность участия в крупных международных образовательных проектах и программах (и их инициирование), доля иностранных учащихся на различных ступенях обучения; обеспеченность образовательных учреждений современными средствами телекоммуникации и др. Оценка степени «открытости» образовательной системы должна иметь не менее двух измерений - желания участвовать и готовность к участию в процессах интернационализации. Степень «открытости» - это своеобразный показатель качественного состояния отдельных частей мирового образовательного пространства.

Следует отметить, что различия на уровнях развития и в мировоззренческих основах национальных и региональных образовательных систем являются наиболее существенные, но далеко не преодолимые проблемы формирования мирового культурнообразовательного пространства. Для их решения в мировом сообществе необходимы нетрадиционные коллективные усилия на национальном, региональном и глобальном уровнях. Дальнейшее сближение и взаимодействие образовательных систем различного уровня в подобных условиях может носить только эволюционный характер.

Для многих регионов мира одним из серьезных недостатков в формировании мирового образовательного пространства как регулируемой среды является решение проблемы на национальном уровне. Одной из главных целей в интеграции и создании мирового образовательного пространства является существенное повышение качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в мире, совершенствование человеческого ресурса, обеспечение в этой связи возможностей эффективного переноса знаний из одной части мира в другую [3, С. 109; 6, С. 90; 8, С. 90].

Международная интеграция в образовании - это результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Для интеграции характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость, взаимозависимость национальных систем и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы повышения качества подготовки и переподготовки педагогических кадров. В этом плане рассмотрим специфику подготовки и переподготовки педагогических кадров на примере двух стран - Канады (американской системы) и Китая (восточной системы), где в них присутствуют традиции европейской системы.

Исторически в Канаде сформировалась уникальная система педагогического образования: каждая провинция имеет право принимать собственные законы о развитии педагогического образования. Структура образования определяется законодательством провинций, Министерством образования и в некоторых провинциях - советами школ. Идея мультикультурализма в Канаде, по мнению исследователя С.С. Боднар, имеет государственную поддержку и рассматривается в контексте интеграционной идеологии сохранения общенациональных ценностей и культурного плюрализма [2, С. 352].

При этом важным, по нашему мнению является то, что теория и практика профессионального образования Канады основываются на многонациональных и исторических традициях, зависят от государственной политики в сфере образования.

Исследователи С.С. Бондар, Л.А. Карпинская, И.В. Балицкая, Л.В. Волосович, И.И. Майорова и другие отмечают, что система непрерывного педагогического образования в Канаде включает: 1) профориентацию и довузовскую подготовку; 2) бакалавриат - университетский сектор высшего образования (диплом бакалавра педагогики, гуманитарных наук, естественных наук) - программа подготовки учителей начальных классов, средней школы, технологического образования, учителей для образования коренных народов - сертификат учителя; 3) магистратура - «Вхождение в профессию нового учителя»: курсы повышения квалификации, курсы дополнительной квалификации (диплом магистра педагогики); 4) послевузовское образование: докторантура - диплом доктора педагогики. Власти провинций и коллегия учителей Канады устанавливают правила (нормы) для сертифицирования и проводят аккредитацию программ подготовки учителей. Программы педагогического образования в Канаде реализуются на двух образовательных уровнях: достепенном (на базе среднего образования) и послестепенном (на базе степени бакалавра, полученной в высшем учебном заведении) [1, 2, 5]. Следует отметить, что двухуровневая система педагогического образования: бакалавр - магистр в Канаде имеет свою специфику, по сравнению с другими странами. Так, например, с стране осуществляется государственная поддержка начинающим учителям как одному из звеньев непрерывного педагогического образования. Каждому учителю-новичку назначаются наставники и обеспечивается обучение по повышению квалификации без отрыва от работы.

Вместе с тем, в Канаде власти провинций совместно с коллегией учителей устанавливают правила (нормы) для сертифицирования и проводят аккредитацию программ подготовки учителей. Программы подготовки учителей в Канаде отличаются в разных провинциях и в разных учебных заведениях. Отсутствуют в стране единые требования к сертификации и аккредитации программ. Хорошая академическая подготовка является одним из важных условий для поступления на факультет образования. Абитуриент с хорошей академической подготовкой, но с минимальным опытом педагогической деятельности значительно проигрывает при поступлении. Именно из-за того, что большое внимание уделяется опыту в области культуры познания, уровня интеллекта, образования, средний возраст абитуриентов при поступлении на факультеты образования - 29 лет. Сложившаяся система содействует высокому престижу профессии педагога в канадском обществе, профессиональному росту учителей. Система повышения квалификации педагогических кадров в Канаде дает право двигаться вверх по ступенькам служебной лестницы, получая при этом прибавку к денежному содержанию. Наиболее эффективными технологиями педагогического образования в подготовке и переподготовки педагогов в Канаде являются личностноориентированные, профессионально-образовательные технологии: супервайзерство, профессионально-моделирующие тренинги, модульные технологии, технологии профессионального партнерства, консультирование «коучинг». В системе повышения квалификации педагогов в Канаде имеет широкое распространение американская интенсивная технология обучения - так называемый «коучинг» (coaching) - консультировать. Научное понятие «коучинг» формулируется так: «процесс взаимодействия между учителем и специалистом-инструктором («коучером»), помогающий учителю перенести приобретенные на курсах повышения квалификации умения в реальную ситуацию обучения в классе. Организация технологии обучения «Коучинг» строится на основе идей гештальт-психологии и гуманистической психологии, которая включает проведение цикла наблюдения за уроком учителя и оперативной обратной связью, дающей информацию о достигнутых результатах. Самая распространенная

форма «коучинга» - собеседование или дискуссия с преподавателем-инструктором, в ходе которой учитель и инструктор совместно анализируют урок, адекватность применения умения и оценивают не качество его исполнения, а эффективность всего урока с точки зрения оптимального использования обучающей техники [1, 2, 5].

Рассмотрим систему подготовки и переподготовки педагогических кадров в Китае. В настоящее время, образовательное пространство Китая стало образовательноновационной лабораторией, где разворачивается беспрецедентный по своим масштабам педагогический, научно-методический и организационный эксперимент. Актуальность и значимость широкомасштабных результативных современных реформ образования в КНР привлекают к себе пристальное внимание исследователей разных стран.

И это связано, прежде всего, с тем, что в Китае сегодня школа нуждаются в современных педагогических работниках, способных качественно решать новые задачи образования, эффективно и творчески работать в новых условиях современной педагогической действительности. В этой связи особую актуальность в Китае приобретает совершенствование последипломного педагогического образования, обновления его содержания и поиска новых форм профессионального совершенствования учителей. Вся педагогическая деятельность учителя строится вокруг идеи создания благоприятной образовательной среды, в которой каждый школьник получает возможность раскрыть свои потенциальные способности и свободно гармонично развиваться как личность [4, С. 96].

Китайское правительство последовательно стремится повышать социальный статус и жизненные условия преподавателей. В Китае в 1985 году введен День Учителя. Заработная плата у педагогов в Китае согласно Закону об учителях должна быть не ниже, чем у государственных служащих. Педагоги в стране имеют государственные и социальные гарантии, что позитивно влияют на их статус и престижность педагогической профессии в обществе [7].

Право на ведение педагогической деятельности имеют все китайские граждане, соблюдающие Конституцию и закон. В связи с этим, в Китае имеет широкое государственное и общественное признание система образовательного и необразовательного цензов как особенной образовательной политики в стране. Обучение на образовательный ценз включает основные, специальные предметы, среднетехническое и среднее образование. Формами обучения являются вузы для взрослых, вечерние институты, заочные вузы, экзамены для самообучающихся, радио- и телеуниверситеты, средние школы для взрослых. Обучение на необразовательный ценз включает курсы ликбеза, сельские курсы прикладной техники, курсы на рабочих местах, обучение на свидетельство по отдельной дисциплине, на свидетельство по специальности и продолжающееся, т. е. пожизненное обучение [4, 7].

Следует отметить, что система образовательного ценза педагога в Китае представляет собой систему лицензий, которые государство выдает педагогам. Это требования в области идейно-политического уровня, профессиональной морали и профессиональных способностей, этики, традиций и культуры этноса. На работу приглашаются лишь те педагоги, кто получил признанное государством свидетельство об образовательном цензе педагога. Приглашение на должность учителя санкционируется просветительно-административными ведомствами на уровне уезда и выше.

В Китае особую актуальность приобретает совершенствование последипломно -го педагогического образования, обновления его содержания и поиска новых форм профессионального совершенствования учителей. В системе повышения квалифика-

ции учителей в Китае активно используются инновационные методы и формы обучения: лекция-дискуссия, лекция-диспут, видео-лекция; семинары, рефлексия, «кейс-метод», работа творческих групп, проведение научных исследований, тематические проекты, создание интернет-портфолио, конкурсы мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ, коучинг и другие. В эпоху активного развития информационно-коммуникативных технологий, реальной альтернативой традиционной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в Китае становится дистанционное обучение, экономически выгодной формы обучения. Дистанционная форма обучения позволяет охватить 80% школьных учителей из сельской местности [4, 7]. Необходимо отметить, что современное китайское общество и школа сегодня нуждаются в современных педагогических работниках, способных качественно решать новые задачи образования, эффективно и творчески работать в новых условиях современной педагогической действительности.

Таким образом, изучение мирового опыта в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров позволяет овладеть спецификой межкультурного и меж-конфессионального диалога, что способствует формированию профессиональной компетентности педагога. Изучение международного опыта в области подготовки и переподготовки педагогических кадров является одним из эффективных способов интеграции национальной системы образования России в качестве равноправного партнера в мировое сообщество, способствует повышению мобильности педагогов в целом.

Список литературы

1. Балицкая, И.В. Образование в современной Канаде: монография / И.В. Балицкая, Л.В. Волосович, И.И. Майорова. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - 124 с.

2. Бондаревская Е.В. Стратегия модернизации педагогического образования в университете // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX Международных психолого-педагогических чтений. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. Ч. 2. - С. 352 - 358.

3. Боднар, С.С. Подготовка педагогических кадров в высших учебных заведениях Канады / С.С. Боднар // Вестник развития науки и образования. - 2010. - № 2. -С. 108-110.

4. Мареев В.И., Мкртчян Н.М. Современные подходы к модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. -2008. - № 8. - С. 13 - 26.

5. Ду Яньянь. - Развитие высшего педагогического образования в Китае и России.

- С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - 145с.

6. Карпинская, Л.А. Эволюция системы подготовки педагогических кадров в Канаде / Л.А. Карпинская // США. Канада. Экономика-политика-культура. - 2005. -№ 2. - С. 81-91.

7. Лиферов А.П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства. - Рязань.: Изд-во РГПУ, 1997. - 108 с.

8. Су Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - Пекин: Межконтинентальное издательство Китая. - 2002. - 189 с.

9. Сухорукова Л.Н. Современные международные инициативы и глобальные тенденции в стратегическом управлении развитием непрерывного образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.

- № 5. - С. 21 - 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.