Научная статья на тему 'РОЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО В ТАНЦЕ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / CREATIVITY IN DANCE / DANCE IMAGES / CREATIVE ACTIVITY / DIAGNOSTICS OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Таран Панна Пантелеймоновна

В статье рассматривается сущность и психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности. Описывается опыт работы в кружке «Веселый каблучок», где содержанием занятий является не только знакомство с музыкальным произведением, но и текстом, на основе которого оно было создано. Также предлагаются методические рекомендации содержанием которой является то, что при правильном руководстве танцевальной деятельностью старшего дошкольника аффективные и познавательные тенденции образов и чувств могут сливаться и воплощаться в творческих продуктах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Таран Панна Пантелеймоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DANCE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article examines the essence and psychological and pedagogical features of the development of creative abilities of older preschool children through dance activities. The experience of working in the "Merry Heel" circle is described, where the content of the classes is not only acquaintance with a piece of music, but also the text on the basis of which it was created. Methodological recommendations are also offered, the content of which is that with the correct management of the dancing activity of an older preschooler, affective and cognitive tendencies of images and feelings can merge and be embodied in creative products.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Таран Панна Пантелеймоновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РОЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается сущность и психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности. Описывается опыт работы в кружке «Веселый каблучок», где содержанием занятий является не только знакомство с музыкальным произведением, но и текстом, на основе которого оно было создано. Также предлагаются методические рекомендации содержанием которой является то, что при правильном руководстве танцевальной деятельностью старшего дошкольника аффективные и познавательные тенденции образов и чувств могут сливаться и воплощаться в творческих продуктах.

Ключевые слова: творчество в танце, танцевальные образы, творческая деятельность, диагностика творческих способностей.

Annotation. The article examines the essence and psychological and pedagogical features of the development of creative abilities of older preschool children through dance activities. The experience of working in the "Merry Heel" circle is described, where the content of the classes is not only acquaintance with a piece of music, but also the text on the basis of which it was created. Methodological recommendations are also offered, the content of which is that with the correct management of the dancing activity of an older preschooler, affective and cognitive tendencies of images and feelings can merge and be embodied in creative products.

Keywords: creativity in dance, dance images, creative activity, diagnostics of creative abilities.

Введение. С введением нового государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особую актуальность приобретают исследования по изучению специфики детского творчества, основы которого ярче всего проявляются у старших дошкольников [6, c. 11]. Творческие способности, стартующие в этот период, выступают базовой основой эффективного усвоения детьми новых знаний, умений и навыков высокого уровня, приобретения личностью опыта самостоятельного поведения.

Психологами доказано, что творческие способности старшего дошкольника подпитываются яркими образами, которые дарят ребенку незабываемые эмоции и служат фундаментом для наглядно-образного мышления, позволяющего ему оперировать образами и решать практические задачи более гибко и увлеченно. Именно поэтому так привлекают детей в этот период разные виды художественной деятельности [4, c. 129]. Особенно предпочтительная в этом смысле для старших дошкольников танцевальная деятельность.

Обогащение творческого опыта ребенка через танцевальную деятельность необходимо для создания достаточно прочных основ его познавательной деятельности: чем больше ребенок может себе вообразить и передать свои образы через движения и танец, тем больше он усвоит, тем значительнее и продуктивнее будет любая его деятельность.

Мы согласны с Е.Л. Яковлевой, что танцевальная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста предполагает объединение известных музыкально-ритмических действий во вновь освоенные им образы и переживания с получением творческого продукта. Основой возникновения творческих замыслов и стимулов к их передаче через танец у детей данного возраста является окружающий мир, природа, люди вокруг, предметы вокруг ребенка [7, c. 30].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день есть научные сведения о позитивном влиянии музыкально-ритмических движений на эмоциональную устойчивость детей, но роль занятий танцами в развитии детского творчества практически не изучена, что и определяет актуальность выбранной нами темы.

Детский танец - это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности. Именно эту специфику мы учитываем в своей работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством танцевальной деятельности.

По данным А.С. Баранова, сознательный период развития творческих способностей у детей наступает в период от 5 до 15 лет. Старший дошкольный возраст - это начало данного процесса [1, c. 16]. Ведь образы воображения у старших дошкольников направлены на изживание полученных в жизни травмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, пении, танце, рисовании и других творческих видах деятельности. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать фантазийные миры с воображаемыми друзьями и недругами. Ведь любая художественная деятельность ребенка часто носит проективный характер, отражающий его эмоции и переживания.

Нами также отмечено, что в своих танцевальных продуктах старший дошкольник не просто передает переработанные впечатления, но и начинает направленно искать приёмы для этой передачи - через пластику и выразительное движение: так рождаются музыкальность, основы танцевального творчества. Возможность выбора таких приемов проявляется не только в подборе адекватных путей реализации продуктов воображения, передачи идеи танца, но и в поиске самого смысла танцевального образа. Любой образ в танце строится способом «включения»: эмоционально-выразительные движения - мимика, жесты, пантомимика -выполняют функцию сообщения информации о состоянии танцующего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию оказания определенного воздействия, считает Т.С. Комарова [3, c. 128].

Считаем, что при правильном руководстве танцевальной деятельностью старшего дошкольника аффективные и познавательные тенденции образов и чувств могут сливаться и воплощаться в творческих продуктах. Поддержка со стороны педагога и гибкая оценка танцевальных успехов ребёнка задают

направленность его способностей и открывают позитивные возможности для развития творческой деятельности.

На базе МБДОУ «Детский сад № 9 «Золотая рыбка» МР «Хангаласский улус» Якутии в рамках работы кружка «Веселый каблучок» посредством вовлечения в танцевальную деятельность мы учим старших дошкольников свободно владеть своей пластикой, создавая красоту образов окружающего мира.

Творческие образы и устремления у старших дошкольников возникают не сразу, а постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные, что, во многом, зависит от накопленного детьми опыта. Это, конечно, очень сложный по своему составу процесс, сама трудность обучения детей танцу и составляет главную проблему в изучении этого пути пробуждения детского творчества и приводит часто к неверным выводам о том, что возможности детской пластики ограничены [5, с. 182]. Ведь сам процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений в танце находится в руках ребенка как пример внутреннего его изменения.

На занятиях танцевального кружка мы рассказываем детям о танце, истории его возникновения, о картинах, которые он вызывает, о движениях, которые танцуют они в данный момент, показывают, особенностях музыкально-ритмической составляющей танца (веселый, быстрый, плавный танец), для чего используем разные музыкальные произведения - песня, инструментальная мелодия, классическая музыка. Постепенно побуждаем детей произвольно создавать образы, накапливая необходимый опыт творчества. А затем дети самостоятельно представляют замысел и этот процесс наблюдается в характере передачи образа в танце, особенно там, где требуется согласованность действий участников.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на творческое развитие детей является создание условий, способствующих формированию их образов. Поэтому танцевальные занятия должны быть комплексными - решать одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводиться только к подготовке выступлений. Развивая творческие образы, важно предоставлять детям, как можно больше самостоятельности, помогая в выполнении поставленных задач, стремясь вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать.

Содержанием занятий является не только знакомство с музыкальным произведением, но и текстом, на основе которого оно было создано. Почти все танцы на занятиях «Веселого каблучка» поставлены по песням местных композиторов и мелодистов. Каждая такая знакомая песня раскрывает в образной форме картины родной природы, знакомые им с рождения, показывает любимые детьми картины жизни. Навыки музыкального восприятия помогают детям прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок танца. Каждый ребенок под влиянием музыкальных впечатлений создает свой танец, передавая в нем свои эмоции и настроения. Большое удовольствие у детей старшего дошкольного возраста вызывает именно эта сторона танца, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.

Дополнительными средствами, развивающими творческие образы ребенка, служат тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд), используемые на этапе погружения в содержание танца, а также новые для них понятия - жест, мимика, пластическое движение, костюм, мизансцена. Это - те творческие «знаки», которые характерны и для театрально-музыкального языка взрослых танцоров. В соответствии с этим танцевальное действие каждого ребенка, в котором заложены и знания, и умения, является важнейшим методическим принципом проведения кружковых занятий. Такая интеграция задач творческого развития эффективна, если опираться на: помощь дошкольникам в обретении умения выражать свои впечатления в танцевальной деятельности; проявления детского творчества через импровизацию в танце; развитие творческого мышления и воображения посредством активизации музыкальных образов.

При организации развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста стараемся учитывать, что творческое мышление и воображение являются совершенно необходимыми факторами успешной танцевальной деятельности старших дошкольников. В этом случае мы исходили из принципа единства ребенка и условий его жизни. Такой подход позволил нам подметить, что дети данного возраста больше всего затрудняются в выполнении творческих заданий, так как их выполнение требует хорошо натренированных умений. Исходя из этого, используем специально организованную систему развивающих заданий, так как танцевальные творческие умения не тренируются в процессе обычного обучения. Танцевальное творчество старших дошкольников стимулируем через работу их творческого воображения путем регулярного использования игровых приемов, интересных заданий на отработку образов с привлечением разных анализаторов - зрения, слуха, осязания, чувства пространства и ритма. Наш опыт показал, что данные художественные приемы, которые уводят ребенка от стандарта, здесь помогают ему выйти из схематичных рамок и обрести чувство новизны восприятия, что и влияет на уровень творчества ребенка.

Результаты диагностики и сравнительный анализ данных до и после применения танцевальных занятий отражены в диаграмме рисунка.

□ высокий уровень

□ выше среднего

□ средний уровень

□ низкий уровень

□ очень низкий уровень

Рисунок. Показатели творческих способностей старших дошкольников

Благодаря внимательному руководству, у старших дошкольников в результате участия в танцевальной деятельности возникает целый комплекс образов, который является итогом взаимодействия воображения и индивидуальности ребенка, раскрывшейся под влиянием танца. А уже на основе данного комплекса, проявляются и развиваются многообразные творческие способности ребенка. То есть старший дошкольник может создавать в танце свои новые образы: в процессе рождения творческих образов ребенок преобразует своего персонажа в танце различными ритмическими и музыкально-выразительными приемами, вычленяя наиболее значимые свойства образа, олицетворяя воображаемое в художественном содержании, мысленно преобразовывая объект в субъективно новое.

Выводы. Таким образом, в танцевальной деятельности ребенок старшего дошкольного возраста имеет возможность проявить пути развития своих творческих способностей. Старшие дошкольники осваивают различные музыкально-ритмические движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности художественного образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Так дети узнают названия танцевальных шагов, усваиваю названия танцев, хороводов. Проведенная нами работа показала, что эмоции, вызванные в процессе занятий танцами, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким моральным ценностям, развивают их способности, творчество, раздвигая горизонты сознания.

Литература:

1. Баранов, А.С. Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах / А.С. Баранов // Дополнительное образование. - 2013. - № 1. - С. 14-17.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2015. - 378 с.

3. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2016. - 235 с.

4. Морева, Н.И. Вопросы музыкального воспитания в психологической теории / Н.И. Морева. - М.: АСТ, 2016. - 281 с.

5. Светинская, В.С. Танцевальные постановки для детей / В.С. Светинская. - М.: Музыка, 2017. - 258 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Наука, 2012. - 94 с.

7. Яковлева, Е.Л. Психологическое развитие творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 2011. - 154 с.

Педагогика

УДК 378 (091) (571.56)

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

кандидат педагогических наук, доцент Макарова Татьяна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (с. Чурапча)

ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЯКУТИИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам подготовки педагогических кадров в Якутии. Вопросы становления и развития педагогики, школы, подготовки педагогических кадров были в дореволюционный и послереволюционный период были изучены такими специалистами, историками образования, просветителями, государственными деятелями как А.Е Кулаковский, М.К. Аммосов, Г.П. Башарин, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, К.Д. Уткин и др. Б.Н. Попов. Были рассмотрены вопросы истории первых учебных заведений по подготовке педагогических кадров в различные исторические периоды с учетом региональных особенностей республики.

Ключевые слова: первые учебные заведения, подготовка педагогических кадров в Якутии, курсы.

Annotation. The article is devoted to the training of teaching staff in Yakutia. The issues of the formation and development of pedagogy, schools, training of teaching staff were in the pre-revolutionary and post-revolutionary period were studied by such specialists, historians of education, educators, statesmen such as A.E. Kulakovsky, M.K. Ammosov, G.P. Basharin, G.N. Volkov, V.F. Afanasyev, K.D Utkin and others B.N. Popov. The issues of the history of the first educational institutions for the training of pedagogical personnel in various historical periods were considered, taking into account the regional characteristics of the republic.

Keywords: first educational institutions, training of teaching staff in Yakutia, courses.

Введение. Проблема подготовки педагогических кадров - одна из самых актуальных проблем в современном образовании. Исторический анализ, изучение развития становления подготовки кадров в регионе рассматривается как одной из основных задач воспитания молодежи, формированию универсальных компетенций как способность осуществлять поиск и критический анализ информации, способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контексте и общепрофессиональных компетенций как способность осуществлять профессиональную деятельность на основе знания истории, роль и место образования в жизни личности и общества.

Изложение основного материала статьи. История открытия учебных заведений по подготовке детей и взрослых к различным специальностям (мастерству), начинается с организации училищ.

3 февраля 1808 года в Якутске было открыто первое уездное училище. Оно было сравнительно хорошо обеспечено учениками и учебно - дидактическими пособиями. Первым смотрителем Якутского уездного училища был Федор Амвросов, а учителям кандидаты Иркутской гимназии братья Василий и Степан Копыловы. Вначале было два класса, но вскоре открыли третий класс. Преподавание велось на русском языке. Кроме чтения и грамматики, в училище преподавались арифметика, геометрия, география, гражданская история, рисование, черчение, Закон Божий, катехизис, Священная история. Якутские дети в училище отличались хорошим почерком и успехами в рисовании [2, с. 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.