Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами федерального сетевого ресурса «Школьная Лига Роснано»'

Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами федерального сетевого ресурса «Школьная Лига Роснано» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ПРОГРАММА / ИННОВАЦИИ / ИНДИВИД / ШКОЛА / ВУЗ / ПОЗНАНИЕ / ПОСТИЖЕНИЕ / SPIRITUALITY / MORALITY / CULTURE / VALUES / PROGRAM / INNOVATIONS / INDIVIDUAL / SCHOOL / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / COGNITION / COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна, Питкиева Татьяна Ивановна

Статья посвящена проблеме построения образовательной деятельности, направленной на возрождение духовно-нравственных ценностей обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и активности в современных условиях. В контексте решения обозначенной проблемы рассматривается опыт работы всероссийской программы «Школьная Лига РОСНАНО», предоставляющей для личности уникальную возможность духовного обогащении и постижения мира и способствующей высокоэффективной инновационной системе взаимодействия образовательных учреждений в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна, Питкиева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH BY MEANS OF FEDERAL NETWORK RESOURCE “SCHOOL LEAGUE RUSNANO”

In this article the problem of the construction of educational activity aimed at reviving the spiritual and moral values of students, the development of their cognitive independence and activity in the modern world is considered. In the context of the decision of the stated problem it views experience of the all-Russian programSchool League RUSNANO” that provides a unique opportunity of spiritual enrichment for individual and comprehension our global world and promotes a highly innovative system of interaction between educational institutions in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами федерального сетевого ресурса «Школьная Лига Роснано»»

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

УДК 37.013

ББК Ч400.51+Ч402.3

С.В. Даржинова, Т.И. Питкиева

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СЕТЕВОГО РЕСУРСА «ШКОЛЬНАЯ ЛИГА РОСНАНО»*

Аннотация. Статья посвящена проблеме построения образовательной деятельности, направленной на возрождение духовно-нравственных ценностей обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и активности в современных условиях. В контексте решения обозначенной проблемы рассматривается опыт работы всероссийской программы «Школьная Лига РОСНАНО», предоставляющей для личности уникальную возможность духовного обогащении и постижения мира и способствующей высокоэффективной инновационной системе взаимодействия образовательных учреждений в России.

Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, ценности, программа, инновации, индивид, школа, вуз, познание, постижение.

S.V. Darzhinova, T.I. Pitkieva

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH BY MEANS OF FEDERAL NETWORK RESOURCE “SCHOOL LEAGUE RUSNANO”

Annotation. In this article the problem of the construction of educational activity aimed at reviving the spiritual and moral values of students, the development of their cognitive independence and activity in the modern world is considered. In the context of the decision of the stated problem it views experience of the all-Russian program “School League RUSNANO” that provides a unique opportunity of spiritual enrichment for individual and comprehension our global world and promotes a highly innovative system of interaction between educational institutions in Russian Federation.

Keywords: spirituality, morality, culture, values, program, innovations, individual, school, institute of higher education, cognition, comprehension.

В Приоритетном программном документе развития отечественного образования «Национальная доктрина образования на период до 2025 года» воспитание обозначено как первостепенный приоритет в образовании [3]. Оно является органичной составляющей педагогической деятельности, «интегрированной в общий процесс обучения и развития». Важнейшими задачами воспитательного процесса являются:

- формирование у школьников гражданской позиции и ответственности;

- развитие духовности и культуры;

- формирование инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Высшей целью образования, сформулированной в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России», является высоконравственный гражданин России, укоренённый в духовных и культурных

*Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 «Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии)»

34

2014 г. №3(23)

традициях народа. В документе также обозначена сфера педагогической ответственности в процессе духовно-нравственного развития и воспитания. Образованность человека сегодня определяется знаниями, разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию [2].

В этой связи у российской системы образования возникла настоятельная необходимость в построении принципиально иной функциональной модели своей деятельности, когда главной задачей является возрождение духовно-нравственных ценностей обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и активности. Как этого добиться? На наш взгляд, нужно наполнить образование социальным смыслом. Образовательный и воспитательный процессы направить на формирование творческой личности, способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое развитие общества [1, С.42].

Необходимо отметить, что для решения обозначенной проблемы в российском образовательном пространстве начинают складываться различные формы совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов. Большой потенциал в обозначенном нами направлении заложен во всероссийской программе «Школьная Лига РОСНАНО», предоставляющей для личности уникальную возможность духовного обогащении и постижения мира и способствующей высокоэффективной инновационной системе взаимодействия образовательных учреждений в России [6].

Стартовав в 2010 году по инициативе ГК «РОСНАНО» и образовательного центра «Участие», «Школьная Лига РОСНАНО» объединяет более 300 образовательных организаций и партнёров из бизнеса и науки в 42 регионах страны. Его организаторы определили главной целью Лиги - продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь -естественнонаучного образования.

Однако, на наш взгляд, Программа также существенно дополняет и обогащает имеющийся опыт духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Утверждение основано на опыте взаимодействия и сотрудничества со Школьной Лигой РОСНАНО. Несмотря на то, что проект постоянно расширяется, вовлекая в своё пространство всё новых и новых участников, надо отдать должное его организаторам, вместе с тем он трансформируется, изменяется с учётом задач духовно-нравственного воспитания молодёжи в многонациональной России на основе принципа толерантности. Выполняя основную задачу, Программа также направлена на сбор, хранение, пропаганду культурных достояний этносов и трансляцию русской культуры, русского языка, культур других народов. Таким образом, силами организаторов и участников проекта формируется российское общественное сознание, в том числе, идеология государственности РФ.

Координатором программного регулирования сетевого проекта является АНПО «Школьная лига» (г. Санкт-Петербург), взявшего на себя обязанности по созданию и поддержке сетевой среды, инициации различных сетевых проектов и поддержке инициатив школ-участников, их координации. В качестве ресурсных центров дальнейшего развития сетевого взаимодействия в своих регионах выступают вузы и школы-участницы. В Калмыкии, таковыми являются ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» и МБОУ «Элистинский лицей» [5].

Очень важным в контексте обозначенной нами проблемы является то, что,

35

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

предлагая различные сетевые проекты, организаторы и участники Лиги ведут большую просветительскую работу, направленную на построение гражданского общества и дальнейшее развитие России как сильного государства. Так, например, в рамках проекта постоянно проводится деловая игра «Журналист», в ходе которой школьники получают возможность посетить различные предприятия и НИИ, вплотную соприкоснуться с реальным производством и наукой, а после создать настоящие журналистские материалы. В каком-то смысле игра становится поводом для вдумчивого и полезного знакомства школьников с предприятиями, профессиями, социально-экономическими проблемами региона и формирования личностного к ним отношения. На сегодня существуют различные модели игры. В марте 2014 года Калмыцкий государственный университет провёл свой вариант деловой игры-конкурса «Журналист: университет глазами школьников», которая стала средством для профориентации школьников, исследования ими образовательного университетского пространства и нахождения своих ориентиров в нём [5, С.32].

С помощью игры учащиеся получили возможность проектировать свои приоритеты будущего, а коллектив университета посмотреть на себя со стороны, глазами будущих абитуриентов. Именно такое образование позволяет школьникам задумываться о том, как улучшить свою жизнь, и оно отвечает всем вызовам времени.

Ещё одним весьма перспективным направлением в деятельности Школьной Лиги РОСНАНО является проект «Школа успеха», когда организуются встречи старшеклассников с успешными представителями высокотехнологичного бизнеса. В ходе этих встреч учащиеся получают возможность сориентироваться в мире профессий, уточнить свой выбор [5, С.58]. Также важно и то, что они получают положительные образы успешной взрослости, способствующие развитию их нравственных сил, воли и характера. Ведь не секрет, что получение знаний многими молодыми людьми рассматривается, в первую очередь, как основа карьерного и потребительского роста. Вместо конструктивных духовно-нравственных ценностей и мотивационных установок у молодёжи закрепляются нигилистические, а, порой и антисоциальные представления и модели поведения. В результате обесценивается идеал служения образованного человека своему народу; происходит «утечка умов» из России в страны, где высококвалифицированным специалистам могут предложить более выгодные условия и высокие заработки.

В этой связи, сегодня в образовании существует определённая проблема превращения объективно значимых ценностей в личностные смыслы индивида. Поэтому в рамках проекта проводится большая работа по овладению школьниками новых компетенций. Для ребят это возможность проявить себя в различных конкурсах. Именно через них реализуются возможные пути встречи школьников с миром науки и миром высших учебных заведений. Предлагаемые Лигой образовательные конкурсные программы содержательно ориентируют школьников на широкий спектр интересов в этом аспекте. Это и Всероссийская олимпиада «Нанотехнологии -прорыв в будущее» (в сотрудничестве с МГУ), кейс-чемпионаты, проекты в сфере «Техно-Арт», сетевые конференции, Неделя краеведения, истории и социологии науки и технологий и т.д.

Огромное духовно-нравственное влияние на школьников может оказать также и участие в ключевом событии календарного плана программы «Школьная Лига РОСНАНО» - это участие в летней школе «Наноград». Начиная с 2011 года, Наноград принимает старшеклассников, учителей, представителей бизнеса и науки на десять летних дней каждый раз в новом регионе страны. По существу летняя школа - это

36

2014 г. №3(23)

прообраз Школьного Технопарка. Все жители получают паспорта, подписывают Хартию и принимаются на стажировку в одну из компаний, слушают лекции Академиков, посещают мастерские и лаборатории, а также участвуют в культурной жизни города. В пространстве Нанограда увязаны различные виды деятельности: обучение, исследования, моделирование, конструирование, производство, взаимодействие с бизнесом, здоровый образ жизни и творческий досуг [5, С.10].

В результате молодые люди получают возможность самосовершенствоваться, оценивать себя, выбирать ценности, развивать смыслы и принимать самостоятельное решение, осознанно овладевая опытом самопознания, саморегуляции и самоуправления, выходить на диалогический уровень взаимодействия с миром. Различные ситуации: жизненные, социальные, личные, психологические, возрастные и так далее, создаваемые в процессе обучения, создают внутренние коллизии, импульсы к изменению личности. Включение в содержание образования «субъектного» (авторского) компонента, становится «строительным материалом» внутреннего мира индивида, условием формирования его человеческой целостности [4, С. 8-10].

Для реализации масштабных социально-значимых культурных проектов и программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание молодёжи, Школьная Лига РОСНАНО привлекает финансовые средства не только за счёт продажи потребителям своих товаров и услуг, но и внешних ресурсов (бюджетные средства, гранты, спонсорство, частные пожертвования и др.).

Таким образом, формируется разнообразный репертуар работы, появляется возможность экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с ними и осуществлять социально-психологические исследования.

Сетевая Программа позволяет выйти за рамки узкопрофессионального подхода и обобщить реальные факты образовательной деятельности в обучении школьников и студентов с позиций других научных дисциплин, а их интеграция с педагогикой и психологией позволяет создать предпосылки для осознания роли теории в духовнонравственном воспитании личности и получения новых импульсов для развития.

В результате, организовано открытое, гибкое, многоступенчатое, территориально рассредоточенное, толерантно ориентированное сетевое образовательное взаимодействие. Ядром такого взаимодействия является федеральный сетевой ресурс Школьная Лига РОСНАНО, на сегодня ставший одним из ведущих системообразующих центров образования, науки и культуры в России.

В этой модели сетевого взаимодействия второстепенны материальная основа и пространственное расположение субъектов сети. Важны человеческие взаимоотношения, которые возникают, поддерживаются и способны изменить её участников.

Такое сетевое взаимодействие является социально-функциональным или контактным. Смысл этой сети во встрече разных и непохожих друг на друга участников взаимодействия. Такой сетевой ресурс способен конструировать общее отношение к культурным событиям и художественным объектам. Культурные артефакты возникают, как новое содержание на основе непохожих друг на друга представлений. Объединяя между собой разные образовательные учреждения, федеральный сетевой ресурс «Школьная Лига РОСНАНО» обеспечивает процесс становления общих рамок, общего смыслового поля в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Встреча педагогических идей, их сопоставление и порождение новых смыслов являются необходимыми функциями, сохраняющими жизненную сущность такого сетевого взаимодействия.

37

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

Список литературы

1. Даржинова, С.В. Формирование толерантных основ личности средствами музейной деятельности. / С.В. Даржинова, Б.К. Салаев, Т.И. Питкиева. - Элиста: КалмГУ 2011. 136 с.

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М.: Просвещение, 2009. 23 с.

3. Национальнаядоктринаобразованиянапериоддо2025года. Специализированный образовательный портал. Инновации в образовании. [Электронный ресурс] http://sin-ncom.ru/content/reforma/index5.htm.

4. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 2000. 147 с.

5. Сто партнёров Школьной Лиги РОСНАНО. - СПб: Школьная Лига, 2014. 129 с.

6. Школьная Лига РОСНАНО. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://schoolnano.ru.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.