художественно-проектной интуиции которых, являются природные и духовные источники [4.].
Таким образом, динамика развития дизайна среды в регионе проявляется прежде всего через модернизацию и интерпретацию форм предметов традиционной культуры, а именно предметов декоративно-прикладного искусства и национального жилища — аила.
Накопленное веками культурное наследие, используется сегодня для воплощения замыслов архитекторов и дизайнеров среды. Творческая суть их художе-
ственного проектирования состоит в образном схватывании, прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой же является проектное воображение, как взаимосвязь процессов мышления, направленных как на выявление исходных ценностных ориентиров и основных формообразующих среду факторов, так и на выявление проектных образов средовых объектов, в которых находят удовлетворение замыслы о будущем состоянии жизни.
Библиографический список
1. Степанская, Т.М. Традиции в культурном наследии Алтая / Т.М. Степанская // Культурное наследие Сибири. — Барнаул, 2005. —
Вып. 7.
2. Бекон, Ф. Новый Органон / Ф. Бекон. — Л., 1935.
З.Чижиков В.В. Дизайн в формировании культурной среды. // Дис. кан. искусствоведения. М. 2004.
4. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн проектировании культурно-бытовой среды. //Дис. кан. искусствоведения. М. Про Софт-М 2003.
Статья поступила в редакцию 28.09.08.
УДК 745/749
И.Л. Эрг, соискатель БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск
ОРНАМЕНТИКА И СИМВОЛИКА ДОМОВОГО ДЕКОРА ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В работе представлены некоторые аспекты художественно-образного строя сибирского домового декора в контексте исторического освоения Сибири русскими людьми. Архитекторы Сибири, сохраняя традиции русского народного искусства и воспринимая культуру местных народов смогли создать художественные мотивы, свойственные суровому сибирскому краю.
Ключевые слова: домовый декор, стиль архитектурный орнамент, символы языческие, наличник.
Разнообразные по архитектуре и декору городские деревянные постройки конца XIX — начала XX веков поражают сплетением архитектурных стилей и мотивов.
От поколения к поколению менялось отношение мастера к декоративному убранству избы. Суровая сдержанность жилища первых поселенцев уступает место более пышным формам XIX века и, наконец, кружевной кипени купеческих особняков конца XIX — начала XX веков.
Сюжет и орнамент резного декора в известной степени традиционны для русского искусства. Однако в каждом образце резьбы можно обнаружить индивидуальный почерк мастера, его любимые детали, влияние различных архитектурных стилей и разных культур. Наряду с классическими орнаментальными мотивами (виноградные гроздья, стилизованные цветы и листья аканта, вазоны с плодами и др.), встречаются образы древнего происхождения: львы, драконы, птицы. Как верно заметил А. М. Родионов: «При всей молодости русской культуры, русского орнамента в нем кроется один парадокс — составляющие современного орнамента удивительны своей древностью. Даже в пределах только Барнаула или Бийска можно отыскать немало орнаментальных мотивов, уходящих к истокам досла-вянской культуры» [1, с. 10 7]. На первый взгляд довольно-таки смелое утверждение и вполне логичный вопрос «Откуда в городах, не достигших и 300-летнего возраста доязыческие символы?». Но именно в этом и заключается одна из характерных черт сибирского декора. В свое время Б. А. Рыбаков проследил путь «громового знака» из II тысячелетия до н. э. в начало XX века. Первоначально обозначавший одну из небесных сил (символ бога грозы), шестилучевой знак, пройдя все мифологические, религиозные и символические
мотив декоративный, сюжет,
ипостаси, приобрел для человека нынешнего дня значение одного из элементов орнамента, и в первую очередь значение эстетическое. Именно в изменчивости значения и заключается стойкость орнамента и его перемещение вместе с развивающимся миропониманием относительно времени, а потому, мы спустя тысячелетия, можем наблюдать эту небесную силу, воплощенную в один из знаков орнамента, практически в каждом городе Сибири. «Громовой знак» — это лишь один элемент, один символ из единой и цельной орнаментальной системы, выработанной славянским язычеством. Стихии земли и неба нашли в ней свое особенное, лаконичное и понятное изображение.
Учитывая то, что Сибирь в основном заселялась крестьянами, нам небезынтересно было выяснить — насколько славянские символы плодородия нашли отражение в сибирском орнаменте. Мы попытались проанализировать истоки некоторых символов, характерных для сибирского декора на примере домовой резьбы Бийска. В частности отмечаем, что языческие истоки напоминают о себе в бийской домовой резьбе солнечными розетками — солярными знаками; плавной, волнистой линией карнизов и подзоров — идеограммой воды; ритмической чередой пробивающихся ростков русских лилий — символов плодородия и др. К числу наиболее распространенных элементов бийского орнамента можно отнести узор из повторяющихся прямоугольников. Их нижняя сторона плавно переходит в резное сердечко или другую похожую на него фигуру растительного мотива, но в плоскости треугольника неизменно находится косой крест с четырьмя точками на концах и, иногда, в перекрестье. Интересно то, что такой орнамент встречается исключительно в оформлении карнизов, независимо от той местности, в кото-
рой находится сам дом. Очевидно, что подобное расположение резного рисунка не случайно и, безусловно, связано с символикой, которой наделяли данный элемент наши предки.
В наше время крест принято рассматривать как символ христианства. Но крест, являясь одним из самых универсальных среди простых символических знаков, отнюдь не ограничивается сферой христианства. В языческой символике крест представлен многими разновидностями, одной из которых является широко известная свастика. Однако, изначально крест не обозначал солнце, его происхождение и семантика были иными. Начиная с эпохи неолита имеются косвенные доказательства для того, чтобы трактовать крест как знак четырех главных направлений горизонта и как эмблему бога земли. Символ земли в виде перекрещенного квадрата свидетельствует, что понятие «четыре стороны света» связывалось с понятием «четыре страны света» или «четыре области земли», так как прямоугольник был символом земли. Понятие «четыре стороны света» для людей древних эпох не было просто выражением ориентирующих направлений — оно связывалось с их представлениями о строении мироздания. Так, например, в мифологии майя небо покоится на четырех угловых столбах. Четыре священных столба, которые соотносились с четырьмя сторонами света, были посвящены почитаемым божествам у славян и в Древней Индии.
Косой крест — довольно распространенный орнаментальный мотив. Он встречается в разные эпохи от палеолита до XIX века у народов в разных концах земли, в том числе и в Сибири. Его значение, вероятно, тоже связано с понятием о «четырех сторонах света». И хотя в процессе изменения верований значение креста менялось, сам символ до сих пор продолжает оставаться одним из наиболее часто встречающихся в орнаментике.
Еще один символ, довольно часто встречающийся в городах Сибири, в основном в оформлении наличников, знак круга с точкой в центре. На первый взгляд этот символ расшифрован очень просто и многие трактуют его как обозначение солнца, ссылаясь на внешнее сходство с ним. Это довольно распространенный символ, встречающийся в культуре многих стран с древних времен. Еще в эпоху палеолита существовал символ в виде круга, обозначавшего небо, с точкой в центре, которая мыслилась «глазом» неба. В эпоху неолита точка в центре диска, стала обозначать зерно, орошаемое небесной влагой. Подобные знаки часто встречаются и, вероятно, означают моление о том, чтобы боги неба способствовали произрастанию семян. В эпоху бронзы он был переосмыслен уже как солярный символ, стал символом огня. Возможно, этим объясняется распространение знака кружка с точкой именно в оформлении наличников. Скорее всего, люди, таким образом, с помощью солнца, пытались защитить свой дом от проникновения злых духов. Впоследствии же подобные знаки стали уже традиционным элементом, используемым резчиком в орнаменте и сегодня. Проанализировав чаще других встречаемые символы сибирского орнамента, мы убедились, что все они связаны с земледелием и не случайно, т. к. сибирский край осваивался в большей степени крестьянами — выходцами из различных губерний России.
Характер жизни, характер производственной деятельности сибирских жителей накладывал на художественное творчество свой отпечаток. Суровый край, трудные условия жизни содействовали формированию крепкого, закаленного человека, который способен противостоять всем трудностям. Отмечая некоторые особенности сибиряков, возможно говорить и об особенностях в искусстве, появившихся с течением времени под влиянием местных условий.
Жители городов Сибири любили украшать свои жилища. Особенно нарядным было оформление фасада дома. Искусно выполнялись наличники окон, фронтон, фриз, ворота. Выбор декоративных элементов по форме и пропорциям, размещение их на фасаде, поиск наиболее выразительного сочетания декора с общим характером постройки превращались для народных умельцев в подлинный творческий процесс. Мастера умели каждому зданию придать неповторимость облика: они умели создать гармонию целого и частного — всей постройки и ее декора.
Однако, не каждый хозяин мог украсить весь дом (порой стоимость декора равнялась стоимости дома), поэтому большая часть сибирских построек имеет декор в наиболее важных местах. Это фриз, фронтон, наличники.
Во все времена предметом особой заботы русских зодчих было художественное оформление окна. Украшенное в меру эстетических представлений строителя, окно выражало определенное отношение человека к миру. Именно поэтому оно стало объектом нашего более пристального внимания в отличии от других архитектурных конструкций дома.
Оконные наличники, встречающиеся в различных районах Сибири, разнообразны как по своему общему виду, так и по отдельным деталям.
Наиболее простым и распространенным является наличник, завершающийся горизонтальным карнизом. Его композиция, принесенная из каменной архитектуры классицизма, лишена изысканности и вычурных форм. Подкарнизная доска в таких наличниках или вообще не украшается, или оформляется простым рубленым или долбленым орнаментом на мотив солнца.
Следует выделить наличники с более развитым карнизом-сандриком, украшенным глухой резьбой, и лобовой доской с аппликацией в виде орнамента, навеянного местными мотивами. Дальнейшее развитие наличника приводит зодчих к усложнению орнамента, усилению акцента лобовой части или применению сложного кокошника. В орнаментовке лобовой доски, наряду с классическими мотивами, широко распространены мотивы геометрические и растительные. Карнизы наличников выполнены из наслоения нешироких досточек или в виде одного бруска, посаженного на окончание стояков и верх лобовой доски. Под верхней полочкой доски располагается ряд бусинок или своеобразный аркатурный поясок. Снизу его подчеркивает волнистая линия или ряд бусинок, завершающих мотив. Лобовая доска украшалась аппликацией с глухой резьбой и с розеткой в центре. Иногда карниз заполняется цветочным орнаментом, а на лобовой части размещается цветочный вазон в виде аппликаций, которые сочетаются с изображениями каких-либо животных.
Широкое распространение получили барочные наличники с развитым кокошником. В них ясно просматривается влияние стилевых приемов барокко (волюты, розетки, вазоны с растительностью). Завершение наличника в виде двух волют, соединенных трилистником или розеткой, оформленных как навершие или карниз, встречается повсеместно.
Наибольшим разнообразием мотивов отличается декоративное оформление окон конца XIX века. Здесь переплетаются элементы архитектуры барокко и классицизма с народными традициями в русском зодчестве и с местными мотивами. Используется разнообразная техника выполнения декора.
В декоративном оформлении окон, наряду с традиционными мотивами, резчики широко используют мотивы, навеянные местной флорой. Самыми распространенными из них стали кедровые и сосновые шишки. В этой связи хочется отметить наличники одного из самых интересных в Тюмени домов по улице Осипенко,
19. И не только потому, что они сами по себе уже произведения искусства, но и потому, что их «близнецов» можно встретить во многих городах Сибири.
В отличие от других подобных домов, где декоративные наличники нередко подавляли своей пышностью объем здания, здесь декор подчинен крупной и четкой кубической форме здания. Большой вынос карниза и угловые филенчатые пилястры-обшивки создают своеобразное обрамление, в которое заключены украшенные наличниками окна. Они-то и представляют особый интерес, поскольку являют собой пластически совершенные композиционные сочетания классицистических мотивов и народных форм. Смело и органично соседствуют здесь стилизованные ионические капители, вазоны, элементы карнизов, характерные сибирские завитки-волюты и целый ряд растительных орнаментов.
Все резное убранство этого дома сосредоточено именно на наличниках и в верхних частях ворот. Конструкция наличников составлена из элементов ордерной системы: мощного фронтона, образованного волютообразны-ми завитками, и крупным вазоном между ними, пилястр с базами и капителями, подоконных досок строгих прямоугольных очертаний с наложенными на них фигурными консолями и валиками в виде свитков.
Характерно для сибирских наличников и включение в орнамент элементов византийско-романского стиля (парные птицы, элементы короны), дополненных местными мотивами (веревки, кольца, кисти), сплетенными барочными формами, что создает своеобразный тип оконного обрамления. Представляют интерес наличники, выполненные в псевдорусском стиле. Стилизация в «русском духе» была своеобразной попыткой архитекторов осмыслить национальное наследие народных мастеров и нашла свое отражение в дереве. Оформленные в виде стилизованных полотенец геометрической пропильной резьбой или в духе национального русского узора, двойные и тройные окна придают некоторую манерность всему фасаду, но на общем фоне улицы, где встречаются и другие мотивы резьбы, подобные сооружения служат как бы дополнением, не имея доминирующего значения.
Библиографический список
1
Сознание творцов в стремлении донести смысл своих сочинений часто опирается на ассоциативное восприятие адресата, активизируемое синестезийными свойствами искусств: музыкальностью поэзии, графич-ностью танца, красочностью и изобразительностью музыки. Именно подобная синтетичность художественного миросозерцания отличала отечественную культуру рубежа Х1Х-ХХ столетия. Об этом пишет Т.Н. Левая: «Тенденция искусств к преодолению собственных границ и взаимопроникновению проявлялась повсеме-
Дальнейшее развитие архитектуры, а именно архитектуры модерна, сказалось и на развитии оконного орнамента начала XX века. Большие окна, часто сложной формы, имеют небогатый, но изящный декор, выполненный пропильной резьбой. Наличники, дополненные несложными накладными элементами в тонких линиях, как и все здание, производят впечатление легкости.
Архитекторы Сибири, бережно храня древние традиции, в то же время образно воспринимали окружающую природу и быт. Это помогло создать им художественные мотивы, свойственные суровому сибирскому краю. В сибирском домовом декоре используются местные мотивы: изображение шишек, стилизованных веток елей, хмеля и ряда других элементов. Также широко представлены в резьбе кисти, веревки, кольца, элементы занавеса, полотенца. Не прошло бесследно для формирования и развития декоративных форм и мотивов знакомство с культурой местных народов, а также влияние культур соседних стран, с которыми поддерживались торговые связи. Замысловатая вязь пропиль-ных фризов, фигурки драконов на фронтонах и наличниках, сложное завершение кокошников оконного наличника с причудливым абрисом — все эти элементы навеяны орнаментальными мотивами Востока.
Однако, своеобразие сибирского декора складывалось не только естественным течением обстоятельств. От участия в его становлении и развитии не могли остаться в стороне и профессионалы-архитекторы. В их практике нашли отражение явления, базирующиеся на областнических идеях интеллигенции Сибири.
Таким образом, художественно-образный строй домовой резьбы Западной Сибири отразил основные аспекты жизни региона, где социально-культурные факторы накладывались на объективные природные условия. В такой среде сформировалось специфическое сочетание архитектурной основы и резного декора, которое дает основание для утверждения о существовании западно-сибирской ветви домового декора деревянного зодчества России.
стно. Характерна в этом плане многогранная образованность служителей муз, которая сказывалась и в роде их музыкальных занятий. Так, В.И. Ребиков увлекался поэзией, А.В. Станчинский сочинял новеллы, серьезные музыкальные опыты производил живописец М. Чюрлёнис, поэты М.А. Кузьмин и Б.Л. Пастернак. Неудивительно появление на этом фоне музыкальных «картин», поэтических «симфоний» (Андрей Белый), живописных «фуг» и «сонат» (М. Чюрлёнис). Сама творческая психология «серебряного века», стремление
Родионов, А.М. Чистодеревщики / А.М. Родионов. — Барнаул: Алтайское кн. изд-во,1981. Статья поступила в редакцию 17.10.08.
УДК 78.087.5<19>
И.Г. Умнова, канд. искусств., доц. Кемеровского гос.университета культуры и искусств,докторант Московской гос.консерватории, г. Кемерово
ЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЗМА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XX ВЕКА
В работе рассмотрено художественное явление, определяемое как «литературоцентризм». Уточнена трактовка термина, исследованы причины вербализованной сферы деятельности художников и композиторов, сформулировано понятие «литературное творчество композиторов», представлена жанровая панорама литературного наследия композиторов.
Ключевые слова: литературоцентризм, взаимопроникновение родственных искусств, синтетичность миросозерцания творцов, литературное творчество композиторов, музыкально-критическая деятельность, система жанров, индивидуальный стиль.