Научная статья на тему 'Резной домовой декор в собрании Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки'

Резной домовой декор в собрании Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ / ДОМОВОЙ ДЕКОР / РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьева Светлана Анатольевна

В экспозиции музея представлены элементы декора деревянных построек города Бийска начала ХХ в. Среди них наличники, фризовые и надворотная доски, фронтон крыльца жилого дома. Резные узоры выполнены в различных техниках. Декор был передан в музей в 1970-2000-х гг. после демонтирования зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Carving Wooden Ornament of Houses’ Exterior in the Collection of Bianki’s Biysk Regional Museum

The article describes fragments of carving wooden ornaments of houses made in Biysk in the beginning of the XXth century. The fragments are kept now in Biysk Regional Museum. Different details, like window casing moldings, facade borders, decorative boards above gates, pediment of a porch make a part of the museum permanent exposition. Carving on these details was made in different techniques. These historical artifacts happened to be in the museum after the houses had been knocked down in 1970-s 2000-s.

Текст научной работы на тему «Резной домовой декор в собрании Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки»

Список использованных источников

1. Гречищев К.М. Данные для оценки санитарного состояния города Томска // Памятная книжка Томской губернии за 1913 год. — Томск, 1913. — С. 10-25.

2. Костров Н.А. Однодневная перепись населения г. Томска 16 марта 1880 г. — Томск, 1880. — С. 19.

3. Томский листок». — 1897. — №227. — 21 октября.

4. Зодчий. — № 21. — 22 мая 1905. — С. 263-264.

5. Залесов В.Г. Архитектурно-строительная служба Томского городского управления в конце XIX - начале XX веков // Вестник ТГАСУ. — Томск: Изд-во ТГАСУ, 2000. — №2 (3). — С. 84.

6. Куликова И.В. Формирование и развитие деревянного многоквартирного дома в Томске (конец XIX — начало XX вв.) // Вестник ТГАСУ. — 2007. — №2. — С. 84-97.

7. ГАТО. Ф. 233. Оп. 4. Д. 572. Л. 15-17.

УДК 694.7

ББК 85.125.5

Соловьева С.А., г. Бийск

Резной домовой декор в собрании Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

Аннотация

В экспозиции музея представлены элементы декора деревянных построек города Бийска начала ХХ в. Среди них наличники, фризовые и надворотная доски, фронтон крыльца жилого дома. Резные узоры выполнены в различных техниках. Декор был передан в музей в 1970-2000-х гг. после демонтирования зданий.

Ключевые слова: художественная обработка древесины, домовой декор, растительный орнамент, геометрические мотивы.

Внимание посетителей исторического отдела Бийского краеведческого музея неизменно привлекают представленные образцы домового декора. В их числе высокие наличники (длиной более 2 м), фризовые доски, треугольный фронтон крыльца, надворотная доска. Деревянные артефакты были впервые включены в экспозицию «Культура и быт русского населения г. Бийска и Бийского уезда в конце XIX — начале ХХ в.» в 1990-е гг., когда исторический отдел музея переехал в новое здание. В собрание музея детали построек поступали в 1970-2000-х гг. двумя путями: при демонтировании деревянных домов в исторической части города и в результате экспедиций по Алтайскому краю. Цель данного исследования — рассмотреть особенности резного домового декора, находящегося в собрании Бийского краеведческого музея.

В начале ХХ в. большинство построек в Бийске составляли деревянные избы или дома-пятистенки, одно- или двухэтажные, приземистые, в основном прямоугольные в плане. Более состоятельные горожане могли возводить жилища по типовым проектам Строительного отделения Томского губернского управления, что заметно выделяло их среди народных построек. Основным украшением домов был резной декор, само оформление им дома было престижно и дорого.

В архитектуре деревянных домов Бийска были распространены архаичные наличники с прямоугольным завершением. Надоконная доска украшалась, как правило, скромно, геометрическим орнаментом в виде зеркально симметричных элементов или в виде бордюра.

Другой тип орнамента на наличниках — в стиле, условно называемом «барокко». Мнение исследователей о его происхождении неоднозначно. Одни связывают эти узоры с развитием городской культуры, архитектуры барокко, русского классицизма и других культурных направлений. С точки зрения других, подобные орнаменты имеют более древнее происхождение, связанное с языческими истоками. Наиболее четко это отражено в оконных наличниках второй половины XIX в. в селах Кондопожского района Карелии, Вологодской, Вятской, Ярославской и других областей [6, 10]. В барочных наличниках верх надоконной доски мог иметь треугольную, прямоугольную или арочную форму, иногда облегченную по сторонам вырезами, с навершиями в виде волют. Традиционно композиция навершия строилась трехчастной: в центре располагалась фигура, по обе стороны от нее — волюты. Использовались и другие декоративные детали: розетки, вазоны, растительные орнаменты, например трилистники, точеные или с насечкой шары.

В наличниках более позднего периода надоконная доска, оформленная профилями, крепилась над боковыми досками; креповку подчеркивали резными сухариками. Сами боковые доски также оформлялись накладными рельефными деталями.

Декор второго этажа двухэтажных зданий был обычно более крупным и богатым. Лопатки на углах здания покрывались прорезным растительным или геометрическим орнаментом, под карнизом в несколько рядов располагались узорные доски. Фронтоны украшались деревянными резными деталями в форме лент и полотенец.

Технически резьба выполнялась по типовым схемам, копирование с которых проводилось «по припороху». Использовали хвойные породы деревьев: кедр, сосну как пластичные и долговечные материалы. Большой вклад в создание деревянного убранства Бийска на рубеже Х1Х-ХХ вв. внесли работники иконостасно-иконописной мастерской, организованной в 1885 г. и принадлежавшей Архипу Александровичу Борзенкову [8]. Борзенков сотрудничал с Алтайской духовной миссией, был церковным старостой Александровского собора в Бийске [4, 9]. В его мастерской действовали резной, столярный, иконописный цеха и цех позолотчиков. Состав был непостоянным, зависел от объема выполняемых работ и иногда достигал 50 человек, среди них местные и приезжие работники. Известны фамилии некоторых резчиков, работавших для домов Бийска: Иванов, Чеботарев, Кутуков, Емельянов, Сухомясов, Селиверстов, Пятков (последний позднее уехал в Барнаул и открыл там свою мастерскую) [11].

Известный исследователь деревянной резьбы А.И. Скворцов отмечал, что мастерские, изготавливавшие декор для культовых построек, заметно повлияли на стилевое развитие архитектуры тех городов, где они располагались. Вероятно, в начале ХХ в. яркие образы храмового декора бийские резчики переносили в украшение жилых зданий [7]. Например, аналогичное предположение делает Н.Х. Шайхтдинова о резном декоре Тюмени: «...декор многих деревянных домов по характеру пластики и отдельным мотивам близок золоченой резьбе, украшавшей интерьеры столичных дворцов и церквей» [12].

В экспозиции музея в специально оформленной витрине представлен инструментарий, подобный тому, которым пользовались мастера-резчики: различные пилы, строгательные орудия, долота, измерительные приборы, необходимые при выполнении тонких и точных художественных резных работ.

Часто для создания объемного художественного образа мастера сочетали разные способы резьбы: пропильную, глухую, объемную (белорусскую резь), реже геометрическую трехгранновыемча-тую. По наблюдениям исследователей, старейшим способом декоративного оформления жилища старожильческого населения Алтая были узоры, выполненные в архаичной геометрической трех-гранновыемчатой резьбе [2]. Наиболее распространенным является изображение солярного знака в виде круга и его сегментов (как в Бийске на ул. Красногвардейская, 3). В конце XIX — начале ХХ в. наиболее широкое распространение в декоре городских и сельских деревянных построек Алтая получила резьба пропильная. Ее развитию способствовали легкость и быстрота исполнения, небольшой набор требуемых инструментов и экономный расход материала, широкий выбор орнаментальных сюжетов.

Многие состоятельные бийчане хотели украсить свое жилище хорошо узнаваемыми образами — изображениями цветов, фруктов (например, винограда), акантовых листьев. Цветы и фрукты

изображали весьма натуралистично, сплетенными в гирлянды, подвешенные на лентах. В собрании музея есть наличник, надоконная доска которого украшена высокой вазой, наполненной цветами и фруктами. Под верхней доской выступают вперед, подобно фигурным консолям, капители, на которых держится сложный рельеф навершия. На боковых досках наличника установлены накладные стилизованные колонки с каннелюрами, покрытые рельефными листьями, и выступающие вверх точеные декоративные элементы (рис. 1).

Изображались на наличниках и животные, и люди. Так, в экспозиции музея есть наличник с антропоморфными изображениями из с. Сайдып Солтонского района Алтайского края (поступил в 1992 г.). Сдвоенное окно с двойным арочным завершением украшено по надоконной доске изображениями женских фигур в ромбовидных и многоугольных рамках. Фигуры стилизованны, но хорошо узнаваемы; их изображение дополнено барочными мотивами: волютами, кистями, бантиками, медальонами, затейливыми завитками (рис. 2). На лобовой доске другого наличника с прямоугольным завершением, поступившего в музей из дер. Березовка Красногорского района Алтайского края, расположено парное стилизованное изображение куриц. На некоторых наличниках устанавливались резные картуши с краями, напоминающими свернутый пергамент. Любили резчики и так называемые флемованные дорожники — багетные рейки с прорезанными на них поперечными желобками, рождающими эффект мерцающих язычков пламени, что и дало название этой форме (от немецкого «flamme» — пламя).

Объемные узоры, близкие к скульптурным образам, имеют чаще всего белорусское происхождение; они широко использовались в иконостасной пластике. Орнаменты «белорусской рези» многообразны и устойчивы. Значительное место среди них занимают формы ордерной архитектуры [5]. Это прежде всего колонки с капителями и декоративным колечком-перехватом. Различные растительные мотивы нашли также свое отражение и в глухой резьбе, например поволжского барочного стиля [1, 3]. По мнению исследователей, в районе Нижнего Новгорода сформировалась богатая художественная традиция оформления жилых построек резным декором, которая позднее распространилась на большой территории. Основной орнамент «глухой» резьбы имеет сложное происхождение. Так, например, мотив волнообразно идущей ветви растения с плавно отходящими в обе стороны загибающимися по окружности отростками известен со времен античной древности. Памятники «глухой» резьбы напоминают классический акантовый орнамент, который был распространен в архитектуре времен классицизма и ампира.

В экспозиции бийского музея «барочные» мотивы с акантовым орнаментом представлены в нескольких вариантах на массивных фризовых досках. Доски располагались в подкрышном пространстве и опоясывали всю постройку. Еще более сложный и нагруженный акантовый орнамент был использован в оформлении фронтона крыльца купеческого дома, который находился по адресу пер. Куйбышева, 141, а сейчас детали этого дома вошли в музейные фонды. В центре композиции фронтона находится четырехлучевая солярная розетка, выше располагается сегмент солярного знака (рис. 3). Ближе к основанию досок фронтона сделано изображение вазона, от которого симметрично отходят в обе стороны пышные волнообразные ветви, превращающиеся в куст. Поверхность полностью заполнена дробным изящным рельефом. Аналогичные узоры использовались в декоре наличников этого дома на верхней и подоконной досках. На верхней доске в полукруге было также вырезано симметричное изображение изящных, плавно закругленных и стянутых внизу веток с пышными листьями. В центре подоконной доски наличника находилась четырехлучевая солярная розетка, дополненная сегментами по углам.

Итак, в деревянном зодчестве русского Алтая в конце XIX — начале ХХ в. отразились различные архитектурные стили и локальные художественные направления, сложившиеся в европейской России и Сибири. Бийский краеведческий музей располагает образцами городского декора с геометрическим и богатым растительным орнаментом, выполненным в различных видах резьбы. Представленные в экспозиции предметы отражают яркий этап развития архитектуры Алтая указанного периода. Современные резчики, опираясь на опыт предыдущих поколений мастеров, продолжают традиции резного декорирования построек.

Рис. 1. Оконный наличник. Объемная резьба. Располагался в Почтовом пер. г. Бийска (дом снесен в 1970-е гг.). Изготовлен в начале ХХ в. Выше: фризовые доски, глухая резьба. Располагались на бывшем доме купца Кузнецова на ул. Куйбышева, 141 в г. Бийске (дом снесен в 1970-е гг.). Изготовлены в начале ХХ в.

Рис. 2. Оконный наличник. Пропильная резьба. Располагался в с. Сайдып Солтонского р-на Алтайского края. Изготовлен в начале ХХ в. для местного богатого торговца резчиками из г. Бийска

Рис. 3. Фронтон и фризовая доска с дома купца Кузнецова

217

Список использованных источников

1. Бибикова И.М., Ковальчук Н.А. Деревянная резьба крестьянского жилища Верхнего Поволжья. — М.: Искусство, 1954. — 100 с.

2. Бломквист Е.Э., Гринкова Н.П. Бухтарминские старообрядцы // Материалы комиссии экспедиционных исследований. — Серия Казахстанская. — Вып. 17. — Л. , 1930. — 460 с.

3. Званцев М.П. Народная резьба. По материалам Горьковской области. — Горький: Кн. изд-во, 1957. — 88 с.

4. Коваленко П.С. История и основные направления пастырско-миссионерской деятельности Успенского кафедрального собора г. Бийска. // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — №370. — С. 66-70 [Электронный ресурс]. — URL: http://journals.tsu.ru/uploads/ import/895/files/370-066.pdf/ (дата обращения 10.02. 2014).

5. Комашко Н.И. Белорусские мастера в Московском государстве второй половины XVII века // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры: сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://rusarch.ru/komashko1.htm. (дата обращения 1.03. 2014).

6. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. — М.: Наука, 1981.

7. Скворцов А.И. Русская народная пропильная резьба. — Л.: Художник РСФСР, 1984. — 232 с.

8. Соловьева С.А. 125 лет со времени создания А.А. Борзенковым иконописной мастерской в Бийске. // Алтайский край, 2010 г. Календарь знаменательных и памятных дат. — Барнаул: ПринтЭкспресс, 2009. — 190 с.

9. Степанская Т.М. Церковь иконы Божьей Матери в с. Коробейниково Алтайского края // Наука, культура, образование. — Горно-Алтайск, 2000. — №6/7. — С. 17-18.

10. Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (этнографический очерк). — М.-Л.: Наука, 1965.

11. Торопчин М.В. Борзенков Архип Александрович // Бийск: энциклопедия. — Бийск, 2009. — С. 51-52

12. Шайхтдинова Н.Х. Деревянная резьба Тюмени. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1998. — 158 с.

13. Штейнфельд В.П. Бийский уезд Томской губернии (топографический, экономический и этнографический очерк уезда). — Бийск: Типография «Товарищество», 1911 г.

УДК 72.04 ББК 85.1

Е.П.Степанова, г. Томск Научный руководитель: Л.С. Романова

Декоративное убранство деревянного дома по ул. Крылова, 4 в г. Томске

Аннотация

В статье описывается декоративное убранство деревянного дома на ул. Крылова, 4 в г. Томске — памятника архитектуры регионального значения. Автор описывает композицию, планировку этого доходного дома начала ХХ в., а также особенности его декора на основании натурного обследования памятника, впервые для этого памятника выполненного автором в 2013 г.

Ключевые слова: деревянная архитектура Томска, доходный дом, декоративное убранство, виды резьбы, ценное наследие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.