Научная статья на тему 'Музеи в историко-культурных ландшафтах городов Алтайского края'

Музеи в историко-культурных ландшафтах городов Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
561
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ / МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / MUSEUM / CULTURAL HERITAGE / NATURAL HERITAGE / CULTURAL LAND-SCAPE / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENTS / HERITAGE SITES / MUSEUMS / PROTECTED AREAS / OPEN-AIR MUSEUMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Целищева М. А.

В статье рассматриваются современные подходы к сохранению природного и культурного наследия. Впервые автор предпринимает попытку рассмотрения историко-культурных ландшафтов городов Алтайского края как целостного явления. Автор обосновывает необходимость увеличения количества музеев, создания музеев-заповедников, музеев под открытым небом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS IN THE HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE OF A CITY IN ALTAI KRAI

This article discusses current approaches to the conservation of natural and cultural heritage. For the first time, the author attempts to review the historical and cultural landscape of a city in Altai territory as a holistic phenomenon. The author substantiates the need to increase a number of museums, building new museums and open-air museums.

Текст научной работы на тему «Музеи в историко-культурных ландшафтах городов Алтайского края»

следования современной картины мира. Здесь происходит соединение визуальных аспектов искусства с психоанализом культурного пространства. Вербальность деконструктивизма очевидна и является своеобразным путешествием в подсознание зрителя. Создаются новые формы, новое пространство, новые типы зданий, новое восприятие и новое мировоззрение в культурно-эстетической жизни общества.

Основными представителями данного направления являются П. Эйзенман, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии. Классическим произведением деконструктивизма в архитектуре можно считать проект фирмы Бениш «Институт солнца», построенный в Штутгартском университете. Ломаные линии трансформируют стены, окна, нарушая связь горизонталей и вертикалей, создавая хаос и беспорядочный ритм проемов.

Деконструктивизм играет формами. Эти формы основываются на линии, которая создает впечатление разрушения, непонимания реалии. Но в этом есть и рациональное зерно - «бес-

Библиографический список

порядок» создает философию того, что из любого хаоса можно создать концепцию жизни.

Итак, ломаная линия, имеющая в своей мировоззренческой сути аспект линии «аскетизма», проходит философскую трансформацию в соответствии с вербальными взглядами современного общественного устройства. Ее значение преобразовывается, но суть, заложенная в истории, остается.

Линии в дизайне можно сравнить с музыкальными звуками. Их «звучание» разнообразно, красиво и функционально. Линия - есть основа эстетического восприятия действительности, психологический инструмент, для создания настроения и состояния человека в бытии. Духовные ценности различных эпох и времен оказывают большое эмоциональное воздействие на идеалы общественных формаций и на личность, как индивидуума этих формаций в целом. Изучив свойства и характер линий, можно создавать и грамотно использовать дизайн современного культурного пространства во благо людей.

1. Беляев, Д.А. Художественно-эстетические основания экспрессионизма и их связь с отдельными идеями философии Ф. Ницше // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 73.

2. Крючкова, В. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. - М., 1984.

3. Лифшиц, М. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт / М. Лифшиц, Л. Рейнгардт. - М., 1968.

4. Демиденко, Э.С. Философия социально-техногенного развития мира. - Брянск, 2011.

5. Федотова, В.Г. Модернизация другой Европы. - М., 1997.

Bibliography

1. Belyaev, D.A. Khudozhestvenno-ehsteticheskie osnovaniya ehkspressionizma i ikh svyazj s otdeljnihmi ideyami filosofii F. Nicshe // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2008. - № 73.

2. Kryuchkova, V. Antiiskusstvo: teoriya i praktika avangardistskikh dvizheniyj. - M., 1984.

3. Lifshic, M. Krizis bezobraziya. Ot kubizma k pop-art / M. Lifshic, L. Reyjngardt. - M., 1968.

4. Demidenko, Eh.S. Filosofiya socialjno-tekhnogennogo razvitiya mira. - Bryansk, 2011.

5. Fedotova, V.G. Modernizaciya drugoyj Evropih. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 14.07.14

УДК 911.3 (571.150)

Tselishcheva M.A. MUSEUMS IN THE HISTORICAL AND CULTURAL LANDSCAPE OF A CITY IN ALTAI KRAI.

This article discusses current approaches to the conservation of natural and cultural heritage. For the first time, the author attempts to review the historical and cultural landscape of a city in Altai territory as a holistic phenomenon. The author substantiates the need to increase a number of museums, building new museums and open-air museums.

Key words: museum, cultural heritage, natural heritage, cultural land-scape, historical and cultural monuments, heritage sites, museums, protected areas, open-air museums.

М.А. Целищева, зам. директора Краевого гос. бюджетного учреждения

«Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края» (НПЦ «Наследие»), г. Барнаул, E-mail: c.marina64@mail.ru

МУЗЕИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТАХ ГОРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В статье рассматриваются современные подходы к сохранению природного и культурного наследия. Впервые автор предпринимает попытку рассмотрения историко-культурных ландшафтов городов Алтайского края как целостного явления. Автор обосновывает необходимость увеличения количества музеев, создания музеев-заповедников, музеев под открытым небом.

Ключевые слова: музей, культурное наследие, природное наследие, культурный ландшафт, памятники истории и культуры, объекты культурного наследия, музеи-заповедники, музеи под открытым небом.

Активное развитие туризма в Алтайском крае с неизбежностью заставляет уделять более пристальное внимание объектам историко-культурного и природного наследия, в первую очередь, в городах, являющихся центрами экономики, политики, науки, образования регионов, истории и культуры. Природные, исторические и культурные памятники, расположенные на территории городов делают их узнаваемыми в России и мире, привлекают отечественных и зарубежных туристов.

В условиях активизации современного строительства и реконструкции, проводимой в исторических городах Алтайского края, проблема сохранения социально-культурного потенциала и историко-культурного наследия является наиболее острой и актуальной. Историко-культурное наследие городов - это визитная карта региона.

Один из родоначальников отечественного городоведения Н.П. Анциферов писал: «В городе мир прошлого не смыт беспощадным потоком времен. Былое просвечивает в нем всюду: в направлении его улиц, в формах его площадей, в силуэтах его куполов и башен, в говоре его граждан, в их празднествах, в их ненависти и в их чаяниях. Городской ландшафт - красноречивые страницы, на которых всякий, постигший его грамоту, сможет прочесть и о хозяйственной жизни страны, и о социальных контрастах, и о технических достижениях, а вместе с тем и о соединенных со всем этим потребностях духа человеческого. Всё это язык форм города» [1, с. 9].

И.М. Гревс считал, что изучение городов «даст путь и ключ для выяснения сущности культуры данной нации, страны или союза стран и народов». Он рассматривал города как «живые

органы конечного синтеза, опять же сложного и цельного организма, воплощаемого в такую великую культурную индивидуальность, как индийская, греческая, французская, русская цивилизации» [2, с. 35].

Значительную роль в сохранении природного, материального и нематериального наследия городов призваны сыграть музеи - главные хранители социальной памяти.

Города Алтайского края имеют богатейшую историю. Змеи-ногорск - один из интереснейших и необычных городов Сибири - это город-крепость, город-рудник, в котором жили и работали выдающиеся деятели науки и культуры Европы и России. Змеи-ногорск - это город, в котором удачно сочетаются уникальное природное и историко-культурное наследие. Город был основан в первой трети XVIII в. как рабочий поселок при богатейшем месторождении серебряных и полиметаллических руд - Змее-вском руднике. Будучи крупнейшим центром добычи и переработки, Змеиногорск с течением времени стал и центром культуры, и центром развития технической мысли Сибири. Многовековая история города представлена в сохранившихся памятниках. Разнообразие объектов историко-культурного наследия Змеино-горска можно разделить на несколько категорий: археологические памятники Колыванское I и II, Вакулиха I, Берёзовка, Давы-довка и др.; памятники градостроительства: Бергамт, дом горных офицеров, музей, усадьба купца Митина, торговые лавки, здание провизора Фрейдберга М.Н., дом купца Огурова А.В., купеческие здания постройки 2-й половины XIX в.; памятники промышленного зодчества - казённый винный склад № 7 (ликёро-водочный завод, 1899-1902 г.г.); гидротехнический каскадный комплекс; культовая архитектура; мемориальные памятники: пушки - XVIII в., мемориал Победы - 1979 г., ваза из ревнёвской зелёно-волнистой яшмы (установлена в торговом центре в 1986 г.), ростовая скульптура В.И. Ленина (1967 г.); памятники природного ландшафта: гора Змеиная и её окрестности. Месторождения: Лазурское, Черепановское, Петровское, Стрижковское, Карамышевское, Пихтовское, оз. Колыванское, гора Ревнюха [3, с. 91-92].

Важным элементом исторического ландшафта г. Змеиногор-ска является гидротехнический каскадный комплекс, построенный в 1763 К.Д. Фроловым на р. Корболихе, который состоит из деривационного канала (1763 - 1767), плотины и пруда (1783 -1797), карьера (разнос) Змеиногорского рудника (XVIII-XIX вв.), входа в Екатерининскую шахту (1786), выхода из Крестительс-кой штольни (1753 - 1758). Комплекс гидротехнических сооружений Змеиногорского рудника является памятником истории техники, памятником истории, связанным с деятельностью К.Д. Фролова, примером уникального, совершеннейшего и надежного технического решения.

В исторический комплекс города входит Дом горных офицеров, построенный в стиле классицизма, представляет собой редкий образец общественного здания первой половины XIX в., здание Змеиногорского рудника Бергамт (вторая пол. XIX в.), на южном фасаде которого имеется чугунная мемориальная доска с текстом: «Бывший Бергамт - управление Колывано-Воскре-сенскими заводами. Памятник архитектуры. Охраняется государством. Здесь работали новаторы производства и ученые-исследователи Алтая: К. Ледебур, К. Мейер, А.А. Бунге - 1825 г.; А.И. Кулибин, А. Гумбольдт, Г. Розе, Х. Эренберг - 1829 г., П.А. Чихачев - 1842 г., Г.С. Карелин, Г.Е. Щуровский - 1844 г; П.П. Семенов-Тян-Шанский - 1856 г.».

Купеческие торговые лавки, расположенные на центральной площади, представляют собой примеры торговых сооружений конца XIX - начала ХХ вв. в формах эклектики, которая в архитектуре Змеиногорска отличается рядом самобытных черт: мотивами классицизма, оригинальным кирпичным декором, ажурным металлом, фигурными аттиками.

Особое место в историко-культурном ландшафте города занимает культовая архитектура. На месте современного комплекса Мемориала Победы и Дома культуры в начале XIX-XX вв. находилась Церковь Преображения Господня - уникальный памятник каменного зодчества г. Змеиногорска XVIII в.

Памятники природного ландшафта: гора Змеиная и её окрестности. Месторождения: Лазурское, Черепановское, Петровское, Стрижковское, Карамышевское, Пихтовское, оз. Колыван-ское, гора Ревнюха [4, с. 92].

Казалось бы, в таком богатом историческими памятниками городе, должно быть несколько музеев, музеев-заповедников, музеев под открытым небом, обслуживающих туристов,

предоставляя им экскурсионные услуги. Однако объектом историко-культурного ландшафта г. Змеиногорска является лишь один музей - Музей истории развития горного производства им. Акинфия Демидова, посвященный развитию горного дела в г. Змеиногорске. Музей был основан в 1827 г. П.К. Фроловым. Здание музея является одним из первых в Западной Сибири, построенных специально для музея, памятником архитектуры первой половины XIX века, выполненным с использованием элементов барокко, памятником истории, связанным с деятельностью П.К. Фролова. Без знакомства с экспозицией этого музея невозможно представить богатство историко-культурного наследия города.

Сотрудники музея, ощущая потребность в расширении музейного пространства, проводят экскурсии не только по залам самого музея, но и за его пределами, посещая достопримечательности горы Ревнюха, с которой в свое время были взяты монолиты для изготовления на Колыванском заводе «Царицы ваз», исторического объекта города.

Вопрос о создании здесь исторического музейного комплекса «Змеиногорск - город памятник» неоднократно обсуждался на научных конференциях, заседаниях в администрации города [5]. Был разработан и принят Устав этого комплекса, который ставил конкретные задачи для успешного осуществления деятельности на территории исторического музейного комплекса «Змеиногорск - город памятник» (ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Город Бийск - один из тех культурно-исторических феноменов, который можно осмыслить только в целостности, единстве с историко-культурным и природным наследием. Целостность -это фактор, который определяет своеобразие города и форму его существования. Город был основан 18 июня 1709 г. как Би-катунский острог по именному Указу императора Петра Великого для защиты южных рубежей Российской империи. Многовековая история Бийска оставила в его современном ландшафте богатейшее наследие: объекты археологического, исторического, этнокультурного, культового и архитектурного наследия разных временных периодов. В реестре памятников по городу Бий-ску числится 272 объекта архитектуры, истории и культуры, 52 мемориально-исторических памятника, 72 памятника археологии, 111 мемориальных и информационных досок, 10 памятников природы и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Богатое историко-культурное и природное наследие позволило Бийску 26 июля 2о0о г. стать полноправным членом Российского Союза исторических городов и регионов. Уникальность исторических районов города заключается в комплексно сохранившейся исторической архитектуре зданий, планировке улиц, кварталов. В настоящее время город Бийск занимает ключевое место в туристских проектах «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Казачья подкова».

Сегодня можно выделить несколько обособленных частей города, компактно сохранивших памятники второй половины XIX

- начала XX в., это:

1. Центральная историческая часть Бийска - «Бийский Арбат». Включает исторически сложившиеся районы - Город, Крепость, Форштадт и Согру. Именно здесь на протяжении двух с половиной столетий находился административный центр города - Бийская крепость, городская ратуша, городская управа, горисполком и горком партии в советское время, до начала 1970-х гг. На территории находится 211 памятников архитектуры и истории - административные и общественные здания, торговые дома и магазины, культовые сооружения, здания училищ и гимназий, усадьбы, особняки и жилые дома разных сословий

- духовенства, дворянства, купечества и мещанства, возведенные в стилях позднего классицизма, эклектики, модерна, русско-византийского с элементами барокко и готики. Особую группу составляют деревянные крестьянские избы, которые практически не включены в свод особо охраняемых объектов. Основная часть зданий находится по улицам Советской, Толстого, Ленина, Октябрьской, проспекту Кирова, переулкам Рабочему, III Интернационала, Турусова.

2. Заречная левобережная часть города. На территории исторических районов Амура, Покровки и Кабинета локализовано сохранилось порядка 20 объектов, представляющих истори-ко-архитектурный интерес и взятых под охрану. Это несколько зданий купеческих дач, пожарного депо с каланчой, промышленный корпус льнопрядильной и ткацкой фабрики братьев Бородиных, здания церковно-приходских школ, бывший Сретенс-

кий православный храм [3]. В настоящее время район заречья сохранил несколько сотен жилых домов постройки рубежа XIX - начала XX вв., которые нуждаются в изучении, учете и взятии под охрану, как неотъемлемая составляющая исторической застройки.

3. Монастырь - самая удаленная восточная историческая часть города, где до 1920 г. находился Бийский Тихвинский общежительный женский монастырь, впоследствии преобразованный в религиозную трудовую коммуну и окончательно ликвидированный в 1929 г. На его бывшей территории из 39 монастырских строений по состоянию на 1915 г. сохранилось к настоящему времени 8 построек [4]. Уникальность представляет природный ландшафт территории, сформированный р. Бией с надпойменными террасами, на поверхности которых можно видеть остатки Монастырской рощи, Богородичной монастырской канавки, Свято-Тихвинский источник - особо почитаемый на территории города. Почти все объекты находятся по ул. Техучилище.

4. Казанка - историческая часть города. Расположена на северо-западе от центральной исторической части города, граничит с ней в восточном направлении в районе Согры. Находится на смежной территории по отношению к современному административному центру Бийска, Здесь, на рубеже XIX -начала XX вв., находилось Бийское архиерейское подворье -резиденция начальников Алтайской духовной миссии. На территории района сосредоточено значительное количество объектов, которые, несомненно, представляют интерес в историко-архитектурном и культурном плане. В настоящее время включены в реестр особо охраняемых объектов 24 здания, среди которых комплексные памятники «Бийское архиерейское подворье» и «Бийские казенные винные склады». Основная историческая застройка сосредоточена по улицам Иркутской, Ростовской, Сибирской, Шевченко.

Одним из центральных объектов посещения участниками маршрутов является «Бийское архиерейское подворье», где почти на протяжении сорока лет, находился православный центр Алтая. В настоящее время - это уникальный историко-архитек-турный комплексный памятник регионального значения Алтайского края. К сожалению, в настоящее время из 31 строения, в том числе Архиерейской рощи с нижними прудами, Александровского сада с верхними прудами и Архиерейского сада с фонтаном, сохранилось лишь 7 основных строений, главные из которых, - Архиерейский дом с флигелем, здание Катехизаторского училища, Казанский собор. Тем не менее, неповторимый архитектурный ансамбль подворья и сегодня привлекает туристов и гостей города.

Важную роль в православной жизни города, сохранении христианских традиций играет Успенский кафедральный собор. Более века в историческом центре Бийска, по улице Советской, до 1925 г. именуемой Успенской, возвышается величественный девятиглавый с лазурными куполами Успенский кафедральный собор - одна из главных достопримечательностей города. Возведенный из кирпича в русско-византийском стиле с высокой трехъярусной колокольней и крупной центральной ротондой, оштукатуренный и окрашенный в белый цвет храм отличается особой строгостью и торжественностью. В будни и праздники мелодичный малиновый звон его колоколов, плывущий далеко окрест, оставляет неравнодушными многих бийчан и гостей города, призывает народ на службу.

Наиболее ярко в г. Бийске представлена купеческая архитектура: улицы Толстого и Советская, имеющие плотную застройку кон. XIX - нач. XX вв., особенно выделяются Пассажы купцов Фирсова и Второва (ул. Толстого, 144-146), Дом купца Оси-пова (ул. Толстого, 148-150), здание бывшего Народного дома (ул. Советская, 25), здание бывшего городского собрания (ул. Советская, 21-а), усадьба купца Ассанова (ул. Ленина, 134) [4].

И вновь видим недостаточную обеспеченность города музеями. В настоящее время в городе расположено лишь три крупных музея: один из старейших в крае, основанный в 1920 г. Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки, который занимает бывшую усадьбу купца Ассанова (ул. Ленина, 134). Усадьба была построена в 1912 году по проекту выдающегося зодчего Сибири Константина Константиновича Лыгина (1854 - 1932 гг.). Заказчиком являлся бийский купец первой гильдии Николай Иванович Ассанов. Памятник архитектуры усадебного типа включает особняк, конюшню с каретными сараями и сеновалом, сад с деревянной беседкой и кирпичную ограду. Все элементы комплекса взаимосвязаны и имеют единое стилистическое решение, являясь редким образцом модерна.

Недавно открытый Музей Чуйского тракта, который разместился в памятнике архитектуры регионального значения «Дом Варвинских», 1911 (ул. Советская, 42), первый и единственный российский музей, посвященный дороге. Чуйский тракт - важнейшая и старейшая дорога России, соединяющая Сибирь и Монголию. В XX веке началось строительство автомобильной дороги, и сегодня это важная транспортная магистраль Алтая. Музей расположен в самом начале Чуйского тракта и, буквально, открывает эту улицу для проезжающих. На экскурсии в музее туристам представляется возможность узнать о сибирских путешественниках прошлых столетий, полезных ископаемых вдоль Чуйского тракта, редких животных и птицах, обитающих вокруг, и ценных документах освоения территории.

Музей истории Алтайской духовной миссии, открытый в 2005 году в г. Бийске. Местом нахождения будущего музея была определена территория историко-архитектурного памятника регионального значения - бывшее Бийское Архиерейское подворье - центр православной жизни Алтая с 1880 по 1919 гг.

Богатство объектов истории, культуры и архитектуры г. Бий-ска, большая часть которых сосредоточена в историческом центре города, диктует необходимость превращения этой части города в музейный комплекс.

В отличие от других городов края г. Барнаул имеет концепцию сохранения исторической части города, которая заслуживает особого внимания. Это концепция создания туристско-рек-реационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» [6, с. 19]. Концепция разработана творческим коллективом Института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова и проектного бюро «Пятое Измерение». Заказчиком выступила Администрация Барнаула в лице Комитета по строительству, архитектуре и развитию города. Основанием для выполнения работы послужила долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в городе Барнауле на 2012-2016 годы».

Предлагаемая авторами Концепция главной своей идеей имеет системный подход к формированию единого туристско-экскурсионного пространства города. На начальном этапе создания туркластера предложено формировать его ядро, расположенное в историческом центре города, где сконцентрированы культурно-исторические и архитектурно-художественные памятники. К наиболее значимым объектам культурного наследия края в г. Барнауле относятся: комплекс зданий и сооружений Барнаульского сереброплавильного завода XVMI-XIX вв. (ул. Ползунова, 37), в составе которого на сегодняшний день сохранились здания двух плавильных фабрик, обжигальной фабрики, важни, кузницы, конторы, плотина и застройка улицы Ползуно-ва: Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (ул. Ползуно-ва, 41), Инструментальный магазин (ул. Ползунова, 39), Лаборатория горная (ул. Ползунова, 46), Народный дом (ул. Ползунова, 35), Аптека горная (ул. Ползунова, 42); ансамбль Демидовской площади с обелиском, посвященным 100-летию горного дела на Алтае.

Разработчики Концепции создания туристско-рекреацион-ного кластера «Барнаул - горнозаводской город» для решения первоочередных задач разделили его на 9 подкластеров (комплексов). Полные названия и их перечень выглядят следующим образом: многофункциональный инновационный туристический комплекс «Барнаульский сереброплавильный завод»; рекреационный комплекс «Парк Центрального района с аптекарским садом»; историко-познавательный комплекс «Демидовская площадь и улица Ползунова»; градостроительный и культурно-исторический комплекс «Соборная площадь»; историко-познава-тельный комплекс «Старый рынок с пешеходной улицей»; му-зейно-туристический комплекс «Улица Льва Толстого»; туристс-ко-рекреационный комплекс «Нагорный парк»; конгрессно-выс-тавочный и туристический комплекс «Алтай» [12, с. 19].

Кроме имеющихся и действующих на данной территории шести музеев, таких как музей «Город», музей «Горная аптека», Алтайский государственный краеведческий музей, Государственный художественный, Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтайского края и Картинной галереи «Кармин», в проекте предусмотрено создание 21 нового музея, из которых восемь предлагается разместить на территории памятника федерального значения «Барнаульский сереброплавильный завод»: музей горного дела, деревообработки, спичфабрики, серебра и минералов Алтая, предполагается создать экспозицию под открытым небом «Технология горного дела», музеефицировать фрагмент заводской плотины.

Кроме этого, авторы Концепции создания туристско-рекреа-ционного кластера «Барнаул - горнозаводской город», предлагают создать на территории кластера такие музеи, как Музей Хлеба, Гражданской обороны, Барнаульского кинематографа, Речного порта, Старых ремесел, Телефона, Конфет, Трамвая и др.

Перечисленные музеи должны быть размещены в здании хлебозавода, в кинотеатре, в здании кондитерской фабрики. Дополнительно предлагается музеефицировать фундаменты Иоанно-Предтеческой церкви (1857-1930-е) в нагорной части города и фундаменты Петропавловского собора (1774-1935) на площади Свободы (ранее пл. Соборная), открыть музей-диораму на левом берегу Барнаулки «Деревянная крепость» [7, с. 19-23].

Особое место в г. Барнауле предполагается отвести созданию Нагорного историко-архитектурного мемориального музея, который станет необходимым условием сохранения территории бывшего Нагорного кладбища как ценного историко-культурного ландшафта, развивающегося в течение более чем двух столетий.

Музейная сеть кластера позволит осуществлять реставрацию объектов исторической территории, проводить научно-исследовательскую, охранную и другие виды деятельности.

Концепция по созданию «Нагорный историко-архитектурный мемориальный музей» основывается на современных представлениях о культурном наследии. Важным элементом культурного наследия является культурный ландшафт.

Нагорный историко-архитектурного мемориальный музей восстановит не только ценности культурного ландшафта, но

Библиографический список

и поднимет его значение как символа духовной культуры исторического города. С этим местом связаны имена людей, составляющих славу Отечества: К.Д. Фролова (1726 - 1800) - изобретателя-гидротехника, Ф.В. Геблера (1781 - 1850) - врача, ботаника, географа; И.И. Черницына (1750 - 1809) - ученика И.И. Ползунова, участника строительства паровой машины, одного из строителей Павловского сереброплавильного завода; Н.И. Журина (1841 - 1891) - горного инженера, начальника Алтайского горного округа; А.И. Молчанова (1765 - после 1824) -первого профессионального архитектора Алтая; Н.М. Ядринце-ва (1842 -1904), публициста, этнографа и историка; В.К. Штиль-ке (1850 - 1908) - основателя «Общества попечения о начальном образовании» в г. Барнауле; Г.Л. Менье - французского археолога, исследователя; С.И. Гуляева (1805 - 1888) - исследователя Алтая, историка, этнографа, фольклориста, изобретателя и др. [7].

Исследование историко-культурных ландшафтов городов Алтайского края показывает, что в современной планировке городов музеям должна отводиться соответствующая роль - главного хранителя социальной памяти. При принятии решений о дальнейшей судьбе города необходимо исходить из представления о городе как о целостном организме, в котором конструктивную роль должны играть природные и историко-культурные ландшафты, главной формой сохранения, восстановления и презентации которых являются музеи-заповедники и национальные парки. Необходимо помнить, что создание музеев рассчитано на длительную перспективу и дает необходимую основу будущему.

1. Анциферов, Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. - Л., 1967.

2. Гревс, И.М. Развитие культуры в краеведческом исследовании // Анцифировские чтения: материалы и тезисы конференции. -Л., 1989.

3. Смирнова, В.Х. О сохранении исторической достоверности при работе с памятниками, экспонатами и архивными документами / В.Х. Смирнова, А.О. Тинин // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы региональной научно-прак-тич. конф. / отв. ред. Л.А. Никитина, В.П. Семибратов. - Барнаул, 2009. - Вып. ХУ11.

4. Степанская, Т.М. Архитектура города Змеиногорска второй половины XVIII - нач. XX вв. // Серебряный венец России (очерки истории Змеиногорска). - Барнаул, 1999.

5. Музей истории развития горного производства. ОФ.1253/1Х-17,ОФ.978МП-96в1, 98в1, 99в1,101в.

6. Боженко, С.А. Концепция создания туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - Вып. 16. - Сер.: Музееведение и сохранение историко-культурного наследия.

7. Краткая историческая справка на памятник истории и культуры «Мемориальный нагорный парк» // Архив НПЦ «Наследие».

Bibliography

1. Anciferov, N.P. Puti izucheniya goroda kak socialjnogo organizma. Opiht kompleksnogo podkhoda. - L., 1967.

2. Grevs, I.M. Razvitie kuljturih v kraevedcheskom issledovanii // Ancifirovskie chteniya: materialih i tezisih konferencii. - L., 1989.

3. Smirnova, V.Kh. O sokhranenii istoricheskoyj dostovernosti pri rabote s pamyatnikami, ehksponatami i arkhivnihmi dokumentami / V.Kh. Smirnova, A.O. Tinin // Sokhranenie i izuchenie kuljturnogo naslediya Altayjskogo kraya: materialih regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. / otv. red. L.A. Nikitina, V.P. Semibratov. - Barnaul, 2009. - Vihp. KhUII.

4. Stepanskaya, T.M. Arkhitektura goroda Zmeinogorska vtoroyj polovinih XVIII - nach. XX vv. // Serebryanihyj venec Rossii (ocherki istorii Zmeinogorska). - Barnaul, 1999.

5. Muzeyj istorii razvitiya gornogo proizvodstva. OF.1253/IX-17,OF.978/VIII-96v1, 98v1, 99v1,101v.

6. Bozhenko, S.A. Koncepciya sozdaniya turistsko-rekreacionnogo klastera «Barnaul - gornozavodskoyj gorod» // Vestnik Altayjskoyj gosudarstvennoyj pedagogicheskoyj akademii. - 2013. - Vihp. 16. - Ser.: Muzeevedenie i sokhranenie istoriko-kuljturnogo naslediya.

7. Kratkaya istoricheskaya spravka na pamyatnik istorii i kuljturih «Memorialjnihyj nagornihyj park» // Arkhiv NPC «Nasledie».

Статья поступила в редакцию 18.07.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.