Научная статья на тему 'Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста'

Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАНИЕ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК / РЕБЕНОК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY OF HEAD OF CHILDREN''S DANCE COMPANY / DANCE EDUCATION / DANCE WORKSHOP / PRIMARY SCHOOL AGED CHILDREN / DANCE ART / CHOREOGRAPHIC WORK / CREATIVE DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильхова О. Г.

В данной статье рассматриваются вопросы психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста, дается характеристика влияния народного танцевального искусства на развитие их психомоторных способностей, и исследуются основные тенденции творческого развития личности. Результаты статьи могут быть использованы руководителями детских хореографических коллективов в процессе их подготовки к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FOLK CHOREOGRAPHIC ART AS A MEANS OF HOLISTIC DEVELOPMENT CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

This article discusses the psychological and physical features of children of younger school age, is a characteristic of influence of folk dance art on the development of their psychomotor abilities, and considers the main trends of creative development of personality. The results of the article can be used by leaders of children's choreographic collectives in the process of preparing lessons.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста»

Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования

УДК 37.015.31:393.3-053.5

О.Г. Вильхова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста, дается характеристика влияния народного танцевального искусства на развитие их психомоторных способностей, и исследуются основные тенденции творческого развития личности. Результаты статьи могут быть использованы руководителями детских хореографических коллективов в процессе их подготовки к занятиям.

Ключевые слова: личность руководителя детского хореографического коллектива, хореографическая образование, танцевальный кружок, ребенок младшего школьного возраста, танцевальное искусство, хореографическая работа, творческое развитие личности.

UDC 37.015.31:393.3 - 053.5

O.G. Vilkhova

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FOLK CHOREOGRAPHIC ART AS A MEANS OF HOLISTIC DEVELOPMENT CHILDREN OF PRIMARY

SCHOOL AGE

Poltava National Pedagogical University named after V.G. Korolenko

Abstract: this article discusses the psychological and physical features of children of younger school age, is a characteristic of influence of folk dance art on the development of their psychomotor abilities, and considers the main trends

of creative development of personality. The results of the article can be used by leaders of children's choreographic collectives in the process of preparing lessons.

Key words: personality of head of children's dance company, dance education, dance workshop, primary school aged children, dance art, choreographic work, creative development of personality.

Народная хореография имеет большое влияние на всестороннее развитие гармонически развитой личности. От младшего школьного возраста, а также в дошкольный период ребенок должен привлекаться к различным видам искусства, особенно хореографического, которое имеет мощный потенциал для полного раскрытия личности. В народных танцах отражены трудовые взаимоотношения среди людей, семейно-бытовые отношения, нашли свое проявление патриотические чувства народа. Исследователь И. Дружинин, говоря о прекрасном, отмечал: "Тот, кто имеет в руках цветы, ничего плохого совершить не может..." Ученый этими словами хотел указать на важность добрых дел в жизни человека, раскрыть красоту привлечения личности к миру искусства [1]. Ребенок, который занимается танцами, особенно народными, вырастает чувствительным к прекрасному, понимает преимущество добра над злом.

Каждый народный танец, источником которого является народное творчество, прошел сложный путь развития и приобрел чрезвычайно богатую палитру средств выразительности. Одним из важных элементов в процессе изучение детьми народного танца является целенаправленное, систематическое, планомерное управление балетмейстером детским хореографическим коллективом. Обновление всех сфер деятельности общества порождает потребность в переоценке мировоззренческих ориентаций, поиска новых форм и методов учебно-воспитательной работы с детьми. В определенной степени наблюдается повышенное внимание к проблеме формирования личности, раз-

вития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Особая роль в этом процессе принадлежит народной хореографии, которая должна способствовать у подрастающего поколения развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного и т.п. Это обуславливает актуальность нашего исследования. Изучение народного танца в детских хореографических коллективах является весьма важным аспектом целостного развития танцевального искусства.

Анализируя основные источники и литературу, следует отметить, что изучением вопросов формирования детского хореографического коллектива, личности руководителей танцевальных кружков, истории развития современного хореографического искусства, педагогических поисков в области хореографического образования занимались такие ученые: Л. Роговик, Н. Гурец, Н. Кирилюк, А. Реброва, А. Мартыненко,

Ю. Гончаренко, А. Жиров, В. Богута, Л. Андрощук, Т. Сердюк, Т. Луговенко, П. Фриз и др.

Среди корифеев советской народной хореографии следует назвать Г. Березову, Ю. Громова, В. Верховинца,

К. Василенко, П. Вирского, А. Гуменюка, Ю. Станишевского. Среди методистов, хореографов-практиков необходимо вспомнить Л. Бондаренко, А. Тараканову, А. Бердовского, И. Антипову. В своих работах упомянутые авторы раскрывали историю становления народной хореографии, выясняли тенденции и перспективы танцевального искусства, анализировали функции хореографического образования, их влияние на развитие личности ребенка, создавали программы и учебно-методическое обеспечение кружковой работы, описывали значение вне-

школьного художественного образования в общей системе обучения и воспитания.

Анализ, систематизация и обобщения современной научно-педагогической и культурно-художественной литературы свидетельствует, что в педагогике отсутствует комплексное исследование особенностей педагогического потенциала народного хореографического искусства как средства целостного развития детей младшего школьного возраста.

Целью нашей статьи является анализ психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста, характеристика влияния народного танцевального искусства на развитие их психомоторных способностей и исследование основных тенденций творческого развития личности.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней определяются особенности педагогического потенциала народного хореографического искусства как средства целостного развития детей младшего школьного возраста в современных условиях.

Известный советский хореограф Г. Березова подчеркивала, что хореографы должны, взяв народное зерно, распространять и развивать народный танец, создавать на его базе новую, советскую хореографическую классику и в таком усовершенствованном виде возвращать его народу. "Можно с уверенностью сказать, - говорила она, - что отдельные танцы, переходя из одной местности в другую, обогащаются новыми вариантами и манерой исполнения без какого-либо вмешательства чужих, несвойственных им элементов акробатики, трюкачества, чечетки и тому подобное. Даже когда возьмем танцы лишь нескольких областей, то увидим много характерных особенностей и стилевых различий. В процессе развития того или иного танца, исполнители иногда засоряют его подлинную народную основу различными несвойственными ей элементами. Уметь определить

эту основу, очистить танец от разных примесей - одна из важнейших задач руководителей танцевальных кружков" [2].

На наш взгляд, стоит согласиться с мнением Г. Березовой. Только сделав указанное, можно по-настоящему создавать что-то новое, в контексте развития народного танца. Народный танец требует от руководителя глубокого понимания, внимательного, уважительного отношения к каждой его фигуре, к чистоте рисунка, а также упорного труда, направленного на решение проблемы дальнейшего развития и обогащения. Осуществить такие серьезные задачи, по мнению Г. Березовой, может тот хореограф, который систематически работает над повышением своего общекультурного уровня, сочетает в себе черты постановщика и педагога, умеет метко выбирать народный танец, развивать его технически, усложнять, чтобы он лучше воспринимался и был оценен требовательным зрителем [2].

Для того, чтобы лучше понять влияние народной хореографии на личность, сделаем небольшую психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста. Этот возрастной период называют вершиной детства. Школьники уже проявляют детскую непосредственность в поведении, у них постепенно появляется другая логика мышления. Обучение в этот период является важнейшей деятельностью. В школе ребенок начальных классов приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни [3-5]. Психолог Л. Божович отмечала: "Ребенок 7-8 лет находится словно на рубеже двух возрастных категорий: он еще в плену детских игр и вместе с этим входит в школьную жизнь, что накладывает на него новые обязанности..." [6].

Стоит упомянуть о кризисных явлениях в развитии детей этого возраста. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Изменение самосознания приво-

дит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, а то, что связано с игрой - менее важным.

Чисто кризисным проявлением внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная вынужденность поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Если ребенок младшего школьного возраста занимается в танцевальном кружке, то упомянутый кризис может иметь место и в этой деятельности. Можно с уверенностью согласиться с исследователем Н. Вайноненом, который убеждал: "Дети пусть танцуют все, что хотят. Танцуют, а не кривляются, не юродствуют, потому что существует грань, за которой заканчивается танец, искусство и начинается бессмысленное обезображивание человеческой сущности..." [7].

Физическое развитие детей указанного возраста также имеет свои особенности. Современный украинский исследователь П. Фриз констатирует, что у детей младшего школьного возраста недостаточно развиты мышцы ног и спины. Через это они быстро устают, им трудно долгое время сохранять правильную осанку, стройность. Лишняя физическая нагрузка негативно влияет на дисциплину, ученики становятся невнимательными, у них пропадает интерес к занятию. Поэтому разнообразным танцевальным упражнениям рекомендуют придавать характер игры, сложное сочетать с легким, стремиться, чтобы среди детей была активная, дружелюбная, веселая атмосфера [8].

Танец очень необходим детям для нормального развития организма, четкого руководства движениями, он явля-

ется средством оздоровления, укрепления школьников. В сочетании с музыкой танец развивает психомоторные способности детей: чувство ритма, такта, времени. Дети, у которых развиты разнообразные мышечные движения, становятся ловкими, выносливыми, настойчивыми. Они более способны к гармоничному развитию. Благодаря поиску вариантов движения танца, способов его выполнения совершенствуются мышление, память, воображение, воля. В ходе воспроизведения движения, через активизацию психомоторных процессов идет построение образа и отражение его в сознании ребенка.

Движение поддерживает ритм, пространственно-временную структуру, рисунок танца. В танце, как и в игре, эти параметры постоянно меняются, от чего ребенок получает удовольствие, наслаждение, возбуждение, проявляет свою индивидуальность. Ребенок младшего школьного возраста - деятельная личность. Психомоторика ребенка - личная ценность, которая является психологическим эквивалентом сознания. Благодаря развитию психомоторных способностей, через динамику танца, происходит созидание красоты в гармонии. Эта красота выражается в поведении ребенка, в его способе общения. Обучая ребенка танцевать, руководитель должен развивать его психомоторные способности, опираясь на чувственно-эмоциональную сторону деятельности, ее душевное состояние [9].

Движение танца базируется на слуховом восприятии музыкального ритма, вбирая его в себя, ребенок приводит в деятельное состояние все стороны своего существа. От него ожидается не только восприятие, а и особая сообразительность, которая становится основой развития глубокого мышления. В танце ярко проявляют себя разнообразные механизмы психической регуляции:

- восприятие и оценка заданного ритма и темпа;

- дозирование мышечных усилий;

- умение интуитивно воспринимать расстояние, пространство, время;

- выделение деталей движений;

- развитие зрительной памяти;

- внимательность;

- умение выбирать рациональный способ движения, согласно созданного образа;

- ловкость движений рук, ног, туловища;

- ощущение равновесия;

- владение мимикой и жестами [9].

Ритм - это естественное движение

жизни. Сердцебиение, дыхание, работа внутренних органов, как правило, проходят ритмично. Ритмичные движения плавно переходят один в другой. Они происходят не за счет воли, интеллекта, а всегда естественно. Ритмичность помогает нервной релаксации. Напевая или наигрывая мелодию, хореографы рекомендуют делать некоторые подготовительные танцевальные движения, которые помогают ребенку привыкнуть к ритму. При этом следует внимательно наблюдать за детьми, когда начинает играть музыка [9].

Используя различные мелодии, можно определять индивидуальность каждого ребенка. Например, ребенок флегматичного темперамента будет выполнять движения танца замедленно, сангвиник - быстрее и живее, тогда как у холерика они резкие, порывистые.

Познакомившись с тем, как дети воспринимают ритм музыки, педагог может определить основные направления, методы и приемы работы. Для того, чтобы научиться танцевать, не достаточно знать движения и иметь чувство ритма. Необходимо научить ребенка чувствовать себя уверенно, четко выполнять движения ногами и красиво держать голову.

Прежде чем ребенок начнет танцевать, педагог должен научить его правильно ходить. Некрасивая походка бывает по таким причинам:

- напряжение в коленях;

- недостаточная мышечная сила;

- плохая координация рук и ног;

- неправильная постановка стоп ног;

- плохое равновесие;

- согнутая спина [9].

Главное задание педагога - следить, чтобы дети, выполняя упражнения, не напрягались, не тушевались. Благодаря хореографии у детей происходит значительное развитие психомоторных способностей и их совершенствование. На развитие психомоторики школьника влияют также подвижные игры, которые педагоги должны использовать на занятиях для того, чтобы дети имели возможность снять определенное напряжение, успокоиться и отдохнуть.

В процессе исследования для нас встает довольно интересный вопрос особенностей творческого развития личности. Украинская исследовательница Н. Гурец подробно характеризует педагогические условия развития творческой активности младших школьников в процессе кружковой работы. По ее мнению, в этом возрасте у детей происходит изменение всего уклада жизни. Ведущей деятельностью становится учение, которое постепенно вытесняет игру дошкольника, хотя она продолжает занимать значительное место в жизни ребенка, не теряет для него привлекательности. Учебно-познавательная деятельность поднимает ученика на новую ступень развития личности: развивает мышление, умение самостоятельно добывать знания и развивать творческие способности. Ребенок учится управлять своим вниманием, развивает волю, память, воображение. На этом общем "психологическом фоне" происходит развитие творческой активности учащихся младшего школьного возраста [10].

Младшему школьнику, по сравнению с подростком, свойственны слабо развитая самостоятельность в работе, не всегда правильное понимание окружающей среды, неумение выделять главное во внешних процессах, небогатый жизненный и познавательный опыт. Характерной особенностью творческой активности в этом возрасте является отсутствие у детей ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Ученика начальных классов интересуют различные виды творческой деятельности. В одних наблюдаются способности к рисо-

ванию, лепке, в других - к различным видам художественной самодеятельности [9].

Н. Гурец, отмечает, что творческая активность у младших школьников не существует как нечто статичное, она постоянно меняется с развитием ребенка. В этот период особенно интенсивно формируются практические умения и навыки, которые ребенок приобретает во время учебной или внеурочной деятельности. Младшие школьники стремятся к тому, чтобы их работу заметили, оценили, похвалили. Они хотят подражать старшим, быть послушными, выполнять задания, не отклоняясь от образца. Особенностью психики детей этого возраста является то, что они в силу своей импульсивности часто капризничают, вступают в конфликты с окружающими, быстро устают, много переживают. Этот фактор отражается на проявлении ими творческой активности в различных видах деятельности, в частности, танцевальной [10].

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, исследователь Н. Гурец выделяет пять уровней развития их творческой активности:

1) высокий (у школьников хорошо развиты деятельностно-практические компоненты творческой активности, воображение, фантазия, они умело применяют различные комбинации элементов нового в своей деятельности, на занятиях предлагают что-то оригинальное);

2) промежуточный уровень - выше среднего (дети инициативны в деятель-

ности, но испытывают затруднения при воплощении инициатив в конкретные ла; наблюдается импульсивность поведения);

3) средний (инициативные только в делах, в которых заинтересованы лично, но фантазию и воображение при этом выявляют ощутимо, ярко; могут проявлять элементы эгоизма и лени, радуются только своим успехам);

4) промежуточный уровень - ниже среднего (недостаточная развитость как эмоционально-волевой, так и практической готовности к самореализации на занятиях; творчество проявляют очень редко, в элементарной форме);

5) низкий (характерна неразвитость мотивационно-волевой сферы, отсутствуют инициатива и интерес к знаниям; тактичные замечания педагога могут вызвать слезы, обиды на друзей) [10].

Таким образом, в процессе изучения народной хореографии руководитель должен относиться к младшим школьникам по-особому, бережно и нежно, учитывая все их психологические особенности. Конечно, эти ученики нуждаются в поддержке и поощрении со стороны родителей, учителей и людей, которые их окружают. Народное хореографическое искусство всегда имело мощный педагогический потенциал, и было средством целостного развития младшего школьника. Поэтому чрезвычайно необходимо с раннего возраста привлекать детей к изучению основ народной хореографии, формировать у них интерес к культуре и быту родного народа, развивать физические и творческие способности.

Библиографический список

1. Дружинин И. Встречи с прекрасным // Воспитание школьников. 1977. № 2. С. 69.

2. Березова Г. Ширше використовувати скарбницю хореографiчного фольклору // Культурно-освггня робота. 1948. № 11. С. 38-39.

3. Абдурахманова М.А., Аминова Д.К., Асильдерова М.М., Цахаева А.А. Формирование толерантного мировозрения как средство нейтрализации агрессии // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 29-35.

4. Алиева С.А., Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А. Методический арсенал духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современных условиях // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 78-81.

5. Плаксина Н.И., Сорокина А.А. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 54-58.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.

7. Вайнонен Н. Научите танцевать // Воспитание школьников. 1973. № 4. С. 45-48.

8. Фриз П. I. Хореографiчна культура як чинник творчого розвитку особистосп дитини: дис...канд. мистецтвознава. К.: Кшвська держ. академiя керiвних кадрiв культури i мистецтв. 2007.

9. Роговик Л. Танець i практична психомоторика. - К.: Мiжрег. ш-т удоск. вчшешв, 2007. С. 3-11.

10. Гурець Н.Т. Педагопчш умови розвитку творчо'1 активносп молодших школярiв у гуртковш робота дис.канд. пед. наук. - Харюв, 1994.

Информация об авторе:

Вильхова Оксана Григорьевна,

аспирант кафедры начального и дошкольного образования, Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко, г. Полтава, Украина

Information about author:

Vilhova Oksana Grigorievna,

graduate student of primary and pre-school education, Poltava National Pedagogical University named after V.G. Korolenko, Poltava, Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.