РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
А.А. Плахова, студент Ю.Ю. Чайковская, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-106-109
Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности экспортного контроля в России, а также задачи таможенных органов и направления их деятельности в области экспортного контроля как самостоятельно, так и во взаимодействии с ФСТЭК и ФСБ РФ. Анализируется специфика деятельности таможенных органов в области экспортного контроля. Рассматриваются особенности экспортного контроля в России и его отличие от других стран. Сделаны выводы о важной роли таможенных органов в системе экспортного контроля.
Ключевые слова: экспортный контроль, таможенные органы, таможенный контроль, экспортер, автоматизированная система контроля.
Основной задачей таможенных органов в системе экспортного контроля Российской Федерации является соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров, включенных в контрольные списки. Качество организации таможенного контроля в отношении контролируемых товаров и технологий непосредственно связано с обеспечением национальной безопасности РФ и соблюдением ее международных обязательств.
Важно отметить, что в условиях действующего национального законодательства экспортный контроль может осуществляться эффективно только в том случае, если существует строгое взаимодействие допустимого порядка с контролируемыми товарами, технологий и их таможенного контролем. Именно таможенные органы предоставляют возможность перемещения через границу правильно документально оформленных разрешенных товаров. Таможенные органы постоянно собирают, обрабатывают и анализируют соответствующую информацию с целью дальнейшего улучшения своей работы.
Экспортный контроль товаров в РФ проводится посредством:
- идентификации товаров (технологий) путем определения их соответствия пози-
циям, внесенным в списки контролируемых;
- разрешительного порядка внешнеэкономических сделок;
- пограничного контроля, таможенного оформления и валютных проверок.
К товарам, подпадающим под экспортный контроль, можно отнести сырье, материалы, спецоборудование, научно-технические работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
На сегодняшний день существует шесть национальных контрольных списков:
1. Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю;
2. Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль;
3. Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль;
4. Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и
военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль;
5. Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль;
6. Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль.
Реализация полномочий (функций) государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля осуществляется ФСТЭК России как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В рамках осуществления экспортного контроля ФСТЭК России взаимодействует с ФСБ России, ФТС России, и, при необходимости, с другими федеральными органами исполнительной власти. Такое
взаимодействие осуществляется в следующих формах:
- обмен информацией по вопросам подготовки и осуществления российскими участниками ВЭД внешнеэкономических сделок, мониторинга выполнения обязательных требований в сфере экспортного контроля, результатах проведённых проверок в целях учёта этой информации при планировании контрольной деятельности;
- проведение совместных рабочих встреч, совещаний, семинаров и др.;
- передача по подведомственности информации о выявленных фактах совершения российскими участниками ВЭД правонарушений, в том числе обладающих признаками уголовных преступлений;
- совместное проведение проверок.
Данные о проведенных проверках
ФСТЭК РФ во взаимодействии с ФСБ и ФТС РФ за 2017-2019 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1. Количество плановых и неплановых проверок, проведенных ФСТЭК РФ во
взаимодействии с ФСБ и ФТС РФ в 2017-201 9 гг.
Проверки 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. в % к 2017 г. 2019 г. в % к 2018 г.
Внеплановые - 1 2 100 200
Плановые 22 22 16 100 72,7
По указанным в таблице данным можно сделать вывод о том, что в 2017 году во взаимодействии с ФСБ России и ФТС России проведены 22 плановые проверки, внеплановые не проводились. В 2018 году были проведены также 22 плановые проверки и 1 внеплановая, а в 2019 году количество плановых проверок уменьшилось на 27,3% и составило 16.
ФТС России реализовывает таможенный контроль и таможенное оформление объектов экспортного контроля, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении таких объектов. При осуществлении таможенного контроля органы имеют право запрашивать у участников ВЭД дополнительную необходимую информацию. В случае появления признаков отнесения декларируемых товаров к объектам экспортного контроля, таможенные органы имеют право требовать заключение организаций, уполномоченных на про-
ведение независимой идентификационной экспертизы.
Специфика деятельности таможенных органов состоит в том, что они помимо документального контроля экспортной операции осуществляют еще и проверку соответствия реального товара и представленных на него сопроводительных документов. То есть именно таможенные органы проводят фактический контроль вывозимых товаров на границе.
ФТС России осуществляет мероприятия, направленные на создание автоматизированной системы контроля за перемещением лицензируемых товаров. Меры, применяемые для этого основаны на постоянном развитии электронных технологий.
Такая система позволяет исключить обязанность постановки экспортерами на контроль лицензий на экспорт товаров, в отношении которых применяются меры
нетарифного регулирования. Это позволяет упростить вывоз товаров для зарекомендовавших себя экспортеров.
ФТС проводится также ведение учета количества лицензируемых товаров с использованием информационно-программных систем таможенных органов. Это дает возможность вести статистику и на её основе принимать решения о проведении экспортного контроля.
Так, с 1 мая 2020 года таможенные органы осуществляют контроль за перемещением лицензируемых товаров в рамках Технологии с использованием централизованного учета количества таких товаров в программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Кроме того, к важным функциям таможенных органов в области экспортного контроля относится оказание содействия в борьбе с контрабандой, международным терроризмом, а также обеспечение соблю-
Таким образом, количество возбужденных таможенными органами уголовных дел в 2019 году составило 667, что на 17,3% больше, чем в 2018 году. В 2020 году количество возбужденных уголовных дел значительно снизилось и составило 282, что на 58,4% меньше, чем в 2019 году. Отсюда можно сделать вывод о повышении в 2020 году эффективности работы таможенных органов в области экспортного контроля.
Однако на этом функции таможенных органов в области экспортного контроля не заканчиваются. В дополнение к лицензии, которая выдается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, таможенные органы вправе запросить дополнительные разрешительные документы.
Российская система экспортного контроля обладает рядом особенностей, отличающих ее от систем экспортного контро-
дения национальных, политических и экономических интересов в сфере безопасности государства и населения.
Данные о количестве уголовных дел, возбужденных таможенными органами по борьбе с контрабандой сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1 УК РФ) за 20182020 гг. приведены в таблице 2.
ля других стран. Нельзя однозначно сказать о том, что это показывает отставание российской системы экспортного контроля. Деятельность в российской системе экспортного контроля обусловлена существующими особенностями экспорта на территории нашей страны. На её создание влияют многие факторы, в т.ч. территория России, структура экспорта, взаимодействие с соседними государствами. Эти факторы влияют на те меры, которые применяют в своей деятельности таможенные органы. Особенность заключается в том, что в мировом сообществе не существует государства по своим характеристикам похожих на Россию, поэтому при создании российской экспортной системы приходилось ориентироваться как на мировую практику, так и на особенности Российской Федерации как внешнеэкономического субъекта.
Таблица 2. Количество возбужденных таможенными органами уголовных дел по
ст. 226.1 УК РФ
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. в % к 2018 г. 2020 г. в % к 2019 г.
Количество уголовных дел 577 677 282 117,3 41,6
Таким образом, можно сделать вывод о всей стране, первостепенные функции воз-том, что таможенные органы РФ обладают ложены именно на ФТС РФ, поскольку обширными функциями в области экс- данная сфера является важной для обеспе-портного контроля. Деятельность тамо- чения национальной безопасности. Можно женных органов не ограничивается только сказать, что таможенные органы являются фактической проверкой товаров, а носит одним из важнейших органов, гаранти-намного больший функционал. Несмотря рующих целостность системы экспортного на разветвленную систему таможен по контроля.
Библиографический список
1. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения 10.04.21)
2. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (ред. от 13.07.2015). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 27.02.2021)
3. Витюк В.В., Федоренко К. П. Экспортный контроль в Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №7.
4. Петрушина О.М., Дорожкина Т.В., Мельник В.Н. Экспортный контроль в Российской Федерации // Вестник Калужского университета. - 2019. - № 2. - С. 69-72.
5. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России // Вестник академии знаний. - 2020. - №6 (41). -С. 36-38.
THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE EXPORT CONTROL SYSTEM
A.A. Plakhova, Student Yu.Yu. Chaikovskaya, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses the main features of export control in Russia, as well as the tasks of the customs authorities and the directions of their activities in the field of export control, both independently and in cooperation with the FSTEC and the Federal Security Service of the Russian Federation. The specificity of the activities of customs authorities in the field of export control is analyzed. The features of export control in Russia and its difference from other countries are considered. Conclusions are made about the important role of customs authorities in the system of export control.
Keywords: export control, customs authorities, customs control, exporter, automated control system.