Научная статья на тему 'Деятельность духовенства Томской епархии по сохранению исторического и культурного наследия в xix начале ХХ вв. (по материалам «Томских епархиальных ведомостей»)'

Деятельность духовенства Томской епархии по сохранению исторического и культурного наследия в xix начале ХХ вв. (по материалам «Томских епархиальных ведомостей») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
719
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / "ТОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / ТОМСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТОМСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ / ПАМЯТНИКИ ЦЕРКОВНОЙ СТАРИНЫ / "TOMSK DIOCESAN BULLETIN" / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE CHURCH / TOMSK DIOCESE / TOMSK CHURCH HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL SOCIETY / TOMSK CHURCH MUSEUM / MONUMENTS OF SPIRITUAL LEGACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева Лариса Сергеевна

В данной работе обобщен дореволюционный опыт сохранения памятников древности членами Русской православной церкви на примере Томской епархии. В основу исследования легли публикации священнослужителей историко-краеведческого характера в дореволюционном официальном епархиальном издании «Томские Епархиальные Ведомости». Особое внимание в данной статье уделено культуроохранной деятельности членов Томского Церковного Историко-Археологического Общества, открытие которого состоялось в 1916 г. Выявлены основные направления деятельности Общества, в том числе организация Томского епархиального древлехранилища. В целом автор приходит к выводу, что духовенство Томской епархии, как и другие организации Русской Православной Церкви, начиная со II половины XIX начала ХХ вв. стремится сохранить церковные реликвии и использовать их в целях духовного и нравственного просвещения общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF TOMSK DIOCESE CLERGY TO PRESERVE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE 19 TH EARLY 20 TH CENTURIES (based on «Tomsk diocesan bulletin»)

The paper highlights the experience of Tomsk diocese clergy to preserve the cultural heritage in the 2nd half of the 19 th early 20 th century. This study is based on the publications on local history in the pre-revolutionary official bulletin of the clergy "Tomsk diocesan bulletin". The author notes that one of the brightest events in the protection of monuments of spiritual legacy in the diocese was the opening of Tomsk Church History and Archaeological Society, which set itself the objective of preservation and study of the monuments of antiquity and the local church history. In general, the author concludes that since the 2 nd half of 19 th early 20 th centuries the clergy of Tomsk diocese, as well as other organizations of the Russian Orthodox Church seeks to preserve the church relics and use them for the purpose of spiritual and moral education of society.

Текст научной работы на тему «Деятельность духовенства Томской епархии по сохранению исторического и культурного наследия в xix начале ХХ вв. (по материалам «Томских епархиальных ведомостей»)»

УДК 27-725 (571.16)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

(по материалам «Томских епархиальных ведомостей»)

Л. С. Алексеева

ACTIVITIES OF TOMSK DIOCESE CLERGY TO PRESERVE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE 19th - EARLY 20th CENTURIES (based on «Tomsk diocesan bulletin»)

L. S. Alekseeva

В данной работе обобщен дореволюционный опыт сохранения памятников древности членами Русской православной церкви на примере Томской епархии. В основу исследования легли публикации священнослужителей историко-краеведческого характера в дореволюционном официальном епархиальном издании «Томские Епархиальные Ведомости».

Особое внимание в данной статье уделено культуроохранной деятельности членов Томского Церковного Историко-Археологического Общества, открытие которого состоялось в 1916 г. Выявлены основные направления деятельности Общества, в том числе - организация Томского епархиального древлехранилища.

В целом автор приходит к выводу, что духовенство Томской епархии, как и другие организации Русской Православной Церкви, начиная со II половины XIX - начала ХХ вв. стремится сохранить церковные реликвии и использовать их в целях духовного и нравственного просвещения общества.

The paper highlights the experience of Tomsk diocese clergy to preserve the cultural heritage in the 2nd half of the 19th - early 20th century. This study is based on the publications on local history in the pre-revolutionary official bulletin of the clergy - "Tomsk diocesan bulletin".

The author notes that one of the brightest events in the protection of monuments of spiritual legacy in the diocese was the opening of Tomsk Church History and Archaeological Society, which set itself the objective of preservation and study of the monuments of antiquity and the local church history.

In general, the author concludes that since the 2nd half of 19th - early 20th centuries the clergy of Tomsk diocese, as well as other organizations of the Russian Orthodox Church seeks to preserve the church relics and use them for the purpose of spiritual and moral education of society.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, Томская епархия, «Томские епархиальные ведомости», Томское Церковное Историко-Археологическое Общество, Томское церковное древлехранилище, памятники церковной старины.

Keywords: historical and cultural heritage of the church, Tomsk diocese, «Tomsk diocesan bulletin», Tomsk Church Historical and Archaeological Society, Tomsk church museum, monuments of spiritual legacy.

Почтительное отношение к реликвиям было свойственно человеку с глубокой древности. На протяжении многих веков в монастырских и церковных ризницах происходило накопление исторических реликвий, рукописей, произведений живописи и даже военных трофеев. Однако к церковным предметам, не использовавшимся по назначению или выведенными из богослужебного употребления, не было бережного отношения, в силу чего они утрачивались. В России, особенно во второй половине XIX века, на фоне общего оживленного интереса к церковным памятникам стали изучаться рукописи, церковное искусство и другие исторически значимые предметы.

Интерес к сохранению и изучению памятников церковной старины поддерживал и Святейший Синод. Так, Св. Синодом инициировано издание циркуляра о необходимости передачи предметов богослужения, изъятых из обращения, в специальные заведения. «Не в сырых чуланах и заброшенных сундуках место уцелевшим ещё остаткам церковной старины, а их следует сосредоточить в местных епархиальных древлехранилищах; здесь они не только будут целы, но и принесут пользу науке и будут доступны всякому исследователю. Оставить же на местах, хотя и зарегистри-

ровав в особую опись, значит, ещё ничего не сделать и делу охранения памятников не помочь» [16].

Для предотвращения действий, способствующих разрушению и распродаже церковного достояния памятников среди духовенства и общественности, а такие прецеденты случались достаточно часто, с 60-х гг. XIX в. в официальных церковных изданиях также стали печататься материалы по истории монастырей, церквей и чудотворных икон. Отметим, что большинство епархий России, а их к концу XIX столетия было 69, одна из которых, Алеутская, находилась за пределами страны, имели свои периодические издания -Епархиальные Ведомости.

Идея создания особой епархиальной газеты по примеру «Губернских ведомостей» принадлежала выдающемуся богослову, церковному историку и археологу - херсонскому архиепископу Иннокентию (Борисову). В 1853 году была разработана примерная программа епархиального повременного издания, которая вследствие тяжких обстоятельств Крымской войны осталась без продвижения. Уже после смерти архиепископа его приемник на кафедре архиепископ Димитрий (Муретов) в 1859 году предложил данную программу на обсуждение Святейшему Синоду. Синод удовлетворил ходатайство, а также признал по-

© Л. С. Алексеева, 2014

27

лезным распространение аналогичных изданий во всех епархиях. Для этого в циркулярном указе от 31 декабря 1859 года разослал программу «Херсонских епархиальных ведомостей» во все епархии [9, с. 174 - 182].

В Сибири первыми по времени публикации стали выходить «Иркутские Епархиальные Ведомости» (1862 г.), за ними - «Томские Епархиальные Ведомости» (с июля 1880 г.), далее - «Тобольские Епархиальные Ведомости» (1882 г.) и «Енисейские Епархиальные Ведомости» (1884 г.) [4, с. 1 - 15].

Особый интерес для истории Русской Православной Церкви представляет мало изученный вопрос деятельности духовенства по сохранению памятников церковной старины в печатном органе Томской Епархии - «Томских епархиальных ведомостях». Наряду с этим, изучение опыта работы дореволюционных церковно-исторических обществ имеет большое значение для тех, кто занимается церковно-историческими и археологическими исследованиями, а также устройством церковных музеев и периодических церковных выставок.

Первый номер «Томских епархиальных ведомостей» был выпущен в июле 1880 г., последний дореволюционный номер вышел в декабре 1917 г. Выходили вести 2 раза в месяц 1-го и 15 числа. Первым редактором «Томских Епархиальных ведомостей» стал и. д. ректора семинарии А. Варфоломей. В период с 1881 по 1904 гг. редактором назначен преподаватель Томской семинарии М. И. Соловьев. С января 1904 по июль 1906 г. - ректор семинарии протоиерей И. Панормов. В течение с 01.07.1906 г. по 1917 г. включительно редактором был протоиерей С. Путо-диев.

Содержательная сторона Томских Епархиальных ведомостей, как и многих других церковных периодических изданий, была основана на образцовой программе «Херсонских епархиальных ведомостей» и состояла из двух отделов: официального и неофициального. По необходимости структура Ведомостей изменялась. Так, например, в период с 1898 по 1904 гг. книга состояла из трех разделов, последний из которых назывался «Миссионерским». В данном разделе публиковались отчеты Алтайской Духовной Миссии и ее отделов, а также известия, воспоминания

о просветительской деятельности духовенства среди сибирского коренного населения. В связи с русско-японской войной в период с 1905 по 1906 гг. выходило приложение «Современные известия».

Поступающие в редакцию историко-краеведческие изыскания условно можно подразделить на следующие категории:

1. Исторические сведения о завоевании и освоении Сибири.

Здесь рассматривается история завоевания Сибири Ермаком, а также распространение христианства в Сибири.

2. Сведения об образовании и развитии Томской Епархии и ее структур (история Томской Духовной Семинарии, Алтайской Духовной Миссии, храмов и причтов и др.).

Вторая, обозначенная нами группа, является достаточно обширной, так как она касается непосредст-

венно истории развития самой Томской Епархии. В данную группу вошли следующие статьи: «Монастыри в Западной Сибири (обзор)». Представлен обзор монастырей Тобольской и Томской епархий Автор статьи не указан [10]. Сюда же можно отнести и такие статьи, как «О бывшем Томском Девиче Монастыре, закрытом в 1776 г.» [10].

3. Биографические данные томских архипастырей и священнослужителей неоднократно размещались на страницах ведомостей в виде статей, которые печатались в дни хиротонии или дня рождения, а также в виде некрологов. Особое внимание уделялось апостолам Алтая - миссионерам архимандриту Макарию (Глухареву) и Макарию (Невскому), митрополиту Московскому и Коломенскому.

4. Агиография сибирских и томских святых

Большое внимание на страницах Ведомостей уделялось не только сведениям повсеместно чтимых святых, но и подвижникам, которые подвизались на территории Томской епархии. Православное духовенство неоднократно делилось с воспоминаниями о Домне Карповне и старце Феодоре Томском. В свое время о святых писали Алтайский миссионер протоиерей М. Путинцев [12], протоиерей Николай Митропольский [7].

5. Сказание о святых иконах.

Уже первые годы своего существования на страницах Ведомостей была опубликована рукопись «Сказание о явлении образа святителя Николая Чудотворца града Томска в веси Семилужное еже бысть в лето от Р. Х. 1702», которая была приобретена за Байкалом в 1873 г. и чудесным образом уцелела от пожара. Публикуя рукопись в 1881 году, редакция обращалась к читателям с целью выяснить, есть ли у читателей еще какие списки рукописи, которые также предлагалось опубликовать и сличить их [14].

Одним из первых, кто откликнулся на просьбу редакции, стал протоиерей Томского собора Алексий Лавров, предоставивший «Описание иконы Чердац-кой Божией Матери и летопись церкви Чердацкой». Многочтимая икона из Мариинского округа Колыон-ской волости села Чердацкого на р. Чулыме была подарена Митрополитом Тобольским и всея Сибири Иоанном Максимовичем ясашным князьям Чулымских татар в 1714 г. (икона была привезена святителем в 1712 г. из Чернигова) [3].

К образу местночтимой иконы святителя Николая Чудотворца из с. Семилужного исследователи обращались неоднократно. В 1887 г. священник Антонин Мисюрев, переработав «Указатель по делам и рукописям, относящимся до Сибири и принадлежащим Московскому главному архиву Министерства Иностранных Дел», составленный Пуцилло в 1879 г., вновь обращается к чудотворному образу свт. Николая. В своей статье священник приводит копию о явлении образа святителя Николая, снятую Миллером с креста, который, вероятно, находился в первой томской Троицкой церкви [5].

Также в епархиальном печатном органе публиковались и статьи иногородних священников-краеведов. Статья Каинского благочинного протоиерея Николая Митропольского «Икона святителя Иннокентия Иркутского чудотворца церковь села: Осиновые-Колки,

что близ Каинска» была опубликована в 1881 году [6]. Протоиерей в своей статье рассказывает как верующие люди села Осиновые Колки, совершив паломничество в Иркутский Знаменский женский монастырь, получили в благословение икону святителя Иннокентия Иркутского, изготовленную на полотне. Подводя итог, протоиерей отмечает, что вероятно эта икона является прижизненным портретом иркутского святителя.

В январе 1887 г. в г. Томске состоялся очередной Епархиальный съезд, на котором Преосвященный Исаакий, епископ Томский и Семипалатинский, поднял вопрос о приведении в известность имеющихся в томской епархии церковных древностей через публикацию предметов в «Епархиальных Ведомостях». Здесь же впервые прозвучала идея о местном церковно-археологическом музее. Однако сразу же было оговорено, что за отсутствием фонда и неимением средств для содержания, такая идея является преждевременной. Поэтому в условиях того времени важное значение приобрело собирание и исследование церковного наследия с научной точки зрения. В заключение своего выступления епископ представил свои предложения о приведении в известность древних церковных памятников путем их публикации в печатных органах, что в свою очередь способствовало бы сохранению материальных ценностей [13, с. 1 - 5].

Вслед за январским Епархиальным съездом на страницах томских Епархиальных ведомостях появляется публикация священника Антонина Мисюрева «О необходимости помещения в неофициальной части Томских епархиальных ведомостей материалов исторического содержания», где он обобщает и расширяет доклад епископа [4]. Священник в своей пространной статье знакомит читателя с историографией сибирских летописцев о становлении первой в Сибири тобольской типографии Василия Корнильева, которая способствовала распространению церковноисторических знаний и дала толчок к более глубокому исследованию Сибири. Главная цель статьи - привлечение широкого круга исследователей памятников старины Томской епархии, как из светской среды, так и из духовенства. А также это адресовано обучающимся в духовной гимназии, действующей при Алек-сеевском монастыре и студентам Томской духовной семинарии. Итоги исследовательской деятельности священник Антонин, вслед за Томским архипастырем, предлагает публиковать в неофициальной части «Томских Епархиальных ведомостях», что поможет сохранить от «губительных случайностей разнообразного исторического материала по епархии, находящихся в одном, большею частию, экземпляре» и повысит интерес к сибирским памятниках столичных ученых и любителей старины [4].

Новую страницу в исследовательско-охрани-тельной деятельности священства открыло Томское Церковное Историко-Археологическое Общество, Устав которого был утвержден Святейшим Синодом 04.10.1914 г. Общество ставило перед собой следующие цели:

1. Изучение церковно-религиозной жизни Томской епархии, совместно с Алтайской Духовной Миссией, в их прошлом и настоящем.

2. Обследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории.

Для сосредоточения и хранения письменных и вещественных памятников церковной старины, древностей первобытной истории и предметов археологического и исторического значения, Обществом была поставлена задача устройства древлехранилища [15, с. 619 - 624].

1 мая 1916 г. в читальном зале Архиерейского дома состоялось торжественное открытие Томского церковно-историко-археологического общества. Автору статьи в архивах не удалось обнаружить документального подтверждения данного факта, но стоит отметить, что это культурное событие было подробно освещено на страницах «Томских Епархиальных Ведомостей». Согласно церковного протокола, собрание началось краткой молитвой, а затем - пространным докладом о значении открываемого Общества для Томской епархии, преподавателя церковной археологии Духовной Семинарии, протоиерея Сергия Дмитриевского, после которого священник К. Полетаев ознакомил присутствующих с Уставом Общества.

В заключение торжественного заседания Преосвя-щеннейший Анатолий, епископ Томский и Барнаульский, он же Председатель Общества, выступил с предложением избрать Почетными Членами открытого Общества: Митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского), Министра народного Просвещения В. Т. Шевякова, епископов Якутского Евфимия и оренбургского Мефодия, Попечителя ЗападноСибирского Учебного округа Н. И. Тихомирова, ректора Томского университета М. Ф. Попова, директора технологического института Н. И. Карташева,

П. И. Макушина, ученого Г. Н. Потанина, инженера А. Д. Крячкова и профессора университета П. А. Прокошева.

На очередных майских заседаниях рассматривались направления работы Общества. Первое из них -Собирание памятников древности. Второе - изучение литературы по вопросам, касающимся Томской епархии. Единогласное мнение членов Общества - необходимость организации древлехранилища, куда бы стекались рукописи, церковные древности, церковноархеологические памятники. О последних вопрос стоял остро, т. к. из-за повышенного к ним интереса памятники археологии в большом количестве уходили в заграничные музеи [11, с. 408 - 410]. На последующем заседании Общества для осуществления намеченных целей из числа членов были образованы Комиссии.

В первую комиссию по «приведению в известность архивов церквей, монастырей, духовно-учебных заведений и Епархиальных учреждений» вошли инженер А. А. Крячков, директор 1-й мужской гимназии

Н. Н. Бакай и прот. С. Дмитриевский, профессор Императорского университета П. А. Прокошев, священники В. Окороков и И. Акулов. Председатель Комиссии - Н. Н. Бакай.

Во вторую комиссию по «изучению местных религиозных обычаев, преданий, песен, церковных обрядов и проч.» вошли - почетный член общества Г. Н. Потанин, А. В. Анохин, епархиальный наблюдатель Церковно-Приходских школ В. Е. Мироно-

сицкий, преподаватель Семинарии Н. Глаголев и епархиальные миссионеры. Советом общества также предлагалось для работы в этой комиссии привлечь учителей народных школ и духовенство, в том числе священника с. Парабели М. Пинтусова и с. Улалы -священника П. Сорокина как проявивших себя в успешном собирании народных преданий и религиозных обычаев (председатель - Г. Н. Потанин, помощник председателя - Н. Г лаголев).

Третья комиссия по «сбору сведений, описанию, наблюдением за сохранностью старинных храмов, часовен, кладбищ, древних икон, старинной церковной утвари и т. п., а также принятию мер против их порчи и уничтожения» состояла из инженеров А. Крячкова, Н. Баумгартена, Н. И. Карташева, художника М. М. Полякова, секретаря общества изучения Сибири Михайлова и протоиереев П. Мстиславского, С. Дмитриевского и епархиального миссионера П. Волкова, секретаря Консистории С. Г. Шалаева. На эту же комиссию возлагалось составление «Инструкций и указаний для Епархиального духовенства по описанию и приведению в известность историко-археологических материалов, рассеянных по селениям Томской Епархии» (председатель -

А. В. Крячков) [15].

Четвертая комиссия, которая обязывалась «Производить историческое обследование внешнего и внутреннего развития местной церковно-религиозной жизни, возникновение раскола и сектантства, а также и местных язычествах и магометанства в их отношениях к христианству» состояла из протоиерея П. Мстиславского, делопроизводителя братства

Св. Димитрия Ростовского священника Н. Климова, преподавателя раскола и сектантства в духовной Семинарии Н. Глаголева, смотрителя духовного училища, священника И. Ливанова а также противорас-кольнических и противосектантских миссионеров Епархии (председатель - прот. П. Мстиславский);

Также членам Общества и комиссий, согласно Устава Общества, вменялось проводить публичные чтения, печатать материалы и научные исследования по церковной истории и археологии местного края [15]. Кроме того, на этом же Собрании члены Общества ходатайствовали перед Преосвященнийшим Анатолием, епископом Томским и Алтайским о выделении для работы с архивами и памятниками древности комнаты в Епархиальном доме им. И. М. Некрасова, отводимую под Церковное древлехранилище, которую, прежде всего, необходимо было оборудовать.

Активная деятельность членов общества также подтверждается тем, что они выходили на уровень руководителей благочиний. На съезде благочинных Томской епархии, который проходил в декабре

1916 г., был заслушан доклад Председателя Общества Епископа Гавриила и протоиерея С. Дмитриевского с просьбой оказать сочувствие и поддержку Обществу привлечением в ряды его членов возможно большего числа епархиального духовенства и прихожан. Также в докладе еще раз была обоснована необходимость создания «Музея церковной местной древности» и призыв на оказание финансовой помощи на приобретение музейного оборудования [2, с. 15 - 19].

Член историко-археологического общества протоиерей С. Дмитриевский в декабре 1917 г. вновь обратился к духовенству, где призывал «принять меры к сохранению памятников церковной старины», а также «ради лучшей сохранности для науки старинных предметов, ненужных для церковного употребления... переслать их в томский археологический музей» [1, с. 388].

Активную деятельность Церковно-археологического общества, как и другие церковно-краеведческие исследования духовенством, прервали исторические изменения 1917 года.

Таким образом, начиная с 60-х гг. XIX века в Томской Епархии, как и во всей России, постепенно формировался интерес к сохранению историко-культурного достояния в виде документов, предметов. В сохранении же церковного наследия были заинтересованы и священнослужители, которые совмещали научные интересы со своими богослужебными обязанностями. Именно сейчас, когда частные коллекционеры стали рассматривать церковные предметы не как святыни, а как памятники старины или произведений гениальных мастеров, духовенство считало необходимым сохранить выведенные из литургического обихода церковное наследие. В данный период разрабатываются механизмы в сфере охраны культурного наследия Церкви. Одним из ярких примеров сохранения и знакомства широкой публики с наследием являлось и является публикация памятников. Одним из источников опубликования церковного наследия в конце XIX - начале ХХ века являлись периодические издания - «Епархиальные ведомости». Так как изучение памятников предполагает непосредственное «общение» и скрупулезного исследования, то как следствие большинство ценных предметов были перемещены из церквей в древлехранилища. Таким образом, Русская Православная Церковь, в том числе и Томская епархия, в дореволюционный период на практике вела контроль за вышедшим из литургического обихода имуществом и использовала свои реликвии с целью изучения и духовного просвещения общества. Тем самым Церковь показала свою дееспособность в отношении сохранения своего культурного наследия.

Литература

1. Дмитриевский, С. Вниманию духовенства / С. Дмитриевский // Томские Епархиальные Ведомости. - 1917.

- № 23.

2. Журнал № 5 съезда благочинных томской епархии // Томские Епархиальные Ведомости. - 1917. - № 1.

3. Лавров, А. Описание иконы Чердацкой Божией Матери и летопись церкви Чердацкой / А. Лавров // Томские Епархиальные Ведомости. - 1881. - № 19 - 20.

4. Мисюрев, А. О необходимости помещения в неофициальной части Томских епархиальных ведомостей материалов исторического содержания / А. Мисюрев // Томские Епархиальные Ведомости. - 1887. - № 2.

5. Мисюрев, А. К сведениям о чудотворной иконе свт. Николая, ежегодно переносимой из Семилужков в Томск / А. Мисюрев // Томские Епархиальные Ведомости. - 1887. - № 14.

6. Митропольский, Н. Икона святителя Иннокентия Иркутского чудотворца церковь села: Осиновые-Колки, что близ Каинска / Н. Митропольский // Томские Епархиальные Ведомости. - 1881. - № 13.

7. Митропольский, Н. Юродивая Домна Карповна / Н. Митропольский // Томские Епархиальные Ведомости. -1883. - № 9.

8. Монастыри в Западной Сибири (обзор) // Томские Епархиальные Ведомости. - 1881. - № 12, 13, 24.

9. Нетужилов, К. Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России / К. Е. Нетужилов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2006. - № 21-1. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=12827600 (дата обращения: 16.03.14).

10. О бывшем Томском Девиче Монастыре, закрытом в 1776 г. // Томские Епархиальные Ведомости. - 1883.

- № 4.

11. Организационное собрание Историко-археологического общества // Томские Епархиальные Ведомости. -1916. - № 12.

12. Путинцев, М. Юродивая Домнушка / М. Путинцев // Томские Епархиальные Ведомости. - 1882. - № 16.

13. По вопросу о приведении в известность церковно-археологических памятников Томской епархии // Томские Епархиальные Ведомости. - 1888. - № 12.

14. Сказание о явлении образа святителя Николая Чудотворца града Томска в веси Семилужное еже бысть в лето от Р. Х. 1702 // Томские Епархиальные Ведомости. - 1881. - № 6 - 7.

15. Собрание Совета Церковно-археологического общества // Томские Епархиальные Ведомости. - 1916. -№ 22.

16. Устав Томского Церковного Историко-Археологического Общества // Томские Епархиальные Ведомости.

- 1914. - № 21.

17. Церковные ведомости. - 1912. - № 22 - 24. - С. 17.

Информация об авторе:

Алексеева Лариса Сергеевна - заведующая Музеем истории Православия на земле Кузнецкой (Кемеровская Епархия), аспирант по научной специальности 24.00.03 «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов» Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 8-961-704-2960, [email protected].

Larissa S. Alekseeva - Head of the Museum of the History of Orthodoxy in Kuznetsk Land (Kemerovo Diocese), post-graduate student at Kemerovo State University of Culture and Arts.

Статья поступила в редколлегию 09.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.