Научная статья на тему 'Чуфут-кале в описании А. С. Уварова'

Чуфут-кале в описании А. С. Уварова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
588
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / А.С. УВАРОВ / ЧУФУТ-КАЛЕ / ФУЛЫ / ДЮРБЕ / КОЛОДЕЦ / КАРАИМЫ / АЛАНЫ / ARCHAEOLOGY / HISTORY / A.S. UVAROV / CHUFUT-KALE / DURBE / KARAITES / ALANS / PHOULAE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герцен Александр Германович, Могаричев Юрий Миронович

В статье анализируется описание «пещерного города» Чуфут-кале, составленное А.С. Уваровым в рамках четвертой главы «От Днепра до Таврических гор» третьего, неопубликованного выпуска «Исследований о древностях Южной России и берегов Черного моря» (хранится в архиве Государственного исторического музея). В изложении древнейших периодов истории поселения А.С. Уваров в основном руководствуется рассказами А.С. Фирковича и С.А. Бейма. Для освещения последующих этапов он привлекает описание Онри де ля Мотре, труды И.Тунманна, П.И. Кеппена, Ф. Дюбуа де Монпере. А.С. Уваров рассматривает и отдельные памятники. Особое внимание исследователя привлек мавзолей Джанике-ханым, рассмотрев конструктивные особенности которого, автор пришел к выводу, что памятник в значительной степени утратил свой первоначальный облик. Действительно, мавзолей был «отремонтирован» за три года до посещения Чуфут-кале А.С. Уваровым. Важно его свидетельство о функционировании колодца Сукур-кую, который считался заброшенным еще в XVI в. В целом «чуфут-кальский» сюжет А.С. Уварова можно считать полноценным источником как по истории городища, так и некоторых его памятников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHUFUT-KALE IN THE DESCRIPTION OF A.S. UVAROV

The paper deals with the description of the “cave town” Chufut-Kale, which has been complied by A.S. Uvarov as part of 4th chapter “From the Dnieper to Taurida Mountains” of 3rd, unpublished issue of “Researches of antiquities of Southern Russia and Black Sea coasts” (now is held in the State historical museum`s archive). A.S. Uvarov in his presentment of ancient settlement history mainly based on oral stories of A.S. Firkovich and S. Beim. For covering further stages he had involved the descriptions of Henri de la Montreaux, works of Thunmann, P.I. Keppen, F. Dubois de Montpereux. A.S. Uvarov also examined isolated monuments. The Mausoleum of Ganike-Hanim drew his attention. Having considered the design characteristics the researcher concluded that monuments lost his original appearance. This observation is valid, because the mausoleum had “renovated” 3 years prior to A.S. Uvarov visit. Likewise it is important evidence of functioning of Soqur-Quyu well. Previously, it was considered that it was abandoned back in 16th century. In the whole, Chufut-Kale`s story of A.S. Uvarov can be regarded as full-sized source as on hill-fort history as well as isolated monuments.

Текст научной работы на тему «Чуфут-кале в описании А. С. Уварова»

УДК75.052(477.75)+72.684(477.75) https://doi.org/10.24852/2018A26.264.283 ЧУФУТ-КАЛЕ В ОПИСАНИИ А.С. УВАРОВА © 2018 г. А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев

В статье анализируется описание «пещерного города» Чуфут-кале, составленное А.С. Уваровым в рамках четвертой главы «От Днепра до Таврических гор» третьего, неопубликованного выпуска «Исследований о древностях Южной России и берегов Черного моря» (хранится в архиве Государственного исторического музея). В изложении древнейших периодов истории поселения А.С. Уваров в основном руководствуется рассказами А.С. Фирковича и С.А. Бейма. Для освещения последующих этапов он привлекает описание Онри де ля Мотре, труды И.Тунманна, П.И. Кеппена, Ф. Дюбуа де Монпере. А.С. Уваров рассматривает и отдельные памятники. Особое внимание исследователя привлек мавзолей Джанике-ханым, рассмотрев конструктивные особенности которого, автор пришел к выводу, что памятник в значительной степени утратил свой первоначальный облик. Действительно, мавзолей был «отремонтирован» за три года до посещения Чуфут-кале А.С. Уваровым. Важно его свидетельство о функционировании колодца Сукур-кую, который считался заброшенным еще в XVI в. В целом «чуфут-кальский» сюжет А.С. Уварова можно считать полноценным источником как по истории городища, так и некоторых его памятников.

Ключевые слова: археология, история, А.С. Уваров, Чуфут-кале, Фулы, дюрбе, колодец, караимы, аланы.

Городище Чуфут-кале (Иудейская крепость) находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы. Общая площадь поселения - 46 га. Территория городища разделяется на три части с запада на восток: мыс Бурунчак (36 га) - незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее Х1У-ХУ вв. (рис. 1, 2).

Крепость здесь была основана в конце У1-УП в. по инициативе византийской администрации Крыма и принадлежала гото-аланам - союзникам империи. Нам практически ничего не известно о начальном этапе истории

поселения до конца XIII в., даже о его первоначальном названии. Письменные источники ХШ-ХУШ вв. называют это место Кырк-ер. Впервые поселение упоминается в 1299 г. Арабский летописец Рукнедин Бей-барс сообщает, что золотоордынский темник Ногай, в ответ на убийство в Крыму своего внука, вторгся на полуостров с карательной экспедицией. В числе разоренных им мест значится и Кырк-ер. Вероятнее всего, до середины XIV в. крепость являлась административным и военным центром крымской Алании. В 40-х гг. XIV в., в правление хана Джанибека, Кырк-ер был захвачен золотоордынцами. В период образования Крымского ханства, здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Гирей и Менгли-Гирей. Из ханских ярлыков мы узнаем, что в городе пре-

Рис. 1. План-схема городища Чуфут-кале. Fig. 1. Plan of the hill fort of Chufut-Kale

бывают мусульманская, христианская (вероятно, греческая и армянская) и иудейская (включавшая раввинистов и караимов) общины. Две последние к востоку от древней крепостной ограды - «Средней стены» - основывают посад, который впоследствии (в XVI в.) будучи прикрытым оборонительной линией - «Восточной стеной» - стал именоваться «Новым городом». В начале XVI в. в соседней долине реки Чурук-су основывается Бахчисарай, куда переводится и ханская ставка, а за ней переселяются и почти все мусульмане. Уже в начале XVII в. татарами в крепости были лишь начальник и кади. Появляется и новое название - Чуфут-кале, отражающее численно доминирующую здесь группу населения. После ухода татар

здесь в основном пребывали караимская и немногочисленная армянская общины, а после вывода христиан из Крыма в 1778 г. - одни караимы. После присоединения Крыма к России в 1783 г. жители начинают постепенно покидать Чуфут-кале, и к началу XX в. городище было практически необитаемым (См. подр.: Герцен, Могаричев, 1993; 2016).

Впервые археологические исследования Чуфут-кале были предприняты в 1853 г. графом А.С. Уваровым. В 20-х гг. ХХ в. здесь работала экспедиция, изучавшая мусульманские памятники. В 50-х - начале 60-х гг. масштабные работы на Чуфут-кале были проведены под руководством Е В. Веймарна. С 1950 по 1961 гг. В.В. Кропоткиным исследовался раннес-

Рис. 2. План-схема застроенной части Чуфут-кале. Fig. 2. Plan of the build-on hill fort of Chufut-Kale

редневековый могильник на южном склоне ущелья Марьям-дере под юго-западным склоном плато. В 70-х гг. на территории «Старого города» небольшие раскопки проводил М.Я. Чореф. В 1983, 1987-1988 гг. городище исследовали авторы настоящей работы. В последние годы здесь осуществлялись ограниченные мероприятия охранного характера (Герцен, Могари-чев, 2016; Набоков 2016, с. 358-369).

В историографии Чуфут-кале «белым пятном» оставалось первое обследование памятника, проведенное археологом. Оно было проделано А.С. Уваровым в рамках большого проекта «Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря». Данный проект явился результатом научной археологической поездки тогда молодого ученого на Юг России, совершенной в 1848 г. по заданию Комиссии Петербургского ар-хеолого-нумизматического общества (Тункина, 1996, с. 165-166). Ученым планировался обзор археологических памятников Горного Крыма, который

должен был войти в третий выпуск «Исследований...» (Гл. 4-7), и стать частью четвертой главы «От Днепра до Таврических гор». Однако замысел остался незавершенным. Рукопись ныне хранится в Отделе письменных источников ГИМа (Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 196). Описание Чуфут-кале (Уваров, Жители, л. 48 об. - 60 об.), как и других «пещерных городов», представляет практически не отредактированный рабочий набросок, содержавший обзор далеко не всех известных на тот момент памятников городища (Могаричев, 2017; Герцен, Могари-чев, 2017а).

К моменту посещения А.С. Уваровым Чуфут-кале памятник был уже достаточно хорошо известным и часто посещаемым по сравнению с остальными «пещерными городами». Это объясняется, во-первых, близостью к Бахчисараю, и, соответственно, лег-кодоступностью, а во-вторых, пребыванию там «экзотичной» караимской общины (Герцен, Могаричев 2016; 2017б; Набоков, 2016). Караимское

общество Чуфут-кале нередко устраивало для посетителей публичные церемонии. Среди них были августейшие особы: российские императоры, начиная с Екатерины II, и члены их семей, за исключением Павла I. Хотя факт посещения Екатерины находится под сомнением. Сюда в 1787 г. заезжал сопровождавший ее в поездке австрийский император Иосиф II (Прохоров, 2014).

В 1853 г. А.С. Уваров вел активные археологические исследования. Кроме раскопок христианского храма в Херсонесе, он провел небольшие раскопки на Мангупе (Герцен, Могаричев 2017а, с. 178-179). В письме Министру уделов от 19 сентября 1853 г. он так же сообщал: «Я в особенности обратил внимание на Чуфут-ка-ле и на следы зданий за Иосафатовою долиною. Предание говорит, что тут стояла греческая церковь и греческий город. Может быть это город Фуллы, которого развалины не были еще доселе найдены. ... Главный Гахан Соломон Бейм предложил мне, если я желаю разрыть это место, препоручая ему наблюдение за работой. Я согласился на это предложение и раскопки начались того же числа. По получении первого донесения от г. Бейма о ходе разыскания, я буду иметь честь довести до сведения Вашего Сиятельства об открытиях, сделанных в Чуфут-кале» (Уваров, 1910, с. 14). К сожалению, пока не удалось найти ни материалы раскопок городища 1853 г., ни уточнить их места. Скорее всего, исследования велись на территории «Старого города» - древнейшей части Чуфут-кале. Это мог быть район т.н. Главной площади, где находятся руины мечети и дюрбе Джанике-ха-ным - наиболее известных и вырази-

тельных древних памятников. Рядом расположена и Средняя оборонительная стена - первоначальная крепостная ограда поселения (рис. 2: 4, 5, 8). Раскопки городища, проводимые нашими предшественниками и нами, показали, что строения Нового времени, а именно на них обратил внимание А.С. Уваров, поставлены на скальную поверхность. Культурный слой предшествующих эпох здесь был удален и сброшен с обрывов. Следовательно, никаких значимых находок раскопки Уварова-Бейма принести не могли. Поэтому, скорее всего, в силу отсутствия «показательных» результатов, они были прекращены и интерес к археологии городища угас.

При составлении обзора «пещерных городов» А.С. Уваров в основном опирался на труды П.И. Кеппена (Кеп-пен, 1837) и Ф. Дюбуа де Монпере (Dubois de Montpereux, 1843; Дюбуа де Монпере, 2009). В отношении же Чуфут-кале, как указывает сам автор (см. ниже), он также руководствовался устными сообщениями С.А. Бейма и А.С. Фирковича.

Известно, что по поручению А.С. Уварова, сопровождавшим его художником М. Вебелем было сделано несколько рисунков памятников Чуфут-кале, вошедшие в так называемый «Неизданный альбом Уварова» (Тункина, 1996, с. 167). Из них мы приводим изображение мавзолея Джанике-ханым (рис. 3) и таблицу мусульманских и иудейских надгробий городища (рис. 4).

Текст рукописи «Л. 48 об. На северной стороне Успенского ущелья (официальное название ущелья, расположенного с южной стороны Чу-фут-кальского плато - Майрам или Марьям дере (ущелье святой Марии).

Рис. 3. Мавзолей Джанике-ханым. Из неизданного альбома А.С. Уварова (сер. XIX в.). Fig. 3. Mausoleum of Dzanike-Hanim. From unpublished

album of A.S. Uvarov (mid of 19th century).

Успенским А.С. Уваров его назвал по имени расположенного там Успенского монастыря (рис. 1: 2. Герцен, Мо-гаричев, 2016, с. 5-21 - Авт.) стоит Чуфут-кале - обнимал гораздо больше пространства, доходил до самого Салачика1 свидетельство Ля Мотре (Обри де ля Мотре (1674-1743 гг.) -французский путешественник, в 1711 г. посетивший Крым. Его впечатления о поездке по полуострову вошли во второй том «Путешествий» и были изданы в Гааге в 1727 г. (Путешествие г-на ..., 2006, с. 184-187 - Авт.). - Л. 49 - II стр. 46 и стр. 47 - описание плана (Таб. XLVIII. План I) - (слово неразборчиво - Авт.) Караимы высекали пещеры и обитали в них, теперь это погреба2.

История Чуфут-кале доселе еще мало известна, все сведения о нем с

XIV столетия (как уже отмечалось, впервые в источниках Кырк-ер упоминается по отношению к концу XIII в. (Герцен, Могаричев, 2016, с. 134-142 - Авт.). Благодаря содействию и просвещенной любви к науке главного Гахана (руководитель караимской общины - Авт.) Соломона Бей-ма3, мы можем теперь передать некоторые весьма любопытные сведения, найденные в разных местах обитаемых Караимами. Член-корреспондент Одесского общества (Одесское общество истории и древностей - Авт.) Авраам Фиркович (Авраам Самуилович Фиркович (1787-1874 гг.) - известный караимский ученый и собиратель древностей) (Вихнович, 2012; Герцен, Могаричев, 2016, с. 251254 - Авт.), путешествовавший по Кавказу и Крыму, для изучения па-

Рис. 4. Таблица мусульманских и иудейских надгробий. Из неизданного альбома

А.С. Уварова (сер. XIX в.). Fig. 4. The table of Muslim and Jewish gravestones From unpublished album of A.S. Uvarov (mid of 19th century).

мятников Караимского народа, открыл самые любопытные сведения о Караимах и бросающие совершенно новый свет на его историю. Ученый мир должен с нетерпением (слово неразборчиво - Авт.) историю, написанную по документам Г. Фирковичем. - Л. 49 об. - Мы постараемся передать все важные сведения, которые он нам сообщил, и еще раз благодарим Г.Г. Бейма и Фирковича за оказанное нам содействие (далее, на Л.49 об-56 об А.С. Уваров поместил «Очерк истории Караимов и Караимских поселений в Крыму» анализ которого требует отдельной публикации - Авт.) (Могаричев, Прохоров, 2018).

Л. 56об - История города Чуфут-кале

Древнейшие гробницы Иосафато-вой долины относятся к VII столетию (640 г. по Р. Х.)4, следовательно, мы имеем неоспоримые доказательства о существовании города Чуфут-кале в эти времена. Но как он назывался? Вот вопрос для решения коего мы не имеем достаточных источников (ссылка на полях - Авт.). Тунманн полагал, что тут находился город, известный под именем Фуллы (Тунманн в конце XVIII в. высказал гипотезу о локализации Фул на Чуфут-кале (Тун-манн, 1991, с. 22-23 - Авт.)). Фуллы упоминаются первый раз в VI столетии»5 (Ссылка на полях - Авт.). Кеп-пен Сбор. Стр. 131-174, ПР. 272 (Кеп-пен, 1837. - Авт. Макарий, стр. 84 (Макарий, 1846 - Авт.). Возвысив это

Рис. 5. Мавзолей Джанике-ханым. Современный вид.

Fig. 5. Mausoleum of Dzanike-Hanim. Modern face.

место на степень Архиепископства, впоследствии создали даже Фулль-скую Епархию, которая в XII в. присоединена к Сугдайской или Сурож-ской Епархии. Фуллы встречаются в Житиях Св. Иоанна Епископа Готского (ссылка на полях - Авт. ) «26 июня можно подробно у баланидистов того же числа (Подробнее о Житии Иоанна Готского см. Могаричев, Сазанов, Шапошников, 2007, с. 5-29 - Авт.) и Св. Кирилла (ссылка на полях - Авт. Московитянин, 1843. Часть III № 6 стр. 416») (Горский, 1943, с. 405434 - Авт.). - Л. 57 - Мы упомянули тут о Фуллах только по причине мнения Тунманна, потому что практически нечего сказать, хотя весьма правдоподобно, что Чуфут-кале был основан не в VII в., а ранее. Может быть местные исследования откроют нам памятники того времени.

Кыркор

Впоследствии Чуфут-кале является под именем Керкри или Кыркор

(ссылка на полях - Авт.). Сбор. стр. 309 (Крымский сборник П.И. Кеппе-на - Авт)). Разные памятники от XIV до XVII столетия нам несомненно доказывают этот факт, но до настоящего времени древнейшим свидетельством служили слова Абульфиды о Керкри, принадлежащих к 1321 г.6 (ссылка на полях - Авт. Boings Magazin V 5. 364 Aboul-fida? Dubois 6. 343. 1341?) (А.С. Уваров ссылается на «Путешествие» Ф. Дюбуа де Монпере, у которого слова Абу-ль-Фиды действительно ошибочно датируются не 1321, а 1341 г. (Дюбуа де Монпере, 2009, с. 279)). Отметим, Тунманн данное сообщение относил к 1344 г. (Тунманн, 1991, с. 33 - Авт.)). В нем обитали, говорит восточный географ, народ, называемый Асами. Неизвестно даже было в каком году Генуэзцы заняли Кыркор7. Недавно найденная надпись Г-ном Фирковичем открыла совершенно новые сведения истории Кыр-кора. Мы уже заметили, что границы

Рис. 6. Мавзолей Джанике-ханым до «ремонта» 1845 г. Литография Кирсте-на.

Fig. 6. Mausoleum of Dzanike-Hanim before "renovation" of 1845. Lithography of Kirsten.

древнего города занимали часть долины Бахчисарайской (ссылка на полях - Авт. Описание Палласа УИ.1). Стены простирались ... (далее пропуск - Авт.). - Лист 57 об. - В Успенском ущелье, есть пещера известная под именем Текие. Тут Г-н Фиркович открыл древнюю надпись XIII столетия (ссылка на полях - Авт. Надпись с пещеры Текие, Надписи в Текие никакой нету, стены все выбелены и строение новое8). Из нее видно, что город был взят Генуэзцами в субботу, в ноябре 1259. Во время осады погиб начальник крепости, надпись говорит, что он был знатный вельможа, и вероятно, правителем крепости и народа, ибо сказано в своем народе (далее пять строчек зачеркнуто - Авт.)9. Карамзин уже предполагал, что Половцы овладев Тмутараканью и едва не всем Крымом выгнали Генуэзцев в Южную часть Тавриды10. Вероятно, народ, названный у Абульфиды (ссылка на полях - Авт. О его сорока мужах см. Кеппен, стр. 454) Асами, принадлежал к числу Куманов или Половцев, (это ошибочное мнение, асы тради-

ционно отождествляются с аланами и к половцам отношения не имеют. О крымской Алании и Кырк-ере как центре этой области (Герцен, Могаричев, 2016 с. 105-148 - Авт.), обитавших еще в гористой части Крыма (ссылка на полях - Авт. Comanica III cap 3. page 984). (Вероятно, имеется в виду Кодекс Куманикус - Авт.), и был управляем Генуэзскими Владыками11, которые поэтому и названы в надписи знатным вельможей. Паллас и Кларк (Э. Кларк в 1800 г. совершил поездку по Крыму, в сопровождении П.С. Палласа. Естественно, его представления во многом повторяют выводы академика (Clarke, 1817 - Авт.)). уже писали, что при дочери Тохтамыша (1437) Кыркор принадлежал Генуэзцам, но не доказали это. Мы увидим далее до какой степени - Л. 58 - предание о дочери Тохтамыша справедливо, но сначала рассмотрим историю Чуфут-кале хронологически, по сохранившимся сведениям.

1396. Генуэзцы завладели крепостью Кыркор12, посредством орудия, недолго вероятно владели этим го-

Рис. 7. Мавзолей Джанике-ханым

до «ремонта» 1845 г. Вероятно, рис. И. Шмакова.

Fig. 7. Mausoleum of Dzanike-Hanim before "renovation" of 1845. Probably painted by I.

Shmakov.

родом, потому что в 1396 был Хан в Кыркоре13 (ссылка на полях - Авт. Текст неразборчив - Авт., Тунманн 1,1219). Шильбергер говорит, что Кыркор населен был Греками14 (ссылка на полях - Авт. Кепп. Сб. стр. 209).

1437 или 1438. Между жителями Чуфут-кале живо сохранилось предание о дочери Тохтамыша, Не-некеджан ханым (О. Акчокраклы предложил новое прочтение имени захороненной - Джанике (1928, с. 169 - Авт.)). Гробница ее есть одна из красивейших, скажу даже великолепнейших зданий всего города15 (см. таб. XLIX (рис. 3. См. также: рис. 5 - Авт. ) (ссылка на полях - Авт.

Френ писал об этой гробнице в Са1а-далее текст нераборчив - Авт. 1814-1815 г.»). Оно рассказывает, что Ненекеджан ханым влюбилась в какого-то Генуэзского дворянина, но так как отец не согласился на их брак, то она убежала и искала убежища в крепости Кыркор. Тохтамыш отправил за ними целый отряд, но который не мог взять город. Некоторое время спустя, Генуэзец, обманом отдал ее в руки Татар и был убит. Ненекеджан -Л. 58 об. - в отчаянии бросилась с крепостных стен. Тохтамыш воздвиг-нул ей этот памятник. В этом предании, наверное, основа истинная, но приукрашенная восточным воображе-

Рис. 8. Мавзолей Хаджи-Гирея и Менгли-Гирея. Из неизданного альбома А.С. Уварова

(сер. XIX в.). Fig. 8. Mausoleum of Haji Girai and Mengli-Girai. From unpublished album of A.S. Uvarov (mid of 19th century).

нием. Памятник дочери Тохтамыша обращен выходом к северо-западу, и выстроен весь из белого песчаного камня. По обеим сторонам дверей выдаются две стены каждая с оси были махарабами. Дверь украшена изречениями из Алкорана (Бахчисарайские арабские и турецкие надписи, 1848, с. 527 - Авт.), а обе стены у входа резными витыми украшениями, высеченными из камня. Судя по несообразности, существующей между рисунками, в особенности в длине их, и по черепичной крыше, явным образом видно, что памятник сильно пострадал со стороны главного входа16. Внутренний его фасад походил на фасад памятника Менгли-Гирея (Указанный мавзолей (рис. 8) был со-

оружен в 1501 г. в Салачике над могилой основателя династии крымских ханов Хаджи-Гирея по приказу его сына Менгли-Гирея. В 1515 г. здесь был похоронен и сам строитель. В плане мавзолей представляет увенчанный плоским куполом восьмигранник (Герцен, Могаричев, 2016, с. 21-23 - Авт.)), и может быть служил ему образцом. Предание, рассказанное выше, старается даже объяснить и свою пользу арабески - Лист 59 -покрывающих этот памятник. На обеих выдающихся стенах, находятся длинные четырехугольные узоры, кончающиеся на самом низу витыми украшениями сердцеобразно. Народ говорит, что эти два украшения должны представлять пылающие сердца, и

Рис. 9. Мраморная плита с изображением «сердца и вил» над воротами Биюк-капу. Fig. 9. The marble with the image of "heart and pitchfork" above the gates of Biyuk-Capu.

должны относиться к истории Нене-кеджан-ханым. Основание памятника прикрыто скопившеюся землею и разными остатками развалин. Отделка всего этого здания не принадлежит, нам кажется, Татарскому зодчеству, а принадлежит вероятно европейским художникам, подражавшим восточной архитектуре. Когда сравнивают это здание с гробницей Менгли-Ги-рея, то легко заметить, что памятник дочери Тохтамыша удаляется от чисто восточной архитектуры. Из сравнения этих двух зданий видно, что в этом последнем не достает всей верхней части преддверия, большая удобная лестница - Л. 59 об. напоминает греческие храмы. За гробницей дочери Тохтамыша лежат многие надгробные плиты, под которыми были найдены только одни кости. Тут может быть, ранее находилось христианское кладбище (Известно, что рядом с дюрбе находилось мусульманское кладбище. Это подтверждается как описаниями путешественников и рисунками XIX в., так и охранными археологическими работами начала нынешнего столетия (Акчокраклы, 1928, с. 169170; Волошинов, Волошинова, 2014,

с. 73). Христианских памятников там не известно - Авт.)). Внутренность гробницы состоит из одной комнаты, на середине которой поставлен каменный гроб, совершенно еврейской формы (см. Таб.) (Действительно, иудейские средневековые надгробия из Иосафатовой долины и мусульманские надгробия имеют определенную схожесть. А.С. Уваров попытался это продемонстрировать на таблице надгробных камней с Чуфут-кале (рис. 4 - Авт.). Весь гроб покрыт надписями, высеченными из камня, вот их перевод и значение (рис. 4, надгробие Джанике-ханым изображено на первом ряду сверху и в центре второго ряда). Надпись на надгробии: «Это гробница великой царевны Джанике дочери Тохтамыш-хана» (Акчокраклы, 1928, с. 163 - Авт.)).

В начале сделаны узоры вроде лилии (далее пропуск текста - Авт.).

Во многих зданиях Чуфут-кале встречаются отдельные обломки камней, с узорами, относящиеся к памятникам времени владычества Генуэзцев. В стенах древней мечети17 (таб. XLIX план I) видны камни с узорами,

капитель от колонны и Татарская надпись, на которой сохранилось только имя Муххамада Сеит-Ибрагима. В стене, над самым входом - Л. 60 - в ворота вделана мраморная плита (см. Таб I, а), а на правой стороне (слово неразборчиво - Авт.) ворот, находится другая плита из дикого камня. На обеих высечены разные непонятные знаки, которые объясняют баснословные какие-то предания. Один из знаков на плите, походит на Архиерейский посох. Не имеет ли он какое-нибудь отношение к Фулльскому Архиепископу, который может быть здесь жил18.

У западных ворот Г. Бейм недавно открыл большое подземелье, оно находится недалеко от современных ворот. В подземелье входят по ступеням, оно делится на две части, в южной находится ключ, самой чистой, пресной воды; в другой вырыта круглая комната, освещенная сверху посредством (слово неразборчиво - Авт.) отвер-

Рис. 10. «Сердце и вилы» на блоке Средней оборонительной стены. Фото 20-х гг. XX в.

Fig. 10. The "heart and pitchfork" on wall block of Middle Defense wall. Photo of 1920-s.

стия на окне. Это подземелье могло служить во время осады и принадлежать, наверное, Генуэзцам19.

XV в. В конце XV столетия Кыр-кор стал столицей Крымских Ханов. Посол Венецианской Республики Ам-бросий Контарини - Л. 60 об. - в 1474, пишет, что Хан в то время жил уже в Кыркоре. В 1480 Менгли-Гирей уже жил тут во дворце, называемом Аш-ламою, и коего остатки доселе еще видны на стороне Чуфут-кале (Очевидно А.С. Уваров спутал ханские дворцы в Кырк-ере и Ашлама-дере. Последний (летний дворец) находился к северо-востоку от Салачика, под северо-западным обрывом Чуфут-ка-ле. Его строения были разобраны в конце XVIII в. (Дюбуа де Монпере, 2009, с. 277-278 - Авт.)). Большой сад и зверинец окружали жилище Ханов. Когда Крым-Гирей катался в лодке по пруду, лежащему близ дворца, то велено было жителям Чуфут-кале запирать все окна на эту сторо-

ну Ханского сада20. Когда основали Бахчисарай, у самой оконечности Генуэзских укреплений, то Ханы пере-

брались туда, а Кыркор по-прежнему остался твердою крепостью (Кеппен, стр.314-316)».

Примечания

1 Салачик - позднесредневековое поселение, располагавшееся между Бахчисараем и Чуфут-кале. В XIX столетии Салачик соединился с Бахчисараем. С конца 40-х. гг. прошлого столетия данный район называется Староселье. Отсюда начинается дорога на Чуфут-кале, проходящая мимо Успенского монастыря и ведущая к Южным (малым) воротам (Кичик-капу) (рис. 2: 1). В настоящее время - это основной туристический маршрут на городище. Во времена А.С. Уварова основная (колесная) дорога на Чуфут-кале шла с востока. Она вела из Бахчисарая, мимо Иосафатовой долины (рис. 1: 8) и подходила к воротам (Биюк-капу) Восточной оборонительной стены (рис. 2: 11).

2 К настоящему времени в пределах чуфут-кальского городища насчитывается 167 искусственных пещер. Большинство скальных памятников имели хозяйственное назначение, в том числе и, как пишет А.С. Уваров, были погребами Эвлия Челеби, посетившего городище в 1665-1666 гг., отмечал, что в пещерах в районе Южных ворот жили бедняки. Такая же ситуация, по информации А.Л. Бертье-Делагарда, была характерна и для второй половины XIX в. (Герцен, Могаричев, 2016, с. 55-61, 116-118).

3Соломон Абрамович Бейм (1817/1819-1867 гг.) - караимский религиозный деятель. В период посещения А.С. Уваровым Чуфут-кале он был старшим газаном местной караимской общины. В июле 1855 г. был назначен и. о. караимского гахама Крыма.

4 По оценкам современных исследователей, на кладбище в Иосафатовой долине находится порядка 7 тыс. надгробий, из которых 3400 снабжены эпитафиями. В данном случае А.С. Уваров руководствуется мнением А.С. Фирковича, сообщившем ему о своих «изысканиях». Известно, что в 1839 г. генерал-губернатор Новороссии М.С. Воронцов затребовал сведения о происхождении крымских караимов. Исследованием этого вопроса занялись А.С. Фиркович и С.А. Бейм, совершивших археографическую поездку по Крыму. В ходе экспедиции были сделаны 58 копий с надгробных памятников караимских кладбищ Чуфут-Кале и Мангупа. Древнейшее из обнаруженных захоронений Фиркович относил к 640 г. н. э. Позднее, в 1872 г. он издал в Вильне книгу (Фиркович, 1872). В ней были представлены 564 эпитафии из Иосафатовой долины, древнейшую из которых автор уже относил к 6-му г. н. э. Всего I в. н. э. датировались 6 надгробий, II в. - 6, III в. - 9, IV в. - 4, V в. - 3, VI в. - 6, VII в.- 17, VIII в.- 19, IX в. - 13, X в. - 38, XI в. - 112, XII в. - 30, XIII в.- 11 (Фиркович, 1972, л. 3-72). Сегодня можно считать доказанным, что «древнейшие» эпитафии из Иосафатовой долины -плод фальсификации А.С. Фирковича. Самые ранние сохранившиеся надписи датированы 1364 и 1387 гг. Выявлено так же 25 эпитафий XV в., и 63 - XVI в. К XVII, XVIII и XIX в. принадлежат от 800 до 1000 надгробий с надписями. Последние захоронения относятся к середине XX в. (Федорчук, 2008, с. 219; Шапира, 2003 и др.).

5 Фулы (Фуллы) - средневековый город и центр одноименной епархии. Первое упоминание этого топонима, по мнению ряда авторов, возможно содержится в рассказе византийского историка Менандра о посольстве, направленном в 579 г. императором Тиберием в Тюркский каганат. Среди мест, которое проехало посольство, упоминаются Синоп, Херсон и некие Фулы. Однако уже в XIX в. было высказано предположение, что в тексте речь идет не о городе или местности «Фулы», а о «филах» - племенах. Впервые в источниках достоверно Фулы фиксируются в Житии Иоанна Готского. Затем Фулы, вернее «народ фульский», фигурируют в Пространном Житии Константина Философа в рассказе о «хазарской миссии» Константина (860-861 гг.). В начале X в. Not. VII (по Ж. Даррузе) фиксирует функционирование Фульской епархии. Она отмечена и в последующих списках епархий вплоть до середины XII в. Затем Фульская

епархия была объединена с Сугдейской и позднее возведена в ранг митрополии. Все предпринятые в историографии попытки локализовать Фулы успехов не имели. К сожалению, источники не сохранили никаких более или менее точных указаний, где они должны были находиться. Поэтому, вся аргументация исследователей пытавшихся решить проблему Фул, строится, как правило, на более или менее удачных логических схемах этих же авторов. В настоящее время в историографии насчитывается более 20 вариантов локализации этого «неуловимого» места. Согласно наиболее аргументированным гипотезам, Фулы (на каком поселении их бы не помещали авторы) находились или в Юго-Западной, или Юго-Восточной части полуострова. Последняя версия более аргументирована (См. подр.: Могаричев, Сазанов, Сорочан, 2017, с. 442-471).

6 Абу-ль-Фида сообщает следующее: «Киркри - непокорная и неприступная крепость, находящаяся на горе, куда никто не может подняться. В центре этой горы есть плато, где жители (этой) страны укрываются (во время опасности). Киркри стоит на некотором расстоянии от моря. Жители Киркри принадлежат к народности, называемой ас. ... Киркри находится к северу от Сару-кармана (Херсонеса - Авт.), и между ними около одного дня пути. Расположение Киркри - конец седьмого климата (Коновалова, 2009, с. 121).

7 Версия о том, что Кырк-ер, как и весь Крым, некогда принадлежал генуэзцам была популярна в первой половине XIX в. Об этом писал еще П.С. Паллас (1999, с. 33. См. также: Кеппен, 1837, с. 313). Заметим, что Ф. Дюбуа де Монпере к сему относился крайне скептически (2009, с. 280). Вероятно, «генуэзкое господство на Чуфут-кале» А.С. Уварову излагал и А.С. Фиркович, который, как мы увидим далее, даже «находил» в Иосафатовой долине эпитафии надгробий, сообщавшие о погибших при генуэзской осаде караимах.

8 Не ясно, где конкретно находится эта пещера. Само сообщение странно, так как обычно А.С. Фиркович «изготавливал» надписи на надгробных памятниках. То ли А.С. Уваров неправильно понял караимского собирателя древностей, то ли действительно, А.С. Фиркович, для пущей убедительности предлагаемых им взглядов, на определенном этапе попытался расширить сферу «своей деятельности» и на пещерные сооружения Марьям-дере. В любом случае Уваров эту надпись не нашел, и как видим вообще, сомневался в существовании таковой.

9 Очевидно надписи в пещере не существовало. Скорее всего А.С. Уваров или не разобрался с ее «локализацией», что более вероятно, или позднее А.С. Фиркович «перенес» надпись в Иосафатову долину. В его книге под № 277 присутствует не полностью сохранившаяся эпитафия, датированная 1261 г. в которой действительно упоминается некий Великий начальник, сын Элии, погибший в субботу при штурме города генуэзцами. Д.А. Хвольсон по палеографическим признакам датировал эту эпитафию XVII в. (Фиркович, 1872, л. 71). Вероятнее всего, текст эпитафии на надгробии XVII в. был «подправлен» Фирковичем. Естественно, что никакие генуэзцы в XVII в. не могли штурмовать Чуфут-кале.

10 Половцы, очевидно, появились в Крыму во второй половине XI в. В XII в. большая часть полуострова (степная и предгорная), в той или иной степени, им подчинялась. Арабский географ XII в. Идриси констатировал, что путь от Херсона до Джа-литы (Ялта) лежит в стране половцев. А посланник французского короля Людовика XI (1226-1270 гг.) к монгольскому хану Вильгельм Рубрук, отмечал, что в Крыму до появления татар жили команы и заставляли города и крепости на пути из Херсона в Судак платить им дань. Вероятно, половцы все же Горной частью Крыма не владели, но жители этой области Крыма платили половцам дань, чтобы откупиться от набегов (Могаричев, 2014, с. 49-51). Генуэзцы появились в Крыму после того, как половцы были разбиты татарами (Бочаров, 2016; Могаричев, 2014, с. 68-70) и, соответственно, эти народы не соседствовали.

11 В современной историографии сложилось устойчивое представление, что генуэзцы владели лишь прибрежными районами Крыма, а горная часть полуострова им никогда не принадлежала (Бочаров, 2016).

12 Источник этой информации не ясен. Возможно, сообщение А.С. Фирковича. Среди эпитафий из Иосафатовой долины, опубликованных Фирковичем, 1396 г. датируется только одно надгробие (№ 271). В этом году якобы скончался некий Эльазар, который завершил строительство крепостной стены, начатой Менахемом. Д.А. Хвольсон самого надгробия не видел и к дате относился с подозрением (Фиркович, 1872, л. 76). Отметим, что под № 294 у Фирковича так же опубликована эпитафия в честь Главного начальника обоих крепостей Эльазара (л. 77). Вряд ли стоит сомневаться, что тексты, повествующие о генуэзцах на Чуфут-кале, равно как и караимах военачальниках -плод «деятельности» А.С. Фирковича и соотносятся с историческими представлениями о перипетиях истории Крыма, имевшими место в первой половине XIX в. С точки зрения современной науки это не выдерживает критики.

13 Вероятно, данная информация заимствована у П.И. Кеппена (1837, с. 310) и Ф. Дюбуа де Монпере (2009, с. 279). Первоисточник же ее - А.П. Шлецер, писавший о победе в 1396 г. литовского князя Витовта над тремя крымскими ханами, в том числе и киркельским (Герцен, Могаричев, 2016, с. 138-140).

14 И. Шильтбергер сообщает: «город Киркьер, в хорошей области, именуемой Гот-фией, но которую язычники называют Тат. Она заселена греческими христианами и в ней производят хорошее вино» (Шильбергер, 1984, с. 45).

15 Ныне мавзолей представляет центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. Со стороны превратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Под мавзолеем находится склеп, в котором было помещено захоронение. Мы считаем, что близость архитектурных деталей с мавзолеем в Салачике (см. далее) и с так называемым Эски-дюрбе близ ханского дворца в Бахчисарае позволяют предположить наиболее вероятной датой строительства гробницы начало XVI в. (Герцен, Могаричев, 2016, с. 174).

16 Замечание А.С. Уварова верное. Он застал дюрбе не в первоначальном виде. Н.Н. Мурзакевич в 1836 г. писал: «Здание уже до половины разрушено, однако каменная гробница с арабскими (?) надписями еще цела» (Петрова, Прохорова, 2016, с. 3536). Состояние памятника того времени видно по литографии Кирстена (1840 г.) (рис. 6) и рисунку И. Шмакова (1844-1845 гг.) (рис. 7). В 1845 г. Новороссийский генерал-губернатор М.С. Воронцов помог получить средства на ремонт памятника. Руководил ремонтными работами инженер И. Шмаков. В результате ремонта была восстановлена верхняя часть стен, смонтирована шатровая черепичная крыша, стены внутри здания оштукатурены, изготовлены двери и оконный переплет. Таким образом, А.С. Уваров видел уже «отреставрированный» памятник, который частично утратил свой первоначальный вид. Еще раз мавзолей был «отреставрирован» в 1886 г. к приезду Александра III. Тогда над пилонами была надстроена арка с полуциркульным сводом и двускатной крышей, покрытой черепицей. Стены были частично переложены, демонтирована плита с надписью над входом. Вновь она была обнаружена только во время раскопок 1928 г. (Волошинов, Волошинова, 2014, с. 71-73).

17 Мечеть расположена недалеко от ворот Средней оборонительной стены Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Она была построена в 1346 г., а в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей. Еще в середине XVII в. здание стояло, хотя и было закрыто. Рядом с мечетью, по сообщению некоторых источников, находилось медресе (Герцен, Могаричев, 2016, с. 183-185).

18 Несомненно, здесь идет речь о плите из белого мрамора, вмонтированной в Би-юк-капу. На ней грубо вырезаны два знака, в просторечии именуемые «сердцем и вилами» (рис. 9). Два таких же знака вырублены на большом известняковом блоке в кладке

Средней оборонительной стены, слева от ворот Орта-капу (рис. 10). Последние гораздо крупнее тех, что выбиты на мраморной плите и более древние, учитывая датировку Средней стены. Считалось, что первым такое сходство подметил О. Акчокраклы (1927, с. 41). Теперь становится очевидным, что на 80 лет ранее на это обратил внимание А.С. Уваров. Вероятно, знаки имеют геральдическое значение - это символы родов или общин, обитавших в Кырк-ере (Герцен, Могаричев, 2016, с. 196-197). Конечно, интерпретация А.С. Уваровым «вил» в качестве архиерейского посоха представляется оригинальной, но вряд ли правдоподобной.

19 Вероятно, речь идет о колодце Сукур-кую (слепой колодец), или Тик-кую (прямой колодец), расположенном под южным обрывом плато Чуфут-кале, недалеко от стены Пенджаре-исар (рис. 2, 22). Традиционно считается, что колодец был заброшен уже в XVI в. Ведь Эвлия Челеби в 1666 гг. отмечал, что воду в Чуфут-кале доставляли на вьючных животных снизу из долины. Это же писал П.С. Паллас в конце XVIII в., причем каждый бочонок воды, с его слов, стоил 5 копеек. Теперь, зная информацию А.С. Уварова, можно предположить, что полностью безводным в эпоху позднего средневековья - Нового времени город был не всегда. Благодаря А.С. Уварову мы можем считать, что в середине XIX в. источник питьевой воды находился в ближайших окрестностях городища. В начале XX в. М.Я. Фиркович писал о колодце Сукур-кую «Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде. Отверстие этого тоннеля на Бурунчаке ныне скрыто под кучей камней». Хотя, в данном случае, не исключено, что А.С. Уваров описывает колодец Копка-кую в Новом городе (Герцен, Могаричев, 2016, с. 232-235). Подробнее о водоснабжении Чуфут-кале см.: Герцен, Могаричев, 2016, с. 88-93, 232-235).

20 Ханский зверинец действительно был на Чуфут-кале. Он находился на мысе Бу-рунчак (Путешествие г-на 2006, с. 193; Паллас 1999, с. 33). Источник информации о наличии пруда на Чуфут-кале не ясен, возможно чьи-то устные рассказы. На Чуфут-кале, в силу отсутствия на плато источников воды, такого пруда не могло быть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акчокраклы О. Татарские тамги в Крыму // Известия Крымского педагогического института (ИКПИ). Кн. 1. 1927. С. 32-47.

2. Акчокраклы О.[-Н.А.] Новое из истории Чуфут-Кале // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии (ИТОИАЭ). Т. 2(59). / Отв. ред. Н.Л. Эрнст. Симферополь, 1928. С. 159-172.

3. Бахчисарайские турецкие и арабские надписи // Записки Одесского общества истории и древностей (ЗООИД). 1848. № 2. С. 489-528.

4. Боданинский У.А., Засыпкин Б.Н., Акчокраклы О.[-Н.А.] Чуфут-Кале. По материалам раскопок 1928-29 гг. // ИТОИАЭ. Т. 3(60). / Отв. ред. Н.Л. Эрнст. Симферополь, 1929. С. 170-187.

5. Бочаров С.Г. Историческая география Генуэзской Газарии 1275-1475 гг. // Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды. Материалы Седьмой Международной конференции посвящён-ной памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова (Ялта, 8-12 ноября 2016 г.) / Ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Казань, Ялта, Кишинёв: Stratum plus, 2016а. С. 263-268.

6. Вихнович В.Л. Караим Авраам Фиркович Еврейские рукописи. История. Путешествия. СПб.: Академия исследования культуры, 2012. 368 с.

7. Волошинов А.А, Волошинова Т.В. Мавзолей прекрасной Джанике // Восточная коллекция. 2014. № 4 (59). С. 66- 73.

8. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Дюрбе Гайдар-хана на Чуфут-кале: утерянный памятник или историографический миф // Проблемы истории, филологии, культуры (ПИФК). 2017б. № 1 (55). С. 216-227.

9. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь: Таврия, 1993. 126 с.

10. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Кырк-ер - Чуфут-кале. Крепость на краю седьмого климата. Симферополь, Антиква, 2016. 312 с.

11. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Мангуп в описании А.С. Уварова // История и археология Крыма (ИАК). Вып. VI / Отв. ред. В.В. Майко. Симферополь: Феникс, 2017а. С. 177-207, 166-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Горский А.В. О свв. Кирилле и Мефодии // Москвитянин. Вып. 6, ч. III. 1843. С. 405-434.

13. Дюбуа де Монпере Фредерик. Путешествие в Крым. Т. 5-6 / Пер. Т.М. Фадеевой. Симферополь: Бизнес-Информ, 2009. 328 с.

14. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку: Элм. 1984. 78 с.

15. Кеппен П.И. О древностях Южного берега и гор Таврических // Крымский сборник. СПб.: Тип. Императорской Акад. наук, 1837. 409 с.

16. Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. М.: Восточная литература, 2009. 226 с.

17. Макарий (Булгаков). История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской церкви. СПб.: Тип. Военно-учебных заведений, 1846. 421 с.

18. Могаричев Ю.М. Средневековый Крым (VI - середина XIII в.): история, религия, культура. Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. 240 с.

19. Могаричев Ю.М., Прохоров Д.А. А.С. Уваров об происхождении и истории крымских караимов // Проблемы истории, филологии, культуры (ПИФК). 2018. № 1(59). С. 237-257.

20. Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Шапошников А.К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма «хазарского периода». Симферополь: АнтиквА, 2007. 346 с.

21. Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII -середина X вв.): вопросы истории и археологии. М.: Форум-Неолит, 2017. 744 с.

22. Набоков А.И. Основные этапы изучения городища Чуфут-Кале // История и археология Крыма ИАК. Вып. III. / Отв. ред. В.В. Майко. Симферополь: Феникс, 2016. С. 348-365.

23. Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным на-местничествам Русского государства в 1793-1794 гг. / Пер. с нем. М.: Наука, 1999. 246 с.

24. Петрова Э.Б., Прохорова Т.А. Крымские путешествия: Н.Н. Мурзакевич, А.Н. Демидов. Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. 328 с.

25. Прохоров Д.А. К истории визитов членов императорской семьи Романовых и пещерный город Чуфут-Кале в XIX - начале XX в. // МАИАСК. Вып. 6. / Ред.-сост. М.М. Чореф. Севастополь-Тюмень, 2014. С. 273-298.

26. Путешествие г-на О. де ля Мотре по Европе, Азии и Африке. / Пред., ком. И.И. Вдовиченко // ИНК. № 12-13. Симферополь, 2005. С. 184-207.

27. Тункина, И.В. А. С. Уваров и древности Южной России (конец 1840-х-начало 1850-х гг.) // «Погибшие святыни». «Охраняется государством». Четвертая Российская научно-практическая конференция. СПб., 1996. С. 163-181.

28. Тунманн И. Крымское ханство. Симферополь: Таврия, 1991. 94 с.

29. Уваров А.С. Жители Таврических гор. Исследования о древностях Южной России и берегов Черного моря / Архив Отдела письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 196. Л. 18 об. - 84.

30. Уваров А.С. Рапорт министру уделов // Материалы для биографии и статьи по теории археологии. Т. 3 / Ред. П.С. Уварова. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910. С. 11-19.

31. Федорчук А.М. Еврейские некрополи Крыма: история исследования и современное состояние // Евроазиатский еврейский ежегодник 2007/2008 / Ред. М. Членов. М.: Паллада, 2008. С. 212-227.

32. Фиркович А. С. Сэфер авне зикарон (Сборник надгробных надписей еврейских на Крымском полуострове, собранных ученым караимом Авраамом Фирковичем). Ч. 2: Надгробные надписи. Вильна, 1872 / Пер. с древнееврейского Д.М. Гумуша. 357 с. / Рукопись из личного архива Е.В. Веймарна

33. Шапира Д. Йицхак Сангари, Сангарит, Бецалель Штерн и Авраам Фиркович: история двух поддельных надписей // МАИЭТ. Вып. X. 2003.С. 533-555.

34. Clarke E. D. Travels in Various Countries of Europe, Asia, and Africa. Part the First. Russia, Tahtary, and Turkey. 4th ed. Vol. 2. London: T. Cadell and W. Davies, 1817. 524 р.

35. Dubois de Montpereux. Voyage autour du Caucase, ches les Tcherkessus et les Ab-hkases, en Colchida en Georgie en Armenia et en Crimee. Vol. VI. Paris, 1843. 461 p.

Информация об авторах:

Герцен Александр Германович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (г. Симферополь, Россия); [email protected]

Могаричев Юрий Миронович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт археологии Крыма РАН; профессор, заведующий кафедрой, Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь, Россия); [email protected]

CHUFUT-KALE IN THE DESCRIPTION OF A.S. UVAROV A.G. Gertsen, Yu.M. Mogarichev

The paper deals with the description of the "cave town" Chufut-Kale, which has been complied by A.S. Uvarov as part of 4th chapter "From the Dnieper to Taurida Mountains" of 3rd, unpublished issue of "Researches of antiquities of Southern Russia and Black Sea coasts" (now is held in the State historical museum's archive). A.S. Uvarov in his presentment of ancient settlement history mainly based on oral stories of A.S. Firkovich and S. Beim. For covering further stages he had involved the descriptions of Henri de la Montreaux, works of Thunmann, P.I. Keppen, F. Dubois de Montpereux. A.S. Uvarov also examined isolated monuments. The Mausoleum of Ganike-Hanim drew his attention. Having considered the design characteristics the researcher concluded that monuments lost his original appearance. This observation is valid, because the mausoleum had "renovated" 3 years prior to A.S. Uvarov visit. Likewise it is important evidence of functioning of Soqur-Quyu well. Previously, it was considered that it was abandoned back in 16th century. In the whole, Chufut-Kales story of A.S. Uvarov can be regarded as full-sized source as on hill-fort history as well as isolated monuments.

Keywords: archaeology, history, A.S. Uvarov, Chufut-Kale, durbe, Karaites, Alans, Phoulae.

REFERENCES

1. Akchokrakly, O. 1927. In Izvestiya Krymskogo pedagogicheskogo instituía (Procedings of Crimea Pedagogical Institute) 1. 32-47 (in Russian).

2. Akchokrakly, O. [-N.A.]. 1928. In Ernst, N. L. (ed.). Izvestiya Tavricheskogo obshhestva istorii, arkheologii i etnografii (Proceedings of the Taurida Society for History, Archaeology, and Ethnograph) 2(59). Simferopol. 159-172 (in Russian).

3. 1848. In: Zapiski Odesskogo obshchestva istorii drevnostei (Notes of the Odessa Society of History of Antiquities) 2. Odessa, 489-528 (in Russian).

4. Bodaninskii, U. A., Zasypkin, B. N., Akchokrakly, O. [-N.A.] 1929. In Ernst, N. L. (ed.). Izvestiya Tavricheskogo obshhestva istorii, arkheologii i etnografii (Proceedings of the Taurida Society for History, Archaeology, and Ethnograph) 3(60). Simferopol. 170-187 (in Russian).

5. Bocharov, S. G. 2016a. In Bocharov, S. G., Sitdikov, A. G. (eds.). Dialog gorodskoi i stepnoi kul'tur na Evraziiskom prostranstve. Istoricheskaia geografiia Zolotoi Ordy (Dialogue of the Urban and Steppe Cultures in the Eurasian Space. Historical Geography of the Golden Horde). Kazan; Yalta; Kishinev: "Stratum plus" Publ., 263-268 (in Russian).

6. Vikhnovich, V. L. 2012. Karaim Avraam FirkovichEvreyskie rukopisi. Istoriya. Puteshestviya (Karaim Abraham Firkovich. Jewish Manuscripts. History. Journeys). Saint Petersburg: "Akademiya issledovaniya kul'tury" Publ. (in Russian).

7. Voloshinov, A. A., Voloshinova, T. V. 2014. In Vostochnaya kollektsiya (Oriental Collection). 4 (59). 66-73 (in Russian).

8. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2017. In Problemy istorii, filologii, kul'tury (Journal of Historical, Philological and Cultural Studies) 55 (1). 216-227 (in Russian).

9. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 1993. Krepost' dragotsennostey. Kyrk-or. Chufut-kale (Fortress of Jewels. Kyrk-Or. Chufut-Kale). Simferopol: "Tavriya" Publ. (in Russian).

10. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2016. Kyrk-er- Chufut-kale. Krepost'na krayu sed'mogo klimata (Kyrk-Er - Chufut-Kale. Fortress on the Edge of the Seventh Climate). Simferopol', "Antikva" Publ. (in Russian).

11. Gertsen, A. G., Mogarichev, Yu. M. 2017. In Majko,V.V. (ed.). Istoriya i arkheologiya Kryma (History and archeology of the Crimea). Vol. VI. Simferopol': "Feniks" Publ., 177-207, 166-170 (in Russian).

12. Gorskiy, A. V. 1843. InMoskvityanin (Moskvityanin) 6 (3). 405-434 (in Russian).

13. Dyubua de Monpere Frederik 2009. In Fadeeva, T. M. (transl.). Puteshestvie v Krym. (Voyage autour du Caucase, chez les tcherkesses et les Abkhases, en Georgie, en Armenie etEn Crimee) 5-6. Simferopol: "Biznes-Inform" Publ. (in Russian).

14. Iogann Shil'tberger. 1984. Puteshestvie po Evrope, Azii i Afrike (Journeys in Europe, Asia and Africa). Baku: "Elm" Publ. (in Russian).

15. Keppen, P. I. 1837. Krymskii sbornik (Crimean Collection). Saint Petersburg: Imperial Academy of Sciences (in Russian).

16. Konovalova, I. G. 2009. Vostochnaya Evropa v sochineniyakh arabskikh geografov XIII-XIV vv. (Eastern Europe in the Works of Arab Geographers of the 13th-14th Centuries). Moscow: "Vostochnaia literatura" Publ. (in Russian).

17. Makariy (Bulgakov). 1846. Istoriya khristianstva v Rossii do ravnoapostol'nogo knyazya Vladimira kak vvedenie v istoriyu Russkoy tserkvi (History of Christianity in Russia before Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir as an Introduction to the History ofthe Russian Church). Saint Petersburg: Typography military schools (in Russian).

18. Mogarichev, Yu. M. 2014. Srednevekoviy Krym (VI - seredina XIII v.): istoriya, religiya, kul'tura (Medieval Crimea (6th - mid-13th cc.): History, Religion and Culture). Simferopol: "Biznes-Inform" Publ. (in Russian).

19. Mogarichev, Yu. M., Prokhorov, D. A. 2018. In Problemy istorii, filologii, kul'tury (Journal of Historical, Philological and Cultural Studies) 59 (1). 237-257 (in Russian).

20. Mogarichev, Yu. M., Sazanov, A. V., Sorochan, S. B. 2017. Krym v «khazarskoe» vremya (VIII- seredina X vv.): voprosy istorii i arkheologii (Crimea in the "Khazar" Period (8th - mid-10th cc.): Issues of History and Archaeology). Moscow: "Forum-Neolit" Publ. (in Russian).

21. Mogarichev, Yu. M., Sazanov, A. V., Shaposhnikov, A. K. 2007. Zhitie Ioanna Gotskogo v kontekste istorii Kryma «khazarskogo perioda» (Life of John of Gothia in the Context ofthe History of the Crimea in the "KhazarPeriod"). Simferopol: "AntikvA" Publ. (in Russian).

22. Nabokov, A. I. 2016. In Mayko,V.V. (ed.). Istoriya i arkheologiya Kryma (History and archeology of the Crimea). Vol. III. Simferopol': "Feniks" Publ., 348-365 (in Russian).

23. Pallas, P. S. 1999. Nabliudeniia, sdelannye vo vremia puteshestviia po iuzhnym namestnichestvam Russkogo gosudarstva v 1793-1794 gg. (Observations made during a Journey across the Southern Governorates of the Russian State in 1793-1794). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

24. Petrova, E. B., Prokhorova, T. A. 2011. Krymskie puteshestviya: N.N. Murzakevich, A.N. Demidov (Crimean Journeys: N.N. Murzakevich, A.N. Demidov). Simferopol: "Biznes-Inform" Publ. (in Russian).

25. Prokhorov D.A. 2014. In Choref, M. M. (ed.). Materialy po istorii antichnogo i srednevekovogo Kryma (Materials on the history of ancient and medieval Crimea) 6. Sevastopol; Tyumen, 273-298 (in Russian).

26. Vdovichenko, I. I. (comm.). 2005. In Istoricheskoe nasledie Kryma (HistoricalHeritage of Crimea) 12-13. 184-207 (in Russian).

27. Tunkina, I. V. 1996. In Pogibshie svyatyni. Okhranyaetsya gosudarstvom ("Departed Shrines". "Protectedby the state"). Saint Petersburg, 163-181 (in Russian).

28. Tunmann, I. 1991. Krymskoe khanstvo (Crimean Khanate). Simferopol: "Tavriya" Publ. (in Russian).

29. Uvarov, A. S. Zhiteli Tavricheskikh gor. Issledovaniya o drevnostyakh Yuzhnoy Rossii i beregov Chernogo moray (Population of the Taurus Mountains. Research of the Antiquities of Southern Russia and the Black Sea Shores). Archive of the Division of Written Sources of the State Historical Museum. F. 17. Inv. 1. Inv. no. 196. 18-84 (in Russian).

30. Uvarov, A. S. 1910. In Uvarova, P. S. (ed.). Materialy dlya biografii i stat'i po teorii arkheologii (Materials for the Biography and Articles on the Theory of Archaeology) 3. Moscow: G. Lissner, D. Sopko Publ., 11-19 (in Russian).

31. Fedorchuk, A. M. 2008. In Chlenov, M. (ed.). Evroaziatskiy evreyskiy ezhegodnik 2007/2008 (Euro-Asian Jewish Yearbook 5769 (2008/2009)). Moscow: "Pallada" Publ., 212-227 (in Russian).

32. Firkovich, A. S. Sefer avne zikaron (Sbornik nadgrobnykh nadpisey evreyskikh na Krymskom poluostrove, sobrannykh uchenym karaimom Avraamom Firkovichem). Ch. 2: Nadgrobnye nadpisi. Vil'na, 1872. Per. s drevneevreyskogo D.M. Gumusha. 357 s.(Sefer Avne Zikaron (Collection of Jewish Gravestones on the Crimean Peninsula Compiled by the Karaism Scholar Abraham Firkovich). Part 2: Gravestones. Vilna, 1872 / Translated from Hebrew by D.M. Gumush. 357p.). Рукопись из личного архива Е.В. Веймарна (in Russian).

33. Shapira, D. 2003. In Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials on the Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (10). 533-555 (in Russian).

34. Clarke E. D. 1817. Travels in Various Countries of Europe, Asia, and Africa. Part the First. Russia, Tahtary, and Turkey. 4th ed. Vol. 2. London: T. Cadell and W. Davies. 524 р.

35. Dubois de Montpereux. 1843. Voyage autour du Caucase, ches les Tcherkessus et les Abh-kases, en Colchida en Georgie en Armenia et en Crimee. Vol. VI. Paris, 461 p.

About the Authors:

Gerzen Alexander G. Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Academician Vernadsky Ave., 4, Simferopol, 295007, Crimea, Russian Federation; [email protected]

Mogarichev Yu. М. Doctor of Historical Sciences, Institute of Archaeology of Crimea of Russian Academy of Sciences. Academician Vernadsky Ave., 2, Simferopol, 295007, Crimea, Russian Federation; Professor, Head of the Department, Crimean Republican Institute of Postgraduate Pedagogical Education; Lenin Str., 15, Simferopol, 295000, Crimea, Russian Federation; [email protected]

Статья поступила в номер 01.10.2018 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.