25. Tumanov, V.E. Obthestvennihe muzei // Muzeyjnoe delo v SSSR. Muzeyjnaya setj i problemih ee sovershenstvovaniya na so-vremennom eh-tape: sb. nauch. tr. - M.: CMR SSSR, 1975.
26. Gnedovskiyj, M.B. Analiz muzeyjnoyj seti i problema klassifikacii muzeev // Muzeyjnoe delo v SSSR. Muzeyjnaya setj i problemih ee sovershenstvovaniya na sovremennom ehtape: sb. nauch. tr. - M.: CMR SSSR, 1985.
27. Shmit, F.I. Muzeyjnoe delo. Voprosih ehkspozicii. - L.: Academia, 1929.
28. Yukhnevich, M.Yu. Pedagogicheskie, shkoljnihe i detskie muzei dorevolyucionnoyj Rossii. - M.: Nauka, 1990.
29. Samoyjlenko, L.G. Uchebnihe muzei Kievskogo nacionaljnogo universiteta imeni Shevchenko: fenomen kuljturih ili nauki? [Eh/r] / 03.05. 2011. - R/d: http://www.history.odessa. ru
30. Oleyjnik, T.E. Istoriya muzeev vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj Altayjskogo kraya // Izvestiya Altayjskogo gosudarstvennogo universiteta. -2009. - № 4-2(64).
31. Sistema obrazovaniya Altayjskogo kraya na puti modernizacii. Realizaciya prioritetnogo nacionaljnogo proekta «Ob-razovanie» [Eh/r] / 03.05. 2011. - R/d: http://www. edu2008.websib
32. Informaciya o sostoyanii rabotih v muzeyakh OU NPO. 2005 - 2009 gg. - Barnaul: AKCDYuT, 2009.
33. Slovarj aktualjnihkh muzeyjnihkh terminov // Muzeyj. - 2009. - № 5.
34. Yakhno, Yu.B. Shkoljnihyj muzeyj kak sostavlyayuthaya otkrihtogo obrazovateljnogo prostranstva // Shkola: denj za dnem: ped. aljmanakh. Oficialjnihyj sayjt otdela obrazovaniya administracii Centraljnogo rayjona g. Novosibirska [Eh/r] / 03.05. 2011. - R/d: http://www.den-za-dnem.ru
35. GAAK. F.R. - 1806. Op. 1. D. 43.
Статья поступила в редакцию 01.06.11
УДК 130:261
Poljakova E.A. TOBOLSK CHURCH STORAGE: FORMATION AND DEVELOPMENT HISTORY. Here in the article the author considers history of creation and development of the first church museum on the territory of Western Siberia - the Tobolsk church storage. Preconditions of creation of a museum are analyzed in a context of the measures directed on protection of monuments of church olden time of boundary XIX-XX centuries. Reconstruction of activity of a museum century is made within the limits of the church policy and against the historical validity of the first quarter of the ХХ century.
Key words: Tobolsk church storage, Tobolsk Diocesan Brotherhood, church museum, preservation of monuments, church historical and archaeological society.
Е.А. Полякова, канд. культурологии, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ТОБОЛЬСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В данной статье автор рассматривает историю создания и развития первого церковного музея на территории Западной Сибири - Тобольского церковного древлехранилища. Предпосылки создания музея анализируют в контексте мер, направленных на охрану памятников церковной старины рубежа XIX-XX вв. Реконструкция деятельности музея производится в рамках церковной политики и на фоне исторической действительности первой четверти ХХ в.
Ключевые слова: Тобольское церковное древлехранилище, Тобольское Епархиальное Братство, церковный музей, охрана памятников, церковное историко-археологическое общество.
История становления первого на территории Западной Сибири церковного древлехранилища связана с популярными на тот момент в стране мерами по сохранению памятников. Начало памятникоохранительной деятельности в России связывают с петровскими реформами XVIII века, но система государственных органов охраны памятников сформировалась только к середине XIX в. По инициативе А.С. Уварова в 1864 г. было основано Императорское Московское археологическое общество, способствовавшее появлению сначала светских, а затем и церковных историко-археологических обществ и комиссий по всей территории России. На территории Тобольской губернии такого общества не существовало, но в г. Тобольске в 1890 году было основано Тобольское Епархиальное Братство святого великомученика Димитрия Солунского (далее ТЕБ). Согласно Уставу, одной из важных задач Братства была работа «о приведении в известность и сохранении вещественных памятников церковной старины, имеющихся в церквах Тобольской епархии или у частных лиц, а также поощрении трудов, изысканий по изучению истории и современного состояния Церкви в Тобольской епархии» [1, с. 62]. Совет Братства разработал специальную программу для исследования церковных памятников и в 1899 г. разослал ее всем священнослужителям епархии с просьбой «доставлять сведения о таковых памятниках». Вскоре в Тобольск начали поступать запрашиваемые данные, которые в свою очередь стали приводиться в единую систему. Совет Братства обратился в Тоболь-
скую Духовную Консисторию с ходатайством «сделать циркулярное распоряжение о тщательном сохранении вещественных памятников церковной старины, находящихся в пределах Тобольской епархии, строго воспретить таковые поновлять, исправлять, видоизменять, а тем более продавать или же совсем уничтожать без ведома и согласия епархиального начальства» [2, с. 398].
Меры, предпринятые ТЕБ по сохранению церковных памятников, стали предпосылкой создания в городе Тобольске церковно-археологического музея. Любители церковной старины начали ходатайствовать об основании в Тобольской епархии церковного древлехранилища, ссылаясь на пользу которую данные памятники принесут, будучи собранными «в одном определенном, общем месте». Главным инициатором создания церковного древлехранилища выступил Преосвященный Антоний, епископ Тобольский и Сибирский. Осознавая значение и возможности церковно-археологического музея для Тобольской епархии, Преосвященный Антоний 8 сентября 1900 г. обратился в Совет Братства со следующим предложением: «Так как по пункту Б §3 Устава Братства задачею Братства, между прочим, служит «распространение просвещения в духе Православной Церкви», то сим предлагается Совету Братства войти в обсуждение того, не благовременно ли будет, приступить для означенной цели к устройству в г. Тобольске церковно-археологического музея, который бы знакомил посетителей с замечательными памятниками цер-
ковной старины и отчасти предохранял эти памятники от повреждения и разрушения» [2, с. 399]. Кроме того, епископ предложил и способ комплектования фондов будущего музея: «Так как Братством уже собраны сведения о замечательных памятниках церковной старины, имеющихся при церквах епархии, то легко сделать основательный между ними выбор тех, которые более замечательны в церковно-археологическом отношении и, сделав выбор, просить Духовную Консисторию о присылке их в музей для хранения с исключением из церковных описей и с передачей их в собственность музею» [2, с. 399]. Совет Братства не только поддержал предложение, но и решил оказать материальную поддержку в ремонте и оборудовании помещения для будущего музея. 11 сентября 1900 г. Братство постановило «просить отца ректора Тобольской Духовной Семинарии, протоиерея П.Д. Головина, принять на себя организацию такого важного ... дела, как основание церковного древлехранилища» и написание его Устава [2, с. 399]. 23 марта 1901 г. протоиерей П.Д. Головин представил Его Преосвященству составленный им «Проект Устава церковного древлехранилища при Тобольском Епархиальном Братстве» и обратился с предложением о формировании Учредительного комитета, «который мог бы заняться окончательным редактированием «Проекта Устава» и избранием хранителя, казначея и секретаря» будущего музея. На заседании, состоявшемся 26 апреля 1901 г. Совет Братства решил «особой комиссии, проектированной о. ректором, не организовывать, а приурочить церковное древлехранилище всецело к ТЕБ на положении прочих учреждений Братства». В связи с этим, «Проект Устава» и был отредактирован Советом Братства и после его утверждения Преосвященнейшим Антонием, отправлен в установленном порядке в Святейший Синод для получения разрешительной резолюции. Синодальный обер-прокурор передал «Проект Устава» на рассмотрение в министерство внутренних дел, которое, в свою очередь, потребовало внести в устав ряд дополнений. Только после только этого Св. Синод своим указом от 13 ноября 1901 года определил: «Учредить при Тобольском Епархиальном Братстве. церковное древлехранилище и утвердить представленный в Св. Синод Устав оного» [2, с. 400].
Утверждение Устава имело очень большое значение, поскольку регламентировало его деятельность по отношению к обществу. Согласно утвержденного Устава (§2), целью древлехранилища было «ознакомление посетителей с замечательными памятниками церковной старины Тобольской епархии и предохранение как собранных в нем, так и известных на пространстве епархии памятников от повреждения и разрушения» [3, с. 5]. Анализ Устава позволяет выявить концепцию научного документирования и музейной коммуникации в первом западносибирском древлехранилище. В первой части документа, в §§3, 4, 6 оговаривалось, что древлехранилище имеет право сосредотачивать у себя церковную утварь, священные облачения, предметы церковного искусства, богослужебные книги и разного рода рукописи, что доказывает ориентированность музея на изучение и представление истории православия. Определенный интерес представляет §5 Устава, в котором говорится, что «археологические находки, поступающие в ЦД, относящиеся к доисторической эпохе, должны быть доставлены в подлинниках или фотокопиях в Императорскую Археологическую комиссию (ИАК) для рассмотрения, но с тем, чтобы таковые возвращались в церковное древлехранилище, как собственность. Древности, найденные в казенных или общественных землях, на основании действующих узаконений (1,6,10, 12 §§ Положения об ИАК Пол. Собр. Зак. 1859 г. 2 февраля №34109 и примечание 2 к ст. 539 т. Х ч. I Св. Гражд. Зак. Изд. 1887 г. Т 1895 г.), также должны быть местными начальниками препровождены непосредственно в Археологическую Комиссию и при посредстве ее могут поступать в собственность ЦД» [3, с. 6]. Все это свидетельствует о централизованной государственной политике,
направленной на развитие археологической науки, сохранение и сосредоточивание различных типов памятников не только в столичных городах, но и в глубокой провинции.
Способы и условия комплектования были закреплены в §§7-11, в которых было оговорено, что «памятники церковноисторической местной древности приобретаются пожертвованиями от церквей, монастырей, учебных и других епархиальных учреждений и частных лиц, а также меною или возвращением владельцу памятников материальной их ценности, по взаимному соглашению», «приобретение предметов для церковного древлехранилища от церквей, монастырей допускается с согласия причта и старосты, а также братии последних и не иначе как с особого на каждый предмет разрешения местного епархиального Архиерея, а при особой важности предмета, с разрешения Святейшего Синода» [3, с. 7]. Все расходы по приобретению памятников должны были вестись за счет средств древлехранилища.
В последних пунктах устава закреплялись нормы, которых должны были придерживаться сотрудники музея для обеспечения сохранности фондов: «Поступающие в ЦД предметы помещаются и хранятся в особых витринах соответственно роду древности, отдельно вещественные памятники от письменных, книги отдельно от архивных редкостей. ... Все вещественные предметы древности, хранящиеся в ЦД, как частным лицам, так и учреждениям не выдаются на руки, но письменные памятники и книги могут даваться в редком случае, по особо уважительным обстоятельствам, с разрешения епархиального Преосвященного, учебным или ученым учреждениям для научной работы» [3, с. 8]. Все предметы должны были фиксироваться в специальных описях «из коих одна фундаментальная, в ней все предметы древности записываются по системе, по отделам, а другая - дополнительная, содержащая предметы поступления в хронологическом порядке (описи должны быть прошнурованы и за надлежащей скрепой епархиального Преосвященного» [3, с. 9]. Примечательным является тот факт, что Братство планировало вести охраннореставрационные мероприятия и для тех памятников, которые не вошли в фондовое собрание: «те памятники древности, кои не могут быть уступлены древлехранилищу, должны быть в особом внимании совета Братства. Так, реставрация древних церковных архитектурных сооружений, св. икон, стенной иконописи и прочего, должны производиться с ведома Совета Братства» [3, с. 7]. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что Тобольское Епархиальное Братство святого великомученика Димитрия Солунского заинтересованно решало проблемы охраны и сохранности памятников православной истории и культуры.
Во второй части Устава (§§14-17) было прописано, кто и при каких обстоятельствах может стать почетным, действительным и непременным членом церковного древлехранилища. Так, лица «оказавшие особые услуги древлехранилищу или сделавшие единовременное пожертвование не менее 50 руб.» считались почетными членами, а «лица же уплачивающие ежегодно не менее 1 руб. или внесшие единовременно не менее 25 руб.» считались действительными членами. Непременными членами считались «отцы благочинные». Они были обязаны не только содействовать приобретению памятников старины, но главным образом на месте, в пределах своего района каждый, охранять таковые памятники, по невозможности поступления их в церковное древлехранилище. (В обязанности благочинных входило раз в год отчитываться перед Советом Братства о состоянии памятников церковной старины своего благочиния). Непременным членом древлехранилища являлся ключарь Тобольского кафедрального собора, считающийся «заведующим ризницей» [3,с. 8].
Обозначенные в третьей части устава должностные обязанности сотрудников церковного древлехранилища позволяют выстроить иерархию отношений. В документе было оговорено, что «члены церковного древлехранилища не пользуются
правами членов Братства и не имеют участия в управлении делами» [3, с. 8]. В §18 указывалось, что «древлехранилище состоит в непосредственном заведывании Тобольского Епархиального Братства», а «ближайшее заведывание делами» возлагается на председателя, казначея и секретаря Братства (казначей осуществлял прием денежных пожертвований в пользу музея, ведение приходно-расходных книг и составление по ним годового отчета, а секретарь вел все делопроизводство). Кроме того, Советом Братства избирались хранитель церковного древлехранилища и его помощник, которые утверждались в этой должности, епархиальным Преосвященным, считавшимся покровителем музея [3, с. 9]. В обязанности хранителя входило принимать поступления и заносить их в описи; заботиться о благоустройстве церковного древлехранилища; допускать в установленные дни и часы «лиц, желающих рассматривать и изучать хранящиеся в нем предметы» [3, с.9]. Все члены древлехранилища пользовались правом бесплатного посещения «в установленные дни и часы, для чего должны были получать особые билеты [3, с. 8]. Хранитель древлехранилища должен был ежегодно составлять отчет о его состоянии «для доклада епархиальному Преосвященному и печатания в епархиальных ведомостях, в коих сверх сего помещаются каждый раз сведения о всех новых поступлениях и приобретения памятников древности» [3, с. 9]. В примечании к этому разделу оговаривалось, что хранитель и его помощник обязательно должны быть в священном сане, в связи с тем, что в древлехранилище поступают предметы, «освященные употреблением при богослужении (потиры, напрестольные кресты и пр.), коих мирянам не надлежит касаться, почему и для хранения сих предметов устраиваются особые витрины с крестами на оных и с соответствующими надписями» [3, с. 9].
Заканчивался устав пунктом о том, что в случае прекращения деятельности Тобольского Епархиального Братства, церковное древлехранилище в полном его составе передается «в ведение другого учреждения, по соглашению подлежащих ведомств и с разрешения Святейшего Правительствующего Синода» [3, с. 10].
В первом номере Тобольских епархиальных ведомостей за 1902 год председатель Братства протоиерей Н. Скосырев обосновал цель создания древлехранилища и от имени Совета обратился «с покорнейшею просьбой ко всем лицам, сочувствующим целям церковного древлехранилища, вступить в число почетных или действительных членов его или оказать ему свое содействие» [3, с. 12]. Утвержденный Св. Синодом от 24 октября - 5 ноября 1901 «Устав ЦД» был опубликован в количестве 300 экз. и разослан членам древлехранилища и всем желающим с просьбой помочь «или денежными средствами, или доставлением памятников церковной старины, которые в древлехранилище будут тщательно охраняться от хищений и порчи. Они наглядно будут представлять историю местной епархии, они будут пробуждать любовь к родному краю и желание заняться разборкой истории его». Здесь же говорилось, что все причты Тобольской епархии через Духовную Консисторию должны представить в совет Братства «более значительные памятники церковной истории или фотографии». Все это Братство или принимало в дар, или покупало «за известную плату по особому соглашению» [4].
Первым хранителем древлехранилища (согласно §§18-20 Устава) был избран и утвержден епископом Антонием преподаватель Тобольского епархиального женского училища, кандидат богословия, священник А.И. Юрьевский, а его помощником - дьякон кафедрального собора Е. Пелымский. В их обязанности входило прием и разборка поступающих на хранение материалов и запись «пока в хронологический каталог» [4]. По получении Синодального указа, Совет Братства начал свою деятельность по приготовлению помещения для церковного древлехранилища. Первоначально, когда мысль об учреждении музея только зарождалась, его экспозиции предпола-
гали разместить во флигеле Архиерейского дома, но постановлением Совета Братства от 26 апреля 1901 г. решено было «просить причт кафедрального собора уступить нижний этаж соборной ризницы, занятый консисторским архивом». Когда соответствующее разрешение было получено, то на средства Братства (530 руб.) стали проводиться ремонтные работы, контролируемые специальной комиссией во главе с протоиереем Н.Д. Скосыревым. В сентябре месяце 1902 года работы по отделке помещения были закончены, и началась новая работа «по приведению в порядок и распределению по местам предметов церковной старины, собранных на пространстве Тобольской епархии» [2, с. 401].
Торжественное открытие музея было приурочено ко дню Братского праздника - 26 октября (1902 г.) [4]. Хранитель древлехранилища А. Юрьевский произнес речь, в которой были озвучены планы на будущее, касающиеся как комплектования фондов, так и охраны памятников, а также определены перспективы научной деятельности по популяризации и развитии археологической науки и местного краеведения, предусматривавшие «изучение Тобольской епархии в ее историческом прошлом». Поднимая проблему сохранности церковных памятников на территории Тобольской епархии он отметил, что «многие церковные памятники пришли в преждевременную ветхость и разрушение от неумелого, неосторожного, а иногда и прямо небрежного обращения с ними. Как известно, многие старинные предметы валяются заброшенными и забытыми или в пыльных и сырых амбарах, или же на церковных чердаках среди всевозможного хлама и даже иногда под толстыми слоями голубиного помета. Помещенные же в церковное древлехранилище все таковые памятники найдут себе там и приличное место, и бережное обращение, и даже заботливый уход» [2, с. 407] и выразил надежду на дальнейшее пополнение музейных фондов при помощи церквей, монастырей и частных лиц поскольку «на территории епархии остается еще множество не собранных памятников церковной старины» [2, с. 405]. По его мнению, весь предложенный комплекс мер должен был самым наилучшим образом сказаться на просвещении народа «в духе Православной церкви» и повышении научного и культурного уровня людей, занимающихся научными исследованиями [2, с. 408].
Предложенный Его Преосвященством способ комплектования фондов церковного древлехранилища «оказался вполне целесообразным». Благодаря содействию духовной Консистории, со всех концов епархии на имя Совета Братства уже с начала 1902 года стали поступать самые разные типы памятников (вещественные, письменные и др.) церковной старины. Всего, поступивших ко дню открытия материалов числилось «908 номеров по хронологической описи». Основу фонда составила коллекция из 98 вещественных и 328 письменных источников переданных из ризницы кафедрального собора протоиереем Н.Д. Скосыревым. Общее количество материалов, зарегистрированных в древлехранилище ко дню его открытия, превзошло все ожидания: отведенное под музей помещение (1 комната) оказалось полностью заполненным экспонатами, а иконы и живописные портреты даже не могли вместиться полностью, поскольку потолки были сводчатыми и затрудняли развеску [2, с. 403].
Совет Братства, желавший скомплектовать достойное и полное фондовое собрание, принял решение приобретать копии важнейших документов, относящихся к учреждению Сибирской епархии, к управленческой деятельности архиепископов Киприана и Макария (эти документы находились в сборнике «Книга денежного стола № 11804», хранившегося в архиве Министерства юстиции) [4]. С точки зрения членов Братства, письменные памятники были важны не только как археологическая или палеографическая редкость, а как важный исторический источник. Эта работа по исследованию истории Тобольской епархии и распространению научных сведений среди духовенства и светской интеллигенции долж-
на была составить одну из наиболее важных задач древлехранилища. В связи с этим было запланировано издание «книжек исторического содержания» под общим заглавием «Тобольское Церковное Древлехранилище». Ответственным за составление был назначен хранитель А. Юрьевский, в полномочия которого входило право привлекать по своему усмотрению любых сотрудников. Первоначально статьи планировалось печатать в Тобольских епархиальных ведомостях, а по мере накопления материала отдельными изданиями.
Поступавшие в музей вещи, по мнению его сотрудников не были достаточно древними, но на это были объективные причины: «со времени покорения Сибири прошло только 320 лет, а от учреждения в Тобольске архиерейской кафедры и еще меньше». Но по количеству «именно церковных памятников, Тобольское церковное древлехранилище в ряду не многих учреждений этого рода ни в коем случае не может быть поставлено на последнее место». Как свидетельствует источник, до времени открытия ТЦД «на обширном пространстве нашего отечества существовало всего лишь 16 церковноархеологических музеев и древлехранилищ, причем одни из них и доныне едва влачат свое существование, а другие, если и считают количество имеющихся у них памятников целыми тысячами, то 9/10 этого количества приходится на монеты, медали и жетоны, т.е. на предметы мелкие и не церковного характера», а фонды тобольского древлехранилища полностью состояли из «памятников церковного характера» [2, с. 402].
23 марта 1903 г. при древлехранилище была организована Архивная комиссия. В ее состав вошли преподаватели духовной семинарии и женского епархиального училища, тобольское духовенство. Протокол заседания членов Архивной комиссии от 18 мая 1903 года свидетельствует, что на должность председателя была предложена кандидатура ректора семинарии, протоиерея П. Головина, а на должность делопроизводителя - хранителя древлехранилища, священника А. Юрьевского [5, с. 176]. 28 мая 1903 года резолюцией епископа Антония обе кандидатуры были утверждены [5, с. 180].
Основная причина создания данной комиссии - накопление в фондах древлехранилища значительного по объему и хронологическим рамкам массива документов, касающихся истории Тобольской епархии. В связи с этим, на одном из заседаний Совета Братства было принято решение об учреждении специального органа, в задачи которого входило бы изучение, систематизация и обработка уже имеющихся документов, а также продолжение сбора информации, касающейся истории церкви в архивах Тобольской духовной консистории, духовных учебных заведений, монастырей и причтах епархии. Результатом работы Архивной комиссии стали многочисленные авторские издания научно-исторического характера («Упраздненные монастыри Тобольского края», «Тобольская Духовная Семинария при ректоре Геннадии» и пр.), и публикация древних памятников духовной литературы Сибири («Сказание известно о чудеси и о явлении Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии» XVII в.), обнаруженных в результате научных изысканий. Работы членов комиссии печатались в «Тобольских епархиальных ведомостях», «Историческом вестнике» и «Русской старине» [5, с. 176-180]. За четырнадцать лет своего существования членами архивной комиссии был собран и систематизирован материал по истории Тобольской епархии и даже предпринята попытка создания летописи от времени основания епархии и до начала ХХ в. Но революция и осуществляемая в ее результате в течение долгих лет политика атеизма фактически уничтожили все плоды трудов Тобольской архивной комиссии.
Рассматривая первые годы существования музея нельзя обойти вниманием работу по обслуживанию посетителей. Первоначально древлехранилище было открыто для посещений один раз в неделю - по средам с 12 до 14 часов [4]. Впоследствии оно стало работать и по воскресеньям с 13.30 до 14.30 [6, с. 81], кроме того по индивидуальным просьбам посетители
допускались в музей и в прочие дни. Вход в музей был бесплатный, но «на видном месте» была поставлена кружка для добровольных пожертвований на нужды древлехранилища, а всем посетителям «были даваемы хранителем и его помощником посильные объяснения памятников с сведениями о древности, происхождении и значении и т.п.» [6, с. 81].
Древлехранилище существовало преимущественно на средства Тобольского Епархиального Братства и ежегодные членские взносы действительных членов (1 руб. с человека, итого 22 руб.) [6, с. 82]. Средства на «жалование хранителю» выделялись из прибыли типографии и переплетной Братства и составляли 180 руб. (за 1903), а средства «на канцелярские расходы архивной комиссии» выделялись из сумм, ассигнованных на разъезды помощников миссионеров и составляли 100 руб. [7, с. 162].
С 1909 года деятельность древлехранилища претерпевает некоторые изменения. В августе месяце заведующим музеем, вместо священника А. Юрьевского был назначен преподаватель женского епархиального училища П.М. Доброхотов. А. Юрьевский по-прежнему оставался членом церковного древлехранилища, но основная его деятельность была связана с Архивной комиссией, делопроизводителем которой он являлся [8, с. 97].
Анализ посещаемости музея, проведенный по данным ежегодных отчетов, показал, что: за период с 26 октября 1903 г. по 26 октября 1904 г. экспозиции осмотрели 212 человек. Посетителями церковного древлехранилища «были большей частью воспитанники и воспитанницы разных учебных заведений и богомольцы», последние посещали церковное древлехранилище партиями по 7-13 человек [6, с. 80]. В числе первых посетителей древлехранилища был знаток финноугорских наречий, магистр Гельсингфорского университета Артур Иванович Каннисто «пользовавшийся, с разрешения Преосвященнейшего Антония, рукописями церковного древлехранилища. Магистр остановил свое внимание на двух рукописях: на вогульском переводе Евангелия (по хронологической описи № 328) и на остяцком переводе Наказа об инородцах (по хронологической описи № 332), и заметил, что перевод Евангелия на самом деле сделан не на вогульский, а на остяцкий язык, а Наказ, наоборот, на вогульский [6, с. 81].
За последующие четыре года данных о посещаемости обнаружено не было, вероятно посетителей было мало, в связи с тем, что в холодные периоды года музей не мог их принимать из за отсутствия отопления в помещении [8, с. 98]. В 19081909 году отопление было возобновлено, но музей посетило всего 46 человек, возможно, по причине длительной передачи фондов древлехранилища от прежнего хранителя к новому [8, с. 98]. В 1909-1910 году музей осматривали: на пасхальной неделе - 4, 5, 6 классы семинарии (75 человек); в июне -участники краткосрочных курсов церковного пения и церковнославянского чтения и ученики церковно-приходских школ Тобольской епархии (87 человек); в течение летнего периода - паломники в Абалак (около 60 человек), итого около 220 человек [9, с. 341]. В течение следующего (1910-1911) отчетного года наблюдался спад количества посетителей до 163 чел. [10, с. 30].
Начиная с 1911-1912 братского года (братский год длился с октября по октябрь, данное исчисление было связано с датой празднования памяти святого великомученика Д. Солунского (26 октября), покровителя Братства) музеем руководит преподаватель семинарии Василий Рождественский. С этого же периода можно наблюдать некоторые изменения в графике работы музея, который открывался для посетителей в воскресные и праздничные дни. В связи с этим в последующие годы приток посетителей приходился на дни Великого поста и крупные церковные праздники, из чего можно заключить, что музей осматривали преимущественно приезжие паломники. Так, в продолжение Великого поста 1912 г. музей посетило 167 человек, а в обычные дни от 2 до 20 человек [11,
с. 168]. Во время Великого поста 1913 г. в музее побывало около 200 человек, а в остальное время года «посетителей было от 5 до 20 человек в воскресный день», причем это были преимущественно учащиеся (воспитанники семинарии, гимназии духовного и епархиального женского училищ) [12, с. 181-182]. Данный отчет был последним, в котором приводились конкретные данные о посещаемости. Так, в отчете 1914 г. было лишь сказано, что экспозиции музея осматривали старообрядцы «специально для этого приезжавшие из южных уездов Тобольской губернии - их интересовали старопечатные книги и старинные кресты» [13].
Несмотря на нестабильную посещаемость, музей был известен далеко за пределами не только своей губернии, но и Сибири. Весьма интересными, с точки зрения настоящего исследования представляются события 1912 г. 26 октября из столицы в Совет Братства поступило Отношение (за №3880) от Комиссии по устройству юбилейной художественноисторической выставки в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых в Императорской Академии художеств. На этой выставке должны были быть представлены «картины, произведения ваяния и зодчества (в оригинальных рисунках или моделях, церковно-художественные предметы, (иконы, утварь, облачения, книги и пр.), медали, гравюры, грамоты, оружие, серебряные изделия и пр.». В документе была оговорена цель выставки - «заинтересовать народные массы наступающим в феврале 1913 года историческим моментом и иллюстрировать важнейшие события в России за последние три столетия, преимущественно происшедшие при непосредственном участии членов Дома Романовых, выразить дух каждого царствования, представить личность каждого государя и членов царствующего дома и соответственно сему собрать художественные произведения и предметы работы этих эпох, группируя их на выставке по отдельным царствованиям» [12, с. 182]. Комиссия, «будучи уверенна», что в Тобольском церковном древлехранилище «находятся произведения и предметы, принадлежащие членам Дома Романовых, пожертвованные Ими или же вообще по времени исполнения относящиеся к той или иной эпохе из царствования этого Дома и представляющие художественно-исторический интерес» просила Тобольское епархиальное братство сообщить о них полные сведения с указанием авторства, размеров, способа приобретения (куплены или пожертвованы) и дать согласие на предоставление этих произведений на выставку. Совет Братства отправил Комиссии ответ, в котором сообщил, что предметы, иллюстрирующие историю Дома Романовых имеются и в фондах самого древлехранилища («серебряная чаша, дар царя Михаила Федоровича архиепископу Киприану; деревянный, вызолоченный серебром посох патриарха Филарета, данный им архиепископу Киприану в 1621 г.» - все с дарственными надписями), и в ризнице кафедрального собора («Евангелие, печатанное в царствование Михаила Федоровича; крест серебряный под золотом с дарственной надписью Михаила Федоровича первому Тобольскому святителю Киприану; потир с дарственной надписью Михаила Федоровича первому Тобольскому святителю Киприану; посох камышовый, оттянутый темно-зеленым бархатом, подаренный патриархом Филаретом архиепископу Киприану; два больших серебряных ковша с дарственными надписями (жителям Тобольской губернии) Петра Алексеевича». [12, с. 183]. Комиссия прислала на имя Братства новое отношение, в котором помимо уведомления о переносе сроков выставки «ввиду сложности подготовительных работ» на декабрь 1913 г., содержалось сообщение, что «к указанному сроку, она (Комиссия) не замедлит воспользоваться ... художественными предметами, предлагаемыми ТЦД в качестве экспонатов для выставки и просит не отказать в дальнейшем столь полезном участии в устройстве этой выставки, призванной завершить торжество юбилейного года». Источник сообщает, что «Совет Братства, по требованию Комиссии, предметы, имеющиеся в
кафедральном соборе и ЦД и иллюстрирующие историю Дома Романовых, намерен выслать» [12, с. 184].
В 1913-1914 гг. положение древлехранилища ухудшилось: сырость и холод в помещении не только препятствовали нахождению в нем в течение длительного времени, но и разрушительно действовали на памятники, которые гнили и портились. Ввиду этого, хранитель вынужден был работать над систематическим описанием памятников дома, и уже к окончанию года почти полностью его завершил (им был описан самый богатый отдел старопечатных и рукописных книг и рукописей, который он предполагал опубликовать [14, с. 105]. В отчете за 1914-1915 год ссылок на существенные улучшений в работе музея обнаружено не было, В. Рождественский лишь отмечал, что «отдел старопечатных книг не имеет для себя надлежащего места, купленный в прошлом году шкаф всего не вмещает и поэтому книги и рукописи приходится помещать в каменную нишу, в которой они подвержены порче» и в связи с этим «было бы желательно поместить церковное древлехранилище в другом здании, в более обширном и теплом или, в крайнем случае, устроить шкафы для рукописных памятников». [13, с. 425].
К июню 1916 г. положение древлехранилища улучшается. Дело в том, что именно на этот период было запланировано Торжественное открытие мощей Св. Иоанна Тобольского, на которое должны были приехать чиновники Св. Синода и епископы разных епархий. В связи с этим помещение музея было отремонтировано, приобретены витрины и шкафы, предметы размещены «в стройности и порядке». Внимание высоких гостей особенно привлекли иконы Новгородского и Московского письма, а также редкие рукописные книги. Помимо духовных и светских сановников музей посетило значительное количество отдельных посетителей и групп, прибывших к открытию мощей. Тем не менее, по замечанию заведующего, помещение не отличалось удобством, в нем по-прежнему «господствуют сырость от недостатка отопления и каменного пола и теснота. Вследствие этого приходится держать предметы в глухих витринах и шкафах. Когда поступают новые предметы, создается затруднительное положение», поскольку фонд музея уже насчитывает 2194 ед. хр. [15, с. 10].
В дни прославления Св. Иоанна Тобольского было принято решение о переименовании Тобольского Епархиального Братства святого великомученика Димитрия Солунского в Тобольское Свято-Иоанно-Димитриевское православноцерковное братство, о чем свидетельствуют данные отчета Братства за 1916-1017 г. В указанных отчетных данных есть и сведения о древлехранилище, касающиеся только состава фонда и текущих поступлений, согласно которым на начало года в музее было сосредоточено 2194 ед. хр., а к концу года 2228 ед. хр. [16, с. 103-110].
В результате проведенного исследования стало известно, что древлехранилище действовало или до 1918 года (именно в этом году были последние записи в описи музея, свидетельствующие о передаче в его фонд 23 ед. хр. - вещей (преимущественно иконы) принадлежавших епископу-мученику Преосвя-щеннейшему Гермогену, епископу Тобольскому и Сибирскому), или до 1924 г. В пользу последней даты говорит «Сдаточная опись книгам Тобольского кафедрального собора и бывшего при нем древлехранилища, переданным на хранение в Тобольский окружной архив 9 декабря 1924 г.» ныне хранящаяся в Государственном архиве г. Тобольскае [17, л. 90-94]. Согласно описи № 1 в архив было передано181 ед. хр. (книги), которые были приняты заведующим архивом [17, л. 90-94]. Согласно описи № 2 в архив поступило и 84 наименования различных документов (каждое в нескольких экземплярах) [17, л. 95-97]. Что же касается вещественных и изобразительных материалов древлехранилища, то они в 1926 г., в сильно пострадавшем виде были переданы по инициативе Бирюкова Николая Апполоно-вича в Музей Тобольского Севера (ранее Тобольский губернский музей, ныне ТГИАМЗ) [18, с. 64]. Необходимо заметить,
что Николай Апполонович Бирюков (1861-1930) до революции был преподавателем Тобольской Духовной Семинарии, являлся действительным членом церковного древлехранилища, возглавлявшим научно-поисковую работу в Архивной комиссии и членом «Общества изучения края» при музее Тобольского Севера (ныне ТГИАМЗ).
Таким образом, в ходе реконструкции деятельности Тобольского церковного древлехранилища было выявлено, что оно создавалось в контексте мер, направленных на охрану памятников церковной старины рубежа XIX-XX вв. и по инициативе общественной организации - Тобольского Епархиального братства (в европейской части России такие музеи создавались при церковно-археологических обществах). Рабо-
та древлехранилища осуществлялась в рамках церковной политики Тобольской епархии и была направлена на документирование, сохранение и научное изучение истории православия в регионе. Несмотря на бытовые трудности (недостаточное материальное обеспечение, непригодное для нужд музея помещение) древлехранилище являлось своеобразным научноисследовательским центром, выполнявшим функции историко-археологического общества. Историческая действительность первой четверти ХХ в. повлияла на прекращение деятельности древлехранилища, но его фонды и научные изыскания и работы частично сохранились в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике и Государственном архиве г. Тобольска.
Библиографический список
1. Справочная книга по Тобольской епархии на 1908 г. / Издание ТЕБ св. великомученника Д. Солунского. - Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1908.
2. Тобольское церковное древлехранилище // ТЕВ. - 1902. - № 22.
3. Устав церковного древлехранилища при Тобольском Епархиальном Братстве св. великомученика Д. Солунского // ТЕВ. - 1902. - № 1.
4. Отчет Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1901-1902 гг. // ТЕВ. - 1903. - № 2.
5. Докладная записка // ТЕБ. - 1903. - № 13.
6. Отчет о состоянии Тоьольского церковного древлехранилища с 26 окт. 1903 г. по 26 окт. 1904 г. // ТЕВ. - 1905. - № 4.
7. Протокол общего собрания ТЕБ (18.04.1904) // ТЕВ. - 1904. - № 9.
8. Отчет о состоянии ТЦД за 1908 - 1909 год // ТЕВ. - 1910. - № 6.
9. Отчет о деятельности Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1909-1910 г. // ТЕВ. - 1910. - № 24.
10. Отчет деятельности Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1910-1911г. // ТЕВ. - 1912. - № 1.
11. Отчет о деятельности Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1911-12 г. // ТЕВ. - 1913. - № 8.
12. Отчет о деятельности Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1912-13 г. // ТЕВ. - 1914. - № 9.
13. Отчет о деятельности Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1914-1915 гг. // ТЕВ. - 1916. - № 4.
14. Отчет о деятельности Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского за 1913-14 г. // ТЕВ. - 1915. - № 7.
15. От совета Тобольского Епархиального Братства св. великомученика Д. Солунского // ТЕВ. - 1917. - № 1.
16. Отчет о деятельности Тобольского Свято-Иоанно-Димитриевского православно-церковного братства за 1916-1917 год // ТЕВ. - 1918. -
№ 6.
17. «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. 65, оп. 1, д. 1.
18. Тобольский биографический словарь. - Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2004.
Bibliography
1. Spravochnaya kniga po Toboljskoyj eparkhii na 1908 g. / Izdanie TEB sv. velikomuchennika D. Solunskogo. - Toboljsk: Tipografiya Eparkhialjnogo Bratstva, 1908.
2. Toboljskoe cerkovnoe drevlekhranilithe // TEV. - 1902. - № 22.
3. Ustav cerkovnogo drevlekhranilitha pri Toboljskom Eparkhialjnom Bratstve sv. velikomuchenika D. Solunskogo // TEV. - 1902. - № 1.
4. Otchet Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D.Solunskogo za 1901-1902 gg. // TEV. - 1903. - № 2.
5. Dokladnaya zapiska // TEB. - 1903. - № 13.
6. Otchet o sostoyanii Tojoljskogo cerkovnogo drevlekhranilitha s 26 okt. 1903 g. po 26 okt. 1904 g. // TEV. - 1905. - № 4.
7. Protokol obthego sobraniya TEB (18.04.1904) // TEV. - 1904. - № 9.
8. Otchet o sostoyanii TCD za 1908 - 1909 god // TEV. - 1910. - № 6.
9. Otchet o deyateljnosti Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo za 1909-1910 g. // TEV. - 1910. - №24.
10. Otchet deyateljnosti Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo za 1910-1911g. // TEV. - 1912. - №1.
11. Otchet o deyateljnosti Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo za 1911-12 g. // TEV. - 1913. - №8.
12. Otchet o deyateljnosti Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo za 1912-13 g. // TEV. - 1914. - № 9.
13. Otchet o deyateljnosti Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo za 1914-1915 gg. // TEV. - 1916. - № 4.
14. Otchet o deyateljnosti Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo za 1913-14 g. // TEV. - 1915. - № 7.
15. Ot soveta Toboljskogo Eparkhialjnogo Bratstva sv. velikomuchenika D. Solunskogo // TEV. - 1917. - № 1.
16. Otchet o deyateljnosti Toboljskogo Svyato-Ioanno-Dimitrievskogo pravoslavno-cerkovnogo bratstva za 1916-1917 god // TEV. - 1918. - № 6.
17. «Gosudarstvennihyj arkhiv v g. Toboljske». F. 65, op. 1, d. 1.
18. Toboljskiyj biograficheskiyj slovarj. - Ekaterinburg: «Uraljskiyj rabochiyj», 2004.
Статья поступила в редакцию 01.06.11