Научная статья на тему 'Экспортный контроль как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации'

Экспортный контроль как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
965
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ВЭД / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СУР / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / EXPORT CONTROL / LICENSING / FOREIGN TRADE / EXPORT / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS CONTROL / RMS / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терешенкова Анна Юрьевна, Щербич Сергей Васильевич

Раскрывается понятие и сущность экспортного контроля в Российской Федерации. Анализируется нормативно-правовая база экспортного контроля в РФ и практика осуществления таможенного и экспортного контроля таможенными органами. Рассматривают особенности и сложности выявления продукции экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терешенкова Анна Юрьевна, Щербич Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT CONTROL AS A TOOL FOR REGULATING EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY IN THE SYSTEM FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The concept and essence of export control in the Russian Federation is revealed. Analyzes the regulatory framework of export control in the Russian Federation and the practice of customs and export control by customs authorities. Consider the features and difficulties of identifying products of export control in the implementation of foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «Экспортный контроль как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»

УДК 338.462, 339.543

ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

А.Ю. Терешенкова1, С.В. Щербич2

1 Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург 14-я линия Васильевского острова, 43, 2ЗАО «ЭксКонт», 197374, Санкт-Петербург, Торфяная дорога, д. 7, лит. Ф, Бизнес-центр

«Гулливер-2», оф. 713

Раскрывается понятие и сущность экспортного контроля в Российской Федерации. Анализируется нормативно-правовая база экспортного контроля в РФ и практика осуществления таможенного и экспортного контроля таможенными органами. Рассматривают особенности и сложности выявления продукции экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: экспортный контроль, лицензирование, внешнеэкономическая деятельность, экспорт, ВЭД, таможенный контроль, СУР, управление рисками.

EXPORT CONTROL AS A TOOL FOR REGULATING EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY IN THE SYSTEM FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

A.J. Tereshenkova, S.V. Shcherbich

Northwest Institute of Management RANEPA CJSC «Excont», 197374, St. Petersburg, Torfanaya road, 7, lit. F, Business Center "Gulliver-2", of. 713

The concept and essence of export control in the Russian Federation is revealed. Analyzes the regulatory framework of export control in the Russian Federation and the practice of customs and export control by customs authorities. Consider the features and difficulties of identifying products of export control in the implementation of foreign economic activity.

Keywords: Export control, licensing, foreign trade, export, foreign economic activity, customs control, RMS, risk management.

В настоящее время на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в целях защиты экономического суверенитета и обеспечения экономической безопасности стран-участниц действует система запретов и ограничений. Согласно положениям пункта 10 статьи 2 и статьи 7 ТК ЕАЭС, выделяют следующие виды мер:

- меры нетарифного регулирования, в т.ч. вводимые в одностороннем порядке;

- меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения;

- меры технического регулирования;

- санитарные меры;

- ветеринарно-санитарные требования;

- карантинные фитосанитарные меры;

- радиационные требования.

В настоящее время, основным документом, определяющим нетарифное регулирование, порядок и случаи применения Союзом является Договор «О Евразийском экономическом союзе» (далее - Договор), статьи 46, 47, и приложение № 7 к Договору: «Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» (далее - Протокол). В соответствии с Протоколом, в торговле с третьими странами на территории Союза применяются единые меры нетарифного регулирования. Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Коллегии ЕЭК. Исполнение Договора и Протокола на данный момент регулируется решениями Коллегии ЕЭК № 134 от 16.08.2012 г. [1] и № 30 от 21 апреля 2015 г. [2]

1 Терешенкова Анна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС, тел.:+7 921 383 4565, e-mail: [email protected]

2Щербич Сергей Васильевич - кандидат технических наук, ЗАО «ЭксКонт», тел.:8 800 555 4420, e-mail: scherbich @gmail. com

Таблица 1 - Сводная таблица применения запретов и ограничений при перемещении товаров, с указанием регулирующих норм и государственных контролирующих органов

п/н Виды запретов и ограничении Нормативный документ, регулирующий меру и устанавливающий перечень товаров Регулирующий орган в РФ

1. меры нетарифного регулирования (запреты) Пункты 1.1.-1.4., 1.6-1.9 приложения №1 Решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30; Пункт 1.5 Единого перечня «Товары, ограниченные к перемещению через границу Таможенного союза», Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. N 134 Коллегии ЕЭК; Минпромторг России

2. меры нетарифного регулирования (ограничения) Пункты 2.1-2.23, 2.30 приложения №2 Решения Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30; Пункты 2.24-2.29 Единого перечня, Решение Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. N 134 Список органов установлен распоряжением Правительства России № 1567-р от 23.09.2010

3. особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами Решения Коллегии ЕЭК и указы Президента РФ, утверждаемые на основании введения международных санкций, эмбарго и др. аналогичных мер в соответствии с Уставом ООН Минпромторг России

4. меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения Закон РФ № 183-ФЗ от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»; Контрольные списки, утвержденные Указами Президента РФ; Пост. Правительства РФ от 15.09.2008 N 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций ...» ФСТЭК России

5. меры технического регулирования Решение КТС № 319 от 18.06. 2010 «О техническом регулировании в Таможенном союзе»; Решение КТС № 711 от 15.07.2011 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза»; Закон РФ 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании в РФ»; Пост.Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации...»; Технические регламенты РФ и Таможенного союза - ТР ТС (ГОСТы для продукции не регламентированной ТР ТС) Росстандарт

6. санитарно-эпидемиологичес -кие требования Соглашение таможенного союза по санитарным мерам; Решение КТС № 299 от 28.05.2010 г. «О применении санитарных мер в таможенном союзе» Роспотребнадзор

7. ветеринарные требования Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам; Решение КТС от 18.06.2010 N 317 «О применении ветери-нарно-санитарных мер ...» Россельхознадзор

8. карантинные требования Соглашение таможенного союза о карантине растений; Решение КТС от 18.06.2010 N 318 «Об обеспечении карантина растений ...» Россельхознадзор

9. фитосанитарные требования Решение КТС от 18.06.2010 N 318 «Об обеспечении карантина растений ...» Россельхознадзор

10. радиационные требования Приказ ГТК РФ от 04.02.2004 N 154 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов»; Приказ ФТС России от 09.10.2012 № 2026 «Об определении технических средств для проведения радиационного контроля..» ГК «Росатом», ФТС России, МАГАТЭ

При выборе объектов и форм таможен- Таможенные органы в пределах компе-

ного контроля используется система управле- тенции определенной Разделом VI и, в частно-ния рисками (СУР). сти, статьями 318 и 351 ТК ЕАЭС, осуществ-

ляют экспортный, радиационного и иные виды

госконтроля в соответствии с национальным законодательством. При проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза и подлежащих контролю другими государственными органами обеспечивают общую координацию проведения такого контроля, в т.ч. с использованием информационных систем.

Порядок проведения таможенного контроля таможенными органами закреплен в статье 310 ТК ЕАЭС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Особенности таможенного оформления и контроля, товаров на которые распространяется система запретов и ограничений ВЭД. Сведения, заявляемые декларантом в декларации на товары (ДТ) и прилагаемых к ней документах, подлежат проверке таможенным органом с целью установления достоверности этих сведений, подлинности представленных документов и правильности их оформления. В рамках этой проверки таможенный орган обязан, в том числе, убедиться в соблюдении участником ВЭД законодательства об экспортном контроле и мер нетарифного регулирования. В частности, среди документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, указываемых в графе 44 декларации на товары (ДТ), в целях выполнения требований экспортного контроля и мер нетарифного регулирования, по классификатору выделим 8 видов разрешительных документов.

Виды документов, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, указываемые в графе 44 ДТ, в целях выполнения требований экспортного контроля [4]:

01091 - заключение органа, уполномоченного на ввоз/вывоз шифровальной техники;

01092 - нотификация;

01151 - лицензия на ввоз/вывоз товаров, подлежащих экспортному контролю (ЭК) (ФСТЭК), с передачей права собственности;

01152 - разрешение на транзит товаров, подлежащих ЭК;

01153 - разрешение (подтверждение) на ввоз/вывоз товаров, подлежащих ЭК (КЭК) -без передачи права собственности;

01154 - заключение идентификационного центра о непринадлежности товара к списку контролируемых товаров (например, Заключение ЭксКонт, ФСТЭК России);

01161 - лицензии на ввоз/вывоз продукции военного назначения (ФС ВТС);

01163 - заключение идентификации о непринадлежности товара к продукции военного назначения (ФС ВТС);

С 2014 г. подача декларации на товары (ДТ) происходит по технологии электронного декларирования (ЭД-2). Одним из основных нормативных документов для сотрудников таможенного органа, регламентирующим проверку электронной ДТ является Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске, утверждённый Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761.[5] Согласно Инструкции, проверка ДТ осуществляется с применением системы управления рисками для оперативного выявления рисков: не верного определения кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, занижения таможенной стоимости, применения мер нетарифного регулирования и экспортного контроля и другие.

Правильность определения классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС является важным нормативным требованием, оказывающем влияние на эффективность выявления в общем массиве товаров в ДТ объектов экспортного контроля.

В случае обнаружения в ДТ товаров, обладающих признаками объектов экспортного контроля, т.е. подпадающих под профили риска экспортного контроля, должностное лицо таможенного органа, в целях минимизации рисков, должен проверить и запросить документ, подтверждающий соблюдение законодательства в области экспортного контроля.

Существующая система таможенного контроля таможенным органом требует обязательного наличия одного из следующих документов:

- идентификационного заключения, составленного российским участником внешнеэкономической деятельности;

- лицензии, разрешения или иного документа, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- заключения экспертной организации (требование статьи 24 Закона «Об экспортном контроле» и постановления Правительства РФ от 13.06.2012 г. № 583 «О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля»).

Автоматизация процедуры проверки подлинности разрешительных документов проводится с применением межведомственных информационных ресурсов, предоставляющих заинтересованному должностному лицу информацию о выданных документах и их содержания. Доступ к такой информации осуществ-

ляется с автоматизированного рабочего места должностного лица таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров. Однако в данные ресурсы попадает информация только о документах, изданных федеральными органами, либо организациями, получившими специальное разрешение на проведение независимой идентификационной экспертизы.

ФТС России на основании информации от ФСТЭК России осуществляется разработка и утверждение профилей рисков (ПР), направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, а также пресечение вывоза товаров по отдельным внешнеторговым сделкам, осуществление которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации. Согласно данным ФТС по 2018 г. в данном направлении разработано более 100 профилей рисков.[6]

Ежегодно отмечается увеличение общего количества утвержденных профилей рисков: 2015 г. - 34 109 шт.; 2016 г. - 38 203 шт. В 2017 г. - более 40 тыс. профилей, 85 % которых это стоимостные.[8]

По данным на 2014 г. 302 общероссийских профилей риска 204 (67,5%) автоматические, 56 (18,5%) автоматизированные и 12 (4,0%) неформализованные.

На 2018г. доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков составила 80,3%.

По данным ФТС России в 2018 г. отметим следующие ключевые показатели, установленных Комплексной программой развития [7]:

- доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков составила 82,3% (плановое значение -не менее 82%);

- доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, от общего количества товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков, составила 43,7% (плановое значение - не менее 43%).

Проведем анализ и сопоставление мер регулирования в области экспортного контроля и ПР (см. табл.2).

При выявлении рисков, содержащихся в профилях риска, связанных с экспортным контролем, уполномоченное должностное лицо действует в соответствии с порядком, установленным нормативно-правовым актом ФТС России.

Например, в случае отсутствия среди документов представленных с ДТ декларантом, документов подтверждающих соблюдение законодательства в области ЭК, должностное лицо должно выполнять указанные в Профиле риска меры по минимизации рисков, такие как, например, «отправка в функциональное подразделение», которая обязывает таможенный орган во исполнение Приказа ФТС № 778 от 24.04.2014 отправить запрос в функциональное подразделение таможенного органа, в ОТОиЭК (Отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни).[9] Направление в функциональное подразделение формируется в виде электронного запроса и электронного пакета документов (ДТ, опись, формализованные документы и сканы неформализованных документов), отправляются в ОТОиЭК.

Если в профиле риска меры минимизации риска не предусмотрено, то инспектор для принятия решения о применении запретов и ограничений в отношении товаров, обязан направить запрос декларанту.

Необходимо отметить, что операции документального контроля проводятся уполномоченными должностными лицами таможенных органов в условиях жёсткого временного регламента, установленного таможенным законодательством, что обостряет проблемы выявления товаров списочных групп. Отсутствие, что естественно, особых требований к технической документации, а также к документированию экспертиз, проводимых самим участником ВЭД, позволяет им нередко использовать поддельную техническую документацию, представлять неполную информацию о технических характеристиках товара, использовать иные наименования товара, чем указаны в контрольных списках (синонимы).

Существующая система управления рисками не предусматривает необходимость проверки таможенным органом обязательного наличия одного из следующих документов:

- идентификационного заключения, составленного российским участником внешнеэкономической деятельности;

- лицензии, разрешения или иного документа, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- заключения экспертной организации (требование статьи 24 Закона «Об экспортном контроле» [10] и Пост. Правительства РФ от 13.06.2012 г. № 583 «О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля»).

Таблица 2 - Анализ полноты контроля соблюдения законодательства об экспортном контроле и разработанные профили риска в этой области

Направление перемещения товаров Источник регулирования, согласно Закону РФ 183-ФЗ Краткое описание требования законодательства об ЭК Наличие профиля риска

Вывоз Статья 6 Разрешительные документы нет

Статья 19 Лицензии на передачу товаров, соответствующих «контрольным спискам» есть

Статья 20 Всеобъемлющий контроль есть

Статья 25 Требования эмбарго есть

Ввоз Статья 6 Разрешительные документы нет

При этом, в случае отсутствия представленного разрешительного документа, должны быть проанализированы следующие параметры внешнеэкономической сделки:

1) обязательства стран в области нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ);

2) участие стран участников ВЭД в военных программах;

3) информация о конечном пользователе;

4) несоответствие товара заявленным целям использования;

5) несоответствие объема (количества) и номенклатуры производственным мощностям;

6) наличие требований к конфиденциальности информации;

7) особые условия финансовых расчетов в сделках;

8) несоответствие государства назначения представленным контрактным и транспортным документам;

9) необоснованный отказ от услуг поставщика;

10) особые требования к упаковке и маркировке продукции;

11) намерения проводить модификацию приобретаемой научно-технической продукции;

12) использование в контактных данных абонентского почтового ящика;

13) нелогичных способа и (или) маршрута доставки;

14) наличие в сделках сведений о территории с высокий уровень террористической активности;

15) действующее эмбарго СовБез ООН или иной международной организации;

16) информация о намерении использования в целях создания вооружения и военной техники;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17) причастность к террористической деятельности.

Установление подлинности документов, полноты и достоверности, содержащихся в них сведений, при использовании электронной формы декларирования осложнено, тем, что

направляемые в таможенный орган электронные документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации, должны соответствовать по своему формату формам документов, содержащихся в альбоме форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Однако, документы, используемые для подтверждения соблюдения декларантом запретов и ограничений ВЭД, в альбоме отсутствуют. Кроме того, должностное лицо таможенного органа при возникновении сомнений не может оперативно ознакомиться с оригиналом документа или его электронной копией в целях устранения возникших сомнений в полноте и достоверности декларируемых сведений. Требование же о представлении оригинала документа сказывается на увеличении срока выпуска товара.

Автоматизация процедуры проверки подлинности разрешительных документов возможна при наличии соответствующих информационных ресурсов, содержащих информацию о выданных документах и их сканированные изображения. Доступ к такой информации должен осуществляться с автоматизированного рабочего места должностного лица таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров.

На 2018г. доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков составила 80,3%.

Много автоматизированных профилей риска связано с проведением экспортного контроля, контроля двойных технологий, выполнением решений СовБеза ООН и т.п. Но пока нет программных средств, которые могли бы обеспечить автоматическое совмещение описания 31-й графы ДТ и кода товара.

Надо отметить, что Приказ ФТС России от 24.09.2014 г. N 1873 «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров...», устанавливающий дополнительные требованиях к описанию товаров в графе 31

декларации на товары (ДТ) утратил силу с 12.07.2015. Т.о., в настоящий момент, нет документа, кроме Приложений 2-4 к Решению КТС от 20.05.2010 №257[11] устанавливающего особые требования к описанию товаров, коды и наименования которых совпадают с кодами и наименованиями товаров, указанных в контрольных списках (Указы Президента РФ №1083, 202, 1005, 1661, 36, 1082), а также товаров, коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС указаны в Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (Указ Президента РФ от 28.08.2001 г. № 1082) с указанием регистрационного номера по КАС (CAS (Chemical Abstracts Service Registry Number).

Все указанные недоработки в данном направлении, а также ограниченность сроков проверки ДТ должностным лицом таможенного органа, могут быть использованы недобросовестными участниками ВЭД для предоставления неполных или недостоверных данных при декларировании с целью сокрытия реальной информации и избегания мер нетарифного регулирования.

В н.в. Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России проводит работы по развитию и автоматизации системы профилей рисков в области экспортного контроля, с совмещением анализа данных заполнения граф 31, 33 и 44 ДТ, а также проводится работа по категорированию участников ВЭД.

Лишь малая доля российских участников ВЭД осведомлена о необходимости идентификации продукции (товаров и услуг) при перемещении через границу. За идентификацией поставляемых технологий обращаются, по информации независимого идентификационного центра в области экспортного контроля ЗАО «Центра проектов развития промышленности» и ЗАО «ЭксКонт», в основном обращаются, ФГУП, НИИ, крупные корпорации, получившие соответствующие уведомления от специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля -ФСТЭК России.

Кроме того, в соответствии с письмом ФТС России от 19.02.2018 № 14-68/09257 «Об организации информирования участников ВЭД» на Интернет-ресурсах таможенных органов (сайтах РТУ) таможенные органы стали размещать следующие статьи: «В соответствии с пп. 1 п. 3 статьи 24 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» российским участникам внешнеэкономической деятельности предоставлено право самостоятельного оформления результатов проводимой идентификации контролируемых

товаров. Заключение может быть удостоверено подписью руководителя российского юридического лица или иного лица, уполномоченного представлять это юридическое лицо в силу закона, либо индивидуального предпринимателя, являющегося российским участником внешнеэкономической деятельности».

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 г. № 565 утверждены Правила проведения идентификации контролируемых товаров и технологий, форма идентификационного заключения и правила его заполнения. [12]

Представление для целей совершения таможенных операций идентификационного заключения о не отнесении декларируемого товара к объектам экспортного контроля является достаточным условием для подтверждения соблюдения запретов и ограничений при условии соблюдения требований по его оформлению и заполнению». Однако, идентификационные заключения, выполненные самостоятельно участником ВЭД не проходят проверку специальным уполномоченным органом в области экспортного контроля - ФСТЭК России, а также информация о них отсутствует в межведомственные информационные ресурсы, что повышает риск пропуска контролируемых товаров.

Те участники ВЭД, которые непреднамеренно или преднамеренно избегают идентификации товаров при совершении внешнеэкономической деятельности, могут столкнуться с предписаниями во время проверок их внешнеэкономической деятельности федеральными службами уже после состоявшегося факта поставки. Несоблюдение закона об экспортном контроле может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность, а также запрет заниматься внешнеэкономической деятельностью определенный период времени, что негативно скажется на репутации и/или вообще существовании организации. Частично ликвидацию пробелов в знаниях в области экспортного контроля стараются устранить учебные центры, имеющие соответствующие программы, информация о таких центрах размещена на официальном сайте ФСТЭК Росси.

Литература

1. Решения Коллегии ЕЭК № 134 от 16.08.2012 г. (ред. от 11.12.2018) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.10.2018) «О мерах нетарифного регулирования

3. Терешенкова А.Ю. Актуальные вопросы таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров отдельной категории // Научно-образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы» Сборник научных работ. Под редакцией Г.Д. Дроздова. Санкт-Петербург, - 2015, - №6. - С. 16-2»

4. Терешенкова А.Ю., Щербич С.В. Роль системы экспортного контроля в обеспечении безопасности экспорта инновационных технологий. Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. № 4 (42). С. 72-78.

5. Приказ ФТС России от 17.09.2013 N 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при

| осуществлении в отношении них таможенного контроля».

6. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL:

http://www.customs.ru/index.php?option =com_content&view=article&id=27216:-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 01.03.2019).

7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2016 году. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=24865: -2016-

&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 01.03.2019).

8. Доклад Президенту Российской Федерации уполномоченного по правам предпринимателей. Книга жалоб и предложений российского бизнеса. -2017. - С. 74. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru /2017/pdf/3 .pdf (дата обращения: 01.03.2019).

9. Приказ ФТС России от 24.04.2014 г. N 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».

10. . Федеральный закон от 18.07.1999^1 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле».

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»).

12. Постановление Правительства РФ от 21.06.2016 г. № 565 «О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения».

УДК 338.2

УСТОЙЧИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОВЫЕ

ПРАКТИКИ

О.Д.Угольникова1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье рассмотрены теоретико-практические аспекты приграничного и трансграничного развития российских регионов. При анализе связанных с ним интеграционных процессов на примере Норвежско-финляндского приграничья указаны приоритетные направления, обеспечивающие устойчивое и безопасное развитие приграничных территорий. Они включают адаптацию к меняющемуся климату, экологическую защиту, реагирование на чрезвычайные ситуации, транспортную доступность через создание транспортных сетей и развитие транспортной инфраструктуры, поддержку коренных народов. Указаны особенности инструмента «еврорегион», применяемого в интеграционных проектах ЕС и РФ.

Ключевые слова: приграничные сотрудничество, трансграничное сотрудничество, устойчивость, безопасность, транспортная доступность, Норвежско-финляндское приграничье, еврорегион.

THE STABILITY AND SECURITY OF THE RUSSIAN BORDER REGIONS: THEORETICAL

ASPECTS AND NEW PRACTICES

O.D. Ugolnikova

St. Petersburg state University of Economics (St. Petersburg state University),

191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21

This article reveals theoretical aspects and new practices cross-border development in Norwegian-Finnish bordering zone of Russian regions. Identifies fields of priority integration directions. These include adaptation to climate, ecology, protection from emergencies, transport accessibility, support for indigenous peoples and others. Definies differences of the Euroregion for integration projects EU - Russia.

Keyworlds: cross-border cooperation, sustainability, security, transport accessibility, Norwegian-Finnish border, Euroregion.

1 Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций СПбГЭУ, тел: +7-906-253-59-49, e-mail: ol-ga_ugolnikova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.