Л. Е. Лукина
Формирование исследовательской компетентности учителей начальных классов в условиях внедрения ФГОС
второго поколения
В статье проводится анализ проблем формирования исследовательской компетентности учителей начальных классов и их готовности к организации исследовательской творческой деятельности учащихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
The article reveals the analysis of issues concerning development of research expertise of primary school teachers and their (teachers’) readiness to organize the pupils’ research creative activity according to the demands of State Federal Standard of Primary General Education.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, личностные и профессиональные качества педагога, структура исследовательской компетентности учителя начальных классов.
Key words: State Federal Standard of Primary General Education, personality and professional traits of a teacher, the structure of a primary school teacher research expertise.
Система образования, ее цели и содержание, характер и направленность образовательной деятельности находятся во взаимосвязи с особенностями социально-экономической и политической жизни общества. Рыночные отношения, научно-технический и социальноэкономический прогресс, образование единого информационного пространства, формирование в России общества нового типа - информационного, в котором на первый план выходят знания, навыки эффективной работы с информацией - ставят перед системой образования новые задачи.
С 2011-2012 учебного года все школы России перешли на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Поэтому актуальным является анализ тех принципиальных особенностей стандарта нового поколения, в соответствии с которым организуют профессиональную деятельность учителя начальных классов. Задачами начального образования становятся формирование у школьника выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации
© Лукина Л.Е., 2013
учения; основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: умения планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе. Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с обозначенным в федеральном государственном образовательном стандарте планируемым результатом ступени начального образования - формированием универсальных учебных умений, среди которых выделены личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя способность в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и осуществлять контроль, а также проявлять познавательную инициативу. Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя способность формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные универсальные учебные действия направлены на формирование исследовательских качеств ученика (умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, навыки поиска, выделения существенной информации и ее записи для выполнения учебных заданий; умение строить сообщения в устной и письменной форме). Среди личностных универсальных учебных действий назовем учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности; осознание учеником себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России; основы экологической культуры [2, с. 15-21].
Универсальные учебные умения приобретаются в ходе освоения всех учебных предметов, т. е. отличаются интегративностью, межпред-метностью и метапредметностью, формируются в самостоятельной деятельности обучающихся, причем эта деятельность обязательно включает в себя элементы исследовательской работы, направленной на то, чтобы «инъектировать получаемые знания в поиск и решение значимых задач общества» [9, с. 196].
Таким образом, необходимым результатом начального образования является формирование не только универсальных учебных действий, но и нравственных качеств и принципов школьников средствами учебной и внеурочной, социально значимой деятельности, основанной на системе духовных ценностей. Современная начальная школа ориентируется на такой основополагающий документ, как «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России», где подчеркивается необходимость социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Достижение целей программы духовнонравственного развития и воспитания возможно только при наличии сис-
темно-деятельностного подхода, при котором формирование важнейших духовных ценностей (патриотизма, толерантности, гражданственности и т.д.) организуется в субъектной деятельности обучающихся, когда на первый план выходит воспитание растущего человека в качестве «субъекта, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем» [9, с. 200].
Осуществление задач формирования универсальных учебных умений, духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся должно быть комплексным. Одним из способов решения этих задач современной начальной школы является организованная на основе сотрудничества с педагогами, родителями или другими субъектами образовательного процесса исследовательская творческая деятельность учащихся, осуществляемая на основе системно-деятельностного, лич-ностно ориентированного и акмеологического подхода, а также принципа межпредметности. Сегодня актуальными являются такие темы исследовательской деятельности младших школьников, организованной на основе метода проектов, как «Флаг России на географической карте и его история», «Славные сыны Отечества», «Мой край в годы войны», «Героические страницы» (создание «Книги Памяти»), «Музей семьи», «Наши папы и мамы на работе», «Сердца друзей бьются вместе», «Экологическая тропа нашей школы», «По страницам Красной книги» [1, ч.1, с. 54, 91, 107]; «Милая сердцу старина», «Что такое хорошо», «Юный патриот» [5]; «С русским задором по русским просторам» [6], «Живая старина» [7], Гой ты, Русь моя родная!» [8]. Такие исследования благодаря их межпредметности способствуют формированию прочных знаний ученика одновременно в разных предметных областях, навыков поиска и усвоения значимой лично для ребенка информации, когда он осознает себя и своих близких как частицу мира, когда одновременно развиваются не только познавательные, но и регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные умения ученика, его нравственные представления, его качества гражданина.
Таким образом, принятие новых федеральных государственных стандартов требует от учителей начальных классов качественно нового уровня подготовки, предъявляет новые требования к личностным и профессиональным качествам, когда педагог является организатором творческой работы учеников над приобщением к научным знаниям, открытием новых проблем, противоречий [9, с. 202]. Чтобы уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, учитель должен быть сам готов к решению нестандартных педагогических исследовательских задач, т. е. переориентировать свою работу на новые педагогические ценности, соответствующие научно-исследовательской деятельности [4]. Должна быть сформирована исследовательская компетентность педагога, позволяющая ему участвовать в непрерывной инновационной деятельности, имеющей исследовательский характер, наце-
ленная на освоение нового в профессиональной сфере, на создание, апробацию, презентацию и распространение принципиально новых продуктов педагогической работы [10, с. 17, 22-23]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г.» обращается внимание на необходимость привлечения в «систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации» [2]. Особую роль в образовании играет учитель начальных классов. Способность учителя начальных классов интегрировать научные исследования с образовательным процессом и организовывать исследовательскую деятельность учащихся определяется уровнем сформи-рованности такого личностно-профессионального качества, как исследовательская компетентность.
Анализ данных современными исследователями определений понятия «исследовательская компетентность учителя начальных классов» помогает определить структуру данной категории. Концепт научноисследовательской деятельности педагога предполагает использование новых знаний и достижений педагогической науки для получения желаемых результатов образования, совершенствования педагогической деятельности и создания новой образовательной среды.
Мы считаем, что структура понятия «исследовательская компетентность учителя начальных классов» предполагает интеграцию нескольких компонентов (см. табл. 1).
Таблица 1
Структура понятия
«исследовательская компетентность учителя начальных классов»
Компонент исследовательской компетентности учителя начальных классов Содержание компонента исследовательской компетентности
Методологический (когнитивно- технологический) Совокупность общих исследовательских знаний и умений
Мотивационно- целевой Определенная иерархи мотивов научно-исследовательской деятельности учителя
Рефлексивный Навыки по осознанию и оцениванию хода и результатов самостоятельной творческой исследовательской деятельности, самоконтроля и самоанализа, направленных на корректирование своих действий
Эмоционально- волевой Комплекс личностных качеств, характеризующий уровень развития творческого потенциала учителя начальных классов
Презентационный Умение логично, ясно и точно излагать свои мысли, удерживать внимание аудитории, вступать в научную полемику и готовность учителя-исследователя к презентации результатов своей исследовательской творческой деятельности
Продолжение таблицы 1
Коммуникативный Навыки изучения и обобщения передового педагогического опыта, навыки организации межличностного, делового, профессионального, социального сотрудничества в процессе исследовательской деятельности
Практический Навыки внедрения полученных в процессе научноисследовательской деятельности результатов в практическую деятельность
Трансляционно- моделирующий Способность сформировать в учениках ценностное отношение к исследованию и навыки исследовательской деятельности, заложить основы исследовательской компетентности младших школьников
Социально- ценностный Приоритетность таких направлений проектноисследовательской деятельности, которые эффективно формируют основы гражданской идентичности
В соответствии с данной структурой понятия «исследовательская компетентность педагога» была разработана методика «Определение уровня сформированности исследовательской компетентности учителей начальных классов». В исследовании приняли участие учителя начальных классов города Выборга и Выборгского района Ленинградской области (общее количество участников исследования 105; со стажем 1-5 лет - 35 человек, со стажем 6-19 лет - 35 человек, со стажем от 20 лет
- 35 человек) (см. рис. 1).
стаж от 20 лет
33%
стаж 1-5 лет 34%
стаж 6- 19 лет 33%
□ стаж 1-5 лет
□ стаж 6- 19 лет
□ стаж от 20 лет
Рис. 1. Участники исследования «Готовность учителей начальных классов к научно-исследовательской деятельности»
Рассмотрим результаты исследования, определившие количество учителей начальных классов, соответствующее высокому, среднему и низкому уровню сформированности исследовательской компетентности (табл. 2).
Таблица 2
Уровень сформированности исследовательской компетентности _________________учителей начальных классов_________________________
Уровень сформированности исследовательской компетентности учителей начальных классов, % Стаж
1-5 6-19 от 20
Высокий (80-100) 23 49 29
Средний (60-80) 54 37 57
Низкий (0-60) 23 14 14
В ходе проведения исследования был определен уровень сформированности компонентов исследовательской компетентности учителей начальных классов (показатели сформированности компонентов исследовательской компетентности учителей начальных классов содержатся в табл. 3).
Таблица 3
Показатели сформированности исследовательской компетентности
учителей начальных классов
Компоненты исследовательской компетентности учителя начальных классов, % Стаж, л
Общий 1-5 6-19 от 20
I. Методологический, коммуникативный и рефлексивный 71 69 75 69
II. Презентационный 74 71 78 74
III. Эмоционально-волевой и практический 65 63 68 64
IV. Мотивационно-целевой, социально-ценностный и трансляцион-но-моделирующий 75 70 77 79
Итоговые показатели 71 68 74 72
Анализ данных показателей приводит к следующим выводам:
1) наиболее высокий уровень сформированности исследовательской компетентности демонстрируют учителя начальных классов со стажем работы 6-19 лет, а низшие показатели отмечены у учителей начальных классов со стажем 1-5 лет;
2) на самом низком уровне у всех категорий участников исследования находится эмоционально-волевой и практический компонент исследовательской компетентности «Самооценка личностных качеств, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала личности»;
3) достаточно невысоко оценили учителя - участники исследования
- свой уровень владения исследовательскими умениями и навыками, методологическую культуру (методологический, коммуникативный и рефлексивный компоненты);
4) наиболее высокие показатели (особенно у категории педагогов со стажем более 20 лет) характеризуют мотивацию учителей начальных классов к исследовательской деятельности (мотивационно-целевой, социально-ценностный и трансляционно-моделирующий компоненты).
Анализ каждого показателя уровня сформированности исследовательской компетентности учителей начальных классов был произведен по двадцати критериям. Данный анализ позволяет обозначить требующие особого внимания проблемы формирования исследовательской компетентности педагогов.
По компоненту «Владение исследовательскими умениями и навыками и методологическая культура педагога» (методологический, коммуникативный и рефлексивный компоненты) на самом низком уровне находятся такие характеристики, как умение использовать метод моделирования педагогических систем, диагностические методики, методы математической статистики; составлять программу эксперимента; определять гипотезу; оценивать итоги исследовательской работы.
По компоненту «Самооценка готовности к презентации результатов своей исследовательской (творческой) деятельности» (презентационный компонент) на самом низком уровне находятся такие характеристики, как возможность представления педагогического опыта в научной публикации; новизна; проявление собственной позиции; умение вступать в полемику; наличие в выступлении ссылок на имена известных ученых.
По компоненту «Самооценка личностных качеств, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала личности» (эмоционально-волевой и практический компоненты) невысокий уровень можно отметить по таким характеристикам эмоционально-волевой сферы педагогов, как способность выступать с критикой; способность назвать себя «генератором идей»; поддержка в коллективе инновационных предложений педагога; способность отстаивать свои принципы; возможность воплощения в жизнь инновационных проектов.
Наиболее высокие показатели по данному компоненту соответствуют таким качествам, как способность признавать и исправлять свои ошибки; стремление к саморазвитию; опора на опыт профессионалов.
Анализ самооценки компонента «Мотивация исследовательской деятельности» (мотивационно-целевой, социально-ценностный и трансляционно-моделирующий компоненты) позволил педагогам определить приоритетные для себя цели и задачи исследовательской педагогической деятельность (см. рис. 2). При этом наиболее высокие показатели соответствуют таким мотивам исследовательской деятельности, как общекультурное развитие педагога; пополнение психолого-педагогических знаний; совершенствование методических знаний и умений; личностно-
профессиональное развитие педагога; повышение интереса и мотивации учащихся к процессу обучения и воспитания; общекультурное развитие учащихся.
Самые низкие показатели характеризуют такие мотивы исследовательской деятельности педагога, как создание инновационного продукта исследовательской деятельности; создание индивидуальной программы достижения успеха.
Рис. 2. Мотивация исследовательской деятельности
Учителям начальных классов также было предложено назвать тему своей научно-исследовательской (методической) работы. Наибольшее количество тем обращено к проблемам развития речи на уроках чтения, русского и иностранного языков, организация урока математики, развития творческих способностей учащихся. Меньшее количество учителей начальных классов назвали в качестве темы своей исследовательской (методической) работы развитие познавательной активности и логического мышления, исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Кроме того, методическая работа учителей начальной школы организуется по стандартам второго поколения, по проблемам игровых технологий, нравственно-патриотического и экологического воспитания. Среди менее актуальных тем названы работа с одаренными детьми, инклюзивное образование, развитие самостоятельности, проблемы адаптации младших школьников, дифференцированное обучение, физическое, эс-
тетическое, семейное воспитание и возможности системы внеурочной деятельности.
Анализ основных направлений исследовательской (методической) работы учителей начальной школы приводит к выводам о том, что многие учителя начальных классов не обладают сформированной готовностью к инновационной деятельности, так как основные усилия педагогов по традиции сосредоточены на организации уроков русского языка, математики, чтения, недостаточное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий учащихся, а также развитию познавательной активности, исследовательских качеств учащихся и проблемам духовно-нравственного воспитания и развития на основе принципов межпредметности и интеграции.
Педагогический анализ результатов проведенного исследования позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью формировать у учащихся начальной школы познавательные универсальные учебные действия и исследовательские качества и недостаточным уровнем владения такими качествами современными учителями начальных классов;
• между необходимостью интеграции научных исследований с образовательным процессом и недостаточным уровнем сформированно-сти исследовательской компетентности учителей начальных классов;
• между требованием комплексного формирования у учащихся начальных классов ценностных и мировоззренческих качеств личности и определённых познавательных, исследовательских потребностей в сотрудничестве с учителем, и недостаточной разработанностью интегрированной системы формирования необходимых для этого личностнопрофессиональных качеств будущего специалиста, в частности его исследовательской компетентности и навыков исследовательской деятельности в сотрудничестве с учеником;
• между установкой на формирование у обучающихся начальной школы стремления к успеху и успешности и недостаточной обоснованностью педагогических условий формирования акмеологической среды в образовательном учреждении непрерывного образования, в которой личность студента - будущего педагога начальной школы - получит возможность достижения своих интеллектуальных и духовных вершин на основе принципа единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Таким образом, в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов является обязательным формирование у будущего педагога исследовательской компетентности [4]. Исследовательскую компетентность учителя начальных классов, его готовность к собственной инновационной деятельности, а также к организации исследовательской деятельности учащихся необходимо формировать еще во время обучения в образовательном учреждении непрерывного профессионального образования.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно сказать, что в процессе комплексного формирования исследовательской компетентности учителя начальных классов в первую очередь нужно организовать специальную систему развития личностно-профессиональных качеств студентов, разработать технологию акмеологического сопровождения профессиональной подготовки, направленного на формирование мотивации к личностному росту, к достижению успеха в инновационной профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. А.Я. Данилюка. -М.: Просвещение, 2011.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.lexed.ru/doc.php?id=з206#
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012.
4. Седова, Н.В. Опытно-экспериментальная работа и исследовательская компетентность учителя: интернет-форум в рамках Всерос. науч. конф. с меж-дунар. участием «Педагогика в современном мире» РГПУ им. А. И. Герцена [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://kafedra-
forum.narod2.ru/publikatsii/nauchnie_pedagogicheskie_issledovaniya/sedova_nv/
5. Тур С.Н., Васюкова Е.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание: тетр. проектов для 1 кл. - СПб: БХВ-Петербург, 2011.
6. Тур С.Н., Васюкова Е.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание: тетр. проектов для 2 кл. - СПб: БХВ-Петербург, 2011.
7. Тур С.Н., Васюкова Е.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание: тетр. проектов для 3 кл. - СПб: БХВ-Петербург, 2011.
8. Тур С.Н., Васюкова Е.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Тетрадь проектов для 4 класса. СПб: БХВ-Петербург, 2011.
9. Фельдштейн, Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психоло-го-педагогических оснований организации современного образования // Мир психологии. - 2010. - № 4. - С. 190-203.
10. Эффективная организация работы образовательного ресурсного центра: науч.-метод. рекомендации / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 159 с.