ДЮРБЕ ГАЙДАР-ХАНА НА ЧУФУТ-КАЛЕ: УТЕРЯННЫЙ ПАМЯТНИК ИЛИ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ?1
*Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, [email protected]
** Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования, Симферополь, [email protected]
Аннотация. Французский путешественник Ж. Ромм, посетивший Крымский полуостров в 1786 г. сообщает (неоконченное произведение «Путешествие в Крым в 1786 году») о нахождении на Чуфут-кале (Кырк-ере) гробницы (дюрбе) некого Гайдар-хана. Эту информацию он получил от своего проводника, «ученого-татарина» Махмед-аги. Ряд исследователей, восприняв сообщение Ж. Ромма как достоверное, предположили, что похороненный на чуфут-кальском плато Гайдар-хан - сын первого крымского хана Хаджи-Гирея, сместивший с трона отца и правивший несколько месяцев в 1456 г. Авторы настоящей публикации, проанализировав различные описания крепости ХУП-Х1Х вв., пришли к выводу, что французский путешественник, очевидно, был введен в заблуждение своим гидом. Гробницы хана Гайдара (Айдара) в Кырк-ере никогда не было. Методичное обследование мусульманских памятников городища, проводившееся в 20-х гг. XX в. также не выявило никаких следов данного погребального сооружения. То ли Жильбер Ромм не так понял своего гида, то ли отмеченная им учёность проводника была сильно преувеличена. Единственный мавзолей, известный на Чуфут-кальском плато и сохранившийся к настоящему времени - дюрбе Джанике-ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамы-ша, скончавшейся, судя по эпитафии, в 1437 г. Только его упоминают все последующие авторы. Вокруг мавзолея действительно располагалось мусульманское кладбище, однако надгробные памятники там - исключительно вырезанные из камня постаменты. Правление Айдар-хана в 1456 г. обосновано вызывает сомнения у современных исследователей, которые считают, что в указанном году у власти находился другой правитель.
Ключевые слова: Чуфут-кале, Кырк-ер, дюрбе, Бахчисарай, Золотая орда, Крымское ханство
Герцен Александр Германович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Могаричев Юрий Миронович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социального и гуманитарного образования Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования.
1 Статья является расширенной версией доклада, зачитанного на Седьмой Международной конференции, посвященной памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова.
© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2017 | DOI 10.18503/1992-0431-2017-1-55-216-227
Problemy istorii, filologii, kul'tury 1 (2017), 216-227 © The Author(s) 2017
Проблемы истории, филологии, культуры 1 (2017), 216-227 ©Автор(ы) 2017
А.Г. Герцен*, Ю.М. Могаричев
Введение
В 1786 г., через три года после присоединения Крымского полуострова к Российской империи, в компании П.А. Строганова и А.Н. Воронихина его посетил Шарль Жильбер Ромм2. Результатом этой экспедиции стало сочинение «Путешествие в Крым в 1786 году», представляющее незавершенную рукопись и впервые изданное в русском переводе в 1941 г3. В числе прочих крымских достопримечательностей Ж. Ромм описывает и городище Чуфут-кале (средневековый Кырк-ер): «24-го мы побывали в еврейском городке Джуфут-Кале, расположенном на возвышении, в 3 или 4 в. от Бахчисарая. Он укреплен и построен отлично, большинство домов из плитняка. Их насчитывается свыше 200; город населен евреями, занимающимися кое-какими ремеслами и торговлей. Мы видели их синагогу, где хранятся книги Моисея, очень чисто переплетенные на больших пергаментных свитках, вложенных в футляры цилиндрической формы, покрытые бархатом и чеканным серебром. В центре города посреди домов видны остатки гробницы, воздвигнутой над прахом Гайдар-хана, умершего 300 лет назад. Архитектура ее хороша, хотя и в восточном вкусе»4. Как видим, на Чуфут-кальском плато особое внимание автора привлекло убранство караимской кенассы5 и «гробница» (надо думать, дюрбе) некоего Гайдар-хана. Последнее выглядит странным, так как ни один иной источник ни о каком Гайдар-хане, захороненном в Кырк-ере, не сообщает. Иные авторы фиксируют здесь только мавзолей Джанике-ханым (см. далее). Вероятнее всего, любознательный француз сам ничего не придумывал, а пользовался информацией проводника. Он раскрывает и имя своего информатора. При описании городища Тепе-кермен, на который путешественники отправились именно с Чуфут-кале, можно прочитать: «Проводником нам служил ученый-татарин Махмет-ага, знававший бахчисарайского каймакана, около полутора лет назад уехавшего в Анатолию. Этот Мехмет-ага - шестидесятилетний старик - считается очень сведущим в древней истории Тавриды. Он владеет многочисленными рукописями, откуда удалось почерпнуть любопытные предания, между прочим о том, что некогда море покрывало весь полуостров, за исключением гор»6.
В нашей монографии, изданной в 1993 г., мы писали по этому поводу следующее: «Возникает вопрос, где находилось место первоначального захоронения основателя династии Гиреев? Не исключено, что это был Кырк-ор, поскольку там хоронили и других правителей. Вот свидетельство французского путешественника Жильбера Ромма <...> Автор ошибся, речь, конечно, шла о гробнице Джани-ке-ханым, но, видимо, память о погребении в Кырк-оре Гейдар-хана, сына Хад-жи-Гирея, сместившего с трона отца и правившего несколько месяцев в 1456 г., сохранялась. Это может быть объяснено существованием гробницы с соответствующей надписью, не дошедшей до нашего времени. На рисунках мавзолея
2 О нем см.: Петрова, Прохорова 2011а, 40-52.
3 Ромм 1941.
4 Петрова, Прохорова 2011 а, 119.
5 В 1786 г. в Чуфут-кале проживали исключительно караимы (Герцен, Могаричев 2016, 235265) Поэтому их молельный дом мы называем не синагогой, как Ж. Ромм, а традиционным с начала XX в. термином «кенасса».
6 Петрова, Прохорова 2011а, 121.
Джанике-ханым, относящихся к середине XIX в., хорошо видны мусульманские надгробия, расположенные рядом с ним»7.
Московский востоковед И.В. Зайцев развил данную точку зрения: «Жильбер Ромм, посетивший крепость в 1786 г., отметил в своих записках, что Айдар (сын Хаджи-Гирея), занявший на короткое время крымский трон в 1456 г., похоронен был именно там <...> Там же была похоронена и знаменитая Джанике-ханум, умершая в 1437 г., чей мавзолей до сих пор возвышается на плато, причем рядом с ним еще в начале XIX в., безусловно, существовали и другие захоронения <.> Таким образом, Кырк-Йер почти сразу же превратился в священный родовой некрополь»8. В итоге следует вывод: «Учитывая роль Кырк-Йера как классического курука (ханского заповедника/некрополя), можно осторожно предложить еще одну вероятную этимологию названия: "корык/кырык-йер" - "заповедное, святое место"»9.
Насколько правомерна гипотеза о существовании на городище гробницы некого Гайдар-хана?
Через семь лет после Ж. Ромма (30 октября 1793 г). в Крым приехал академик П.С. Паллас. Ознакомившись с полуостровом, в марте 1794 г. он начинает работу по всестороннему его описанию, которую заканчивает к 18 июня. А уже 14 октября того же года отчет о поездке был представлен Екатерине II, послужив основой впервые изданных в 1799 г. «Наблюдений, сделанных во время путешествия по южным наместничествам Русского государства»10. Не обошел вниманием академик и Чуфут-кале: «Жидовский город, начинающийся на самой узкой части выдвинутой горы, защищен частью стенами, а частью каменными жилыми домами столь же старательно с узкой стороны, как и с расширенного склона сзади города. В нем - двое внешних ворот, по одним с каждой стороны, старательно запираемых на ночь. Его улицы узки, извилисты и очень чисты, состоят из скалы; на главной улице уложены большие камни для удобства пешеходов. Посередине города находятся еще и третьи ворота, указывающие его древнюю величину и современное расширение. Подле этих ворот виднеется мавзолей дочери хана Тохтамыша, состоящий из двух усыпальниц, одна над другой; с западной стороны он украшен изящным сводчатым портиком. Могила или мавзолей должен был быть построен для дочери Тохтамыш-хана, похищенной одним мурзой при помощи хитрости и бежавшим в эту крепость, в то время находившуюся во владении генуэзцев. Со времени этого происшествия прошло приблизительно 350 лет»11. Как видим, П.С. Паллас, в отличие от Ж. Ромма, занимавшийся сбором исключительно научных материалов, фиксирует на Чуфут-кальском плато только гробницу Джанике-ханым (рис. 1, 5; 2; 3). Вряд ли стоит сомневаться, что педантичный ученый не упомянул бы и о гробнице Гайдар-хана, если бы имел о ней хоть какие-то достоверные сведения.
Вероятное логическое предположение, что в 1786 г. гробница Гайдар-хана еще стояла, а к 1793-1794 гг. о ней стерлись всякие воспоминания, не выдержива-
7 Герцен, Могаричев 1993, 64.
8 Зайцев 2012, 98-99; 2013, 496.
9 Зайцев 2013, 496.
10 Могаричев 1992, 14-15.
11 Паллас 1999, 32-33.
План-схема Чуфут-Кале
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
экскурсионные маршруты старые дороги оборонительные стены жилые усадьбы
Южные ворота "Киник-Капу" Комплекс пещерного христианского монастыря Средняя улица
Руины мечети,основанной, вероятно, в середине XIV в. Мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-хэным
Система оборонительных рвов, перекрытая в XVII в. усадьбой с хозяйственными пещерными сооружениями (Чауш-Кобасы)
Предполагаемый ханский монетный двор у ворот Орта-Капу Крепостные ворота Орта-Капу (Средние ворота). Оборонительная стена древнего города Жилая усадьба XIX в.,принадлежавшая А. С. Фирковичу (1787-1874 гт.)
© Сохранившийся цоколь дворца,
построенного в 1897 г. для приема ^ членов императорской фамилии ф Биюк-Капу (Большие ворота).
Восточная крепостная стена. Ф Руины бани
Ф Тюремный двухъярусный каземат Ф водосборный колодец ф Пещеры Хамам-Коба и Сакыз-Коба Ф Кенассы - караимские молитвенные дома
Ф Колодец Копка-Кую,ствол которого выходит в пещеру с бассейном
Ф Большой водосборный бассейн Ф Двойной ров в скале © Основание ветряной мельницы ® Караимское кладбище
в верховьях Иосафатовой долины © Колодец
»
3 та
о\ п>
4
р
КС -ё
ё Р
Я
р
Л &
•< ч
I
я р
и
СИ VI
ч
0
чз »
я
3 Ё
ас
я
1 х
4 я я я
Рис. 1. План-схема застроенной части Чуфут-кале
ю ю
ет критики и самое главное - не объясняет, почему Ж. Ромм умалчивает о мавзолее Джанике-ханым.
К сожалению, не позволяют внести ясность в рассматриваемую проблему «дороммовские» обзоры памятника и свидетельства авторов конца XVIII-XIX вв. Так Эвлия Челеби, посетивший Крым в 1666-1667 гг. и оставивший подробное описание Кырк-ера, детально рассматривает оборонительные сооружения крепости, уже не функционировавшую тогда, возведенную Хаджи-Гиреем, мечеть12, ханскую тюрьму; отмечает различные подробности о ее жителях, но вообще ничего не сообщает о наличии в ней каких-либо погребальных сооружений13, даже о дюрбе Джанике-ханым, расположенной на главной площади так называемого Старого города, в наивысшей его точке14 (рис. 2).
Мало информативны для нас «Крымское ханство» М. Тунманна (1764 г.)15, путеводитель, подготовленный к путешествию Екатерины II в Крым (1786 г.)16, путевые заметки П. Сумарокова (1799 г.)17. Ничего не знает о гробнице Гайдар-хана педантичный швейцарец Ф. Дюбуа де Монпере, посетивший Крым в 1833 г. При этом он подробно описывает дюрбе Джанике-ханым: «Посреди города, близ древних ворот, каждый путешественник обычно посещает мавзолей, украшенный изящным портиком и куполообразным сводом: тюрбе или гробницу Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, умершей в 841 году хиджры (1437-1438 г.). Этот памятник, подобно мавзолею Марии Потоцкой18, овеян легендами, и изобилие вариантов делает почти невозможной попытку докопаться до истины». Автор анализирует различные легенды, с ней связанные, проявляет блестящее знание историографии, но даже вскользь не упоминает о наличии на Чуфут-кале еще одного подобного погребального сооружения19. Современник швейцарца К. Монтандон, издавший в 1834 г. путеводитель по Крыму, отмечает: «Иностранцы задерживаются в этом месте (Чуфут-кале - Авт.), чтобы посетить мавзолей дочери хана, жизнь которого могла бы стать романным сюжетом. Этот мавзолей украшен изящным портиком, который состоит из двух арок, расположенных одна выше другой»20. Одесский историк и археолог Н.Н. Мурзакевич, побывавший на полуострове в 1836 г., также акцентирует внимание именно на дюрбе Джанике-ханым: «После странной постройки домов преимущественное внимание путешественника заслу-
12 В настоящее время большинство исследователей считает, что Хаджи-Гирей мечеть перестроил. Первое же мусульманское культовое сооружение на этом месте было возведено в 1346 г. (см. подробнее: Герцен, Могаричев 2016, 183-184).
13 Челеби 2008, 81-83.
14 Объяснить это можно, вероятно, тем, что по информации Н.М. Мурзакевича, посетившего Чуфут-кале в 1836 г., дюрбе Джанике-ханым располагалось внутри усадьбы одного из местных жителей (Петрова, Прохорова 2011б, 35). Вполне возможно, что и во времена Эвлии Челеби вид на мавзолей (вероятно, находившийся в полуразрушенном состоянии) скрывал каменный забор.
15 Тунманн 1990, 32-33.
16 Путешествие 1786, 70-73.
17 Сумароков 2012, 149-143.
18 Имеется в виду дюрбе Диляры-Бикечь, расположенная на территории Бахчисарайского дворца, с которым традиционно связывается знаменитая легенда о Фонтане слез (Бахчисарайском фонтане), якобы сооруженном по приказу хана Крым-Гирея в память об умершей возлюбленной, которую часто отождествляли с польской красавицей Марией Потоцкой. См. напр.: Бронштейн, Андрейко 1994.
19 Дюбуа де Монпере 2009, 278-281.
20 Монтандон 1997, 81.
Рис. 2. Чуфут-кале. Главная площадь. Вид на дюрбе Джанике-ханым
живает полуразрушенное здание, находящееся внутри одного караимского дома -это, по древнему преданию, гробница дочери Тохтамыш-Хана, куда она, убежав с татарским мурзой, отдалась под покровительство генуэзцев. Здание уже до половины разрушено, однако каменная гробница с арабскими (?) надписями еще цела; тут же виден и погреб, где, вероятно, было погребено тело. Двери, ведущие в это здание, также усеяны надписями. Постройка памятника сходна с памятником, что на гробе Менгли-Гирея»21. Умалчивает о гробнице хана Айдара и эрудированный Е В. Марков22.
Не фигурирует интересующий нас объект и в трудах исследователей, например, П. Кеппена23 и А.Л. Бертье-Делагарда. Последний посвятил городищу и его памятникам обстоятельную работу. В ней ученый отмечает следы мусульманского кладбища вокруг руин мечети, дюрбе Джанике-ханым и иные объекты, связанные с татарским периодом. В отношении мавзолея он пишет: «Неподалеку от этой мечети поставлена тоже мусульманская надгробная часовня (дюрбе), вокруг и внутри которой погребены несколько лиц; из них названа Нэнеке-Джан-ханым, дочь Тохтамыш-хана, показанная в надписи умершею в 1437 г. С ее именем связано несколько вздорных, мнимо народных рассказов, но точно исторического о ней ничего не известно»24.
Не сохранилось на городище и эпиграфических свидетельств погребения Гайдар-хана, хотя все известные чуфут-кальские арабоязычные надписи были
21 Петрова, Прохорова 2011б, 35-36.
22 Марков 1995, 454.
23 Кеппен 1837, 308-318.
24 Бертье-Делагард 2011, 109-110.
Рис. 3. Мавзолей Джанике-ханым. С рис. М. Вебеля. Середина XIX в.
опубликованы25. Более того, методичное обследование мусульманских памятников городища, проводившееся в 20-х гг. XX в., не выявило никаких следов данного погребального сооружения26.
Таким образом, достоверные источники сообщают только об одном мавзолее (гробнице по Ж. Ромму) на чуфут-кальском плато - дюрбе Джанике-ханым. Это центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей восьмиугольной в плане формы. С южной стороны к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой (рис. 2; 3). Эпитафия на арабском языке, вырезанная на надгробии, гласит, что там похоронена Джанике-ханым, дочь хана Тохтамыша, скончавшаяся в 1437 г.27. Наши исследования показали, что Джанике-ханым была достаточно известной фигурой не только в истории Крыма, но и Золотой Орды. Являясь дочерью Тохтамыша, она вышла замуж за его злейшего врага - Едигея. Джанике удалось спасти от едигеевой расправы младшего брата - Кадыр-Берды. Как известно, в 1419/20 г. войска Кадыр-Берды и Едигея сошлись в битве на р. Яик. В результате, по данным ряда источников, оба военачальника погибли28. Арабские летописцы повествуют также о совершении Джанике хаджа в Мекку. Вероятно, какую-то роль играла эта женщина и в процессе формирования Крымского ханства, чем и заслужила честь быть погребенной в дюрбе, недалеко от главных ворот первой столицы этого государства29.
25 Бахчисарайские 1848, 527; Мурзакевич 1840, 147-148.
26 Акчокраклы 1928; Боданинский 1927; Боданинский, Засыпкин, Акчокраклы 1929.
27 Боданинский 1927, 197-198; Акчокраклы 1928, 162-166; Герцен, Могаричев 2016, 165-175; Зиливинская 2014,271-272.
28 Миргалеев 2003, 154; Трепалов 2002, 81.
29 Подробнее о Джанике-ханым см.: Герцен, Могаричев 2016, 165-175.
Внимание исследователей к информации Ж. Ромма о «гробнице Гайдар-хана» и определенное доверие к этому источнику объясняются тем, что это, на первый взгляд, хорошо соотносится с выводами Л.П. Колли о некоторых аспектах истории Крыма 50-х гг. XV в.30. Данный исследователь на основании генуэзских источников и списке крымских ханов, приведенных М. Дегинем (там под 1456 г. отмечен временный хан Хайдер, один из сыновей Хаджи-Гирея), предположил, что в 1456 г. Хайдер (Айдер) сместил отца и на короткое время занял ханский престол. Однако вскоре Хаджи-Гирей вернул себе власть и мятежник был вынужден бежать в Литву31. После смерти отца тот вновь участвовал в борьбе за престол, но потерпел поражение32. Но сведения армянского источника сообщают иное: «В этом году [1456] пришел султан МаЬмутаг и обратил в бегство хана ЬАтжи-Кирея»33 - и заставляют поставить вопрос о том, действительно ли первый крымский хан был смещен своим сыном Айдаром или же его обидчиком, что более правдоподобно, - было иное лицо, причем не представитель семьи Гиреев34.
Таким образом, следует признать, что «гробница Гайдар-хана» - историографический миф. Скорее всего, следует усомниться в учености спутника Жильбера Ромма, исходя хотя бы из его рассказа о былом подводном состоянии Крыма, что является реальностью в геологической истории полуострова многомиллионнолет-ней давности. Следует также учесть, что ко времени посещения французским путешественником основное население Чуфут-кале было представлено караимской общиной, а татары покинули его еще в начале XVII в., что и вызвало к жизни новое название города («Иудейская крепость»)35. Так что представления о прошлом этого анклава, живущего весьма замкнуто для посторонних, у жителей Бахчисарая, даже образованных, очевидно, не выходили за пределы пересказа различных, не всегда имеющих историческую основу легенд. Возможно, и Жильбер Ромм то ли не вполне понял своего гида, то ли что-то перепутал в записях при сведении воедино путевых заметок. В последней четверти XVIII в., как это показано выше, у нас более чем достаточно свидетельств компетентных авторов, чтобы усомниться в реальности существования особой гробницы Гайдар-хана.
ЛИТЕРАТУРА
Акчокраклы, О. 1928: Новое из истории Чуфут-кале. ИТОИАЭ 2, 158-171. Бахчисарайские турецкие и арабские надписи. 1848: Записки Одесского общества истории и древностей 2, 489-528. Бертье-Делагард, А. Л. 2011: Исследования некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. В кн.: Бертье-Делагард А.Л., Избранные труды по истории христианства в Крыму. Симферополь, 7-138. Боданинский, УА. 1927: Татарские «Дурбе» - мавзолеи в Крыму. ИТОИАЭ 1, 195-201.
30 См. напр.: Зайцев 2004, 82; Мыц 2009, 354; Некрасов 2015; 230.
31 Колли 1913, 135-136.
32 Колли 1913, 134.
33 Саргсян 2010, 252.
34 Исследование данной проблемы не входит в задачи настоящей работы. Подробнее см.: Сабитов, Якушечкин 2015; Сидоренко 2015, 28 -289.
35 Герцен, Могаричев 2016, 189-265.
Боданинский, УА., Засыпкин, Б.П., Акчокраклы, О. 1929: Чуфут-Кале (по материалам раскопок 1928-29 гг.). ИТОИАЭ 3, 170-187.
Бронштейн, А.И., Андрейко, Е.В. 1994: Бахчисарайский дворец в восприятии Пушкина и его современников. В сб.: Проблемы истории и археологии Крыма. Симферополь, 197-210.
Герцен, А.Г., Могаричев, Ю.М. 1993: Крепость драгоценностей. Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь.
Герцен, А.Г., Могаричев, Ю.М. 2016: Кырк-ер - Чуфут-кале. Крепость на краю седьмого климата. Симферополь.
Дюбуа де Монпере Фредерик 2009: Путешествие в Крым. Симферополь.
Зайцев, И.В. 2004: Между Москвой и Стамбулом. Джучидские государства, Москва и Османская империя (нач. XV- пер. пол. XVI в.). Очерки. М.
Зайцев, И.В. 2012: Кырк-Йер/Кыркор (Чуфут-Кале) и ранняя история Крымского ханства. В сб.: Восточная Европа в древности и средневековье XXIV. Миграции, расселение, война как факторы политогенеза. М., 97-102.
Зайцев, И.В. 2013: Кырк-Йер/Кыркор (Чуфут-Кале) и ранняя история Крымского ханства. В сб.: В.П. Степаненко, А.Г. Юрченко (ред.), От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи: к 70-летию М.Г. Крамаровского. М., 494-505.
Зиливинская, Э. Д. 2014: Мавзолеи западных районов Золотой Орды. Крымское историческое обозрение 1, 256-281.
Кеппен, П.И. 1839: О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. СПб.
Колли, Л.П. 1913: Хаджи-Гирей и его политика (по генуэзским источникам). Известия Таврической ученой архивной комиссии 50, 99-139.
Марков, Е.В. 1995: Очерки Крыма. Симферополь.
Миргалеев, И.М. 2003: Политическая история Золотой Орды периода правления Тохта-мыш-хана. Казань.
Могаричев, Ю.М. 1992: Пещерные сооружения средневековых городищ юго-западного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации). В сб.: Могаричев Ю.М (ред.-сост.), Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. Симферополь, 5-132.
Монтандон, К. 1997: Путеводитель путешественника по Крыму. Симферополь.
Мурзакевич, Н.М. 1840: Письменные памятники Тохтамыш-хана. Журнал Министерства народного просвещения 80, 43-148.
Мыц, В.Л. 2009: Каффа и Феодоро вXVвеке. Контакты и конфликты. Симферополь.
Некрасов, А.М. 2015: Возникновение и эволюция крымского государства в XV-XVI веках. В кн.: А.М. Некрасов, Избранные труды. Нальчик, 228-242.
Паллас, П.С. 1999. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместни-чествам Русского государства в 1793-1794 годах. (Научное наследство 27). М.
Петрова, Э.Б., Прохорова, Т.А. 2011а.: Шарль Жильбер Ромм «Путешествие в Крым в 1786 году». Симферополь.
Петрова, Э.Б., Прохорова, Т.А. 2011б: Крымские путешествия: Н.Н. Мурзакевич, А.Н. Демидов. Симферополь.
Путешествие ее императорского величества в полуденный край России предприемлемое в 1787 г. 1786. СПб.
Ромм, Ж. 1941: Путешествие в Крым в 1786 году (пер., вступ. ст., прим. К.И. Раткевич). Л.
Сабитов, Ж., Якушечкин, А. 2015: Кто был ханом в Крыму в 1456 г. Крымское историческое обозрение 2, 175-185.
Саргсян, Т.Э. 2010: Свод армянских памятных записей, относящихся к Крыму и сопредельным регионам (XIV-XVвв.). Симферополь.
Сидоренко, В. А. 2015: Монетная чеканка Кырк Йера и Каффы в истории Крымского ханства (1442-1475 гг.). В сб.: Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии XX. Симферополь, 263-302.
Сумароков, П. 2012: Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. Симферополь.
Трепалов, В.В. 2002: История Ногайской Орды. М.
Челеби Эвлия 2008: Книга путешествия. Крым и сопредельные области (пер. Е.В Бахрев-ского). Симферополь.
REFERENCES
Akchokrakly, O. 1928: Novoe iz istorii Chufut-kale. Izvestiya Tavricheskogo obshchestva istorii, arheologii i etnografii 2, 158-171.
Bahchisarayskie tureckie i arabskie nadpisi 1848: Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostey 2, 489-528.
Bert'e-Delagard, A.L. 2011: Issledovaniya nekotoryh nedoumennyh voprosov srednevekov'ya v Tavride. In: Bert'e-DelagardA.L., Izbrannye trudy po istorii hristianstva v Krymu. Simferopol, 7-138.
Bodaninskiy U.A. 1927: Tatarskie «Durbe» - mavzolei v Krymu. Izvestiya Tavricheskogo obshchestva istorii, arheologii i etnografii 1, 195-201.
Bodaninskiy, U.A., Zasypkin, B.P., Akchokrakly, O. 1929: Chufut-Kale (po materialam ras-kopok 1928-29 gg.). Izvestiya Tavricheskogo obshchestva istorii, arheologii i etnografii 3, 170-187.
Bronshtejn, A.I., Andreyko, E.V. 1994: Bahchisarayskiy dvorec v vospriyatii Pushkina i ego sovremennikov. In: Problemy istorii i arheologii Kryma. Simferopol, 197-210.
Chelebi Evliya 2008: Knigaputeshestviya. Krym i sopredel'nye oblasti (per. E.VBahrevskogo). Simferopol.
Dyubua de Monpere Frederik 2009: Puteshestvie v Krym. Simferopol.
Gertsen, A.G., Mogarichev, Yu.M. 1993: Krepost' dragocennostej. Kyrk-or. Chufut-kale. Simferopol.
Gertsen, A.G., Mogarichev, Yu.M. 2016: Kyrk-er - Chufut-kale. Krepost' na krayu sed'mogo klimata. Simferopol.
Keppen, P.I. 1839: O drevnostyah Yuzhnogo berega Kryma i gor Tavricheskih. Saint-Petersburg.
Kolli, L.P. 1913: Hadzhi-Girey i ego politika (po genuezskim istochnikam). Izvestiya Tavriches-koy uchenoy arhivnoy komissii 50, 99-139.
Markov, E.V. 1995: Ocherki Kryma. Simferopol.
Mirgaleev, I.M. 2003: Politicheskaya istoriya Zolotoy Ordy perioda pravleniya Tohtamysh-ha-na. Kazan.
Mogarichev, Yu.M. 1992: Peshchernye sooruzheniya srednevekovyh gorodishch yugo-zapad-nogo Kryma (voprosy klassifikacii, hronologii, interpretacii). In: Mogarichev Yu.M (red.-sost.), Problemy istorii «peshchernyh gorodov» v Krymu. Simferopol, 5-132.
Montandon, K. 1997: Putevoditel' puteshestvennikapo Krymu. Simferopol.
Murzakevich, N.M. 1840: Pis'mennye pamyatniki Tohtamysh-hana. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya 80, 43-148.
Myc, VL. 2009: Kaffa i Feodoro vXVveke. Kontakty i konflikty. Simferopol.
Nekrasov, A.M. 2015: Vozniknovenie i evolyuciya krymskogo gosudarstva v XV-XVI vekah. In: A.M. Nekrasov, Izbrannye trudy. Nalchik, 228-242.
Pallas, P.S. 1999. Nablyudeniya, sdelannye vo vremya puteshestviya po yuzhnym namestnichest-vam Russkogo gosudarstva v 1793-1794 godah. (Nauchnoe nasledstvo 27). Moscow.
Petrova, E.B., Prohorova, T.A. 2011a.: Sharl' Zhil'ber Romm «Puteshestvie v Krym v 1786 godu». Simferopol.
Petrova, E.B., Prohorova, T.A. 2011b: Krymskie puteshestviya: N.N. Murzakevich, A.N. Demi-dov. Simferopol.
Puteshestvie ee imperatorskogo velichestva v poludennyy kray Rossii predpriemlemoe v 1787 g. 1786. Saint-Petersburg.
Romm, Zh. 1941: Puteshestvie v Krym v 1786godu (per., vstup. st., prim. K.I. Ratkevich). Leningrad.
Sabitov, Zh., Yakushechkin, A. 2015: Kto byl hanom v Krymu v 1456 g. Krymskoe istoricheskoe obozrenie 2, 175-185.
Sargsyan, T.E. 2010: Svod armyanskih pamyatnyh zapisey, otnosyashchihsya k Krymu i sopredel'nym regionam (XIV—XV vv.). Simferopol.
Sidorenko, V.A. 2015: Monetnaya chekanka Kyrk Yera i Kaffy v istorii Krymskogo hanstva (1442-1475 gg.). In: Materialy po arheologii, istorii i etnografii Tavrii XX. Simferopol, 263-302.
Sumarokov, P. 2012: Puteshestvie po vsemu Krymu i Bessarabii v 1799 godu. Simferopol.
Trepalov, V.V. 2002: Istoriya Nogayskoy Ordy. Moscow.
Zaycev, I.V. 2004: Mezhdu Moskvoy i Stambulom. In: Dzhuchidskie gosudarstva, Moskva i Osmanskaya imperiya (nach. XV- per. pol. XVI v.). Ocherki. Moscow.
Zaycev, I.V 2012: Kyrk-Jer/Kyrkor (Chufut-Kale) i rannyaya istoriya Krymskogo hanstva. In: Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekov 'e XXIV. Migracii, rasselenie, voyna kak faktorypolitogeneza. Moscow, 97-102.
Zaycev, I.V. 2013: Kyrk-Jer/Kyrkor (Chufut-Kale) i rannyaya istoriya Krymskogo hanstva. In: V.P. Stepanenko, A.G. Yurchenko (red.), Ot Onona k Temze. Chingisidy i ih zapadnye sosedi: k 70-letiyuM.G. Kramarovskogo. Moscow, 494-505.
Zilivinskaya, E.D. 2014: Mavzolei zapadnyh rayonov Zolotoy Ordy. Krymskoe istoricheskoe obozrenie 1, 256-281.
THE DURBESI OF HAIDAR-KHAN ON CHUFUT-KALE: THE LOST MONUMENT OR HISTORIOGRAPHY MYTH?
Alexander G. Gertsen*, Yuriy M. Mogarichev**
* Crimean Federal V.V. Vernadsky University, Russia, [email protected]
** Crimean In-Service Teacher Training Institute, Russia, [email protected]
Abstract. G. Romme, a French traveler who visited the Crimean Peninsula in 1786, reported (in his unfinished work "Travelling to the Crimea in 1786") about a finding of Haidar-khan's tomb (durbesi). He received this information from his guide, a "learned-Tatar" Mehmed-Aga. A number of researches having taken this information as reliable, suggested that Gaidar-khan, buried in Chufut-Kale plateau, was the son of the first Crimean Khan Haci I Giray, who overthrew his father and ruled for a few months in 1456. Having analyzed different descriptions of the fortress of the 17th - 19th centuries, the authors conclude that there was no tomb of Haidar (Aidar) in Qirk-er. The exploration of the site conducted in 1920-s also didn't reveal any traces of his tomb. Whether G. Romme misunderstood his guide or his guide was not so educated as he thought to be. The only mausoleum on the site is durbesi of Dzhanike-khanym, the daughter of
Golden Horde khan Tokhtamysh who died in 1437 according to an epitaph. There was a Muslim cemetery around the mausoleum, but all the tombstones there were only carved stone pedestals. Aidar-khan's ruling in 1456 raises doubts among researches who believe that the specified year was ruled by the other governor.
Key words: Chufut-kale, Kyrk-yer, durbesi, Bakhchisarai, Golden Horde, Crimean Khanate