Д. Б. Жуков
информационное взаимодействие федеральной таможенной службы и федеральной службы по техническому и экспортному контролю в системе государственного экспортного контроля
В статье проведен анализ действующих законодательных норм Российской Федерации в области экспортного контроля. Рассмотрен порядок организации информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в рамках проводимых работ по автоматизации совершения таможенных операций, в том числе заложенных в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»; экспортный контроль; идентификация товаров; автоматизация совершения таможенных операций; информационное взаимодействие; товары двойного назначения.
D. B. Zhukov
information interaction between the federal customs service and the federal service for technical and export control in the system of state export control
The current legislation of the Russian Federation in the field of export control has been analysed in the article. The organization of information interaction between the Federal Customs Service and the Federal Service for Technical and Export Control in the framework of ongoing automation of customs operations, including those inherent in the "Development strategy of the customs service of the Russian Federation until 2030" has been considered.
Keywords: the Federal Customs Service ; the Federal Service for Technical and Export Control; "Development strategy of the customs service of the Russian Federation until 2030"; export control; goods identification; automation of customs operations; information interaction; dual-use goods.
Экспортный контроль представляет собой комплекс государственных мер, определяющих порядок осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ОМП), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники [1]. Экспортный контроль является ключевым элементом стратегии и политики его нераспространения, проводимой государством. Структура и процедуры экспортного контроля определяются степенью участия данного государства в международных режимах нераспространения ОМП и интересами государства в этой сфере [2].
Эффективное построение и функционирование системы экспортного контроля государства позволяет решить вопрос не только по равноправному участию последнего в международных режимах экспортного контроля, но и по вхождению в различные международные торговые организации с целью обеспечения права на равные отношения со странами-производителями и странами-экспортерами высоких технологий и товаров, созданных на их основе, осуществлению экспорта
Д. Б. Жуков
товаров и технологий двойного назначения. При этом государство в сфере ВЭД должно соблюдать правила, нормы и процедуры тех режимов нераспространения, членом которых оно является [3]. Существующие в настоящее время международные режимы нераспространения являются объединениями государств на основе взаимных договоренностей о том, как следует осуществлять контроль за экспортом товаров, имеющих отношение к разработке и производству ОМП [4].
В основу системы экспортного контроля в Российской Федерации (РФ) положены международные договоры, заключенные СССР, в том числе: Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, 1970), Конвенция по запрещению биологического (токсинного) оружия (КБТО, 1975), Комитет Цанге-ра (список предметов ядерного экспорта, 1971), Группа ядерных поставщиков (ГЯП, 1974). Впоследствии РФ стала участницей Режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ, 1987), Вассенаарских договоренностей - список товаров двойного назначения (1995), Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО, 1997) [1]. На завершающей стадии ее формирования был принят основополагающий нормативный правовой акт - Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле», в котором сформулированы цели экспортного контроля [5]:
- реализация требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
- противодействие международному терроризму;
- защита интересов РФ;
- создание условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику.
Участие страны в режимах подразумевает создание соответствующей национальной правовой базы приверженности режимам, работу в форумах стран -участниц режимов, следование принципам режимов в политике страны.
Основным инструментом экспортного контроля являются контрольные списки. Контрольный список в национальной системе экспортного контроля - это юридически оформленный список товаров, услуг и технологий, экспорт которых подвергается государственному контролю и регулированию (лицензированию). В контрольных списках могут оговариваться и описываться те технические особенности, при наличии которых экспорт товаров должен лицензироваться. Типичный контрольный список может содержать перечень товаров или контролируемых технологий. Обычно вместе с самим товаром контролируется и технология, связанная с этим товаром.
Система лицензирования включает правовую базу, уполномоченные государственные органы, а также всю ту деятельность и процедуры, которые связаны с разрешением или отказом в экспорте товара. Процедура лицензирования состоит из следующих этапов: подача заявления специально уполномоченному органу, его рассмотрение, проведение государственной экспертизы и принятие решения. Государство оставляет за собой право в случае необходимости осуществлять дополнительную техническую оценку выдаваемых лицензий (или отказов в выдаче лицензии) и самих товаров [6].
Всеобъемлющий контроль предоставляет государству правовое обоснование, не дающее возможности экспортерам «обойти» требования экспортного контроля или найти в них слабые места и «легально» продать чувствительные товары
и технологии, имеющие отношение к ОМП. Основные принципы всеобъемлющего контроля декларируют, что поставщики не могут экспортировать товары, услуги и технологии подозрительным конечным пользователям или посредникам, если у экспортера есть основания предполагать, что в конечном итоге товары или технологии могут быть использованы для производства оружия. Основаниями для такого предположения могут стать: соответствующее уведомление со стороны государственных органов, собственная информация или информация, полученная в результате специально проведенного анализа конечного использования или надежности конечного пользователя. В том случае, если компании сознательно экспортируют товары и технологии для военного применения, они в соответствии с принципом всеобъемлющего контроля отвечают за это в судебном порядке.
Процедуры системы экспортного контроля включают организацию работы аппарата, участвующего в процессе контроля, предусматривают обновление существующих процедур, разработку и внедрение новых, а также принуждение к их выполнению. Правовая база экспортного контроля должна определять, какие учреждения, организации и агентства вовлечены в процесс экспортного контроля.
Законодательно-нормативная база устанавливает правила и процедуры экспортного контроля, в том числе системы лицензирования, их разработчиков, порядок составления и модификации контрольных списков, механизм обеспечения оценки адекватности контрольных списков и процедур [7].
Большое значение придается тому, чтобы в процесс экспортного контроля были включены несколько ведомств для недопущения возможных злоупотреблений властью, которые могут произойти в случае, если только одна организация полностью контролирует принятие решений в области экспорта товаров и технологий. Кроме того, должна существовать система решения спорных вопросов на более высоком уровне в тех случаях, когда такие противоречия возникают. И, наконец, должна функционировать система технической проверки, которая даст возможность экспертам в специфических и узких областях выявить конечного пользователя и конечное использование товара. Такого рода техническую экспертизу могут выполнять как специализированные организации, так и различные научно-исследовательские институты. В целом для эффективного осуществления процедур экспортного контроля необходим механизм межведомственной координации. Все вышеуказанное реализовано в многоуровневой структуре экспортного контроля России [8].
Из всех элементов системы экспортного контроля информационный обмен наиболее всеохватывающий. В него входит все, что связано с правовой и организационной базой, с осуществлением сбора и обеспечения информации в области политики экспортного контроля, законодательства, реализации экспортного контроля, а также его внутреннего и международного регулирования. Этот элемент предполагает обмен информацией с другими участниками режима по количеству запрошенных и выданных лицензий и количеству нарушений, а также допускает возможный обмен разведывательными данными об иностранных конечных пользователях. Он также включает ознакомление населения с системой экспортного контроля, в частности, информирование всех субъектов ВЭД, а также правительственную помощь промышленности с тем, чтобы избежать нарушения закона «по незнанию». Государство должно информировать экспортеров об их обязанностях и правовой ответственности за нарушение закона [9].
Таможенные органы РФ являются составным элементом системы экспортного контроля, на постоянной основе осуществляющим эффективную защиту национальных интересов государства, обеспечивающим контроль за экспортом товаров и контролирующим исполнение норм национального законодательства и международных обязательств РФ в области нераспространения ОМП [10]. В соответствии с «Положением о Федеральной таможенной службе», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (с изменениями и дополнениями), Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела [11]. По сути, служба является специально уполномоченным государственным правоохранительным органом, вырабатывающим и реализующим меры по выявлению и пресечению нелегальных внешнеэкономических операций. В национальной системе экспортного контроля таможенная служба рассматривается в качестве последнего рубежа при осуществлении экспортной сделки, на котором может быть пресечен незаконный экспорт, представляющий угрозу распространения ОМП.
Для пресечения нелегального экспорта и импорта места проведения таможенного контроля оснащены соответствующим оборудованием; также используются различные методы для идентификации экспортируемых товаров. Таможенные органы принимают активное участие в работе по гармонизации процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой и активно взаимодействуют с международными организациями в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и предотвращения распространения ОМП и средств его доставки. Место и роль таможенной службы в рамках политики нераспространения определены и закреплены законодательно (рис. 1).
В настоящее время совершенствование системы экспортного контроля с использованием современных информационных технологий является одной из актуальных задач, стоящих как перед мировым сообществом, так и перед отдельными странами - участницами международных режимов по экспортному контролю. Данная работа неразрывно связана с технологией совершения таможенных операций с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте или импорте которых применяется ли-цензирование[12].
Эти цели можно достичь, реализуя перечень мероприятий и организовывая взаимодействие (в том числе информационное) как с уполномоченными государственными органами, так и с участниками ВЭД.
На таможенные органы РФ законодательством в области экспортного контроля возложена функция по обеспечению соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров, подлежащих экспортному контролю, через таможенную границу. Для обеспечения оперативности в принятии соответствующих решений и закрепления правовых основ взаимодействия в 2013 г. было подписано «Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (соглашение). Соглашение допускает обмен информацией в электронном виде с использованием информационных систем ведомств.
( Экспортный контроль )
о о о
Методы осуществления экспортного контроля
Идентификация товаров (технологий ), включенных в списки, и определение действующих в отношении них запретов и ограничений
Таможенный контроль товаров (технологий), включенных в списки, при совершении таможенных операций
Разработка списков контролируемых товаров (ФОИВ совместно с иными организациями)
О
Представление списков контролируемых товаров Правительством РФ Президенту РФ
О
Утверждение списков контролируемых товаров Президентом РФ
Документы, подтверждающие соблюдение мер экспортного контроля
Лицензия
Заключение
Разрешение _
Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами
Организация и проведение проверок соблюдения участниками ВЭД требований законодательства об экспортном контроле
Рис. 1. Механизм осуществления экспортного контроля
В рамках соглашения Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) предоставляет ФТС России информацию о выданных ФСТЭК России идентификационных заключениях, лицензиях и разрешениях Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации (Комиссия), а также об аннулировании, приостановлении и отказе в выдаче лицензий и разрешений Комиссии. ФТС России направляет информацию об участниках ВЭД, которым таможенный орган выставил требование о необходимости получения разрешения на осуществление сделки с контролируемой категорией товаров, а также о фактах помещения под таможенные процедуры товаров, подлежащих экспортному контролю. Важными условиями данного информационного обмена являются оперативность и актуальность предоставляемых данных. Именно эти факторы имеют определяющее значение при принятии юридически значимых действий в таможенном органе совершения таможенных операций, а также в обеспечении должного уровня автоматизации принимаемых решений (рис. 2).
«Порядок получения, хранения и передачи поступающей в ФТС России из ФСТЭК России информации о заключениях ФСТЭК России и уполномоченных экспертных организаций о применении к товарам ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля» (Порядок) утвержден приказом ФТС России от 30.12.2014 № 2605 [13]. В целях реализации положений данного приказа осуществлена доработка штатных программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) для обеспечения хранения и передачи информации ФСТЭК России в соответствии с данным Порядком. Реализован механизм
хранения и актуализации в справочниках нормативно-справочной информации (справочник) ЕАИС ТО сведений о выданных заключениях с указанием статуса документа (действителен / недействителен) (рис. 3).
Выдача разрешительных документов ФСТЭК России
Подготовка заявителем комплекта документов
Подача комплекта документов в ФСТЭК России
ФСТЭК России: регистрация поступления документов
ФСТЭК России: ОРУВЭД - проверка оформления, соответствия требованиям полноты и достоверности документов
Обнаружено несоответствие по содержанию, оформлению, комплектности?
Запрос дополнительной информации, материалов у заявителя
Возврат документов заявителю
Получение, в случае необходимости, дополнительных документов у федеральных органов
исполнительной власти
Организация и проведение государственной экспертизы межведомственными экспертными
советами
Заключение Комиссии экспортного контроля (КЭК): оформление лицензии (разрешения), уведомления об отказе в предоставлении лицензии (разрешения)
ОРУВЭД - оформление выходных документов
Передача информации о принятых решениях заявителю и ФТС России
Рис. 2. Порядок выдачи разрешительных документов ФСТЭК России
Реализация данного механизма позволяет автоматизировать проверку достоверности сведений о документах, заявленных в графе 44 декларации на товары (ДТ), поданной декларантом в электронном виде. При наличии в графе 44 ДТ сведений о дате и номере документа (используется код вида документа 01154) программным средством таможенного органа (АИС «АИСТ-М») реализуется
обращение к справочнику по номеру документа. Программное средство таможенного органа по результатам проведенной проверки сведений о запрошенном документе в справочнике должно автоматически сформировать информационное сообщение, которым должностное лицо таможенного органа будет информировано о наличии либо отсутствии информации о запрашиваемом документе. С учетом многообразия выдаваемых документов, подтверждающих соблюдение мер экспортного контроля, важным является вопрос именно автоматизации проведения проверки, что позволяет как снизить нагрузку на должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, так и минимизировать вероятность ошибки при проведении проверки, исключив так называемый «человеческий фактор».
Экспортный контроль товара
По коду ТН ВЭД товара и его техническим характеристикам проводится проверка на предмет возможной принадлежности к спискам контролируемых товаров (идентификация)
По результатам идентификации товар содержит признаки принадлежности к спискам контролируемых в рамках экспортного контроля
Товар по своим характеристикам относится к контролируемым?
Да
Проверка завершена успешно
Рис. 3. Порядок осуществления экспортного контроля товара
Также в настоящее время реализован механизм визуализации всех документов ФСТЭК России, в том числе содержащих приложения, через личный кабинет участника ВЭД (рис. 4). Это минимизирует количество запросов участникам ВЭД о представлении документов и сведений, а также сокращает сроки совершения таможенных операций в целом. Дальнейшее развитие информационного обмена между ведомствами должно учитывать изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 04.04.2018 № 407 в постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 (по вопросам лицензирования экспортного контроля, в том числе выдачи лицензии в электронном виде). ФТС России в инициативном порядке в декабре 2018 г. направила в ФСТЭК России предложения по организации автоматизированной обработки сведений из лицензий ФСТЭК России.
За счет более четкого выделения области риска нарушения законодательства возможно создать качественную настройку системы управления рисками, обеспечив выборочность мер контроля и тем самым реализовав снижение административных барьеров. В этих целях ФТС России совместно с ФСТЭК России:
26 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2020
Виды документов, подтверждающих соблюдение мер экспортного контроля
Выдаваемые ФТС России
Сертификат доставки товара
Выдаваемые НЭП МО России^
Заключение о неотнесении к ПВН
Выдаваемые ФСТЭК России совместно с КЭК РФ
Лицензии на ввоз в РФ и вывоз из РФ
Генеральные
Разовые
Письма
О продлении срока действия лицензии
О продлении срока временного вывоза
О безлицензионном вывозе
Разрешения
На передачу третьим лицам
На реэкспорт
Разрешения
Разрешение КЭК РФ на временный вывоз
Разрешение КЭК РФ на осуществление внешнеэкономической операции под действие «всеобъемлющего» контроля
V
Выдаваемые ФСВТС России
Лицензия на ввоз в РФ и вывоз из нее ПВН
Приложение к лицензиям на ввоз и вывоз ПВН
Письмо о внесении изменений в лицензию
Письмо о продлении срока действия лицензии
Разрешения о возможности ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и технологий без применения запретов и ограничений, установленных законодательством в области экспортного контроля
Рис. 4. Виды документов, подтверждающих соблюдение мер экспортного контроля
- проведена работа по детализации и конкретизации области риска по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) товаров и их описаниям с учетом статистических данных внешнеторговой деятельности российских участников ВЭД;
- подготовлен справочник кодов товаров двойного назначения и справочник организаций, уполномоченных выдавать идентификационные заключения в области экспортного контроля для целей автоматизации процесса контроля и интегрирования в систему управления рисками для оптимизации и повышения эффективности действия профилей рисков;
- разработана библиотека практики контроля товаров двойного назначения, позволяющая участнику ВЭД на этапе до совершения таможенных операций принять решение о необходимости проведения экспертизы товара;
- реализован механизм информирования заинтересованных участников ВЭД о порядке самостоятельного оформления идентификационных заключений в соответствии с законодательством РФ об экспортном контроле.
Важнейшими составляющими данной работы являются организация полноценного межведомственного электронного информационного взаимодействия и внедрение технологий автоматической обработки информации программными средствами таможенных органов. В практическом плане это закреплено распоряжением ФТС России от 05.08.2019 № 142-р «Об организации работы по учету количества лицензируемых товаров с применением информационной системы таможенных органов» [14]. Распоряжение предусматривает автоматизацию контроля за перемещением лицензируемых товаров, устанавливает порядок взаимодействия как различных таможенных органов, так и структурных подразделений конкретного таможенного органа. Итоги автоматизации контроля предполагается подвести в срок до 01.08.2020 [15]. В среднесрочной перспективе это позволит перейти к штатной автоматизированной обработке, а в дальнейшем - полностью к автоматическому учету лицензий и товаров.
Проводимые технические и технологические мероприятия являются как составной частью общих процессов автоматизации, реализуемых в рамках «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года», так и элементом блока автоматизации, заложенным в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
Использованные источники
1. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / кол. авт., под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2018. 463 с.
2. Жуков Д. Б. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при применении системы экспортного контроля России, структура федеральных органов, осуществляющих экспортный контроль // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 3.
3. Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 № 447 (ред. от 04.04.2018) «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Учебное пособие по курсу «Система экспортного контроля Российской Федерации» / Российская таможенная академия, Центр по проблемам экспортного контроля. М., 2005.
5. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru.
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.
7. Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 973 (ред. от 04.04.2018) «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов
и соответствующих технологий» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
8. Постановление Правительства РФ от 14.06.2001 № 462 (ред. от 04.04.2018) «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/.
10. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
11. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
12. Жуков Д. Б. Информационные таможенные технологии в совершении таможенных операций и их значимость в условиях международной интеграции // Научное издание. М.: РИО Российской таможенной академии, 2015. 388 с.
13. Приказ ФТС России от 30.12.2014 № 2605 «О порядке получения, хранения и передачи информации, поступающей из Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».
14. Распоряжение ФТС России от 05.08.2019 № 142-р «Об организации работы по учету количества лицензируемых товаров с применением информационной системы таможенных органов».
15. Приказ ФТС России от 27.06.2017 № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года „О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года"».