Научная статья на тему 'Концептуальные основы отражения истории Алтайской духовной миссии в музейной экспозиции'

Концептуальные основы отражения истории Алтайской духовной миссии в музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
254
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIYSK BISHOP''S FARMSTEAD / КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПАМЯТНИК / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / БИЙСКОЕ АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ / CONCEPT / EXPOSITION / EXPOSITION COMPLEX / MUZEEFIKATION / COMPLEX MONUMENT / MUSEUM COMMUNICATION / MUSEUM OF HISTORY OF THE ALTAI SPIRITUAL MISSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коваленко П. С.

Впервые предлагается концепция создания стационарных экспозиций музея истории Алтайской духовной миссии в условиях Бийского архиерейского дома, подробно раскрываются исторические предпосылки экспозиционного замысла, определяются названия, содержание и принципы построения экспозиций, а также формируется структура их расположения с учетом планировки здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коваленко П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF REFLECTION OF HISTORY OF THE ALTAI SPIRITUAL MISSION IN THE MUSEUM EXPOSITION

The concept of creation of stationary expositions of the museum of history of the Altai spiritual mission in conditions of the Biysk hierarchal house is for the first time offered, historical prerequisites of an exposition plan in detail reveal, names, the contents and the principles of creation of expositions are defined, and also the structure of their arrangement taking into account building planning is formed.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы отражения истории Алтайской духовной миссии в музейной экспозиции»

УДК 069 (571.1Б)

Kovalenko P.S. CONCEPTUAL BASES OF REFLECTION OF HISTORY OF THE ALTAI SPIRITUAL MISSION IN THE MUSEUM EXPOSITION. The concept of creation of stationary expositions of the museum of history of the Altai spiritual mission in conditions of the Biysk hierarchal house is for the first time offered, historical prerequisites of an exposition plan in detail reveal, names, the contents and the principles of creation of expositions are defined, and also the structure of their arrangement taking into account building planning is formed.

Key words: concept, exposition, exposition complex, muzeefikation, complex monument, museum communication, Biysk bishop's farmstead, museum of history of the Altai spiritual mission.

П.С. Коваленко, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАЖЕНИЯ ИСТОРИИ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Впервые предлагается концепция создания стационарных экспозиций музея истории Алтайской духовной миссии в условиях Бийского архиерейского дома, подробно раскрываются исторические предпосылки экспозиционного замысла, определяются названия, содержание и принципы построения экспозиций, а также формируется структура их расположения с учетом планировки здания.

Ключевые слова: концепция, экспозиция, экспозиционный комплекс, музеефикация, комплексный памятник, музейная коммуникация, Бийское архиерейское подворье, музей истории Алтайской духовной миссии.

Возрождение Русской православной церкви, восстановление православных традиций, возвращение к вере поколений -все это побуждает обратиться к историческому прошлому, заглянуть вглубь веков. История Алтайской духовной миссии и православия Бийска на протяжении последних двух десятилетий обращает пристальное внимание, как к церковной, так и светской среде сибирского региона.

Самобытная история православия на Алтае, богатые православные традиции, миссионерский подвиг, жертвенное служение, благотворительность, сопричастность к истории - это то, что характеризует православный Алтай и Бийск второй половины XIX - начала ХХ вв. и должно стать сокровенной реликвией, истинным примером подражания.

Сохранить уникальную составляющую истории города и региона, памятники православной культуры в настоящее время позволяет процесс музеефикации, который планомерно проводится музеем истории Алтайской духовной миссии. В период с 2008 по 2013 гг. нам удалось выявить, собрать, частично изучить и ввести в музейные фонды 46.280 памятников православной истории, культуры и быта православных жителей Алтая. Богатое музейное собрание в современных условиях должно быть востребовано, явиться основой создания экспозиций и экспозиционных комплексов музея, тематических выставок.

Создание концепции основной стационарной экспозиции музея истории Алтайской духовной миссии предусматривает решение следующих задач:

- определение места и роли музея в духовно-нравственном культурном образовании и воспитании, музейном пространстве региона, инфраструктуре познавательного и паломнического туризма Бийска и Барнаульско-Алтайской епархии;

- музеефикация исторической охранной зоны комплексного памятника «Бийское архиерейское подворье»;

- реконструкция, реставрация и адаптация архиерейского дома для размещения центральной экспозиции музейного комплекса.

Решение поставленных задач позволит определить основной идейный замысел концепции, тем самым построить своеобразную и неповторимую модель музея динамичного развития.

Приоритетной задачей стационарной экспозиции музея должна стать реализация личностного подхода. Именно люди, священно- и церковнослужители, миссионеры, благотворители и жертвователи являются центральным объектом исторического процесса, созидателями и носителями русской православной культуры.

В процессе создания экспозиционного пространства музея необходимо использовать дифференцированный подход в проектировании каждого экспозиционного комплекса, построении экспозиций с высокой степенью проработанности интерьеров. Необходимо учитывать световое и цветовое решение.

Важным результатом концепции должны стать мобильные экспозиции, способные к трансформации и саморазвитию. Только такие экспозиции постоянно будут востребованы и популярны.

С сентября 2009 г. музей размещается в помещениях Бийского архиерейского дома - уникального памятника архитектуры, истории и культуры регионального значения, где до 1920 г. находилась администрация Алтайской духовной миссии и постоянное местопребывание епископов бийских. Архиерейский дом возводился с 1886 по 1888 гг. по проекту, составленному Томским губернским архитектором, выпускником Санкт-Петербургской академии художеств Сергеем Михайловичем Владиславлевым на благотворительные пожертвования сотен граждан, средства некоторых государственных и церковных учреждений [1]. 21 сентября 1888 г. (по старому стилю) в его мезонине торжественно освящена домовая церковь во имя святителя Димитрия Ростовского [2]. После национализации архиерейского подворья в советские годы здание использовалось в разных целях -общежитие опытно-показательной школы имени III Коминтерна, начальные школы имени Зиновьева и Грибоедова, автомобильный техникум, в годы Великой Отечественной войны - эвакогоспиталь, затем штаб воинской части. В июне 2002 г. архиерейский дом возвращен Русской православной церкви, начаты ремонтно-реставрационные работы памятника. Официальный указ Министерства обороны о передаче объекта православного религиозного назначения вышел в декабре 2003 г. [3].

Объем крестообразного (в плане) здания, как во внешних формах - архитектурном решении фасадов (декоративной пластике, размерах и оформлении оконных проемов), так и внутренней планировке, состоит из двух отдельных блоков. Основной, центральный блок, характеризуют богатая пластика фасадов с лепными карнизами, почти квадратные низкие окна первого этажа с лучковым завершением и высокие, с арочным завершением, окна второго этажа. В основу планировки архиерейского дома архитектором положен принцип анфиладности и зеркальной симметрии. Как первый, так и второй этажи в основе имеют длинные парадные коридоры протяженностью 40 метров, ориентированные в направлении север-юг согласно центральной продольной оси здания. Парадность коридоров создают высокие потолки, усиленные через определенное расстояние арочными переходами, которые воспринимаются как продолжением несущих стен залов и комнат. Помещения первого и второго этажей зеркально и симметрично, повторяя друг друга, последовательно расположены с двух сторон вдоль коридоров. Симметрия дверных проемов с высокими дверными входными блоками подчеркивает монументальность узкого и длинного коридора. Основная задача коридоров в построении общей экспозиции музея - объединить и связать как хронологически, так и тематически все экспозиции, расположенные в отдельных залах, вписать их в «историческую» самобытность здания.

Первый нижний этаж представляет собой, за некоторым исключением, системы лестничных блоков, ведущих в подвальное помещение, коридор и в прошлом жилой сектор, в планировке проецирует второй.

Нижний этаж - начало осмотра посетителями экспозиций музея, должен по экспозиционному замыслу стать православной и исторической летописью Алтайской духовной миссии и города Бийска - центрального миссионерского стана.

Деятельность Алтайской духовной миссии неразрывно связана с Бийском, его историей. Именно из Бийска 11 сентября (по старому стилю 29 августа) 1830 г. начинался миссионерский путь Первоапостола Алтая преподобного Макария (Глухарева), основателя Алтайской духовной миссии [4].

Являясь административным центром Бийского уезда с окружным казначейством, Бийск становился для первых начальников миссии и миссионеров, важным местом решения многих служебных дел и вопросов.

В 1910 г. на Иркутском миссионерском съезде Алтайская духовная миссия признана «образцом и руководителем» для других православных миссий [5].

К 1917 г. миссия простиралась на сотни верст, от северовосточного Казахстана до Хакасии, включая Горную Шорию, современную территорию Республики Алтай и часть Кемеровской области. В ведении миссии находилось 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46729 человек, 31 миссионерский стан, 3 монастыря: Улалинский Николаевский женский, Чулыш-манский Благовещенский мужской и Бийский Тихвинский женский, 2 миссионерских иноческих общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Чемал и Матурская, в честь Иверской иконы Божией Матери. В 84 школах обучалось 3297 человек, из них детей коренных жителей - 1334 [б].

Алтайская духовная миссия сыграла важную роль в распространении христианства среди инородцев, просвещении местного коренного языческого населения, алтайского и русского народов. Обширная образовательная, литературная и издательская деятельность, переводы святого писания, историкоэтнографические труды миссионеров Алтая являются актуальными, востребованными и сегодня. Поэтому возникает необходимость через экспозиции и экспозиционные комплексы многогранно показать ее славную историю и значение в контексте миссионерской деятельности Русской православной церкви.

В первых трех залах по правой стороне коридора первого этажа согласно общей идее должны разместиться экспозиции, призванные рассказать посетителю историю становления и развития Алтайской духовной миссии, показать ее разностороннюю деятельность. В экспозициях необходимо отразить миссионерский подвиг ее первых начальников и сотрудников, создание целой сети опорных миссионерских центров - станов, общин, открытие монастырей, приходов, приютов. Важно показать особенности культуры и быта алтайцев, уклад их кочевого образа жизни, вписать в условия среды. Здесь предлагается круговая диорама одного их ландшафтов Горного Алтая с реконструкцией алтайского жилища. В настоящее время нами создаются экспозиционные комплексы «Келья основателя миссии архимандрита Макария (Глухарева)» и «Алтайский аил».

В четырех кабинетах и залах, расположенных по левой стороне коридора, целесообразно хронологически проследить историю развития города Бийска, посредством экспозиций представить хронологический образ его основных исторических периодов - Бикатунский острог, Бийская крепость, Бийск купеческий, Бийск советской эпохи, Бийск-наукоград; параллельно проследить в содержании экспозиций становление православия, отношение бийчан к православной церкви в разные исторические временные периоды.

На протяжении всех трех столетий именно Бийск был и остается своеобразной духовной православной столицей Алтая. Основанный служилыми православными казаками по именному указу Петра Великого 18 июня 1709 г. как оборонительное укрепление на юге Сибири, Бийск стал первым православным населенным пунктом, отправной точкой в деле христианизации региона. Петропавловский, затем два Успенских храма Бийской крепости являлись первыми и единственными на протяжении полутора столетий, до середины XIX в., православными культовыми сооружениями на многие сотни верст. К приходам этих храмов приписывали практически все население форпостов и редутов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, зарождающихся в округе сельских поселений [7].

В 1830 г. Бийск - отправной миссионерский пункт образованной по указу Святейшего Синода Алтайской духовной миссии.

В период с 1880 г. по декабрь 1919 г. Бийск - центральный стан Алтайской духовной миссии. В 1879 г. учреждается кафедра бийских архиереев, начальников Алтайской духовной миссии, возводится комплекс архиерейского подворья, выполнявший в первую очередь административные и образовательные функции [8].

Революционные события, изменение политического устройства государства, повлекли необратимые последствия - ликвидацию Алтайской духовной миссии, закрытие и разрушение храмов и монастырей, национализацию церковно-приходских школ и приходских училищ, церковных сооружений и архиерейского подворья. Даже в советские довоенные и послевоенные годы XX в., Бийск продолжал оставаться духовным центром региона. Здесь, до 1933 г., сохранялась кафедра «староцерковных» епископов, в 1920-1930-е гг. находилась кафедра «обновленческих архиереев». В условиях воинствующего атеизма вплоть до 1939 г. действовало несколько храмов.

Изменение отношения государства к церкви в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, способствовало возвращению и вторичному открытию Покровской (1943 г.) и Успенской (1947 г.) церквей, восстановлению на период с 1947 по 1957 гг. бийской архиерейской кафедры викарных епископов Новосибирской и Барнаульской епархии [9].

Несмотря на «хрущевскую оттепель», снос заречной Покровской церкви (1961 г.), ликвидацию епископской кафедры и возвращение времени официального воинствующего атеизма, Бийск сумел сохранить действующей Успенскую церковь и приход, крепкие вероубеждения, «посеянные» православными основателями города и миссионерами Алтайской духовной миссии. Сотни людей, скрывая свои православные вероубеждения, порой тайно, приходили и приезжали в «бийскую» церковь за духовным окормлением священника. В Успенскую церковь шли на службу, к исповеди и причастию, крестить детей, обвенчаться, заочно, а если возможно, в стенах храма отпеть почивших в православной вере. Успенская церковь в течение нескольких десятилетий являлась единственной действующей в юго-восточной части Алтайского края.

Таким образом, даже в атеистические советские годы социализма, Бийск оставался «оплотом» православия на Алтае, хранителем и носителем православного мировоззрения.

Создание экспозиций и тематических экспозиционных комплексов по истории города предполагает масштабную работу по сбору фактического документального и вещественного материалов. По состоянию на 1 октября 2013 г. для построения экспозиций собрано более восьми тысяч экспонатов.

Экспозиция «Первопроходцы» призвана освятить историю Бийской крепости, рассказать о служилых казаках и их семьях -первых православных жителях города. Основу экспозиции составят две диарамы «Первопроходцы» и «Строители Бийской крепости», проекты которых создаются членом Союза художников России В. М. Xвостенко и реконструкция фрагмента интерьера казачьей избы XIX в. Центральным композиционным объектом станет символ Бийской крепости - макет Казачьего Старо-Успенского собора - первого каменного здания города [10].

В экспозиции «Бийск - столица Бийского уезда» предполагается создание образа Ярмарочной площади Бийска с крупным макетом Никольской часовни в центре композиции, что находилась с восточной стороны подворья [11]. Ежегодно на площади проводились три ярмарки, приуроченные к православным праздникам - Крестовоздвиженская, Петропавловская и Екатерининская, на которые съезжалось несколько десятков тысяч покупателей [12]. Местные торговцы и ремесленники предлагали свой многочисленный товар. Реконструкция двух торговых лавок и экспозиционных комплексов «Бийская кузница», «Гончарная мастерская», «Иконостасная мастерская А. Борзенкова» и «Бондарная мастерская» с производимыми изделиями, телегой с товаром, крупными настенными фотобанерами видов Бийска со стороны площади создаст яркий образ православного торгово-купеческого и мещанского города, где свято чтят православные праздники и традиции.

В основу экспозиции «Невинно убиенные», раскрывающую время политических репрессий и историю церкви в Бийске в советские годы, положен принцип контраста и противопоставления. Его призваны выразить три экспозиционных комплекса:

«Кабинет сотрудника НКВД», «Кабинет Бийского отделения общества «Мемориал» и «Застенки ГУЛАГа». Центральными экспонатами создаваемой экспозиции уже стали портреты осужденных священников и известных бийчан, пострадавших за православные убеждения, столб с фонарем и тачка с кирпичом - символы тяжелой доли заключенных.

«Возрождение» - так называется экспозиция, призванная отразить историю православной жизни города с 1988 г., восстановление бийских святынь. Xрамы и судьбы людей, строителей и носителей православных традиций, должны определить идейное решение экспозиции.

Казалось бы, неуместно в православном музее создавать целый тематический блок, посвященный истории города. На наш взгляд, это вынужденная необходимость, потому как история Бий-ска требует более содержательной музеефикации. В настоящих условиях только отдельные вехи истории развития города воспроизводят Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки, а частично - школьные и ведомственные музеи. Предлагаемые историко-этнографические экспозиционные комплексы насыщенные объемными вещественными экспонатами, художественными диорамами и картинами, именно хронологически воссоздающие историческую картину города, позволят компенсировать потребность города иметь музей истории Бийска. Подобный музейный комплекс по истории города будет достойно дополнять экспозиции Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки и освящать историю города в православном контексте через совершенно другие экспозиционные комплексы и экспонаты.

Определяющая, связующая роль двух параллельно раскрываемых тематических блоков, объединяющих экспозиции первого этажа, должна по замыслу выполнить экспозиция коридора. Длинный узкий объем, предназначенный только для перехода, не логично занимать объемными музейными экспонатами. Здесь предлагается в рамах разместить фотографический и документальный материал: по левой стороне создать фотолетопись истории Бийска с 1709 г. по 2012 г.; с правой стороны стены, двери которой открываются в экспозиционные залы, посвященные деятельности Алтайской миссии, представить фотолетопись, отражающую последовательное становление структуры миссии - миссионерских станов и монастырей.

Два небольших кабинета при входе в архиерейский дом логично использовать в служебных целях: в одном разместить гардероб, рассчитанный на 100 человек, в другом - службу охраны и сувенирную лавку.

Три кабинета первого этажа в дальней северной части здания по правую и левую стороны коридора будут нести иное функциональное назначение. Предлагается оборудовать их для работы сотрудников музея, директора и размещения фундаментальной научной библиотеки музея. Музейная библиотека формируется с января 2008 г. - времени открытия музея. По состоянию на 1 октября 2013 г. насчитывает 40.760 томов энциклопедической, исторической, краеведческой литературы, книг религиозно-нравственного православного содержания. Источником пополнения библиотеки необходимой литературой для работы штата музея, музейных работников города и края, историков, выполнения исследовательских проектов старшеклассников школ, студентов, учителей, преподавателей учреждений образования, некоторых заинтересованных категорий, а также отдельных лиц, являются частные пожертвования, закуп и дарение.

В кабинете сотрудников музея в специализированных шкафах-стеллажах целесообразно разместить документальные собрания музея, которые станут базой научно-исследовательской работы музея, сформируют посредством научной обработки и систематизации музейный архив.

На второй этаж со стороны главного входа в здание ведет парадная чугунная лестница - ценный объект исторического интерьера здания.

Второй этаж архиерейского дома, выполнявший функции основного парадного этажа, являлся административным и частично жилым, с покоями Бийских архиереев. В помещениях были сосредоточены главные службы миссии - рабочий архиерейский кабинет, канцелярия, бухгалтерия, архив и библиотека. Два больших зала служили местом массовых сборов: один являлся залом собраний и заседаний, второй - парадной архиерейской трапезной, где проходили званные архиерейские обеды по случаю Пасхи, некоторых великих двунадесятых церковных праздников, приезда высоких духовных и светских лиц, празднования достопамятных дат. Второй этаж отличают высокие потолки по-

мещений. Большие оконные проемы, пропускающие много естественного света и белый колер стен, увеличивают объемы залов и кабинетов, подчеркивают «высокое» функциональное назначение этажа.

Основная экспозиционная идея второго этажа - его мемо-риальность. Ведь именно здесь в течение 30 лет созидалась история Алтайской духовной миссии, принимались важные решения. Отсюда управлялась огромная территория миссии. Здесь жили и работали бийские архиереи и административные служащие - монашествующая братия бийского архиерейского дома. Сами помещения, как и здание, место пребывания и проживания выдающегося церковного иерарха святителя Макария Невского, первого насельника архиерейского дома, несут в себе особый дух и неповторимость.

Анализ документальных архивных источников определяет историко-мемориальное содержание экспозиции. Реконструкция, воссоздание исторической обстановки с учетом первоначального функционального назначения помещений, призваны решить главную задачу - сделать архиерейский дом центральным объектом всего историко-архитектурного комплекса и основным всероссийским мемориальным музеем, посвященным святителю Макарию Невскому.

Экспозиционные мемориальные образы, усиленные рассказами экскурсоводов, должны по замыслу концепции стать главным содержанием музея.

На втором этаже положено начало созданию экспозиций «Бийское архиерейское подворье», «Архиерейская ризница», «Xрамы города Бийска», «Церковно-приходские школы Бийска», «Вековая история Успенского кафедрального собора», «За каждым именем - судьба», «Бийский Тихвинский монастырь» и «Православная горница».

Так, в экспозиции «Бийское архиерейское подворье» история архиерейского дома первых десятилетий раскрывается через тематические экспозиционные комплексы «Зал миссионерских собраний», «Келья монаха», «Пасхальная архиерейская трапеза» и «Алтайский миссионер - иеромонах Петр (Селиверстов)».

Самобытность, уклад монастырской жизни Тихвинского женского монастыря предлагается показать через реконструкцию его мастерских - рукодельную, ткацкую, ризничную, по плетению корзин.

Главным замыслом экспозиции «Церковно-приходские школы Бийска» станет реконструкция фрагмента учебного кабинета начала XX в. с учительским столом, книжным шкафом, доской, партами Эрисмана. На стенах в рамах будут представлены фотоматериалы, раскрывающие историю учреждений начального церковного образования, похвальные листы и свидетельства учеников об окончании школ.

Экспозиционные комплексы памяти монахини Варвары (Молостовой), игумена Пахомия (Молгачева), протоиерея Феодора Москалюка, схимонахини Варахиилы (Бычковой) и певчей церковного хора, а впоследствии заслуженной актрисы РСФСР М.А. Генераловой, уже сегодня формируют экспозицию «За каждым именем - судьба». Особенностью этих комплексов является воссоздание фрагментов домашней обстановки, святого «красного» угла некоторых главных действующих лиц экспозиции.

Мемориальный кабинет бийских архиереев и архиерейская опочивальня обязаны стать центральным достопримечательным объектом музея.

Экспозиция коридора второго этажа, как и первого, по замыслу должна объединить в единое целое мемориальные экспозиции и раскрывающие историю архиерейского подворья, храмов и часовен, церковно-приходских школ и приходских училищ города, судьбы бийских архиереев, священно- и церковнослужителей центрального стана миссии.

Апогей в православной жизни Бийска ассоциируется с именем и деятельностью святителя Макария (Невского), митрополита Алтайского. Его подвижническая жизнь должна стать объектом пристального внимания и предметом музейной реконструкции. «Белый клобук Алтая» - такое прозвище еще при жизни получил святитель Макарий за свою праведную жизнь, ревностное служение, чудотворную молитву, «отцовское» внимание и любовь к жителям Алтая. Экспозиция должна явить собой кульминацию концептуального решения музея. Xроника жизни архипастыря, его святительский путь, по нашему замыслу, раскрывает фотолетопись жизни Апостола Алтая, которая уже представлена для экскурсанта. Крупные индивидуальные портрет-

ные и коллективные фотографии разных лет жизни святителя Макария в рамах, размещенные симметрично друг другу, по стенам коридора, ведут обозревателя к кульминационной точке музея - архиерейской кафедре, покрытой строгой «кремлевской» дорожкой. На тумбе, установленной поверх кафедры, представлен фрагмент митрополичьей мантии и головного убора -белого клобука с накладным крестом - символом чистоты. За кафедрой размещается крупный портрет святителя Макария в белом клобуке, что сразу вызывает ассоциативный ряд и усиливает восприятие. Торжественность комплекса создают два вертикально стоящих флага - государственный триколор и «имперский», Дома Романовых, обрамляющие портрет. Весь комплекс несет в себе монументальность, усиленную контрастом цветовых решений, точечной подсветкой и свидетельствует об историческом местопребывании здесь архиерейской кафедры и высокой церковной иерархии личности.

С 2002 г. на третьем этаже - мезонине архиерейского дома возрождается домовый храм во имя святителя Димитрия Ростовского. Воссоздание храма предполагает установку резного иконостаса, восстановление по имеющимся фотодокументам утраченной декоративной лепнины интерьера купола. В 2011 г. художником В.М. Xвостенко создан эскизный проект росписи стен и сводов, написаны иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Предлагается по стенам частично разместить музейную коллекцию крупных храмовых икон XVIII -начала XX вв. в точеных резных киотах.

Наличие церковной лавки в коридоре-переходе третьего этажа позволит посетителям во время экскурсий, по пути следования, заказать молебны, приобрести и возжечь свечи, вознести молитву в стенах самого старого из ныне сохранившихся храмов города. Восстановление богослужений в храме станет уникальной составляющей в возрождении архиерейского дома.

Xорошая сохранность колокольни храма и конструкций для крепления колоколов, достаточные внутренние объемы, позволяют разместить более десятка колоколов, тем самым восстановить ее функциональное назначение, организовать курсы по подготовке звонарей для приходов. Xрамовая колокольня архиерейского дома - удобная смотровая площадка во время экскурсий.

Уникальным и неповторимым явлением архиерейского дома, «брендом» его архитектурно-планировочного решения являются:

- узкая потайная служебная лестница, встроенная в стене и ведущая с третьего этажа помещения храма в нижние этажи. В прошлом она имела выход в архиерейскую опочивальню. В интерьере сохранись чугунные ступени, кованые ажурные перила;

- помещение ризницы храма на третьем этаже со сводчатым перекрытием, по форме напоминающее келью. Здесь уже создана и действует экспозиция «Келья схимонаха»;

- разветвленная система погребов, в интерьере которых сохранились каменные ступени лестниц, мощные сводчатые перекрытия, кованые исторические двери, ледник. В одной из келий будет реконструирована обстановка подземной кельи монаха, в другой, с холодильной камерой, - экспозиционный комплекс «Архиерейская кладовая»;

- помещение архиерейской бани на первом этаже пристроено к северному фасаду здания, имеет сводчатое перекрытие и нишу в стене для печи и котла.

- помещение для хранения казны на первом этаже. Перво-зданность интерьера сохраняют кованая металлическая дверь с засовом, сводчатое перекрытие, каменные полы со встроенным сейфом. Предлагается реконструировать кабинет казначея и экспонировать нумизматическую и бонистическую коллекции

- казначейские билеты, облигации, боны и монеты периода деятельности Алтайской духовной миссии;

- служебная лестница, ведущая с первого на третий этаж, с первоначальными чугунными литыми ступенями и дополнительным служебным выходом на Архиерейскую площадь.

Все вышеперечисленные элементы архитектуры являются обязательными объектами показа во время экскурсий. Использование современного музейного оборудования «воссоздает историческую обстановку помещения и невольно заставляет каждого почувствовать себя частью исторического действа» [13, с. 461].

Как показал анализ проводимых обзорных и тематических экскурсионных программ, сочетание показа экспозиций и помещений с элементами первоначального интерьера вызывают неподдельный интерес к истории православия, создают притягательность, формируют индивидуальный неповторимый язык коммуникации.

Важно понимать, что каждый из залов обязан выполнять и собственную функцию в рамках общей задачи построения стационарной экспозиции. Поэтому создание экспозиционного образа музея истории Алтайской духовной миссии - один из ключевых аспектов музейной деятельности.

Таким образом, предлагаемая нами концепция стационарных экспозиций музея направлена на сохранение уникальной составляющей истории православия региона в современном культурном пространстве. Именно архиерейский дом, выполнявший главные исторические функции, должен стать ядром музейной экспозиции мемориального историко-архитектурного комплекса «Бийское архиерейское подворье».

Библиографический список

1. Список жертвователей на построение Бийского архиерейского дома с церковью, катихизаторским училищем на месте сгоревших 26 мая 1886 года // Томские епархиальные ведомости. - 1888. - № 16.

2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). - Ф. 164. Оп. 2. Д. 26.

3. Музей истории Алтайской духовной миссии (МАДМ). - Ф. 3. Оп. 1. Д. 2.

4. Празднование Алтайской духовной миссией пятидесятилетнего своего юбилея // Томские епархиальные ведомости. - 1881. - № 5.

5. Из духовного наследия алтайских миссионеров: сборник / сост. Б.И. Пивоваров. - Новосибирск, 1998.

6. Крейдун, Ю.А. Xрамы Горно-Алтайска и его предместий в XX - начале XXI в.: монография. - Барнаул, 2010.

7. Исупов, С.Ю. Крепость Бийская есть главная... - Барнаул, 2009.

8. Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 год // Томские епархиальные ведомости. - 1889. - № 5.

9. Государственный архив Алтайского края (ГААК). - ФР 1692. Оп. 1. Д. 14.

10. ГАТО. - Ф. 170. Оп. 1. Д. 396.

11. ГААК. - Ф. 170. Оп. 1. Д. 147.

12. Штейнфельд, В. Бийский уезд Томской губернии (Топографический, экономический и этнографический очерк уезда). - Бийск, 1911.

13. Коваленко, П.С. Создание и особенности реализации инновационного проекта музеефикации архитектурного и историко-культурного

памятника «Бийское архиерейское подворье» // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43).

Bibliography

1. Spisok zhertvovateleyj na postroenie Biyjskogo arkhiereyjskogo doma s cerkovjyu, katikhizatorskim uchilithem na meste sgorevshikh 26 maya 1886 goda // Tomskie eparkhialjnihe vedomosti. - 1888. - № 16.

2. Gosudarstvennihyj arkhiv Altayjskogo kraya (GAAK). - F. 164. Op. 2. D. 26.

3. Muzeyj istorii Altayjskoyj dukhovnoyj missii (MADM). - F. 3. Op. 1. D. 2.

4. Prazdnovanie Altayjskoyj dukhovnoyj missieyj pyatidesyatiletnego svoego yubileya // Tomskie eparkhialjnihe vedomosti. - 1881. - № 5.

5. Iz dukhovnogo naslediya altayjskikh missionerov: sbornik / sost. B.I. Pivovarov. - Novosibirsk, 1998.

6. Kreyjdun, Yu.A. Khramih Gorno-Altayjska i ego predmestiyj v KhKh - nachale KhKhI v.: monografiya. - Barnaul, 2010.

7. Isupov, S.Yu. Krepostj Biyjskaya estj glavnaya... - Barnaul, 2009.

8. Otchet ob Altayjskoyj i Kirgizskoyj missiyakh Tomskoyj eparkhii za 1888 god // Tomskie eparkhialjnihe vedomosti. - 1889. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gosudarstvennihyj arkhiv Altayjskogo kraya (GAAK). - FR. 1692. Op. 1. D. 14.

10. GATO. - F. 170. Op. 1. D. 396.

11. GAAK. - F. 170. Op. 1. D. 147.

12. Shteyjnfeljd, V. Biyjskiyj uezd Tomskoyj gubernii (Topograficheskiyj, ehkonomicheskiyj i ehtnograficheskiyj ocherk uezda). - Biyjsk, 1911.

З1З

1З. Kovalenko, P.S. Sozdanie i osobennosti realizacii innovacionnogo proekta muzeefikacii arkhitekturnogo i istoriko-kuljturnogo pamyatnika «Biyjskoe arkhiereyjskoe podvorje» II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 201З. - № 6(4З).

Статья поступила в редакцию 16.01.14

УДК 069 (571.15)

Oleinik T.E. THE CREATION OF TYPOLOGICAL SYSTEM OF MUSEUMS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF ALTAI REPUBLIC AND ALTAI STATE. In this reseach the charactiristics of typological system of museums in institutions of higher education of Altai krai and republic of Altai was given. More than that the systematization of museums in academies of the region was held according to the following classification groups: way of formation of the main fund, typological devision.

Key words: museum in institutions of higher education, typological system (net), classification of museums, field-specific.

Т.Е. Олейник, старший преп. каф. историко-культурного наследия и туризма алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ МУЗЕЕВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

В работе дана характеристика типологической сети музеев высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай, проведена систематизация вузовских музеев региона по классификационным группам: профильной принадлежности, способу формирования основного фонда, типологическому делению.

Ключевые слова: музей высшего учебного заведения, типологическая сеть, классификация музеев, профиль музея.

Формирование и организация разнообразной типологической структуры музеев является одним из направлений культурной политики государства в деле сохранения и представления национального культурного и природного наследия [1, с. 56].

Изменение статуса, профильного состава, численности музеев происходит под воздействием политической, социально-экономической и социокультурной ситуации в отдельных территориально-административных образованиях страны.

Важное место в социокультурном пространстве региона занимают музеи высших учебных заведений. Основная аудитория вузовских музеев - это студенты, школьники, ученые, воспитываемые посредством приобщения их к историко-культурному и природному наследию малой Родины.

В настоящее время в сеть музеев высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай (до 1991 г. Республика Алтай входила в состав Алтайского края) включены музеи 9 учебных заведений, организованные в середине XX - начале XXI вв. В формировании музеев высших учебных заведений в Алтайском крае и Республике Алтай можно выделить следующие этапы: 1950-1960-е гг., 1970-1980-е гг., 1990-2000-е гг.

В послевоенный период в регионе были открыты лишь несколько музеев: анатомический, музей судебной медицины Алтайского государственного медицинского университета (АлтГМУ) и почвенный музей Алтайского государственного аграрного университета (АлтГАУ). Музеи медицинского университета организовывались одновременно с профильными кафедрами. Главной целью их создания явилась необходимость использования экспонатов в качестве учебных наглядных пособий. С этой же целью был организован почвенный музей в аграрном университете. Пополнение коллекции проводилось за счет исследования учеными почвенных зон края в рамках политики освоения.

В период «хрущевской оттепели», в Алтайском крае не было открыто ни одного музея. Материальная база учебных заведений была настолько слаба, что основные средства направлялись на формирование структурных подразделений вузов - факультетов, кафедр.

О формировании сети музеев высших учебных заведений Алтайского края можно говорить лишь с начала 1970-х гг., когда на базе Алтайского государственного университета был открыт сразу целый музейный комплекс, в структуру которого входили: криминалистический, зоологический, археологический, минералогический музеи, Музей истории просвещения и культуры Алтая, а также гербарий, выставочный зал и ботанический сад. Организация музеев различных направлений научного знания была типичным явлением для классического вуза. Опыт создания подобного рода системы был заимствован у Томского госу-

дарственного университета. Так, в 1980-е гг. в Ветеринарном институте Алтайского государственного аграрного университета был открыт учебный музей животных.

Вузовские музеи, основанные в Алтайском крае в 1970-1980-е гг., стали результатом многолетней научно-исследовательской работы преподавателей, ученых и студентов учебных заведений, а их роль заключалась не только в обеспечении наглядными материалами учебных дисциплин, но и в помощи при проведении научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами.

В структуре алтайских вузов к 1990 г. насчитывалось 13 музеев, представлявших различные научные дисциплины. Развал СССР, экономический кризис отразились на финансировании и стабильном существовании вузовских музеев. Так, Музей истории АлтГАУ в 1990-е гг. был закрыт на реэкспозицию и на протяжении длительного времени не действовал. Музей истории и развития просвещения и культуры Алтая в 1980-е гг. был выведен из структуры АлтГУ, часть его коллекций передана в конце 80-х гг. XX в. в Барнаульский государственный педагогический институт (современное название - Алтайская государственная педагогическая академия), что послужило основой для открытия Музея истории и развития образования Алтайского края. Интересна судьба Военно-исторического музея Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков, оставшегося на территории бывшего училища, расформированного в 1990-е гг., но в составе Барнаульского юридического института МВД России. В 2009 г. коллекции были переданы в музей «Город», и, таким образом, музей был выведен из состава высшего учебного заведения, перестав существовать как вузовский.

К концу XX в. музейная сеть высших учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай претерпела значительные изменения. В 1991 г. из состава Алтайского края в отдельный субъект выделилась Республика Алтай (до 1993 г. - Горно-Алтайская ССР, Республика Горный Алтай), на базе Горно-Алтайского педагогического университета и Горно-Алтайского сельскохозяйственного техникума был основан Горно-Алтайский государственный университет (ГАГУ).

В ГАГУ по примеру классических университетов в рассматриваемый период была открыта группа музеев, соответствующих научным направлениям, разрабатываемым вузом: археологический, зоологический музеи, музей «Природа Горного Алтая».

Новая политическая система способствовала появлению разнообразных музеев, которые открывались не только для отображения направлений научных исследований, обеспечения наглядностью учебных курсов, проведения практик, но и с целью увековечения истории, достижений ученых, педагогов, сту-

З14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.