УДК 902/904
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКО-ВЫХ ПАМЯТНИКОВ КРЫМА: РИСУНКИ И ЗАПИСКИ АНГЛИЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX В.1
© 2018 г. Н. И. Храпунов
В статье анализируются рисунки археологических памятников Крыма золотоордынского времени и эпохи Крымского ханства, выполненные с натуры по заказу английского путешественника Ричарда Уэрсли (1796), а также Уильямом Хейсти (1798), Реджинальдом Хебером (1806) и Робертом-Уильямом Хеем (1807). На них представлены сооружения светской и сакральной архитектуры, некоторые из которых не дошли до наших дней или же пострадали от природных и антропогенных факторов. Это обуславливает значение рисунков путешественников для современных архитектурно-археологических исследований. Продемонстрирован потенциал иллюстративных материалов для решения прикладных вопросов изучения Крыма, как например исторической топографии Каффы (Феодосии) или проблемы мусульманского кладбища на территории города Чуфут-Кале. Материалы Хейсти, служившего губернским архитектором, доказывают, что правительство Павла I готовило проект реставрации памятников мусульманской архитектуры Крыма и, таким образом, опровергают популярное суждение о негативном отношении российских властей к исламскому культурному наследию. Показано, как рисунки путешественников формировали образ Крыма в сознании читателей, превращая отдельные памятники в туристические достопримечательности.
Ключевые слова: Крым, золотоордынские памятники, памятники эпохи Крымского ханства, рисунки путешественников, травелоги, воображаемая география
После присоединения Крыма к России в 1783 г. на полуострове побывали многочисленные путешественники, отправившиеся в путь как по долгу службы, так и из любопытства. Ими создан комплекс изображений, на которых представлены в том числе археологические памятники мусульманской эпохи. Значительная часть рисунков выполнена британцами. Ценность этих материалов, прежде всего, в том, что впоследствии некоторые памятники были разрушены, другие пострадали от природных и антропогенных факторов.
Коллекционер Ричард Уэрсли (1751-1805) провел много лет в путешествиях по Восточному Средиземноморью. В 1786 г. он посетил Крым (Cross, 1997, р. 356-358), где пополнил свое собрание четырьмя акварелями. Каталог собрания издали наследники Уэрсли (Museum, 1824, p. 57-63). Крымские рисунки из коллекции Уэрсли похожи на пейзажи Михаила Матвеевича Иванова (1748-1823), который в 80-х гг. XVIII в. путешествовал по югу России (ср.: Кула-ковский, 2001, с. 172-173, 178-179 (вклейки); Бертье-Делагард, 1910, с. 51; Гаврилов, Майко, 2014, с. 46). Иванов мог скопировать
рисунки, выполненные другим художником для Уэрсли или, что более вероятно, что Уэрсли заказал у русского художника вторые экземпляры его рисунков для своей коллекции. Опубликованные в каталоге рисунки и подписи к ним формируют у читателя представление о Крыме как стране с живописной природой, богатой историей и разнообразными археологическими памятниками. Один из рисунков назван «Вид Эски-Крыма, древней столицы Крымской Татарии, с Азовским морем» (Museum, 1824, р. 61, 62), но памятники мусульманской эпохи здесь отсутствуют. Показана лишь не сохранившаяся до наших дней армянская церковь, посвященная Богородице (см.: Гаврилов, Майко, 2014, с. 44, 160-167). «Вид Каффы, или Феодосии» из коллекции Уэрсли (Museum 1824: 63, 64) важен для понимания исторической топографии города. На нем видны оборонительные сооружения и несколько не сохранившихся до нашего времени мечетей, в том числе соборная - Шахзаде Сулейман-Хан-Джами (XVI в.), которую разобрали во второй четверти Х1Х в. (Засыпкин, 1927, с. 140).
Шотландец Уильям Хейсти (1755-1832) большую часть жизни провел в России, сделав
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00053 «Крым в восприятии англичан конца XVIII - начала XIX в.».
карьеру архитектора (Коршунова, 1979; Cross, 1997, р. 305-308). В качестве губернского архитектора Екатеринославской губернии и Таврической области он составил альбом планов и чертежей памятников Крыма (1798), среди которых - ханский дворец в Бахчисарае, «мечеть хана Узбека» в Старом Крыму, две мечети и фонтан в Кезлеве (Евпатории), а также соборная мечеть в Каффе. Некоторые его чертежи отразили текущее состояние памятников (Бахчисарай, малая мечеть и фонтан в Кезлеве), другие - планы их реставрации (мечеть в Старом Крыме, соборные мечети в Каффе и Кезлеве). Чертежи Хейсти свидетельствует о том, что правительство Павла I обсуждало возможность реставрации архитектурно-археологических памятников Крыма, не исключая и мусульманские здания. Через год после того как Хейсти закончил свои чертежи, император выделил средства на ремонт ханского дворца в Бахчисарае, которые были истрачены на самые разнообразные работы (Гернгросс, 1912, с. 20, 24). Планируемые мероприятия в конечном итоге реализованы не были, однако чертежи профессионального архитектора являются важнейшим источником для современных архитектурных, реставрационных и археологических проектов.
Реджинальд Хебер (1783-1826), знаменитый поэт и миссионер, впоследствии ставший епископом индийской Калькутты, побывал в Крыму в 1806 г. в ходе длительного путешествия по Северной и Восточной Европе, предпринятого с образовательными целями (о нем: Храпунов, 2008а; Храпунов, 2015). Сохранилось 13 видов (точнее, набросков) Крыма, выполненных Хебером тушью и карандашом. В большинстве случаев это меланхоличные пейзажи или виды на полуразрушенные сооружения. С нескольких из них сделаны гравюры, проиллюстрировавшие одно из изданий знаменитых «Путешествий» англичанина Эдварда-Даньела Кларка (Clarke, 1810), другие пока не опубликованы. На панорамах Каффы и Балаклавы присутствуют, по-видимому, несохранившиеся до наших дней небольшие (квартальные?) мечети. На рисунке местности между Партенитом и Алуштой заметны несколько характерных для Южного берега жилых домов с плоскими крышами. На отдельных листах показаны мечети в Туаке (ныне Рыбачье) и Кореизе. В дорожном дневнике Хебер отметил различие между светской и сакральной архитекту-
рой крымского южнобережья: в отличие от плоских перекрытий жилых домов, мечети имеют щипцовые крыши, крытые черепицей. Он даже уловил здесь сходство с описанием классических Афин у Аристофана (Храпунов, 2008а, с. 674). Любопытен вид ханского дворца в Бахчисарае, показанный с северо-запада, то есть со стороны главного корпуса, с главной мечетью, мавзолеями и Соколиной башней на заднем плане. Автор показал ряд архитектурных элементов, не дошедших до наших дней.
Роберт-Уильям Хэй (1786-1861) отправился в образовательную поездку после того, как получил степень бакалавра в Оксфорде. Впоследствии он продолжил образование, получив степень магистра, служил в Министерстве по делам колоний (Australian Dictionary..., 1966, s. v. Hay, Robert William). Хэй был знаком с Хебером и переписывался с ним. В ноябре 1806 г. Хебер составил для своего товарища подробную инструкцию об особенностях путешествия по Востоку Европы и о том, каким местам следует уделить особое внимание (Храпунов, 2008b). До Крыма Хэй добрался осенью следующего года. Здесь он выполнил два десятка рисунков, среди которых виды Каффы, Судака, Бахчисарая и Чуфут-Кале. Хэй изобразил несколько мечетей Каффы, в том числе одну несохранившуюся, располагавшуюся близ карантина. Интересны зарисовки ханского дворца в Бахчисарае, показывающие исторический облик ряда построек, впоследствии изменившийся в результате неудачных реставраций. Один из рисунков подписан «Гробница графини Потоцкой» - это мавзолей Диляры бикеч (1763/4 г. н. э.). О реальной жизни этой дамы ничего не известно (Ибрагимова, 2015, с. 175-176). После присоединения Крыма к России некоторые мусульманские памятники были переосмыслены. В частности, вокруг указанного мавзолея начинает формироваться легенда, получившая популярность благодаря, прежде всего, стихам Пушкина и Мицкевича. Она связала мусульманский памятник с вымышленной возлюбленной крымского хана, получившей имя Марии Потоцкой и переосмыслила один из дворцовых фонтанов (Бронштейн, 1997). Рисунок Хэя документирует начальный этап формирования легенды. Другой рисунок назван «Могила ханской дочери на Чуфут-Кале». Это - мавзолей Джанике ханым, построенный в 1437 г. н.э. (Герцен, Могаричев, 2016, с. 165-173). Перед ним можно заметить надгро-
бия, что подтверждает предположение исследователей о наличии здесь, посреди средневекового города, мусульманского некрополя (Герцен, Могаричев, 2016, с. 173, 174).
Таким образом, комплекс изображений мусульманских памятников Крыма, созданный англичанами в конце XVIII - начале XIX в., представляет значительный интерес для современных археологов, истори-
ков архитектуры и реставраторов. Помимо всего прочего, он свидетельствует о планах российского правительства по реставрации исламского культурного наследия. Наконец, именно эти рисунки создавали образ Крыма в сознании читателей, превращая отдельные памятники в туристические достопримечательности. Публикация указанных материалов остается актуальной научной задачей.
ЛИТЕРАТУРА
Бертье-Делагард А. Л. К истории христианства в Крыму // ЗООИД. 1910. Т. XXVIII. С. 1-108. Бронштейн А. И. Трансформация легенды Фонтана слёз // Бахчисарайский историко-археологиче-ский сборник. Вып. 1. Симферополь: Таврия, 1997. С. 475-486.
Гаврилов А.В., Майко В.В. Средневековое городище Солхат-Крым (материалы к археологической карте города Старый Крым). Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. 212 с.
Гернгросс В. Ханский дворец в Бахчисарае // Старые годы. 1912. № 4 (апрель). С. 3-32. Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Кырк-Ер - Чуфут-Кале. Крепость на краю седьмого климата. Симферополь: Антиква, 2016. 312 с.
Засыпкин Б. Н. Памятники архитектуры крымских татар // Крым: журнал общественно-научный и экскурсионный. 1927. № 2 (4). С. 113-168.
Ибрагимова А. М. Бахчисарайский ханский дворец XVI-XVIII вв. Киев: Олег Фшюк, 2015. 360 с. КоршуноваМ. Ф. Архитектор В. Гесте (1755-1832) // ТГЭ. 1977. Вып. 18. С. 132-143. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Киев: Стилос, 2001. 225 с.
Храпунов Н.И. Крым в описаниях Реджинальда Хебера (1806 г.) // МАИЭТ. 2008а. Вып. XIV. С. 645-697.
Храпунов Н. И. Путеводитель по Восточной Европе начала XIX века // Бахчисарайский истори-ко-археологический сборник. Вып. 3. / Ред.-сост. Ю. М. Могаричев. Симферополь: Антиква, 2008b. С.299-315.
Храпунов Н.И. Взгляд извне: британский поэт и путешественник Реджинальд Хебер о состоянии Крыма в 1806 г. // Крымское историческое обозрение. 2015. № 3. С. 252-273.
Australian Dictionary of Biography / gen. ed. D. Pike. Vol. 1: 1788-1850, A-H. Melbourne: Melbourne University Press; London; New York: Cambrdige University Press, 1966. 602 p.
Clarke E. D. 1810. Travels in Various Countries of Europe, Asia and Africa. Part the First. Russia Tartary and Turkey. Cambridge: University Press; London: T. Cadell and W. Davies.
Cross A. 1997. By the Banks of the Neva: ^apters from the Lives and Careers of the Brtitish in the Eighteenth-Century Russia. Cambridge: Cambridge University Press.
Museum Worsleyanum; or a Collection of Antique Basso-Relievos, Bustos, Statues, and Gems. Vol. II. London: Septimus Prowett, 1824. 65 р.
Информация об авторе:
Храпунов Никита Игоревич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (г. Симферополь, Россия); Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (г. Севастополь, Россия); [email protected]
A NEW DATA FOR THE STUDIES IN THE LATE MEDIAEVAL MONUMENTS OF THE CRIMEA: THE DRAWINGS BY ENGLISH TRAVELLERS FROM THE LATE 18th AND ЕARLY 19th CENTURIES2
N. I. Khrapunov
This article analyses drawings of archaeological monuments in the Crimea dated to the age of the Golden Horde and the Crimean Khanate drawn from nature by order from English traveller Richard Worsley (1796), and by his 'colleagues' William Hastie (1798), Reginald Heber (1806) and Robert William Hay (1807). These pictures represent sites of sacral and civil architecture, some of which did not survive and some suffered from man-made and natural factors. This substantiates the significance of travel drawings from modern architectural and archaeological researches. This paper uncovers the illustrative materials' potential for applied aspects of the Crimean studies, for example historical topography of Caffa (Feodosia) or the question of Moslem cemetery in the town of Chufut-Kale. Hastie's materials, produced by the governorate architect, testifies that the government of Paul I worked on the project of restoration of Moslem architecture in the Crimea, thus disproving popular argument that Russian authorities regarded negatively the Moslem cultural heritage. It has been shown that the travellers' drawings formed the image of the Crimea in the mind of their readers and shaped individual monuments and sites as touristic attractions.
Ключевые слова: Crimea, Golden Horde monuments, Crimean Khanate monuments, travellers' drawings, travelogues, imagined geographies..
About the Author:
Khrapunov Nikita I. Candidate of Historical Sciences, Crimean Federal University named after V. I. Vernadskiy, Vernadsky Av., 4, Simferopol, 295007, Russian Federation; The State Museum-preserve "Tauric Chersonese", Drevnyaya St., 1, Sevastopol, 299045, Russian Federation; [email protected]
2 The work was conducted with the financial support of RFBR, Project No 18-09-00053 " The Crimea in
perception of british in late 18th and early 19th CC.».
Рис. 1. У. Хейсти. Фасад (вверху) и план (внизу) мечети в Козлове
Рис. 2. Р.-У. Хэй. Бахчисарай (вид на большую ханскую мечеть и ханское кладбище)