Научная статья на тему 'Стратегия экономической безопасности Российской Федерации и роль таможенных органов в ее реализации'

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации и роль таможенных органов в ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1172
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / финансовая безопасность / продовольственная безопасность / субъекты экономической безопасности / система экономической безопасности / охрана государственной безопасности / economic security / financial security / food security / the subjects of economic security / system of economic security / protection of state security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. Л. Блау

В статье проанализированы основные положения новой «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Определена роль государства как основного субъекта ее обеспечения. Особое внимание уделено исследованию роли и места таможенных органов в национальной системе экономической безопасности. Рассмотрены перспективы совершенствования деятельности таможенных органов по обеспечению национальной экономической безопасности в условиях действия нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of the Russian Federation economic security and the role of customs authorities in its realization

The article describes the main provisions of the new Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030. The role of the state as a main subject for its provision is defined. Special attention is paid to the study of the role and place of the customs authorities in the system of national economic security. Prospects of customs service activity improvement in ensuring the national economic security in the conditions of the new Customs Code of the Eurasian Economic Union are considered.

Текст научной работы на тему «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации и роль таможенных органов в ее реализации»

экономическая безопасность economic security

С. Л. Блау

стратегия экономической безопасности российской федерации и роль таможенных органов в ее реализации

В статье проанализированы основные положения новой «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Определена роль государства как основного субъекта ее обеспечения. Особое внимание уделено исследованию роли и места таможенных органов в национальной системе экономической безопасности. Рассмотрены перспективы совершенствования деятельности таможенных органов по обеспечению национальной экономической безопасности в условиях действия нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: экономическая безопасность; финансовая безопасность; продовольственная безопасность; субъекты экономической безопасности; система экономической безопасности; охрана государственной безопасности.

S. L. Blau

the strategy of the Russian federation economic security and the role of customs authorities in its realization

The article describes the main provisions of the new Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030. The role of the state as a main subject for its provision is defined. Special attention is paid to the study of the role and place of the customs authorities in the system of national economic security. Prospects of customs service activity improvement in ensuring the national economic security in the conditions of the new Customs Code of the Eurasian Economic Union are considered.

Keywords: economic security; financial security; food security; the subjects of economic security; system of economic security; protection of state security.

Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических); ее обеспечение является важнейшей функцией государства.

В настоящее время национальная безопасность страны обеспечивается на основе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента Российской Федерации (РФ) от 31.12.2015 № 683. Стратегия определяет в качестве главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования

С. Л. Блау

предупреждения преступности, коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбу с такими явлениями [1, п. 44]. В качестве приоритета указана необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики, активизации борьбы с теневой и криминальной экономикой и государственной защиты российских производителей.

В числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности в этом документе определено развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности, которое осуществляется путем развития промышленно-технологи-ческой базы и национальной инновационной системы, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности РФ, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды [1, п. 58].

С учетом существенного значения экономической составляющей в обеспечении национальной безопасности страны Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (Стратегия). В этом документе определены угрозы экономической безопасности страны, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в данной сфере.

Термин «экономическая безопасность» определен в Стратегии как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ.

Под экономическим суверенитетом РФ понимается объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств [2, ч. 1, п. 7].

Обеспечение экономической безопасности определено в Стратегии как реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка РФ во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов в экономической сфере.

Так, система обеспечения национальной экономической безопасности представляет собой совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов. При этом основным субъектом обеспечения национальной экономической безопасности является государство, выполняющее свои функции в данной сфере посредством органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти во взаимодействии с институтами гражданского общества посредством реализации различных мер, направленных на противодействие возможным угрозам.

Важнейшие составляющие системы экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная, оборонно-промышленная и продовольственная безопасность. Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ

и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов страны [2, ч. 1, п. 6].

Федеральные органы исполнительной власти, к которым, наряду с другими структурами, относится Федеральная таможенная служба (ФТС России), являются элементами системы обеспечения национальной экономической безопасности. В своей деятельности ФТС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ЕАЭС), нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, нормативными актами Центрального банка РФ, а также «Положением о Федеральной таможенной службе», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017 № 698). Названное Положение определяет функции, которые реализует ФТС России в качестве федерального органа исполнительной власти.

Стратегия в числе важнейших факторов экономической безопасности определяет обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы РФ; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества, регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов РФ; повышение эффективности бюджетных расходов.

Залогом эффективного управления таможенной службой как элементом системы обеспечения экономической безопасности страны является четкое установление ее целей и задач в этой сфере. Исходя из основных направлений государственной безопасности, определенных Стратегией национальной безопасности РФ и Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г., в качестве главных целей таможенных органов следует определить обеспечение национальной безопасности и защиту экономических интересов страны.

Реализация этих целей осуществляется путем выполнения таможенными органами следующих задач:

- обеспечение пополнения доходной части государственного бюджета (осуществление фискальной функции);

- защита отечественных производителей от иностранных конкурентов (реализация протекционистской функции);

- противодействие деятельности преступных организаций и группировок, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми (выполнение правоохранительной функции);

- защита жизни, здоровья граждан, территории и природной окружающей среды, интеллектуальной собственности, исторических и культурных ценностей;

- создание благоприятных условий для развития внешней торговли, оказание таможенных услуг организациям - участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [3, с. 23].

Поставленные перед ФТС России задачи воплощаются в жизнь на основе реализации функций таможенных органов и проведения таможенной политики как

с. л. Блау

целостной системы государственных мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Таможенная политика осуществляется посредством следующих инструментов:

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование (количественные ограничения экспорта и импорта, квотирование, лицензирование, установление исключительных прав на экспорт и импорт товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры);

- установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;

- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Федеральная таможенная служба является ответственным государственным органом исполнительной власти по реализации таможенной политики РФ. Важнейшая задача таможенной политики - повышение качества таможенного администрирования и таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим таможенные органы наделены определенными компетенциями, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения.

Регулируя деятельность участников ВЭД, таможенные органы, в частности, обеспечивают полноту и своевременность перечисления доходов в федеральный бюджет. На современном этапе, характеризующемся снижением темпов экономического роста и наличием санкций, продолжающих его сдерживать, таможенная политика РФ в значительной мере направлена на решение задачи сбалансированности бюджетной системы путем пополнения доходов федерального бюджета. В этих условиях одной из основных функций таможенных органов становится фискальная, состоящая в администрировании таможенных платежей. ФТС России играет заметную роль в пополнении федерального бюджета, является одним из главных администраторов доходов федерального бюджета РФ [4, с. 45].

Следует отметить, что избранный курс на либерализацию внешней торговли обусловливает необходимость смещения вектора наполнения федерального бюджета в сторону прямых налогов. Следовательно, в перспективе должна снизиться доля НДС в общей структуре доходов. С учетом принятого в условиях санкций курса на импортозамещение можно прогнозировать постепенное снижение доходов от ВЭД с одновременным замещением их доходами из других источников. Эти тенденции должны найти отражение при планировании целевых показателей по администрированию таможенных платежей. Либерализация внешнеторговой деятельности, активное включение России в систему международного разделения труда и мирохозяйственных связей, вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) обусловливают потребность в развитии и совершенствовании таможенного дела и таможенной политики как части механизма государственного регулирования и проводимой экономической политики государства.

Не менее важные функции таможенных органов - охрана государственной безопасности, неукоснительное соблюдение таможенного законодательства и всемерное содействие развитию внешнеторговой деятельности.

Реализуя функцию охраны государственной безопасности, таможенная служба РФ проводит большую работу по пресечению контрабанды наркотических

средств, психотропных веществ, их аналогов, а также сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Одним из направлений деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны является предотвращение нелегального вывоза капитала. С перемещением капитала за рубеж связана такая чрезвычайно важная проблема государства, как легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем. Борьба с отмыванием «грязных» денег переросла из национальной проблемы в интернациональную. Обусловлено это тем, что преступный мир использует в этих целях, помимо внутренних каналов, международные системы расчетов и офшорные зоны, а также проводит фиктивные экспортно-импортные операции. Соответственно, большое значение приобретает не только движение капитала, но и его происхождение [5, с. 49].

Негативное воздействие на динамику национальной экономики оказывают также нарушения валютного законодательства. Закономерно, что Стратегия национальной безопасности РФ в числе важнейших факторов обеспечения экономической безопасности определяет, в частности, валютное регулирование и контроль.

Валютный контроль проводится таможенными органами РФ по двум направлениям:

- за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу РФ иностранной валюты, валюты РФ, ценных бумаг и дорожных чеков;

- за валютными операциями, заключающимися в осуществлении расчетов, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Основной функцией таможенного регулирования, наряду с фискальной функцией, является протекционистская, которая заключается в создании благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Таможенное регулирование призвано защитить национальную экономику от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. К приоритетным задачам в сфере таможенного регулирования на сегодняшний день относятся: повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке; снижение объемов импорта и развитие мер по эффективному импортозамещению; создание максимально независимой от импорта среды потребительского и промышленного рынков в государстве.

На протяжении всей истории наше государство принимает различные меры протекционистской политики, позволяющие создать благоприятные условия для развития отечественного производства в целях формирования, поддержки и увеличения объемов производства экспортной продукции, а также защиты внутреннего рынка страны от зависимости от импортных товаров. Для этого государство прибегает к различным механизмам регулирования: инструменты регулирования цены товара (тарифы, налоги, акцизы и прочие сборы), инструменты ограничения стоимостных объемов или количества поступающего товара (расширение списка ограниченных к ввозу товаров, введение различных форм лицензирования и др.).

В условиях рыночных отношений центр тяжести государственного управления внешнеторговой деятельностью смещается в область экономических рычагов. Поэтому важнейшим инструментом таможенной политики и администрирования таможенных доходов, в частности в части экономического управления ВЭД, является таможенный тариф.

Обязательства, принятые Россией при вступлении в ВТО, предполагают снижение ставок импортных пошлин по сравнению с действующим тарифом. В целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в процессе переговоров при присоединении России к ВТО, составит порядка 3 п. п. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит несколько большую величину - порядка 4,4 п. п. При этом особое значение приобретает вопрос об укреплении конкурентоспособности отечественных производителей продовольственных товаров с целью обеспечения национальной продовольственной безопасности. В условиях санкционной войны острота этого вопроса несколько снижается за счет введения ответных санкций и импортозамещения значительной части продовольственных товаров.

Учитывая тот факт, что национальная продовольственная безопасность является одной из важнейших составляющих системы национальной экономической безопасности страны, Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 была утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (Доктрина), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности РФ.

Согласно Доктрине формирование внешнеэкономической политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности [6, ст. 16]. В частности, в этом документе содержатся положения об оперативном применении мер таможенно-тарифного регулирования для обеспечения сбалансированного соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Так, в области внешнеэкономической политики подчеркивается необходимость обеспечивать (ст. 15):

- оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- активное использование защитных мер при растущем импорте сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, а также в случаях демпинга и применения в зарубежных странах субсидий при их экспорте;

- эффективную работу системы санитарного, ветеринарного и фитосанитар-ного контроля с учетом международных правил и стандартов;

- поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.

Существенную роль для достижения целей таможенной политики и обеспечения экономической безопасности играет контрольная функция таможенных органов. ФТС России как субъект государственного финансового контроля выполняет функции:

- администратора доходов федерального бюджета;

- налогового контроля в части налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу;

- агента валютного контроля;

- контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на содержание таможенных органов.

Помимо этого, для обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, а также повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо усиление контроля за достоверностью декларирования товаров, что связано с организацией и проведением:

- работ по обеспечению принятия таможенными органами объективных и обоснованных решений при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;

- контроля таможенной стоимости товаров путем проведения проверочных мероприятий с применением иных форм таможенного контроля и др.

К основным направлениям контроля таможенной стоимости относятся:

- контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости;

- контроль правильности определения участником ВЭД структуры заявленной таможенной стоимости, полноты и точности включения всех предусмотренных компонентов;

- документальный контроль заявленной таможенной стоимости;

- анализ достоверности заявленной таможенной стоимости путем использования системы управления рисками.

Развитие государственного финансового контроля, осуществляемого таможенной службой при исполнении функции администратора доходов бюджета, опирается как на имеющиеся организационные резервы, так и на современные формы организации и обеспечения финансового контроля. К ним можно отнести работу на основе системы анализа и управления рисками, внедрение электронного декларирования и единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении контроля ВЭД.

Дальнейшее совершенствование и развитие системы государственного финансового контроля связано с принятием нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который вступил в силу с 01.01.2018. Этот документ, в отличие от действовавшего Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), учитывает современный уровень развития информационных технологий и в большей степени соответствует современным реалиям. Введение в действие ТК ЕАЭС значительно изменяет подход к таможенному контролю. В частности, вместо 12 форм таможенного контроля, предусмотренных ст. 110 ТК ТС, в новом кодексе содержится 8 форм таможенного контроля и 13 мер - способов, которые будут их обеспечивать (ст. 322, 338).

В настоящее время таможенными органами в рамках системы управления рисками реализованы практические механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства на различных стадиях совершения таможенных операций до и после выпуска товаров. В целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства РФ утверждены профили рисков. Применение системы управления рисками при контроле таможенной стоимости способствует повышению

достоверности декларируемых сведений о таможенной стоимости, о чем свидетельствует общее повышение индекса таможенной стоимости по группам товаров, включаемых в область риска. Деятельность таможенных органов направлена на создание устойчивой системы таможенного контроля, которая позволяет обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.

Главное нововведение ТК ЕАЭС - существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы ускорить выполнение таможенных формальностей и исключить воздействие человеческого фактора. К основным изменениям, которые содержатся в ТК ЕАЭС, относятся: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара.

Новый кодекс устанавливает приоритет электронного декларирования и обозначает лишь отдельные случаи, когда декларирование может осуществляться в письменной форме. В ТК ЕАЭС электронные технологии охватывают весь процесс - от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В этих условиях значение системы управления рисками существенно возрастает и она становится краеугольным камнем таможенного контроля.

Создание благоприятных условий для развития внешней торговли, повышения конкурентоспособности отечественной экономики как неотъемлемые факторы обеспечения национальной экономической безопасности требуют совершенствования деятельности таможенных органов по оказанию таможенных услуг организациям - участникам ВЭД. Основной акцент в российской практике при этом сделан на стандартизацию. Предполагается, что уровень качества и доступности государственных услуг должен обеспечиваться благодаря введению стандартов и регламентов их оказания, выполнения государственных функций. При этом стандарты государственных услуг определяют необходимый уровень их качества и доступности, а административные регламенты - сроки и последовательность действий органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок его взаимодействия с другими органами исполнительной власти и организациями при предоставлении государственных услуг.

Перечень государственных услуг, оказываемых ФТС России физическим и юридическим лицам, законодательно определен и приведен на официальном портале государственных услуг. По каждой из включенных в перечень услуг разработан административный регламент, который содержит стандарт государственной услуги, включающий ее наименование, содержание и порядок исполнения. Реализация услуг и вся деятельность таможенной системы обеспечиваются специальными таможенными методами, процедурами и технологиями в рамках соответствующей таможенной инфраструктуры. Введение в действие ТК ЕАЭС потребует внести некоторые коррективы в административные регламенты и стандарты государственных услуг. Так, в новом кодексе предусмотрено сокращение сроков выпуска товаров. До вступления его в силу срок выпуска составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев - четыре часа. В ТК ЕАЭС отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации

в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля. Если же какие-то документы запрошены, то срок выпуска будет составлять не позднее одного дня. При этом в новом кодексе остается прежняя норма о том, что в определенных случаях срок выпуска может продлеваться до десяти рабочих дней [7, ст. 119].

С целью повышения качества таможенных услуг проведена значительная работа по совершенствованию таможенной инфраструктуры. В частности, разработана и внедрена автоматизированная информационная система поддержки правовой деятельности ФТС России. Созданная система обеспечивает доступность к актуальной правовой информации в области таможенного дела в части нормативного правового регулирования, международно-правового регулирования, разъяснений применения нормативных предписаний, судебной практики и практики рассмотрения жалоб. Эта система является базой для систематизации и кодификации нормативных правовых актов в области таможенного дела, более эффективного ведомственного контроля, ведения судебной работы таможенными органами, анализа, обобщения практики и обеспечения единообразия применения таможенного законодательства таможенными органами.

С вступлением в силу ТК ЕАЭС стала возможной реализация принципа «единого окна». Если раньше ст. 176 ТК ТС гласила, что лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров, то теперь необходимые сведения таможенники могут получить сами из информационных систем государственных органов, в том числе из систем стран - членов ЕАЭС. Фактически новый кодекс создает возможность для более широкого межведомственного взаимодействия.

Мероприятия, направленные на повышение качества таможенных услуг и выполнение государственных функций таможенной системы, способствуют развитию внешней торговли, повышению конкурентоспособности отечественной экономики и, следовательно, обеспечению экономической безопасности страны.

Дальнейшее развитие теории и практики экономической безопасности в соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [8] в значительной степени определяется уровнем интеграционных процессов и международного сотрудничества. Принятие ТК ЕАЭС открывает новые возможности для их дальнейшего развития. Действительно, одним из существенных недостатков ТК ТС было то, что многие вопросы регулировались на национальном уровне, а ряд аспектов регулировался международными соглашениями, которые часто носили противоречивый характер. В новом документе значительная часть полномочий по таможенному регулированию передается с национального на союзный уровень. Количество вопросов в сфере таможенного регулирования, которые будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60. В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществляться на союзном уровне, а на национальном уровне останутся главным образом технические моменты. Так, на союзном уровне не будет регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам. Передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.

В этих условиях особую актуальность приобретает развитие теории и практики экономической безопасности с учетом преимуществ экономической интеграции в рамках ЕАЭС и использования синергетического эффекта.

Таким образом, отметим, что таможенные органы, являясь подсистемой системы национальной безопасности страны и реализуя свои основные государственные функции (регулирующую, фискальную, протекционистскую, правоохранительную, контрольную), всемерно содействуют обеспечению национальной безопасности, защите экономических интересов страны. Принятие ТК ЕАЭС открывает новые перспективы решения проблемы обеспечения экономической безопасности стран-участников в современной сложной политической и экономической международной ситуации с использованием преимуществ экономической интеграции.

Использованные источники

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах: монография / под ред. проф. С. Л. Блау. М.: ПРИОР: ИНФРА-М, 2017. (Научная мысль).

4. Блау С. Л. О роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Сборник научных трудов преподавателей и магистрантов «Социально-экономические проблемы в современной России». М., 2017. С. 42-48.

5. Угрозы экономической безопасности современной России: опыт и последствия: коллективная монография / под науч. ред. Ю. А. Романовой. М.: ООО «Научный консультант», 2017. 175 с.

6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.