оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных ступенях образования»: дошкольники, обучающиеся 1-8-го классов, 10-11-го классов, студенты профессиональной образовательной организации.
Разработчик — Боханский педагогический колледж.
Подробная информация о разработанных продуктах и лучших практиках доступна в сети Интернет по ссылкам: http://prof-mayak.ru/ сагеег_дЫСапсе/(см. в нижней трети страницы, начиная с большого заголовка «Региональные продукты по профориентации»); eCuiCea.ru/communities/14, сообщество «Региональные модели профориентации».
Стратегия сопровождения профессионального самоопределения 2015-2020 годы определила ряд перспективных задач. Сегодня в зоне ближайшего развития:
1) вопросы государственно-частного партнерства с работодателями в решении проф-ориентационных задач;
2) широкое внедрение системы практико-ориентированных форматов сопровождения
профессионального выбора (профессиональные пробы и др.)
3)разработка требований к профессиональной ориентации в содержании общего образования (в соответствии со ст. 66.3 Ф3-273);
4) разработка и реализация региональных, муниципальных, локальных моделей оценки результативности профориентационной работы;
5) концептуальное и методическое обеспечение профориентационной работы с дошкольниками и учащимися начальной школы.
Успехи в развитии профессиональной ориентации очевидны, но, конечно, недостаточны. Значимость этого направления воспитания и образования явно недооценена, пока продолжает ассоциироваться с советской практикой сепарации школьников на успешных старшеклассников и неуспешных «пэтэушников». Этот стереотип оказался удивительно живучим, и его искоренение — еще одна важная задача. Успешные и востребованные у школьников, студентов и их родителей практики педагогического сопровождения профессионального выбора — лучшее средство, которое невозможно заменить никакими теориями и концепциями.
УДК/UDC 37(574)
А. К. Кусаинов A. Kusainov
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT IN KAZAKHSTAN
В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными тенденциями, обеспечивающими повышение качества образования. Автор раскрывает качество образования через развитие образовательных стандартов и учебных программ, учебной, учебно-методической литературы, систему повышения и переподготовки педагогических кадров.
The article discusses issues related to main trends, ensuring the education quality improvement. The author reveals the quality of education through development of educational standards and curricula, textbooks, teaching-methodical literature, the system of teachers> advanced training and retraining.
Ключевые слова: качество образования, стандарты образования, учебная программа,
учебно-методическая литература, повышение квалификации педагогических кадров.
Keywords: quality of education, educational standards, curriculum, courseware, teachers' advanced training.
Повышение качества образования — это вопрос очень сложный, так как система среднего образования является многоаспектной, в ней миллионы людей получают образование, работают, она имеет свои особенности, на нее влияют этапы глобализации, выдвигают серьезные требования. Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос, во-первых, надо определить страны, где система образования сильно развита и каких принципов они придерживаются, чтобы достичь таких результатов; во-вторых,
надо внимательно изучить научно-практические труды по развитию системы образования стран мира и определить составляющие системы образования; в-третьих, на основе этих составляющих проанализировать проведенные работы в нашей стране и сделать необходимые выводы.
Чтобы определить страны-призеры в области образования, мы изучили показатели международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS за последние 10-12 лет. На основе анализа было определено, что учащиеся Шанхая (Китай), Сингапура, Гонконга (Китай), Финляндии, Южной Кореи, Японии, Тайваня, Канады и Новой Зеландии стабильно показывают высокие результаты.
В этих странах осуществляется образовательная политика, подготовленная на научной основе. Их общими целями являются: сохранение национальных особенностей и культуры, традиционных ценностей и приоритетов; сохранение и развитие родного языка; реализация воспитания творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности и повышение профессиональной компетентности учителей. Из этого следует главная цель — воспитание человека. Реформа в области образования проводится один раз в 10 лет. Сначала осуществляются необходимые научно-исследовательские работы (НИР) и эксперименты, затем их результаты предоставляются для широкого общественного обсуждения.
Анализируя результаты исследований, ученые провели следующее исследование на тему «Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться». Цель этой кампании — оперделить, как системы со скромными показателями за короткое время становятся одними из лучших. Объектом исследования стала система школьного образования 20 стран мира, имевших самые разные стартовые позиции и сумевших достичь значительных и устойчивых успехов.
На основе такого исследования ученые пришли к выводу, что уровень системы образования любой страны можно оценить как «неудовлетворительный», «удовлетворительный», «хороший», «очень хороший» и «отличный», а школьную систему можно совершенствовать с учетом трех аспектов:
— необходимо определить на рассматриваемый момент времени реальное состояние, успехи и недостатки системы образования;
— определить меры воздействия, необходимые для улучшения результатов обучения;
— учитывая особенности системы образования, развития и состояния, истории, культуры, политики и структуры каждой страны, подготовить кластер необходимых проводимых мероприятий и их реализацию.
По результатам исследований этих стран ученые определили те проблемы, которые есть на каждом уровне развития, и какую работу необходимо провести, чтобы подняться на следующую ступень. Например, когда в системе образования какой бы то ни было страны имеют место следующие проблемы, то система образования этой страны находится на «неудовлетворительном» уровне. Эти проблемы:
— недостаток профессионализма и мотивации учителей и руководителей;
— недостаточная поддержка школ и слабое управление школами со стороны администрации образовательных систем;
— сильные различия в показателях учебных достижений между школами;
— недостаточность ресурсов (как человеческих, так и финансовых) для осуществления программ совершенствования;
— низкий уровень грамотности (читательской и математической) учащихся школ.
Сингапур в 1970-1980-е годы, решая такие проблемы, смог поднять качество образования от «неудовлетворительного» до «удовлетворительного» уровня. Успешно проводя все необходимые работы по достижению последующих уровней на научной основе, с 1999 года Сингапур и Южная Корея, с 2000 года Гонконг проводят системную работу по переходу с уровня «очень хороший» на уровень «отличный».
Анализируя результаты своих исследований и исследований зарубежных ученых, мы пришли к выводу, что система образования является сложной системой. Все сложные системы имеют подсистемы. Тогда закономерно и то, что система образования должна иметь свои подсистемы. Чтобы поднять качество системы образования, необходимо поднять качество ее подсистем.
На основе исследований было определено, что система образования имеет 8 подсистем. Основные из них:
— стандарты и учебные программы;
— учебная литература;
— качество профессионализма педагогических кадров;
— оценка качества образования.
Если качество этих составляющих будет высоким, то и качество образования тоже будет высоким.
Когда в системе среднего образования обучение учащихся осуществляется на основе парадигмы «знания, умения, навыки», то в процессе учебы ученикам дается большой объем материалов для того, чтобы его изучили. Ученики должны будут все это освоить, так как они считаются получателями знаний. Во многих случаях знание не дается на основе жизненных ситуаций, повседневной человеческой жизни.
Приведем только один пример. Во всех старших классах изучается предмет «химия». Химические элементы системы Д. И. Менделеева, их свойства и соединения и другие материалы изучают все учащиеся.
Считается, что на этом изучили этот предмет, скажем, хорошо. В настоящее время в повседневной жизни для мытья посуды используется множество жидких моющих средств. На обложках написаны их химические свойства. Однажды, когда я проводил курс повышения квалификации, прочитав заранее записанный состав таких средств, попросил учителей объяснить их свойства. Никто не смог ответить, как и на вопрос: «Вы столько лет изучали химию, скажите, как вы эти знания используете в повседневной жизни?».
В развитых странах, где реализована парадигма образования, ориентированная на результат, одной из задач преподавания какого-либо предмета является применение полученных знаний на практике.
Теперь рассмотрим предмет «казахский язык». Цели этого предмета — научить детей излагать свои мысли свободно и грамотно писать. Выпускники наших школ не могут писать грамотно. Это истина. Почему? Однажды на курсе повышения квалификации учителей, обсуждая с учителями проблему преподавания казахского языка, ориентированного на результат, я попросил ответить на этот вопрос. Они, внимательно изучив все учебные программы и учебники казахского языка, пришли к выводу: «Так как преподавание казахского языка не ориентировано на результат, дети неправильно обучаются писать грамотно». Учителя говорили о том, что когда будет осуществлен переход на образование, ориентированное на результат, можно сократить многие материалы.
Развитые страны, осознав это раньше, сделали соответствующие выводы. Они, систематизируя содержание образования, смогли поднять уровень учащихся от получателя знаний до уровня активного участника процесса обучения. Формируя компетентность учащихся по самостоятельному получению знаний, ис-
пользованию их в жизненной ситуации, проведению необходимого взаимовыгодного общения, исследовательской деятельности в процессе учебы, развивают их.
Согласно новому стандарту, предусмотрено обучение предмету «информационно-коммуникационные технологии» с 3-го класса. В учебной программе этого предмета указаны цели обучения: создавать и редактировать простые графические модели, применять анимации к объекту, создавать простые 2Д-модели, определять на достоверность и полезность информации, размещаемой в сети, рассуждать о последствиях нарушения этических и правовых норм в сети. Насколько оправдано давать детям такие сложные задания? Наверное, также тяжело дать положительный ответ и на этот вопрос. Подобные сложные вещи встречаются и в других учебных программах.
На основе вышесказанного образовательный стандарт и учебные программы всех предметов для начальных классов двенадцатилетней школы должны быть еще раз внимательно изучены и проведены серьезные работы по их совершенствованию.
Проблема учебника с давних пор волнует всех. Видимо, даже устали задавать один и тот же вопрос: «Когда улучшится качество учебников?». Постараемся найти на него ответ.
Написать качественный учебник — очень сложная проблема. На своем опыте, познавший всю сложность этого дела, известный академик А. Колмогоров сравнил создание учебника с конструированием реактивного самолета. В развитых странах есть специальные научно-исследовательские институты, занимающиеся теорией создания учебников. В период Советского Союза были написаны хорошие учебники, однако те проблемы, которые имели место в системе среднего образования, увеличение объема содержания образования оказали отрицательное влияние на их качество. Не были написаны учебники, ориентированные на результат. Причиной тому является то, что центр, понимая, что учебная литература является важным идеологическим средством, работу ее издания полностью взял в свои руки.
В Казахстане создавались только учебники казахского языка и литературы, казахские школы занимались по переводным учебникам. В годы получения независимости было принято решение о подготовке новых отечественных школьных учебников. Это было пра-
вильным решением. Так как каждая независимая страна создает свои учебники, основанные на сохранении национальных ценностей, перспектив развития, укреплении государственности. Для этой работы были привлечены многие ученые, специалисты отрасли и учителя школ.
Так как в связи с объективными причинами в нашей стране не была развита наука учеб-никоведения, авторы начали создавать учебную литературу по своим возможностям. Конечно, учебная литература, которая была написана не на основе использования достижений этой науки, имеющей вековую историю, во многом проигрывала. Это можно понять. Чтобы повысить качество учебной литературы, надо было сначала развивать науку учеб-никоведения. К большому сожалению, власть до сих пор не проявляет заинтересованность в этом. Не финансируются даже предлагаемые проекты. Государство предъявляет множество конкретных требований к задачам, которые выполняет учебник: к его содержанию, структуре, тексту, системе усвоения материала, иллюстративному материалу, аппарату ориентировки, изданию, а также выполняемой системе функции. Автор, который их хорошо не знает, не может написать хороший учебник. Если сказать проще, то человек, который не освоил науку создания самолета, не может создать самолет; так же человек, который не освоил эту науку, не может написать хорошего учебника. Давайте подумаем, насколько важно создание хороших учебников.
На основе принятых директивных материалов отпечатанный учебник у нас переиздается только через 4 года. Это говорит о том, что если один учебник был написан на низком уровне, то в течение 4 лет, обучаясь по этому учебнику, учащиеся не могут получать хорошее знание, так как уровень знания ребенка зависит от уровня учебника. Ребенок, который в определенном классе, обучаясь по плохому учебнику, не смог хорошо усвоить этот предмет, и в будущем никогда не сможет его хорошо усвоить, так как в образовании реализуется принцип преемственности.
Существует научная основа создания учебников. Как и создание самолета, ее качество так же, как и самолета, определяется на научной основе. У нас не развита наука учебникове-дения, до сих пор не разработана система критериев оценки качества учебников. Пока не будет создана система критериев, не будет дана объективная оценка их качества. Должны быть проведены теоретические и практические экс-
пертизы учебников. Теоретическая экспертиза должна проводиться на основе науки учебни-коведения, а практическая экспертиза — с целью, как их понимают и воспринимают учащиеся. Для проведения практической экспертизы учащиеся экспериментальных классов в течение одного учебного года должны обучаться по этому учебнику. Результаты этих экспертиз должны проводиться совместно, и на их основе должно приниматься единое решение по его совершенствованию.
В развитых странах по одному предмету для всех классов создаются линейные учебники и инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). С этой целью работают специальные авторские коллективы.
В настоящее время вместе с каждым учебником создается мультимедийное учебное пособие в виде диска для этого же учебника. В нем системно представлены все материалы, имеющиеся в Интернете, для глубокого изучения предложенных в учебнике материалов. Мы пока и этого не можем правильно подготовить. Есть еще один момент, который следует учесть при подготовке учебной литературы, — это правильный подбор учебных материалов.
Если посмотреть наши учебники английского языка, то в них содержатся материалы в основном о Великобритании и США. И эти учебники воспитывают в душе наших детей любовь к этим странам. Поэтому наши дети все больше и больше «подражают» зарубежным странам.
Мы внимательно изучили учебники английского языка для 7, 8, 9-го классов Южной Кореи. Кроме информации о Корее, не нашли ни одного материала на английском языке о зарубежных странах. В учебниках Японии также представлены материалы только о Японии. Исходя из этого, мы должны сделать серьезные выводы.
Материалы, представленные во всех учебниках, должны воспитывать у молодежи глубокое чувство уважения, гордости и любви к своей Родине, Земле и своему народу. Они должны служить воспитанию молодого поколения настоящими патриотами своей страны.
Казахский народ во все времена почитал учителя своего ребенка. «У кого сильный учитель — у того сильные принципы», — говорили в народе. Учительский труд был одним из уважаемых в обществе. Старшие с гордостью говорили: «Мой ребенок — учитель». За такое короткое время изменилось отношение к учительскому труду, снизилось их социальное по-
ложение, он стал одним из неавторитетных. Почему? Какова роль учителей в повышении качества образования?
Экономическую трудность, когда страна получила независимость, в первую очередь почувствовали работники социальной сферы, учителя и врачи. Из-за нехватки финансовых средств резко упала их заработная плата. Мужчины-учителя начали уходить со школы, так как не смогли содержать семью на заработную плату. Женщины-учителя начали переходить на такую работу, где была возможность больше зарабатывать. Снизился авторитет учительского труда в обществе.
В таких условиях перестали поступать в педагогические учебные заведения талантливые молодые люди. Сюда начали приходить выпускники, окончившие школы в основном со средними показателями. Тот, кто не получил в школе хорошее образование, не может полностью освоить вузовскую программу. Эта тенденция, к большому сожалению, по сей день сохраняется.
Профессия учителя налагает большую ответственность, является очень сложной профессией, требующей особой избирательности, большого личного вклада, глубокого знания, хорошего понимания психологии ребенка, умения общаться с людьми, душевной чистоты и честности. Поэтому не каждый человек может быть хорошим учителем.
Ученые, продолжая свои исследования, определили, как учащиеся, которые в начальной школе обучались у слабых учителей, учились в старших классах. Из тех школьников, которые учились у плохого учителя в 11 лет, когда они были в возрасте 15 лет, то есть окончили 8-й класс, только 25 % из них смогли получить знания согласно стандартным требованиям, а остальные 75 %, как ни старались, не смогли получить такое знание.
Отсюда можно сделать два важных вывода. Во-первых, качество знания у учащихся начальных классов зависит от профессиональной компетентности учителей, которые их обучают; во-вторых, только одна четвертая часть детей, которые получили слабые знания в начальной школе, могут получить в старших классах знания согласно предъявляемым требованиям. Поэтому в развитых странах уделяется особое внимание тому, чтобы уровень профессиональной компетентности учителей начальных классов был высоким.
Рассмотрим различия в подготовке педагогических кадров у нас и в этих странах. В раз-
витых странах, во-первых, на педагогические специальности принимают документы лучших выпускников школ: из 5 % — в Южной Корее, из 10 % — в Финляндии, из 30 % — Сингапуре и Гонконге. Во-вторых, абитуриенты сдают специальный экзамен, определяющий их профессиональную пригодность к педагогической специальности. В-третьих, в учебных заведениях с первого курса занятия ведутся на практико-ориентированной основе. В-четвертых, бакалавры-учителя, окончившие обучение на «хорошо», принимаются в магистратуру. В-пятых, когда магистр-учитель приходит на работу в школу, он проходит серьезное испытание перед общественной комиссией. В-шестых, к принятому на работу молодому магистру-учителю прикрепляется наставник (коуч). Он работает с молодым учителем с первых дней, пока не убедится в том, что тот сможет самостоятельно вести занятия на высоком уровне.
В этих странах особое внимание уделяется личным качествам учителей. Считается, что учитель должен обладать такими качествами, которые привлекали бы детей, чтобы те старались быть чем-то на них похожими. Симпатия, которую питает ребенок к своему учителю, способствует получению им хорошего знания. Поэтому у учителя начальных классов желательно наличие умения хорошо петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, а также хороших спортивных показателей.
На основе исследований определено, что качество знания у учащихся не может быть лучше качества знания учителей, и единственный путь его повышения — повышение уровня преподавания. Поэтому в странах-призерах в области образования считается, надо готовить учителей к проведению уроков так, как готовят хирургов к проведению операции. Сделаны выводы, что одно неправильное кадровое решение может привести к 40 годам плохого преподавания.
В настоящее время у нас в начальных классах преподают в основном выпускники колледжей.
Давайте теперь мысленно сравним, насколько в странах-призерах в области образования отличается профессиональная компетентность магистра-учителя старше 25 лет, который ведет занятия в начальных классах и который прошел все испытания, работая повседневно с коучем, повысил свое педагогическое мастерство, и нашего учителя начальных классов в возрасте 20-22 лет, который окончил педагогическое учебное заведение со сред-
ними показателями, не работал с наставником и не совершенствовал свое педагогическое мастерство. Если учитывать то, что разница в профессиональной компетентности учителей непосредственно влияет на качество знаний учащихся, то какая будет разница в качестве знаний у учащихся, которые будут обучаться у этих учителей в течение 4 лет? Мы должны честно сказать о том, что разница в их знании будет не 53 %, а намного больше. Какая будет разница в знании детей нашей страны и стран-призеров в возрасте 15 лет, если в возрасте 11 лет разница в их знаниях была намного больше, чем 53 %? Конечно, далее эта разница увеличится еще больше.
На основании сказанного можно сделать вывод, что школьники начальных классов, обучающиеся у учителей с низкой профессиональной компетентностью, не смогут учиться в ведущих высших учебных заведениях разных стран и получать хорошее знание.
Как сказал глава Казахстана Н. А. Назарбаев, экономика нашей страны должна развиваться на индустриально-инновационной основе, то есть на основе сильного человеческого капитала. Для реализации этой идеи, на наш взгляд, в первую очередь учащиеся начальных школ должны получить хорошее образование. Можно сказать, что ключ индустриально-инновационного развития страны находится в руках учителей начальных классов. Поэтому главной задачей является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, особенно учителей начальных классов. Для этого надо понять, во-первых, что повышение профессиональной компетентности учителей является безотлагательной необходимостью. Эту работу надо осуществлять эффективно. Во-вторых, на основе лучшего мирового опыта разработать концепцию подготовки педагогических кадров и начать ее реализацию. В-третьих, уровень подготовки педагогических кадров в колледжах поднять до уровня бакалавра-педагога.
В развитых странах реализуются четыре способа повышения качества образования: во-первых, в педагогических учебных заведениях с раннего этапа формируются практические навыки; во-вторых, для поддержки учителей в школах организуется наставничество; в-третьих, отбираются ведущие наставники для развития своих подопечных; в-четвертых, создаются условия для взаимообучения учителей.
В нашей стране работой повышения квалификации учителей занимаются институты
повышения квалификации. На это выделяются огромные деньги. О неэффективности проводимой ими работы было много написано, высказано много предложений. Однако необходимых выводов не было сделано.
Они приглашают учителей на длительные сроки и повышают их квалификацию на основе чтения лекции, проведения семинаров. В мировой практике считается, что привнесенные извне идеи автоматически приведут к изменениям в классе и школе. Глубоко ложное с точки зрения теории деятельности, на наш взгляд, заявление. При подготовке специалистов/рабочих к любой другой профессии практические занятия проводятся главным образом в реальной обстановке, и, значит, повышение квалификации учителей надо проводить таким образом. На основании сказанного необходимо пересмотреть деятельность институтов повышения квалификации учителей, создать сначала институт коучей, возобновить работу наставников.
В настоящее время почти во всех школах работают опытные учителя, которые в свое время получили хорошее образование и дают детям качественное знание. Мы в сложившейся в настоящее время ситуации должны полностью использовать профессиональную компетентность таких учителей для повышения квалификации работающих в школе учителей молодого и среднего звена. Только в этом случае мы можем повысить квалификацию всех учителей.
Еще одним способом повышения качества образования является повышение качества преподавания. В связи с этим хотелось бы сказать об опыте Южной Кореи. Там для обеспечения одинаково качественного преподавания по всем предметам и во всех начальных классах разработаны мини-стандарты проводимых уроков. В этих мини-стандартах системно представлены все необходимые учителям материалы для проведения каждого урока на высоком уровне, включающие план уроков, краткое содержание урока, предлагаемые ученикам материалы учебников, УМК и мультимедийного пособия, методы их эффективного использования, технологии обучения и другие необходимые вещи. На основе внедрения подготовленных мини-стандартов для начальных классов на научной основе в одном центре качество образования Кореи поднялось на новый уровень.
Мы, также учитывая, что переход на парадигму образования, ориентированного на результат, является очень сложной работой,
должны подготовить мини-стандарты по всем предметам и, начиная с 1-го класса, ежегодно внедрять их в последующие классы. Это является очень кропотливой работой, однако, признавая то, что она оказывает огромную помощь в повышении качества образования, мы должны на научной основе осуществить его реализацию.
По данным Комитета контроля качества в сфере образования МОН РК, в 2012 году было выявлено, что качество подготовки педагогических кадров не отвечает предъявляемым требованиям, более 2 тысяч учителей не имеют педагогического образования, и многие из них работают в начальной школе.
Мы должны признать, что, не повысив профессиональный уровень учителей, ведущих занятия в школах, не повысим и качества образования.
У нас в системе среднего образования сформировался еще один случай, на кото-
рый нельзя не обратить внимание. Это «бумаготворчество» учителей. Классный руководитель в течение учебного года должен подготовить 35 различных отчетов. Среди них: социометрия (2 раза в год), уровень воспитанности (2 раза в год), уровень воспитания, психологическая характеристика класса, информация об учителях, которые ведут занятия в классе, по 7 блокам фотослайды о жизни класса в течение учебного года и т. д.
Сдача этих отчетов является самой главной задачей каждого учителя, и руководство школы очень строго следит за этим.
1. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. М.: АНОО «Издательский Центр ИЭТ», 2004. 208 с.
2. Кусаинов А. К., Борибеков К. К., Шамельханова Н. А. Профессиональное образование Казахстана: опыт и перспективы. Алматы: Rond&A, 2011. 240 с.
3. Кусаинов А. К. Кризис в системе среднего образования: пути выхода. Алматы: Rond&A, 2016. 64 с.
УДК/UDC 37.048.45
И. С. Сергеев I. Sergeev
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ORGANIZATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION PEDAGOGICAL SUPPORT IN CONDITIONS OF VERTICAL INTEGRATION OF EDUCATION
В статье рассматриваются понятие вертикальной интеграции образования, готовность обучающихся к профессиональному самоопределению, работодатель как социальный образовательный заказчик, вопросы организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, проведения профессиональных проб.
The article deals with the concept of vertical integration of education, the students' readiness for professional self-determination, an employer as a social educational customer. The author discusses the issues of organizing pedagogical support for students' professional self-determination, and of conducting professional tests.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение обучающихся, вертикальная интеграция образования, педагогическое сопровождение, работодатель, профессиональная проба.
Keywords: professional self-determination of students, vertical integration of education, pedagogical support, employer, professional test.
Профессиональное самоопределение выпускников как ожидаемый результат образования занимает особое место в системе образовательного целеполагания. Запрос на профессиональное самоопределение имеет внешнее относительно системы образования происхождение: он исходит от экономики и об-