Научная статья на тему 'РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕАЭС'

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕАЭС / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Зотов И.В.

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности растет из года в год, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникшими экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков. Одним из важнейших вопросов нашего времени считается проблема экономической безопасности страны, она обретает первостепенную значимость, так как устанавливает направления для принятия основных социально-экономических решений. В непростых современных обстоятельствах, когда внешние и внутренние угрозы требуют от государства незамедлительного реагирования на них в целях увеличения уровня своей национальной безопасности, наиболее острой становится проблема обеспечения экономической безопасности. В данной научной работе рассмотрено высокая значимость роли таможенных органов Евразийского экономического союза в обеспечении соблюдения национальных экономических интересов, изучены результаты деятельности таможенной службы ЕАЭС, предложены пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Зотов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE EEC COUNTRIES

The role of customs authorities in ensuring economic security is growing from year to year, due to the emerging geopolitical situation, the economic and political problems that have arisen both within the state and at the international level and, as a result, the emergence of new threats and risks. One of the most important issues of our time is the problem of the economic security of the country, it acquires paramount importance, as it sets the direction for the adoption of basic socio-economic decisions. In difficult modern circumstances, when external and internal threats require the State to respond immediately to them in order to increase the level of its national security, the problem of ensuring economic security becomes the most acute. In this scientific work, the high importance of the role of the customs authorities of the Eurasian Economic Union in ensuring compliance with national economic interests is considered, the results of the activities of the customs service of the EAEU are studied, ways of their improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕАЭС»

17. Усеинова, Ф.Ф. Пути повышения эффективности использования основных средств / Ф.Ф. Усеинова // Символ науки: международный научный журнал. - 2018. - №4. - С. 165-167.

18. Чернова, В.Э. Анализ хозяйственной деятельности фирмы / Э.В. Чернова, Т.В. Шмулевич - Санкт-Петербург: СПбГТУРП, 2020 - 95 с.

19. Шардан С.К., Хагаева А.В. оценка деятельности компании на основе финансового анализа / С.К. Шардан, А.В. Ха-гаева // Вестник Академии знаний. 2021. №2 (43). С. 300-306.

20. Шамсов, Ф.С. Современная методология и методики анализа собственного капитала / Ф.С. Шамсов // StudNet. -2021. - №8. - С. 80-85.

References:

1. Voronina, V.M. Analysis of the effectiveness of the use of fixed assets of the enterprise: study guide / V.M. Voronina [and others] - Orenburg: OGU, 2020 - 114 p.

2. Bartiishina, R.R. Accounting and analysis of the effectiveness of the use of fixed assets of the organization / R.R. Bartiishina // Modern scientific research and innovation. - 2019. - No. 1 (81). - p. 54.

3. Balance sheets of Kavkazcement JSC for 2019-2021.

4. Vasilyeva, D.O. Improving the efficiency of using fixed assets of an enterprise / D.O. Vasilyeva // Finance and insurance. -2018. -p.12-14.

5. Gunina, I.A. Assessment of the efficiency of using the fixed capital of an industrial enterprise / Gunina I.A., Yu.P. Lyutova // Ekonominfo. - 2021. - No. 1. - p.22-26.

6. Golubeva T.V. Resources of the enterprise and the efficiency of their use: a study guide / T.V. Golubeva - Samara: Samara University Press, 2016.- 78 p.

7. Izmailov, M.K. Ways to improve the efficiency of using fixed assets / M.K. Izmailov // Bulletin of the Moscow University named after S.Yu. Witte. - 2020. - No. 3 (30). - p. 95-101.

8. Kirnitskaya, T.E. Improving the efficiency of using fixed assets of industrial enterprises / T.E. Kirnitskaya // Economiks. - 2020. -No. 2 (40). - p. 63-66.

9. Kirikova, I.A. The concept and essence of accounting for fixed assets / I.A. Kirikova R.M. Tsifnova // Development of information support for entrepreneurial activity. - 2018. - p. 26-31.

10. Lukmanova, G.K. Efficiency of using the fixed capital of the enterprise / G.K. Lukmanova // Alley of Science. - 2019. - No. 10(26). - p. 605-609.

11. Lyubushin, N.P. complex economic analysis of economic activity / N.P. Lyubushin - Moscow: UNITI, 2021 - 445 p.

12. Measures for the efficient use of fixed assets of the enterprise. - Access mode: URL: https://orto-ped.ru/meropriyatiya-po-effektivnomu-ispol-zovaniyu-osnovnykh-sredstv-predpriyatiya/.

13. The main directions of increasing the efficiency of the use of fixed assets. - Access mode: URL: https://novainfo-ru.turbopages.org/novainfo.ru/s/article/14191.

14. Rutkauskas, T. K. Economics of an organization (enterprise): textbook / T. K. Rutkauskas [et al.] - Yekaterinburg: UMC UPI Publishing House, 2019. - 260 p.

15. Slesarenko, G.V. Approach to assessing the effectiveness of the use of fixed assets of enterprises / G.V. Slesarenko // Bulletin of the Udmurt University. - 2021. - No. 6. - p. 1010-1016.

16. Tumanov D.V. Management of the capital structure and cash flows of the organization: study guide / D.V. Tumanov [and others] -Yaroslavl: PKF SOYUZ-PRESS LLC, 2021. - 198 p.

17. Useinova F.F. Ways to improve the efficiency of using fixed assets / F.F. Useinova // Symbol of science: international scientific journal. - 2018. - No. 4. - p. 165-167.

18. Chernova V.E. Analysis of the economic activity of the company / E.V. Chernova, T.V. Shmulevich - St. Petersburg: SPbG-TURP, 2020 - 95 p.

19. Shardan S.K., Khagaeva A.V. Evaluation of the company's activities on the basis of financial analysis / S.K. Chardan, A.V. Kha-gaeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43). p. 300-306.

20. Shamsov, F.S. Modern methodology and methods of equity analysis / F.S. Shamsov // StudNet. - 2021. - No. 8. - p. 80-85.

EDN: YSBKRO

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела и логистики, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, rakhmed@yandex.ru,

R.R. Akhmedzyanov - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

И.В. Зотов - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, ronko2012@yandex.ru;

I.V. Zotov - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕАЭС THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE EEC COUNTRIES

Аннотация. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности растет из года в год, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникшими экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков. Одним из важнейших вопросов нашего времени считается проблема экономической безопасности страны, она обретает первостепенную значимость, так как устанавливает направления для принятия основных социально-экономических решений. В непростых современных обстоятельствах, когда внешние и внутренние угрозы требуют от государства незамедлительного реагирования на них в целях увеличения уровня своей национальной безопасности, наиболее острой становится проблема обеспечения

экономической безопасности. В данной научной работе рассмотрено высокая значимость роли таможенных органов Евразийского экономического союза в обеспечении соблюдения национальных экономических интересов, изучены результаты деятельности таможенной службы ЕАЭС, предложены пути их совершенствования.

Abstract. The role of customs authorities in ensuring economic security is growing from year to year, due to the emerging geopolitical situation, the economic and political problems that have arisen both within the state and at the international level and, as a result, the emergence of new threats and risks. One of the most important issues of our time is the problem of the economic security of the country, it acquires paramount importance, as it sets the direction for the adoption of basic socio-economic decisions. In difficult modern circumstances, when external and internal threats require the State to respond immediately to them in order to increase the level of its national security, the problem of ensuring economic security becomes the most acute. In this scientific work, the high importance of the role of the customs authorities of the Eurasian Economic Union in ensuring compliance with national economic interests is considered, the results of the activities of the customs service of the EAEU are studied, ways of their improvement are proposed.

Ключевые слова: таможенные органы, экономическая безопасность, ЕАЭС, национальная безопасность, угрозы, эффективность, перспективы развития.

Keywords: customs authorities, economic security, EAEU, national security, threats, efficiency, development prospects.

Экономическая безопасность представляет собой, в первую очередь, элемент общей системы национальной безопасности страны, а также важную качественную характеристику экономической системы государства. Она неразделимо сопряжена с такими понятиями, как обеспечение обороноспособности, сохранение социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Другими словами, экономическая безопасность касается большей части аспектов жизни государства, общества, экономики.

Угроза экономической безопасности заключается в совокупности обстоятельств и факторов, формирующих прямую или косвенную вероятность нанесения вреда национальным интересам нашей страны в экономической сфере.

Таможенная служба нашей страны активно участвует в обеспечении экономической безопасности государства путем исполнения порученных ей функций - фискальной, регулирующей и правоохранительной. Необходимо указать, что вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации в существенной мере важны и для других стран Евразийского экономического союза.

В первую очередь, обеспечение соблюдения экономических интересов происходит путем взимания обязательных платежей, которые регламентируются таможенными органами, что является основным фактором обеспечения экономической безопасности. В 2021 г. в доход федерального бюджета от таможенных платежей было перечислено 7 156,9 млрд руб., что больше на 50,6 % чем в 2020 г. (рисунок 1).

8000 6000 4000 2000 о

2019 г. 2020 г. 2021г.

Рисунок 1 - Динамика перечислений таможенных платежей в доход бюджета РФ за 2019-2021 гг., млрд руб. (составлено авторами)

Согласно данным, представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что в 2021 году относительно 2020 года наблюдается существенный рост таможенных платежей в доход бюджета РФ, рост составил 50,6 пп. в процентном выражении или 2 405,1 млрд руб. - в абсолютном, относительно 2019 года рост составил 24,9 пп. и 1 427,8 млрд руб. соответственно. В 2020 году относительно 2019 года наблюдается незначительное падение доходов федерального бюджета от таможенных платежей на 17,06 %. Подобная динамика объясняется увеличением объема ввозимых товаров в страну и реализацией мероприятий по совершенствованию инструментов таможенного администрирования.

Тем не менее, существенную роль играют и иные функции, которые возложены на таможенные органы. К примеру, одним из направлений увеличения степени инвестиционной привлекательности экономической сферы Российской Федерации является степень развития юридической защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, и кроме того, соблюдение интересов национальной экономики через механизмы таможенного регулирования.

В обобщенном виде согласно Стратегии национальной безопасности и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации таможенным органам предстоит улучшить работу в целях [4]:

U

• увеличения инвестиционной привлекательности. Отдельного интереса требует таможенное администрирование в рамках таможенных процедур свободной таможенной зоны (проводимая резидентами СЭЗ, ТОСЭР, Арктической зоны (в России)) и свободного склада (проводимая владельцами таможенных складов);

• совершенствования делового климата и формирования благоприятных деловых условий. В этом случае исключительную значимость имеет система таможенного администрирования, в особенности в части улучшения условий осуществления внешней экономической деятельности;

• увеличения эффективности регламентирования таможенных и других платежей. Особенную значимость имеет работа, ориентированная на доначисление и довзыскание таможенных платежей;

• совершенствования системы таможенного контроля. Связано, в первую очередь, с цифрови-зацией процессов, включая развитие системы управления рисками (СУР - далее).

Таможенные органы других государств-членов Союза сотрудничают с ФТС России в рамках взаимной административной помощи, что демонстрируют сведения статистической отчетности в разделе «Международное сотрудничество». Общими усилиями национальные таможенные администрации функционируют в направлении углубления интеграционных процессов и обеспечения экономической безопасности как отдельных государств, так и ЕАЭС в целом. При этом, акцент на ФТС России также объясняется тем, что на государственной границе Российской Федерации с другими странами-участницами ЕАЭС отсутствует таможенный контроль, по этой причине таможенные органы нашей страны практически в одиночку обеспечивают экономическую безопасность России в сфере внешней экономической деятельности в условиях санкционной борьбы (поскольку другие государства Союза не вводили эмбарго и не поддержали его).

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 №385-Ф3, можно установить роль ФТС России по плановым значениям показателей платежей основываясь на ведомственную структуру расходов соответствующего бюджета (таблица 1).

Таблица 1 - Ведомственная структура расходов федерального бюджета России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов для таможенной службы России в качестве одного из главных администраторов доходов федерального бюджета РФ

2021 г. 2022 г. 2023 г.

Всего 79 840 003,10 71 784 257,30 73 882 925,40

Общегосударственные вопросы 65 045 721,20 65 510 478,70 67 349 992,20

Национальная экономика 225 000,00 225 000,00 225 000,00

Образование 2 096 146,70 2 152 411,10 2 237 722,90

Здравоохранение 3 507 737,30 3 442 565,50 3 612 042,30

Так, доля администрируемых таможенными органами Российской Федерации средств будет направлена на реализацию государственных целей в направлении национальной экономики, а в рамках общегосударственных вопросов существенная доля финансовых ресурсов направляется на проведение общегосударственных мероприятий в рамках регулирования отечественной экономики (к примеру, обеспечение деятельности таможенной и налоговой служб РФ).

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. №12 были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее - Стратегические направления), включающие блок мер, ориентированных на развитие таможенного регулирования и последующее совершенствование статистики взаимной торговли в рамках Союза. Данные меры согласовываются с целями и задачами Стратегии - 2030.

Стратегические направления предписывают расширение использования цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, которые обеспечивают совершение таможенных операций в автоматическом режиме без участия сотрудников таможенных органов; совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС, учитывая практику его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов Союза; совершенствование единой системы транзита продукции в Евразийском экономическом союзе; обеспечение единого стандарта проведения таможенных операций и осуществления таможенного контроля; унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешней экономической деятельности.

Базу обеспечения свободы движения продукции в Евразийском экономическом союзе составляет единое таможенное регулирование. В 2020 году при ЕЭК была сформирована рабочая группа по развитию таможенного регулирования (рабочая группа) [8].

Продолжена деятельность по формированию единой системы транзита продукции по таможенной территории Союза с применением современных технических средств и путем сопряжения национальных информационных систем.

В рамках осуществления мероприятий по оказанию технической и методологической помощи таможенным службам стран, которые недавно присоединились к ЕАЭС, была продолжена реализация Соглашения об оказании технического содействия Киргизской Республике по приведению пунктов пропуска и лабораторной базы к единым требованиям Союза.

Таможенный контроль, проводимый соответствующими государственными органами Евразийского экономического союза, представляет собой необходимое условие обеспечения экономической и национальной безопасности всех без исключения государств-членов ЕАЭС в разных векторах ее проявления, иными словами, функциях (в рамках исполнения фискальной, правоохранительной, контрольно-надзорной и регулирующей функций). Тем не менее, система таможенного контроля не должна мешать улучшению внешнеэкономических отношений, а, наоборот, содействовать формированию благоприятной бизнес-среды, способствовать притоку инвестиций. Таможенный контроль имеет характер выбо-рочности на базе системы управления рисками, существенно отличающуюся в разных странах, входящих в Евразийский экономический союз. В этом случае имеется ввиду, что на законодательном уровне (в ТК ЕАЭС) все указано, тем не менее, как техническое оснащение пунктов пропуска, так и квалификация должностных лиц таможенных органов имеет значительные отличия.

Прежде всего, имеется объективная потребность в развитии института предварительного информирования. Расширение отмеченного ранее направления связано с реализацией инструментов обязательного предварительного информирования при перемещении продукции воздушным транспортом. В то же время, целесообразно расширение практики использования механизмов предварительного информирования на водный транспорт, чьи определенные наработки сформированы в рамках свободного порта Владивосток [1].

В дальнейшем с помощью развития процессов цифровизации в Евразийском экономическом союзе, представляется необходимым совершенствовать процессы автоматизации вплоть до формирования элементов искусственного интеллекта и внедрения их в таможенное администрирование. Таким образом, ФТС России в Стратегии-2030 в качестве ориентира к 2030 году отметило формирование интеллектуальных пунктов пропуска.

Так, развитие системы таможенного контроля, прежде всего, связано с совершенствованием информационно-телекоммуникационных технологий, повышением оснащения необходимой материальной базой, и кроме того, ростом сотрудничества между федеральными органами власти. Кроме того, подчеркивается значимость стандартизации методов и моделей проверочных мероприятий, учитывая положительный международный опыт.

Другим значимым аспектом, необходимым для увеличения продуктивности соответствующей системы Союза считается перспективное развитие правового обеспечения, а также формирование системы защиты информации коммерческих структур (в особенности в случаях, когда объект представляет коммерческую тайну).

Таким образом, следует отметить, что в самом обобщенном виде, развитие функционирования системы обеспечения экономической безопасности Союза связано с совершенствованием использования информационных технологий как на этапе электронного декларирования, так и фактического контроля, а также в рамках контроля после выпуска товаров. В этом случае видится необходимым рост результативности функционирования системы управления рисками и ее последующая автоматизация. Одновременно с выше указанным на постоянной основе необходимо совершенствовать технические средства, с чьей помощью происходит таможенный контроль.

Источники:

1. Аглиуллин Р.А. Проблемы эффективности деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности // В сборнике: Экономика, бизнес, инновации сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 96-98.

2. Баландина, Г. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России / Г. Баландина, Н. Воловик, С. Приходько. - М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2018. - 228 с.

3. Бородавко, Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства. / Е. Бородавко. // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. - №1. - 2018. - С. 108-121.

4. Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности - Санкт-Петербург, 2019.

5. Ивкина А.С. Формы таможенного контроля: личный таможенный досмотр // В сборнике: Современные вопросы таможенного дела Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 - Таможенное дело Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2018.

6. Гундоричев А.А., Мосеенкова А.О., Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Алексеев П.А. Роль таможенных органов РФ в обеспечении продовольственной безопасности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. № 10-1. - С. 235-242.

7. Халяпина Е.С. Система таможенных органов в рамках обеспечения экономической безопасности в таможенном регулировании/Экономика и предпринимательство. 2019. № 4 (105). С. 1163-1167.

8. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС // Modem Economy Success. - 2020. - №2. - С. 110-114.

9. Крутиков В.К., Косихина О.П., Мигел А.А. Российские особенности внедрения цифровых технологий в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 66-69.

10. Официальный сайт ФТС РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 17.04.2022).

References:

1. Agliullin R.A. Problems of efficiency of customs authorities in the field of economic security // In the collection: Economics, business, innovation collection of articles of the IX International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 96-98.

2. Balandina, G. Customs and tariff policy and stimulation of innovations in Russia. / G. Balandina, N. Volovik, S. Prikhod-ko. - M.: Publishing House of the RANEPA Case, 2018. - 228 p.

3. Borodavko, E. Control of customs value as a deterrent to the liberalization of foreign trade of the member countries of the single Economic space. / E. Borodavko. // Theory and practice of customs and foreign economic activity. - No. 1. - 2018. -pp. 108-121.

4. Vagin V.D. Customs authorities and their role in ensuring economic security in the sphere of foreign economic activity - St. Petersburg, 2019.

5. Ivkina A.S. Forms of customs control: personal customs inspection// In the collection: Modern issues of customs affairs Collection of scientific articles of students of specialty 38.05.02 - Customs affairs of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Bryansk, 2018.

6. Gundorichev A.A., Moseenkova A.O., Akhmedzyanov R.R., Alekseeva E.V., Alekseev P.A. The role of the customs authorities of the Russian Federation in ensuring food security // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2019. - Vol. 9. No. 10-1. - pp. 235-242.

7. Khalyapina E.S. The system of customs authorities within the framework of ensuring economic security in customs regula-tion//Economics and entrepreneurship. 2019. No. 4 (105). pp. 1163-1167.

8. Dorozhkina T.V., Polyakova K.V. The role of customs authorities in creating a favorable business climate on the territory of the EAEU // Modern Economy Success. - 2020. - No.2. - pp. 110-114.

9. Krutikov V.K., Koshikhina O.P., Miguel A.A. Russian features of the introduction of digital technologies in the context of sanctions // Economics and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). pp. 66-69.

10. The official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. [electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru / (accessed 17.04.2022).

EDN: XOVSAS

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, rakhmed@yandex.ru,

R.R. Akhmedzyanov - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs and Logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,

Ю.Е. Слободянюк - студент 5 курса специальности «Таможенное дело», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Y.E. Slobodyanyuk - 5th year student of the specialty "Customs", Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MAIN DIRECTIONS OF FIGHTING CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Вопрос увеличение эффективности противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах России обусловлен тем, что уровень общественной опасности исследуемого явления довольно высок, что объясняется положением Федеральной таможенной службы Российской Федерации в системе государственных органов и бюджетной спецификой данного института. Результатом преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере становятся как общее снижение эффективности функционирования таможенных органов, так и существенный подрыв публичной власти, что приводит к причинению государству довольно значительного ущерба материального характера, ущемлению прав и свобод граждан и иных субъектов правовых отношений. Несмотря на разрабатываемые в нашей стране антикоррупционные стратегии, направленные на предотвращение возникновения коррупционных правонарушений, которые включают в себя комплекс мер уголовного, административного и иного характера, а также разработку нормативно - правовых актов проблема коррупции является наиболее острой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The issue of increasing the effectiveness of countering corruption crimes in the customs authorities of Russia is due to the fact that the level of public danger of the phenomenon under study is quite high, which is explained by the position of the Federal Customs Service of the Russian Federation in the system of state bodies and the budgetary specifics of this institution. The result of corruption-related crimes in the customs sphere is both a general decrease in the efficiency of the functioning of customs authorities and a significant undermining of public authority, which leads to quite significant material damage to the state, infringe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.