Исследования в данной области позволяют расширить рамки понимания культурного потенциала обширной территории России. Культурный потенциал предопределяет наличие на территории страны памятников, архитектурных ансамблей, достопримечательные места [8, с. 72-73]. Культурный потенциал страны это её наследие. Наследие — заслуга прошлых поколений, существовавших на протяжении многих тысячелетий и аккумулирующих свои достижения в предметы материальной культуры, которые продолжают существовать на окультуренной территории и позволяют развиваться последующим поколениям, без которого невозможно это развитие [9, с. 6] В значительной мере «культурное наследие» влияет на внешний вид России на мировой арене среди других государств. Многонациональная культура народов отечества характеризует страну, как великую мировую державу. Грамотно сформированный потенциал культурного наследия применяется в государственном развитии социально-экономических и социокультурных направлений [там же]. Главной задачей в области развития культурного потенциала является исследование, нахождение и сохранение исследуемого материала [10]. Кроме сохранения, культурный потенциал необходимо
применять в сферах образования, туризма, экономики. Об этом много говорит и пишет в своих исследованиях Ю.А. Веденин, руководитель Научно Исследовательского Института Наследия. Помимо самого памятника истории и культуры в основу ценностного восприятия входит и сама территория, на которой располагается объект, но на практике, оказывается, всё осуществляется гораздо сложнее [11].
Памятники наскального искусства носят междисциплинарный интерес для таких сфер исследования как археология и искусствоведение, являя собой источник изучения культуры, а изученные комплексы становятся объектами наследия, формируя культурный потенциал отечества.
Складывается впечатление, что антропогенной деформации или полному разрушению не подвергаются только памятники федерального значения, а если такого статуса объект не имеет, то с ним может произойти всё что угодно. Естественно, всё упирается в финансирование. Памятники не разрушают в тех странах, где к этому подходят с воспитательной точки зрения, где граждане выступают гарантами их сохранности и мониторинга. Эта задача очень сложная и требует огромных образовательных и социальных усилий.
Библиографический список
1. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление [Текст] / К. Леви-Стросс. - М.: Республика, 1994.
2. Феест, К. Ф. Искусство коренных народов Северной Америки [Текст] / К. Ф. Феест. — М.: Радуга,1985.
3. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюль. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
4. Юнг, К. Архетип и символ [Текст] / К. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991.
5. Марков, А. Как сохранить культурные ландшафты [Текст] / А. Марков, А. Костинский // Наука и технологии. — М.: 2008.
6. Окладников, А. П. Турочакская писаница [Текст] / А. П. Окладников, В. И. Молодин // Древние культуры Алтая и Западной Сиби-
ри. — Новосибирск: Наука, 1978.
7. Мартынов, А.И. Бичикту-Бом — святилище Горного Алтая [Текст]: Монография / А.И. Мартынов, В.Н. Елин, Р.М. Еркинова. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006.
8. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия [Текст]. — М.: ЮниПринт, 2002.
9. Веденин, Ю.А. Культурное и природное наследие России [Текст] / Ю.А. Веденин. — М.: Российский НИИ Культурного и природного наследия, 1995.
10. Марков, А. Как сохранить культурные ландшафты [Текст] / А. Марков, А. Костинский // Наука и технологии. — М.: 2008.
11. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия [Текст] / М.А. Полякова. — М.: Дрофа, 2005.
Статья поступила в редакцию 27.09.08.
УДК 7.067
Г.Ф. Терещенко, аспирант, Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина
РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА СРЕДЫ ГОРНОГО АЛТАЯ
В статье рассматривается культурно-эстетическая проблема художественной содержательности средового пространства Горно-Алтайского региона, а также влияния культурных традиций на современный дизайн среды. Ключевые слова: культурные традиции, дизайн среды, культурный ландшафт.
Актуальным для науки является рассмотрение такого аспекта современности, как использование традиций в процессе глобализации. Традиции формируются в течение длительных периодов. Культурологи определяют традицию как «особый механизм социальной памяти» [1, с. 134]. Ф. Бекон говорит о традиции как о фундаменте культуры настоящего, без которого невозможно формирование нового. Философ отмечает: «...богатство культуры прошлых эпох — базис культуры настоящего, который по отношению к культуре канувших в лету исторических эпох является более богатой и содержательной» [2, 12]. Это утверждение Ф. Бекона вполне подтверждается развитием дизайна в Горном Алтае, территория которого несет на себе отпечаток
деятельности людей и воспринимается через «призму» культуры, знаков и социокультурных ценностей.
На Алтае различные этносы и цивилизации сменяют друг друга на протяжении нескольких тысячелетий. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас историко-культурные памятники разных эпох — петроглифы, каменные изваяния, курганы разных культур, остатки поселений древнего человека с богатым культурным слоем. Уникальная природа Горного Алтая была и остается источником творческого процесса.
Многие элементы традиционного мифопоэтического мировоззрения народов Горного Алтая продолжают существовать, даже утратив характер мировоззренческих установок. Пережиточность любого явления духов-
ной культуры весьма условна, коль скоро это явление воспроизводится из поколения в поколение. Одним из свидетельств тому может служить тип жилища, свойственный теленгитам: шестигранная войлочная юрта, которая очень часто в современное время устанавливается во дворе рядом с рубленным домом. Особенностью коренных жителей Горного Алтая является то, что они сумели сохранить в своей среде древнее мировоззрение, связанное с верой в одухотворенность природы. Присущие им культурные нормы и представления продолжают в той или иной степени существовать, сохраняясь в постоянно воспроизводимых «пережитках», встраиваясь в новые отношения, охватывая значительные пласты культуры общества, особенно в его «глубинке» и на периферии. Вдоль Чуйского тракта, часто встречаются недавно выстроенные шестигранные или круглые аилы, где размещаются музеи национальной культуры, как объекты культурного туризма. Образ аила для музея национальной культуры вполне уместен и функционален, т.к. аил является памятником национальной архитектуры алтайцев. Это в первую очередь говорит о возрождении алтайской культуры, но в то же время это явление интеграции искусства в объекты средового дизайна, и синтез традиции с туристическим бизнесом.
В последнее время культурно-эстетическая проблематика художественной содержательности средового пространства и элементов, составляющих его, актуальна. Она формируется различными причинами — от возрождения культурных традиций до желания совершенствования среды обитания человека в художественно-эстетическом аспекте. Созданные дизайнером объекты среды несут информацию, помогающую устойчиво поддерживать общественно устоявшийся образ жизни и культурные традиции. Используя природные богатства — объекты и явления естественного происхождения, составляющие природное наследие народа, дизайнер создает дизайн-концепцию как своеобразный алгоритм дальнейшей архитектурно-дизайнерской деятельности, позволяет сформулировать «проектнохудожественную метафору», выражающую художественную модель средовых объектов.
Сейчас как никогда остро стоит вопрос единения природы искусственной, созданной руками человека, и естественной. Архитекторы и дизайнеры, работая над формой проектируемого объекта, стремятся к созданию гармоничного единства и целостности архитектурной формы и ландшафта. Ландшафты были и остаются источниками творческого процесса. В результате творческой деятельности вокруг каждого объекта ландшафта, который послужил источником вдохновения для создания произведения искусства, формируется некий информационный слой, который не только создает образ данного ландшафта, но и является одной из главных его составляющих. Многие элементы традиционного мифопоэтического мировоззрения народов Горного Алтая продолжают существовать, даже утратив характер мировоззренческих установок. Пережи-точность любого явления духовной культуры весьма условна, коль скоро это явление воспроизводится из поколения в поколение. Одним из свидетельств тому может служить тип жилища, свойственный теленги-там: шестигранная войлочная юрта, которая очень часто в современное время устанавливается во дворе рядом с рубленным домом. Целеустремленный поиск архитектурной формы, обусловленной точным ответом месту и времени ее возникновения, и потому исторически устойчивой, естественным путем решит мучительные противоречия современной архитектуры: национальное и интернациональное, традиции и новаторство, стиль и мода и многие другие [3]. Территории
современного Горного Алтая являются зоной активно развивающейся туристической индустрии. Развитие туристического бизнеса на Алтае приводит к преобладанию современных архитектурных построек определенного назначения, обслуживающих туристов: гостиниц, мотелей, торговых комплексов, туристических и спортивных баз, придорожных кафе и пр. В формировании объемно-планировочных композиций и художественных образов подобных объектов нередко используется национальное архитектурное наследие, и в первую очередь принципы и приемы формообразования традиционного алтайского жилища — аила и элементы алтайского орнамента. Конусообразная и пирамидальная форма аила часто прослеживается в конструктивно-композиционном решении крыш современных архитектурных сооружений, а также в малых архитектурных формах. Образ горной вершины, взятый за основу формообразования аила, гармонично вписывается в местный ландшафт. Внешний облик зданий и сооружений напоминает об архитектурных традициях алтайского народа. Элементы декоративного убранства малых форм дизайна среды способны подчеркнуть и даже усилить историческое и национальное своеобразие. Каждая деталь декора, фонарь, скамья или просто вывеска способны внести свой вклад в организацию средового пространства. Но, к сожалению, очень часто эта область деятельности дизайнеров оказывается на последнем плане. Владельцы строящихся объектов чаще прибегают к помощи непрофессионалов и решают проблемы самодеятельным способом, что приводит к негативным результатам в силу отсутствия вкуса и мастерства исполнения.
Все объекты дизайна, находящиеся в туристической зоне Горного Алтая формируют культурный ландшафт — объект творения творческого гения человека, творческих сил природы, приумножающего или преобразующего красоту, разнообразие, продуктивность и комфортность ландшафта.
Современный культурный ландшафт Горного Алтая несет в себе вековую информацию, подвергающуюся ныне изменениям под воздействием человеческой деятельности. Идеальный природный ландшафт, где доминантой являются горы, воспеваемые многими художниками и поэтами, диктует человеку условия жизни и деятельности. О современной культуре говорит уровень развития традиционных ремесел, а также творчество современных художников и дизайнеров. Большую роль в сохранении и возрождении алтайских традиций играет декоративно-прикладное искусство, представленное в широком ассортименте в торговых палатках. Сувениры, выполненные из кости мамонта, природных камней, керамики, тиснения по коже, резьба по дереву и другие являются объектами среды, которые возрождают и популяризируют народные традиции, интерпретируя ценности традиционной культуры.
В последнее время все больше распространение получают формы предметно-пространственной среды с ярко выраженным эмоционально-образным содержанием. Изделия народных мастеров несут отпечаток культурного наследия региональной культуры. Художники, создавая свои произведения, возвращаются к исстари завещанным образам, их комбинациям, предлагая обновленные, осовремененные формы. Дизайнеры, в процессе работы над поиском новых образов, обращаются к региональной этнографии, мифологии и истории материальной культуры. Эстетизация быта фокусирует проблемы, связанные с концептуальной организацией среды в целом. Отмечая связь ремесел с дизайном, О. Генисаретский выделил в гуманистическом смысле гуманитарно-художественные истоки отношения красоты и пользы, источниками
ственного проектирования состоит в образном схватывании, прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой же является проектное воображение, как взаимосвязь процессов мышления, направленных как на выявление исходных ценностных ориентиров и основных формообразующих среду факторов, так и на выявление проектных образов средовых объектов, в которых находят удовлетворение замыслы о будущем состоянии жизни.
художественно-проектной интуиции которых, являются природные и духовные источники [4.].
Таким образом, динамика развития дизайна среды в регионе проявляется прежде всего через модернизацию и интерпретацию форм предметов традиционной культуры, а именно предметов декоративно-прикладного искусства и национального жилища — аила.
Накопленное веками культурное наследие, используется сегодня для воплощения замыслов архитекторов и дизайнеров среды. Творческая суть их художе-
Библиографический список
1. Степанская, Т.М. Традиции в культурном наследии Алтая / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири. — Барнаул, 2005. —
Вып. 7.
2. Бекон, Ф. Новый Органон / Ф. Бекон. — Л., 1935.
З.Чижиков В.В. Дизайн в формировании культурной среды. // Дис. кан. искусствоведения. М. 2004.
4. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн проектировании культурно-бытовой среды. //Дис. кан. искусствоведения. М. Про
Софт-М 2003.
Статья поступила в редакцию 28.09.08.
УДК 745/749
И.Л. Эрг, соискатель БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск
ОРНАМЕНТИКА И СИМВОЛИКА ДОМОВОГО ДЕКОРА ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В работе представлены некоторые аспекты художественно-образного строя сибирского домового декора в контексте исторического освоения Сибири русскими людьми. Архитекторы Сибири, сохраняя традиции русского народного искусства и воспринимая культуру местных народов смогли создать художественные мотивы, свойственные суровому сибирскому краю.
Ключевые слова: домовый декор, стиль архитектурный, мотив декоративный, сюжет, орнамент, символы языческие, наличник.
Разнообразные по архитектуре и декору городские деревянные постройки конца XIX — начала XX веков поражают сплетением архитектурных стилей и мотивов.
От поколения к поколению менялось отношение мастера к декоративному убранству избы. Суровая сдержанность жилища первых поселенцев уступает место более пышным формам XIX века и, наконец, кружевной кипени купеческих особняков конца XIX — начала XX веков.
Сюжет и орнамент резного декора в известной степени традиционны для русского искусства. Однако в каждом образце резьбы можно обнаружить индивидуальный почерк мастера, его любимые детали, влияние различных архитектурных стилей и разных культур. Наряду с классическими орнаментальными мотивами (виноградные гроздья, стилизованные цветы и листья аканта, вазоны с плодами и др.), встречаются образы древнего происхождения: львы, драконы, птицы. Как верно заметил А. М. Родионов: «При всей молодости русской культуры, русского орнамента в нем кроется один парадокс — составляющие современного орнамента удивительны своей древностью. Даже в пределах только Барнаула или Бийска можно отыскать немало орнаментальных мотивов, уходящих к истокам досла-вянской культуры» [1, с.107]. На первый взгляд довольно-таки смелое утверждение и вполне логичный вопрос «Откуда в городах, не достигших и 300-летнего возраста доязыческие символы?». Но именно в этом и заключается одна из характерных черт сибирского декора. В свое время Б. А. Рыбаков проследил путь «громового знака» из II тысячелетия до н. э. в начало XX века. Первоначально обозначавший одну из небесных сил (символ бога грозы), шестилучевой знак, пройдя все мифологические, религиозные и символические
ипостаси, приобрел для человека нынешнего дня значение одного из элементов орнамента, и в первую очередь значение эстетическое. Именно в изменчивости значения и заключается стойкость орнамента и его перемещение вместе с развивающимся миропониманием относительно времени, а потому, мы спустя тысячелетия, можем наблюдать эту небесную силу, воплощенную в один из знаков орнамента, практически в каждом городе Сибири. «Громовой знак» — это лишь один элемент, один символ из единой и цельной орнаментальной системы, выработанной славянским язычеством. Стихии земли и неба нашли в ней свое особенное, лаконичное и понятное изображение.
Учитывая то, что Сибирь в основном заселялась крестьянами, нам небезынтересно было выяснить — насколько славянские символы плодородия нашли отражение в сибирском орнаменте. Мы попытались проанализировать истоки некоторых символов, характерных для сибирского декора на примере домовой резьбы Бийска. В частности отмечаем, что языческие истоки напоминают о себе в бийской домовой резьбе солнечными розетками — солярными знаками; плавной, волнистой линией карнизов и подзоров — идеограммой воды; ритмической чередой пробивающихся ростков русских лилий — символов плодородия и др. К числу наиболее распространенных элементов бийского орнамента можно отнести узор из повторяющихся прямоугольников. Их нижняя сторона плавно переходит в резное сердечко или другую похожую на него фигуру растительного мотива, но в плоскости треугольника неизменно находится косой крест с четырьмя точками на концах и, иногда, в перекрестье. Интересно то, что такой орнамент встречается исключительно в оформлении карнизов, независимо от той местности, в кото-