Научная статья на тему 'Повышение качества начального математического образования на основе формирования универсальных учебных действий у учащихся'

Повышение качества начального математического образования на основе формирования универсальных учебных действий у учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION / MATHEMATICS EDUCATION / JUNIOR SCHOOLCHILD / FORMATION / TEACHING METHODS / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зембатова Л. Т.

В статье затрагиваются вопросы, связанные с повышением качества начального математического образования учащихся. На основе анализа результатов международных исследований, автор, выявляет возможные причины снижения качества математического образования учащихся начальной школы. В статье представлена точка зрения автора о возможности повышения качества начального математического образования на основе формирования универсальных учебных действий у школьников. Автор делает вывод о том, что ключевой фигурой в организации учебно-воспитательного процесса является учитель. От качества профессиональной подготовки учителя зависит не только уровень образовательных достижений учащихся, но и уровень развития личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF PRIMARY MATHEMATICS EDUCATION BASED ON THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS FOR STUDENTS

The article addresses issues related to improving the quality of elementary mathematics education of students. The analysis of international research results identifies possible reasons for the decline in the quality of mathematical education in elementary school students. The article presents the point of view of the author about the possibility of improving the quality of primary mathematics education based on the formation of universal learning activities for schoolchildren. The author concludes t

Текст научной работы на тему «Повышение качества начального математического образования на основе формирования универсальных учебных действий у учащихся»

5. Professional'nyjstandart «Specialist v oblasti vospitaniya» vid professional'nojdeyatel'nosti «Bibliotechno-pedagogicheskaya deyatel'nost' v obrazovatel'noj organizaciiobschego obrazovaniya». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/

6. Savkina S.V. Interaktivnye mul'timedijnye produkty bibliotek: formirovanie umenij tehnologii podgotovki u bakalavrov bibliotechno-informacionnoj deyatel'nosti. Bibliosfera. 2018; 4: 119 - 124.

Статья поступила в редакцию 31.01.19

УДК 377

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov; Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: 21lala @mail.ru

IMPROVING THE QUALITY OF PRIMARY MATHEMATICS EDUCATION BASED ON THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS FOR STUDENTS. The article addresses issues related to improving the quality of elementary mathematics education of students. The analysis of international research results identifies possible reasons for the decline in the quality of mathematical education in elementary school students. The article presents the point of view of the author about the possibility of improving the quality of primary mathematics education based on the formation of universal learning activities for schoolchildren. The author concludes that the key figure in the organization of the educational process is the teacher. The quality of professional training of teachers depends not only on the level of educational achievements of students, but also the level of development of personal qualities.

Key words: improving the quality of education, mathematics education, junior schoolchild, formation, teaching methods, universal learning activities.

Л.Т. Зембатова, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагуроеа, г. Владикавказ;

Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: 21lala @mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ

В статье затрагиваются вопросы, связанные с повышением качества начального математического образования учащихся. На основе анализа результатов международных исследований, автор, выявляет возможные причины снижения качества математического образования учащихся начальной школы. В статье представлена точка зрения автора о возможности повышения качества начального математического образования на основе формирования универсальных учебных действий у школьников. Автор делает вывод о том, что ключевой фигурой в организации учебно-воспитательного процесса является учитель. От качества профессиональной подготовки учителя зависит не только уровень образовательных достижений учащихся, но и уровень развития личностных качеств.

Ключевые слова: повышение качества образования, математическое образование, младший школьник, формирование, методические приемы, универсальные учебные действия.

Проблема повышения качества начального математического образования школьников сегодня стоит особенно особо. Она актуальна не только с позиции «потребностей будущего», но и с позиции его реального состояния. Нет необходимости доказывать, что без владения конкретными математическими знаниями и методами, интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения учебной дисциплиной «Математика», качественное освоение любой области человеческой деятельности невозможно. Математические знания лежат в основе всех современных технологий и научных исследований, являются необходимым компонентом экономики [1]. Использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) невозможно без математических знаний. Значимость математического образования отражена в разных документах федерального уровня. Так, в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (24 декабря 2013 г № 2506-р) отмечена роль математики в современном мире. Сказано, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе» [2].

Бесспорно, качество математического образования представляет основу развития наук. Обучение младших школьников математике перестает концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и умений, сегодня приоритетными становятся совершенно другие задачи. Это формирование у учащихся интеллектуальной и исследовательской культуры: способности самостоятельно мыслить, строить знание, выявлять ситуации, требующие применения математики и продуктивно решать их, на основе имеющихся знаний.

К сожалению, результаты Международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Programme for Internaional Student Assessment) за последние годы свидетельствуют о снижении качества математического образования не только в нашей стране, но и за рубежом. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ, показатели письменных проверочных работ учащихся школ республики Северная Осетия-Алания также показывают снижение качества математического образования.

К причинам, объясняющим данное явление, исследователи относят:

- отсутствие должного внимания к структуре и содержанию школьного курса математики;

- не отвечающее современным требованиям качество учебников;

- однообразие форм и методов обучения математике и, как следствие, снижение мотивации учащихся к изучению математики;

- нарушение важнейшего принципа обучения связи обучения с жизнью (практическая направленность при изучении математики);

- слабая подготовка учителей к использованию на уроках математики продуктивных методов обучения и т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который приобрел силу закона и который является основным ориентиром для учителя в профессиональной практике, одним из основных направлений их деятельности является формирование у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) [3, с. 33].

Метапредметные знания рассматриваются, как умения учащихся использовать обобщенные способы деятельности для получения и применения знаний, решать нестандартные проблемы, как готовность к сотрудничеству, к командной деятельности. Метапредметный характер таких знаний, умений заключается в том, что они обеспечивают формирование целостной картины мира ученика, целостность его развития и саморазвития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в их надпредмет-ном и метапредметном характере, кроме этого в обеспечении целостного личностного, общекультурного и познавательного развития личности учащегося.

УУД - это обобщенные действия, способствующие развитию у учащихся мотивации к обучению и позволяющие им ориентироваться в различных предметных областях познания [3, с. 33].

Концепция формирования универсальных учебных действий создана на базе системно-деятельностного подхода группой авторов под управлением А.Г. Асмолова: Г В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г Салми-на, С.В. Молчанов.

В составе основных видов универсальных учебных действий, сообразных основным целям общего образования, выделяют четыре блока:

- личностный (знание моральных норм, правил; умение соотнести поступок с принятыми в обществе этическими нормами и принципами; умение выстраивать логическую цепочку между целью учебной деятельности и её мотивом);

- регулятивный (умение составления плана и алгоритма действий для достижения поставленной цели; прогнозирование - умение внести необходимые корректировки на нужном этапе, способность мобилизовать силу и энергию в нужный момент, осознание своего уровня и качества выполненной работы);

- познавательный (способность самостоятельно сформулировать цель, способность отыскать наиболее эффективный метод, умение анализировать и отбирать необходимый материал в потоке информации свободная ориентациях в текстах любых стиле, установление причинно-следственных связей, умение

построить логическую цепочку рассуждения, способность выдвинуть гипотезу, обосновать её и доказать);

- коммуникативный (инициативность в сотрудничестве с целью поиска и сбора информации, способность к подбору альтернативных способов решения конфликта, умение точно, четко и лаконично излагать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка).

На уроках школьникам предлагается выполнить разнообразные задания, с помощью которых отрабатываются умения, необходимые для формирования видов уУд. Это:

1. Задания типа: «Объясни...», «Обоснуй свою точку зрения», «Составь задание партнеру», «Отзыв на работу товарища», «Групповая работа», «Групповая работа по составлению кроссвордов», «Подготовка рассказа на тему.»). В процессе выполнения перечисленных заданий математика выступает как важнейшее средство формирования речевых умений у учащихся, так как предлагается не только найти решение, но и обосновать его [1, с. 236 - 239].

2. Систематическое проведение уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даст учителю возможность показать ученикам ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия. Такой стиль деятельности формирует у учащихся понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности коллектива, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого коллектива.

3. Необходимо на уроках использовать задания для работы в парах или малых группах, предполагающие тесное межличностное общение и формирующие важнейшие этические нормы. Нормы общения позволяют научить учащихся грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая форма взаимодействия развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т. е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

Формирование познавательных универсальных учебных действий

1. Формирование моделирования как универсального учебного действия. Для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий.

2. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание», «Найти отличия», «Поиск лишнего», «Составления схем-опор», «Работа с разными видами таблиц», «Лабиринты», «Цепочки», «Составление и распознавание диаграмм», «Работа со словарями» и т.д.

Систематическое использование продуктивных заданий такого характера, способствуют развитию таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.

3. Использование заданий, позволяющих научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т. е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Развитие регулятивных умений возможно с помощью задания типа: «Преднамеренные ошибки», «Поиск информации в предложенных текстах»,

«Взаимоконтроль», «Диспут», «Контрольный опрос на определенную тему», «Ищу ошибку» и т. д. Эффективным средством развития регулятивных умений является текстовая задача, так как работа над задачей полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели (по П.Я. Гальперину).

Библиографический список

С целью развития организационных умений целесообразно включать проблемные вопросы. В ходе обсуждения проблемы, у учащихся есть возможность проверить правильность собственных рассуждений (таким образом, у школьников развивается способность сопоставлять свои действия с целью). Включение в учебный процесс проблемных ситуаций позволяет младшим школьникам совместно с учителем определять основную проблему урока. Совокупность правильно поставленных вопросов помогает учащимся самостоятельно, основываясь на имеющиеся знания, выстроить алгоритм решения поставленной проблемы. При этом ставится цель, планируется собственная деятельность, оценивается результат.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики можно осуществлять поэтапно:

1 этап - мотивационный.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему (при решении каких задач в повседневной, а затем в профессиональной жизни, эти знания будут использованы).

2 этап - открытие математических знаний.

На данном этапе определяющее значение имеют методические приемы, требующие самостоятельных исследований и активизирующие познавательную деятельность обучающихся.

3 этап - формализация знаний.

Основное назначение этапа - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

4 этап - обобщение и систематизация.

Деятельность на этапе сводится к установлению связей между изученными математическими фактами, приводятся знания в систему.

В процессе решения задач можно использовать различные методические приемы, позволяющие показать учащимся разные методы и способы решения одной и той же задачи. Это:

- анализ готовых способов решения задач;

- сопоставление пояснения с решением задачи;

- продолжение начатых вариантов решения задачи;

- выявление ложного способа решения;

- заполнение схемы выражений, записанных по данной задаче и т. д.

Решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для развития их мышления, помогает учащимся структурировать данные, выяснить математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать ее. Другим методическим приемом, способствующим повышению качества начального математического образования, является систематическое использование проблемных ситуаций. Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приёмы:

- подводить учеников к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения;

- сталкивать противоречия в практической деятельности;

- излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждать учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что ключевой фигурой в организации учебно-воспитательного процесса является учитель. От качества профессиональной подготовки учителя зависит не только уровень образовательных достижений учащихся, но и уровень развития личностных качеств.

1. Зембатова Л.Т. Дидактическая модель повышения качества начального математического образования учащихся национального региона. Всероссийский журнал. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 9: 236 - 239.

2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г № 2506-р).

3. ФГОС основного общего образования (стандарты второго поколения)/ Минобрнауки РФ. Москва, 2011.

References

1. Zembatova L.T. Didakticheskaya model' povysheniya kachestva nachal'nogo matematicheskogo obrazovaniya uchaschihsya nacional'nogo regiona. Vserossijskij zhurnal. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; 9: 236 - 239.

2. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 24 dekabrya 2013 g. № 2506-r).

3. FGOS osnovnogo obschego obrazovaniya (standarty vtorogo pokoleniya)/ Minobrnauki Rf. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 27.01.19

УДК 371

Ignatova Ol, teaching assistant, Humanitarian Pedagogical Academy, Crimean Federal V.I. Vernadsky University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

THE STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN TEACHING ACTIVITIES. The article deals with a problem of organization of professional development of primary school teachers. The stages of professional development of primary school teachers in the system of pedagogical activity are presented. The basics and contents of each of the stages of professional development of primary school teachers. The author concludes that the main stages of professional development of primary school teachers are professional orientation and adaptation, professional development, professional skills and professionalism. Phased professional development leads to a fundamentally new way of life of the teacher-creative self-realization in the profession, which allows to identify individual and professional capabilities. Basic formula of professional activities and development of teacher is permanent work, creativity, harmony, knowledge, feelings and behavior.

Key words: professional development, stages of professional development of primary school teachers.

О.И. Игнатова, ассистент каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается проблема организации профессионального развития учителей начальных классов. Представлены этапы профессионального развития учителя начальных классов в системе педагогической деятельности. Раскрыта сущность и содержание каждого из этапов профессионального развития учителя начальных классов. Автор делает вывод о том, что основными этапами профессионального развития учителя начальных классов является профессиональная ориентация и адаптация, становление профессионала, профессиональное мастерство и профессионализм. Поэтапное профессиональное развитие ведёт к принципиально новому способу жизнедеятельности учителя - творческой самореализации в профессии, которая позволяет выявить свои индивидуальные и профессиональные возможности.

Ключевые слова: профессиональное развитие, этапы профессионального развития учителя начальных классов.

Современное образование должно полнее, быстрее и точнее реагировать на вызовы времени, развивать человека, способного жить и эффективно действовать в глобальной среде. Актуальной проблемой в этом контексте является личность учителя, который должен быть проводником идей человекоцентризма и демократичности, толерантности и умеренности. Безотлагательным и безоговорочным сегодня является вопрос профессионального развития учителя, формирование его профессиональной успешности. Общеизвестно, что процесс обучения может длиться на протяжении всей жизни человека, он является неотъемлемой составляющей успешной жизни, умственный труд - одна из предпосылок психического развития человека. Но обучение не должно быть принудительным, иначе профессиональное развитие происходить не будет [1].

Анализ психолого-педагогических исследований Н. Кузьминой, В. Кричев-ского, В. Розумович свидетельствует, что наиболее успешное профессиональное развитие учителя осуществляется тогда, когда реализуется ряд условий, таких как: учителя имеют одинаковое материально-техническое обеспечение, хорошие социально-бытовые условия, возможности реализации собственных идей; наличие перспективы служебного роста; организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы результаты труда учителя начальных классов зависели, в первую очередь, от самого учителя, его способностей и особенностей; в государстве должна быть четкая система аттестации, основой которой должны стать два главных принципа: доброжелательное прохождения аттестации и отсутствие противоречий между мотивами, стимулами непрерывного образования и условиями её осуществления; материальная и социальная стороны отвечали бы количеству и качеству энергии и времени, затраченных учителями [2].

Общеизвестно, что профессиональное развитие - необходимое условие роста профессионализма педагогов. Именно поэтому существует потребность теоретического обоснования этапов профессионального развития учителя начальных классов, что и обуславливает актуальность данной темы [3].

Профессиональное развитие - это непрерывный процесс приобретения учителем новых компетенций, которые он использует в своей профессиональной деятельности. Генезис понятия профессиональное развитие сочетает этапы профессионального развития. Отдельно, различают следующие этапы профессионального развития учителя начальных классов: профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и, наконец, профессиональное мастерство [4].

Профессиональная ориентация и адаптация - составляющие элементы системы профессионального развития учителя начальных классов, которые являются регулятором связи между системой образования профессиональной деятельностью.

Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, то есть привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации [5].

Результатом профессиональной адаптации учителя начальных классов является адаптированность, что оказывается во включении человека в социальную среду в процессе её деятельности, интеграции со сообществом и самоопределение в ней. Адаптированная личность готова к профессиональной деятельности, не испытывает психологического дискомфорта, имеет положительное отношение к окружающему миру и самого себя. От успешной деятельности в период адаптации зависит укрепление профессиональной мотивации, дальнейшее профессиональное развитие педагога. Некомпетентность учителя, отсутствие опыта, нежелание принять помощь со стороны руководства могут привести к дезадаптации, что проявляется в незаинтересованности в профессии, психологическом дискомфорте, конфликтности, что может привести к изменению рабочего места и профессиональной деятельности в целом.

Успешность адаптации зависит от ряда условий, главными из которых являются: качественный уровень работы по профориентации педагогов; объективность деловой оценки учителей; отработанность организационных механизмов управления процессом адаптации; особенности организации труда, которые реализующие мотивационные установки учителя; наличие отработанной системы внедрения новшеств; гибкость системы обучения и квалификации учителей; осо-

бенности социально - психологического климата, сложившегося в коллективе; личностные качества учителя, связанные с его психологическими особенностями, возрастом, семейным состоянием и тому подобное.

Таким образом, адаптация учителей к профессиональной деятельности представляет собой сложный динамический длительный процесс систематического погружения педагога в профессию, предусматривающую формирование профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств, необходимых для дальнейшего развития. Поэтому период профессиональной адаптации является необходимым условием, этапом профессионального становления и развития профессионала, на котором происходит усвоение им профессиональных ценностей, овладение профессиональной деятельностью, формирование готовности к её успешной реализации.

Становление профессионала - второй этап профессионального развития учителя начальных классов - это процесс прогрессивного изменения личности вследствие социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование; это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств личности и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально психологическими особенностями человека [6].

Итак, на этапе становления учителя начальных классов профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень её проявления индивидуализируется в зависимости от его психологических особенностей.

Третий этап профессионального развития учителя начальных классов -профессиональное мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности и проявление творческой активности личности педагога, то есть, комплекс качеств личности, обеспечивает самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности.

Сегодня модернизация системы образования требует, чтобы учебный процесс не был автоматическим преподаванием учебного материала, а дал возможность ученику активно действовать на уроке на одном уровне с учителями, иметь равные права на свое мнение. Поэтому учебную деятельность направляю на активное привлечение к учебно-воспитательного процесса каждого ученика, изменение процесса обучения и воспитания и совершенствование его.

Профессионализм - четвертый этап профессионального развития учителя начальных классов - это интегральная психологическая характеристика человеческого труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией.

Квалификация как уровень полученного профессионального образования подтверждается соответствующими дипломами в результате успешного прохождение специалистом текущих и итоговых квалификационных экзаменов, что выявляют и показывают в основном его профессиональную эрудицию. В зависимости от объема и соотношения полученной общей и профессиональной образования на каждом из этапов современной системы многоуровневого образования специалисту присваивается образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста, бакалавра, специалиста или магистра, ученые степени. Кроме этого, после вхождения человека в реальную профессиональную деятельность его квалификация определяется уровнем эффективности и производительности этой деятельности (на основе приобретенного опыта, реальных результатов работы, обусловлены), которые определяются, прежде всего, внутренними ресурсами специалиста, а также влиянием профессиональной среды [6; 7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, профессиональное развитие - это не только рост и совершенствование, но и разрушение и профессиональные деструкции, которые характеризуются изменениями психологической структуры личности в процессе педагогической деятельности. Профессиональные деформации - обратный путь и этап профессионального развития учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.