Научная статья на тему 'Искусствоведческий характер исследовательской деятельности студентов-дизайнеров в процессе формирования профессиональных компетенций'

Искусствоведческий характер исследовательской деятельности студентов-дизайнеров в процессе формирования профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТРАДИЦИЯ / ЗНАКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА / БИЙСКОЕ КУПЕЧЕСТВО / МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА / ARCHITECTURAL MONUMENTS / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / TRADITION / SYMBOLIC HISTORIC SITES / BIISK MERCHANTS / MUSEUM-RESERVE / URBAN PLANNING / DESIGN CONCEPTION / DESIGNER'S PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мамырина Наталья Сергеевна, Копытина Александра Викторовна, Волоснов Роман Юрьевич

В данной статье изложен опыт вовлечения студентов в исследовательскую деятельность в рамках дипломного проектирования. Главной задачей студентов направления подготовки «Дизайн» было исследование наследия города Бийска, а именно определение возможностей современного функционирования архитектуры XIX начала XX века. Результаты исследования воплощены в дизайн-проектах, направленных на сохранение культурной традиции в современной застройке города Бийска, одного из уникальных историко-культурных центров Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART CRITICISM NATURE OF STUDENTS-DESIGNERS’ RESEARCH ACTIVITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION

This article describes the experience of students involvement in research activity within the framework of graduation design. The main objective of students of the training direction “Design” was to study the heritage of the town of Biisk, namely to determine the opportunities of the modern functioning of the architecture of the XIX the early XX century. The research results are embodied in design projects aimed at preserving the cultural tradition in the modern building of the town of Biisk, one of unique historical and cultural centers of Siberia.

Текст научной работы на тему «Искусствоведческий характер исследовательской деятельности студентов-дизайнеров в процессе формирования профессиональных компетенций»

Мамырина Наталья Сергеевна, Копытина Александра Викторовна, Волоснов Роман Юрьевич ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В данной статье изложен опыт вовлечения студентов в исследовательскую деятельность в рамках дипломного проектирования. Главной задачей студентов направления подготовки "Дизайн" было исследование наследия города Бийска, а именно определение возможностей современного функционирования архитектуры XIX - начала XX века. Результаты исследования воплощены в дизайн-проектах, направленных на сохранение культурной традиции в современной застройке города Бийска, одного из уникальных историко-культурных центров Сибири. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1732.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 120-123. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список литературы

1. Байтенова Н. Ж. Мультикультурализм как модель бесконфликтного этносоциального развития // Мультикультурное общество в Казахстане: модели, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч. конф. Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2002. С. 12-22.

2. Кадыржанов Р. К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана / отв. ред. З. К. Шаукенова. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. 168 с.

3. Кевлиан Р. Теории национализма: общий обзор и применимость к Центральной Азии [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 01.03.2006 г. на семинаре «Билима» - Центрально-Азиатского ресурсного центра по политической науке. URL: http://pandia.ru/text/77/148/3743.php (дата обращения: 31.08.2016).

4. Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 592 с.

5. Лаумулин М. Закат мультикультурализма. Наступает эра европейского ислама // Континент. 2006. № 5. С. 11-13.

6. Нарбекова Г. А. Человек, ценности и культура в контексте глобализационных изменений // Мультикультурное общество в Казахстане: модели, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч. конф. Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2002. С. 97-105.

7. Население Казахстана [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/население Казахстана (дата обращения: 26.10.2016).

8. Об Ассамблее народа Казахстана [Электронный ресурс]: Закон Республики Казахстан от 20.10.2008 г. № 70-IV ЗРК (с изм. и доп. по сост. на 27.11.2015 г.). URL: http://assembly.kz/ru/zakon-respubliki-kazahstan-ob-assamblee-naroda-kazahstana (дата обращения: 26.10.2016).

9. Шалабаева Г. К. Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана. Алматы: Акыл китабы, 2001. 420 с.

MULTICULTURALISM AS A NATION-BUILDING THEORY IN KAZAKHSTAN

Kukusheva Nazira Elzhasovna

Omsk State Pedagogical University nazira. isenova@mail. ru

The author explores current problems of nation-building in Kazakhstan as an independent state. The main issues are: 1) formation

of new national identity; 2) experience of building multicultural society. The paper presents views of supporters and opponents

of multiculturalism policy in Kazakhstan. From the author's point of view, for construction and introduction of new multicultural

ideologemes into Kazakhstan practice it is necessary to establish research centers for studying ethnic processes.

Key words and phrases: national identity; civil identity; ethno-cultural identity; nationalism; multiculturalism.

УДК 7.072.2 Искусствоведение

В данной статье изложен опыт вовлечения студентов в исследовательскую деятельность в рамках дипломного проектирования. Главной задачей студентов направления подготовки «Дизайн» было исследование наследия города Бийска, а именно определение возможностей современного функционирования архитектуры XIX - начала XX века. Результаты исследования воплощены в дизайн-проектах, направленных на сохранение культурной традиции в современной застройке города Бийска, одного из уникальных историко-культурных центров Сибири.

Ключевые слова и фразы: памятники архитектуры; историко-культурное наследие; традиция; знаковые исторические места; Бийское купечество; музей-заповедник; градостроительство; дизайн-концепция; профессиональные компетенции дизайнера.

Мамырина Наталья Сергеевна, к. искусствоведения Копытина Александра Викторовна

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина mamyrina-nata@mail. ги; kopitina-aleks@mail. ги

Волоснов Роман Юрьевич, к. искусствоведения

Алтайский государственный университет volosnov-bamaul@mail. гы

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Активные преобразования современного общества влекут за собой изменения в сфере профессионально-художественного образования в области дизайна. Формирование предметно-пространственной среды и ее гармонизация с окружающим пространством предъявляют новые требования к качеству профессиональной

подготовки будущих дизайнеров, направленной на развитие творческого мышления и овладение технологиями проектирования и формообразования предметно-пространственной среды. Важнейшей задачей системы художественного образования становится широкопрофильная подготовка компетентного профессионала в сфере дизайна, обладающего универсальной целостностью, способного решать социальные задачи посредством включения человека в различные культурно-исторические среды (предметно-пространственные, коммуникационные, визуально-знаковые и другие) [2, с. 23].

В новой обстановке высшие учебные заведения должны ориентироваться на текущие потребности рынка, реальные региональные проблемы современной жизненной среды, социокультурные процессы и условия. Поэтому на данный момент с особой актуальностью встает вопрос повышения качественного уровня подготовки специалистов, способных обладать широким спектром знаний и умений, чувством творческого действия, владеющих многими профессиональными качествами, при этом обладающих навыками самостоятельного ориентирования в обстановке, складывающейся в социуме.

В данном ключе подготовки специалистов действуют и педагоги Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина. В процессе работы с различными муниципальными образованиями и структурами выявляются наиболее актуальные и востребованные проектные сферы, в которых студенты могут получить опыт профессиональной деятельности в тесной привязке к практической реализации проектов и их адаптации к условиям рынка.

Студенты кафедры изобразительного искусства и дизайна Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В. М. Шукшина в рамках выпускной квалификационной работы выполняют дизайн-проекты, в состав которых входит теоретическое исследование и проект, созданный в программах Ю-моделирования с составлением проектной документации. Объектами дипломного проектирования традиционно выбираются актуально востребованные в региональной среде территории, где необходимо профессиональное осмысление пространства. Такие дизайн-концепции часто экспонируются в социокультурном пространстве города и края. Потенциал преподавателей и студентов кафедры в области регионального проектирования привлек интерес различных сообществ, в том числе и администрацию города Бийска.

В рамках создания рабочей группы по интеграции историко-культурного наследия в сферу туризма при администрации города Бийска были обозначены перспективные направления для деятельности как преподавателей кафедры, так и студентов специальности и направления подготовки «Дизайн». Новым витком развития проектной деятельности стала разработка концепции восстановления и реконструкции памятников архитектуры, а также знаковых исторических мест города Бийска.

Таким образом, студенты, преподаватели и представители администрации, в том числе отдела архитектуры, культуры и туризма, объединены общим процессом, в котором студенты могут применить свои навыки на практике.

Рассмотрим подробнее осуществленный на данный момент этап этого процесса.

В программе развития туризма в городе Бийске выделено несколько перспективных направлений, взаимосвязанных между собой: образовательное, культурное, экскурсионное и т.д. Большой интерес на данный момент представляет сфера паломнического туризма, в том числе на всероссийском уровне.

Уникальное знаковое место и архитектурный памятник - Бийское архиерейское подворье, которое является ярким примером традиционного православного храмового комплекса с многообразием различных гармонизирующих элементов.

Более 130 лет украшением Бийска является Архиерейский дом, где вот уже 8 лет идут реставрационные работы.

Исследование исторических фактов свидетельствует, что на протяжении длительного времени архитектурный комплекс «Бийское архиерейское подворье» претерпевал изменения в худшую сторону. Экономические и политические аспекты влияли на сохранность сооружений, насаждений и религиозную направленность. Но, несмотря на это, в конце XX века удалось обратить внимание на это разрушающееся святое место и выявить тенденцию его дальнейшего преобразования за счет возврата территории, занимаемой подворьем ранее, частичной реконструкции зданий, привлечения гостей и туристов. Таким образом, вопрос об организации среды музея-заповедника являлся актуальным и требовал индивидуальных проектных решений.

Большой вклад внесли в создание и развитие этого знакового места бийские купцы, о чем свидетельствует огромное количество артефактов и экспонатов музея Алтайской духовной миссии. Традиционно в дореволюционный период бийское купечество осуществляло целый ряд различных благотворительных мероприятий по финансированию строительства и развития объектов православной инфраструктуры не только города Бийска, но и уезда в целом, что проявлялось в их попечительской деятельности. В свою очередь, руководство музея осуществляет большую работу по созданию музея-заповедника, тем самым продолжая дело купцов-меценатов [5].

В программе развития музея-заповедника «Бийское архиерейское подворье» предусматривается создание на его территории туристского сервиса (гостиница, пункты общественного питания, сувенирная мастерская и магазин), установка ограждения территории подворья, строительство фонтана и парка. Планирование данных типов мероприятий можно считать попыткой восстановить традиционную планировку православных храмовых комплексов. Православный храмовый комплекс представляет собой совокупность множества элементов, где главным и связующим звеном является церковь. Разнообразные архитектурные элементы храмовых комплексов эстетично и функционально взаимосвязаны и образуют единую гармоничную среду. Центральные ансамбли дореволюционных архиерейских подворий состояли из множества зданий: церкви, отдельно стоящие колокольни, хозяйственные постройки, причтовые дома, приходские школы, «крещальни», церковные лавки и др.

В свою очередь, границы православных храмовых комплексов необязательно обозначались нахождением элементов внутри церковной ограды. Разнообразные архитектурные здания, имеющие отношение к церковной усадьбе или подворью, могли размещаться и за оградой, одновременно включаясь в храмовый ансамбль [Там же]. На данном этапе воссоздания и функционирования архиерейского подворья запланированы реконструкция Катехизаторского училища в качестве Бийской православной гимназии, ремонт и оснащение музея истории Алтайской духовной миссии в бывшем доме архиерея. Ведется разработка брендового маршрута «Православный пояс Алтая», в котором Бийское архиерейское подворье займет одно из самых важных мест.

В основу дизайн-проекта музея-заповедника «Бийское архиерейское подворье» студентами был заложен обширный свод информации: юридические документы по запросу научно-проектным центром «Наследие»; проектная документация по восстановлению бывшего дома архиерея. В Государственном архиве Томской области были найдены документы, относящиеся к формированию городской среды Бийска. Таким образом, студенты провели начальный этап проектирования, проанализировав источники информации, в которых были выявлены культурологические, политические и социальные аспекты возникновения и развития Бий-ского архиерейского подворья.

Следующим этапом проекта являлся анализ планировочной ситуации территории и объединение этих сведений с пожеланиями ныне действующих представителей Бийской православной церкви.

В связи с тем, что наиболее острой проблемой данной территории является расположение центрального въезда в труднодоступной как для гостей, так и для жителей части города, было принято решение о размещении презентационной зоны музея-заповедника «Бийское архиерейское подворье» со стороны Коммунарского переулка. Это позволит повысить интерес к объекту, так как указанный переулок является главной туристической артерией, связывающей Горный Алтай и Бийск. Второй, не менее важной проблемой являлось отсутствие благоустройства территории самого подворья. Поэтому было решено разделить проект на две части - «Дизайн-проект презентационной зоны музея-заповедника "Бийское архиерейское подворье"» и «Исторический архитектурный мотив в организации ландшафтной среды музея-заповедника "Бийское архиерейское подворье"».

Целью первого проекта являлась разработка ограждения территории с применением формообразующих элементов русского стиля, а также фасада сувенирного магазина, малых архитектурных форм. Самым важным в проекте было создание ритма ограждающих конструкций, способствующего презентации исторического комплекса с сохранением стилевого единства. Второй проект был ориентирован на решение ландшафта внутренней территории с сохранением исторической планировки.

Яркими акцентами средовой организации Бийского архиерейского подворья были первый в городе фонтан и деревянная беседка в саду. Именно эти сооружения стали главными доминантами ландшафта современной площади возле дома архиерея. Церковные сады с их сопутствующими элементами всегда являлись гармонизирующим ландшафтным звеном мирского и сакрального, что тем более актуально вблизи городской жилой застройки. Сады, парки и скверы исторически являлись важнейшей составляющей русской усадьбы, что отражает словообразование понятия «усадьба», в котором корнем является «сад». Во второй половине XIX века возрождается старинная российская традиция - насыщать различные сибирские усадьбы зелеными насаждениями. Это также проявилось и в устройстве садов храмовых комплексов и архиерейских подворий, так как храм и сад всегда обладают единой гармонической мерой. В целом садово-парковое строительство в православных храмовых комплексах Алтая конца XIX - XX века являлось традиционным эстетико-гармонизирующим элементом и имело две функциональные составляющие: хозяйственно-практическую и эстетическую.

С целью выявления основ концептуального решения дизайн-проекта Бийского архиерейского подворья была проведена исследовательская работа: осуществлен обзор источников и литературы по вопросам сохранения исторического архитектурного наследия в Сибири и России в целом. Изучены конструктивные особенности сооружений периода XIX - начала XX века, характерные отделочные и конструкционные материалы, а также колористическое решение и специфика декоративных элементов в убранстве зданий.

Было установлено, что здание дома архиерея является ярким примером неорусского стиля. Его характерные черты были приняты за основу проектирования беседки, фонтана, садово-паркового убранства территории, прилегающей к бывшему дому архиерея. Также формообразующие элементы неорусского стиля стали основой при проектировании презентационной зоны Бийского архиерейского подворья - въездных ворот, входных групп, ограждения и фасада магазина сувенирной продукции.

Ажурная ковка, светлая цветовая гамма, декор архитектурных элементов в виде дентикул, бегунцов и кокошников подчеркнули принадлежность проектируемых объектов к историческому архитектурному памятнику.

В целом концепция проектов представлена в виде проектной документации - планов, разрезов, фасадов и чертежей. В программах Ю-моделирования выполнен ряд материалов, позволяющих визуализировать возможности восстановления, сохранения и современного функционирования объекта, усилить интерес к знаковому историческому месту.

Готовый продукт реализован в виде дизайн-концепции, которая объединяет теоретические изыскания и практические навыки студентов в области дизайна и искусства.

Важным в современном образовании является взаимодействие студента со структурами, в которых в дальнейшем он будет реализовывать свои профессиональные навыки. Данный пример отображает подобное взаимодействие, в результате которого происходит взаимообогащение сфер деятельности профессионалов. Студенты, выполняя работу над проектом, проходят этапы, в которых формируются различные общекультурные и профессиональные компетенции. Сбор информации об объекте, поиск исторических фактов происходит в рамках интервьюирования, экскурсионных занятий и других интерактивных форм, что позволяет расширить кругозор студентов, познакомиться со специалистами разных областей, поделиться опытом друг с другом.

Получение теоретических знаний в области гуманитарных, социальных и экономических наук, приобретение практических умений в художественно-проектной деятельности, весь процесс формирования профессиональной компетентности взаимосвязаны с формированием мировоззрения, системы ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию студента. Искусствоведческое исследование, заложенное в основу проектов, способствует формированию устойчивого интереса молодого поколения к сохранению исторической памяти.

Перспективным направлением деятельности педагогов кафедры является комплексное исследование в области историко-культурного наследия и создание на его основе общей концепции по восстановлению архитектурного наследия города Бийска, его уникальной исторической застройки.

Список литературы

1. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новониколаевск: монография / под ред. проф. В. П. Бойко. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. 480 с.

2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Изд-е 2-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

3. Градостроительство Сибири / под общ. ред. В. И. Царева; Рос. акад. архит. и строит. наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. СПб.: Коло, 2011. 784 с.

4. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв. Барнаул: А.Р.Т., 2006. 300 с.

5. Степанская Т. М. Художественное наследие Алтая и сопредельных территорий (Казахстан, Монголия, Китай) в контексте проблемы преемственности поколений. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. 170 с.

ART CRITICISM NATURE OF STUDENTS-DESIGNERS' RESEARCH ACTIVITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION

Mamyrina Natal'ya Sergeevna, Ph. D. in Art Criticism Kopytina Aleksandra Viktorovna

Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University mamyrina-nata@mail. ru; kopitina-aleks@mail. ru

Volosnov Roman Yur'evich, Ph. D. in Art Criticism Altai State University volosnov-barnaul@mail. ru

This article describes the experience of students involvement in research activity within the framework of graduation design. The main objective of students of the training direction "Design" was to study the heritage of the town of Biisk, namely to determine the opportunities of the modern functioning of the architecture of the XIX - the early XX century. The research results are embodied in design projects aimed at preserving the cultural tradition in the modern building of the town of Biisk, one of unique historical and cultural centers of Siberia.

Key words and phrases: architectural monuments; historical and cultural heritage; tradition; symbolic historic sites; Biisk merchants; museum-reserve; urban planning; design conception; designer's professional competences.

УДК 94(394)

Исторические науки и археология

Татары представляют собой одну из исторически сложившихся диаспор Республики Казахстан. Данная статья посвящена истории заселения татарским населением территории современного Казахстана. Особое внимание автором уделяется хронологии первых миграционных волн, их направлению, социальному составу мигрантов. К началу XX века татары уже проживали практически в каждом регионе Казахской степи, уступая по численности лишь русским, казахам и украинцам.

Ключевые слова и фразы: татары Казахстана; миграционный процесс; социальный состав; торговая деятельность; конфессиональная политика; история Казахстана.

Махмутов Зуфар Александрович, к.и.н.

Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, г. Казань zufar@inbox.ru

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ ТАТАРАМИ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ (XVП-XX ВВ.)

Татары современного Казахстана представляют собой одну из исторически сложившихся этнических групп региона. Принято считать, что массовое заселение татарами казахских степей происходит в XVIII веке. Однако очевидно, что присутствие предков татар в этом регионе имело более длительную историю. Еще в Х-ХШ веках (до формирования Золотой Орды) на современной территории Западного Казахстана существовало древнее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.