УДК [271.2:06:94(47).083](470.319)
ПОЛЯКОВ Г.П. Церковные историко-археологические
музеи Орловской епархии в начале XX века
Статья посвящена двум историко-археологическим музеям Орловской епархии РПЦ - Орловскому и Брянскому, работавшим в начале прошлого столетия. Её цель - попытка реконструировать события, связанные с вопросами создания и функционирования церковных музеев, а также выявить состав их коллекций и круг лиц, участвовавших в организации данных учреждений. Она реализуется в основном на материалах местной периодической печати.
Ключевые слова: Орел, Брянск, церковные музеи, музейные предметы, археологические раскопки, И.Е. Евсеев, Орловская епархия, П.С. Ткачевский, В. Попов.
В последней трети XIX в. в ряде епархий Русской Православной Церкви были основаны музеи с четко выраженными функциями хранения, изучения и популяризации памятников церковной археологии1.
В российской науке к середине XIX в. сформировалось представление о церковной археологии как о вспомогательной литургической дисциплине, имеющей, прежде всего прикладное пастырско-на-зидательное значение. Вместе с тем эта дисциплина признавалась в значительной степени исторической, поскольку речь в ней шла о традиции, древности и т.п. Таким образом, в дореволюционной русской церковной археологии сформировались два направления: богословско-литурги-ческое и историко-художественное2.
На VII Археологическом съезде, состоявшемся в Ярославле в 1887 г., произошел синтез первого и второго направлений и был открыт отдел церковных древностей. В начале XX в. церковная археология превратилась во вспомогательную церковно-историческую дисциплину. В настоящее время она рассматривается как «история духовной культуры», где под археологией понимается «совокупность исследований, относящихся к материальным объектам, которые вместе с другими данными могут осветить историю и образ жизни людей прошлого»3.
Церковно-археологические музеи, возникшие в 70-е гг. XIX в. при духовных академиях РПЦ, собиравшие, хранившие и изучавшие памятники церковной истории, изначально были немногочисленны и невелики. Большая группа таких музеев была организована в конце XIX - начале XX в. церковно-археологическими обществами и комитетами в епархиальных (губернских) центрах Российской империи.
Как и все музеи исторического профиля, церковно-археологические музеи ставили своей целью сохранение письменных и вещественных памятников. Но основной их задачей было просвещение духовенства и светской публики. Через приобщение к лучшим образцам архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства предполагалось развить уважение к церковной старине, интерес к её сохранению и изучению. Эти музеи комплектовались в первую очередь вещественными памятниками, имевшими отношение к истории и обрядности РПЦ. Традиционными были отделы иконописи, облачений, книг и рукописей, нумизматики, коллекций мелкой пластики (кресты, иконки), церковной утвари (чаши, паникадила и т.д.), а также гравюр, фотоснимков, чертежей памятников церковной архитектуры4.
В Орловской губернии епархиальный церковно-археологический музей был осно-
ван в 1900 г. Орловским церковным истори-ко-археологическим комитетом в г Орле5.
Орловский церковный историко-археоло-гический комитет в 1905 г был преобразован в церковно-археологическое общество, которое просуществовало вплоть до 1917 г включительно. В 1900 г в музей была передана часть памятников церковной старины из древлехранилища, существовавшего с 1893 г. при Орловской духовной семинарии.
В 1906 г в преддверии XIV Археологического съезда в Чернигове, запланированного на 1908 г, сотрудники музея составили три программы с целью «внести свою лепту в общее дело изучения нашего края в целях правильной исторической оценки другими нашей прошлой жизни и нашего быта, а вместе с тем и выработки надлежащего собственного самосознания». Они обратились с просьбой ко всем орловцам: «помочь... в деле выполнения научной задачи, возложенной на Орловский край предстоящим Черниговским археологическим съездом и вообще современной наукой. Эта помощь может выразиться доставлением в Общество сведений касательно тех или иных... памятников старины или древности»6. Первая программа была посвящена первобытным древностям, вторая - древностям историческим (преданиям, древним записям, развалинам крепостей, старым кладбищам, монетам, оружию, надписям, музыкальным инструментам, рукописям, портретам и т.д.), а третья - церковным древностям (церковным и монастырским зданиям и их остаткам, иконам, «стенному церковному письму по сырому грунту (альфреско)», металлическим изделиям священного характера, шитой церковной утвари, «резьбе на камнях, вставленных в стены церковных зданий с надписями», богослужебным книгам и рукописям). Эти программы во многом способствовали пополнению коллекций музея новыми экспонатами.
Впрочем, музей пополнялся не только за счет пожертвований. Например, согласно указанию Орловской духовной консистории в 1905 г. ему было передано уникальное рукописное собрание Брянского Свенского Успенского мужского монастыря, включавшее книги и документы XVII-XVIII вв., а также целый ряд синхронных им раритетов декоративно-прикладного искусства (например,
серебряные оклады Евангелий XVIII в. с художественной эмалью и миниатюрами)7.
Пополнение коллекций музея происходило и за счет археологических исследований Орловского церковно-археологическо-го общества. Так, председатель этого общества И.Е. Евсеев и его товарищ (заместитель) И.М. Белорусов провели археологические изыскания натерритории Трубчев-ского и Севского уездов, в частности в Бра-совской экономии великого князя Михаила Александровича Романова. Добытые артефакты поступили в музей общества8.
Орловское церковное историко-археоло-гическое общество широко развернуло исследовательскую работу. Печатным органом общества стали «Орловские епархиальные ведомости», освещавшие всю его деятельность. Особенно насыщенными стали археологические исследования, когда в ряды общества в 1909 г влился П.С. Ткачевский. Он родился 21 июня 1880 г. в с. Дятьково Брянского уезда, окончил Московский археологический институт, являлся учеником выдающегося археолога профессора Д.Я. Самоквасова. Под его руководством активно работали юные «археологи». Вместе с ними Ткачевский активно занимался раскопками. Так, например, в августе-сентябре 1909, 1910 и 1911 гг. им были исследованы археологические памятники по р. Болве, в селах Курганье, Ивот, д. Большое Жуково и с. Сло-бодище. Все находки и чертежи были переданы в церковный историко-археологичес-кий музей. Чуть позже он вновь вернулся в данные населенные пункты и осуществил раскопки курганов у сел Курганье и Ивот, давшие многочисленные женские древнерусские украшения. В д. Большое Жуково были исследованы 4 каменные надгробные плиты. Надписи и орнамент, по мнению Ткачев-ского, «говорят за конец XVI и начало XVII в.» Его раскопки были продолжены и в 1912 г. В 1913 г все найденные предметы были выставлены в Орловском церковном историко-археологическом музее. Они «характеризовали быт, нравы и обычаи вятичей»9.
За первые десятилетия своего существования музей «при содействии частных лиц и учреждений, без особых материальных затрат значительно развивался». В 1910 г. он был одним из самых крупных провинциаль-
№ 2 2010 г.
ных музеев данного профиля в РПЦ. Его собрание превышало 1,5 тысячи предметов и состояло из следующих отделов: «1) литейных произведений и икон; 2) рукописей, старопечатных книг и архивных материалов; 3) церковной утвари, шитья и предметов бытового характера; 4) археологического (христианской и бытовой археологии)».
В музее хранилась богатая коллекция «крестов, складней, панагий и энколпионов, включавшая свыше 800 предметов, подаренная местным любителем и знатоком старины Л.И. Пущиным». Украшением музейного собрания являлась коллекция икон, «писанных на полотне и дереве», среди которых «немного образов... московской, новгородской и строгановской школ. Есть работы, исполненные местными мастерами-иконописцами для нужд церкви и дома».
Главным богатством второго отдела музея стали архив Брянского Свенского Успенского монастыря, датируемый XVI-XIX вв., и «древлехранилище» (собрание письменных и вещественных памятников XVIII-XIX вв.) Орловской (б. Севской) духовной семинарии. Третий отдел украшала коллекция из Свенского монастыря, состоявшая из лучших образцов работ по металлу XVII-XVIII вв. и сохранившихся работ шитья золотом и серебром середины XVII-начала XVIII в.
Отдел археологии был самый молодой и немногочисленный: несколько таблиц с каменными орудиями,. немногих предметов из херсонских раскопок, раскопок 1901 г во Вщиже, 1902 г при д. Пеклиной, в 1909 г на «Игрище» в с. Лебедка и под Нарышкино. Они дают представление о поселенцах, живших в Орловском крае с X в.10. В своей работе музей не ограничивался только церковной тематикой.
В 1912 г по инициативе Орловского церковного историко-археологического общества и его музея была организована «историческая выставка в память Отечественной войны 1812 г». На выставке, которая проводилась в помещении историко-археологическо-го музея, были представлены коллекции ор-ловчан В.Р. Апухтина, Л.И. Пущина, графов Беннигсен, протоиерея И.В. Ливанского и др. На ней демонстрировалось «оружие и обмундирование российских войск, портреты геро-
ев Отечественной войны, книги о ней, всевозможные предметы домашнего обихода. Подобающее место уделяется также и церковной старине... Архиерейское седалище, вывезенное из Севска, ... дарохранительницы и парча на церковных ризах выработаны в стилях ампир и рококо. Много церковной утвари... Из последних поступлений на выставку отметим: от А.И. Баркова - шитый портрет императора Александра I, «Московские ведомости» за 1812 г, несколько картин из жизни Наполеона и гвоздь выставки - хрустальный кубок с белым медальоном, в котором надпись: «Париж склоняет свою голову перед северной столицей» (один из очень немногих кубков, уцелевших у лиц, предки которых пили в 1814 г. здравицу за мир); от О.С. Кисинской - весьма ценная коллекция бронзы; особенно выделяется портрет партизана Д. Давыдова от одного из его правнуков; от госпожи Сомовой - интересное собрание фарфора; от 141-го Можайского пехотного полка - коллекция оружия и разрывных снарядов с Бородинского поля»11.
Устроители выставки приложили особое старание к тому, чтобы «искусство, современное славному 1812 г., было представлено разнообразно и полно». Целью выставки было поднятие патриотических чувств, насаждение любви к русскому искусству и уважения к русской старине.
Выставка открылась 27 августа 1912 г., на ней присутствовали: почетный попечитель епископ Орловский и Севский Григорий, губернатор С.С. Андреевский, вице-губернатор Н.П. Галахов, члены церковно-археоло-гического общества, учащиеся города и «просвещенная публика». Корреспондент «Орловских епархиальных ведомостей», присутствовавший на открытии выставки, подводя её итоги, писал: «Выставка представляет собой праздник местных коллекционеров-археологов. В Европе духовные лица - ксендзы, пасторы, миссионеры, живущие в диких странах, собственным трудом составившие коллекции археологических предметов, местных растений и ископаемых, портретов местных же деятелей, не представляют собой редкого явления. Там, в Европе, отлично понимают, что без коллекционирования нет науки. Там участие духовных лиц в изучении края со стороны его истории или в исследо-
вании его естественных богатств представляет обычное явление. А эта выставка показала, что и у нас духовные учреждения и лица вовлекаются в эту работу и имеют неплохой результат»12.
В конце 1917 г Орловский церковно-ар-хеологический музей был закрыт, а его собрания были переданы Орловскому губернскому (вскоре ставшему краеведческим). Второй церковно-археологический музей в Орловской епархии и один из первых уездных музеев данного профиля в России был создан весной 1906 г. в г Брянске.
Его созданию предшествовало заседание Брянской церковно- археологической комиссии, состоявшееся 5 марта в доме протоиерея Владимира Попова (дяди М.А. Булгакова по матери). На заседании кроме хозяина присутствовали председатель Орловского церковного исто-рико-археологического общества Иван Ев-сеевич Евсеев (преподаватель Орловской духовной семинарии) и священники П. Мусатов, И. Соломин и Н. Ивановский. После обсуждения планов подготовки к XIV Археологическому съезду, который должен был состояться в 1908 г. в Чернигове, члены комиссии «приступили к обозрению небольшой археологической коллекции икон древней Покровской церкви, бывшего Брянского собора, вышедших теперь из церковного употребления. Причем И.Е. Евсеев обратил внимание на две иконы и царские врата от прежнего иконостаса и сделал о них подробный доклад. По его мнению, они принадлежат к XVII в. Причем икона с изображением вверху шести двунадесятых праздников в честь Благовещения, Воскресения Христова, Крещения, Покрова и Введения, а внизу - Господа Иисуса Христа с предстоящими апостолами, пророками и святителями, написанная на полотне, наклеенном на толстую доску, принадлежит к первой половине XVII в. Комиссия выразила желание открыть свой местный историко-археологический музей, в который поместит означенные выше иконы, как уже вышедшие из употребления, о чем через Орловское церковное историко-археологическое общество просит орловское Епархиальное начальство. Вещи Брянского историко-археологичес-
кого музея пока временно решили поместить в свободной комнате древней колокольни Брянского собора.
Протоиерей В. Попов в дар Брянскому музею принес следующие рукописи: календарь 1730 г на сто лет, «Летописец Келейный Преосвященного Димитрия Ростовского и Ярославского», «Краткое обозрение существования церкви единоверческой», выпись с Брянских писцовых и межевых книг на землю Семена Потресова 203 г (столбец), несколько рукописных стихотворений игуменьи Брянского женского монастыря Ангелины. И печатные произведения: «Синодик старца Ефрема», «Брянский Свен-ский монастырь», «Брянский говор» П. Ти-ханова, «Требник Митрополита Петра Могилы», «Последование благодарственного пения на ниспровержение крамолы» 1826 с, «Описание Брянской Смоленской Божьей Матери Церкви» 1884 г., «Старина», «Архив Брянской Думы» за 1732 г., «Мышкинс-кий сборник», рукопись 1779 г «Старые календари» и десять ценных выпусков Общества любителей древней письменности»13.
Помимо этих древностей «...при Брянском соборе с января 1906 г. было основано особое древлехранилище, помещающееся в ризнице собора, для сохранения памятников местной церковной старины, вышедших уже из церковного употребления. ... В состав древлехранилища входят до 50 предметов, а именно: царские врата, боковые двери и иконы XVII и XVIII вв., старопечатные книги, брачные венцы, а также рукописи. Они поступили от церквей г. Брянска и его уезда, а также и частных лиц»14.
4 мая 1906 г город Брянск и его собор посетил Епископ Орловский и Севский Серафим, который «... ревизовал церковные документы, облачения и только что образовавшийся церковно-археологический музей. При обзоре последнего владыко обратил внимание на царские врата и две иконы (XVII в.), сохранившееся от прежнего соборного храма, а также на древнее Евангелие, пожалованное собору царем Михаилом Федоровичем (26 октября 1640 г), и на церковную утварь, перешедшую в собор от упраздненного Спасо-Поликарпова монастыря, а именно: Святое Евангелие, пожертвованное в монастырскую церковь Рождества Пресвя-
№ 2 2010 г.
той Богородицы строителем церкви, князем Алексеем Афанасьевичем Барятинским, потомком Святого Поликарпа Брянского (это Святое Евангелие Московской печати 1689 г); такое же Евангелие 1698 г, пожертвованное стольником Алексеем Юрьевичем, князем Мещерским, потир из древней Пол-бинской пустыни; чаша для освящения воды, также дар князей Барятинских»15.
Таким образом, выстраивается следующая последовательность событий, связанных с образованием Брянского церковного историко-археологического музея: 1) в январе 1906 г. при Брянском соборе образуется древлехранилище; 2) 5 марта на первом заседании Брянской цер-ковно-археологической комиссии производится осмотр археологической коллекции из Покровского храма, принимается решение о размещении её в колокольне Брянского собора и о просьбе к Орловскому епархиальному управлению об открытии на ее базе музея; 3) церковный историко-архео-логический музей, по-видимому, в конце апреля 1906 г. был открыт и размещен в ризнице Брянского Преображенского собора; 4) в его состав вошли коллекции древлехранилища, Покровского храма, а также церковные раритеты многих церквей и монастырей г Брянска и Брянского уезда.
Итак, появление церковных историко-ар-хеологических музеев в епархиальном центре г. Орле и в уездном г. Брянске было обязано инициативе как местных церковных деятелей, так и светской интеллигенции, занимавшейся изучением истории края и старавшейся сохранить многочисленные церковные памятники. Эти древлехранилища, находившиеся в подчинении епархиального архиерея, были ориентированы на специфического посетителя - духовных лиц и учащихся духовных учебных заведений. У данных музейных учреждений были четко выражены функции хранения, изучения и популяризации памятников церковной истории. Однако процесс образования и развития церковных музеев происходил в сложных условиях, особенно материальных. Так, церковные музеи Орловской епархии практически не могли сами закупать необходимые им экспонаты, качественную музейную мебель, не имели средств на текущие нужды. Они находились в зависимо-
сти от благожелательного отношения к ним часто сменявших друг друга епархиальных архиереев. Но, несмотря на это и благодаря подвижнической работе, сотрудникам церковных музеев все же удалось добиться определенных успехов. В результате археологических раскопок, экспедиций, благодаря частным пожертвованиям были сформированы хотя и небольшие, но весьма разнообразные и ценные коллекции. По сути, церковные музеи региона стали первыми в области изучения церковной материальной культуры, а зачастую и региональной истории Русской Православной Церкви. Их собрания позднее пополнили фонды и экспозиции новых советских музеев региона.
1 Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 315.
2 Мусин А.Е. К вопросу о перспективах изучения церковной культуры в Российской археологии // Археологические вести. № 2. СПб., 1993. С. 147-150.
3 Гарден Ж.К. Теоретическая археология. М., 1983. С. 268.
4 Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 316.
5 Орловские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 14 мая 1906 г. С. 49.
6 Там же. 5 марта 1906 г. С. 321-327.
7 Цапенко М. Земля Брянская. М., 1972. С. 27.
8 Поляков Г.П. Археологические памятники Брасовского района // Страницы истории Брянщины. Брянск, 1997. С. 11-12.
9 Орловский Вестник. 1911. № 214. 2 сентября.
10 Ткачевский П.С. Орловский музей церковных древностей при Орловском церковным историко-археологическом обществе. Доклад прочитанный на собрании общества в 1910 г. 27 августа. Копия с рукописи П.С. Ткачевского. Лл. 1-2.
11 Комягинский И. Историческая выставка в память Отечественной войны 1812 года // Орловские епархиальные ведомости. 2 сентября 1912 г. Отдел неофициальный. С. 971-974.
12 Комягинский И. Историческая выставка в память Отечественной войны 1812 года // Орловские епархиальные ведомости. 2 сентября 1912 г. Отдел неофициальный. С. 972.
13 Орловские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 16 апреля 1906 г С. 489-490.
14 Брянские святые. Брянск, 1990 (репринтное воспроизведение книги Попова В. «Брянский Покровский собор. Историко-археологи-ческое исследование». Орел, 1907. С. 29.
15 Орловские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 14 мая 1906 г. С. 59.