Научная статья на тему 'Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму: церковное историко-археологическое общество Таврической епархии'

Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму: церковное историко-археологическое общество Таврической епархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАУКИ / ЦЕРКОВНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) / HISTORY OF SCIENCE / CHURCH ARCHEOLOGY / TAURIDA DIOCESE / CHURCH HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL SOCIETY / METROPOLITAN BENJAMIN (FEDCHENKOV)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калиновский Владимир Витальевич

В статье рассмотрены обстоятельства возникновения Церковного историко-археологического общества Таврической епархии и программные документы организации. Названы персональный состав общества и основные направления деятельности. Отмечена особая роль епископа Вениамина (Федченкова) в инициативе по созданию в Крыму церковно-археологического учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Experience of Centralization of Researches on History of Christianity in Crimea: Church Historical and Archaeological Society of the Taurida Diocese

The history of the church archeology in pre-Soviet times is one of the important problems of the modern history of science. Theoretical archaeological sphere of church activities in the late 19th early 20th centuries was to study the monuments of religious culture. In the 21st century, this issue has become particularly relevant. In my study, using archeographic and bibliographical methods, I examine founding circumstances and program documents of the Church Historical and Archaeological Society of the Taurida Diocese. These documents make it clear personal structure of Society and the main directions of its activity: (i) to promulgate and describe archives of churches, monasteries and other diocesan institutions, as well as all kinds of church monuments of antiquity; (ii) to study local religious customs, traditions, religious rites; (iii) to observe the safety of old churches and other church buildings, cemeteries, tombstones and other monuments, ancient church plate, written documents, etc. and to take measures against their damage and destruction; (iv) to collect and store in a museum all material and written monuments relating to the church and religious life in the diocese; (v) take care of the distribution in Society, especially among the clergy, church-historical and archaeological evidence, and on attracting attention and interest to them; (Vi) to organize the church and archaeological exhibitions and public readings of church-historical character; to print materials and research on church history and archeology of the region; to prepare historical and statistical description of the Diocese. It was planned to cooperate with other historical and archaeological institutions, both capital and provincial and diocesan, to share publications with them. Society was going to send delegates to the Archaeological congresses. In my article, I examine in detail the special role of Bishop Benjamin (Fedchenkov) in an initiative to establish a church-archeological institution in Crimea I conclude that the church and archaeological societies and museums of antiquities at them were opened on the initiative of a few enthusiasts, so, as soon as they depart from the cases, the work was stopped. Followers of affairs do not appear immediately, collected antiquities were plundered. In this respect, the situation with the work of Taurida Church and Archaeological Society is not unique, it is quite typical for the time.

Текст научной работы на тему «Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму: церковное историко-археологическое общество Таврической епархии»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время КРЫМОВЕДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КРЫМА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 12. Ausgb. 1.

Т. 12. Вып. 1 • 2016

'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea' 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Музей под открытым небом: Open Air Museum: Monument-Protective Works in the Crimea /

памятникоохранная работа в Крыму Museum unter dem offenen Himmel: Denkmatschutzarbeit in d^ Knm

УДК 94(27:2-9)(47)Крым

Калиновский В.В.

Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму: церковное историко-археологическое общество Таврической епархии

Калиновский Владимир Витальевич, кандидат исторических наук, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь)

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8521-167X

E-mail: vladimir-v-kalinovsky@j-spacetime.com; kalinovskyi@ukr.net

В статье рассмотрены обстоятельства возникновения Церковного историко-археологического общества Таврической епархии и программные документы организации. Названы персональный состав общества и основные направления деятельности. Отмечена особая роль епископа Вениамина (Федченкова) в инициативе по созданию в Крыму церковно-археологического учреждения.

Ключевые слова: история науки, церковная археология, Таврическая епархия, церковное историко-археологическое общество, митрополит Вениамин (Федченков).

История развития церковной археологии в досоветское время является одной из важных проблем современной истории науки [Непомнящий 1999, 2005]. Теоретическая сфера деятельности церковной археологии в указанный период заключалась в изучении памятников религиозной культуры. В практической сфере церковно-археологическая деятельность уже с начала 70-х гг. XIX в. заключалась в организации церковно-археологических обществ, комитетов и музеев, преимущественно — на епархиальном уровне. Целью этих учреждений, которых к 1917 г. насчитывалось в Российской империи около шестидесяти, был сбор, изучение, охрана, музеефикация и популяризация памятников церковной старины, находившихся в ведении епархий, приходов, монастырей и других организаций Церкви. Справедливо считалось, что связанная с охраной памятников научная и просветительская работа будет способствовать религиозно-нравственному воспитанию населения. Одной из методологических особенностей церковной археологии в то время был поиск соответствий между вещественными древностями и художественными памятниками, с одной стороны, и учением Церкви и текстами литургии, — с другой [Мусин 2004].

Значительное влияние на развитие церковной археологии осуществили Археологические съезды (1869—1914) [Непомнящий 2007]. На этих общественно-научных форумах произошло выделение церковной археологии как специальной дисциплины, становление ее методологического и понятийного аппарата. Уже на первом съезде историков, археологов и искусствоведов в Москве в 1869 г. использовалось понятие «наука христианских древностей» [Труды I Археологического съезда... 1871]. При этом христианские древности рассматривались наравне с другими произведениями искусства, не выделяясь в особый раздел. Лишь на III Археологическом съезде в Киеве в 1874 г. возник «отдел церковного быта», а окончательно отдел церковных древностей появился в структуре VII Археологического съезда в Ярославле в 1887 г.

Материалы III Археологического съезда (Киев, 1874): слева — обложка правил и Участники VII археологического съезда на Тимеревском программы (М., 1873), справа — титульный лист первого тома трудов (Киев, 1878) курганном могильнике под Ярославлем. Фото 1887 г.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 12. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

Начиная с 20-х гг. XIX в. священники занимались сбором сведений о культовых сооружениях в рамках работы в губернских статистических комитетах. Изучение памятников было на периферии деятельности этих организаций, тогда как потребность в этом осознавалась обществом все больше. Первым в 1863 г. возник Подольский епархиальный историко-статистический комитет (г. Каменец-Подольский). Только в первом пятнадцатилетие XX в. началось массовое создание церковно-археологических учреждений и повышение их научного потенциала. В период с 1901 по 1916 гг. было создано около тридцати таких организаций. Это во многом связано с тем, что в 1908 г. управляющий архивом Синода К.Я. Здравомыслов1 подал руководству записку с предложением

1 Здравомыслов Константин Яковлевич (1863—1933) — церковный историк и биограф, начальник архива и библиотеки Святейшего Синода, кандидат богословия. По его инициативе принято синодальное определение от 15 февраля 1906 г. об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и библиотеку Синода из церквей. При нём в архив Синода поступило свыше 400 старинных рукописей и более 1 тыс. книг XVII—XVIII вв. староцерковной печати.

по примеру губернских ученых архивных комиссий постепенно образовывать при духовных семинариях церковно-археологические комитеты, которые бы ставили перед собой задачу наблюдения, изучения, регистрации и, по возможности, научного исследования вещественных и письменных памятников своих епархий. После долгих блужданий по инстанциям, обрастая новыми предложениями, эта записка способствовала созданию в 1914 г. Архивно-археологической комиссии при Синоде. Она подготовила постановление об открытии аналогичных по задачам обществ во всех епархиях. Над постановлением работали крупнейшие специалисты в области охраны памятников старины и русской культуры: Д.В. Айналов, Н.П. Кондаков, Г.И. Котов, Н.В. Покровский, М.Т. Преображенский, Н.В. Султанов и др. [Комарова 1992].

ТРУДЫ

|щшвш тгиншг»

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕШГО КОМИТЕТА.

ВЫПУСНЪ СЕДЬМОЙ.

|1одъ редакцией ji. ^воровскаго,

Прь.южеме Vi WoAijwmwß ДпартЪмюгм йьАшсявдм» 18S4—föSi н.

Слева — титульный лист седьмого выпуска Трудов Подольского епархиального историко-статистического комитета (за 1894—1895 гг.).

Справа — титульный лист труда К.Я. Здраво-мыслова «Сведения о существующих в епархиях церковно-археологических учреждениях и консисторских архивах» (Пг., 1917).

Дмитрий Власьевич Айналов (1862—1939) историк искусства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1914), член Императорского Православного Палестинского Общества

Никодим Павлович Кондаков (1844— 1925), историк византийского и древнерусского искусства, археолог. Академик Петербургской АН (1898) и Императорской академии художеств (1893)

Григорий Иванович Котов (1859-1942), архитектор, реставратор, педагог

Николай Васильевич Покровский (1848—1917), археолог, общественный деятель. Директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии

Михаил Тимофеевич Преображенский (1854—

1930), архитектор, реставратор, педагог, историк древнерусского зодчества, академик Императорской Академии художеств (1893), член Императорского Православного Палестинского Общества

Николай Владимирович Султанов (1850—1908), архитектор (гражданский инженер), искусствовед и историк архитектуры, реставратор, педагог, директор Института гражданских инженеров (1895—1903)

Качественный сдвиг в отношении высших церковных властей к проблеме охраны памятников начался с 25 июня 1911 г., когда Святейший Синод поручил преосвященным тех епархий, где не существовало церковно-археологических организаций, принять меры архипастырского попечения к их созданию и укреплению. В поддержку постановления Синода на страницах «ТЦОВ» в разделе «Известия и заметки» появился анонимный материал «Важность изучения прошлого». В нем, в частности, отмечалось:

«Много памятников древности в нашем отечестве не познано совсем. Много погибает ценных памятников благодаря необразованному и даже намеренно злому отношению к ним обывателей. Особенно много погибает старины в области христианского искусства и церковных древностей. <...> Поэтому большую службу может сослужить родной старине духовенство, если оно, объединившись, выяснило бы по местам, какие в их приходах есть памятники и приняло участие в их сохранении от хищения и разрушения. Святейший Синод в последнее время обратил серьезное внимание на это обстоятельство. Почти во всех епархиях России, за исключением окраинных и сибирских, существуют церковно-археологические учреждения, имеющие целью охрану памятников церковной старины» [Важность изучения прошлого. 1912].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 12. Ausgb. 1.

'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea' 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

Инициатором создания в Таврической епархии церковно-археологического комитета был крупный религиозный деятель и мыслитель, на тот момент ректор местной духовной семинарии, архимандрит Вениамин. Будущий руководитель Общества, в миру — Иван Афанасьевич Федченков, родился 2 сентября 1880 г. в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье дворового человека и дочери дьяка. Закончив местное духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию, Иван Федченков поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где его духовником стал инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), который оказал огромное влияние на жизнь юноши. На последнем курсе академии Федченков принял монашеский постриг с именем Вениамин, а по окончании ее, уже в сане иеромонаха, был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории. С 1911 по 1913 гг. архимандрит Вениамин был ректором Таврической, а с 1913 по 1917 гг. — Тверской семинарий [Проводы ректора... 1913]. Всего за полтора года в Крыму он своим простым и сердечным отношением успел снискать любовь и доброе отношение, как со стороны корпорации семинарии, так и со стороны ее воспитанников. Тут же он основал религиозный кружок, стал известен как неутомимый церковный оратор. Вениамин был председателем подготовительной комиссии по организации археологического общества в Таврической епархии. В 1917 г. святитель вновь был избран ректором Таврической духовной семинарии [В духовной семинарии... 1917]. В 1917—1918 гг. он участвовал в работе Поместного собора Русской Православной Церкви, а также в работе Всеукраинского церковного собора, будучи избранным от младших клириков своей епархии.

Митрополит Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков, 1880—1861), православный подвижник, миссионер, духовный писатель, епископ Русской церкви; с 1947 в СССР

Симферополь. Таврическая духовная семинария: слева — на почтовой открытке конца XIX — начала ХХ вв. рядом с семинарской церковью Трех Святителей;

справа — на фото первой половины ХХ в.

В 1920 г. епископ Вениамин примкнул к Белому движению и по просьбе барона П.Н. Врангеля возглавил военное духовенство Русской Армии. В ноябре того же года вместе с армией и беженцами покинул Родину. За границей он некоторое время оставался епископом армии и флота, был членом Русского Совета при П.Н. Врангеле. В 1927 г. служитель ушел с поста руководителя духовенства Белой армии. В 1933 г. владыка Вениамин, уже в сане архиепископа, с благословения митрополита Сергия отправился с циклом лекций в США. Во время его пребывания там указом от 22 ноября он был назначен временным американским экзархом, архиепископом Алеутским и Северо-Американским. За 14 лет служения в Америке, к концу которого он удостоился принятия сана митрополита, святитель сумел создать 50 приходов. В годы Второй мировой войны митрополит Вениамин был председателем Медицинского комитета помощи России, членом Национального комитета Славянского конгресса США; членом Международного комитета помощи России. В 1947 г. святитель переехал в СССР, где руководил рядом епархий. Умер митрополит Вениамин 4 октября 1961 г. [Митр. Вениамин: некролог 1961].

19 февраля 1913 г. в Симферополе было открыто Церковное историко-археологическое общество Таврической епархии, которое ставило перед собой следующие задачи: изучение церковно-религиозной жизни в пределах Таврической епархии в ее прошлом и частично в настоящем, а также исследование, охрану и сбор памятников местной церковной старины. Для достижения поставленной цели предполагалось, что Общество будет изучать вещественные и письменные памятники церковной старины, находящихся в монастырях, церквях, часовнях, архивах епархиальных учреждений, а также и те предметы, относящиеся к церковно-религиозной жизни, которые поступали бы в церковно-археологический музей, создаваемый при организации. Вместе с этим, Общество планировало заботиться об охране церковных древностей, наблюдать за сохранностью старинных храмов и других церковных сооружений, старинной утвари, письменных документов и оберегать их от порчи и уничтожения. Для этого планировалось сосредоточивать и сохранять их в своем музее или делать подробные обмеры и фотографические снимки, составлять описи или принимать другие соответственные с обстоятельствами меры.

По случаю открытия Общества в крестный церкви Архиерейского дома архимандритом Вениамином был отслужен молебен. По окончании молебна в гостиной архиерейских покоев собрались начальники и преподаватели местных духовно-учебных заведений, члены и секретарь духовной консистории, духовенство Симферополя и многие другие значительные для губернии лица, среди которых были: редактор газеты «Южное слово» Александр Петрович Аксаков (1950—1917), директор народных училищ С.Д. Маргаритов2,

2 Маргаритов Сергей Дмитриевич (1862—1921), богослов, церковный писатель, инспектор народных училищ Кишиневского уезда (1902), директор народных училищ Таврической губернии (1910).

председатель Таврической ученой архивной комиссии (далее — ТУАК) Арсений Иванович Маркевич. Под председательством епи-

КАЛИНОВСКИЙ В.В. ИЗ ОПЫТА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА в Крыму: ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 1.

'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea' 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму: церковное историко-археологическое общество Таврической епархии

скопа Таврического и Симферопольского Димитрия (Абашидзе) состоялось первое общее собрание открытой церковно-археологического организации.

Ф

Слева — Арсений Иванович Маркевич (1855— 1942), историк Крыма, архивист, археолог, этнограф, член-корреспондент АН СССР (1927).

Справа — архиепископ Димитрий (в миру Давид Ильич Абашидзе, 1857—1942) епископ Таврический и Симферопольский, с 1928 схи-архиепископ Антоний.

Первым после открытия слово взял архимандрит Вениамин. Он ознакомил собрание с историей возникновения Общества. Подготовительные работы были начаты во второй половине 1911 г., после получения вышеупомянутого указа Святейшего Синода о церковно-археологических учреждениях. Поскольку к этому моменту в Таврической епархии не было специальной организации такого типа, однако уже несколько десятилетий функционировала ученая архивная комиссия, решено было обратиться к ее многогранному опыту. Членами ТУАК был ряд священников и преподавателей духовно-учебных заведений Симферополя, в числе целей комиссии значились обследование и охрана памятников церковной старины. Кроме этого в «Известиях» ТУАК часто помещались статьи церковно-археологического характера, а среди экспонатов ее музея были связанные с церковной жизнью Крыма. Учитывая, что в Крыму, «замечательном в историческом, археологическом и этнографическом отношениях», было много разного рода памятников и предметов религиозного характера, открытие в Таврической епархии церковно-археологического учреждения было признано необходимым. Для более детального выяснения вопроса об открытии в Таврической епархии церковно-археологического общества и выработке его устава была образована особая комиссия под председательством ректора Тавр и-ческой духовной семинарии архимандрита Вениамина. В ее состав также вошли смотритель Симферопольского духовного училища А.И. Леонтьев, член Таврической духовной консистории протоиерей А.П. Сердобольский, председатель ТУАК А.И. Маркевич. Позднее в число членов комиссии вошли епархиальный миссионер протоиерей Н.И. Бортовский, епархиальный наблюдатель за духовными учебными заведениями М.М. Шведов и преподаватель семинарии П.С. Грушинский. Помимо решения основных вопросов, комиссия обратилась к епархиальному съезду духовенства сессии 1912 г. с ходатайством об отпуске единовременного пособия в размере 300 рублей. С согласия съезда правлением симферопольского свечного завода была выделена указанная сумма.

Протоиерей Александр Сердобольский, член Таврической духовной консистории

ш

Протоиерей Николай Бортовский

(1860-е гг. - 1920 или 1921), миссионер Таврической епархии

912.-2. Октября 10. Утверждается.

Енисконь Лн.ишир/н. У " С Т А В Ъ

Церновнаго Историно-археологическаго Общества Таврической Епарх1и.

Задачи общества

1) Церковное Историко-археологическое Общество им-Ьетъ ц'Ьлью изучен1е церковно-релип-•о'зной жизни въ пред-Ьлахъ Таврической Епархш, иъ ея прошломъ и настиящемъ, обсл-Ьдованш, <>х-ранене и собираЩо аамятниковъ местной церкои-ной древности и исторш

2) Для достижешя намеченной цЬли, Обще-

ство: а)приводитъ въ известность и огшсываотъ ар хивы церквей, монастырей и другихъ епархиип,-

всяиаго рода памяти и-

ныхъ учрежденш, а также

.ни церковной старины; б) изучаете местный ри-

I

Фрагмент первой страницы Устава Церковного историко-археологического общества Таврической епархии

Изложив историю возникновения общества, Вениамин указывал на значение занятий по изучению церковной старины, которая «дает много поучительного особенно нашему времени, когда в жизни современного общества заметно ослабли начала церковности» [Открытие ... 1913].

После доклада архимандрита Вениамина, епископ Димитрий обратился к Обществу с приветствием и пожелал ему успехов в деле исследования, сохранения и собирания памятников местной церковной старины. При этом таврический преосвященный высказал мнение, что большое количество ученых сил среди преподавателей местных духовно-учебных заведений и духовенства, из которых многие интересуются предметами и памятниками старины, дают ему основания питать надежду, что новое Общество разовьет свою деятельность в интересах исторической и археологической науки. Затем епархиальным наблюдателем церковных

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

школ Михаилом Матвеевичем Шведовым (1878—1938) был зачитан доклад о задачах и значении церковно-археологического общества. В нем отмечалась важность исследования церковной старины Крыму, «где каждый шаг земли имеет свою историю, представляющую интерес или общеисторический или исключительно местный». М.М. Шведов подчеркивал:

«Среди этих любопытных памятников прошедшего находится много достопримечательностей, вековых, несокрушимых памятников христианства в Крыму; здесь много мест, которые для нашего православия служат драгоценным напоминанием глубокой старины и в душе русского человека невольно вызывают священные воспоминания о далеком прошлом. Вера христианская появилась в Крыму в I веке и на протяжении почти 2000 лет могла оставить здесь и действительно оставила глубокие следы в виде различного рода памятников и предметов религиозного характера, каковы, например, храмы, выдолбленные внутри каменных скал, среди бывших жилых помещений и строенные из камня поверх земли; крестильни для взрослых и детей, усыпальницы, могилы, надгробные памятники и рельефные украшения. Здесь и до настоящего времени сохранилось много священных предметов, памятников религиозного характера, и нам, богатым памятниками седой старины необходимо изучать, исследовать, искать те богатства, которые рассыпаны повсюду здесь щедрой рукой. А все это в пределах Таврической епархии и составляет задачу нашего нового Общества, открытие которого, следовательно, нельзя не приветствовать» [Открытие... 1913].

На том же собрании был определен состав организации. Председателем Общества был назначен архимандрит Вениамин. Почетным председателем и покровителем учреждения был избран епископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), почетными членами стали таврический губернатор граф П.М. Апраксин, епископ Астраханский и Енотаевский Феофан (Быстров), ранее руководивший Таврической кафедрой, председатель ТУАК А.И. Маркевич.

Почетные члены Церковного историко-археологического общества Таврической епархии:

слева — архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров, 1872/73— 1940), неофициальный духовник царской семьи; инспектор, затем ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1900-е гг.) в 1912—1913 гг. епископ Астраханский и Енотаевский;

справа — граф Петр Николаевич Апраксин (1876 — 1962), политический и государственный деятель, Таврический губернатор (1911—1913).

Согласно уставу, были определены участники организации. Непременными членами Общества были ректор духовной семинарии, смотритель духовного училища, инспектор классов епархиального женского училища, епархиальный наблюдатель церковных школ, епархиальный миссионер, кафедральный протоиерей, один из членов и секретарь духовной консистории, епархиальный архитектор, благочинные церквей и монастырей епархии. Также были названы члены-учредители: епископ Таврический Димитрий, архимандрит Вениамин, член консистории протоиерей А.П. Сердобольский, епархиальный миссионер протоиерей Н.И. Бор-товский, епархиальный наблюдатель М.М. Шведов, смотритель духовного училища А.И. Леонтьев, председатель ТУАК А.И. Маркевич и преподаватель семинарии П.С. Грушинский. В Совет Общества были избраны В.П. Альбов, протоиерей Н.И. Бортовский, преподаватель симферопольского духовного училища П.Г. Викторовский, С.Д. Маргаритов, А.И. Маркевич, протоиерей А.П. Сердобольский, М.М. Шведов [Протокол заседания... 1913]. При этом общим собранием было высказано пожелание, чтобы Совет Общества обратился к духовенству епархии с приглашением содействовать Обществу в осуществлении принятых им на себя задач, а также в существующие губернские и епархиальные археологические учреждения с сообщением об открытии Общества и с просьбой об отправке научных трудов в его библиотеку. В заключительном слове преосвященный Димитрий пожелал присутствующим с пользой послужить делу исследования, охраны и уборки местной церковной старины.

В апреле 1913 г. архимандрит Вениамин через официальный региональный церковный печатный орган «Таврические епархиальные ведомости» обратился к местному духовенству. Он просил благочинных церквей и монастырей, а также рядовых священников, содействовать работе Общества и имеющихся при нем учреждений — церковно-археологического музея, архива и библиотеки. Для этого духовенству предписывалось обратить внимание на памятники и предметы церковной старины и, наблюдая за ними, принимать меры к их охране. В случае каких-либо новых открытий или разрушений, а также возможных злоупотреблений, необходимо было ставить в известность Совет Общества. Совет просил также сообщать ему об интересных предметах старины, которые хранятся в монастырях, церквах и часовнях. К ним относились: древняя церковная утварь, старинное облачение, печатные книги, почитаемые иконы и подвески к ним, рукописи (грамоты, акты, летописи, синодики, документы о церкви и церковной земле), колокола, вделанные в стены храма надписи, надгробные памятники и т.д.

С устройством церковно-археологического музея появлялась возможность спасать от гибели и хищения церковные древности, сделать их достоянием науки и предоставить для изучения и осмотра заинтересованным лицам. Для этого духовенству предлагалось отправлять в музей те памятники церковной старины, которые могли быть высланы. В обращении отмечалось, что Совет Общества, церковно-археологический музей, библиотека и архив будут находиться в здании Таврической духовной семинарии, куда надо обращаться по всем вопросам и передавать предметы церковной старины.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

Архимандрит Вениамин в заключение обращения подчеркнул:

«Общество приступает к своей работе по обследованию, охранению и собиранию памятников местной церковной старины и истории и, вспоминая дни древние, надеется учиться и учить других, воспитывая, по мере сил, интерес, уважение и любовь к местной церковной старине» [Вениамин 1913].

Важнейшим источником, свидетельствующим о Церковном историко-археологическом обществе, является его устав [Устав... 1913]. Проект устава, после согласования с Таврическим губернатором П.М. Апраксиным, был утвержден резолюцией епископа Таврического Димитрия от 12 октября 1912 г. В соответствии с ним задачами Общества были: изучение церковно-религиозной жизни в пределах Таврической епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охрана и собирание памятников местной церковной старины и истории. Для этого предлагалось:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) приводить в известность и описывать архивы церквей, монастырей и других епархиальных учреждений, а также всякого рода памятники церковной старины;

2) изучать местные религиозные обычаи, предания, церковные обряды;

3) наблюдать за сохранностью старинных храмов и других церковных сооружений, кладбищ, надгробных и других памятников, старинной церковной утвари, письменных документов и т.п. и принимать меры против их порчи и уничтожения;

4) собирать и хранить в своем музее вещественные и письменные памятники, относящиеся в церковно-религиозной жизни в епархии;

5) заботиться о распространении в обществе, преимущественно среди духовенства, церковно-исторических и археологических сведений и о привлечении внимания и интереса к ним;

6) устраивать церковно-археологические выставки и публичные чтения церковно-исторического характера, печатать материалы и научные исследования по церковной истории и археологии края, подготовить историко-статистическое описание епархии. Планировалось сотрудничать с другими историческими и археологическими учреждениями, как столичными, так и губернскими и епархиальными, обмениваться с ними изданиями. Общество собиралось отправлять делегатов на Археологические съезды.

Историко-археологическое общество находилось под покровительством и почетным председательством Таврического преосвященного, который утверждал все постановления Общества и назначал главу учреждения. Организация состояла из почетных, непременных и действительных членов, а также членов-сотрудников. В почетные члены избирались лица, которые по своему положению могли способствовать целям Общества денежными или вещевыми пожертвованиями, в том числе ученые, известные трудами в области церковной истории и археологии. Непременными членами учреждения считались лица, занимавшие ведущие посты в Таврической епархии. В действительные члены избирались лица, способствующие деятельности Общества исследованием историко-археологических памятников или пожертвованием предметов старины в музей Общества, а также лица, которые делали ежегодные взносы в размере не менее трех рублей. В члены-сотрудники избирались лица, вносившие в пользу Общества не менее одного рубля в год.

Управление делами Общества сосредоточивалась в общем собрании его членов и в Совете. Общее собрание разделялись на годовые, для рассмотрения годовых отчетов о деятельности и составе организации, для выборов новых членов и изменения устава, и на повременные. На них должны были читаться научные сообщения по археологии и истории местной Церкви, оптимизироваться направления деятельности Общества, избираться депутаты на Археологические съезды, назначаться публичные чтения по истории и археологии.

Протоколы общих собраний, краткие отчеты о собраниях, прочитанные на них историко-археологические сообщения предполагалось публиковать или в дополнение к местным епархиальных ведомостям, или, при наличии достаточных средств, отдельными изданиями. Функциями Совета Общества были: заведование текущими делами и финансами, наблюдения за устройством и состоянием музея с архивом и библиотекой, рассмотрение произведений, которые подаются в печать в качестве изданий Общества, составление заключений в случае запросов по развитию и восстановлению старинных храмов, иконописи, стенной росписи.

Финансирование осуществлялось из членских взносов, из денежной помощи от монастырей, церквей и епархиальных учреждений, из сборов от публичных чтений, устраивались Обществом, от продажи изданий учреждения и из частных пожертвований. Для сохранения собираемых Обществом предметов старины был устроен церковно-археологический музей с архивом и библиотекой при нем. В музей должны поступать как непосредственно памятники церковной старины, так и точные снимки с них, а именно:

а) «памятники языка и письма» (рукописные и старопечатные церковно-богослужебные книги религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, старые акты и документы, дарственные грамоты и т.д.),

б) памятники церковной архитектуры в рисунках, фотографиях, гравюрах, моделях и образцах, в) памятники церковной живописи и скульптуры;

г) церковно-служебные предметы (антиминсы, святые сосуды, Евангелие, кресты, иконы, облачения, древние утварь).

Предметы, «освященные употреблением при богослужении», должны были храниться в особо устроенных витринах с крестами на них и соответствующими надписями. Считалось, что при их осмотре надо относиться к таким экспонатам с должным благоговением и по возможности осматривать с участием священной особы. Заведующий музеем был обязан вести описания музейных предметов, наблюдать за сохранностью древностей и принимать меры к возможному благоустройству музея, составлять годовой отчет о состоянии учреждения. Также заведующий в определенное время впускал в музей желающих осмотреть древности. Библиотека Общества состояла из изданий по археологии и истории. Книги в нее поступали путем пожертвования, покупки и обмена на издания Общества. Архив учреждения состоял из актов и документов, имеющих церковно-историческое значение, и по делам самой организации.

КАЛИНОВСКИЙ В.В. ИЗ ОПЫТА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА В КРЫМУ: ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

В архиве должны были храниться старинные документы, переданные из Таврической духовной консистории, церквей, монастырей,

епархиальных и других учреждений, а также пожертвованные частными лицами.

* * *

Мы не предлагаем чрезмерно идеализировать деятельность Общества. В исторических реалиях того времени полноценно выполнять задачи, которые стояли перед историко-археологическим обществом Таврической епархии, было невозможно. Масштабность планов не соотносилась с нестабильностью тех лет. Причем такое положение вещей наблюдалось и в других епархиях. Черниговский исследователь Д. Бочков в 1916 г. отмечал, что существование церковно-археологических учреждений, их успехи и неудачи, а также увеличение их количества, доказывало жизненность этих структур, но вместе с тем очевидной была необходимость реформирования этих организаций путем централизации. Указывалось, что церковно-археологические учреждения существуют почти во всех губернских городах, в том числе и в Симферополе. Исследователем ставился ключевой вопрос: почему большое количество церковно-научных учреждений оказалось неработоспособным? Сделанные им выводы являются универсальными для всех областей Российской империи. Д. Бочков полагал, что само возникновение и существование подобных учреждений было во многом случайным явлением. Как считал исследователь, церковно-археологические общества и древлехранилища при них открывались по инициативе нескольких энтузиастов, как только они отходили от дел, — работа останавливалась. При этом продолжатели начатого дела находились не сразу, а собранные предметы старины расхищались [Бочков 1916].

Таким образом, ситуация с работой Таврического церковно-археологического общества не является уникальной, а вполне типична для того времени. Созданная по инициативе Вениамина (Федченкова) организация, с отъездом священника из епархии, по сути, прекратила активную деятельность: деятельных преемников не нашлось, а сложные социально-экономические условия не позволяли поддерживать работу Общества. Начавшаяся вскоре Первая мировая война сделала невозможными археологические исследования в приграничных районах. После октябрьских событий 1917 г. все церковно-археологические учреждения были ликвидированы, несмотря на то, что Крым долгое время находился под контролем Белой армии, отношение которой к Церкви было положительным. Дальнейшим декретом Совнаркома РСФСР церковное имущество было экспроприировано. Коллекции епархиальных музеев, в основном, передавались в государственные музеи. Значительная часть бесценных экспонатов была утрачена.

Тем не менее, деятельность Общества можно считать в целом успешной, особенно в деле изучения и популяризации христианских древностей. Открытие в Симферополе в 1913 г. Церковного историко-археологического общества Таврической епархии стало важной вехой в участии духовенства в памятникоохранной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочков Д. О централизации церковных историко-археологических учреждений [доклад, читанный в заседании Со-

вета Минского церковного историко-археологического комитета, 23 ноября 1914 г.] / / Вера и жизнь. 1916.

№ 11/12. С. 37-44.

2. В духовной семинарии / / Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 27/29. C. 220 — 221.

3. Важность изучения прошлого / / Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 1/2. C. 25 — 27.

4. Вениамин. К духовенству Таврической епархии. От Церковного историко-археологического общества / / Тавриче-

ские епархиальные ведомости. 1913. № 11. C. 166-169.

5. Комарова И.И. Церковно-археологические учреждения и охрана памятников культуры в России конца XIX — начала

XX в. // Археографический ежегодник за 1990 г. М.: Наука, 1992. С. 83 — 102.

6. Косых В.И. Церковно-археологические общества Русской Православной Церкви (конец XIX — начало XX вв.) / /

Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение.

2009. №. 3. С. 121 — 126.

7. Митр. Вениамин: некролог / / Журнал Московской Патриархии. 1961. № 11. С. 47 — 50.

8. Мусин А.Е. Церковная археология в России второй половины XIX — начала XX в. и ее место в системе отечественной

археологии и охраны культурного наследия / / Невский археолого-историографический сборник: к 75-летию

канд. ист. наук А.А. Формозова. СПб.: СПбГу, 2004. С. 77 — 94.

9. Непомнящий А.А. Деятельность священнослужителей по изучению и охране памятников древности в Крыму (XIX

— начало ХХ века) / / Церковные древности: Сб. материалов III Международной конференции «Церковная

археология: Литургическое устройство храмов и вопросы истории христианского богослужения» (Севастополь, 2003). Симферополь: Универсум, 2005. С. 103 — 140.

10. Непомнящий А.А. Служители культа в развитии исторического краеведения Крыма: историко-библиографический

аспект / / Крымский архив. 1999. № 5. С. 77—91.

11. Открытие церковного археологического общества // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 9.

C. 351 — 353.

12. Покровский Н.В. О мерах к сохранению памятников церковной старины / / Христианское чтение. 1906. № 1. С. 267—286.

13. Проводы ректора Таврической духовной семинарии о. архимандрита Вениамина, назначенного на должность ректора

Тверской духовной семинарии / / Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 27. C. 902—905.

14. Протокол заседания ТуАК 12 февраля 1913 г. // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1913. № 50.

С. 261 — 262.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

15. Труды I Археологического съезда в Москве в 1869 г. М., 1871. Т. 1. С. 75 — 82.

16. Устав церковного историко-археологического общества Таврической епархии / / Таврические епархиальные ведо-

мости. 1913. № 11. C. 169 — 177.

17. Калшовський В.В. Церковне ксторико-археолопчне товариство Тавршсько!' епархп / / Питання ксторп науки i тех-

шки. 2010. № 2. С. 18 — 25.

18. Непомнящий А.А. Археолопчш з'1'зди та розвиток кримознавчих дослщжень за дорадянсько'1 доби // Питання

ксторп науки i техшки. 2007. № 2. С. 9 — 19.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Калиновский, В. В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму: церковное историко-археологическое общество Таврической епархии [Электронный ресурс] / В.В. Калиновский // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2016. — Т. 12. — Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast12-1.2016.41.

FROM THE EXPERIENCE OF CENTRALIZATION OF RESEARCHES ON HISTORY OF CHRISTIANITY IN CRIMEA:

CHURCH HISTORICAL AND ARCHAEOLOGICAL SOCIETY OF THE TAURIDA DIOCESE

Vladimir V. Kalinovsky, Ph.D. (History), Lecturer at V.I. Vernadsky Crimean Federal University, (Simferopol)

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8521-167X

E-mail: vladimir-v-kalinovsky@j-spacetime.com; kalinovskyi@ukr.net

The history of the church archeology in pre-Soviet times is one of the important problems of the modern history of science. Theoretical archaeological sphere of church activities in the late 19th — early 20th centuries was to study the monuments of religious culture. In the 21st century, this issue has become particularly relevant.

In my study, using archeographic and bibliographical methods, I examine founding circumstances and program documents of the Church Historical and Archaeological Society of the Taurida Diocese. These documents make it clear personal structure of Society and the main directions of its activity:

(i) to promulgate and describe archives of churches, monasteries and other diocesan institutions, as well as all kinds of church monuments of antiquity;

(ii) to study local religious customs, traditions, religious rites;

(iii) to observe the safety of old churches and other church buildings, cemeteries, tombstones and other monuments, ancient church plate, written documents, etc. and to take measures against their damage and destruction;

(iv) to collect and store in a museum all material and written monuments relating to the church and religious life in the diocese;

(v) take care of the distribution in Society, especially among the clergy, church-historical and archaeological evidence, and on attracting attention and interest to them;

(Vi) to organize the church and archaeological exhibitions and public readings of church-historical character; to print materials and research on church history and archeology of the region; to prepare historical and statistical description of the Diocese. It was planned to cooperate with other historical and archaeological institutions, both capital and provincial and diocesan, to share publications with them. Society was going to send delegates to the Archaeological congresses.

In my article, I examine in detail the special role of Bishop Benjamin (Fedchenkov) in an initiative to establish a church-archeological institution in Crimea

I conclude that the church and archaeological societies and museums of antiquities at them were opened on the initiative of a few enthusiasts, so, as soon as they depart from the cases, the work was stopped. Followers of affairs do not appear immediately, collected antiquities were plundered. In this respect, the situation with the work of Taurida Church and Archaeological Society is not unique, it is quite typical for the time.

Keywords: history of science, church archeology, Taurida diocese, Church Historical and Archaeological Society, metropolitan Benjamin (Fedchenkov).

References:

1. Benjamin. "To the Clergy of the Taurida Diocese. From Church Historical and Archaeological Society." Taurida Diocesan News 11 1913: 166-169. (In Russian).

КАЛИНОВСКИЙ В.В. Из ОПЫТА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА В КРЫМУ: ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 12, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 12. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Калиновский В.В. Из опыта централизации исследований истории христианства в Крыму:

ЦЕРКОВНОЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ

2. Bochkov D. "On Centralization of Church Historical and Archaeological Institutions." Faith and Life 11/12 1916: 37—44. (In

Russian).

3. "In the Ecclesiastical Seminary." Taurida Diocesan News 27/29 1917: 220 — 221. (In Russian).

4. Kalinovsky V.V. "The Church History and Archaeological Society of Taurida Diocese." Problems of History of Science and Tech-

nology 2 (2010): 18 — 25. (In Ukrainian).

5. Komarova I. I. "Church Archaeological Institutions and the Protection of Cultural Monuments in Russia in the Late 19th —

Early 20th Centuries." Archeographic Yearbook 1990. Moscow: Nauka Publisher, 1992, pp. 83 — 102. Print. (In Russian).

6. Kosykh V.I. "Archeological Societies of Russian Orthodox Church (the Late 19th — the Early 20th Centuries)." Scientific Transac-

tions of the Trans-Baikal State University. Series: Philology, History, Oriental Studies 3 (2009): 121 — 126. (In Russian).

7. "Metropolitan Benjamin: Necrology." Journal of the Moscow Patriarchate 11 1961: 47—50. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Musin A.E. "Church Archeology in Russia in the Second Half of 19th — Early 20th Centuries and Its Place in the National

Archeology and Protection of Cultural Heritage." Neva Archaeological and Historiographical Analects: The 75th Anniversary of the Birthday of A.A. Formozov, Ph.D. in History. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publisher, 2004, pp. 77—94. (In Russian).

9. Nepomnyashchy A.A. "Activities Priests of the Study and Conservation of Ancient Monuments in the Crimea (19th — Early

20th Century)." Church Antiquities: Proceedings of the 3rd International Conference "Church Archaeology: Liturgical Arrangement of Temples and Problems of History of Christian Divine Service." (Sevastopol, 2003). Simferopol: Universum Publisher, 2005, pp. 103 — 140. (In Russian).

10. Nepomnyashchy A.A. "Ministers of Religion in Development of Local History of the Crimea: Historical and Bibliographical

Aspect." Crimean Archive 5 (1999): 77—91. (In Russian).

11. Nepomnyashchy A.A. "Archaeological Congresses and Development of Geographic Research on the Pre-Soviet Epoch." Prob-

lems of History of Science and Technology 2(2007): 9 — 19. (In Ukrainian).

12. Pokrovsky N.V. "On Measures to Preserve the Monuments of Church Antiquity." Christian Reading 1 1906: 267—286. (In Russian).

13. Proceedings of 1st Archaeological Congress in Moscow in 1869. Moscow, 1871, volume 1, pp. 75 — 82. (In Russian).

14. "Report of Proceedings at Meeting of the Taurida Scientific Archival Commission, 12 Feb., 1913." Bulletin of Taurida Scientific

Archival Commission 50 (1913): 261 — 262. (In Russian).

15. "The Charter of the Church Historical and Archaeological Society Taurida Diocese." Taurida Diocesan News 11 1913: 169 — 177.

(In Russian).

16. "The Farewell Ceremony for Rector of the Taurida Seminary Archimandrite Benjamin Appointed to the Rector of Tver Semi-

nary." Taurida church-public Herald 27 (1913): 902 — 905. (In Russian).

17. "The Importance Of Studying The Past." Taurida Church Public Bulletin 1 /2 1912: 25 — 27. (In Russian).

18. "The Opening the Church Archaeological Society." Taurida Church-Public Herald 9 1913: 351 — 353. (In Russian).

Cite MLA 7:

Kalinovsky, V. V. "From the Experience of Centralization of Researches on History of Christianity in Crimea: Church Historical and Archaeological Society of the Taurida Diocese." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 12.1 (Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea) (2016). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast12-1.2016.041>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.