Научная статья на тему 'Традиции и новации в культурном ландшафте города Горно-Алтайск'

Традиции и новации в культурном ландшафте города Горно-Алтайск Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПАМЯТНИК / КОМПОЗИЦИЯ / ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА / CULTURAL LANDSCAPE / MONUMENT / COMPOSITION / SIGN SYSTEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Такаракова Е. О.

В статье приведен анализ развития современного культурного ландшафта г. Горно-Алтайск. Традиции и новации ландшафта города в аспекте социальных, историко-культурных, экономических и градостроительных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN A CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY OF GORNO-ALTAISK

The analysis of development of a modern cultural landscape is provided in article Gorno-Altaisk. Traditions and innovations of a landscape of the city in aspect of social, historical and cultural, economic and town-planning features.

Текст научной работы на тему «Традиции и новации в культурном ландшафте города Горно-Алтайск»

УДК 379.85 (571.151)

Takarakova E.O. TRADITIONS AND INNOVATIONS IN A CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY OF GORNO-ALTAISK. The analysis of development of a modern cultural landscape is provided in article Gorno-Altaisk. Traditions and innovations of a landscape of the city in aspect of social, historical and cultural, economic and town-planning features.

Key words: cultural landscape, monument, composition, sign system.

Е.О. Такаракова, аспиратка Сибирской государственной академии культуры и искусств, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, E-mail: ew.takarakova@mail.ru

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСК

В статье приведен анализ развития современного культурного ландшафта г. Горно-Алтайск. Традиции и новации ландшафта города в аспекте социальных, историко-культурных, экономических и градостроительных особенностей.

Ключевые слова: культурный ландшафт, памятник, композиция, знаковая система.

Предварительный анализ формирования и развития культурного ландшафта столицы Республики Алтай в современном культурном пространстве, который представляет весьма своеобразный культурный симбиоз, присущий центральноазиатской культуре алтайцев, культуре сибирских городов России советского и постсоветского периодов. В современной действительности, намечаются и определенные тенденции по формированию собственного облика.

Ф.Ю. Громов определяет культурный ландшафт Петербурга как пространство своеобразного художественного «опыта», внутри которого проходили процессы взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, прежде всего, «новой» европейской и «традиционной» русской. Неповторимость и уникальность петербургского культурного ландшафта предопределили интерес, возникший на рубеже Х1Х-ХХ веков, связанный с деятельностью мастеров «Серебряного века» [1, с. 3].

В культурном ландшафте городов разных стран отражены во многом политические, социально-экономические и культурные составляющие, которые характеризуют различные периоды истории, культурные предпочтения строителей городов, архитекторов. Полемика на телевидении, на страницах средств массовой информации изобилуют материалами об облике городов, о национальных особенностях, особенно интересуют крупнейшие города России: Москва, Санкт-Петербург и другие. Есть и полемика, имеющий некий политико-культурный окрас - что есть русского в облике наших городов, что Москву и С-Петер-бург строили во многом «иноземные» мастера, к примеру, итальянские мастера-архитекторы и инженера. Необходимо понять одну непреложную истину, что на просторах России, раскрылся талант зодчих других стран. Поскольку строительство городов -это был государственный заказ, правителей страны, от того, что в облике российских городов имеются элементы другой культуры никаким образом эти города не теряют своей особой черты, характеризующие национальную культуру.

В данном контексте, мы рассматриваем Алтай, который отличает необычное сочетание разнообразия природных ландшафтов и многочисленных культурно - природных памятников. Город Горно-Алтайск - административная и культурная столица Республики Алтай, небольшой по своему градостроительному размаху, который вырос из небольшого поселения, где проживало 4 семьи телеутов, к которым примкнули русские поселенцы в 1824 г., переехавшие из Бийска, составляет также своеобразный пласт, характеризующее культурное пространство российских городов.

По поводу происхождения названия Улалы существует несколько версий. Название «Улала» можно переводить как Ула-уул (географический «корень» слова «Улу» - большой, великий - и физический «корень» «Уул» - ложок с водой, урочище). Есть и другая точка зрения: возможно, название происходит от слова «Ула» (Улус) - большой поселок, селение [2, с. 135]. Развитие села как постоянного поселения связано с деятельностью Алтайской Духовной Миссии. Её основателем стал отец Макарий Глухарев. Он родился 8 ноября в 1792 году в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Макарий Глухарев стал первым миссионером и организатором Духовной Миссии, один из самых выдающихся и ярких миссионеров Русской Православной Церкви, ученый архимандрит [3, с. 30].

Как памятник всем алтайским миссионерам, как продолжение их дел, задумывался Горно-Алтайский храм в честь преп. Макария Алтайского - Свято-Макарьевский храм г. Горно-Алтайска. Идея возведения такой церкви была озвучена еще в конце девяностых годов прошлого века, членами братства в честь преподобного Макария Алтайского (Глухарева).

В 2002 г. по благословению Владыки Максима, епископа Барнаульского и Алтайского начинается строительство церкви.

В 1932 году 23 июня город Улала был переименован в город Ойрот-Тура и только затем с 1992 года по сей день носит название г. Горно-Алтайск. Отсутствуют специальные исследования по истории Улалы-Ойрот-Туры - Горно-Алтайска, хотя в ряде работ есть упоминания, ссылки, факты.

Здесь сосредоточены более 200 улиц и переулков, многие из них носят имена выдающихся представителей алтайского народа, например ул. Г.И. Чорос-Гуркина - выдающийся алтайский художник, ул. Н.У. Улагашева - алтайский сказитель.

По мнению исследователей, Горно-Алтайск относится к тому типу городов, основанных как центр государственной, хозяйственной и национально-культурной жизни коренного населения [2, с. 3]. Подобная оценка во многом не утратила своей актуальности и сегодня.

В период обретения статуса столицы в 1996 году был утвержден герб города. Идеей герба послужила уникальная находка каменных орудий в черте города - первобытная стоянка, найденная археологом А.П. Окладниковым. Ученые утверждают, что самым древним местом появления человека на территории Сибири и Дальнего Востока является Горный Алтай. Древнейшая стоянка людей, обнаруженная на берегу речки Улалин-ки доказывает, что человек здесь появился примерно 150 тысяч лет тому назад [4, с. 3-4].

Что касается процесса формирования культурного ландшафта Горно-Алтайска, вышеприведенные материалы показывают, что город основан на одном из древнейших поселений, черты современного города, как понятно, из исторических источников, получают свои очертания со времени основания Алтайской православной миссии и развитию торговых отношений между Россией, Китаем и Монголией.

Сегодня это один из ярких образцов современного сибирского провинциального города, имеющий главные улицы города -Коммунистический проспект, пронизывающий город от его северо-западного края до центра, ул. Чорос-Гуркина, проходящий по центральной части города параллельно Коммунистическому проспекту, и улица Ленина, идущая из центра до южной оконечности города. Вдоль проспекта Коммунистического и улицы Чо-рос-Гуркина расположены культурные и административные здания, учебные заведения, магазины, банки, станция скорой помощи и т.д.

Стремительный рост сибирских городов, новое строительство, часто приводят к нарушению целостности исторической среды, потере большей части памятников архитектуры. Несмотря на негативные явления в современном градостроительстве -недооценки историко-культурного наследия, имеются большие участки исторической застройки, ещё не тронутые внедрением дисгармоничных, немасштабных сооружений. Они представляют собой островки культурного ландшафта предыдущих эпох. Историческое ядро современных городов зачастую содержит остатки исторических, планировочных систем прежних времён, в структуре которых содержится основа дальнейшего развития

города [5, с. 6]. Это определение Скудневой М.В. можно отнести и к Горно-Алтайску, с поправкой на то, что город более масштабно был застроен в советский и постсоветский периоды, но имеются и постройки начала XIX века, являющиеся памятниками истории культуры (усадьба и купеческий дом Падунова, лавка купца Табокова и др.), архитектурные памятники, расположенные в районе ул. Социалистической - здания «старого центра» - Государственная филармония, экспериментальная база горного садоводства с дендропарком.

Есть и достопримечательные места, характеризующие современные новации в черте города расположены горы Тугая и Комсомольская, являющиеся излюбленными местами прогулок и активного отдыха горожан. Относительно невысокие (Тугая - 641 м, Комсомольская - 428 м), но с их вершин открывается захватывающий вид на Горно-Алтайск и ожерелье гор вокруг него. «Комсомолка» имеет статус памятника природы - там растет множество лекарственных, декоративных и редких растений. А зимой они превращаются в центры горнолыжного отдыха и спорта - на обеих есть трассы с бугельными подъемниками.

Знаковая система, создаваемая культурой в результате рефлексирования по поводу ее вмещающего ландшафта, генетически связана с базовыми установками и кодами культуры. Архетипы и символы, на которых строится космогония и образ мира, имеют свою кальку на земной поверхности, пока нет и единого мнения, что первично, что вторично - осознание пространства как категории или как совокупности реалий конкретного вмещающего ландшафта [6, с. 3].

В контексте данного тезиса, хотелось бы привести два примера: одна из главных архитектурных и исторических достопримечательностей Горно-Алтайска - Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина - первый музей Республики.

Его история начинается с 29 октября 1918 года, с приобретения по инициативе художника Г.И. Чорос-Гуркина палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов известных сибирских краеведов Гуляевых, которые составили основу будущего музея [7, с. 217]. В фондах музея хранится весь спектр предметов материальной и духовной культуры народов Республики Алтай.

Следующий пример, это - уникальное наследие великого художника алтайца - Г.И. Чорос-Гуркина. В честь него воздвигнут памятник, отлитый на Новокузнецком заводе «Монумент» в 2006 г., автор Владимир Чукуев, заслуженный художник России. Эта монументальная скульптурная композиция составляет центральную установку одного из главных скверов, с ботаническим садом. Ввод на улицы и площади города различных символических и памятных знаков, скульптурных композиций или же создание сквера камней, с скульптурной композицией «Алёнушка и Ырысту» и холма - символа горной местности позволила символизировать одну из горных вершин Алтая-Белуху.

И в этом ряду стоит отметить здание Национального театра драмы им. П.В. Кучияка. Здание Драмтеатра представляет интерес в архитектурном отношении: четырехгранный конус крыши стилизован под алтайский аил, сочетание цветов характерно для традиций кочевого стиля, фасад оформлен кедровыми панно, украшенными орнаментом в скифо-сибирском зверином стиле Пазырыкской культуры [8].

Библиографический список

Было бы неверно не затронуть и памятники советской истории города, установлен мемориальный комплекс погибшим в Великой Отечественной войне. Автором проекта был Михаил Степанович Циплин, Парк Победы с вечным огнем и монументом в честь героев войны, памятник В.И. Ленину, которые также характеризуют современный ландшафт города.

В сентябре 2011 г., в канун Дня города состоялось открытие городского водоема в урочище Еланда, где планируется создание центра отдыха на воде. Власти Горно-Алтайска выбрали приоритетным направлением развития столицы республики муниципальный туризм и планируют, внедряя программу комплексного развития туризма, за 20 лет превратить город в центр спорта и туризма международного уровня. Этот крупный проект опирается на концепцию, предложенную на основе общего анализа ситуации французской фирмой «Дианеж», имеющей большой опыт развития горных территорий [8]. В рамках этого проекта предполагается развитие сети горнолыжных спусков и подъемников, оборудование обзорных площадок с местами отдыха на Тугае и Комсомолке, прокладка трасс для горных велосипедов и квадроциклов, и даже строительство кресельного фуникулера, который свяжет эти две горы и с которого можно будет любоваться панорамой города. Центром нового туристического объекта будет спортивно-рекреационная зона «Урочище Еланда», где рядом с городским водоемом разместятся автостоянки, магазинчики, кафе и рестораны. Левый берег будет отведен под мини-гостиницы, отели, кемпинги. Ожидается, что все они будут построены из природных материалов и органично вписаны в ландшафт.

Таким образом, сформирован современный культурный ландшафт столицы Алтая, которая характеризуется взаимодействием культур, здесь и архаичная культура алтайцев, его сопряженность с природой, влияние русской поселенческой культуры, градостроительные особенности советской эпохи и современных модернизационных процессов.

Важно понимать проблему взаимодействия природной среды, ландшафта и этноса, в условиях которого формируется, относится к числу актуальных вопросов современного мира. Национальные художественные традиции народов Горного Алтая являются культурным наследием и служат источником формирования современного дизайна среды региона и в том числе самой столицы. В оформлении культурного ландшафта города Горно-Алтайск дизайнеры используют всё чаще традиционные и национальные мотивы, орнаменты, символичность цвета, так, чтобы элементы традиционного искусства хорошо сочетались с природным ландшафтом города.

В современной гуманитарной науке интерес к теме городского культурного ландшафта как историко-культурному феномену привлекает заслуженное внимание исследователей. Культурный ландшафт оказывает влияние на жизнь современного человека, внутри этой среды формируются духовные ориентиры общества, существует система историко-культурных ценностей. В современном мире динамично развивающиеся городские пространства современных мегаполисов позволяют понять процессы культурного взаимодействия внутри культурных ландшафтов, что является частью актуальных проблем современного социума.

1. Громов, Ф.Ю. Петербургский ландшафт как художественная ценность в культуре Серебряного века: дис. ... канд. культурологии. -СПб., 2011.

2. Анкудинова, Т.В. История возникновения населенного пункта Улала // Матер. VIII междун. конф. - Горно-Алтайск, 2007.

3. Анкудинова, Т.В. История становления и развития г. Горно-Алтайска в первой половине XX в. в Отечественной историографии: состояние и проблемы / Мир Евразии. - 2010. - № 1(8).

4. Модоров, Н. Из прошлого Горного Алтая / Н. Модоров, Н.Сидоров, П. Тадыев. - Горно-Алтайск, 1976.

5. Скуднева, М.В. Культурный ландшафт исторического города Сибири: дис. ... канд. архитектуры. - Новосибирск, 2005.

6. Лавренова, О.А. Семантика культурного ландшафта: дис. .д-ра филос. наук. - М., 2010.

7. Еркинова, РМ. Наследие Г.И. Чорос-Гуркина: история формирования и постановка проблем изучения // Материалы науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 2010.

8. Официальный сайт [Э/р]. - Р/д: http://www.gornoaltaysk.ru.

Bibliography

1. Gromov, F.Yu. Peterburgskiyj landshaft kak khudozhestvennaya cennostj v kuljture Serebryanogo veka: dis. ... kand. kuljturologii. - SPb., 2011.

2. Ankudinova, T.V. Istoriya vozniknoveniya naselennogo punkta Ulala // Mater. VIII mezhdun. konf. - Gorno-Altayjsk, 2007.

3. Ankudinova, T.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya g. Gorno-Altayjska v pervoyj polovine XX v. v Otechestvennoyj istoriografii: sostoyanie i problemih / Mir Evrazii. - 2010. - № 1(8).

4. Modorov, N. Iz proshlogo Gornogo Altaya / N. Modorov, N.Cidorov, P. Tadihev. - Gorno-Altayjsk, 1976.

5. Skudneva, M.V. Kuljturnihyj landshaft istoricheskogo goroda Sibiri: dis. ... kand. arkhitekturih. - Novosibirsk, 2005.

6. Lavrenova, O.A. Semantika kuljturnogo landshafta: dis. ...d-ra filos. nauk. - M., 2010.

7. Erkinova, R.M. Nasledie G.I. Choros-Gurkina: istoriya formirovaniya i postanovka problem izucheniya // Materialih nauch.-prakt. konf. -Gorno-Altayjsk, 2010.

8. Oficialjnihyj sayjt [Eh/r]. - R/d: http://www.gornoaltaysk.ru.

Статья поступила в редакцию 02.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.