Научная статья на тему 'Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет в условиях дополнительного образования'

Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DANCE ACTIVITIES / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / DANCE-RHYTHMIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова О.Б., Фомина Н.И.

В статье раскрываются основные направления в танцевальной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие их творческих способностей. Инновационные процессы, осуществляющиеся в системе дополнительного образования, направлены на обновление содержания и структуры самой работы с детьми дошкольного возраста. В условиях дошкольных образовательных учреждений развитие танцевальной деятельности детей дошкольного возраста характеризуется недостаточным методическим обеспечением данного процесса, отсутствием специалистов в данной области. Авторы статьи исследуют процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова О.Б., Фомина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES AMONG CHILDREN OF 4-5 YEARS OF AGE UNDER THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article reveals the main directions in the dance activity of children of preschool age, aimed at developing their creative abilities. Innovative processes implemented in the system of additional education are aimed at updating the content and structure of the work itself with the children of preschool age. The development of the dance activity among children of preschool age in preschool educational institutions is characterized by insufficient methodological support of this process and the lack of specialists in this field. The authors of the article study the development of creative abilities of preschool children under the conditions of additional education.

Текст научной работы на тему «Танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет в условиях дополнительного образования»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.101 Тихомирова О.Б.1, Фомина Н.И. 2

1ORCID: 0000-0002-8653-6652, кандидат педагогических наук, 2ORCID: 0000-0003-4362-5206, кандидат педагогических наук, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Нижегородский университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский

филиал) в г. Арзамас

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются основные направления в танцевальной деятельности с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие их творческих способностей. Инновационные процессы, осуществляющиеся в системе дополнительного образования, направлены на обновление содержания и структуры самой работы с детьми дошкольного возраста. В условиях дошкольных образовательных учреждений развитие танцевальной деятельности детей дошкольного возраста характеризуется недостаточным методическим обеспечением данного процесса, отсутствием специалистов в данной области. Авторы статьи исследуют процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: танцевальная деятельность, дети дошкольного возраста, творческие способности, дополнительное образование, танцевально-ритмическая гимнастика.

Tikhomirova O.B.1, Fomina N.I. 2

1ORCID: 0000-0002-8653-6652, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0003-4362-5206, PhD in Pedagogy, FSAEI HE N. I. Lobachevsky National Research University of Nizhny Novgorod (Arzamas branch) in Arzamas

DANCE ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES AMONG CHILDREN OF 4-5 YEARS OF AGE UNDER THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract

The article reveals the main directions in the dance activity of children of preschool age, aimed at developing their creative abilities. Innovative processes implemented in the system of additional education are aimed at updating the content and structure of the work itself with the children of preschool age. The development of the dance activity among children of preschool age in preschool educational institutions is characterized by insufficient methodological support of this process and the lack of specialists in this field. The authors of the article study the development of creative abilities of preschool children under the conditions of additional education.

Keywords: dance activities, preschool children, creative abilities, additional education, dance-rhythmic gymnastics.

Одна из основных проблем дополнительного образования связана с созданием эффективных педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей дошкольников. Широкие потенциальные возможности для её разрешения многие исследователи связывают с приобщением детей к танцевальной деятельности. В условиях дополнительного образования направление танцевальной деятельности детей является одним из приоритетных, здесь наблюдается обновление содержания, методик, технологий и структуры самой работы с детьми. Изучению данной проблемы посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования О.В. Анисимович [1], В. А. Березиной [2], Л. Н. Буйловой [3], И. А. Верба [4], О. Е. Лебедевой [7], Т. И. Сущенко [10]. Особенности детского танцевального творчества исследуются в работах Р.Т. Акбарова, С.В. Акишев, Е.В. Горшкова [5].

Анализ работ данных авторов свидетельствует о недостаточном методическом обеспечении процесса развития творческих способностей детей 4-5 лет в процессе приобщения их к танцевальной деятельности, осуществляемой в условиях дополнительного образования.

Для выявления оптимального методического обеспечения развития творческих способностей дошкольников, указанной возрастной группы, проведено опытно-экспериментальное исследование. Для проведения исследования была выбрана группа детей 4-5 лет, не имеющих специальной танцевальной подготовки. Методологическую основу образовательного процесса составил личностно - ориентированный подход.

Занятия с детьми были направлены на выработку умений двигаться в соответствии с музыкальным образом, на развитие выразительности, чувства ритма, уверенности в себе при исполнении упражнения. Продолжительность их не превышала 45 минут, так как дети этого возраста, не могут заниматься физическими упражнениями дольше, что может привести к переутомлению, рассеиванию их внимания.

Для определения уровня творческого развития ребенка (начального уровня и динамики развития) была применена методика диагностики творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности К.В. Тарасовой. Метод вводной диагностики включал наблюдение за детьми первого года обучения в процессе движения под музыку при выполнении обычных и специально подобранных заданий.

В ходе развития у детей танцевальных движений учитывался темперамент каждого участника группы. Результаты диагностики испытуемой группы дошкольников, состоящей из 20 детей, представлены на диаграмме 1. В процессе исследования применена «методика определения темперамента» О. В. Анисимович, [1] и установлено, что в группе 65% детей сангвиников (13 человек), 25% - флегматиков (5 человек), 10%-холериков (2 человека), меланхоликов нет.

В процессе занятий проводились наблюдения за быстротой, силой, резкостью, ритмом, и рядом других признаков мышечного движения, так как именно эти компоненты служат основаниями к отнесению человека к тому или иному виду темперамента, то есть по движениям ребенка можно судить о его темпераменте.

□ сангвиник

□ флегматик

□ холерик

□ меланхолик

Рис. 1 - Определение темперамента воспитанников группе

В процессе экспериментальной работы для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка большое внимание уделялось созданию комфортной эмоционально-психологической атмосферы, условий, поддерживающих интерес детей. В процессе групповой и индивидуальной деятельности детей осуществлялось исследование физического, творческого, личностного развития ребенка.

Диагностические мероприятия были направлены на выявление уровня развития специальных физических данных: выворотность ног, подъем стопы, шаг с носка, гибкость тела, прыжок (использован метод тестирования); на выявление уровня развития координации движений; на выявление уровня развития музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Перед тестированием, детям было предложено выполнить упражнения для разогрева суставно-связочного аппарата, прыжки и гимнастические упражнения на середине зала.

Из 20 воспитанников группы 8 человек выполнили все задания. Было отмечено, что 8 дошкольников эмоциональны, хорошо ориентируются в пространстве, выполняют движения в такт музыке. 10 человек не использовали свои физические данные в полную силу, движения были не всегда музыкальны, мало эмоциональны. 2 ребёнка плохо ориентировались в сценическом пространстве, движения не совпадали с тактом музыки, не выполняли задания до конца.

□ выполнили все задания

□ выполнили частично

□ не справились с заданием

Рис. 2 - Выявление уровня развития специальных физических данных детей экспериментальной группы

Для выявления уровня развития координации движений использовалось упражнение «змейка». Перед выполнением упражнения «змейка» детям объяснили, как надо его выполнить: по команде, из положения стоя обежать красный цветок слева, пробежать до синего цветка и обежать его справа, пробежать до кегли и перепрыгнуть через нее и вернуться назад. Отмечались такие составляющие как промежуток времени усвоения упражнений, точность его выполнения, сохранение устойчивости при выполнении.

Из 20 человек группы - 10 человек «звёздочки». Они быстро усваивают и выполняют относительно правильно движения. 8 человек стараются выполнять движения точно, но теряют устойчивость при выполнении. 2 человека испытывают затруднения при освоении предложенных движений.

Для определения уровня музыкального слуха, что очень важно в процессе обучения танцам, воспитанникам группы была предложена игра «Повторяй за мной». Каждый ребёнок должен был повторить ритмический рисунок за педагогом. Был выбран ритм, который предварительно, в течение 5-7 секунд прохлопывался с детьми в ладоши. Сначала прослушав, затем вместе с педагогом, а потом и самостоятельно дети должны были постараться воспроизвести этот ритм как можно точнее. Игра повторялась несколько раз, при этом ритм постепенно усложнялся.

В начальный период обучения из 20 воспитанников группы 8 человек точно услышали стили музыки и исполнили правильные движения. Например, под звук марша, они маршировали, а под вальс - начали плавно двигаться по залу и импровизировали. 10 человек правильно услышали стиль музыки, но их движения недостаточно точны и раскованы. 2 человека не ориентировались в сценическом пространстве и не отличали стили музыки. Например, под вальс они делали прыжковые резкие движения, а под марш плавно двигались. Однако, после многократных повторений и тренировок, почти все дети правильно слышали стиль музыки и выполняли движения, соответствующие ей.

Из общего количества детей 12 человек успешно справились с поставленной перед ними игровой задачей, 7 человек допускали незначительные ошибки, и только 1 ребенок испытывал затруднения.

Танцор должен не только представлять выученные движения, но и уметь выражать это через чувства. Для выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку воспитанников была использована методика И.В.Груздовой [6]. Во время тренировочных занятий проводились игры на развитие эмоций. Подобрав музыкальный фрагмент, детям предлагалось импровизировать танец или движение, которые подсказывала им музыка и их воображение. В процессе беседы выяснялось, что изобразил каждый ребенок, какие чувства, эмоции вызвала у него музыка.

С высоким уровнем эмоциональной отзывчивости выявлено пять детей (25%), которые характеризуются активным восприятием музыки, единством эмоционального восприятия.

Со средним - 13 человек (65%), им присуща некоторая задумчивость при прослушивании музыкальных произведений и музыка у таких детей эмоциональных переживаний не вызывает.

Низкий уровень - отмечен у 2 (10%) детей. Они не умели вслушиваться в музыкальные звуки, копировали ответы и действия других, не имея своего собственного мнения.

Комплекс представленных диагностик способствует обогащению методического обеспечения образовательного процесса в системе дополнительного образования. К тому же, полученные данные позволяют педагогам наметить дальнейшие пути работы по развитию творческих способностей дошкольников 4-5 лет в процессе занятия танцами.

Список литературы / References

1. Анисимович О.В. Помощь родителям в воспитании ребёнка. Беседы с психологом / О.В. Анисимович. -Издательство: Сибирское университетское издательство, 2009. - 159с.

2. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2012. - № 3. - C. 17-19.

3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей / Л.Н. Буйлова. -М., 2002. - 24с.

4. Верба И. А. Внешкольная работа /И. А. Верба //Дополнительное образование. - 2011. - № 7. - С. 8 -10.

5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов / Е.В. Горшкова. - М.: Издательство «Гном и Д», 2002. - 120 с.

6. Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников /И.В. Груздова. - М.: Академия, 1999 - 176 с.

7. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учебных заведений /Под ред. О.Е.Лебедева. -М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

8. Ермолаева Т.И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования/ Т.И. Ермолаева, Л.Г.Логинова. - Самара, 1998. - 36с.

9. Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России/ Н. В.Машинистова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38-42.

10. Сущенко Т. А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие /А. Т. Сущенко. - 2 - е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2008. - 187 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Anisimovich O.V. Pomoshh' roditeljam v vospitanii rebjonka. Besedy s psihologom [Assistance to parents in the upbringing of a child. Conversations with the psychologist.] / O.V. Anisimovich. - Izdatelstvo: Sibirskoe universitetskoe izdatelstvo, 2009. - 159 P. [in Russian]

2. Berezina V. A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v sovremennyh uslovijah [Additional education of children in modern conditions] / V. A. Berezina // Normativnye dokumenty obrazovatelnogo uchrezhdenija [Normative documents of the educational institution]. - 2012. - № 3. - P. 17-19. [in Russian]

3. Bujlova L.N. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v dopolnitelnom obrazovanii detej [Modern pedagogical technologies in the supplementary education of children] / L.N. Bujlova. - M., 2002. - 24 P. [in Russian]

4. Verba I. A. Vneshkolnaja rabota [Extracurricular activities] / I. A. Verba // Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education]. - 2011. - № 7. - P. 8 -10. [in Russian]

5. Gorshkova E.V. Ot zhesta k tancu. Metodika i konspekty zanjatij po razvitiju u detej 5-7 let tvorchestva v tance. Posobie dlja muzykalnyh rukovoditelej detskih sadov [From gesture to dance. Methods and abstracts of lessons on the development of children in the 5-7 years of creativity in dance. A Handbook for Musical Heads of Kindergartens] / E.V. Gorshkova. - M.: Izdatelstvo «Gnom i D», 2002. - 120 P. [in Russian]

6. Gruzdova I.V. Praktikum po metodike muzykalnogo vospitanija doshkolnikov [Practice on the methods of musical education of preschool children]/I.V. Gruzdova. - M.: Akademija, 1999 - 176 P. [in Russian]

7. Dopolnitelnoe obrazovanie detej: Ucheb. Posobie dlja stud. vyssh. uchebnyh zavedenij [Additional education of children: Textbook for students of higher educational institutions] / edited by O.E. Lebedeva. - M.: Izdatelstvo Centr VLADOS, 2003. - 256 P. [in Russian]

8. Ermolaeva T.I. Pedagogicheskie tehnologii v sfere dopolnitelnogo obrazovanija [Pedagogical technologies in the field of additional education] / T.I. Ermolaeva, L.G.Loginova. - Samara, 1998. - 36 P. [in Russian]

9. Mashinistova N. V. Istorija stanovlenija dopolnitelnogo obrazovanija detej v Rossii [History of the formation of additional education for children in Russia] / N. V.Mashinistova // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm, maj 2012 g.) [Problems and prospects of the development of education: materials II International Scientific Conference (Perm, May 2012).]. — Perm: Merkurij, 2012. — P. 38-42. [in Russian]

10. Sushhenko T. A. Organizacija uchebnogo processa vo vneshkolnyh uchrezhdenijah: ucheb. posobie [Organization of the educational process in out-of-school institutions: a textbook] / A. T. Sushhenko. - 2nd edition, amended and supplemented. - SPb.: Lan, 2008. - 187 P. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.127 Фещенко Т.С.1, Шестакова Л.А. 2,

1ORCID: 0000-0002-3571-3647, доктор педагогических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0001-6148-369X, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский институт открытого

образования»

КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ

БУДУЩЕГО

Аннотация

Конвергенция наук и технологий - одна их важнейших проблем современности. Конвергентный подход в этой области человеческого знания уже описан. Он трактуется, как методология стирания междисциплинарных границ между научным и технологическим знанием. Преодоление этих границ открывает возможности для получения новых знаний, необходимых при создании объектов, близких к природным объектам по функциям и назначению. Конвергенция открывает перспективы получения новых знаний и идей для новых открытий, которые могут повлиять на все сферы человеческой деятельности. Цель данной статьи - показать значение конвергентного подхода в школьном образовании для подготовки подрастающего поколения к жизни в техносфере динамично меняющегося мира. Ответ на вопросы, как и что должно измениться в системе школьного образования - ключевая идея данной статьи. К основным методам исследования можно отнести конвергентный подход в школьном образовании на основе конвергенции знаний и технологий в условиях шестого технологического уклада. Конвергентный подход в школьном образовании - это качественно новый уровень для успешной социализации подрастающего поколения в мире будущего. Уход от «предметоцентрированого» подхода в обучении школьников, который преобладает еще в большинстве школ, к конвергентному подходу позволит воспитать конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: конвергенция, образование, конвергентный подход в образовании школьников.

Feshchenko T.S.1, Shestakova L.A.2,

1ORCID: 0000-0002-3571-3647, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2ORCID: 0000-0001-6148-369X, State autonomous educational institution of higher education «Moscow Institute of Open Education» CONVERGENT APPROACH TO SCHOOL EDUCATION - NEW OPPORTUNITIES FOR THE FUTURE

Abstract

The convergence of science and technology is one of the most important problems of our time. The convergent approach in this area of human knowledge has already been described. It is interpreted as a methodology for erasing the interdisciplinary boundaries between scientific and technological knowledge. Overcoming of these boundaries opens up opportunities for acquiring new knowledge needed to create objects close to natural objects by function and purpose. Convergence opens the prospect of gaining new knowledge and ideas for new discoveries that can affect all areas of human activity. The purpose of this article is to show the value of the convergent approach in school education for preparing the younger generation for life in the technosphere of a dynamically changing world.

The answer to the questions, how and what should change in the system of school education is the key idea of this article. The main methods of research include the convergent approach in school education on the basis of the convergence of knowledge and technology in the conditions of the sixth technological order. Convergent approach in school education is a qualitatively new level for the successful socialization of the younger generation in the future world. Avoiding the "subject-centered" approach in the education of schoolchildren, which prevails in most schools, to a convergent approach will help bring up a competitive graduate.

Keywords: convergence, education, convergent approach in schoolchildren education.

Одним из идеологов объединения таких областей знания как нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии (НБИК-технологии) является Ковальчук М.В., директор научно-исследовательского центра «Курчатовский институт». По его мнению, основными чертами современного этапа развития науки можно считать изменение парадигмы (от анализа к синтезу), сближение неорганики и органического мира живой природы, междисциплинарный подход (как инструмент интеграции).

В статье «Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее» М.В. Ковальчук анализирует научные подходы периода Ньютона и приходит к выводу, что в то время существовала только одна наука - натурфилософия. Все ученые того времени - это натурфилософы, естествоиспытатели, которые изучали единую и неделимую природу [15, С.13-23]. В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Так называемая «тетраэдрическая» концепция взаимосвязи конвергентных технологий (М. Роко и В. Бейнбридж) [23] - «NBIC-конвергенция» - это объединение (слияние) четырех глобальных направлений: NANO, BIO, INFO, COGNO. Конвергентный этап взаимодействия (взаимовлияния, взаимопроникновения) характеризуется не только интенсивностью, но прежде всего, широтой охвата (атомарный уровень - интеллектуальные системы). Основные характеристики взаимодействия отражены в таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.