УДК 72.03 https://doi.Org/10.24852/pa2018.2.24.150.167
РЕЗНЫЕ КАМНИ ГОРОДИЩА ЧУФУТ-КАЛЕ © 2018 г. Е.А. Айбабина
Атрибуция сполий, происходящих из раскопок мечети городища Чуфут-Кале, является задачей настоящей работы. Раскопки мечети XV века на городище Чуфут-Кале (Кырк-Ер) в Юго-Западной части Крыма, проводимые в 1928-29 гг., и ее доследование в 1956-59 гг. (УА. Боданинский, Б.Н. Засыпкин, О.-Н.А. Акчокраклы, Е.В. Веймарн) выявили ряд сполий с орнаментальной резьбой, которые были применены в качестве кладочного материала и архитектурных деталей. Среди них: блоки со стилизованным растительным и геометрическим декором, украшавшим наличники входов мусульманских культовых зданий, из кладки стен мечети, сталактитовые конхи михраба и боковых ниш портала, замковый камень, детали портального декора в виде рельефных розеток на блоках, а также фрагменты карнизов со сталактитовой и пальметтной порезкой. Помимо гладкотесанных блоков, в кладке стен мечети обнаружены детали со следами стесанного орнаментального декора и эпиграфических надписей. На одном из них, вторично использованном в кладке северной стены мечети, сохранилась арабская надпись с датой 746 г.х. (1346 г. Донорами сполий являлись мусульманские культовые постройки - дюрбе, мечеть, медресе, возведенные в середине XIV в., в начальный период заселения городища мусульманским населением.
Ключевые слова: археология, Крым, Чуфут-Кале, мечеть, дюрбе, сполии, архитектурный декор, сталактиты, пальметты.
Раскопки 1928-1929 гг. на городище Чуфут-Кале открыли одну из самых обсуждаемых и до конца не разрешенных тем в археологии этого памятника - тему атрибутирования мусульманской мечети (Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 170-187). Мечеть возведена на центральной площади, к которой сходились основные улицы поселения, и была доминантой восточной части городища в золотоордынский период (рис. 1). Заметим, что месторасположение мечети было определено ближе к южной стороне обрывистого мыса, там же, где в средневековый период складывались важнейшие компоненты градостроительного ансамбля: с восточной стороны - т.н. Средняя оборонительная стена с раннесредне-вековыми участками нижнего яруса, с
юга - Южные ворота «Кичик-Капу» с пещерным христианским монастырем и впоследствии с оборонительным пещерным комплексом (Герцен, Мо-гаричев, 2016а, с. 31, рис. 19). Кроме того, мечеть северной стеной выходит на т.н. Среднюю улицу, ориентированную по направлению запад-восток через всю центральную часть от Южных ворот до Средних ворот Ор-та-Капу. Судя по строительным остаткам усадеб, этот район городища был в средневековый период довольно плотно застроен. По общему мнению ряда исследователей, этот район городища является наиболее древним на плато Чуфут-Кале, он начинает заселяться в раннесредневековый период и продолжает формироваться, включая золотоордынский этап, вплоть до начала XVI в. Дата строительства ме-
Рис. 1. Общий вид мечети перед началом раскопок 1928-29 гг. Вид с юго-востока.
Fig. 1. General view of the mosque before the excavations began in 1928-29. View from the southeast.
чети обычно устанавливается в соответствии с надписью 746 г. х. (1346 г.), которая содержится на блоке, вставленном в кладку северной стены с внешней стороны (Акчокраклы, 1928, с. 168). Предполагая неоднократность перестройки мечети, О.-Н.А. Акчо-краклы считает, что орнаментированные и эпиграфические плиты принадлежали другому, более раннему зданию, возможно, первоначальному сооружению или дюрбе. К этому можно добавить то, что расположенный в нескольких десятках метров от мечети к северу мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханым неоднократно перестраивался (Ломакин, 2017а, с. 219221), в результате этого портал дюрбе, первоначально имевший, вероятнее всего, форму сельджукского пиштака, приобрел современный вид. В районе дюрбе в золотоордынский период находилось разрушенное ныне кладбище (Акчокраклы,1928, с. 168-169).
Не обнаружено и медресе, известное по сведениям письменного источника, построенное Хаджи Гиреем, предположительно рядом с мечетью (Герцен, Могаричев, 2016а, с. 184; 2016б, с. 99). О.-Н.А. Акчокраклы отмечает близость орнаментации сполий мечети Чуфут-Кале декору солхатской мечети Узбека (1314 г.).
На основании этих наблюдений появляется предположение о существовании не менее двух фаз формирования градостроительного комплекса и соответственно двух строительных периодов мечети: возведение мечети при Джанибеке (Герцен, Могаричев, 2016б, с. 99) и начало формирования некрополя рядом с ней в период освоения мусульманским населением плато Чуфут-Кале и, затем, строительство медресе Хаджи Гиреем - перестройка первоначальной мечети в более презентабельное здание, перестройка мавзолея, в котором была погребена
в апреле 1438 г. Джанике-ханым (Сидоренко, 2016, с. 87). Несмотря на заманчивость выводов, на данном этапе исследований реально можно судить лишь о мечети 859 г. х. (= 1454/55 гг.), дату возведения которой сообщает турецкий автор Эвлия Челеби (Книга путешествия, 1999, с. 37).
Как известно, до настоящего времени, несмотря на проведенные исследования в 1928-1929 гг. и доследование здания в 1956-1959 гг. (Веймарн, 1968, с. 62), устройство перекрытия мечети вызывает вопросы. У.А. Бо-данинский и Б.Н. Засыпкин считали мечеть купольной (Боданинский, За-сыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 175). А.Л. Бертье-Делагард указывал, что возле ворот города находятся развалины «большой и хорошей мечети, с двумя рядами колонн внутри, имевших сталактитовые капители», а также то, что «в ее стенах и вокруг попадаются камни, прекрасно изукрашенные мусульманским ковровым узором стиля турок-сельджуков, судя по которому построение мечети можно отнести к XIV веку» (Бертье-Делагард, 1920, с. 112). Разница суждений об архитектонике строения основана на находках, определяющих характер перекрытия мечети: следов от устройства колонн базиликального (стропильного?) здания, с одной стороны, и замкового камня купола в форме орнаментированного диска, а также фрагментов карниза, с другой (Боданинский, За-сыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 175176, рис. 8). Интересно отметить, что в ходе исследований было найдено, по сведениям У.А. Боданинского и Б.Н. Засыпкина, множество легких туфовых камней от перекрытия свода. К сожалению, полные материалы археологических исследований не сохрани-
лись. В.И. Даниленко и Е.В. Крикун предложили реконструкцию мечети в виде трехнефной купольной базилики с двумя рядами колонн, стрельчатыми арками и коробовыми сводами боковых нефов, куполом над средней частью повышенного центрального нефа и общей двускатной крышей. Купол стрельчатый, на тромпах, невысокого подъема и 2,5 м в диаметре, не выявленный во внешнем объеме (Даниленко, Крикун, 2005, с. 38). Эта реконструкция была призвана примирить все гипотетичные мнения, в результате ее находится место всем артефактам, обнаруженным в ходе археологического исследования. Однако возникает ряд вопросов, которые не решены ни в ходе проведения раскопок, ни при попытках восстановления архитектурного облика здания. Так, при исследовании не были выявлены указанные А.Л. Бертье-Делагардом сталактитовые капители (как, например, в солхатской мечети Узбека), обнаружены лишь какие-то обломки со сталактитовой резьбой - «карнизики» (Боданинский, Засыпкин, Акчокра-клы, 1929, с. 173). Не было найдено ни одной базы колонн (четыре колонны мечети, как считают У.А. Боданин-ский и Б.Н. Засыпкин, были просто «впущены» в пол и скальное основание). Реконструкция пола в виде толстого глиняного слоя с примесью серой рассыпчатой массы (золы?) не привела авторов к окончательному выводу. При раскопках мечети Узбека и медресе Инджи-бей Хатун в г. Старый Крым был обнаружен целый ряд этих необходимых деталей (Кирилко, 2015, с. 511, 523-524; Ломакин, 2015, рис. на с. 120-121, 125, 127). Малая археологическая изученность городища не дает возможности определен-
ного ответа на вопрос о внешнем виде мечети, но о том, что мечеть пережила ряд перестроек, говорят особенности ее конструкции, отмеченные в свое время первыми исследователями памятника (Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 178).
В связи с этим обратимся еще раз к резным деталям и сполиям, обнаруженным при исследовании мечети в 1928-1929 гг.
Первым в научной литературе описал декор мечети А.Л. Бертье-Де-лагард, упомянув ее сталактитовые капители и определив его тюрко-сель-джукскую стилистику (см. выше). Использование в лицевой кладке внутренней и внешней сторон северной стены блоков с художественной резьбой и арабской эпиграфикой неоднократно указывалось исследователями (подробнее см.: Ломакин, 2017б, с. 538-542). О.-Н.А. Акчокраклы, отметив разнородность кладки стен, предположил, что во время правления Менгли-Гирея мечеть была перестроена, а при строительстве в ее кладке были использованы фрагменты более ранних сооружений. Заметим, что наряду с орнаментированными камнями в кладке, и не только северной стены мечети, использованы сполии, представляющие собой разномерные обработанные блоки, среди которых попадаются и со следами стесанного рельефа на лицевой поверхности.
Орнаментированные сполии расположены на поверхности стены без определенного порядка, они не могли быть деталями продуманного архитектурного декора, а являются строительным материалом. В то же время использование сполий из ранее существовавших, имевших культовое значение построек и памятников, будь то
медресе, дюрбе или надгробие, а также светская постройка - дворец, было уместным в сооружении новой (или обновленной) мечети. Какие сооружения могли послужить донором строительного материала для мечети? Этот вопрос, вероятно, может быть решен в результате раскопок древнейшей части городища. Вспомним сведения о постройке рядом с мечетью медресе. Подобный комплекс известен в Солхате (г. Старый Крым) - медресе Инджи-бей Хатун (1332-1333 гг.), к которому на рубеже ХУ-ХУ1 в. была пристроена мечеть Узбека (Кирилко, 2015, с. 523-524). С целью создания культурно-религиозного ансамбля построек мусульманского центра, каковым с середины XIV до начала XVI в. являлся Кырк-Ер, предполагалось сосредоточение в одном градообразующем узле общественных зданий (Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 12-13), а главное медресе, мечети и кладбища с особо почитаемыми мавзолеями. Оформленный художественной резьбой по камню величественный портал медресе Инджи-бей Хатун, сохранявшийся еще до конца XVIII века, портал и михраб мечети Узбека - примеры сельджукской стилистики в архитектуре и резном декоре, в том числе и для юго-запада полуострова.
Все резные находки из мечети можно разделить на две группы. Помимо сполий из кладки северной стены мечети, происходящих из более ранних строений (рис. 2, 3: 1-4, 4, 5: 1-2), раскопками был обнаружен ряд архитектурных деталей, относящихся непосредственно к последнему строительному периоду мечети: фрагменты консолей балкончика-шерфе минарета, мелкие части сталактитового кар-
Рис. 2. Фрагмент кладки северной стены мечети: вверху - надпись 746 г.х. (1346 г.), внизу - деталь наличника портала.
Fig. 2. Fragment of the laying of the northern wall of the mosque: at the top - inscription 746 AD (1346), below - detail of the casing of the portal.
образованные плоской неширокой полосой, идущей зигзагом по всей длине орнаментальной каймы. Пальметты -из мелких переплетенных листьев. Рисунок дополнен циркульными за-
низа с пальметтной резьбой, а также блоки арочных пролетов перекрытия мечети и другие конструктивные архитектурные фрагменты (5: 3-5). Определение стилистики декора обнаруженных при раскопках сполий позволяет установить относительную периодизацию их использования в архитектурном оформлении мечети.
Архитектурная орнаментированная деталь - часть наличника портала (рис. 2; 3: 2). Известняк. Обнаружена в кладке внешней стороны северной стены рядом с блоком, на котором сохранилась часть арабской надписи, содержащей дату: 746 г. х. (1346 г.) (Акчокраклы, 1928, с. 171); примыкает к нему снизу1. Представляет собой подпрямоугольный блок, подтесанный для использования в качестве кладочного материала. Орнамент, напоминающий сплошной ковровый рисунок, состоит из пальметт, заключенных в стрельчатые арочки,
1 БИКАМЗ, каталог фотонегативов,
снимок № Н-54.
витками. Орнамент симметричен. Растительные и геометрические мотивы имеют изысканную графику, растительные детали проработаны тонкой линией. Линейные элементы выполнены неширокой рельефной двойной полосой. Широкая орнаментальная кайма заключена между простыми поясками, к ним с обеих сторон примыкают широкие неорнаментированные плоскости. Эта деталь является фрагментом резного наличника украшенного резьбой портала, по аналогии с известным наличником входа мечети Узбека (1314 г.) в г. Старый Крым. Ближайшим подобием растительного декора с циркульными завитками является резьба михраба мечети Узбека (Айбабина, 2001, с. 166-167, рис. 73: 8), который, по мнению В.П. Кирилко, принадлежал либо другой постройке (он был установлен в новом здании раньше портала), либо той же мечети Узбека (Кирилко, 2016, с. 163); подобным мотивом украшена также одна из нишек нижнего яруса сталактитов самого портала 1314 г. (Айбабина, 2001, с. 166-167, рис. 73: 5).
Архитектурная орнаментированная деталь - часть наличника портала (рис. 3: 1). Известняк. Во время раскопок мечети была обнаружена в кладке северной стены, с внутренней стороны, справа от кронштейна, на который опирается пята западной продольной арки2. Кайма резного декора отделена с одной стороны прямым рельефным пояском, неорнаментированные плоскости отбиты. Резной орнамент очень напоминает предыдущий, однако рисунок пальметт из дольчатых листьев с большими «глазками» является иным, а детали растительного мотива - менее дробные.
Мотив пальметты с «глазками» в нижней части, который имеет несколько вариантов, представленный в резьбе ряда известных памятников Восточного Крыма, как правило, служит центром, вокруг которого строится растительный орнамент, состоящий из полупальметт, завитков и плетенок. Наиболее совершенные в художественном отношении примеры относятся ко времени начала - первой половины XIV в. Подобные пальметты с «глазками» декорируют капитель из медресе Инджи-бей Хатун (Бороздин, 1926, с. 301, рис. 15). Принимая во внимание все данные об этих деталях в совокупности, можно говорить и о неординарности постройки, из которой они происходят, и о предположительном времени иссечения ее резьбы.
Архитектурная деталь с рельефным пальметтным и «псевдокуфическим» рисунком (рис. 3: 3; 4). Известняк. Найдена во время археологических исследований в 1929 г.
(Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 176, рис. 7)3. Представляет собой прямоугольный блок, перетесанный с целью использования его в качестве строительного материала. Резьба состоит из пальметт с «глазком», направленных в одну сторону, окруженных циркульными завитками и соединенных полупальметтами, образующими элемент из трех глазков. Линейные элементы выполнены неширокой рельефной двойной полосой, растительные мотивы проработаны тонкой врезной линией по краю и внутри. Растительный декор обрамлен по границам «псевдокуфическим», эпиграфическим по своему происхождению орнаментом. Рисунок симметричен. Орнаментальная кайма узким рельефным пояском отделена от гладко отесанной поверхности, такой же поясок завершает нижнюю часть рисунка. Также как и у вышеописанных деталей, орнамент, построенный в определенном геометрическом порядке, состоит из набора стилизованных растительных элементов. У.А. Боданинский и Б.Н. Засыпкин, считая, что найденный фрагмент был частью наличника портала мечети, датируют его резьбу XIV в. (Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 177). «Псевдокуфический» мотив был неоднократно соотнесен с орна-
3 БИКАМЗ, каталог фотонегативов, снимок № Н-61. Условия находки блока являются неясными: на фотоснимке из фондов БИКАМЗ (каталог фотонегативов, снимок № 313) отражен завершающий момент раскопок у западной стены мечети, с внутренней стороны, где блок поставлен на верхний ряд сохранившейся кладки. Вероятнее всего, он был обнаружен в каменном развале при ее зачистке. В таком случае этот блок был использован как строительный материал.
ментацией портала солхатской мечети Узбека (Сидоренко, 1988, с. 125, рис. 4; Крамаровский, 1994, с. 135, рис. 11: 8; Айбабина, 2001, с. 165-167, рис. 73: 4, 14). Мотив пальметты в циркульном обрамлении также имеет аналогии в архитектурном декоре (см. выше).
Архитектурная деталь - замковый камень в форме плоского круга с врезной двенадцатилучевой звездой (рис. 5: 1). Известняк. Найден при раскопках мечети в 1929 г. (Бо-данинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 175-176, рис. 8)4. Орнамент выполнен узкой рельефной полосой без проработки поверхности. Центр, выделенный выпуклой «шишечкой» с витым рифлением (вихревой розеткой), почти полностью сбит. Лучи звезды образованы полигональными фигурами - неправильными шести-
Рис. 3. Фрагменты архитектурных деталей из раскопок мечети на городище Чуфут-Кале: 1-3 - строительные блоки с резьбой - детали наличников порталов XIV - первой половины XV вв.; 4 - блок с резьбой, фрагмент архитектурной детали (рис. Любавиной Е.Д.). Fig. 3. Fragments of architectural details from the excavations of the mosque on the Chufut-Kale ancient fortified settlement: 1-3 - building blocks with carving - details of the casing of the portals of the 14th - first half of the 15th centuries; 4 - block with a carving, fragment of an architectural detail (Figure by Lubavina E.D.).
угольниками, изображение по краю обведено рельефной полосой. Геометрический рисунок детали четкий и выразительный. Мотив звезды с двенадцатью лучами и плоским кругом в центре повторяется в резьбе двух блоков, происходящих из кладки и раскопок мечети (см. ниже). В.П. Кирилко считает эту сполию из мечети кладочным материалом (Кирилко, 2015, с. 550).
Архитектурные детали с геометрическим орнаментом. Известняк. Одна найдена при археологических раскопках мечети в 1929 г. (рис. 5: 2)5. Орнамент врезной, нанесен на плоскую поверхность. Представляет собой сплошной геометрический мотив, состоящий из двенадцатилучевых звезд, аналогичных по рисунку звезде на замковом камне. На поверхности блока сохранилась одна целая и частично, по четверти, еще две звезды. Звезды соединены между собой лучами и треугольниками. Лучи звезд образованы полигональными шестиконечными фигурами, сердцевина обозначена большим плоским кругом.
4 БИКАМЗ, каталог фотонегативов,
снимок № Н-65.
Рис. 4. Блок с резьбой - деталь наличника портала XIV в.
Fig. 4. Block with a carving - a detail of the casing of the portal of the XIV century.
Другой прямоугольный блок с идентичной звездчатой резьбой был обнаружен во время раскопок мечети в кладке северной стены, с внешней стороны, рядом с надписью 746 г. х. (1346 г.), на ряд ниже. На плоской поверхности сохранилось изображение половин четырех звезд. Детали со звездчатой резьбой, использованы в декоре мечети в ее условно последний строительный период не как архитектурные детали интерьера или портала, по своему прямому предназначению, а в качестве строительного материала.
Геометрический звездчатый декор украшал плоскость михрабной конхи ныне не существующей Колечь-мече-ти6 (Кирилко, 2016, с. 164). Орнамент, в обрамлении пальметтной каймы украшал прямоугольную панель над михрабом и широкой прямоугольной каймой выделял его на плоскости стены. Этот декор представлял собой гипсовые литые дополнения к сталактитовой конхе и резному наличнику, покрытому пальметтами. Резьба выполнена искусно, но в композиции резных и литых деталей михрабной стены виден недостаток мастерства, выражающийся в искажении пропорциональных соответствий. В верхней части обрамления находились гнезда для круглых, вероятно, орнаментированных вставок-розеток.
Ряд деталей и фрагментов архитектурного декора содержались в слое каменного развала, накопившегося в результате разрушения стен и сводов мечети, ряд камней могли быть перемещены в руинированную постройку в ходе разборки других сооружений. Среди архитектурных деталей были обнаружены не только профилированные, но и покрытые резным декором.
Фрагмент архитектурной детали с непрерывным орнаментом: поясом из сильно изогнутых дольчатых полупальметт между двумя прямыми плоскостями (рис. 5: 4)7. Известняк. Найден при раскопках внутренней части мечети. Рельефные элементы врезного декора проработаны тонкой линией. Рисунок изысканный, ажурный, с участками углубленного фона. Деталь обломана с обеих сторон.
Фрагмент архитектурной детали с непрерывным орнаментом в виде изогнутых полупальметт между двумя прямыми плоскостями (рис. 5: 5)8. Известняк. Найден при раскопках внутренней части мечети. Орнамент плотный, выполнен в низком рельефе. Между пальметтами - «глазки».
6 Разрушена в период Великой Отечественной войны и в последующие годы.
7 БИКАМЗ, каталог фотонегативов, снимок № Н-59.
8 БИКАМЗ, каталог фотонегативов, снимок № Н-59
Архитектурная деталь - прямоугольная плита с рельефной «розеткой»9 (рис. 6). Известняк. На поверхности рельефного круга двойной линией иссечен орнамент из гео-метрическо-растительных элементов: в центре - гексаграмма, каждый из ее шести лучей образует по два «глазка» переплетающихся полупальметт. Орнамент основан на принципе нарастания четных элементов: от шести к двадцати четырем. Мотив шестиконечной звезды («печать Сулеймана», «печать Соломона», «щит Давида», «звезда Давида») был широко распространен в золотоордынской пластике, в частности, в резьбе надгробий из могильников Солхата-Крыма и Кырк-Азизлер (Эски-Юрт, Бахчисарай). На Чуфут-Кале этот знак был высечен дважды на блоках восточного фасада т.н. Средней оборонительной стены
9 БИКАМЗ, каталог фотонегативов.
снимок № Н-63.
Рис. 5. Фрагменты строительных блоков
и архитектурных деталей из раскопок мечети на городище Чуфут-Кале: 1 - замковый камень; 2 - блок с геометрическим звездчатым орнаментом; 3 - фрагменты сталактитовых карнизов; 4-5 - фрагменты архитектурных деталей с пальметт-
ным декором (рис. Аметовой Э.С.) Fig. 5. Fragments of building blocks and architectural details from the excavations of the mosque on the Chufut-Kale ancient fortified settlement: 1 - capstone; 2 - block with geometric star ornament; 3 - fragments of stalactite cornices; 4-5 - fragments of architectural details with palmetto decor (Figure by Ametova E.S.).
(Боданинский, Засыпкин, Акчокра-клы, 1929, с. 187).
Архитектурная деталь - квадратная плита с рельефной «розеткой»10 (рис. 7). Известняк. На поверхности рельефного круга двойной линией в низком рельефе высечена двенадцатилепестковая розетка в виде вращающегося цветка с острыми лепестками. Лепестки образуют шесть полупальметт с «глазками» в верхней и нижней части листа, их побеги создают круговое обрамление мотива. Орнамент состоит из четного количества элементов: двенадцати -шести - двенадцати, такой подход придает растительному мотиву геометрическую четкость. Некоторые детали изображения выполнены неточно.
Украшение верхней части портала розетками - распространенный декоративный прием мусульманской архитектуры полуострова. Мотивырезьбы -от растительных стилизованных до геометрических - отличаются большим разнообразием. Такой прием декорирования плоских поверхностей
Рис.6. Деталь декора портала: розетка с гексаграммой.
Fig.6. Detail of decor of the portal: rosette with hexagram.
стен, облицованных гладкими плитами или сложенными из чисто тесаных блоков, выразительно дополняет орнаментальные детали или профилированное обрамление входа, мих-рабной ниши или оконной рамы, как, например, в декоре михраба мечети Узбека (Кирилко, 2015, рис. 12). Прекрасной работы розетка, украшенная шестью пальметтами «с глазками» и выпуклой шестиконечной звездочкой в центре, высечена на замковом камне, происходящем из солхатского медресе (Кирилко, 2011, с. 175). Пальметты двух видов, в их симметричном расположении читается и гексаграмма, и звезда.
Рельефные розетки часто используются и в средневековых христианских постройках, в частности, армянских (Айбабина, 2001, с. 63, рис. 11: 12; с. 71, рис. 15: 3).
Блок верхней части сталактитовой конхи (рис. 8)11. Известняк. По сведениям исследователей мечети, были найдены «сталактитовые сводики» боковых ниш портала (Бо-данинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 177, рис. 10). Деталь вытесана из цельного блока. Конха имеет три сталактитовых яруса: в нижнем ряду - четыре сталактита, разделенные консолями, в среднем три и в верхнем - один, двудольный. В нижнем ярусе - чередование стилизованных пятилепестковых заостренных
листьев (пальметт) с одинаковыми консольными выступами. Сталактиты всех трех ярусов неодинаковы по высоте: верхний ярус ниже остальных. Угловые участки поля передней поверхности на уровне второго яруса сталактитов занимают две двенадца-тилепестковые рельефные розетки на круге. Лепестки объемные, с насечкой внутри. Центры розеток-цветков обозначены выпуклыми вихревыми розетками (почти полностью сбиты). На одной из боковых сторон, справа, сохранилась часть обрамления с косым рифлением. Сталактитовые конхи боковых ниш порталов - стандартный декор в памятниках полуострова. Изображения розеток с лепестками встречаются на надгробиях из Солхата, обнаруженных при раскопках на Зеленой площади12. Сталактитовая ниша по контуру на плоской
12 Розетки встречаются на надгробиях различных форм: на гранях и верхней части столбовидных, на боковых сторонах цельновырубленных. Они представлены на фотоснимках из фондов БИКАМЗ
Рис. 7. Деталь декора портала: розетка со стилизованным растительным орнаментом.
Fig. 7. Detail of decor of the portal: rosette with a stylized floral ornament.
льефе, он более выразителен, но менее украшен, не имеет надписей. Такой элемент, как ступенчатая линия, врезная или в виде полоски, которая, вероятно, в первоначальном виде служила для разметки сталактитового
поверхности обведена ступенчатой врезной линией. Высота ступеней соответствует высоте ярусов. Линии ступени второго яруса перекрыты рельефными розетками. Прием очерчивания ниши был применен на портале Колечь-мечети, причем, поле между сталактитовой нишей портала и ступенчатой границей заполнено эпиграфическими надписями и паль-меттным орнаментом. Это усиливает декоративность портала13. В декоре боковых ниш портала дюрбе Хаджи Гирея такая обводка ниши выполнена не врезной линией, а узкой плоской полоской, служащей границей между крупными деталями сталактитовой ниши и растительным декором прямой плоскости (Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, с. 38, рис. 49). Композиция оформления верхней части боковой ниши портала мечети и мавзолея Хаджи Гирея идентична. Декор ниши из мечети отличается использованием деталей, выполненных в высоком ре-
(каталог фотонегативов, снимки № 8, 49, 60).
13 Фотоснимки портала и михраба Колечь-мечети содержатся среди материалов из фондов БИКАМЗ (архив
фотонегативов, снимки № 262, 272).
рисунка, некоторыми резчиками стала использоваться как дополнительная возможность выделить нишу портала или конху щековой стены, имеющую сакральное значение.
Надгробие цельновырубленное, которому придан облик закрытого саркофага с двумя спинками, т.н. «двурогое» (Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 182, рис. 16) (рис. 9)14. Изголовье является моделью четырехгранного дюрбе с чалмо-видным навершием на месте купола, другая спинка - прямоугольной стелой. Постамент массивный, широкий, прямоугольной формы. Надгробие найдено среди памятников кладбища азиза Газы-Мансур у южного подножия плато Чуфут-Кале. В момент обнаружения оно уже было расколото на две части вместе с основанием, от которого также отколот большой фрагмент. Отбиты верхняя часть чалмо-видного купола и спинки. На верхней части памятника высечена надпись, испорченная выветриванием и не поддающаяся прочтению. По форме надгробие близко группе памятников, которые были обнаружены раскопками,
Рис. 8. Сталактитовая конха боковой ниши портала мечети.
Fig. 8. Stalactite concha of the side niche of the portal of the mosque.
проведенными в 1924 г. на некрополе Кырк-Азизлер в Эски-Юрте. Большая часть этих сохранившихся надгробий являются цельновырубленными, с широким прямоугольным основанием, они датируются по надписям в пределах с 1316 г. до 1409 г. (Гай-воронский, 2006, с. 39-40).Такой тип погребальных памятников могильника в Эски-Юрте был распространен с начального период заселения его окрестностей мусульманским контингентом.
Боковые фасады модели дюрбе и самого надгробия орнаментированы резьбой - плетенкой из шестиугольных перекрещенных фигур, образующих подквадратные элементы. Этот мотив часто встречается в резьбе памятников Юго-Западного Крыма: наличника дверного проема, надгробия и плиты с надписью 1425 года из Ман-гупа (Айбабина, 2001, рис. 74-76), надгробия, вторично использованного в ремонтной кладке дюрбе хана Хаджи Гирея 1501 г., в декоре базы одной из угловых пилястр самого дюрбе (Гаврилюк, Ибрагимова, 2010, рис. 27, 93), надгробий некрополя Кырк-Азизлер (Гайворонский, 2006, с. 39, А-II, D-II, D-IV). В орнаментации надгробий могильника Кырк-Азизлер находит аналогии мотив нишек со стрельчатым верхом. Использование геометрического плетеного рисунка в памятниках Юго-Западного Крыма, в архитектурном декоре и надгробных памятниках XV в., вероятно, может быть примером популярного моти-
ва, применявшегося в определенной местности. Последователем и очагом распространения этой моды, возможно, выступал Мангуп. Геометрический плетеный орнамент украшает стелы и боковые стороны «двурогого» надгробия из Солхата (Башкиров, 1926, с. 124, рис. 19).
Хачкар (рис. 10)15. Известняк. На камне подквадратной формы высечен равноконечный крест с трилистниками на концах крыльев. Верхнее крыло укорочено, работа выполнена грубо. Камень был найден при раскопках в центральной части мечети (Боданин-ский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 174-175, рис. 6). Изображение сильно повреждено глубокими выбоинами. Из источников известно: наряду с мусульманским и иудейским, христианское население крепости Кырк-Ер указано в тарханном ярлыке 1459 г. Хаджи-Герай-хана, а, в частности, армянское в ярлыке 1468 г. Нур-Девлет-Герая. При этом отмечается, что «...все пусть будут тарханцами» (Смирнов, 1918, с. 8, 10). Как известно, христианское население Чуфут-кале известно с периода раннего средневековья. Вопрос о христианизации населения в районе плато Чуфут-Кале связывается с возведением крепостных сооружений и в особенности со
15 БИКАМЗ, каталог фотонегативов, снимок № Н-52.
Рис. 9. Надгробие кладбища азиза Газы-Мансура у южной подошвы плато Чуфут-Кале (рис. Любавиной Е.Д.).
Fig. 9. Gravestone of the cemetery of the Aziza of Gaza-Mansur at the southern foot of Chufut-Kale plateau (Figure by Lyubavina, E.D.).
строительством раннесредневековой базилики16. Предполагается, что у т.н. Южных ворот крепости располагался пещерный христианский монастырь с храмом (Герцен, Могаричев, 2016а, с. 118-120, 126-127, рис. 83-84). Время существования пещерного монастыря - Х1-Х1У вв. (Герцен, Могаричев, 2016а, с. 129). Пещерный комплекс был подвержен перестройке при усилении участка оборонительных сооружений, с началом превращения крепости в оплот Крымского ханства в Юго-Западном Крыму. Армянского храма, также как и армян-
16 Этот вопрос связан с находками в поздних постройках капителей, которые могли принадлежать раннесредневековой базилике Чуфут-Кале. См.: Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы, 1929, с. 174-175; Репников, 1932, с. 142;Кропоткин, 1958, с. 207; Веймарн, 1968, с. 61; Айбабин, 1999, с. 161; Хрушкова, 2016, с. 137-142.
ских надписей, до настоящего времени на городище не обнаружено.
Заключение. Эвлия Челеби, который подробно описал крепость Чуфут-Кале (называя ее Гевхер-кер-ман), приводит содержание надписи на портале мечети с датой 859 г. х. (1454-1455 г.) («Книга путешествия», 1999, с. 37). Исходя из контекста можно заключить, что путешественник не видел внутренней части мечети. Впрочем, и внешнего описания он не дает, ограничившись лишь словами, что Гази эль-Хаджи Герай-хан построил «соборную мечеть старинной архитектуры». Можно предположить, что она имела украшенный портал, снабженный строительной надписью. Все обнаруженные при раскопках мечети орнаментированные детали с пальметтами, представляющие собой части обрамления порталов, являются строительными блоками. Их фраг-
Рис. 10. Хачкар с изображением процветшего креста из раскопок мечети на городище Чуфут-Кале (рис. Аметовой Э.С.). Fig. 10. Khachkar depicting the bloomed cross from the excavations of the mosque on the Chufut-Kale ancient fortified settlement (Figure by Ametova E.S.).
ментарность не позволяет произвести полную реконструкцию порталов, из которых они происходят. Камни с геометрическим звездчатым орнаментом попали в кладку стен мечети. Сполии, скорее всего, были взяты из другого строения, либо предположительно из этого же, выстроенного в середине XIV в., но достоверных сведений о точном местонахождении и назначении ранней постройки, датированной 746 г. х. (1346 г.) пока нет. Ряд камней могли накопиться, вероятно, в период запустения мечети, а разрушение ее произошло между концом XVII -серединой XVIII в. (Ломакин, 2017б, с. 548). Так, например, в конце XIX в. был произведен ремонт находящегося в непосредственной близости дюрбе Джанике-ханым, во время которого была изменена разрушенная к этому времени верхняя часть портала (Во-лошинов, 2015, с. 5; Ломакин, 2017а, с. 221, рис. 6). Был надстроен полуциркульный свод со щипцовой крышей. Верхние части пилонов и портала с горизонтальным парапетом были утрачены, а вместе с ними и их декоративные детали.
При рассмотрении ряда доступных для изучения материалов различного характера можно с некоторым основанием предположить, что постройка, соотносимая с датой 1346 г. и послужившая источником для сполий, также была мечетью, вероятно, имела
некий архитектурный декор, который по традиции, выработанной и получившей широкое распространение в Солхате и ближайших пунктах Юго-Восточного Крыма, имел в основном резьбу с применением стилизованных растительных элементов. Пальметта с «глазками» и составленная из двудольных полупальметт, дополненная псевдокуфическим и плетеным мотивом, циркульным завитком, стала излюбленным мотивом. Мусульманское население Эски-Юрта и Кырк-Ера в XIV-XV вв. продолжает традиционно использовать в резьбе этот пластичный, имеющий целый ряд вариантов, выразительный и изысканный мотив. В период строительства ранней мечети на Чуфут-Кале в ее декоре появляются геометрические звездчатые мотивы. Для Хаджи Гирея, в первый период своего появления в Кырк-Ере не ранее 1450 г. построившего мечеть на городище Кырк-Ер, вероятно, тогда же был сооружен пиштак мавзолея Джанике-ханым (Сидоренко, 2016, с. 89-90), подобная орнаментация в резьбе могла быть выражением роскошного стиля, соответствующего его притязаниям на главенствующую
роль в государстве. При возведении мечети в ее кладку попадают камни с пальметтным и звездчатым декором, иссекаются сталактитовые конхи боковых ниши растительно-геометрические розетки портала-пиштака, консоли со сталактитовой порезкой шерфе минарета, сталактитовые карнизы, профилированные детали наличников входного проема, консоли арок перекрытия. Создание такого архитектурного декора вполне соответствует облику соборной мечети «старинной архитектуры». С начала XVI в. вряд ли можно говорить о существенных
перестройках мечети, скорее всего, речь идет о ремонтах здания.
Вероятно, в XV в. в каменной пластике Юго-Западного Крыма распространяется мода на геометрические мотивы, проводником которой был Мангуп, появляются сложные геометрические плетения. Растительный стилизованный и геометрический декор в каменной пластике региона сосуществуют, дополняя друг друга, вплоть до XVIII в., создавая ординарные примеры и высокохудожественные образцы каменной пластики.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Книга путешествия». Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.) / Под ред. Е.В. Бахревского. Симферополь: Дар, 1999. 144 с.
2. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь: Дар, 1999. 349 с.
3. Айбабина Е.А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV-XVIII вв. Симферополь: «СОНАТ», 2001. 280 с.
4. Акчокраклы О.[-Н.А.] Новое из истории Чуфут-Кале // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии (ИТОИАЭ). Т. 2(59). / Отв. ред. Н.Л. Эрнст. Симферополь, 1928. С. 159-172.
5. Башкиров А. С. Сельджукизм в древнем татарском искусстве // Крым. 1926. № 2. С. 109-125.
6. Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1920. № 57. С. 1-136.
7. Боданинский У.А., Засыпкин Б.Н., Акчокраклы О.[-Н.А.] Чуфут-Кале. По материалам раскопок 1928-29 гг. // ИТОИАЭ. Т. 3(60). / Отв. ред. Н.Л. Эрнст. Симферополь, 1929. С. 170-187.
8. Бороздин И.[Н.] Солхат: предварительный отчет о работах археологической экспедиции КрымСовнаркома, КрымЦика и Научной ассоциации востоковедения Союза ССР в 1925 году // Новый Восток. 1926. № 13-14. С. 271-301.
9. Веймарн Е.В. О двух неясных вопросах средневековья юго-западного Крыма // Археологические исследования средневекового Крыма / Отв. ред. О.И. Домбровский. Киев: Наукова думка, 1968. С. 45-77.
10. Волошинов А.А. О времени строительства дюрбе Хаджи-Гирея и Джанике-Ха-ным // III Бахчисарайские научные чтения памяти Е.В. Веймарна. Тезисы докладов и сообщений. Бахчисарай, 2015. С. 5-6.
11. Гаврилюк Н.А., Ибрагимова А.М. Тюрбе хана Хаджи Герая (по материалам археологических исследований 2003-2008 гг.). Киев; Запорожье: Дикое Поле, 2010. 176 с.
12. Гайворонский О. Ханское кладбище в Бахчисарайском дворце. Симферополь: Доля, 2006. 64 с.
13. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Кырк-Ер - Чуфут-Кале. Крепость на краю седьмого климата: Исследование. Путеводитель. Альбом. Симферополь: Антиква, 2016а. 312 с.
14. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Мусульманский период в истории Чуфут-Кале (середина XIV - начало XVI в.) // Материалы Конгресса исламской археологии России и стран СНГ / Под ред. Х.М. Абдуллина, А.Г. Ситдикова. Казань: Институт археологии АН РТ, 20166. С. 95-102.
15. Даниленко В.И., Крикун Е.В.. Симферополь: Таврида, 2005. 160 с.
16. Кирилко В.П. Солхатское медресе // Stratum plus. 2011. № 6. С. 125-210.
17. Кирилко В.П. Строительная периодизация т.н. мечети Узбека в Старом Крыму // Генуэзская Газария и Золотая Орда / Отв. ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Кишинёв: Stratum plus, 2015. С. 509-558.
18. Кирилко В.П. Сполии в архитектуре Крымского ханства // Материалы Конгресса исламской археологии России и стран СНГ / Институт археологии АН РТ; под ред. Х.М. Абдуллина, А.Г. Ситдикова. Казань: Институт археологии АН РТ, 2016. С. 160-170.
19. Крамаровский М.Г. Нейзацкий клад. Крым и Малая Азия // Византия и Ближний Восток: памяти А.В.Банк / Отв. ред. В.С. Шандровская. СПб.: Изд-во ГЭ, 1994. С. 126-142.
20. Кропоткин В.В. Из истории средневекового Крыма: Чуфут-Кале и вопрос о локализации города Фуллы // СА. 1958. Вып. 28 / Отв. ред. Б.А. Рыбаков, В.Д. Блават-ский. М.: АН СССР. С. 198-218.
21. Ломакин Д.А. Мусульманские памятники Старого Крыма XIII-XV вв.: история изучения, современное состояние. Симферополь: Соло-Рич, 2015. 240 с.
22. Ломакин Д.А. Мавзолей «Великой государыни» на городище средневекового поселения Кырк-Ер (Чуфут-Кале): опыт историографического изучения (последняя четверть XVIII - начало XXI вв.) // История и археология Крыма. 2017а. Вып. VI. С. 216-241.
23. Ломакин Д.А. «Обширная мечеть, развалины коей заметны и доныне»: отечественная историография последней четверти XVIII - начала XXI вв. о мечети средневековой крепости Кырк-Ер (Чуфут-Кале) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии (МАИЭТ). 2017б. Вып. XXII. С. 535-551.
24. Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928-29 гг. // Известия ГАИМК. Т. 12, вып. 1-8: «Готский сборник» / Отв. ред. В. И. Равдоникас. М.-Л.: Соцэкгиз, 1932. С. 107-152.
25. Сидоренко В.А. Исследование архитектурных стилей памятников Юго-Восточного Крыма // Архитектурно-археологические исследования в Крыму / Под ред. С.Н. Бибикова. Киев: Наукова думка, 1988. С. 115-128.
26. Сидоренко В.А. Монетная чеканка Крымского ханства (1442-1475 гг.). Симферополь: Бизнес-Информ, 2016. 384 с.
27. Смирнов В.Д. Татаро-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной Комиссии // ИТУАК. 1918. № 54. С. 1-19.
28. Хрушкова Л.Г. Ранневизантийские капители и другие элементы архитектурного декора из Юго-Западного Крыма // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Исторические науки. 2016. Т. 2(68), № 2. С.137-162.
Информация об авторе:
Айбабина Елена Акимовна, кандидат исторических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (г. Симферополь, Россия); [email protected]
CARVED STONES OF CHUFUT-KALE ANCIENT FORTIFIED SETTLEMENT
E.A. Aibabina
Attribution of the spolias originating from the excavations of the mosque of the Chufut-Kale ancient fortified settlement is the task and theme of this work. Excavations of the mosque of the 15th century on the site of the Chufut-Kale (Kirk-Er) situated in the Southwestern part of the Crimea, conducted in 1928-29 and its further investigation in 195659 (U.A. Bodaninsky, B.N. Zasypkin, O. Akchokrakly, E.Weimarn) revealed a number of spolias with ornamental carving that were used as building blocks and architectural details. Among them: blocks with a stylized vegetative and geometric decor ornamenting the casing of the entrances of Muslim religious buildings used in the masonry of the mosque, stalactite conchs of mihrab and side niches of the portal, a capstone, details of portal decor in the form of relief sockets on blocks, as well as fragments of cornices with stalactite and palmetto cutting. In addition to smooth blocks, in the masonry of the walls of the mosque, there were found details with traces of a skived ornamental decoration and epigraphic inscriptions. On one of them, inserted in the masonry of the northern wall of the mosque, there was an Arabic inscription with the date of 746 AD (1346), which, presumably, corresponds to the date of the initial construction of the mosque, which survived a number of rebuildings. The donors of the spolias were Muslim religious buildings - durbe, mosque, madrasah, built in the middle of the XIV century, during the initial period of settling the settlement by the Muslim population.
Keywords: archaeology, Crimea, Chufut-Kale, mosque, durbe, spolias, architectural decor, stalactites, palmettes.
REFERENCES
1. In Bakhrevsky, E. V. (ed.). 1999. «Kniga puteshestviia». Turetskii avtor Evliia Chelebi o Kryme (1666-1667gg.) (Book of Travel. Turkish authorEvliya Celebi about the Crimea (1666-1667)). Simferopol: "Dar" Publ. (in Russian).
2. Aibabin, A. I. 1999. Etnicheskaia istoriia rannevizantiiskogo Kryma (Ethnic history of the early Byzantine Crimea). Simferopol: "Dar" Publ. (in Russian).
3. Aibabina, E. A. 2001. Dekorativnaia kamennaia rez'ba Kaffy (XIV—XVIIIvv.) (Ornamental Stone Carving of Kaffa in the 14th—18th Centuries). Simferopol: "Sonat" Publ. (in Russian).
4. Akchokrakly, O. [-N.A.]. 1928. In Ernst, N. L. (ed.). Izvestiya Tavricheskogo obshhestva istorii, arkheologii i etnografii (Proceedings of the Taurida Society for History, Archaeology, and Ethnograph) 2(59). Simferopol. 159-172 (in Russian).
5. Bashkirov, A. S. 1928. In Krym (Krym) (2). 109-125 (in Russian).
6. Bert'e-Delagard, A. L. 1920. In Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii (Proceedings of the Taurida Learned Archival Commission) 57, 1-136 (in Russian).
7. Bodaninskii, U. A., Zasypkin, B. N., Akchokrakly, O. [-N.A.] 1929. . In Ernst, N. L. (ed.). Izvestiya Tavricheskogo obshhestva istorii, arkheologii i etnografii (Proceedings of the Taurida Society for History, Archaeology, and Ethnograph) 3(60). Simferopol. 170-187 (in Russian).
8. Borozdin, I. N. 1926. In Novyi Vostok (New East) 13-14. 462-464 (in Russian).
9. Veimarn, E. V. 1968. In Dombrovskij, O.I. (ed.). Arkheologicheskie issledovaniya sredneve-kovogo Kryma (Archaeological research of the medieval Crimea). Kiev: "Naukova dumka" Publ., 45-77 (in Russian).
10. Voloshinov, A.A. 2015. In III Bakhchisaraiskie nauchnye chteniiapamiatiE. V. Veimarna (3rd Bakhchisaray Readings in Memory ofE. V. Veimarn). Simferopol: "Antikva" Publ., 5-6 (in Russian).
11. Gavriliuk, N.A., Ibragimova, A.M. 2010. Tiurbe khana Khadzhi Geraia (po materi-alam arkheologicheskikh issledovanii 2003-2008 gg.) (Tyurbe Khan Haci Giray (on the Basis of Archaeological Research Materials of2003-2008). Kiev; Zaporozh'e: "Dikoe Pole" Publ. (in Russian).
12. Gaivoronskii, O. 2006. Khanskoe kladbishche vBakhchisaraiskom dvortse (Khan's Cemetery in BakhchisarayPalace). Simferopol: "Dolia" Publ. (in Russian).
13. Gertsen. A. G., Mogarichev. Yu. M. 2016. Kyrk-Er- Chufut-Kale. Krepost na kraiu sedmogo klimata: Issledovanie. Putevoditel. Albom (Qirq Yer - Chufut-Kale. Fortress at the edge of the seventh climate: Research work. Guide. Album). Simferopol: "Antikva" Publ. (in Russian).
14. Gertsen. A. G., Mogarichev. Yu. M. 2016. In Abdullin, Kh. M., Sitdikov, A. G. (eds.). Ma-terialy Kongressa islamskoi arkheologii Rossii i stran SNG (Materials of the Congress on Islamic Archaeology of Russia and the CIS Countries). Kazan: Institute of Archeology of the Tatarstan Academy of Sciences, 95-102 (in Russian).
15. Danilenko, V. I., Krikun, E. V. 2005. Vozdushnyi gorod Dzhuft-Kale: ocherki arkhitektury (The Ethereal Town of Juft Qale: Essays on Architecture). Simferopol: "Tavrida" Publ. (in Russian).
16. Kirilko, V. P. 2011. In Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology (6), 125-210 (in Russian).
17. Kirilko, V. P. 2015. In Bocharov, S. G., Sitdikov, A. G. (eds.). Genuezskaia Gazariia i Zolo-taia Orda (The Genoese Gazaria and the Golden Horde). Kazan; Simferopol; Kishinev: "Stratum Plus" Publ., 509-558 (in Russian).
18. Kirilko, V. P. 2016. In Abdullin, Kh. M., Sitdikov, A. G. (eds.). Materialy Kongressa islamskoi arkheologii Rossii i stran SNG (Proceedings of the Congress on Islamic Archaeology of Russia and the CIS Countries). Kazan: Institute of Archeology of the Tatarstan Academy of Sciences, 160-170 (in Russian).
19. Kramarovskii, M. G. 1994. In Shandrovskaya, V. S. (ed.). Vizantiia iBlizhnii Vostok:pamiati A.V. Bank (Byzantium and the Middle East: in Memory of A.V. Bank). Saint Petersburg: State Hermitage Museum, 126-142 (in Russian).
20. Kropotkin, V. V. 1958. In Rybakov, B. A., Blavatskii, V. D. (eds.). Sovetskaia Arkheologiia (SovietArchaeology) (28), Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 197-201 (in Russian).
21. Lomakin, D. A. 2015. Musulmanskie pamiatniki Starogo Kryma XIII-XV vv.: istoriia izucheniia, sovremennoe sostoianie (Muslim Monuments of Stary Krym of the 13th -15th cc.: the History of Studying and the Contemporary State). Simferopol: "Solo-Rich" Publ. (in Russian).
22. Lomakin, D. A. 2017. In Istoriia i arkheologiia Kryma (History and Archaeology of Crimea) 6. 216-241 (in Russian).
23. Lomakin, D. A. 2017. In Materialypo arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials on the Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (22). 535-551 (in Russian).
24. Repnikov, N. I. 1932. In Ravdonikas, V. I. (ed.). Izvestiia Gosudarstvennoi Akademii istorii material'noi kul'tury (Reports of the State Academy for the History of Material Culture) (12). Moscow-Leningrad: "Sotsekgiz" Publ., 107-152 (in Russian).
25. Sidorenko, V. A. 1988. In Bibikov, S. N. (ed.). Arkhitekturno-arkheologicheskie issledovaniia v Krymu (Architectural and Archaeological Studies in the Crimea). Kiev: "Naukova dumka" Publ., 115-128 (in Russian).
26. Sidorenko, V. A. 2016. Monetnaia chekanka Krymskogo khanstva (1442-1475 gg.) (Minting in Crimean Khanate (1442-1475)). Simferopol: "Biznes-Inform" Publ. (in Russian).
27. Smirnov, V. D. 1918. In Izvestiia Tavricheskoi uchenoi arkhivnoi komissii (Reports of the Tauric Scientific Archival Commission) 54, 1-19 (in Russian).
28. Khrushkova, L. G. 2016. In Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. T. 2(68) (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Hystorical sciences. V. 2(68)) (2). 137-162 (in Russian).
About the Author:
Aibabina Elena A. Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Vernadskogo Pr., 4, Simferopol, 295007, Crimea, Russian Federation; [email protected]
Статья поступила в номер 20.04.2018 г.