УДК 339.544
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Ю.В. Малевич1, А. Г. Гетман2, Е. А. Ладынина3
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),
191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21; 2Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС, 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43; 3Северо-Западное таможенное управления (СЗТУ) ФТС России, 191187 г. Санкт-Петербург наб. Кутузова дом 20, лит. А
В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения безопасности внешнеторговых цепей поставок инструментами экспортного контроля. Отдельное внимание уделяется механизмам обеспечения безопасности инструментами экспортного контроля таможенными органами Российской Федерации.
Ключевые слова. Экспортный контроль, таможенные органы, безопасность, цепи поставок, участники внешнеэкономической деятельности.
EXPORT CONTROL AS INSTRUMENT OF SUPPLY CHAIN SAFETY OF GOODS AND
TECHNOLIGIES
Yu. V. Malevich, A. G. Hetman, E. A. Ladynina
St.Petersburg State University of Economics (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya st., 21;
North-Western Institute of management is a branch of Ranepa, 199178, St. Petersburg, V. O., Sredny PR. V. O., d. 57/43; North-Western customs administration (nwtu) of the FCS of Russia, 191187 St. Petersburg Kutuzov emb. house 20, lit. А In article topical issues of safety of the foreign supply chains are considered by instruments of export control. The separate attention is paid to safety mechanisms by instruments of export control by customs authorities of the Russian Federation.
Keywords: export control, customs authorities, safety, supply chain, participants of foreign economic activity.
В последнее время в мире все чаще говорится не об экономических направлениях развития государства, а об удержании позиций товаров стратегического и военного назначения. Так, в США считают, что Россия и Китай хотят стать мировыми лидерами в области товаров этой категории, «диктуя свои условия всему миру, при этом сбросить гегемонию США» [1].
Оценивая такой подход, как распространение информации, содержащей негативную оценку политики, проводимой иным государством в целях его дискриминации и поиска союзников в поддержку своей позиции, нельзя не вспомнить, что система экспортного контроля США еще во второй половине 20-го века использовалась для запрета экспорта в СССР
оружия и боеприпасов, товаров, материалов и технологий для их производства, а также оборудования, связанного с использованием атомной энергии и для создания жесткого контроля в отношении экспорта промышленного оборудования, так называемого двойного назначения. На долгие годы существование Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю (КОКОМ) - Coordinating Committee (CoCom) США стало одним из символов «холодной войны». Это историческое свидетельство доказывает, что экспортный контроль используется государствами очень широко, в том числе как инструмент для обеспечения собственных интересов, в ряде случаев для оказания влияния на формирование рынков сбыта высокотехнологической продукции.
1Малевич Юлия Валерьевна - доктор экономических наук, профессор, декан факультета Бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, заведующий кафедрой таможенного дела СПбГЭУ, , тел:(812) 767-19-03, e-mail: [email protected];
2Гетман Анастасия Геннадьевна - и.о. заведующего кафедрой таможенного администрирования СевероЗападного института управления - филиала РАНГХиГС, тел:+7 (931) 311-72-77, e-mail: [email protected];
.3Ладынина Екатерина Алексеевна - заместитель начальника Службы федеральных таможенных доходов-начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Северо-Западного таможенного управления ФТС России , тел (812) 767-18-84, e-mail: [email protected].
Кардинальное изменение мирового политического климата, несомненно, повлияло на создание многосторонней системы экспортного контроля. В настоящее время, важнейшей задачей, в мировом масштабе является недопущение попадания в руки террористов товаров, технологий, информации, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения (далее - ОМП).
Так, в политическую науку в середине семидесятых годов была введена Концепция международных режимов, которые устанавливают определенные стандарты поведения, что помогает государствам оценивать намерения и репутацию друг друга; способствуют равноправному информационному обмену, тем самым, увеличивая предсказуемость международного поведения.
Сложившиеся к настоящему времени международные режимы нераспространения являются объединениями государств на основе взаимных договоренностей о том, как следует осуществлять контроль над экспортом товаров, имеющих отношение к разработке и производству ОМП. В свою очередь каждое государство в своей внешнеэкономической деятельности должно соблюдать правила, нормы и процедуры тех режимов нераспространения, членом которого оно является. Сегодня в каждом развитом государстве сформирована национальная система экспортного контроля, основанная на международных принципах. В этой связи, одним из инструментов регулирования в странах внешнеторговой цепи поставки такой продукции является экспортный контроль.
Американский экспортный контроль, ограничение доступа к технологиям двойного назначения, воздействия на цепочки поставок может оказаться губительным для технологических фирм России. И всё это мотивируется со стороны США угрозой национальной безопасности, что и дает американским властям и их союзникам возможность принимать необоснованные политические решения, и с помощью которых, впоследствии оказывать давление на страны-конкуренты, как Китай и Россия, а также страны, имеющие совместный доступ к проектам в области искусственного интеллекта. Обоснование в этих вопросах крайне серьезное: это вмешательство и влияние на внутреннюю политику в США, создание огромных рисков для их национальной безопасности.
РФ, в свою очередь, в целях сохранения мира на планете и стабильности в силу своих международных обязанностей придерживается соблюдения требований международных соглашений (договоров) в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначе-
ния. Конечно, система экспортного контроля нашей страны также нацелена на поддержание национальной безопасности государства, и в силу складывающейся политической обстановке в мире не может не реагировать на внешние вызовы и угрозы.
В этой связи участникам внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД) необходимо изучение и глубокое понимание вопросов, касающихся функционирования системы экспортного контроля в РФ, в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), а также содержания международных принципов, на которых непосредственно основана сама система.
Участник ВЭД для оценки и минимизации собственных рисков, исходя из специфики продукции, которую он производит и/или экспортирует, либо ввозит, должен определить алгоритм своих действий, в том числе с целью исключения ошибки и нарушения законодательства в области экспортного контроля.
В нашей стране вопросам экспортного контроля уделяется огромное внимание. Под экспортным контролем понимается [2] совокупность определенных государственных методов регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) к числу которых относятся:
- идентификация контролируемых товаров и технологий (далее - контролируемая продукция) (процедура соотнесения товаров и технологий, в отношении которых осуществляется ВЭД к категории «списочных» товаров);
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций в отношении контролируемой продукции (процедура получения лицензии или разрешений);
- таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемой продукции, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимых из РФ;
- осуществление контрольно-проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД [ ст.7, 2].
Организация и проведение экспортного контроля в РФ преследует цели защиты собственных государственных интересов, обеспечения реализации требований подписанных международных соглашений и создания благополучных условий для экономической интеграции РФ в мировую экономику. Еще одной стратегической целью является предотвращение распространения международного терроризма.
Важным для участника ВЭД, осуществляющего перемещение контролируемых товаров или продукции, имеющей признаки контролируемой, является понимание ответственности, когда для принятия решения об экспорте продукции в ту или иную страну, необходимо произвести
оценку не только продукции с целью ее идентификации с контрольными списками, но и оценку внешнеэкономической сделки на предмет соблюдения требований национальной системы экспортного контроля, исполнения санкций Совета Безопасности ООН.
Основными документами, в которых отражается последовательность действий участника ВЭД в отношении объектов экспортного контроля являются:
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2005 № 517 «О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю российской федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности»;
- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2016 № 565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения».
В области экспортного контроля осуществляется оформление и выдача следующих разрешительных документов: разовая и генеральная лицензии (экспортные и импортные); разрешение Комиссии по экспортному контролю на вывоз контролируемой продукции с целью временного использования на территории иностранного государства без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом; письма ФСТЭК России о возможности безлицензионного вывоза контролируемой продукции товаров и технологий (например, в целях ремонта) и иные заключения.
С целью получения лицензии, участник ВЭД обращается в ФСТЭК России с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. Полный перечень необходимых документов приводится в соответствующих положениях, созданных для каждого вида контролируемой продукции с учетом контрольных списков и регламентирующих порядок совершения внешнеэкономических операций в отношении таких товаров и технологий.
В национальной системе экспортного контроля очевидна роль таможенных органов РФ. При вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС таможенные органы -это крайний барьер при осуществлении внешнеторговой поставки товаров через таможенную границу ЕАЭС, в обязанности которых входит проведение проверки документов и све-
дений и фактический таможенный контроль в целях обеспечения соблюдения мер экспортного контроля.
К компетенции таможенных органов РФ относится обязанность по обеспечению экспортного контроля, в частности. В то же время таможенным законодательством определено, что задачами таможенных органов является, прежде всего [3]:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
В современных условиях автоматизации таможенного контроля, главным инструментом исполнения данной задачи таможенными органами является система управления рисками. Для участника ВЭД необходимо использование, предложенных законодателем вариантов, проведения предварительной оценки продукции и сделки для исключения ситуаций, когда запрет или требование разрешительных документов будет выявлено на этапе таможенного контроля, что повлечет за собой принятие соответствующих мер, в том числе и санкции, предусмотренные административным и уголовным законодательством РФ.
Важность экспортного контроля подтверждается тем фактом, что несмотря на общее таможенное законодательство в рамках ЕАЭС, создание единых списков товаров, в отношении которых установлены иные запреты и ограничения, вопросы экспортного контроля регулируются национальным законодательством.
Конечно, в большей степени контроль касается определенных категорий товаров: высокотехнологического оборудования (включая его части) и материалов, измерительных приборов, химических веществ, ядерных и радиоактивных материалов и т.п. Однако среди контролируемых товаров есть, на первый взгляд, безобидные вещи, такие как защитное и спасательное оборудование, пиротехнические изделия, иные товары, имеющие широкий спектр применения.
В случае соответствия перемещаемых товаров, описаниям товаров, включенных в контрольные списки, речь идет об их выпуске с
предъявлением таможенным органам лицензии ФСТЭК России. Однако в большей степени именно с необходимостью подтверждения несоответствия ввозимых/вывозимых товаров контролируемым объектам приходится сталкиваться участникам ВЭД.
Проведенный анализ правоприменительной практики позволил сформулировать несколько основных заблуждений, имеющихся у участников ВЭД в отношении «экспортного контроля».
1. Основное заблуждение вытекает из неверного толкования понятия «экспортного контроля», как контроля в отношении вывозимых товаров. Однако, в пять из шести контрольных списков, утвержденных Указами Президента РФ включены товары, в отношении которых ограничения применяются как при вывозе, так и при ввозе.
Фактически для каждого контрольного списка Правительством РФ утверждены Положения, определяющие порядок осуществления контроля за ВЭД в отношении товаров включенных в данные списки. В Положениях определены особенности, касающиеся интерпретации списка, требования к документам и сведениям для получения лицензий, случаи исключения обязанности получения лицензии и т.п.
В настоящее время у участника ВЭД имеется возможность не только получения заключений аккредитованных организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и появилась возможность включения продукции в так называемый «белый список», подготовленный ФСТЭК России, что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров [4]. Для многих этот инструмент уже стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.
2. Второе заблуждение, выражено в позиции - «если товар не является товаром военного назначения, то он и не объект экспортного контроля». Вместе с тем, эти две сферы четко разграничены законодательством (в отношении военной продукции основы регулирования закреплены в Федеральном законе от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»). Таким образом, скорее будет верным иное утверждение - «если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Даже в случае наличия заключения ФСВТС России о не отнесении товара к продукции военного назначения - обязанность идентификации товара с контрольными списками сохраняется.
3. Третье заблуждение - «товар по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД) не попадает в контрольный список, а значит - не является контролируемым». Вместе с тем, в отличие от иных списков товаров, ограниченных к ввозу/вывозу, к контрольным спискам в области экспортного контроля применяется правило -«коды носят справочный характер», что ориентирует на необходимость соотнесения перемещаемого товара с описаниями товаров, указанными в контрольных списках. Речь идет о детальном сопоставлении технических характеристик перемещаемого товара с характеристиками товаров, соответствующих по «общетехническому наименованию», а также анализ возможных областей использования товаров (например, при ввозе/вывозе клапана, необходимо сопоставить его характеристики, назначение с описаниями клапанов, приведенными в контрольных списках).
4. Четвертое, как правило, убедившись в том, что товар не соответствует описаниям товаров, включенных в контрольные списки у участника ВЭД не остается сомнений в том, что требования законодательства об экспортном контроле соблюдены. Очевидно, что наиболее сложными для понимания являются требования статьи 20 Федерального закона об экспортном контроле, так называемый - «всеобъемлющий контроль».
Сам факт запрета российским лицам заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов вполне понятен. Трудности возникают в понимании наличия обязанности у участника ВЭД осуществить такую проверку и как следствие осознание факта наличия ответственности за несоблюдение этих требований.
Во-первых, речь идет об оценки внешнеэкономической сделки с не контролируемыми товарами и только теми, которые предполагаются к вывозу.
Во-вторых, российские участники ВЭД обязаны в установленном порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в слу-
чае, если они имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных выше целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц; либо если были проинформированы ФСТЭК России.
Ориентиром для участника ВЭД, на то, что конкретно является теми самыми «основаниями полагать» является п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517. В данном пункте указаны 17 оснований, касающиеся, среди прочего, проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.
Как показывает практика большинству участников ВЭД неизвестно о наличии необходимости такой проверки либо эта обязанность игнорируются. В то время как за нарушение требований статьи 20 предусмотрена уголовная ответственность.
5. Еще одно из серьезных заблуждений -это то, что «отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых между Белоруссией, Казахстаном и Россией освобождает от необходимости соблюдения законодательства об экспортном контроле». Вместе с тем, законодательством ЕАЭС [5] установлено, что до введения в действие ряда документов, определяющих Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, Единые правила - в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.
Таким образом, у участника ВЭД сохраняется обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров, а перемещение товаров через границу РФ без требуемых документов влечет ответственность, в том числе уголовную.
Наличие ряда серьезных заблуждений свидетельствует о сложности законодательства в области экспортного контроля.
Последствия несоблюдения законодательства в области экспортного контроля влекут за собой не только ответственность участника ВЭД, допустившего нарушения, но в отдельных случаях могут привести к международным санкциям в отношении РФ, в связи с несоблюдением принятых международных обязательств.
Вышесказанное подтверждает, что при планировании международной цепи поставки
товара, который может «попасть» под экспортный контроль участнику внешнеэкономической деятельности необходимо заранее провести ряд мероприятий, которые позволят свести к минимуму свои риски. При этом в случае наличия сомнений в возможности принятия правильного решения о товаре, сделке самостоятельно -законодатель предоставил возможность обращения в аккредитованные организации, либо во ФСТЭК России. Последним нововведением стало формирование института аккредитации ФСТЭК России специалистов в области экспортного контроля. Такой специалист, принятый в штат работников организации может самостоятельно проводить идентификацию товаров с контрольными списками для организации, в которой работает.
Таким образом, руководителю организации осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, исходя из специфики свой деятельности необходимо оценить, каким образом будет выстроена работа, направленная на обеспечение соблюдения законодательства об экспортном контроле, какие конкретные риски имеются исходя из стран, в которые осуществляются поставки и какая угроза неполучения импортных поставок имеется для его предприятия, с учетом реализации международных санкций, санкций отдельных стран.
Для достижения понимания и оценки рисков требуется комплексный подход к изучению законодательства, регулирующего сферу экспортного контроля, особенно для предприятий производителей наукоемкой продукции, высокотехнологичных товаров.
Литература
1. URL: Шр:/^озпоуо5й.сот/2019/02/сша-ведут-нечестную-борьбу-за-лидерст/ (дата обращения 05.043.2019)
2. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 30. - ст. 3774.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
4. Перечень товаров, в отношении которых при их перемещении за пределы Российской Федерации не применяются запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля № 029219/7701350013// URL: https://fstec.ru/eksportnyj-kontrol/zakonodatelstvo/304-reestry-perechni. (дата обращения 05.043.2019)
5. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 №52 «Об экспортном контроле государств-членов таможенного союза».