УДК 008
МУЗЕИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЮГА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Алексеева Л. С., заведующая Музеем истории православия на земле Кузнецкой, религиозная организация «Кемеровская епархия Русской православной церкви (Московский патриархат)», аспирант, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). Е-mail: alekslora@ rambler.ru
Кулемзин А. М., доктор культурологии, профессор, член Международного совета музеев (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
В данной статье изложен материал о деятельности духовенства Тобольской и Томской епархий в деле сохранения памятников церковной старины, о первом сибирском дореволюционном древлехранилище, а также в хронологическом порядке представлена история создания современных церковных музеев.
Ключевые слова: древлехранилище, епархиальный музей, экспозиция, деятельность музея, музейная коллекция.
MUSEUMS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SOUTH OF WEST SIBERIA
Alekseeva L. S., Head of the Museum of the History of Orthodoxy in the Land of Kuznetsk, Religious Organization "Kemerovo Diocese of the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate)," Post-graduate Student, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Kulemzin A. M., Doctor of Culturology, Professor, Member of the International Council of Museums (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Museums are one of the key structures in the development of society. They not only collect and store the museum objects, but also engage in their research and presentation. The same goal is pursued by reconstituted and newly created church museums. This article sets out the material on the activities of the clergy of Tobolsk and Tomsk dioceses in the preservation of monuments of ecclesiastical tradition, the first Siberian prerevolutionary church museum, as well as chronologically presents the history of the creation of modern ecclesiastical museums.
Keywords: church museum, diocesan museum, exhibition, museum activities, museum collection.
На протяжении многих веков Русская православная церковь создавала и хранила исторические и художественные ценности, большую часть которых составляла церковная утварь и богослужебные предметы. Несомненно, Русская православная церковь сыграла огромную роль в сохранении и организации древлехранилищ и церковных музеев в дореволюционной России. Так, например, во второй половине XIX века, наряду с созданием светских археологических и исторических обществ, во многих епархиях Московской патриархии были организованы церковные археологические общества, целью кото-
рых являлось выявление, изучение и сохранение памятников древности. После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических, художественных, краеведческих музеев или перепрофилированы в антирелигиозные. Первый музей вновь был открыт в 1944 году как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии.
В настоящее время намечена тенденция возрождения музейного дела Русской православной церковью. Это подтверждается тем, что в 2007 году Русская православная церковь заявила о на-
мерении возродить систему собственных музеев [18], а 27 июня 2008 года Архиерейский собор Русской православной церкви в определении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви» счел «полезным создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древлехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого» [13]. К вопросу о правильном использовании, сохранении и восстановлении движимых и недвижимых памятников культуры Архиерейский собор вернулся и на заседаниях в 2013 году [16].
Стоит также отметить, что в 2011 году Священный синод Русской православной церкви утвердил типовой устав частного учреждения культуры «Церковный музей_епархии Русской православной церкви», который применим к епархиальным и приходским музеям [9].
В настоящее время в России действует огромное множество церковных музеев, однако, за отсутствием единого координирующего центра, куда могли бы поступать все сведения о них, не представляется возможным указать их полное количество. Сеть церковных музеев активно распространяется и на территории Западной Сибири.
Прежде чем перейти к современности, обратимся к истории формирования первого церковного сибирского музея, который был учрежден при Тобольском Церковно-православном братстве во имя великомученика Димитрия Солунскаго. Согласно уставу братства, помимо миссионерской и проповеднической деятельности, было предусмотрено обнародование и сохранение «вещественных памятников церковной старины, имеющихся в церквах Тобольской епархии или у частных лиц» [23, с. 1].
В связи с этим членами братства в 1899 году была разработана специальная программа, требующая предоставить в Совет братства сведения о церковных памятниках. Полученные сведения были систематизированы, после чего Совет братства обратился в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о создании циркулярного распоряжения по епархии «о тщательном сохранении вещественных памятников старины...
Строго воспретив таковые поновлять, исправлять, видоизменять, продавать или же совсем уничтожать без ведома и согласия Епархиального Начальства» [23, с. 1-2].
Заботы братства о сохранении вещественных памятников способствовали учреждению в Тобольской епархии церковно-археологического древлехранилища. Так, на совете братства, состоявшемся 8 сентября 1900 года преосвященный Антоний выступил с предложением об устройстве в г. Тобольске церковно-археологического музея, в котором посетители могли познакомиться с памятниками церковной старины. Организация древлехранилища была поручена ректору Тобольской духовной семинарии П. Д. Головину [23, с. 1-2].
23 марта 1901 года устроителем древлехранилища архипастырю был предоставлен «проект Устава церковного древлехранилища при Тобольском братстве св. великомученика Димитрия». После рассмотрения в Министерстве внутренних дел и внесенных в него дополнений 13 ноября 1901 года устав был утвержден Священным синодом.
Согласно уставу древлехранилища его покровителем являлся правящий епархиальный архиерей, хранителем был назначен преподаватель тобольского епархиального женского училища, кандидат богословия, священник Александр Юрьевский, помощником хранителя - диакон Тобольского кафедрального собора Иоанн Чибисов. Действительными членами на момент открытия древлехранилища являлись 22 человека. Малая численность членского состава объяснялась тем, что институт древлехранилища для сибирской епархии являлся новой структурой. Действительными членами древлехранилища являлись как духовенство Тобольской епархии (ректор Тобольской духовной семинарии П. Д. Головин, кафедральный протоиерей А. Н. Архангельский и др.) так и миряне (А. А. Мацкевич, бывший Тобольский жандармский полковник, А. А. Городков, смотритель духовного мужского училища, К. К. Васильев, губернский архитектор и др.).
Для размещения коллекций древлехранилища в 1901 году выделено бывшее помещение ризницы, состоявшее из одной небольшой комнаты (11 арш. в длину и 10 арш. в ширину), в нижнем
этаже Софийского собора. На отпущенные братством средства, в ризнице был сделан ремонт, а в августе 1903 года был приобретен шкаф для размещения в нем рукописей и книг. Начиная с 1902 года благодаря содействию братства со всей епархии в коллекцию молодого древлехранилища стекаются вещественные и письменные памятники церковной старины. К моменту открытия Тобольского древлехранилища фондовая коллекция насчитывала 908 памятников, из них 284 вещественных и 634 письменных предмета [24, с. 34-42].
Открытие церковного древлехранилища состоялось 26 октября (по ст. ст.) 1902 года, в день памяти вмч. Димитрия Солунского, покровителя братства. Накануне этого события председателем братства Н. Д. Скосыревым в сослужении священников А. Юрьевского (хранитель древлехранилища) и К. Киановским (секретарь братства) в древлехранилище был отслужен молебен вмч. Димитрию Солунскому с чином малого водоосвящения. Примечательно то, что на молебне читалось Евангелие по старопечатной книге, изданной в 1648 году, а также при освящении воды был использован крест, подаренный царем Михаилом Феодоровичем первому Тобольскому архиепископу Киприану в 1621 году. В день братского праздника, на общем собрании братства, преосвященнейший Антоний, епископ Тобольский и Сибирский, объявил церковное древлехранилище открытым, после чего хранитель древлехранилища, по совместительству преподаватель Тобольского епархиального женского училища, кандидат богословия священник А. Юрьевский выступил с докладом об учреждении Тобольского древлехранилища.
В отчете о деятельности церковного древлехранилища в период с 1902 по 1903 год, подготовленном хранителем ризницы, отмечается, что общее количество посетителей за указанный период составило 519 человек. Отметим, что время для посещения было ограниченным (воскресные дни - с 13.30 до 14.30, в среду - с 11.00 до 13.00), позже, по просьбе горожан, его можно было посещать ежедневно. Посетителями древлехранилища являлись лица различного возраста и социального положения. Преимущественно среди посетителей были воспитанники женских и мужских духовных заведений. Достаточно часто музей посещали ста-
рообрядцы, которые в основном интересовались древними крестами, старопечатными книгами, иконами. Осмотр древлехранилища сопровождался экскурсией, проводимой его хранителем [24].
Ко дню открытия коллекция Тобольского церковного древлехранилища насчитывала 918 единиц хранения (284 вещественных и 634 письменных памятника). Первоочередным источником поступления памятников стал Софийско-Успенский кафедральный собор. Из него было передано в древлехранилище 98 вещественных и 328 письменных памятников.
В коллекциях Тобольского древнехраилища находилась старинная церковная утварь: престолы, антиминсы, напрестольные кресты, сосуды, облачения, рукописи, иконы; личные вещи Тобольских архиереев; ставленнические грамоты; рукописные книги, альбомы с фотографиями соборов и церквей, проповеди. Среди экспонатов были такие интересные вещи, как посох, данный первому Тобольскому архиепископу Киприану патриархом Филаретом (Романовым) в 1621 году; письма святителя Димитрия Ростовского; антиминс Никольской церкви Антониева монастыря, датированный 1640 годом, серебряный потир 1657 года, портрет патриарха Иоакима, написанный в 1678 году, книги издания Острожского и Виленского братств и редкие книги XVII века полемического характера, относящиеся к борьбе с католиками. В 1902 году в древлехранилище был передан древний серебряный крест с мощами из курганской Троицкой церкви и старинные рукописные ноты крюкового пения. «Сердцем Древлехранилища», по мнению священника Юрьевского, являлись четыре автографа почитаемого сибирского святителя Димитрия Ростовского [23].
Экспонаты для выставки приобретались в разных местах на средства самого древлехранилища, которые составлялись из ежегодных членских взносов и пожертвований. К 1907 году, после пяти лет существования, фонды Тобольского древлехранилища состояли из 1731 предмета, а к началу 1918 года - 2228.
Помимо сохранения и изучения местного церковного материала, Тобольским древлехранилищем было предпринято издание книги под названием «Тобольское церковное древлехранилище». В книгу были помещены материалы церковно-исторического и церковно-археологического со-
держания; статьи по местной церковной истории, которые публиковались в «Тобольских епархиальных ведомостях». Это делалось с целью распространения церковных краеведческих исследований среди широкого круга читателей.
Отметим, что с созданием Тобольского церковного древлехранилища в 1903 году была учреждена Тобольская архивная комиссия, члены которой также занимались сбором, описанием и систематизацией архивных и церковных документов исторического содержания.
Древлехранилище сотрудничало и с другими существующими в России церковными древлехранилищами и обществами. В обмен на свои труды древлехранилище получало их издания, так церковно-археологический отдел при Московском обществе любителей духовного просвещения прислал в Тобольское древлехранилище 16 своих книг церковно-археологического и исторического содержания [25, с. 204].
Тобольское церковное древлехранилище просуществовало около 15 лет. За годы существования в нём была собрана богатая коллекция различных предметов церковной старины, представлявших собой большую ценность. К сожалению, в годы революции большая часть фондов была расхищена, а уцелевшая часть хранится в Тобольском краеведческом музее.
Несколько иначе сложилась ситуация по сохранению памятников церковной старины в других территориях юга Западной Сибири. В отличие от Тобольского древлехранилища, основанного в 1902 году, в других сибирских губерниях к созданию церковных музеев приступили намного позже. Так, в Томской епархии впервые с идеей о создании церковного музея в 1887 году выступил епископ Томский Исаакий (Положенский). Однако сразу же было оговорено, что за отсутствием фонда и неимением средств для содержания такая идея является преждевременной. Поэтому в условиях того времени важное значение приобрело собирание и исследование церковного наследия с научной точки зрения. В заключение своего выступления епископ представил свои предложения о приведении в известность древних церковных памятников, путем их публикации в печатных органах. Что в свою очередь способствовало бы сохранению материальных ценностей [12, с. 1-5].
Во время управления епархией преосвященного Анатолия (Каменского) состоялось одно из ярких событий в культуроохранной деятельности Томской епархии - открытие в 1916 году Томского историко-археологического общества. Члены общества, как духовенство, так и ученые-миряне, активно начали вести работу по сбору сведений, описанию, наблюдению за сохранностью старинных храмов, церковной утвари и т. д., а также принятию мер против их порчи и уничтожения и т. д.
Наряду с исследовательской работой члены церковно-историко-археологического общества заботились о создании в г. Томске церковного древлехранилища. В первую очередь о скорейшем открытии древлехранилища ратовали преосвященный Гавриил (Воеводин), епископ Барнаульский, викарий Томской епархии, и протоиерей Сергий Дмитриевский. Известно, что члены общества ходатайствовали перед преосвященней-шим Анатолием, епископом Томским и Алтайским, о выделении комнаты в Епархиальном доме им. И. М. Некрасова для оборудования в ней Церковного древлехранилища [22, с. 619-624].
Активная деятельность членов общества по организации томского древлехранилища также подтверждается тем, что они выходили на уровень руководителей благочиний. На ежегодном съезде благочинных Томской епархии, который проходил в декабре 1916 года, был заслушан доклад председателя общества епископа Гавриила и протоиерея С. Дмитриевского с обоснованием создания «Музея церковной местной древности» и прозвучал призыв на оказание финансовой помощи для приобретения музейного оборудования [8].
Член историко-археологического общества протоиерей С. Дмитриевский в декабре 1917 года вновь обратился к духовенству, где призывал «принять меры к сохранению памятников церковной старины», а также «ради лучшей сохранности для науки старинных предметов, ненужных для церковного употребления.... переслать их в томский археологический музей» [6].
Автор предполагает, что официального открытия экспозиционного пространства древлехранилища в силу политических событий не произошло. Скорее всего, в выделенном под древлехранилище помещении членами общества проводился сбор и изучение поступивших памят-
ников, однако тематика и количественный состав коллекции в настоящее время являются не выявленными.
События 1917 года приостановили деятельность по формированию второго по счету в Западной Сибири церковного музея. Те же события внесли свои коррективы и в деятельность единственного сибирского церковного музея -Тобольского древлехранилища - оно было полностью разорено. Как отмечает М. Н. Сафронова, в 1925 году городские власти, дабы предупредить полное уничтожение фондов церковного музея, приняли решение о передаче сохранившихся экспонатов в музей Тобольского Севера (Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник), в котором они хранятся и в настоящее время [21].
Первым современным церковным музеем на территории юга Западной Сибири стал музей Истории православия на Алтае, открытый в 2005 году на базе Барнаульской православной духовной семинарии [15, с. 128-132]. Музей был создан по инициативе епископа Барнаульского и Алтайского Максима. Как отмечается на сайте Барнаульской епархии, одной из предпосылок создания музея послужили юбилейные в жизни Барнаула и Алтайского края даты: 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая - семнадцатилетнего Элески, день, с которого началась деятельность Алтайской духовной миссии; 10-летие воссоздания Барнаульской епархии и 100-летний юбилей Барнаульского кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери [19].
Активное участие в создании и сборе экспонатов музея принял епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора города Барнаула. В коллекцию входят богослужебные книги и иконы XIX - начала XX века, а также письма репресированных священнослужителей, фотографии храмов, разрушенных после революции. Экспозиционное пространство музея располагается в четырех залах соответствующих тематик: «Духовная жизнь города Барнаула (середина XVIII - начало ХХ века)», «Алтайская духовная миссия (середина XIX - начало ХХ века)», «Приходы и Святыни истории Барнаульской епархии»,
«Зал новомученников Алтайских (начало ХХ -середина ХХ века)». В основном музей ориентирован на воспитанников воскресных школ и студентов Барнаульского православного духовного училища.
Следующим стал Музей истории Новосибирской епархии, открытый 17 февраля 2006 года в резиденции Новосибирского епархиального управления. Идея создания Музея истории Новосибирской епархии принадлежит правящему архиепископу Новосибирской и Бердской епархии Тихону (Емельянову). В день торжественного открытия музея в своем слове владыка отметил, что давно мечтал об открытии подобного музея. Стоит сказать, что это не первый музей, созданный трудами владыки Тихона, первый музей был основан в конце 1980-х годов в московском Свято-Даниловом монастыре [27]. В музее представлена история Новосибирской (Николаевской) епархии, церковных деятелей, а также ведется сбор информации о церковно-священнослужителях, принявших участие в Великой Отечественной войне. В экспозиции музея видное место занимает пасхальное облачение, принадлежавшее Иоанну Кронштадтскому, среди других экспонатов представлены четки преподобного Амвросия Оптин-ского, а также четки и посох патриарха Тихона, управлявшего Русской православной церковью в годы правления И. В. Сталина [1].
4 октября 2008 года в рамках торжеств, посвященных 150-летию Томской духовной семинарии, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, торжественно открыл Церковно-археологиче-ский кабинет при семинарии. Музейный корпус расположен на территории Богоявленского кафедрального собора. Основу экспозиции составляют предметы церковного искусства, в том числе икона первой половины XVI века, первопечатная Острожская Библия, книга с автографом царевны Софьи Алексеевны, ряд Антиминсов. Жемчужиной фондов музея считаются Царские врата XVII века ярославско-ростовской школы. Экспозиция томского церковного музея условно разделена на четыре раздела:
Иконы Иисуса Христа.
Иконы Божией Матери.
Раздел избранных святых.
Цикл праздничных икон.
Также в экспозиционном пространстве размещена коллекция Антиминсов, складней и богослужебной утвари [1, с. 241-243].
Авторы статьи «Современная жизнь Томской духовной семинарии» отмечают особую поддержку в организации музея святейшего патриарха Алексия II. Так, когда архиепископ Томский Ростислав обратился за благословением об устроении музея к первосвятителю, то патриарх не только поддержал эту инициативу, но и передал в дар музею коллекцию старинных икон и предметов, кроме того, его святейшество передал свое богослужебное облачение, а также мантию и Патриарший куколь [17, с. 12-14].
В том же 2008 году состоялось официальное открытие еще одного сибирского крупного музея - Музея истории Алтайской духовной миссии, который расположен в историко-архитектур-ном комплексном памятнике - Бийском Архиерейском подворье. По благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима, в 2006 году благочинный Бийского округа иерей Валерий Замятин и Бийское отделение Демидовского фонда (исполнительный директор - В. В. Буланичев) приступили к формированию фонда будущего музея. В настоящее время, как отмечает директор музея П. С. Коваленко, по состоянию на 1 октября 2013 года, музей насчитывает более 46 тысяч экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов, действует в составе 15 тематических экспозиций, которые размещены в залах трех этажей архиерейского дома. Кроме того, разрабатывается и реализуется большое количество музейных и экскурсионных программ, также разработан и реализуется проект музеефикации комплексного историко-архитектурного памятника «Бийское архиерейское подворье» [11].
К церковным музеям Западной Сибири относится и Музей истории православия на земле Кузнецкой, образованный 3 ноября 2010 года по инициативе епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха (Смирнова).
Необходимость создания Музея истории православия на земле Кузнецкой была вызвана тем, что на территории Кемеровской и Новокузнецкой епархии сохранилось определенное количество материалов, которые имели бесспорное историко-культурное значение. И до образования музея, и в настоящее время предметы поступают на хра-
нение, как правило, в качестве даров, как от священнослужителей, так и от прихожан храмов. И все они являются свидетельствами, памятниками тех или иных периодов культурно-религиозной жизни в Кузбассе. При условии их систематизации и размещения в экспозиции это может выполнять репрезентативные функции, отражая самые главные события в становлении церковной жизни на карте региона [14]. Образцом для создаваемого музея послужил Церковно-археологический музей имени святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Московской православной духовной академии, основанный в 1814 году и воссозданный в 1948 году [26].
Начальным этапом комплектования музейных фондов Кемеровской епархии стал процесс классификации стихийно образовавшегося массива материалов различного характера: от архивных источников до произведений искусства. Все это распределяется по основным разделам, которые состоят из архивных документов (отчетов благочиния, наградных писем, приказов, рапортов, периодики и т. п.), старопечатных книг и богослужебных изданий Нового времени, предметов церковной и бытовой утвари, священнических облачений, видео- и аудиоматериалов. Значительную группу артефактов музейной коллекции составляют произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это иконы, предметы медного литья, деревянная скульптура, полотна светских живописцев.
В процессе научно-исследовательской деятельности Музея истории православия на земле Кузнецкой четко обозначились подходы к изучаемым объектам: привлечение широкого культурно-исторического контекста, особое внимание к местным краеведческим изысканиям, взаимодействие со светской методологией в познании тех или иных явлений церковной жизни.
Исходя из этого при построении уже первой экспозиции «Патриархи в Кузбассе» специалистами музея были изучены и отобраны те материалы, в которых соединяются общецерковные события с местным процессом епархиального существования. При разработке тематико-экспозиционного плана и построения выставки использованы материалы епархиального музея, архива Московской патриархии, администрации Кемеровской области, Кемеровского областного краеведческо-
го музея, архива Кемеровского епархиального управления, личных архивов церковнослужителей. Научной основой данной выставки стали публикации кемеровских и новокузнецких ученых. (А. М. Адаменко, А. В. Горбатова, Л. В. Быкасо-вой, Л. А. Тресвяцкого, А. Шадриной и др.). Открытие выставки «Патриархи в Кузбассе» состоялось 24 апреля 2011 года.
Особенным аспектом деятельности музея стал долговременный проект с Межрегиональным общественным фондом «Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного» (г. Москва). Под патронажем данной организации существует Собрание русских икон - одна из крупнейших частных коллекций, которая насчитывает более 600 икон и предметов церковного декоративно-прикладного искусства. Данное собрание на несколько лет предоставило Музею истории православия на земле Кузнецкой выставку шедевров древнерусской иконописи, выполненных в различных стилях и техниках. В состав экспозиции вошли иконы начала XVI - рубежа ХК-ХХ веков высокого художественного качества. Эта выставка создана с той целью, чтобы музейный посетитель мог ознакомиться с иконографическим репертуаром русской иконы Средневековья и Нового времени.
В 2014 году на территории юга Западной Сибири состоялось еще одно значимое в музейной жизни событие - в г. Тобольске открылся музй Истории православия в Сибири. Музей разместился в мемориальном здании Архиерейского дома, расположенного на Софийском дворе Тобольского кремля. Архиерейский дом был построен в 1775 году, и вплоть до 1918 года в нем располагалась резиденция тобольских архиереев. Этот уникальный совместный проект Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и Тобольской митрополии на экспозиционной площадке с помощью интерактивных технологий знакомит посетителей музея с зарождением, становлением и распространением православия в сибирском крае [5].
Также 8 января 2014 года в рамках празднования 20-летнего юбилея Кузбасской семинарии в Духовной школе состоялось открытие церковного музея. Основу экспозиции составили старинные книги из фондов семинарской библиотеки. Самыми древними из них являются издания,
напечатанные еще до книжной справы патриарха Никона в XVII веке: Канонник (1651) и Псалтирь следованная (1652) [4].
Стоит отметить, что на территории юга Западной Сибири помимо музеев, действующих на базе епархий и духовных школ, существуют приходские музеи и частные коллекции, фондоформи-рующий центр которых - иконы, богослужебные книги и предметы церковной утвари. Хранителями частных коллекций являются как священно-церковнослужители, так и светские люди.
Таким образом, сравнение коллекций церковных музеев, действующих на территории Юга Западной Сибири, позволяет говорить о довольно типичном наборе ее разделов. В более широком смысле можно отметить аналогичные проявления деятельности сибирских музеев. И в Музее истории православия на Алтае (г. Барнаул), и в Епархиальном музее истории Новосибирской епархии, и в Церковно-историческом музее при Томской духовной семинарии, и в Музее истории православия на земле Кузнецкой вместе с комплектованием, учетом, сохранением и экспонированием памятников ведется широкая работа по сохранению духовного наследия и просвещению общества. Этим определяются и основные векторы научно-исследовательской деятельности.
Современная ситуация ставит музеи перед необходимостью все активнее включаться в решение социально-культурных проблем своих регионов. Встраиваясь в миссионерскую, образовательную, информационную работу епархий, музеи увеличивают сферу своих контактов, сплавляя дореволюционный опыт и новые формы коммуникации с населением. Здесь очень важны разные способы взаимодействия со светскими структурами. Церковные музеи активно сотрудничают с вузами и культурными учреждениями регионов. Так, например, в Томске в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия состоялся форум «Православное наследие как источник духовного и общественного развития России», одна из секций которого была посвящена вопросам музейной педагогики в стенах музея Томской духовной семинарии.
Такая же социальная открытость характерна и для Музея истории Православия на Алтае, действующего на базе Барнаульской духовной
семинарии. Однако здесь научная деятельность больше направлена на анализ и изучение существующей музейной коллекции, в первую очередь исследуются иконописные традиции [7; 10; 15].
Создание музея истории Алтайской духовной миссии в г. Бийске способствовало разработке концепции и реализации музеефикации объектов Бийского архиерейского подворья, а также его вовлечению в музейное и туристическое пространство.
Сотрудники Музея истории православия на земле Кузнецкой совместно с различными социальными институтами ведут активную научную деятельность, благодаря которой складываются свои традиции. Так, традиционными стали Православные историко-краеведческие чтения, музейное пространство неоднократно являлось базой проведения семинаров для студентов Кемеровского государственного университета и Кемеровского государственного университета культуры и искусств по истории Древней Руси,
традиционным русским праздникам и иконографии [2, с. 62-65]. Отдельный вектор исследовательской деятельности направлен на изучение истории православия на современной территории Кемеровской области и существующей фондовой коллекции [3].
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что возрождение и создание церковных музеев оказывают благотворное влияние на сохранение и презентацию историко-культурного наследия, относящегося главным образом к Русской православной церкви. Несмотря на сравнительно недавнее возникновение этих учреждений, они уже успели пополниться различными ценными предметами, которые представляют собой неисчерпаемый материал для научных исследований по истории епархии, духовных учебных заведений, храмов, монастырей. Также музеи церковного профиля содействуют оживлению в российском обществе интереса к церковной и светской истории отечества.
Литература
1. Алексеева Л. С. Возрождение музейных традиций Русской православной церковью в Западной Сибири // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. -2009. - Вып. 3.
2. Алексеева Л. С. Деятельность Музея истории православия на земле Кузнецкой в сфере духовно-нравственного воспитания // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 20.
3. Алексеева Л. С., Оленич Л. В. Народная икона как объект изучения в Музее истории православия на земле Кузнецкой // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 27.
4. В Кузбасской семинарии открылся церковный музей [Электронный ресурс]. - URL: http://npds.ucoz.ru/news/v_ kuzbasskoj_seminarii_otkrylsja_cerkovnyj_muzej/2014-01-12-611.
5. В Тобольске открыли «Музей истории Православия в Сибири». [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vesti.ru/doc.html?id=1191100.
6. Дмитриевский С. Вниманию духовенства // Томские епархиальные ведомости. - 1917. - № 23.
7. Железникова Н. П. Православные традиции в региональном художественном наследии: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / [Алт. гос. ун-т]. - Барнаул, 2004.
8. Журнал № 5 съезда благочинных томской епархии // Томские епархиальные ведомости. - 1917. - № 1.
9. Журнал № 78 заседания Священного синода от 27 июля 2011 года. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1586149.html.
10. Замолоцких Г. Д. Первые иконы в Музее истории православия на Алтае [Электронный ресурс] // Вестн. Алт. гос. пед. акад. - 2007. - № 7-2. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18917216.
11. Коваленко П. С. Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного памятника «Бийское архиерейское подворье» [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры и образования. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21159103.
12. Мисюрев А. О необходимости помещения в неофициальной части Томских епархиальных ведомостей материалов исторического содержания // Томские епархиальные ведомости. - 1887. - № 2.
13. Определение освященного Архиерейского собора Русской православной церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской православной церкви» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428914.html.
14. Положение о Музее истории православия на земле Кузнецкой: утв. епархиальным архиереем Православной религиозной организации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской православной церкви Аристархом, епископом Кемеровским и Новокузнецким 02.12.2010.
15. Полякова Е. А. Музеи духовных учебных заведений как составляющая образовательно-воспитательного процесса (на примере музея Истории православия на Алтае Барнаул. православ. духов. семинарии) // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2009.
16. Постановления освященного Архиерейского собора Русской православной церкви (2-5 февр. 2013 года). Культура, книгоиздание, информационная работа [Электронный ресурс]. - URL: http://e-vestnik.ru/docs/ postanovleniya_arhiereyskogo_sobora_6531.
17. Зулин С., протоиерей, Милентьев Д. Современная жизнь Томской духовной семинарии // Томские епархиальные ведомости. - 2008. - № 12 (131).
18. Русская православная церковь возродит систему собственных музеев [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.pravoslavie.ru/news/24266.htm.
19. Барнаульская епархия [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://www.altai-eparhia.ru/life/museum/.
20. Томская православная духовная семинария [Электронный ресурс]: сайт. - URL: http://tompds.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=3.
21. Сафронова М. Н. Из истории Тобольского древлехранилища [Электронный ресурс] // Сибирская газета. -2010. - № 12. - URL: http://www.ihtus.ru/122010/st14.shtml.
22. Собрание Совета Церковно-археологического общества // Томские епархиальные ведомости. - 1916. - № 22.
23. Тобольское церковное древлехранилище // Тобольское церковное древлехранилище. - 1903. - № 1.
24. Тобольское церковное древлехранилище в 1902-1903 годах // Тобольское церковное древлехранилище. -1904. - Вып. 3.
25. Устав Тобольского братства св. великомученика Димитрия Солунского // Тобольские епархиальные ведомости. - 1890. - № 23-24.
26. Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии [Электронный ресурс] // Московская православная духовная академия: сайт. - URL: http://www.mpda.ru/cak/info.
27. Шабунин Е. Освящение музея истории Новосибирской епархии // Сибирь Православная. - 2006. - № 1 (5).
References
1. Alekseeva L.S. Vozrozhdenie muzejnyh tradicij Russkoj pravoslavnoj cerkov'ju v Zapadnoj Sibiri. Muzeevede-nie i istoriko-kul'turnoe nasledie. Sbornik statej. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2009, iss. III.
2. Alekseeva L.S. Dejatel'nost' Muzeja istorii pravoslavija na zemle Kuzneckoj v sfere duhovno-nravstvennogo vospitanija. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2012, no 20.
3. Alekseeva L.S., Olenich L.V. Narodnaja ikona kak ob"ekt izuchenija v Muzee istorii pravoslavija na zemle Kuzneckoj. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2014, no 20.
4. V Kuzbasskoj seminarii otkrylsja cerkovnyj muzej. Available at: http://npds.ucoz.ru/news/v_kuzbasskoj_seminarii_ otkrylsja_cerkovnyj_muzej/2014-01-12-611.
5. V Tobol'ske otkryli "Muzej istorii pravoslavija v Sibiri". Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1191100.
6. Dmitrievskij S. Vnimaniju duhovenstva. TomskieEparhial'nye Vedomosti, 1917, no 23.
7. Zheleznikova N.P. Pravoslavnye tradicii v regional'nom hudozhestvennom nasledii. Diss. kand. iskusstvovedenija. 17.00.04. Altajskij gosudarstvennyj universitet. Barnaul, 2004.
8. Zhurnal № 5 s"ezda blagochinnyh tomskoj eparhii. Tomskie eparhial'nye vedomosti, 1917, no 1.
9. Zhurnal № 78 zasedanija Svjashchennogo sinoda ot 27 ijulja 2011 goda. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1586149.html.
10. Zamolockih G.D. Pervye ikony v Muzee istorii pravoslavija na Altae. Vestnik Altajskoj gosudarstvennoj pedagogicheskoj akademii, 2007, no 7-2. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=18917216.
11. Kovalenko P.S. Sozdanie i osobennosti realizacii innovacionnogo proekta muzeefikacii arhitekturnogo i istoriko-kul'turnogo pamjatnika "Bijskoe arhierejskoe podvor'e". Mir nauki, kul'tury i obrazovanija. Available at: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21159103.
12. Misjurev A. O neobhodimosti pomeshchenija v neoficial'noj chasti Tomskih eparhial'nyh vedomostej materialov istoricheskogo soderzhanija. Tomskie eparhial'nye vedomosti, 1887, no 2.
13. Opredelenie osvjashchennogo Arhierejskogo sobora Russkoj pravoslavnoj cerkvi 24-29 ijunja 2008 goda "O vopro-sah vnutrennej zhizni i vneshnej dejatel'nosti Russkoj pravoslavnoj cerkvi". Available at://www.patriarchia.ru/db/ text/428914.html.
14. Polozhenie o Muzee istorii pravoslavija na zemle Kuzneckoj: utverzhdennoe eparhial'nym arhiereem Pravoslavnoj religioznoj organizacii Kemerovskoj i Novokuzneckoj Eparhii Russkoj pravoslavnoj cerkvi Aristarhom, episkopom Kemerovskim i Novokuzneckim 02.12.2010.
15. Poljakova E.A. Muzei duhovnyh uchebnyh zavedenij kak sostavljajushchaja obrazovatel'no-vospitatel'nogo processa (na primere muzeja Istorii pravoslavija na Altae Barnaul'skoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii). Akademicheskie i vuzovskie muzei: rol' i mesto v nauchno-obrazovatel'nom processe. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2009.
16. Postanovlenija osvjashchennogo Arhierejskogo sobora Russkoj pravoslavnoj cerkvi (2-5 fevralja 2013 goda). Kul'tura, knigoizdanie, informacionnaja rabota. Available at: http://e-vestnik.ru/docs/postanovleniya_arhiereyskogo_ sobora_6531.
17. Protoierej Zulin S., Milent'ev D. Sovremennaja zhizn' Tomskoj duhovnoj seminarii. Tomskie eparhial'nye vedomosti, 2008, no 12 (131).
18. Russkaja pravoslavnaja cerkov' vozrodit sistemu sobstvennyh muzeev. Available at: http://www.pravoslavie.ru/ news/24266.htm.
19. Barnaul'skaja eparhija. Sajt. Available at: http://www.altai-eparhia.ru/life/museum/.
20. Tomskaja pravoslavnaja duhovnaja seminarija. Sajt. Available at: http://tompds.ru/index.php?option=com_content&v iew=article&id=4&Itemid=3.
21. Safronova M.N. Iz istorii Tobol'skogo drevlehranilishcha. Sibirskaja gazeta, 2010, no 12. Available at: http://www. ihtus.ru/122010/st14.shtml.
22. Sobranie Soveta Cerkovno-arheologicheskogo obshchestva. Tomskie eparhial'nye vedomosti, 1916, no 22.
23. Tobol'skoe cerkovnoe drevlehranilishche. Tobol'skoe cerkovnoe drevlehranilishhe, 1903, no 1.
24. Tobol'skoe cerkovnoe drevlehranilishche v 1902-1903 godah. Tobol'skoe cerkovnoe drevlehranilishche, 1904, iss. 3.
25. Ustav Tobol'skogo bratstva svjatogo velikomuchennika Dimitrija Solunskogo. Tobol'skie eparhial'nye vedomosti, 1890, no 23-24.
26. Cerkovno-arheologicheskij kabinet pri Moskovskoj duhovnoj akademii. Moskovskaja pravoslavnaja duhovnaja akademija. Sajt. Available at: http://www.mpda.ru/cak/info.
27. Shabunin E. Osvjashchenie muzeja istorii Novosibirskoj eparhii. Sibir'Pravoslavnaja, 2006, no 1 (5).
УДК 069.1:338.48(571.17)
МУЗЕИ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
В КУЗБАССЕ
Ковешникова Е. А., кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры музейного дела, директор музея, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной теме развития регионального культурного туризма в Кузбассе и значения музеев как ведущих центров в этой сфере деятельности. Автор анализирует становление культурного туризма, основывающегося на использовании историко-культурного потенциала и других ресурсов региона. Кузбасс рассматривается как новый туристический регион и перспективная дестинация.
Ключевые слова: музей, туризм, культурный туризм, региональный туризм, историко-культурное наследие, дестинация.