Научная статья на тему 'Типология и хронология деревянных наличников Кемеровской области'

Типология и хронология деревянных наличников Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / РЕЗНОЙ НАЛИЧНИК / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / ДЕКОР / ОРНАМЕНТ / ДОМОВАЯ РЕЗЬБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрябина Людмила Анатольевна

This article analyzes the structural varieties of wooden casings Kemerovo region and the peculiarities of their decor. The study shows the evolution of casings, as one of the architectural and artistic elements of a wooden house, defined by their stylistic variety, is made typology Kuzbass casings with separation of local subtypes according to their distribution ranges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология и хронология деревянных наличников Кемеровской области»

19. Spisok naselennykh mest Tomskoy gubemii na 1911 g. [The list of the occupied places of the Tomsk province for 1911]. -Tomsk, 1911. (In Russ).

20. Spravochnaya kniga Tomskoy eparkhii za 1898-1899 gg. [Handbook for the Diocese of Tomsk in 1898-1899]. - Tomsk , 1899. (In Russ).

21. Spravochnaya kniga Tomskoy eparkhii za 1914 g. [Handbook for the Diocese of Tomsk in 1914]. - Tomsk, 1914. (In Russ).

УДК 039

ТИПОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ДЕРЕВЯННЫХ НАЛИЧНИКОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Скрябина Людмила Анатольевна,

к.и.н., ведущий научный сотрудник, музей-заповедник «Томская Писаница» (Москва, Российская Федерация). E-mail: smila@rambler.ru

Статья посвящена анализу конструктивных разновидностей деревянных наличников Кемеровской области и особенностям их декора. В рамках исследования представлена эволюция наличников, как одного из архитектурно-художественных элементов деревянного дома, определены их стилевые разновидности, составлена типология наличников Кузбасса с выделением локальных подтипов в соответствии с ареалами их распространения.

Ключевые слова: деревянное зодчество, резной наличник, архитектурный стиль, декор, орнамент, домовая резьба.

TYPOLOGY AND CHRONOLOY WOODEN CLYPEUS KEMEROWO REGION

Skryabina Lyudmila Anatolievna,

Candidate of History Science. The leading science member of the museum-preserve «Tomskaya Pisanitsa» (Moskov, Russian Federation). E-mail: smila@rambler.ru

This article analyzes the structural varieties of wooden casings Kemerovo region and the peculiarities of their decor. The study shows the evolution of casings, as one of the architectural and artistic elements of a wooden house, defined by their stylistic variety, is made typology Kuzbass casings with separation of local subtypes according to their distribution ranges.

Keywords: wooden architecture, carved architrave, architecture, decoration, ornament, house deco.

В настоящее время деревянные резные наличники остаются самыми распространенными предметами традиционного декоративно-прикладного искусства.

Возникнув как функциональный архитектурный элемент, закрывающий щель между стеной сруба и оконной коробкой, наличники почти сразу превратились в главное украшение крестьянского дома. Их появление связано с постепенным переходом от узких волоковых окон, прорубленных между двух бревен сруба, к значительно большим по размеру (не меньше трех диаметров бревен в срубе) косящатым окнам.

Косящатое окно состояло из двух боковых косяков (откуда и возникло его название), верхней притолоки и нижней подоконной колоды, которая, впрочем, могла отсутствовать. До распространения стекла косящатые окна, как и волоковые, закрывались бычьим пузырем, рыбным паюсом или промасленным холстом.

Первым декорированным элементом косяща-тых окон, предшествующим наличнику, стала карнизная доска, прикрывающая щель между бревном сруба и притолокой. Она украшалась с помощью глухой резьбы простейшими защитными знаками или геометрическим орнаментом. Иногда мастера удлиняли наружные концы косяков, придавая им форму кистей (капелек). Тем самым обрамление окна и без отдельно изготовленного наличника приближалось к простейшим формам последнего [3, с. 40]. С появлением техники пиления сначала в городских, а затем и в деревенских домах начали применять оконные коробки из пиленых досок, а образующиеся зазоры в стене сруба стали прикрывать деревянными наличниками. Считается, что первые наличники появились в убранстве крестьянских домов европейской части России в конце XVIII в., а на Урале и в Сибири гораздо позднее [5, с. 32, 3, с. 37].

Конструктивно любой наличник состоит из лобовой доски (в литературе данный элемент называют также очельем, лобанью, фронтоном или фризом — Л. С.), карниза (сандрика), подоконной доски и двух боковин (боковых стоек), на которые крепятся ставни (рис. 1). Изначально ставни были одностворчатыми и изготавливались из одной цельной или двух досок, скрепленных поперечной деревянной плашкой или металлической пластиной. В дальнейшем с увеличением оконного проема изменяются и ставни. Они становятся двухстворчатыми: щитовыми или филенчатыми.

Несмотря на то, что в разных частях страны наличники на крестьянских домах появились в разное время, как показал анализ имеющихся источников, во всех регионах России выделяются одни и те же этапы их эволюционного развития.

Самые первые наличники представляли собой гладкие доски, наложенные по периметру оконного проема. Все внимание строителей традиционно сосредотачивалось на акцентировании верхней части наличника — карнизе, который продолжали украшать так же, как на косащятых окнах глухой выемчатой резьбой в виде чередования рядов квадратиков, уголков и ромбов. Некоторые исследователи называют этот первый и самый простой тип наличников народным [6, с 94].

Постепенно под влиянием городской архитектуры оконные проемы деревенских домов приобретают привычную современному человеку прямоугольную форму. Соответственно изменяются пропорции, формы и декор наличников, в которых появляются стилевые признаки классицизма и барокко.

Рис.1 Элементы наличника

Благодаря распространению пропильной резьбы декор деревянных наличников становится все больше похожим на кружево. Ажурная резьба размещается над карнизом наличника, также появляется множество мелких навесных резных деталей по краям боковин и подоконной доски.

На наличниках начала ХХ в. встречаются также стилевые признаки модерна, однако преобладающим направлением становится эклектика, когда на основе уже распространившихся и закрепившихся типов наличников развивается многообразие пластических форм карнизов, боковин, лобовых и подоконных досок.

Однако, несмотря на схожесть стилевого развития, в каждом регионе России деревянные наличники имеют свой неповторимый колорит, выраженный в самобытных формах и декоративных особенностях, превращающих их в феномен региональной культуры.

К большому сожалению, наличники Кемеровской области до сих пор не становились объектом специального исследования. А учитывая тот факт, что по сравнению с другими частями дома эти элементы достаточно быстро приходят в негодность и заменяются на новые, не всегда идентичные утраченным, очевидно, что время для всеобъемлющего изучения традиционных наличников нашего региона упущено.

Однако, как гласит народная мудрость, «лучше позже, чем никогда». Поэтому одной из целей архитектурно-этнографических экспедиций музея-заповедника «Томская Писаница» является создание фотоархива деревянных наличников, бытующих в настоящее время в различных районах Кузбасса.

На основе экспедиционных исследований, проведенных в 98 населенных пунктах 15-ти районов Кемеровской области, а также обобщения архивного и краеведческого материала по утраченным объектам, нами были выявлены локальные стилистические особенности форм и декоративного убранства кузбасских наличников, составлена их типологияи хронология.

Когда на крестьянских домах Западной Сибири произошла замена волоковых окон на косящатые точно определить невозможно. По мнению большинства исследователей, этот процесс начался только во второй половине XVIII в. и, явно,был растянут во времени, как и процесс перехода от косящатых окон к оконным рамам с наличниками. Так, например,Е. А. Ащепков фиксировал косящатые окна с резной карнизной доскойв деревнях Кемеровской областиеще в 40—50- х гг. ХХ в. [1, е.85]. А фотоснимок, пожалуй, последних косящатых окон на территории Кузбассана избе XIX века в деревне Талая, был сделан д.и.н. В. М. Кимеевым в 1988 г. (фото 1).

Наличник, как элемент конструкции окна, появляется на деревянных домах Урала и Сибири

Фото 1. Косящатое окно на избе XIX в. в деревне Талая

только в середине XIX в. Как и повсеместно, первые наличники так называемого народного типа имели вид плоской рамы, увенчанной карнизом и декорировались глухой резьбой [1, с. 85—86] (рис. 2, 3).

Самые старые наличники этого типа сохранились до сегодняшнего дня на окнах дома-связи в д. Юрты-Константиновы Яшкинского района. Предположительное время постройки дома — первая половина XIX в. (фото 2).

По некоторым признакам изначально дом имел меньшие по размеру окна колодной конструкции. Существующие ныне оконные проемы с рамами и наличниками явно появились позднее — в середине — второй половине XIX в. На одной части дома декоративным украшением наличников является резное завершение боковин в виде капелек, на другой — глухая объемная резьба на ло-

Рис.3. Резные карнизные доски наличников изб в деревне Усть-Сосновское (из книги Е. А Ашепкова, с. 85)

бовой доске. В подклети дома расположены три косящатых окна, появившиеся на срубе, скорее всего, уже в начале XX в., когда подклеть стала использоваться как жилое помещение.

В последней трети XIX в. на наличниках деревенских домов Томской губернии появляются элементы классического стиля. Для самых простых наличников этого типа характерна высокая лобовая доска под горизонтально профилированным карнизом. Такие наличники отличались скромным декором или полным его отсутствием. Глухой или накладной резьбой украшалось лишь очелье. Иногда, делались резные окончания боковин или фигурная подоконная доска (фото 3). Наличники данного типа имели широкое распространение на всей территории современной

Рис. 2. Резные оконные наличники в деревне Бол. Тальменка (из книги Е. А Ашепкова, с. 86)

Фото 2. Дом — связь XIX в. деревне Юрты-Константиновы

Фото 3. Село. Красное Ленинск-Кузнецкий р-он.

Кемеровской области и до сих пор встречаются на домах конца ХК-начала XX в.

Постепенно на смену традиционным наличникам с одной ставней приходят двухстворчатые: сначала простые, а позднее филенчатые (фото 4). Кроме того, к концу XIX в. в деревенскую моду начинают входить оконные проемы с арочным сводом и сдвоенные окна, что привело к появлению новых форм и конструкций наличников.

В конце XIX вв. на крестьянских домах появляются наличники с треугольным выступом на лобовой доске, уже получившие к тому времени широкое распространение в губернском городе Томске.

Очевидно, что данная форма наличников также заимствована из архитектуры классицизма, а именно, имитирует такую отличительную деталь каменных зданий как треугольный фронтон. Боковины и подоконная доска этих наличников обычно имеют фигурные формы и украшаются резьбой. Основными элементами декора являются резные элементы классического архитектурного ордера — полуколонны, пилястры и капители (фото 5, 6).

В это же время (конец XIX в.) в деревнях распространяются наличники с элементами стиля барокко. Как известно, этот стиль характеризуется криволинейными формами и изогнутыми линиями. В деревянных наличниках все это проявилось, прежде всего, в криволинейности карнизов.

Фото 4. Село Лучшево Прокопьевский р-он

На территории Кемеровской области наибольшее распространение имеют два типа «барочных» наличников:1) в обрамлении карниза в виде двух встречных волют (фото7) и 2) килевидные, в обрамлении ступенчатого карниза (фото 8). Подоконная доска и боковины таких наличников обычно имеют

Фото 5. Село Постниково Ижморский р-он

Фото 6. Деревня. Иткара, Яшкинский р-он

резные фигурные формы. Преобладающий мотив в декоре — растительный.

На рубеже веков, по мере совершенствования техники резьбы и приобретения опыта работы с деревянным ажуром, в наличниках появляется все больше новых декоративных деталей, в том числе множество мелких, навесных. Наряду с пропильной и накладной резьбой начинают применяться объемные элементы, выточенные на токарных станках. Значительно обогащается семантическая разновидность орнаментики. Помимо геометрических, солярных и растительных мотивов изображаются зооморфные, антропоморфные и даже геральдические.

Одновременно под влиянием стиля барокко, классические наличники с высокой прямоугольной лобовой доской трансформируются в эклектику. Над карнизом сначала появляется резной гребешок в виде завитков и волют, а с распространением пропильной резьбы навершие все чаще принимает вид ажурного деревянного кружева (фото 9, 10).

В начале XX века в убранстве деревенских домов появляются наличники с раскрепованной лобовой доской и разорванным карнизом. Но гораздо более широкое распространение получают конструкции с фигурным гребешком над прямым профилированным карнизом. Очевидно, что изначально этот декоративный элемент, был

Фото 7. Деревня. Осиновая Грива, Топкинский р-он.

Фото 8. Село Итат, Тяжинский р-он.

Фото 9. Деревня Писаная, Яшкинский р-он.

заимствован строителями из модного мебельного дизайна того времени (фото 11, 12).

Без сомнения, главными законодателями моды в украшении сельских домов были близлежащие города. В результате в деревнях появлялись наличники, повторяющие формы и убранство наличников на деревянных домах Томска, Ма-риинска и Кузнецка.

К самым распространенным элементам и символам «томского декора» конца XIX-начала ХХ

Фото 10. Деренвя Цыпино, Топкинский р-он.

Фото 11. Деревня Осиновая Грива, Топкинский р-он.

века относятся различные части фигурных полуколонн, пилястры, «занавеси с кистями», «растения в вазоне», а также различные переплетения растительных узоров. Очевидно, что и занавеси, и вазоны — это символы, заимствованные из интерьера городских домов, олицетворяющие благополучие и богатство.

Все вышеперечисленные элементы декоративного убранства деревянной архитектуры Томска по сей день встречаются на кузбасских наличниках

Фото 12. Село Атаманово, Новокузнецкий р-он

Фото 13. «Мариинское барокко»

конца XIX — первой половины XX века. Однако, более широко элементы «томского декора» распространены на наличниках в селениях Яшкин-ского, Юргинского, Кемеровского, Топкинского, Ленинск-Кузнецкого и Яйского районов.

В тоже время в уездном городе Мариинске (до 1856 года село Кийское) в начале XX века складывались свои самобытные архитектурно-художественные традиции.

Прежде всего, обращает на себя внимание особый тип так называемого «мариинского барокко». Наличники данного типа отличаются от томских гораздо меньшей ступенчатостью линий карниза, большим размером завитков волюты и более крупным акротерием (центральным элементом карниза) в виде сложной сюжетной композиции. В верхней, выступающей, части акротерия изображены две птицы, обращенные к стоящей между ними антропоморфной фигуре с поднятыми руками. В средней части акротерия вырезана розетка, символизирующая солнце. Нижняя часть выполнена в форме перевернутого цветка (фото 13). Эта трехчастная композиция, явно, заимствована из традиционного сюжета русской народной вышивки, изображающей женское божество в окружении птиц (рис. 4). На некоторых наличниках с птичками мастера вырезали центральную фигурку не полностью, поэтому визуально она напоминает росток.

Фото 14

Уникальность деревянного «мариинского барокко» еще и в том, что композиция с птицами из деревянной архитектуры была перенесена в каменную (фото14, 15).

Вероятно, на рубеже веков наличники в стиле «мариинского барокко» появляются и в деревнях

Рис. 4. Традиционная трехчастная композиция русской вышивки.

Фото 15

Фото 16. Село Берикуль, Ижморский р-он.

Мариинского уезда (современные Мариинский, Ижморский, Тяжинский, Тисульский и Чебулин-ский районы Кемеровской области). Однако следует отметить, что деревенские мастера, как правило, не создавали детализированную композицию с птицами, а изображали лишь очертания их фигурок, а еще чаще вырезали верхнюю часть акро-терия в виде цветка, т. е. зеркального отражения нижней части элемента (фото 16—17).

В отличие от Томска и близлежащих к нему районов, на домах Мариинска и селений бывшего Мариинского уезда достаточно часто встречаются наличники с лучковой (дугообразной) лобовой доской. Их декоративное убранство весьма скромное, ограничивается лишь накладным орнаментом на лобовой доске, а в некоторых случаях акцент сделан только на широком дугообразном карнизе (фото 18—19).

В начале XX в. на окнах деревянных домов Мариинского уезда появляется еще один узколокальный тип наличников с чертами стиля модерн, широко представленного в архитектуре каменных построек Мариинска. Верхняя часть этих наличников подчеркнуто уплощенная. Вместо профилированного карниза — плоская накладка с дугообразным краем и выступом по центру. В декоре совершенно отсутствует прорезная ажурная резьба и минимум навесных деталей. Xарактерным элементом украшения лобовой доски является накладная композиция, имитирующая карниз барочных наличников с волютой. На самых старых образцах присутствуют розетки, выполненные в технике глухой выемчатой резьбы (фото20). Наличники данного типа были зафиксированы нашей экспедицией в 2014 г. в Мариинске, селах Колыон и Берикуль Ижморского района, селах

Фото 17. Деревня Дмитриевка, Чебулинский р-он

Тюменево, Подъельники и Суслово Мариинского района.

К сожалению, о деревянной архитектуре еще одного уездного города Томской губернии — Кузнецка, превратившегося в советское время в индустриальный мегаполис Новокузнецк, сегодня можно судить лишь по фотографиям начала XX века и двум сохранившимся купеческим домам второй половины XIX в.

Исходя из имеющихся источников, можно констатировать, что в убранстве деревянных домов Кузнецка и близлежащих селений встречались наличники с элементами стилей классицизм и барокко, во многом копирующие томские. Однако, как и в Мариинске, здесь также выделяются локальные подтипы наличников. В частности, налич-

Фото 18. Город Мариинск

Фото 19. Деревня Курск-Смоленка, Чебулинский р-он

Фото 20. Город Мариинск

ники «кузнецкого барокко» с волютой отличаются от томских и мариинских тем, что карниз на них не имеет акротерия (центрального элемента) и встречные завитки волют соприкасаются друг с другом. Размер валют очень маленький. Карниз либо вообще не имеет ступенчатых изломов, либо эти изломы создают «плечики» для арки. В настоящее время такие наличники хоть и редко, но еще встречаются на сельских домах в Новокузнецком районе (фото 21, 22).

На нескольких домах начала ХХ в. в деревне Букино, селах Кузедеево, Куртуково, Ильинка (Новокузнецкий р-н.) и Лучшево (Прокопьевский р-он) зафиксированы оригинальные наличники с треугольным выступом на лобовой доске, в которых угадываются стилевые принципы модерна. Они визуально уплощены, имеют четкий обобщенный контур, несложный накладной орнамент и весьма схожи с обрамлением настенного зеркала или настольной фоторамки (фото 23, 24).

Фото 21. Село Ильинка, Новокузнецкий р-он

Опираясь на материалы экспедиционного обследования, архивные фотографии и другие источники, можно с уверенностью утверждать, что в начале ХХ в. на территории современной Кемеровской области (некогда территории Кузнецкого, Мариинского и части Томского уездов Томской губ.) были распространены, как минимум, 9 типов деревянных наличников, при этом некоторые из них имели локальные и стилевые варианты (Таблица 1).

Фото 22. Дер. Анисимово, Новокузнецкий р-он

Фото 23. Поселок Кузедеево, Новокузнецкий р-он

По-видимому, вплоть до 30-х — 40-х гг. XX века наибольшее распространение имели простые в изготовлении и декоративном оформлении наличники I и II типов, а также VIII (подтип В).

Богато украшенные резные наличники на «городской манер» в конце XI—начале XX в. могли себе позволить лишь зажиточные слои сельского населения, имеющие возможность нанять для строительства и украшения своих домов профессиональных плотников, столяров и резчиков или приобрести готовые наличники в городских столярных мастерских [7, с. 184].

Важно отметить, что большинство специалистов плотницкого и столярного дела, работавших на рубеже веков в городах и уездах Сибири, были приезжими. Источники свидетельствуют, что со строительством Транссибирской магистрали строительные артели из европейской части России буквально наводнили сибирские губернии. В частности, известно, что в Томске и Красноярске работали столяры и плотники из Вятской, Нижегородской, Вологодской и Рязанской губерний [2, с. 41—42, 4, с. 103]. Естественно, эти мастера привнесли в Сибирь художественные традиции и колорит своих родных мест, которые впоследствии были восприняты и обучавшимися у них местными резчиками. Очевидно, это и объясняет появление выявленных нами локальных подтипов наличников, встречающихся в различных районах Кемеровской области.

Без сомнения, собственные традиции в украшение домов принесли в Кузбасс, и переселенцы начала XX в. Но, к сожалению, сегодня выявить эти особенности не представляется возможным.

Политические, социальные и экономические потрясения, последовавшие за революционными

Фото 24. Село Куртуково Новокузнецкий район

событиями 1917 г., по сути, остановили естественный ход развития строительных и художественных традиций деревянного зодчества на всей территории страны. В результате основной чертой наличников советского времени повсеместно становится аскетизм, выразившийся в упрощении форм и декоративного убранства.

В послевоенное время на территории Кемеровской области наибольшее распространение получают наличники III типа с треугольным выступом на лобовой доске. Конструктивные особенности других типов также имеют повторение в наличниках этого периода, но встречаются значительно реже и зачастую выглядят как неумелое подражание.

Декор наличников середины-второй половины ХХ в. представлен, как правило, простым накладным орнаментом, чаще всего геометрическим или растительным. В числе популярных орнаментальных символов также пятиконечная звезда. Нередко в убранстве лобовых досок угадываются традиционные «занавески с кистями» и «вазоны», но по сравнению с образцами начала ХХ в. они выглядят достаточно примитивно (фото 25, 26).

Примерно с 80-х годов прошлого столетия на сельских домах Кемеровской области вновь появляются наличники, богато украшенные накладной ажурной пропильной резьбой. Но, к сожалению, они представлены единично и являются воплощением хобби и эстетических пристрастий хозяина дома.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XXI век привнес в сельскую архитектуру новые представления о красоте и комфорте. В результате деревянные срубы прячутся под сайдинг, окна меняются на пластиковые, наличники снимаются,

Фото 25. Село Суслово, Мариинский р-он Фото 26. Село Усть-Сосново, Топкинский р-он

разламываются и сжигаются вместо дров. К со- ставляют собой высокохудожественные образцы

жалению, во время экспедиций мы наблюдаем декоративно-прикладного искусства и являются

такую картину повсеместно. памятниками культуры, которые еще возможно

Между тем, некоторые, еще сохранившиеся, сохранить для потомков (Приложение с цветными

кузбасские наличники конца XIX- начала XX, пред- иллюстрациями).

Литература

1. Ащепков, Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е. А. Ощепков. — М., 1950. — 140 с.

2. Громан, В. В. Обзор строительной деятельности в России / В. В. Громан. — М., 1912.

3. Долгов, А. В. Деревянное народное зодчество Свердловской области / А. В. Долгов // Деревянное зодчество Урала. —

Екатеринбург, 2012. — С. 10—47.

4. Журин, Н. П. Градостроительство в Сибири второй половины XIX — начала ХХ веков / Н. П. Журин. — Новосибирск,

2000. — Ч. 1.

5. Красовский, М. В. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество / М. В. Красовский. — Петроград, 1916. — Ч. 1.

6. Крюкова, Ю. Е., Шагов Н. В. Эволюция оконных проемов деревянного городского жилища Сибири / Ю. Е. Крюкова,

Н. В. Шагов // Вестник ТГАСУ. — 2013. — № 3. — С. 88—96.

7. Щавинская, Л. Б. Строительное дело в Томской губернии в конце XIX — начале ХХ вв. / Л. Б. Щавинская // Вестник

ТГУ История. — 2013. — № 6. — С. 182—186.

References

1. Ashchepkov, E. A. Russkoe narodnoe zodchestvo v Zapadnoy Sibiri [The Russian national architecture in Western Siberia]. —

M, 1950. — 140 p. (In Russ).

2. Groman, V. V. Obzor stroitel'noy deyatel'nosti v Rossii [The review of construction activity in Russia]. — M., 1912. (In Russ).

3. Dolgov, A. V. Derevyannoe narodnoe zodchestvo Sverdlovskoy oblasti [Wooden national architecture of Sverdlovsk region].

Derevyannoe zodchestvo Urala [Wooden architecture of the Urals]. — Yekaterinburg, 2012. — P. 10—47.

4. Zhurin, N. P. Gradostroitel'stvo v Sibiri vtoroy poloviny XIX — nachala XX vekov [Town planning in Siberia of the second half

XIX — the beginning of the XX centuries]. — Novosibirsk, 2000. — P. 1. (In Russ).

5. Krasovskiy, M. V. Kurs istorii russkoy arkhitektury. Derevyannoe zodchestvo [Course of history of the Russian architecture.

Wooden architecture]. — Petrograd, 1916. — P. 1. (In Russ).

6. Kryukova, Yu. E., Shagov, N. V. Evolyutsiya okonnykh proemov derevyannogo gorodskogo zhilishcha Sibiri [Evolution of

the window openings of the wooden houses of the city in Siberia]. Vestnik TGASU [Journal of Trace]. — 2013. — N 3. — P. 88—96. (In Russ).

7. Shchavinskaya, L. B. Stroitel'noe delo v Tomskoy gubernii v kontse XIX — nachale XX vv. [Construction business in Tomsk

province in the late XIX — early XX centuries]. Vestnik TGU. Istoriya [Vestnik TSU. History]. — 2013. — № 6. — P. 182—186. (In Russ).

Таблица 1.

Типология деревянных наличников Кемеровской области (конец XIX—начало XX вв.)

Фото

Условное наименование типа

Стилевые признаки

Время появления

Территория распространения в настоящее время

Наличник «народного» типа

середина XIX в

зафиксированы только на одном доме в д. Юрты-Константиновы Яшкинского р-на.

Наличник с высокой прямоугольной лобовой доской

классицизм

вторая половина XIX в.

единично встречаются на сохранившихся домах конца XIX - начала XX вв. во всех районах Кемеровской области

III

Наличник с треугольным выступом на лобовой доске

классицизм

конец XIX в.

во всех районах Кемеровской области

IV

Наличник с валютой

подтип «томское барокко»

конец XIX в.

Яшкинский, Юргинский, Топкин-ский, Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Промышленновский, Яйский, Ижморский районы

подтип «мариинское барокко»

барокко

конец XIX в.

Мариинский, Тяжинский, Чебу-линский, Ижморский, Тисульский районы

подтип «кузнецкое барокко»

конец XIX в.

Новокузнецкий, Прокопьевский, Таштагольский районы

Наличник килевид-ный

барокко

конец XIX в.

во всех районах Кемеровской области

I

II

V

VI

Наличник лучковый

барокко

конец XIX в.

Мариинский, Тяжинский, Чебу-линский районы.

VII

Наличник с разорванным карнизом

барокко

начало ХХ в

единично встречаются на сохранившихся домах начала ХХ вв. во всех районах

Наличник с гребешком

подтип А (барочный)

конец XIX в.

VIII

подтип Б (ажурный)

эклектика

начало ХХ в

единично встречаются на сохранившихся домах начала ХХ вв.

подтип В (мебельный)

начало ХХ в

IX

Наличник уплощенный

подтип «мариинский модерн»

начало ХХ в

единично встречаются на сохранившихся домах начала ХХ в. в Мариинске, Мариинском, Тяжин-ском, Чебулинском, Ижморском районах

модерн

подтип «кузнецкий модерн»

единично встречаются на сохранившихся домах начала ХХ в. в Новокузнецком и Прокопьевском районах

К статье Шелепова Н. А., Покровская А. Ф., Жукова А. И. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото 1. Акция «Добрая елка» Фото 2. Акция «Добрая елка»

в музее-заповеднике «Красная Горка» в музее-заповеднике «Красная Горка»

Фото 4. Акция музея-заповедника «Томская Писаница» «Новый год шагает в школу»

Фото 3. Акция музея-заповедника «Томская Писаница» «Новый год шагает в школу»

Фото 5. Выставка музея-заповедника «Томская Писаница» в школе № 98 г. Кемерово

К статье Илюшин А. М. МАТЕРИАЛЫ РАСКОПОК МОГИЛЫ ЗНАТНОГО ВОИНА В ФОНДАХ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

«ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА»

Рис. 1. Курганная группа Солнечный-1. Курган № 1. Фотография находок из могилы 3:1-9 - предметы

украшения конской упряжи

Рис. 2. Курганная группа Солнечный-1. Курган № 1. Фотография находок из могилы 3:1-18 - предметы крепления и украшения пояса

86 Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». № 3. 2016 г.

К статье Миклашевич Е. А., Мухарева А. Н., Бове Л. Л.,

И ^ I Ы I 1-1У1ОК1 -1 и. п., /чулнр^вы П. I IЬ^Ъ/ОЬ / I. / I.,

ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕТРОГЛИФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» в 2015 г.

Цв. вкл. I. Притомье. 1, 2 — Висячий Камень: 1 — снятие силиконового оттиска с плоскости с личиной; 2 — художественно оформленная копия-отливка из полиэфирной смолы. 3,4 — Томская писаница: 3 — скальный массив в устье р. Писаной; крестиками обозначены известные плоскости, стрелки указывают расположение плоскостей, выявленных в 2015 г.; 4 — изображения лосей на одной из выявленных

плоскостей.

Цв. вкл. II. Енисей, Улазы: 1 — общий вид одного из участков с горизонтальными «плитами», расчищенными от лишайника; 2 — фрагмент одной из расчищенных «плит» с многофигурными композициями.

Цв. вкл. III. Енисей/Туба, Усть-Туба: 1 — поиск высокорасположенных плоскостей; 2 — плоскость, обнажившаяся в результате падения уровня воды; 3 — левая часть фриза, сохранившегося на недоступной плоскости выше уровня затопления.

Цв. вкл. IV. Тува, Малый Баянкол: 1 — общий вид 1 участка, на котором произошло разрушение скальных блоков; крестиками обозначены сохранившиеся in situ плоскости с изображениями, стрелки показывают местонахождение скальных блоков с остатками изображений, пунктирными линиями реконструировано расположение разрушенных плоскостей; 2 — архивная фотография одной из плоскостей (А. В. Адрианов, 1915 г.), красно-коричневым цветом выделены ныне утраченные участки; 3, 4 — сохранившиеся фрагменты плоскости, фото 2015 г.

Фото 1. Село Ишим, Яйский р-н.

Фото 2. Деревня Иткара, Яшкинский р-н.

Фото 3. Город Мариинск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.