Научная статья на тему 'Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного памятника «Бийское архиерейское подворье»'

Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного памятника «Бийское архиерейское подворье» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПАМЯТНИК / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / БИЙСКОЕ АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ / INNOVATIVE PROJECT MUSEUMIFICATION / COMPLEX MONUMENT / MUSEUM COMMUNICATION / CONCEPT / EXPOSITION COMPLEX / BIYSK BISHOP FARMSTEAD MUSEUM STORIES ALTAI SPIRITUAL MISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко П. С.

В работе впервые предложен научно обоснованный проект музеефикации уникального комплексного памятника в условиях естественного ландшафта, предлагаются этапы реализации проекта, выполнение которого в контексте развития культурно-познавательного и паломнического туризма позволит в перспективе создать мемориальный историко-архитектурный и культурный музей-заповедник «Бийское архиерейское подворье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECT OF MUSEFICATION ARCHITECTURAL AND HISTORICAL-CULTURAL MONUMENTS «OF THE BISHOPS BIJSK COMPOUND»

For the first time offered a science-based project museification unique monument complex in terms of the natural landscape offered phases of the project, which in the context of the development of cultural and religious tourism will allow in the future to create a memorial historical, architectural and cultural museum-reserve «Bijsk bishop''s farmstead».

Текст научной работы на тему «Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного памятника «Бийское архиерейское подворье»»

ные лозы с листьями и гроздьями винограда, трилистники в сочетании с геометрическими узорами - ромбами, лентами, пер-

ислама в Семиречье, что подтверждено находками вещей с эпиг- и приспосабливались к их религиозным представлениям. Несмот-

рафическим орнаментом, в том числе и на территории усадьбы ря на то, что рассмотренные нами архитектурные памятники

города Каялык. Подобные изображения завитков с раздвоенны- являются отражением разных религиозных представлений, их

ми цветками и точкой углубления в представлены на настенные керамические композиции имеют общие изобрази-

резном фасаде главного мавзолея XII в. городища Антоновское. тельные мотивы, характерные только для Центральной Азии:

Можно предположить, что это изображения тюльпанов. геометрические (меандры, полосы, круги, овалы, мелкоразмер-

Аналогии штуковой резьбы Семиречья разнообразны ная ромбическая сетка, гурты), растительные (пучки цветов,

и широки. Это известные памятники Средней Азии и путники тюльпаны, полу-пальметты, изображения «колоса», виноград-

Ближнего Востока (Самарра, Фускат, Мшатта) [13, табл. 13-22].

Искусство резьбы по штуку, безусловно, распространялось по Великому Шелковому пути и связывало культуры самых разных .

стран и народов. В городах Южного Казахстана видимо, Наряду лами), эпиграфические мотивы (стилизованные изображения

с тюркским, проживало согдийское население. 6укв). Реже встречаются изображения животных и людей. Зача-

Таким образом, на основании полученных в результате ис- стую резьба по глине раскрашивалась красной, синей, зеленой

следования данных, можно говорить о том, что в идеологию и белой красками. Бесспорно, что на территории Семиречья

тюрков во время распространения ислама в X в. проникали со- и Южного Казахстана получила высокое развитие культура, к°-

гдийские культы, которые со временем переосмысливались торая прослеживается в керамике и архитектуре.

Библиографический список

1. Байпаков, К.М. Резная глина Жетысу / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. - Алматы, 2004.

2. Байпаков, К.М. Архитектурные особенности, декор и культовая принадлежность некоторых помещений дворцового комплекса средневекового города Джамукат / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая // Известия МОН РК, НАН РК. - 2002. - № 1(23б). - Сер. Общ. наук.

3. Байпаков, К.М. «Парадиз» в загородном дворцовом комплексе владетелей средневекового Кулана / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая //

Известия МОН РК, НАН РК. - 2002. - № 1(236). - Сер. Общ. наук.

4. Байпаков, К.М. Резной декор усадьбы средневекового города Каялык / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая // Известия МОН РК, НАН РК. -

2002. - № 1(236). - Сер. Общ. наук.

5. Байпаков, К.М. К вопросу о локализации Джамуката // Маргулановские чтения (конференция). - Алма-Ата, 1989.

6. Негматов, Н. Н. Уструшана // Археология. Средняя Азия в раннем средневековье. - М., 1999.

7. Байпаков, К.М. Резная глина Жетысу / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. - Алматы, 2004.

8. Сокровища древнего и средневекового Тараза и Жамбылской области. - Алматы, 2010.

9. Байпаков, К.М. Древние города Казахстана. - Алматы, 2005.

10. Байпаков, К.М. Исследования некрополя Джамуката в Таласской долине // Вестник КазГУ. - 1999. - № 12.

11. Байпаков, К.М. Резная глина Жетысу / К.М. Байпаков, Г.А. Терновая. - Алматы, 2004.

12. Максуд, Р. Ислам. - М., 2000.

13. Веймарн, Б.В. Искусство арабских стран и Ирана XII-XVII вв. - М., 1974.

Bibliography

1. Bayjpakov, K.M. Reznaya glina Zhetihsu / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya. - Almatih, 2004.

2. Bayjpakov, K.M. Arkhitekturnihe osobennosti, dekor i kuljtovaya prinadlezhnostj nekotorihkh pometheniyj dvorcovogo kompleksa srednevekovogo goroda Dzhamukat / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya // Izvestiya MON RK, NAN RK. - 2002. - № 1(236). - Ser. Obth. nauk.

3. Bayjpakov, K.M. «Paradiz» v zagorodnom dvorcovom komplekse vladeteleyj srednevekovogo Kulana / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya // Izvestiya MON RK, NAN RK. - 2002. - № 1(236). - Ser. Obth. nauk.

4. Bayjpakov, K.M. Reznoyj dekor usadjbih srednevekovogo goroda Kayalihk / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya // Izvestiya MON RK, NAN RK. -

2002. - № 1(236). - Ser. Obth. nauk.

5. Bayjpakov, K.M. K voprosu o lokalizacii Dzhamukata // Margulanovskie chteniya (konferenciya). - Alma-Ata, 1989.

6. Negmatov, N. N. Ustrushana // Arkheologiya. Srednyaya Aziya v rannem srednevekovje. - M., 1999.

7. Bayjpakov, K.M. Reznaya glina Zhetihsu / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya. - Almatih, 2004.

8. Sokrovitha drevnego i srednevekovogo Taraza i Zhambihlskoyj oblasti. - Almatih, 2010.

9. Bayjpakov, K.M. Drevnie goroda Kazakhstana. - Almatih, 2005.

10. Bayjpakov, K.M. Issledovaniya nekropolya Dzhamukata v Talasskoyj doline // Vestnik KazGU. - 1999. - № 12.

11. Bayjpakov, K.M. Reznaya glina Zhetihsu / K.M. Bayjpakov, G.A. Ternovaya. - Almatih, 2004.

12. Maksud, R. Islam. - M., 2000.

13. Veyjmarn, B.V. Iskusstvo arabskikh stran i Irana XII-XVII vv. - M., 1974.

Статья поступила в редакцию 30.10.2013

УДК 069 (571.1Б)

Kovalenko P.S. DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECT OF MUSEFICATION ARCHITECTURAL AND HISTORICAL-CULTURAL MONUMENTS «OF THE BISHOPS BIJSK COMPOUND». For

the first time offered a science-based project museification unique monument complex in terms of the natural landscape offered phases of the project, which in the context of the development of cultural and religious tourism will allow in the future to create a memorial historical, architectural and cultural museum-reserve «Bijsk bishop's farmstead».

Key words: innovative project museumification, complex monument, museum communication, concept, exposition complex, Biysk bishop farmstead museum stories Altai Spiritual Mission.

П.С. Коваленко, аспирант АлтГПА, г. Бийск, E-mail: kovalenko197808@mail.ru

СОЗДАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХИТЕКТУРНОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПАМЯТНИКА «БИЙСКОЕ АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ»

В работе впервые предложен научно обоснованный проект музеефикации уникального комплексного памятника в условиях естественного ландшафта, предлагаются этапы реализации проекта, выполнение которого в контексте развития культурно-познавательного и паломнического туризма позволит в перспективе создать мемориальный историко-архитектурный и культурный музей-заповедник «Бийское архиерейское подворье».

Ключевые слова: инновационный проект, музеефикация, комплексный памятник, музейная коммуникация, концепция, экспозиционный комплекс, Бийское архиерейское подворье, музей истории Алтайской духовной миссии.

Одним из новых приоритетных направлений в контексте программы социально-экономического развития Бийска должен стать культурно-познавательный и паломнический туризм. Такое решение Администрации Алтайского края и руководства города Бийска обосновано историческим и географическим факторами.

За три столетия колоритной истории Бийска в его ландшафте образовались крупные территории и отдельные объекты, составляющие культурно-историческое и архитектурное наследия города. Мемориальный реестр Бийска насчитывает на сегодняшний день 272 объекта архитектуры, истории и культуры, 52 -мемориально-исторических памятника, 72 памятника археологии, 111 мемориальных и информационных досок, 10 памятников природы и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Такое богатство историко-культурного и природного наследия позволило Бийску 26 июля 2000 г. стать полноправным членом Российского Союза исторических городов и регионов [1].

Уникальность исторических районов города заключается в комплексно сохранившейся исторической застройке его улиц и переулков. Сегодня можно выделить несколько обособленных частей города, компактно сохранивших памятники второй половины XIX - начала ХХ вв.

Использование комплексных исторических территорий и отдельных памятников в туристской деятельности порождает необходимость их музеефикации, реконструкции, реставрации и выделения особых исторических зон.

В разработке таких «брэндовых» туристических проектов Губернатора и Администрации Алтайского края, как «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова», Бийску отведено ключевое место: именно здесь берут начало вышеуказанные маршруты. Одним из центральных туристических объектов является «Бийское архиерейское подворье», уникальный историкоархитектурный комплексный памятник Российской Федерации регионального значения. Окружённый многоэтажками и домами частного сектора, комплекс привлекает внимание своей уникальностью и неповторимостью.

Здесь, в исторической части города - Казанка - с сентября 1880 по декабрь 1919 гг., на протяжении почти сорока лет находился православный центр Алтая. К 1915 г. архиерейское подворье насчитывало 31 строение, было обнесено высокой каменной и частично деревянной оградой [2; 3]. В южной части подворья была искусственно создана Архиерейская роща с нижними прудами, в северо-западной - располагался Александровский сад с верхними прудами, с восточной стороны находился Архиерейский сад с фонтаном [4]. В настоящее время сохранилось 9 основных строений, главные из которых: Архиерейский дом с флигелем, здание катехизаторского училища, Казанский собор - сосредоточены по периферии исторически сложившейся Архиерейской площади и образуют ее неповторимый архитектурный ансамбль.

В декабре 1919 г. архиерейское подворье со всем церковным имуществом было национализировано и подверглось значительной трансформации. В зданиях первоначально разместили уездную больницу, а уже в 1921 г. - опытно-показательную школу Коминтерна первой и второй ступеней с педагогическим уклоном. Под учебный корпус было оборудовано катехизаторское училище, самое крупное здание дореволюционного Бийска. Именно здесь в 1921-1922 учебном году в школе Коминтерна преподавателем биологии и мироздания работал В.В. Бианки, впоследствии всемирно известный детский писатель. С историей здания связаны также имена В.М. Шукшина, В. Высоцкого, И. Кобзона и других выдающихся людей страны. В 1930-е гг. вся территория подворья с прилегающими участками бывших Александровского сада, Архиерейской рощи с прудами, Ярмарочной площади (в границах ул. Иркутской на севере, пер. Муромцевс-кого на западе, ул. 2—й Сенной на юге и пер. Коммунарского на востоке) передана в ведомство Министерства обороны СССР, где разместилась воинская часть и дислоцировалась мотострелковая дивизия № 11903. Здание катехизаторского училища занял гарнизонный дом офицеров, архиерейский дом - штаб воинской части, флигель архиерейского дома - узел связи, в Казанском архиерейском соборе устроили конюшню, а затем склады вещевой и горюче-смазочных материалов. Крипта собора

использовалась под овощехранилище [5].

В 1950-е гг. в связи с организацией стоянок военной техники был уничтожен Александровский сад с верхними архиерейскими прудами. На территории сада возвели гаражные комплексы воинской части и жилые многоквартирные дома для семей военнослужащих.

В 1988 г. была уничтожена Архиерейская роща с нижними прудами - образцом садово-паркового искусства XIX - начала XX вв: были вырублены вековые тополя и ивы, осушены и засыпаны пруды. Территорию рощи, вошедшей в состав городского микрорайона № 23, застроили многоуровневыми гаражными кооперативами, жилыми десятиэтажными многоквартирными домами.

В 2000 г. воинская часть была ликвидирована, что сделало доступным посещение комплекса православного историкоархитектурного наследия. Многолетняя закрытость территории, на которой располагаются архитектурные церковные памятники

XIX в., народные легенды и предания о существовании здесь подземных коммуникаций, келий и переходов между строениями, вызвали значительный интерес жителей и гостей города к ранее недоступному объекту.

С передачей здания Казанского собора в ведение Русской православной церкви началось возрождение этого храма, освященного во имя святителя Димитрия Ростовского (1990 г.). В 2002 г. Барнаульско-Алтайской епархии были возвращены архиерейский дом и флигель, в 2008 - Архиерейская площадь и часть прилегающих территорий, наконец, в здании Дома офицеров разместилась Бийская православная гимназия; все это стало началом возрождения архиерейского подворья и способствовало восстановлению утраченных функций комплекса.

В рамках программы «Бийск-300» на Архиерейской площади 1 октября 2009 г. был торжественно открыт памятник святителю Макарию Невскому, епископу Бийскому, впоследствии митрополиту Московскому и Коломенскому, одному из главных первоиерархов Русской православной церкви в период с 1912 по 1917 гг. Именно в стенах Бийского архиерейского подворья проходило духовное становление одного из самых видных и почитаемых русских миссионеров и подвижников Православия, Апостола Алтая, свт. Макария, в 2000 г. причисленного на Поместном Соборе к лику святых. В последние годы земной жизни святитель Макарий получил почетный титул митрополита Алтайского. В 1883 г. его стараниями создано Бийское миссионерское катехизаторское училище, не имевшее аналогов в Сибири [6]. При умелом руководстве на средства купцов-благотворителей и других жертвователей - тысяч верующих граждан Алтая и России - возводились каменные строения подворья, формировался неповторимый ландшафт.

По инициативе Бийского благочиния Барнаульско-Алтайской епархии, бийского отделения Демидовского фонда и благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, 28 января 2008 г. на подворье открыт музей истории Алтайской духовной миссии. В августе 2011 г. начал действовать построенный Свято-Макарьевский крестильный храм, а в январе 2012 г. в архиерейском доме открыта самая крупная православная городская библиотека на 11 тысяч томов. Эти факты уже позволяют говорить о возрождении святыни, её востребованности, важной роли подворья в духовной, образовательной и культурной жизни города и региона.

Восстановление старых и формирование новых традиций празднования православной Масленицы, Дня славянской письменности и культуры, дня памяти святителя Макария Алтайского на Архиерейской площади подворья, организация и проведение Свято-Макарьевских чтений, научно-практических конференций и православных концертных программ - всё это важные факторы восстановления нематериальной духовной культуры как епархии, так и Бийска.

Особую значимость в процессе возрождения Бийского архиерейского подворья как исторически значимого административного и духовно-просветительского центра, объекта паломнического и познавательного туризма, занимает музей истории Алтайской духовной миссии. Создание и открытие музея послужило началом музеефикации объектов Бийского архиерейского подворья, вовлечению его в музейное и туристическое про-

странство. Сбор исторических сведений о зарождении и становлении резиденции бийских архиереев, вещественных памятников материальной духовной культуры, предметов культуры и быта горожан XIX-XX вв., создание тематических музейных экспозиций в архиерейском доме стали важным аспектом зарождения музейной коммуникации.

По состоянию на 1 октября 2013 г. музей насчитывает более 46 тысяч экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов, действуют в составе 15 тематических экспозиций, которые размещены в залах трех этажей архиерейского дома.

В современных условиях развития туризма в городе и регионе, востребованность подворья неоспорима. Это единственный на территории юга Западной Сибири исторически сложившийся комплекс архиерейского подворья, центральное ядро которого сохранило все главные объекты, что определяет его феноменом историко-культурного наследия. Подворье становится весьма популярным, оно становится одним из главных объектов показа многих экскурсионных программ и туров по Бийску.

Музеем истории Алтайской духовной миссии разработан и реализуется инновационный проект музеефикации комплексного историко-архитектурного памятника «Бийское архиерейское подворье» в условиях естественного ландшафта.

Проект музеефикации комплекса предусматривает следующие этапы реализации:

• организация временных экспозиций и тематических выставок;

• создание стационарных тематических музеев и музейных экспозиций, многогранно отражающих все этапы становления и деятельности архиерейского подворья как центрального миссионерского стана;

• реставрация Бийского архиерейского подворья как комплексного историко-архитектурного и мемориального Музея православия под открытым небом.

Музеефикация подворья предполагает создание выставочных музейных инсталляций, посвященных истории как каждого отдельно сохранившегося здания и объекта, так и всего комплекса в целом. Кроме того, музейные и выставочные экспозиции будут посвящены также основным историческим событиям, непосредственно связанным с Бийским архиерейским подворьем; известным людям - бийским архиереям и братии архиерейского дома, священно- и церковнослужителям, благотворителям и меценатам подворья, проживавшим и трудившимся здесь. Все это дает возможность более полно использовать потенциал исторических зданий.

Это могут быть и временные выставки, и постоянные экспозиции, расположенные в фойе и коридорах зданий, а также в отдельных залах и других возможных помещениях. В диорамах и экспозиционных комплексах, на стендах, в витринах могут быть представлены предметы, фотоснимки, документы, и другие экспонаты, доступно раскрывающие те или иные исторические темы, связанные с каждым из зданий подворья. Использование современных музейных технологий - 3 6 виртуальных туров, турникетов и мониторов, транслирующих информацию, -поможет качественно усилить эмоциональный уровень восприятия информации. Таким образом, каждый сотрудник или посетитель этого здания будет иметь возможность познакомиться с его историей, почувствовать себя соучастником события исторической летописи.

Концепция музеефикации памятников Бийского архиерейского подворья предполагает реализацию ряда проектов.

1. Проведение комплексной научной исторической экспертизы подворья и мероприятий, направленных на изменение статуса памятника (от отраслевого до федерального).

2. Возвращение Русской православной церкви возможных участков исторической территории подворья и всех сохранившихся зданий (Сахаровской начальной церковно-приходской школы, больницы и студенческой бани Бийского миссионерского катехизаторского училища, флигеля, архиерейских конюшен), находящихся в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации, определение границ и специфики охранной зоны территории в условиях городской среды.

3. Создание генерального плана по восстановлению и реставрации памятника. Основной его идеей должно стать сохранение исторической планировки, сложившейся к началу 1917 г., фасадов и интерьеров зданий. Реализация проектов ландшафтного дизайна территории комплекса. Реконструкция Архиерейской площади с заменой асфальтового покрытия на декоративную плитку, либо мощение булыжником. Восстановление ландшафта Александровского сада с верхними архиерейскими пру-

дами, Архиерейского сада с малыми архитектурными формами - первым в истории Бийска фонтаном, беседками, скамейками. Ландшафтная реконструкция возможных участков Архиерейской рощи в процессе озеленения жилого микрорайона № 23.

4. Проведение ремонтно-реставрационных и благоустроительных работ под руководством краевого государственного учреждения культуры научно-производственного центра «Наследие» и отдела по церковному строительству и архитектуре Барнаульско-Алтайской епархии.

5. Воссоздание ограды по периметру территории подворья в условиях новых границ. Восстановление с южной стороны разрушенных в советское время двух парадных святых ворот с калитками, а также проходной, ныне вошедшей в состав общего объема памятника «Флигель при Бийском архиерейском доме».

6. Музеефикация сохранившихся исторических зданий архиерейского подворья. Восстановление и вторичное освящение находящегося при катехизаторском училище домового храма во имя св. ап. Иоанна Богослова, колокольни и его святых глав, утраченных в 1920-е гг. (храм находился во втором этаже училища, в южном блоке здания, оформляющем Архиерейскую площадь с северной стороны). Колокольня во время экскурсионных программ может использоваться как смотровая площадка для обозрения территории подворья, показа панорамы исторической части города - Казанки и сопредельных районов. Восстановление утраченных надпридельных святых глав Казанского архиерейского собора. Это важно и необходимо в целях создания узнаваемости архитектурного исторического облика ансамбля.

7. Восстановление исторических названий объектам, подлежащим музеефикации. Возвращение Димитриевской церкви ее первоначального наименования - Казанский архиерейский собор, переименование улицы им. Т.Г. Шевченко в Архиерейскую. Комплекс мероприятий по изменению наименований на планах и картосхемах города, в информационно-справочных службах. Установка мемориальных и информационных досок на здания и объекты музеефикации.

8. Построение музейных тематических экспозиций в зданиях архиерейского дома, катехизаторского училища, флигеля при Архиерейском доме, раскрывающих функциональное назначение и отдельные важные эпизоды их истории.

9. Создание концепции, определяющей порядок и время посещения храмов подворья туристами и паломниками в рамках программ познавательных экскурсий.

10. Проведение комплекса археологических и реставрационных работ по выявлению и локализации, а также восстановлению подземных коммуникаций-переходов между зданиями, келий и сооружений разного функционального назначения, что представляет феноменальное явление в архитектурном решении комплекса в условиях Сибирского региона. Расчистка «знаменитых» Архиерейских погребов зданий архиерейского подворья.

11. Поисковые и археологические работы по воссозданию исторических некрополей у алтаря Казанского собора и «в саду при катехизаторском училище», мест погребения известных священно- и церковнослужителей Алтайской духовной миссии, благотворителей, а также студентов училища, о чем свидетельствуют воспоминания старожилов, архивные источники - метрические книги и ежегодные отчеты миссии [7]. Оформление мест захоронений надгробными плитами и крестами.

12. Размещение на территории подворья музея «Городская крестьянская усадьба конца XIX - начала XX вв.». В период деятельности музея истории Алтайской духовной миссии собраны значительные этнографические коллекции предметов культуры и быта, позволяющие содержательно и качественно выстроить экспозицию.

13. Создание на территории Архиерейского сада музейноэкспозиционного этнографического комплекса под открытым небом «Алтайская деревня». Проект предполагает реконструкцию алтайских аилов и юрт, воссоздание утраченного алтайского деревянного многогранного аила - символического достопримечательного объекта, находившегося в 1914 г., согласно нашему исследованию исторических планов города и фотодокументов, с западной стороны архиерейского дома и имевшего связной с последним переход [8]. На базе данной реконструкции возможно проведение массовых музейных мероприятий с демонстрацией этнографических выставок, театрализацией праздников алтайской и кумандинской национальных культур, не противоречащих православным религиозным канонам и догматам.

14. Создание инфраструктуры сервиса для всех категорий посетителей.

Коллективом музея истории Алтайской духовной миссии уже ведётся реконструкция и музеефикация отдельных объектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

памятника. Постоянное взаимодействие и сотрудничество со структурными организациями благочиния - приходом Димитри-евской церкви Бийска, православной гимназией во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского - располагающимися в исторических зданиях комплекса, позволяет музею уже на начальном этапе выявить возможные варианты создания музейных экспозиций, лоббировать интересы каждой организации в процессе музее-фикации.

На базе музея с 2008 г. проходит ежегодная музейная и архивная практика студентов факультета истории и права Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяет одновременно организовать работу в разных направлениях и тем самым ускорить процесс реализации проекта музеефикации объектов православия Бийска и Бийского архиерйского подворья.

Так, в 2008 г. при участии студентов был осуществлён проект создания музейного экспозиционного комплекса «Троицкий собор» в одном из залов архиерейского дома и проведения предварительных раскопок на месте разрушенного в 1934 г. Троицкого кафедрального собора Бийска. Собор, построенный на средства бийского купца Алексея Федоровича Морозова с незначительным участием прихожан и освященный 17 декабря 1877 г., в течение полувека являлся главным храмом города [8]. Проект позволил восстановить историческую справедливость - четко локализовать место собора на местности по обнаруженным остаткам его фундамента на глубине более 2 м. от поверхности земли. В ходе работ удалось выявить утраченный в 1930-е гг. исторический некрополь с захоронениями четы именитых бийс-ких 1-й гильдии купцов А.Ф. и Е.Г. Морозовых и Н.П. и О.П. Фир-совых, купца Г.Г. Бодунова, предпринимательницы Д.П. Бахтиной, священнослужителей протоиерея Павла Митропольского, Матфея Александровского и Арсения Ивановского.

В ходе археологических работ на территории бывшей городской Троицкой соборной площади (ныне сквер им. К.И. Фом-ченко), было собрано 184 артефакта, которые послужили основой создания музейного экспозиционного комплекса. Камеральная обработка собранного материала позволила получить новые данные по истории собора и Троицкой площади. Совместная деятельность с бийским производственным объединением «Сибприбормаш» в период 2010-2011 гг. помогла создать в сквере им. К.И. Фомченко историко-мемориальный комплекс, не имеющий аналогов на территории юга Западной Сибири. Это один из ярких примеров музеефикации в современных условиях Бийска, когда деятельность музея, направленная на создание экспозиционного комплекса на территории подворья породила музеефикацию другого исторического комплекса.

Ярким примером музеефикации архиерейского дома стало открытие в октябре 2011 г. мемориальных экспозиций «Кабинет бийских архиереев» и «Архиерейская опочивальня» в комнатах, где они исторически находились.

Экспозиция «Кабинет бийских архиереев» реконструирует обстановку кабинета Преосвященнейшего епископа Бийского рубежа XIX - начала XX вв. Среди экспонатов - большой двухтумбовый деревянный точеный стол, с письменными приборами и церковными предметами: настольной лампадой, крестом, клобуком, монашескими четками, книгами духовного содержания. Над столом портрет Государя Императора Александра III, одного из высоких покровителей Алтайской духовной миссии и архиерейского подворья. У стены - старинный книжный шкаф с коллекцией старопечатных церковных книг XVII - начала

XX вв., энциклопедических изданий. Этажерки с книгами и церковной утварью, венские стулья, комнатные пальмы в вазонах, на стенах - иконы в киотах, швейцарские часы с боем.

Экспозиция «Опочивальня бийских архиереев» создана посредством анализа исторических описаний жилых комнат архиереев разных епархий, которые удалось выявить через изучение архивных источников и интернет-ресурсов. Основу пространства экспозиции определяют крупные экспонаты: кровать, покрытая темным пледом, шкаф для книг и вещей, рабочий стол, стулья, сундук для хранения одежды. Святой угол архиерейской кельи-опочивальни формируют иконы и аналой с книгой. В обстановке просматривается строгий аскетический образ жизни монаха.

Все это позволяет вовлечь посетителя в историческую среду и глубже представить уклад жизни тех лет. Минимальное использование современного музейного оборудования (витрины, подиумы, турникеты, фоторамы) воссоздает историческую обстановку помещения и невольно заставляет каждого почувствовать себя частью исторического действа.

Выразительным примером трансформации функционального назначения архиерейского дома является экспозиция «Бийс-кий Архиерейский дом». Она включает четыре экспозиционных комплекса: «Келья монаха», «Пасхальная архиерейская трапеза», «Иеромонах-миссионер Петр (Селиверстов)» и «Зал миссионерских собраний». Здесь также удалось, используя экспонаты того времени, найти простые варианты и приблизить экспозиционные решения к исторической действительности.

Для здания катехизаторского училища нами разработан те-матико-экспозиционный план и создается экспозиционный комплекс, в основу которого будет положен исторический учебный кабинет с реконструкцией мебели тех лет. Знакомство с прошлым и настоящим здания, историей катехизаторского училища и православной гимназии через современные аудиовизуальные и демонстрационные средства обучения, показ музейной экспозиции за партами музейного кабинета помогут глубже проследить и понять историческую преемственность. Это является инновационной формой коммуникации в условиях музейного пространства Бийска.

Создание модели музеефикации и регенерации исторического комплекса на примере «Бийского архиерейского подворья» будет формировать совершенно новый подход в развитии реставрации объектов историко-культурного и архитектурного наследия, способствовать созданию городской инфраструктуры туризма.

Процесс музеефикации зданий и других объектов подворья, комплексный подход к решению выше предложенных и поставленных проблем, заинтересованность всех участников проекта, несомненно, позволят получить желаемый результат: занять Бийску достойное место посредством музейных инноваций в сфере познавательного и паломнического туризма.

Поэтому в настоящее время возникает необходимость объединения усилий Русской православной церкви, федеральных и региональных государственных структур, органов муниципального самоуправления, музейного сообщества, интеллигенции и всех заинтересованных лиц для реализации генерального проекта музеефикации и реставрации уникального архитектурного ансамбля, создания на его основе мемориального историко-архитектурного и культурного музея-заповедника «Бийское архиерейское подворье».

Библиографический список

1. Музей истории Алтайской духовной миссии (далее МАДМ) Ф.112. Оп.1. Д.1.

2. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 58-59 об.

3. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2157. Л. 65-66 об.

4. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Ф. 50. Оп. 13. Д. 73. Л. 1.

5. МАДМ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1.

6. Отчет Бийского катехизаторского училища за 1894-95 учебный год // Томские епархиальные ведомости. - 1896. - № 12.

7. МАДМ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 1.

8. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3491. Л. 2-3 об.

Bibliography

1. Muzeyj istorii Altayjskoyj dukhovnoyj missii (dalee MADM) F.112. Op.1. D.1.

2. Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj istoricheskiyj arkhiv (dalee RGIA). F. 799. Op. 33. D. 2157. L. 58-59 ob.

3. RGIA. F. 799. Op. 33. D. 2157. L. 65-66 ob.

4. Centr khraneniya arkhivnogo fonda Altayjskogo kraya (CKhAF AK). F. 50. Op. 13. D. 73. L. 1.

5. MADM. F. 3. Op. 2. D. 1.

6. Otchet Biyjskogo katekhizatorskogo uchilitha za 1894-95 uchebnihyj god // Tomskie eparkhialjnihe vedomosti. - 1896. - № 12.

7. MADM. F. 3. Op. 3. D. 1.

8. GATO. F. 170. Op. 1. D. 3491. L. 2-3 ob.

Статья поступила в редакцию 22.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.