Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 14. Вып. 1 • 2017 КРЫМОВЕДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КРЫМА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Культур ное наследие Крыма: Cultural Heritage of the Crimea: Artifacts, Discourses, Images /
артефакты, дискурсы, образы Das Kulturerbe der Krim: die Artefakte, die Diskurse, die Bilder
УДК [070.19(902):
Ломакин Д.А
«Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема...»*:
исследования золотоордынской культуры в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
* Цит. по: Бороздин И. Крым в беге столетий // Красный Крым. 1926. № 174 (1691). 1 августа. С. 2.
Работа выполнена в рамках Программы развития ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» проект ГСУ/2016/3 «Академическая мобильность молодых ученых России — АММУР».
Ломакин Дмитрий Анатольевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Симферополь
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5238-3072
E-mail: [email protected]; [email protected]
Выявлены и проанализированы публикации на страницах газеты «Красный Крым», являющиеся источником по истории исследования культуры периода Золотой Орды в Крыму в 20-е гг. ХХ в. Систематизированы работы А.С. Башкирова, У.А. Боданинского, И.Н. Бороздина, раскрывающие особенности археологических исследований на территории Эски-Юрта (1924), Старого Крыма (1925—1926); деятельности этнографической группы научной экспедиции КрымЦИК и СНК.
Ключевые слова: «Красный Крым»; исторический источник; археологические исследования; этнографическая экспедиция; Эски-Юрт; Старый Крым; Солхат.
После окончательного установления в 1920 г. советской власти на территории полуострова у Крымского обкома и Симферопольского горкома РКП(б) появился свой печатный орган — газета «Красный Крым»1. Издание освещало все важнейшие события не только в жизни
1 «Красный Крым» (ныне — общественно-политическая газета «Крымская правда»). С 6 февр. по 29 апр. 1918 выходила в Севастополе под названием «Таврическая правда». В редколлегию входили Д.И. Ульянов, Ю.П. Гавен, В.А. Кобылянский. С 1920 выходила в Симферополе под названием «Красный Крым», являлась печатным органом Крымского обкома и Симферопольского горкома РКП(б). В 1952 переименована в «Крымскую правду». До 1991 — печатный орган губернского, областного, затем республиканского комитета Коммунистической партии, после стала общественно-политическим независимым изданием.
региона, но и всего советского государства. Несмотря на излишнюю идеологическую окраску, газета является важнейшим источником, способным пролить свет на политические, социально-экономические и культурные процессы в Крыму в довоенный период.
Слева — первая страница газеты «Красный Крым» от 1 января 1924 г. (№ 1 — № 919 с возобновления выхода в 1920 г.).
Справа — Симферополь, ул. Карла Маркса, 6, где на протяжении почти 30 лет находилась редакция «Красного Крыма».
Фото с сайта http://c-pravda.ru/newspapers /2017/03/01/1924^-^пу]]-кгут.
4 ноября 1924 г. на страницах газеты «Красный Крым» А.С. Башкиров и У.А. Боданинский впервые опубликовали краткий отчет о начатых
-у
1 октября этого года исследованиях поселения Эски-Юрт2 близ Бахчисарая [Башкиров, Боданинский 1924]. За месяц работ был «составлен
2 Эски-Юрт — средневековое поселение в Юго-Западном Крыму, в настоящее время — исторический район в западной части г. Бахчисарай. В эпоху Золотой Орды имел характер крупного, возможно, городского поселения, расположенного на торговом пути от портов Херсона и Каламиты к внутренним областям Крымского полуострова. О значительном размере поселения свидетельствуют масштабы крупного мусульманского кладбища Кырк-Азизлер (XIV—XV вв.) в 1 км к северо-западу от города. Поселение сохраняло свое значение и в ранний период истории Крымского ханства (вторая половина XV в.). Возможно, наряду с расположенной неподалеку крепостью Кырк-Ер оно использовалось как ставка первых крымских ханов после перенесения столицы из восточной части полуострова (г. Солхат) в западную. Впоследствии, после основания Бахчисарая, селение потеряло свой прежний экономический и административный статус. Вплоть до начала XX в. Эски-Юрт сохранял значение одного из важных центров мусульманского культа в Крыму благодаря наличию в его центральной части мусульманской святыни — Азиза Малик-Аштера. Культовый центр на Азизе просуществовал до 1920-х. В 1948 с. Эски-Юрт переименовано в Подгороднее. Впоследствии включено в го-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема...»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
родскую черту Бахчисарая. Земли, скрывавшие руины средневекового поселения, были в большинстве использованы под одноэтажную застройку, на территории Азиза в 1980-х возник стихийный рынок. Памятники архитектуры (четыре мавзолея XIV—XVI вв.) в 1963 взяты на государственный учет. В 2004 Бахчисарайским государственным историко-культурным заповедником разработан проект создания государственного музея на базе сохранившихся историко-архитектурных памятников. В настоящее время ведется подготовка к масштабному археологическому исследованию и музеефикации памятников Азиза и прилегающей территории.
Археологическая разведывательная экспедиция по изучению древностей поселения Эски-Юрт была организована по инициативе КрымСНК. Исследования проходили осенью 1924 Всесоюзной научной ассоциацией востоковедения при ЦИК СССР и Крымским отделом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта (КрымОХРИС). Для составления общего плана работ была создана комиссия во главе с И.Н. Бороздиным. После тщательного осмотра территории и выработки дальнейшего плана предстоящего исследования, его выполнение было возложено на А.С. Башкирова и У.А. Боданинского. После топографической фиксации территории городища исследовательская работа была сосредоточена на западной его части, мусульманском могильнике Кырк-Азизлер (XIV—XV вв.).
детальный топографический план <...> с нанесением на него сохранившихся на поверхности и открытых в земле памятников древности, произведен ряд архитектурных съемок с древних сооружений, произведены первые зондажные раскопки. Работы сопровождались детальнейшими зарисовками и фотографированием» [Башкиров, Боданинский 1924]. Авторы публикации отметили, что «в результате археологических работ был изучен тип монументальных дюрбе (усыпальниц-мавзолеев знати или духовных лидеров), тип купольных гробниц с их погребениями, погребения в грунтовых могилах и огромное количество разнотипных надгробных памятников, покрытых богатой орнаментацией, нередко снабженных надписями на татарском, арабском и персидском языках, часто с точным указанием года смерти умершего, а следовательно и времени изготовления того или иного памятника» [Башкиров, Боданинский 1924]. Большинство надгробий исследователями было датировано второй половиной XIV — началом XV вв.
Алексей Степанович Башкиров (1885—1963), историк-крымо-вед, доктор исторических наук, профессор, педагог. Сотрудник Государственного исторического музея (1924—1933) и Института археологии и искусствознания и Института народов Востока РАН (1924—1934)
Уссеин Абдурефиевич Боданинский (1877—1938), художник, искусствовед, этнограф, видный деятель музейного дела, охраны
памятников Крыма Директор Государственного дворца-музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае (с 1917), организатор ряда экспедиций по изучению истории и культуры крымских татар
Вид Эски-Юрта и древних гробниц близ деревни того же имени, ниже Бахчисарая. Иллюстрация Кристиана Гейслера ко II тому труда П.С. Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным на-местничествам Русского государства в 1793 и 1794 годах» (Pallas P.S. Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794. Leipzig: bey Gottfried Martini, 1799). На врезке справа — Бахчисарай. Азиз. Почтовая открытка конца XIX — начала ХХ вв.
Слева — схема планировки современного Бахчисарая. Кварталы, расположенные на месте древних поселений, обозначены соответствующей цветной заливкой. С сайта http://www.godynamix.ru/osn/ bah.html.
Справа — Эски-Юрт. Схематическое изображение объектов культурного наследия. С сайта http://www.krimoved-library.ru/books /shedevri-musulmanskoy-arhitekturi-krima24.html.
Эски-Юрт. Фотографии надгробий, сделанные в 1920-х гг. Слева направо: надгробие с пальметкой, надгробие с датой 1397-1398 гг.; надгробие Сейфеддина бин Газы (1407), надгробие (без дополнительных указаний в описании) [ГБУ РК «БИКАМЗ», фонды, кн. 3945, инв. № 539; кн. 3946, инв. № 540; кн. 3951,
инв. № 545; кн. 3959, инв. № 553]
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1.
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема...»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Архитектурные памятники Эски-Юрт на фотографиях 1920-х гг. Верхний ряд, слева направо: дюрбе Бей-Юде-Султан, Мимбар на Азизе, дюрбе Ахмед-Бея в двух ракурсах [ГБУ РК «БИКАМЗ», фонды, кн. 3968, инв. № 562; кн. 3973, инв. № 567; кн. 3974, инв. № 568; кн. 3979, инв. № 573].
Нижний ряд: слева — дюрбе Мухаммед-Бея и Мухаммеда II Герая (на заднем плане), справа — дюрбе Мухаммеда II Герая [ГБУ РК «БИКАМЗ», фонды,
кн. 3975, инв. № 569; кн. 3976, инв. № 570]
Учитывая разведывательный характер работ, отсутствие времени на обработку материала, отмечалось, что «пока еще не пришло время говорить о деталях научного значения открытых памятников. Предстоит кропотливая лабораторная их обработка. Нужны еще длительные дальнейшие изыскания <...>, но и то, что сделано во время первой рекогносцировочной работы <...> является весьма ценным показателем того, что дальнейшие исследования могут дать богатый материал к пониманию прошлого» [Башкиров, Боданинский 1924]. Также была подчеркнута необходимость проведения археологических работ на территории средневекового городища поселения Солхат.
Авторы публикации отметили значительный интерес к работам не только в научной среде, но и широкой общественности:
«Потянулись к месту работ не только экскурсии учащихся, работников просвещения, но и представители профсоюзов, члены местного исполкома и просто граждане массами перебывали на месте открытий» [Башкиров, Боданинский 1924].
11 октября Эски-Юрт посетили председатель СНК СССР А.И. Рыков и член президиума ВЦИК и ЦИК СССР П.Г. Смидович. Детальный отчет об исследовании поселения был опубликован в журнале «Новый Восток» в 1925 г. [Башкиров, Боданинский 1925]. По словам А.И. Маркевича3,
3 Арсений Иванович Маркевич (1855—1942) — выпускник историко-филологического факультета Варшавского университета. Один из учредителей (1887), секретарь (1891—1908), председатель (1908—1930) Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК). Входил в число учредителей Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы (1910 г.), Крымского Центрального архива (1919). С 1918 — член Попечительского комитета и доцент Таврического университета. В 1921—1925 — профессор Крымского педагогического института им. М.В. Фрунзе. С 1927 — член-корреспондент АН СССР. Область научных интересов: история Крыма, историческая библиография, археография.
именно «удачное обследование Эски-Юрта вызвало решение о необходимости производства археологических исследований и раскопок в Старом Крыму» [Маркевич 2005, с. 320].
14 марта 1925 г. на заседании Президиума КрымЦИК был заслушан доклад представителя Наркомата рабоче-крестьянской инспекции Рау-зе о проверке КрымОХРИСа. Согласно решению высшего органа власти автономии план работы КрымОХРИСа на 1924—1925 гг. был утвержден. Археологи обязывались представить предварительный план своих исследований в крымский Наркомпрос. Выдвигалась идея проведения масштабной экспедиции по изучению древностей первой столицы Крымского улуса Золотой Орды — Солхата. КрымОХРИС должен был предоставить соответствующую смету в СНК Крымской АССР. Эти предложения получили своевременную поддержку [Хливнюк 2007, с. 15].
5 июня на заседании Музейной Секции КрымНаркомпроса (Крымского отделения Народного комиссариата просвещения) были заслушаны доклады Н.Л. Эрнста о раскопках совместно с Всесоюзной ассоциацией востоковедения в 1924 г. в Бахчисарае и А.И. Полканова о предполагающихся раскопках в Старом Крыму и этнографической экспедиции по изучению татарской культуры.
Слева — Николай Львович Эрнст (1889—1956), истории, археолог, профессор Таврического университета; в 1921—1937 заведующий ис-торико-археологическим отделом, заместитель директора по научной части Центрального музея Тавриды, секретарь Таврического общества истории, археологии и этнографии. В 1940 и 1949 репрессирован, амнистирован в 1953, реабилитирован в 1958.
Справа — Александр Иванович Полканов (1884—1971), историк, археолог, этнограф, искусствовед, юрист, общественный деятель, организатор науки, музейного дела, охраны и изучения памятников истории и культуры Крыма; заведующий КрымОХРИС (1921—1926); уполномоченный Музейного отдела Главнауки РСФСР по Крыму (1922—1926); директор Центрального музея Тавриды (с 1923); заместитель директора Симферопольской картинной галереи (с 1939). С 1931 врио директора Центрального антирелигиозного музея КрАССР, в 1932—1937 там же заместитель директора по научной части. С 1941 занимался вопросами эвакуации культурных ценностей Крыма.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема...»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Участники заседания постановили:
«Просить Главнауку4 и Академию истории материальной культуры взять на себя руководство раскопками и выделить руководителя; утвердить намеченный состав этнографической экспедиции. Полученную для раскопок и экспедиции сумму разделить между обоими в отношении 3,5:3» [ИИМК РАН НА РО ф. 2, оп. 1 (1925 г.), д. 181, л. 3].
4 Главнаука — Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями Народного комиссариата по образованию РСФСР.
Начальником экспедиции был назначен член президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения при ЦИК СССР профессор И.Н. Бороздин. В научный коллектив вошли: ученый секретарь Центральной Комиссии по изучению татарской культуры при ассоциации востоковедения профессор А.С. Башкиров, директор Государственного дворца музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае У.А. Боданинский, хранитель Центрального музея Тавриды профессор П.И. Голландский, преподаватель Симферопольского университета О.-Н.А. Ак-чокраклы. Кроме того, принимали участие Мухтар Хайреддинов, художник К.Ф. Богаевский, инженеры-землемеры Модин и Эдзеховский, аспиранты Абдурахманов, Билял и Давидович [Мусаева 2004, с. 74]. Экспедиция ставила задачу изучения средневековой культуры Солхата на основе памятников, учет имеющихся на территорий Старого Крыма древностей и составить генеральный план старого города» [Бороздин 1926.г, с. 15]. 15 июля 1925 г. в Крым прибыл профессор И.Н. Бороздин. 17 июля участники экспедиции выехали к месту археологических работ [Раскопки в Старом Крыму 1925].
У
Илья Николаевич Бороздин (1883— 1959), историк-антиковед, востоковед, археолог, историограф. Член Русского археологического общества, секретарь Археографической комиссии Московского археологического общества, член ТУАК. В 1924 совместно с А.С. Башки-ровым изучал древности Гераклейского полуострова (Крым). В 1925—1926 возглавлял экспедицию ЦИК и СНК КрАССР в Старом Крыму. В 1935 арестован и выслан в Алма-Ату, в 1937 осужден на 10 лет лагерей. С 1947 профессор, в 1949—1959 заведующий кафедрой всеобщей истории Воронежского государственного университета
Павел Иванович Голландский (1865— 1939), архитектор, историк искусства и архитектуры. Член Таврического общества истории, археологии и этнографии
(с 1923). В 1920—1923научный сотрудник Херсонесского музея, в 1923— 1927 ученый хранитель и заведующий художественным отделом Центрального музея Тавриды. После землетрясения в Крыму в 1927 председатель Комиссии по обследованию разрушений. С 1928 работал архитектором и одновременно читал курсы по этнографии народов Востока в Крымском педагогическом институте им. М.В. Фрунзе
Осман-Нури Асанович Акчокраклы (1878—1938), деятель крымскотатарского культурного возрождения, литератор, литературовед, журналист, историк, археолог, востоковед, лингвист-полиглот, этнограф, педагог. Работал в редакции первой крымскотатарской газеты «Терджиман» (1906 и 1910—1916). Преподавал турецкий
язык и восточную каллиграфию, крымскотатарской фольклор и этнографию в Крымском университете (после 1925 — Крымский педагогический институт), читал лекции в Киевском и Харьковском университетах.
Арестован в 1937, расстрелян
Константин Федорович Богаевский (1872—1943), художник-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1933). Ученик А. Фесслера (мастерская И.К. Айвазовского) и А.И. Куинд-жи. Доминирующая тема творчества — древняя Крымская Киммерия. Участник выставки Exposition del art Russe в Париже (1906), выставок «Мира искусства» (1911—1914). С 1910 член Московского Товарищества Художников. В 1906 построил в Феодосии мастерскую, в которой работал до конца жизни. Погиб при бомбардировке Феодосии. Портрет работы М.А. Шаронова. 1924
План Старого Крыма с показанием памятников древности. 1925 г. [Бороздин 1926.г, с. 275]
Топографический план территории с археологическим культурным слоем вокруг мечети Узбека [Гаврилов, Майко 2014, с. 117]
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Старокрымская экспедиция на фотографиях 1925 г. Слева — накануне раскопок медресе [Петрова 2013, с. 23]; в центре — И.Н. Бороздин на раскопках в
Старом Крыму; справа — А.С. Башкиров на фоне медресе.
Медресе перед началом археологических работ: вид с северо-востока (слева), с юго-запада (в центре) и с с юго-востока (справа).
Фото 1925 г.
19 августа 1925 г. И.Н. Бороздин опубликовал первые сведения о результатах исследований в Старом Крыму [Бороздин 1925.а]. Представлены итоги разведки на территории медресе у мечети Узбека.
«Прежде всего, выявился в основных чертах план великолепного мастерски выполненного сооружения. Обнаруженные остатки портала с исключительным по красоте и пышности пилоном уже одни являются большим достижением раскопки» [Бороздин 1925.а].
Схематический план мечети Узбека и медресе Инбжибей-Хатун с условной нумерацией помещений по В.П. Кирилко [Кирилко 2011, с. 158]:
1. Глубокая экседра у входа;
2—5. Худжры для высшей группы учеников (мюстедиль);
8—12. Худжры для начинающей группы учеников (мюбтеди);
18—22. Худжры для средней группы учеников (мутавассит);
6, 13, 17. Коридоры;
7. Айван в восточной части здания у южной стены, закрепленный за мюстедиль. Также предназначался для проведения совместных молитв;
14—16. Большие помещения для проведения занятий в непогоду. Могли использоваться поочередно или сводными группами. Помещение № 16 перестроено под усыпальницу Инджибек-Хатум;
15. Айван на оси входа в западной части строения, закрепленный за мюбтеди;
23. Айван в восточной части здания закреплен за мутавассит;
24—26. Административные комнаты с прихожей. Помещение № 26 принадлежало, вероятно, преподавателю (мударриса), № 24 — его помощникам (муидам);
27. Малый айван для преподавательского состава.
Элементы архитектурного декора медресе и мечети Узбека на рисунках П.И. Голландского: слева — виды архитектурных и декоративных деталей портала мечети (1925); в центре — фрагменты орнамента из раскопок медресе и базы колонны портала мечети Узбека (1927); справа — база колонны из раскопок
медресе (1927) [Петрова 2013, с. 66, 67]
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Старокрымская экспедиция 1925 г. На раскопках медресе (слева направо первая, третья и четвертая фотографии [Петрова 2013, с. 24, 25]). Слева направо: на втором фото на заднем плане — И.Н. Бороздин, на третьем и четвертом — П.И. Голландский
Мечеть Узбека на фотографиях Старокрымской экспедиции (1925 г.), слева направо: вид с востока; фасад; михраб;
интерьер; портал (общий вид с севера по [Бороздин 1927.6, с. 268])
Участниками экспедиции за первый месяц работ было открыто дюрбе Инджибей-Хатун, расположенное в одной из худжр медресе5.
5 Учебное помещение было перестроено под мавзолей основательницы медресе, что сопровождалось существенной перепланировкой, обусловленной новым назначением и функциональными требованиями. Внутри бывшей аудитории под полом появилась прямоугольная в плане усыпальница. Вход в нее вёл с востока, со стороны двора. Он был расположен под дверным проемом аудитории, что вызвало упразднение того, разрушение и последующую закладку. Наземная часть дюрбе представляла собой частично перестроенное учебное помещение. Взамен прекратившего своё существование восточного входа появился новый дверной проём, который вёл в бывшую аудиторию с юга, из соседнего помещения. Возможно, при его сооружении были применены резные детали первоначального входа в аудиторию. Погребальная камера и поминальное помещение, в которое была превращена аудитория, между собой не сообщались. Технологическое обследование кладок склепа показало, что при его возведении применялся раствор с однородной мелкозернистой структурой, который визуально отличался от всех остальных растворов медресе розовато-бурым оттенком и составом. При декорировании мавзолея использовались майоликовые плитки, украшенные арабесками в виде звезд. Остатки дюрбе временно законсервированы грунтом, для обследования они недоступны, их современное состояние неустановленно. См. подробнее [Кирилко 2011, с. 184].
«Дюрбе подвергнуто тщательной раскопке, найдено два превосходных мраморных надгробия <...>. Первое было покрыто целым рядом расписных майоликовых изразцов. Во вскрытом склепе найдено шесть погребений в гробах, фрагменты которых сохранились вместе с остатками шелковой ткани и кожи» [Бороздин 1925.а].
Первые результаты работ на памятнике окончательно убедили И.Н. Бороздина в том, что «теперь является совершенно необходимым провести генеральную раскопку всей территории медресе и обнаружить таким образом, остатки одного из интереснейших зданий, не находящего себе равного среди уже имеющихся памятников татарской старины» [Бороздин 1925.а]. В архитектурных формах памятника профессор видел влияние египетской и сельджукской школы.
Раскопки медресе.
Продольные разрезы большой и малой траншей [Бороздин 1926.г, с. 295]
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Раскопки караван-сарая. «План древнего медресе у мечети т.н. Узбека в г. Старом Крыму» 1929 г.
Разрезы и планы 1 и 2 траншей [Бороздин 1926.г, с. 288] [ИИМК РАН НА РО ф. 2, оп. 1, д. 164, л. 24]
Экспедиции удалось обнаружить большое количество различного типа надмогильных плит (за месяц работы — свыше 60, большинство из них датировано XIV в.).
«Обнаружены великолепные надгробия с показательными хронологическими датами и любопытнейшими орнаментами. Одно из них восходит к 1309 году6. <...> Другие прямо просятся на страницы учебника по истории восточных искусств» [Бороздин 1925.а].
6 Надгробие обнаружено на территории средневекового мусульманского кладбища. Выполнено из белого известняка с датой — 709 хиджры (1309). Таким образом, являлось древнейшим датированным памятником Старого Крыма (кроме собранного нумизматического материала). Монумент относился к т. н. типу «двурогих». К моменту исследования «рога» были утрачены, а сам памятник разбит на 2 части, обнаруженные в разных местах. Орнаментальными деталями надгробия являлись: обрамление надписей по цоколю и по бокам блока, представляющее косой или бегущий меандр, тонко и изящно сработанный, и изображение двух подсвечников на торцевой стороне монолита. См. подробнее [Башкиров 1927, с. 135].
Материалы Старокрымской экспедиции, слева направо (в скобках указан год, когда была сделана фотография): надгробия Омара Алепского (1926), шейха Якуба из Конии (1926) [Бороздин 1927.6, с. 270, 271], мраморное надгробие 776 г. хиджры (1925) [Бороздин 1926.г, с. 298], надгробие астронома Урус-Ходжа, рядом архитектурная деталь (1928) [ГБУ РК «БИКАМЗ», фонды, кн. 3523, инв. № 117]
Во время археологических работ 1925 г. был собран значительный нумизматический материал, датированный концом XШ—XV вв. Монетный инвентарь и эпиграфические памятники были изучены О.-Н.А. Акчокраклы. Участниками экспедиции проделана обширная работа по учету и собиранию памятников, их расчистке, зарисовкам, фотографированию, снятию эстампажей с надписей и орнаментов, детальным архитектурным обмерам7. Были подвергнуты обследованию территориальные пределы Солхата, не совладавшие с планом современного города.
7 Большинство объектов было обнаружено в состоянии «мерзости запустения». «Та разрушительная работа, о которой чуть ли не единогласно свидетельствовали все посетители Старого Крыма, продолжается и по сие время. И монументальные памятники, нередко первоклассного значения, и любопытнейшие надгробия и ценные эпиграфические документы — все варварски уничтожается. Приходилось обнаруживать интересные памятники в тротуарных плитах, крыльцах, в конюшнях и хлевах (один старокрымский гражданин долго не хотел уступить надгробие XIV века, нужного для привязи на ночь не то коров, не то свиней)». См. подробнее [Бороздин 1926.в, с. 36, 1926.г, с. 15].
Страницы статьи О.-Н.А. Акчокраклы «Старо-Крымские надписи (по раскопкам 1928 г.) » (Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. 1928. Т. 2 (59))
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1.
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Удалось «определить линию валов, выявить остатки крепостных стен и башен. Был составлен генеральный план городища с обозначением всех обнаруженных памятников древности» [Бороздин 1925.а].
В результате археологических работ 1925 г. собран значительный материал.
«Более ста пудов было доставлено в Бахчисарай, в музей татарской культуры. Около трехсот пудов оставлено на месте, в мечети Узбека. Керамика, монеты, архитектурные фрагменты и другие материалы подвергнуты научному обследованию» [Бороздин 1925.6, с. 20].
В завершении заметки И.Н. Бороздин анонсировал выход первого выпуска «Древностей Солхата», содержащий детальный отчет о произведенных работах. К сожалению, данное издание так и не увидело свет8.
8 Полные отчеты о работе экспедиции под руководством И.Н. Бороздина на городище Солхата изданы не были. Их местонахождение в настоящие момент не установлено, считаются утерянными (вероятно, в 30-е ХХ в.). Опубликованы лишь предварительные отчеты. См. подробнее [Бороздин 1926.г, 1927.6].
В перерыве между сезонами археологических исследований, летом 1926 г. И.Н. Бороздин на страницах «Красного Крыма» представил краткий обзорный очерк по истории полуострова. Автор отметил «капитальное значение татарской старины. Изучение татарской культуры по справедливости вызывает колоссальный интерес» [Бороздин 1926.6]. Далее руководитель экспедиции подчеркнул высокий уровень развития золотоордынской культуры, в том числе в отдаленных от центра регионах и ее локальных проявлениях:
«Новые раскопки в новом свете представляют татар <...>. Ведь до сих пор не изжита легенда о дикости ворвавшихся с погромными целями монголов-завоевателей, все и вся уничтожавших. Раскопки самых последних лет красноречивейшим образом опровергают эти ложные и тенденциозные представления. У монгол-татар в золотоордынский период была своя, достаточно высокая культура, вовсе не явившаяся как-то случайно, а имевшая известные культурные корни, вынесенные из Среднего и даже, может быть, с Дальнего Востока» [Бороздин 1926.6].
Данный тезис, дополненный и частично переработанный, неоднократно высказывался автором в последующих публикациях (см., напр., [Бороздин 1925.в, с. 246, 1926.в, с. 35, 1926.г, с. 273, 1931, с. 7]).
В сентябре 1926 г. И.Н. Бороздин продолжил публиковать сведения о еще не завершенных к тому моменту археологических работах в Старом Крыму. Он отметил, что «одной из ближайших задач экспедиции этого года [1926 — Д.Л.], являющейся продолжением экспедиции 1925 года, поставлено было детальное и углубленное обследование замечательных руин медресе, расположенных близ мечети Узбека» [Бороздин 1926.а].
Богаевский К.Ф.. Мечеть Узбека и медресе в Старом Крыму. 1926 г. Бумага, акварель
Две акварели К.Ф. Богаевского «Раскопки в Старом Крыму» из фондов Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника [ГБУ РК «БИКАМЗ», фонды, кн.
1600, инв. № 3; кн. 1631, инв. № 34]
За отчетный период экспедиции удалось вскрыть частично восточную и западную стороны комплекса.
«На восточной стороне был выкопан главный портал, чрезвычайно богатый и эффектный, с двумя пилонами, из которых южный сравнительно хорошо сохранился. Этот пилон с ярко выраженными профилями был красиво орнаментирован. <...> В западной части медресе <...> обнаружены три помещения, из которых первое, вскрытое в прошлом году, оказалось дюрбе <...>. Второе соседнее помещение <...> оказалось особого рода нишей, предназначенной для чтения лекций и ведения занятий в этой солхатской высшей школе» [Бороздин 1926.а].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Руководитель экспедиции предположил, что подобное назначение имело и третье помещение, исследование которого к тому моменту еще не было завершено, а так же выразил сожаление о том, что «в этом году не удастся расчистить всю площадь медресе и вскрыть все со-
о
оружение» [Бороздин 1926.а] .
9 И.Н. Бороздину не удалось завершить исследование медресе в Старом Крыму. Археологический сезон 1926 года стал последним для экспедиции под его руководством на территории городища Солхата. Исследования комплекса были продолжены лишь в 80-х Золотоордынской (Старокрымской) экспедицией Государственного Эрмитажа во главе с М.Г. Крамаровским.
И.Н. Бороздин подчеркнул, что кроме археологических изысканий члены экспедиции проводили ряд других исследовательских работ, принимали участие в организации местного музея древностей. Штатным эпиграфистом О.-Н.А. Акчокраклы были обследованы выявленные надгробные памятники, «подготовлены их описания (с зарисовками), транскибированы [установлены транскрипции — Д.Л.] и переведены надписи» [Бороздин 1926.а]. Анализ эпиграфического материала дал представление об этническом и социальном составе населения Солхата XIII—XV вв.
«Ряд надписей показывает, что в Старом Крыму были представители Персии, Сирии, Северной Африки, Месопотамии, Армении и т.д. Другие надписи свидетельствуют о социальном положении. Так, мы встречаем ханских придворных, эмира из Алеппо, знаменосца шейха и т. п., наряду с ними фигурирует бакалейщик. Очень интересно надгробие, воздвигнутое над астрономом Урус Ходжа, причем на верхней части надгробия изображены звезды» [Бороздин 1926.а]10.
10 Выявленному эпиграфическому материалу на территории Старого Крыма посвящен ряд публикаций О.-Н.А. Акчокраклы. См. подробнее [Акчокраклы 1927.а, 1929].
На основании анализа выявленного материала И.Н. Бороздин сделал вывод о значительном влиянии на архитектуру Солхата культуры Малой Азии. Он заключил, что
«.раскопки нынешнего года [1926 — Д.Л.] вполне подтверждают правильность прошлогодних предположении о значительном и интенсивном средневековом влиянии на раннюю татарскую культуру. <...> Вскрытые части медресе (особенно портал) прямо ведут в Конию11, к памятникам расцвета сельджукизма. Недаром в Отузах12, по соседству со Старым Крымом, обнаружено надгробие шейха из Конии, датируемое 729 г. хиджры (1328 г.)13. Солхатские раскопки могут дать многое для общей культурной истории сельджукизма и его экспансии. <...> Можно также говорить о влиянии средневекового мусульманского Египта и Средней Азии» [Бороздин 1926.а].
11 Кония, Конья (тур. Konyа) — город в Турции в центральной части Анатолии, центр одноимённой провинции.
12 Отузы (с 1945 Щебетовка) — посёлок городского типа на юго-востоке Крыма. Входит в городской округ Феодосия. На окраинах выявлены памятники неолита, эпохи бронзы. Судя по результатам археологических разведок, на окраинах поселения существовали с VIII в. (в селе археологические работы не проводились). В итальянских письменных источниках первое упоминание о населенном пункте относится к 1410 — с 1365 входил в состав владений генуэзского Солдайского консульства. В 1475 селение включено в Судакский кадылык Кефинского эялета.
13 Об этом см. подробнее [Бороздин 1927.а, 1929].
И.Н. Бороздин отметил, что исследования в Старом Крыму вызвали значительный интерес в турецкой научной среде, о чем он «беседовал на тюркологическом съезде в Баку14 с известным турецким ученым Кепрюлю-Зада» [Бороздин 1926.а]15.
14 Имеется в виду Первый Всесоюзный тюркологический съезд, проходивший в столице Азербайджанской ССР с 26 февраля по 5 марта 1926 г.
15 Имеется в виду Кепрюлю Мехмет Фуат (1890—1966) — турецкий филолог, историк, государственный деятель, иностранный член АН СССР (1925). Основатель европейской школы турецкого литературоведения, автор свыше 500 работ, в т.ч. «Истории турецкой литературы» (1928). Один из основателей демократической партии Турции (1946), министр иностранных дел (1950—1957).
На Первом Всесоюзном тюркологическом съезде. 1926 г., Баку.
Мехмет Фуат Кепрюлю (1890-1966)
Руководитель экспедиции затронул важнейшую для Старого Крыма проблему сохранения объектов культурного наследия города:
«Мне сейчас же хочется поставить вопрос об охране добытых памятников старины. Всем ясно, что мало только откопать памятники. Между тем, до сих пор в этом направлении в Старом Крыму не все еще налажено. Открытое нами в прошлом году дюрбе и южный пилон парадного входа были нами же закопаны; открытой была оставлена главная траншея. Нам была обещана охрана места раскопок. По приезде же в этом году нас ожидал неприятнейший сюрприз. Пилон оказался кем-то вскрытым и основательно попорченным. Говорили о действии холода, об экскурсионных нашествиях, но от этого не легче» [Бороздин 1926.а]16.
16 И.Н. Бороздин негодовал по поводу фактического отсутствия действенной системы охраны памятников в Старом Крыму еще в 1925: «Та разрушительная работа, о которой чуть ли не единогласно свидетельствовали все посетители Старого Крыма, продолжается и по сие время. И монументальные памятники, нередко первоклассного значения, и любопытнейшие надгробия и ценные эпиграфические документы — все варварски уничтожается. Приходилось обнаруживать интересные памятники в тротуарных плитах, крыльцах, в конюшнях и хлевах (один старокрымский гражданин долго не хотел уступить надгробие XIV века, нужного для привязи на ночь не то коров, не то свиней)». См. подробнее [Бороздин 1926.г, c. 286].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
И.Н. Бороздин справедливо отметил, что все открытые объекты законсервировать невозможно, поэтому город нуждается в действующей системе охраны памятников. Он предложил ряд первоочередных мер для сохранения древностей города:
«Кроме объявления территории раскопок заповедником и установки проволочного заграждения, нужно постоянное наблюдение сведующего лица. Необходимо также принять меры к поддержке наиболее угрожаемых частей сооружения [медресе — Д.Л.]. <...> Надо, кроме того, создать при местном музее общество друзей старокрымской старины, привлекая в его ряды самые широкие круги населения17. Это является залогом успешности дальнейших работ» [Бороздин 1926.а].
17 В 1936 А.И. Полканов подчеркнул, что «хорошо работают краеведы в Старо-Крымском районе, в особенности краеведы школьных ячеек. Несмотря на то, что старо-крымское отделение Общества изучения Крыма организовалось в конце прошлого года [1935 — Д.Л.], им проделана уже большая, интересная и полезная работа (председатель отделения П. К. Молдавский)». Далее, описывая достижения отделения Общества (среди которых геологические и географические обследования района, открытие новых пещер, наблюдение за развитием дикорастущих плодовых деревьев и т. д.), нет даже упоминаний о попытках сбережения, изучения и популяризации уникальных объектов культурного наследия, ряд которых уже тогда находился на грани исчезновения. См. подробнее [Полканов 1936].
На страницах газеты «Красный Крым» выявлены сведения о работе этнографической группы научной экспедиции КрымЦИК и СНК18.
18 Этнографическая экспедиция, организованная по инициативе КрымНаркомпроса, «носила комплексно-разведочный характер. Этим объясняется большой радиус охвата и сравнительно большое количество населенных пунктов, которые посетила экспедиция. В задачи входило выявление тех районов или определенных пунктов, в коих уцелел еще нетронутый исторический, бытовой, фольклорный материал». Все работы производились под общим руководством У.А. Боданинского. См. подробнее [Боданинский 1930].
23 августа 1925 г. ее руководитель У.А. Боданинский представил предварительный отчет [Боданинский 1925]. 19 августа было завершено обследование местности в районе г. Евпатория. Участники экспедиции к тому моменту посетили более 30 татарских поселений, где им удалось выявить более 150 тамг19, «схематичных изображений серпа, подковы, сабли, серпа с молотом и всевозможных геометрических линейных комбинаций» [Боданинский 1925] .
19 Тамга (от тюрк., монг. «знак родовой, семейной или личной собственности») — родовой фамильный знак. наносившийся на различные предметы, шкуры животных. Особенно были распространены у скотоводческих народов: тюрок, монголов, иранцев. Считается, что в ряде случаев послужили толчком к развитию собственно письма. В качестве прототипа выступали простейшие геометрические фигуры, сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие ещё к родоплеменным отношениям. При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность. Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку, — это графическая выразительность и лаконизм.
20 Анализу выявленных в ходе экспедиции тамг посвящена отдельная работа О.-Н.А. Акчокраклы. См. подробнее [Акчокраклы 1927.б].
Схематическое изображение тамг, выявленных в ходе этнографической научной экспедиции
КрымЦИК и СНК в 1925 г. [Боданинский 1925]
«Сделано множество фотографических снимков с древних памятников. Произведено громадное количество зарисовок с жилищ, предметов крестьянского обихода. Собраны предметы народной техники, утварь, эпиграфические памятники в виде рукописных книг» [Боданинский 1925].
Экспонаты пополнили фонды Государственного дворца-музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае (Ныне — ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник»).
Участник экспедиции, композитор и музыкант А.М. Рефатов вел нотную запись памятников устной народной музыки, собирал, фиксировал старинные музыкальные инструменты. На данном этапе удалось выявить более 90 различных народных песен. Собранный им материал составил основу изданного в 1932 г. сборника [Рефатов 1932].
Асан Мамутович Рефатов (1903—1937) — крымскотатарский композитор, музыкант. Автор около 50-ти произведений, в том числе первой крымскотатарской оперы («Чора-Батыр», 1923). С 1930 дирижер художественного театра, затем заведующий учебной частью Азербайджанской консерватории, вскоре ее проректор. С 1933 музыкальный редактор тюркского сектора Азербайджанского комитета радиофикации и радиовещания при СНК АССР. В 1934 возглавлял Союз композиторов Азербайджана. В 1935 вернулся в Крым, где работал преподавателем в музыкально-театральном техникуме. В 1937 обвинён в «буржуазном национализме, расстрелян, все его произведения конфискованы и изъяты (их местонахождение не установлено до настоящего момента). Реабилитирован в 1957.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1.
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
Сбором крымскотатарского фольклора занимался О-Н.А. Акчокраклы. Было «записано колоссальное количество памятников в устной передаче татарской народной литературы, пословиц, примет, загадок, импровизаций» [Боданинский 1925]. Руководитель экспедиции подчеркнул обилие материала:
«.старики и молодежь приносили для экспедиции огромный ценный материал в виде легенд, сказаний, напевов и вещественных памятников. Не хватало тетрадей, не успевали записывать все. Наш молодой товарищ Аббас не успевал заряжать фотографический аппарат, местами мы все члены экспедиции и все наши практиканты совершенно захлебывались от обилия непочатого историко-этнографического материала» [Боданинский 1925].
В публикации был заявлен дальнейший маршрут экспедиции:
«21 августа экспедиция отправляется дальше по маршруту для обследования присивашской части джанкойского района. Потом на Старый Крым, далее будет обследована группа татарских деревень между Судаком и Алуштой, Карасубазаром [с 1944 Белогорск — Д.Л.] и затем экспедиция вернется обратно в Симферополь» [Боданинский 1925].
В феврале 1926 г. У.А. Боданинский продолжил знакомить крымских читателей с ходом экспедиции, завершившейся 10 сентября 1925 г. [Боданинский 1926]. Представлен ее полный состав. Кроме упомянутых выше О.-Н.А. Акчокраклы и А.М. Рефатова «в помощь каждому члену экспедиции были приглашены три студента Крымского университета21: Саффет Абдуль Рагим вел работу по записи образцов татарской
21
Имеется в виду Крымский университет имени М.В. Фрунзе (г. Симферополь), ныне имени В.И. Вернадского».
ФГАОУВО «Крымский федеральный университет
народной литературы, Рашид Челебиев — художник, Аббас Хильми — фотограф» [Боданинский 1926]. Опубликован точный маршрут экспедиции:
«Симферополь — Абузлар (за Сарабузом) — Евпатория — Каймак (за Донузлавским озером) — Керлеут — Бакал — Кырк-Чолпан — Бой-Казак (под Перекопом) — Армянск — ст. Джанкой — Тун-Кенегез — Джага-Шибан — Кул-Чора — Унгут — Колеч-Мечеть — Старый Крым — Орталан — Ай-Серез — Капсихор — Ускут22 — Карасубазар — Симферополь» [Боданинский 1926].
22 Перечисляются следующие населенные пункты Республики Крым: Абузлар (с 1948 Водопоойное) — посёлок Сизовского сельского совета в Сакском р-не; Сарабуз Татарский (с 1948 Кадровое) — упразднённое село, вошедшее в 1958 в состав с. Укромное Симферопольского р-на; Каймак — исчезнувшее село в Черноморском р-не Республики Крым, располагавшееся на востоке р-на в балке о. Старый Донузлав примерно в 1,5 км. к юго-западу от современного с. Хмелево. После депортации в 1944 восстановлено не было; Керлеут (с 1945 Водопоойное) — село Межводненского сельского совета в Черноморском р-не; Бакал Татарский (с 1945 Славное) — центр Славновского сельского совета в Раздольненском р-не; Кырк-Чолпан — исчезнувшее село в Первомайском р-не Республики Крым, располагавшееся на западе р-на примерно в 3 км. западнее современного с. Алексеевка. Последний раз упоминается в документах в 1941; Бой-Казак Татарский — исчезнувшее село в Красноперекопском р-не Республики Крым, располагавшееся на юго-западе р-на. Последние упоминания относятся к 1942. Называя Тун-Кенегез, Боданинский, вероятно имеет в виду Кенегез — исчезнувшее село в Раздольненском р-не Республики Крым, располагавшееся на северо-востоке р-на на границе с современным Первомайским р-ном, примерно в 2 км. юго-восточнее современного с. Огородное; в случае Джага-Шибана имеется в виду, вероятно, Шибан (с 1945 Лужки) — село Акимовского сельского совета в Нижнегорском р-не; Кул-Чора (с 1945 Некрасовка) — центр Некрасовского сельского совета в Советском р-не; Унгут (с 1948 Мучное) — исчезнувшее село в Кировском р-не Республики Крым, располагавшееся на севере р-на в верховье впадающей в Сиваш безымянной балки, примерно в 3 км. к юго-западу от современного с. Шубино. Ликвидировано между 1968 и 1977. Колеч-Мечеть — исчезнувшее село в Кировском р-не Республики Крым, включённое в состав с. Новопокровки, сейчас южная часть села. Орталан (с 1945 Земляничное) — центр Земляничненского сельского совета в Белогорском р-не; Ай-Серез (с 1945 Междуречье) — село Междуреченского сельского совета Судакского городского совета; Капсихор (с 1945 Морское) — село Морского сельского совета Судакского городского совета; Ускут (с 1945 Приветное) — центр При-ветненского сельского совета Алуштинского городского совета.
Маршрут этнографической группы научной экспедиции КрымЦИК и СНК в 1925 г. Восстановлен по [Боданинский 1926].
Кроме сбора образцов фольклора и народной музыки, экспедиция вела работу в области исторической топонимики:
«занесены на карту Крыму границы и старые народные названия районов полуострова, названия эти соответствуют в некоторых случаях тем улусам, которые в старину обитали в них — Тархан, Каракурт, Мангыт и т.п.» [Боданинский 1926].
Собраны образцы «письменной литературы, переписанные со старинных рукописных религиозных книг <...>, около 50 рукописных книг исторических документов» [Боданинский 1926] (часть из них датирована руководителем экспедиции началом XVII в.).
«Снято 120 фотоснимков с исторических памятников, крестьянских жилищ, предметов народного обихода, эпиграфических памятников. Сделано множество зарисовок. Зафиксировано нотной записью 150 народных мотивов, выполнены общие архитектурные обме-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
ры некоторых выдающихся историко-архитектурных памятников Евпатории, дер. Каймак, Бурун-Эли, Колеч-Мечеть, Каракоз23 и Кара-субазара» [Боданинский 1926].
23 Перечисляются следующие населенные пункты Республики Крым: Бурун-Эли (с 1948 Рыбное) — исчезнувшее село в Черноморском рне, располагавшееся на севере р-на на берегу Каркинитского залива Чёрного моря примерно в 4,5 км. западнее современного с. Владими-ровка; ликвидировано в период с 1954 по 1968. Колеч-Мечеть — исчезнувшее село в Кировском р-не, включенное в состав Новопокровки, сейчас южная часть села; Каракоз (с 1948 Первомайское) — село Кировского р-на, центр Первомайского сельского совета
Собрано большое количество предметов крымскотатарского народного быта. За отчетный период экспедиция посетила 64 населенных пункта. В 1926 г. У.А. Боданинский планировал продолжить работы по исследованию крымскотатарской культуры в Крыму, что отражено в плане и смете Бахчисарайского музея. В своем дневнике он оставил следующую запись:
«В Крыму до сих пор очень мало сделано в отношении изучения материальной культуры татар. Во времена старого дореволюционного режима из центров, время от времени, посылались экспедиции и отдельные ученые, которые собирали и увозили за пределы Крыма предметы народного творчества и быта. Только с Октябрьской Революцией 1917 года в Крыму организовался центр собирания и изучения памятников татарской материальной культуры — Бахчисарайский музей; но здесь исторические и этнографические коллекции не представлены еще в исчерпывающем виде. Необходимо этот пробел пополнить, собрав на всей территории Крымской ССР историко-этнографический материал, который на наших глазах очень быстро исчезает. Если мы пропустим еще несколько лет, то весь этот богатейший материал погибнет для истории» [ГБУ РК «БИКАМЗ» фонды, кн. 9569, инв. № 386, л. 165].
Богаевский К.Ф. Старый Крым. Руины медресе. 1920-е гг. Бумага, акварель
Богаевский К.Ф. Руины медресе и мечеть Узбека в Старом Крыму. 1920-е гг. Бумага, акварель
Более полные сведения об этнографической экспедиции опубликованы ее руководителем в 1930 г. [Боданинский 1930].
Публикации А.С. Башкирова, У.А. Боданинского, И.Н. Бороздина, выявленные на страницах газеты «Красный Крым», подготовленные по итогам экспедиционных исследований (Эски-Юрт, Старый Крым, этнографический материал) в 1924—1926 гг., несмотря на их предварительный характер, являются неотъемлемой частью источниковой базы при исследовании истории изучения объектов культурного наследия полуострова золотоордынского периода в 20-х гг. ХХ в. Комплексное использование разнообразных групп исторических источников позволит восстановить целостную достоверную картину развития памятниковедения в регионе в указанный период.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.П. [Полканов А.И.] Краеведы в Старом Крыму / / Красный Крым. 1936. № 186 (4692). 12 авг. С. 4.
2. Акчокракли О.[-Н.А.] Старо-крымские надписи: По раскопкам 1928 г. // ИТОИАЭ. 1929. Т. 3 (60). С. 152-159.
3. Акчокракли О.[-Н.А.] Татарские тамги в Крыму: материалы научно-этнографической экспедиции по изучению татарской
культуры в Крыму 1925 г. // Известия Крымского педагогического института им. М.В. Фрунзе. 1927.6. Кн. 1. С. 34 —47.
4. Акчокраклы О.[-Н.А.] Старо-Крымские и Отузские надписи XIII—XV вв. // Известия Таврического общества истории, ар-
хеологии и этнографии (ИТОИАЭ). 1927.а. Т. 1 (58). С. 5 — 17.
5. Б.Б. [Башкиров А.С., Боданинский У.А.] Изучение материальной культуры крымских татар // Красный Крым. 1924.
№ 155 (1174). 4 нояб. С. 2.
6. Башкиров А.С. Художественные памятники Солхата / / Крым. 1927. № 1 (3). С. 122 — 144.
7. Башкиров А.С., Боданинский У.А. Памятники крымско -татарской старины: Эски-Юрт // Новый Восток. 1925. № 8/9.
С. 295—311.
8. Боданинский У.А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму // Реконструкция народного хозяйства в
Крыму: Сборник. Симферополь: Крымплан, 1930. Вып. 2. С. 1—31.
9. Боданинский У.А. Этнографическая экспедиция // Красный Крым. 1926. № 38 (1555). 16 февраля. С. 2.
10. Бороздин И.[Н.] Археологические раскопки в Старом Крыму // Красный Крым. 1926.а. № 200 (1717). 1 сентября. С. 3.
11. Бороздин И.[Н.] В древней столице крымских татар: раскопки в Старом Крыму // Красный Крым. 1925.а. № 188 (1406). 19
августа. С. 2.
12. Бороздин И.Н. Два мусульманских памятника в Отузах // Труды Секции археологии Института археологии и искусство-
знания Российской ассоциации НИИ обществ. наук. Кн. 4: Василию Алексеевичу Городцову к сорокалетнему юбилею научной деятельности. М.: РАНИИОН, 1929. С. 90 — 92.
13. Бороздин И.Н. Из Отузской старины: надгробие шейха Якуба из Конии 729 г. Хиджры / / ИТОИАЭ. 1927.а. Т. 1 (58). С. 24 — 26.
14. Бороздин И.[Н.] Крым в беге столетий // Красный Крым. 1926.б. № 174 (1691). 1 августа. С. 2.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
15. Бороздин И.Н. Новейшие открытия в области татарской культуры // Первый Всесоюзный тюркологический съезд, 25 февр.
— 5 марта 1926 г.: Стенографический отчет. Баку, 1926.в. С. 33—38.
16. Бороздин И.Н. Новейшие открытия в области татарской культуры в Крыму: предварительное сообщение // Педагогиче-
ская жизнь Крыма. 1925.б. № 9/10. С 17—20.
17. Бороздин И.Н. Новые данные по золотоордынской культуре в Крыму: работы археологической экспедиции 1926 года / /
Новый Восток. 1927.б. № 16/17. С. 256—274.
18. Бороздин И.Н. Проблемы изучения художественной культуры Советского Востока / / Художественная культура Советского
Востока: Сб. статей / Под ред. И.Н. Бороздина. М.; Л.: ACADEMIA, 1931. С. 5 — 18.
19. Бороздин И.Н. Проблемы научных экспедиций на Восток // Новый Восток. 1925.в. № 8/9. С. 244 — 253.
20. Бороздин И.[Н.] Солхат: предварительный отчет о работах археологической экспедиции КрымСовнаркома, КрымЦИКа и
Научной ассоциации востоковедения Союза ССР в 1925 году / / Новый Восток. 1926.г. № 13/14. С. 271—301.
21. Гаврилов А.В., Майко В.В. Средневековое городище Солхат-Крым: Материалы к археологической карте города Старый
Крым / Крымский филиал Института археологии НАН Украины. Симферополь: Бизнес-Информ, 2014.
22. Кирилко В.П. Солхатское медресе / / Stratum plus. 2011. №. 6. С. 125—210.
23. Ломакин Д.А. Мусульманские памятники Старого Крыма XIII—XV вв.: история изучения, современное состояние / Под
ред. А.А. Непомнящего. Симферополь: Соло-Рич, 2015. (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 23).
24. Маркевич А.И. Археологические исследования и раскопки в Крыму / / Непомнящий А.А. Арсений Маркевич: страницы
истории крымского краеведения. Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. С. 317—321. (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 3).
25. Мусаева У.К. Народный учитель: документальный очерк деятельности выдающегося крымскотатарского просветителя Усе-
ина Боданинского / Под ред. А.А. Непомнящего. Симферополь: СГТ, 2007. (Серия: «Биобиблиография крымоведен-ния»; вып. 9).
26. Мусаева У.К. Подвижники крымской этнографии, 1921 — 1941: историографические очерки / Под ред. А.А. Непомнящего.
Симферополь, 2004. (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 2).
27. Непомнящий А.А. Арсений Маркевич: страницы истории крымского краеведения. Симферополь: Бизнес-Информ, 2005.
(Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 3).
28. Непомнящий А.А. История и этнография народов Крыма в современной научно-справочной литературе (ХХ — начало XXI
века): наработки и библиографические фикции // Крымское историческое обозрение. 2016. № 1. С. 65—80.
29. Непомнящий А.А. Очерки развития исторического краеведения Крыма XIX — начале XX века. Симферополь: Таврия, 1998.
30. Непомнящий А.А. Профессор Николай Эрнст: страницы истории крымского краеведения. К.: Стилос, 2012. (Серия:
«Биобиблиография крымоведения»; вып. 15).
31. Непомнящий А.А. Рукописные крымоведческие списки и картотеки 1920 —1930-х гг. // Библиография и книговедение.
2016. № 4. С. 44 — 51.
32. Петрова Э.Б. Павел Иванович Голландский и его крымская эпопея. Феодосия-Симферополь: Н. Ореанда, 2013. (Серия: «Па-
литра времени»; вып. 1).
33. Раскопки в Старом Крыму // Известия. 1925. № 161 (2494). 17 июля. С. 2.
34. Рефатов А.М. Крымскотатарские песни. Симферополь: Госиздат, 1932.
35. Уссейн Б. [Боданинский У.А.] Крым много веков назад: работа этнографической группы Научной экспедиции КрымЦИКа
и СНК // Красный Крым. 1925. № 192 (1410). 23 августа.
36. Хливнюк А.В. Памятники Крыма. Из истории охраны культурных ценностей в Крыму в 20-е годы ХХ века: по материалам
Центрального муниципального архива Москвы // Историческое наследие Крыма. 2007. № 20. С. 7—18.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Ломакин, Д. А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема...»: исследования золотоордынской культуры в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века) [Электронный ресурс] / Д.А. Ломакин // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 14. — Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.41.
"CRIMEA IN THE ONWARD RUSH OF CENTURIES IS A BREEDING AND TEMPTING ISSUE...": STUDIES IN GOLDEN HORDE CULTURE IN NEWSPAPER "RED CRIMEA" COVERAGE (1920s)
Dmitry A. Lomakin, Ph.D. (History), Scientific Researcher at Research Center of History and Archaeology of Crimea, Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5238-3072
E-mail: [email protected]; [email protected]
In 1920s, in USSR scholars (especially historians) reported about their researches in party press. That's why such media are val uable sources of historical information. So, the subject matter of my article is publications in newspaper "Red Crimea", which are the source for the history of studies in culture of the Golden Horde period in the Crimea in 1920s. In this newspaper, set of studies of historians, archeologists and ethnographers Alexey S. Bashkirov, Ussein A. Bodaninsky, Ilya N. Borozdin revealing the features of archaeological and ethnographic research during
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
this period were published for the first time. To study these works, I use source and textological analysis, biographical and chronological methods and methods of historical and intellectual reconstruction.
Archaeological discovery expedition for studying antiquities of the settlement Eski-Yurt was initiated by Council of People's Commissars of the Crimean ASSR. This research carried out in autumn of 1924 by the All-Union Scientific Association of Oriental Studies at the USSR Central Executive Committee and the Crimean Department for Museums and Protection of Monuments of Art, Antiques, Nature and Folk Life. For the provision of overall work plan, the committee headed by Ilya Borozdin was created. After thorough inspection of the territory and development of the further plan of the forthcoming study, its implementation was entrusted to Alexey Bashkirov and Ussein Bodaninsky. After topographic fixing of the territory of the settlement, the research work was focused on its western part, on the Muslim cemetery Kirk-Azizler (14th—15th cc.).
Expedition of Central Executive Committee of the Crimean ASSR and Council of People's Commissars of the Crimean ASSR carried out archaeological excavations in 1925—1926 in Stary Krym. It set the task of studying medieval culture of Solkhat based of the cultural artifacts. Scientific studies were initiated on the territory of the complex of Uzbek madrasah-mosque (the caravanserai area). Study of these objects helped to solve a set of historical, cultural, architectural, archaeological and epigraphic issues. There were presented historically reasoned and scientifically based conclusions on the development of the Golden Horde Crimean architecture, heredity, and connection with the Muslim architecture of the Asia Minor and the Byzantine centers. These statements were confirmed by subsequent studies. As a result of works, Solkhat appeared at the public and scientific world as an international center of high culture and significant medieval trading. The complex of monuments of Stary Krym became one of the priority objects of research with the aim of comprehensive study of the Golden Horde culture.
Ethnographic expedition organized by the initiative of the Crimea People's Commissariat of Education, was complex and exploring. This explains the large radius of coverage and large number of surveyed settlements. The tasks included discovery of those areas or certain centers, where still untouched historic, home and folk material remained undamaged. All works were performed under the general supervision of Ussein Bodaninsky.
I conclude that publications of A.S. Bashkirov, U.A. Bodaninsky, I.N. Borozdin in the newspaper Red Crimea on the basis of expeditionary research in 1924—1926. (Eski-Yurt, Stary Krym, ethnographic data), despite their preliminary nature, are an integral part of the source base for the studying researches of the objects of the cultural heritage of the Crimea during the Golden Horde period in the 1920s. The comprehensive use of diverse groups of historical sources will help to restore complete and reliable picture of the development of monument studies in the Crimea.
Keywords: newspaper "Red Crimea"; historical source; archaeological researches; ethnographic expedition; Eski Yurt; Stary Krym; Solkhat.
References:
1. Akchokrakly O.-N.A. "Inscriptions from Stary Krym: Case Study of Archaeological Excavations of 1928." Transactions of Taurida Socie-
ty of History, Archeology, and Ethnography 3 (1929): 152—159. (In Russian).
2. Akchokrakly O.-N.A. "Inscriptions of the 13th —15th Centuries from Stary Krym and Otuz." Transactions of Taurida Society of History,
Archeology, and Ethnography 1 (1927): 5 — 17. (In Russian).
3. Akchokrakly O.-N.A. "The Tatar Tamgas in the Crimea: Materials of Scientific and Ethnographic Expedition of 1925 on Studying Ta-
tar Culture in the Crimea." Bulletin of M.V. Frunze Crimean Pedagogical Institute 1 (1930): 34—47. (In Russian).
4. Bashkirov A.S. "Artistic Monuments of Solkhat." Crimea 1 1927: 122 — 144. (In Russian).
5. Bashkirov A.S., Bodaninsky U.A. "Monuments of the Crimean-Tatar Antiquity: Eski-Yurt." New East 8/9 (1925): 295 —311. (In Russian).
6. Bashkirov A.S., Bodaninsky U.A. "Study in Material Culture of the Crimean Tatars." Red Crimea [Simferopol] 4 Nov. 1924: 2. (In Russian).
7. Bodaninsky U.A. "Archaeological and Ethnographic Study of Tatars in the Crimea." Reconstruction of National Economy in the Crimea.
Simferopol: Krymplan Publisher, 1930. Issue 2, pp. 1—31. (In Russian).
8. Bodaninsky U.A. "The Ethnographic Expedition." Red Crimea [Simferopol] 16 Feb. 1926: 2. (In Russian).
9. Borozdin I.N. "Archaeological Excavations in Stary Krym." Red Crimea [Simferopol] 1 Sep. 1926: 3. (In Russian).
10. Borozdin I.N. "Crimea in the Onward Rush of Centuries." Red Crimea [Simferopol] 1 Aug. 1926: 2. (In Russian).
11. Borozdin I.N. "Excerpts on the Otuz Olden Time: The Tomb of Sheikh Yakub of Konya, 729th of the Hegira." Transactions of Taurida
Society of History, Archeology, and Ethnography 1 (1927): 24 — 26. (In Russian).
12. Borozdin I.N. "In the Ancient Capital of Crimean Tatars: Excavations in Stary Krym." Red Crimea [Simferopol] 19 Aug. 1925: 2. (In
Russian).
13. Borozdin I.N. "New Data on the Golden Horde Culture in the Crimea: The work of Archaeological Expedition of 1926." New East
16/17 (1927): 256—274. (In Russian).
14. Borozdin I.N. "Problems of Scientific Expeditions to the East." New East 8/9 (1925): 244 — 253. (In Russian).
15. Borozdin I.N. "Problems of Studying Artistic Culture of the Soviet East." Art Culture of the Soviet East. Ed. I.N. Borozdin. Moscow and
Leningrad: ACADEMIA Publisher, 1931, pp. 5 — 18. (In Russian).
16. Borozdin I.N. "Solkhat: Preliminary Report on the Work of the Archaeological Expedition of Council of People's Commissars of the
Crimean ASSR, Central Executive Committee of the Crimean ASSR and Scientific Association of Oriental Studies of the USSR
in 1925." New East 13/14 (1926): 271 —301. (In Russian).
17. Borozdin I.N. "The Newest Discoveries in Tatar Culture." Verbatim Report on the First All-Union Turkish Studies Congress (25 Feb. - 5
Mar. 1926, Baku). Baku, 1926, pp. 33—38. (In Russian).
18. Borozdin I.N. "The Newest Discoveries in Tatar Culture in the Crimea: A Preliminary Report." Pedagogical Life of the Crimea 9/10
(1925): 17—20. (In Russian).
19. Borozdin I.N. "Two Muslim Monuments in Otuzy." Proceedings of the Archeology Section of the Institute of Archaeology and Art-
Knowledge of the Russian Association of Research Institutes for Social Sciences. Moscow: Russian Association of Research Institutes for Social Sciences Publisher, 1929, book 4, pp. 90 — 92. (In Russian).
20. "Excavations in Stary Krym." Izvestia [Moscow] 17 Jul. 1925: 2. (In Russian).
21. Gavrilov A.V., Maiko V.V. Medieval Settlement of Solkhat-Krym: Materials to the Archaeological Map of the City of Stary Krym.
Simferopol: Business-Inform Publisher, 2014. (In Russian).
22. Khlivnyuk A.V. "Monuments of the Crimea. Excerpts on the History of Cultural Values Protection in the Crimea in 1920s: Based on
Sources from the Central Municipal Archives of Moscow." Historical Heritage of the Crimea 20 (2007): 7—18. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'
Ломакин Д.А. «Крым в беге столетий — благодарная и заманчивая тема.»: исследования золотоордынской культуры
в освещении газеты «Красный Крым» (20-е годы ХХ века)
23. Kirilko V.P. "Solkhat Madrasah." Stratum Plus 6 (2011): 125-210. (In Russian).
24. Lomakin D.A. Muslim Monuments of Stary Krym of 13th-15th Centuries: History of Study, Current State. Ed. A.A. Nepomnyashchy.
Simferopol: Solo-Rich Publisher, 2015. (Biobibliography of Crimean Regional Studies, issue 23).
25. Markevich A.I. "Archaeological Research and Excavations in the Crimea." Arseny Markevich: Pages of the History of Crimean Regional
Studies by AA Nepomnyaschy. Simferopol: Business-Inform Publisher, 2005, pp. 317—321. (Biobibliography of Crimean Regional Studies, issue 3). (In Russian).
26. Musaeva U.K. Devotees of Crimean Ethnography, 1921 -1941: Historiographical Essays. Ed. A.A. Nepomnyashchy. Simferopol, 2004. (Bi-
obibliography of Crimean Regional Studies, issue 2). (In Russian).
27. Musaeva U.K. The People's Teacher: Documentary Essay on the Activities of Outstanding Crimean Tatar Educator Usain Bodaninsky. Ed.
A.A. Nepomnyashchy. Simferopol: Simferopol City Typography Publisher, 2007. (Biobibliography of Crimean Regional Research, issue 9). (In Russian).
28. Nepomnyashchy A.A. Arseny Markevich: Pages of the History of Crimean Regional Studies. Simferopol: Business-Inform Publisher, 2005.
(Bibliography of Crimean Regional Studies, issue 3). (In Russian).
29. Nepomnyashchy A.A. Essays on Development of Historical Crimean Local Lore of 19th — Early 20th Century. Simferopol: Tavriya
Publisher, 1998. (In Russian).
30. Nepomnyashchy A.A. "Handwritten Crimean Regional Studies Lists and Filing Cabinets of 1920s —1930s." Bibliography and Bibliology
4 (2016) 44—51. (In Russian).
31. Nepomnyashchy A.A. "History and Ethnography of Peoples of the Crimea in Modern Scientific Reference Literature (20th — Early
21st Century): Developments and Bibliographic Fictions." Crimean Historical Review 1 (2016): 65—80. (In Russian).
32. Nepomnyashchy A.A. Professor Nikolay Ernst: Pages of the History of Crimean Regional Studies. Kiev: Stilos Publisher, 2012. (Biobibliog-
raphy of Crimean Regional Studies, issue 15). (In Russian).
33. Petrova E.B. Pavel Gollandsky and His Crimean Epic. Feodosiya and Simferopol: N. Oreanda Publisher, 2013. (The Palette of Time, issue 1).
(In Russian).
34. Polkanov A.I. "Regional Historians in Stary Krym." Red Crimea [Simferopol] 12 Aug. 1936. (In Russian).
35. Refatov A.M. Crimean Tatar Songs. Simferopol: Gosizdat Publisher, 1932. (In Crimean Tatar).
36. Ussain B. (Bodaninsky U.A.} "Crimea Many Centuries Ago: The Work of the Ethnographic Group of the Scientific Expedition of Cen-
tral Executive Committee of the Crimean ASSR and Council of People's Commissars of the Crimean ASSR." Red Crimea [Simferopol] 23 Aug. 1925. (In Russian).
Cite MLA 7:
Lomakin, D. A. " "Crimea in the Onward Rush of Centuries Is a Breeding and Tempting Issue...": Studies in Golden Horde Culture in Newspaper "Red Crimea" Coverage (1920s)." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 14.1 ('Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea') (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.41>. (In Russian).