Научная статья на тему 'РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1794
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INFLUENCING FACTORS / CUSTOMS AUTHORITIES / PROTECTION OF STATE INTERESTS / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Плоткина Надежда Петровна

Рассмотрены вопросы экономической безопасности страны на современном этапе преобразований в системе таможенных органов, сформулированы составляющие экономической безопасности, представлена роль и значение таможенных органов в ее обеспечении. Перечислены меры по защите государственных интересов в рамках компетенции таможенных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пилипчук Виктор Владимирович, Плоткина Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF OUR COUNTRY

The issues of economic security of the country at the present stage of transformations in the system of customs authorities were considered, the components of economic security were defined, and the role and importance of customs authorities in provision of economic security were presented. Protection measures of state interests within the competence of Russian customs authorities were listed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

УДК 339.9

БСИ 10.24866/1815-0683/2020-2/48-59 В. В. ПИЛИПЧУК*, Н. П. ПЛОТКИНА*

Роль таможенных органов

в обеспечении экономической безопасности страны

Рассмотрены вопросы экономической безопасности страны на современном этапе преобразований в системе таможенных органов, сформулированы составляющие экономической безопасности, представлена роль и значение таможенных органов в ее обеспечении. Перечислены меры по защите государственных интересов в рамках компетенции таможенных органов России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, факторы влияния, таможенные органы, защита государственных интересов, правоохранительная деятельность.

ПИЛИПЧУК

Виктор Владимирович - доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].

PILIPCHUK V. V. - Docent, Candidate of Economic Sciences, Professor at the Department of Customs Economy and Management.

ПЛОТКИНА Надежда Петровна -кандидат географических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].

PLOTKINA N. P. - Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor at the Department of Customs Economy and Management.

V. V. PILIPCHUK, N. P. PLOTKINA

The Role of Customs Authorities in Ensuring

the Economic Security of Our Country

The issues of economic security of the country at the present stage of transformations in the system of customs authorities were considered, the components of economic security were defined, and the role and importance of customs authorities in provision of economic security were presented. Protection measures of state interests within the competence of Russian customs authorities were listed.

Keywords: economic security, foreign economic activity, influencing factors, customs authorities, protection of state interests, law enforcement.

Осуществляемые преобразования в таможенной сфере диктуются усложнением структуры международных отношений, перераспределением мировых экономических ресурсов, смещением векторов развития

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.

мировой экономики, что актуализирует проблему обеспечения экономической безопасности страны.

Кроме того, качественные изменения во внешнеэкономической деятельности России в русле мировых тенденций, упразднение таможенного контроля в рамках границ государств - участников ЕАЭС, информационная открытость, обусловленная применением современных информационных технологий, проблемы экономического и политического характера как внутри государства, так и на международном уровне создают угрозу национальной безопасности страны, что определяет актуальность проблематики ее экономической безопасности.

Цель данной статьи - представить роль и значение таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны на современном этапе организационно-экономических преобразований в таможенной сфере.

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года экономическая безопасность определяется как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»1. Ключевым компонентом экономической безопасности выступает устойчивость и надежность экономической системы, способность противостоять внешним и внутренним угрозам на основе поступательного развития экономики страны.

Повышение уровня экономической безопасности является стратегической целью таможенной службы Российской Федерации - таможенные органы призваны обеспечить защиту экономических интересов на международном уровне, способствовать развитию независимой экономики, а «основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле»2.

На состояние экономической безопасности государства в таможенной сфере первостепенное влияние оказывают внешние факторы. Важнейший из них - торгово-экономический, основные показатели которого представлены удельным весом и структурой экспорта/импорта во внешнеторговом обороте Российской Федерации.

1 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2018 г. увеличился по сравнению с 2017 г. на 18 %, в том числе экспорт на 26 %, импорт на 5 %. При этом удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте вырос на 4,3 % (65,4-61,1), а импорта соответственно уменьшился на 4,3 % (34,638,9) (рис. 1)3.

I 11 —о—2

Рис. 1. Объем и доли экспорта/импорта во внешнеторговом обороте Российской Федерации: 1 - 2017 г., 2 - 2018 г.

В структуре внешней торговли РФ по группам стран страны ЕС - основные торговые партнеры - заняли 45 % общего объема экспорта. Далее, 26 % приходилось на страны АТЭС, в том числе на Китай - 13 %; страны СНГ заняли 12 % общего объема экспорта (в том числе в страны ЕАЭС -8 %), при этом 5 % всего экспорта были осуществлены в Республику Беларусь и 3 % - в Казахстан.

В товарной структуре экспорта основную долю составляли топливно-энергетические товары - их удельный вес увеличился с 59 % в 2017 г. до 64 % в 2018 г.; при этом их стоимостной объем увеличился на 35 %, физический - на 6 % по отношению к 2017 г. (табл. 1).

Важно, что в 2018 г. несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2017 г. увеличился в стоимостном выражении на 12 %, по физическому объему - на 11 %. Удельный вес экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2018 г. составил по стоимости 33 % (в 2017 г. - 37 %), по физическому объему - 23 % (в 2017 г. - 22,4 %).

3 Здесь и далее анализ проводился по данным: Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году. URL: http://www. customs.ru /index.php?option=com_content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 11.02.2020); Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году. URL: http://www.customs.ru /index.php?option= com_ content&view= article&id =7995& Itemid=1845 (дата обращения: 11.02.2020).

В импорте России в 2018 г. страны АТЭС занимали 1-е место по удельному весу от общего объема импорта - 40 %, в том числе 22 % всех импортных товаров было импортировано из Китая. Далее, страны ЕС -38 %, из них Германия - 11, Нидерланды - 4, Франция - 4; страны СНГ -11 % (в том числе из стран ЕАЭС - 8 %); из Республики Беларусь - 5 %, из Казахстана - 2 %.

Таблица 1

Товарная структура российского экспорта и импорта в 2017-2018 гг., %

Наименование товара 2017 г. 2018 г.

Экспорт

Топливно-энергетические товары 59 64

Металлы и изделия из них 10 10

Продукция химической промышленности 7 6

Машины и оборудование 8 7

Продовольственные товары и сырье для их производства 6 6

Лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия 3 3

Импорт

Машины, оборудование и транспортные средства 49 47

Продукция химической промышленности 18 18

Продовольственные товары и сырье для их производства 13 12

Металлы и изделия из них 7 7

Текстильные изделия и обувь 6 6

Топливно-энергетические товары 1 1

В структуре импорта наибольшую долю (47 %) занимали машины, оборудование и транспортные средства (в 2017 г. - 49 %), по стоимости его объем увеличился на 2 % по отношению к 2017 г. При этом физический объем импорта легковых автомобилей увеличился на 10 %, а грузовых автомобилей снизился на 18 % (табл. 1).

Отметим, что доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2018 г. составила 12 % (в 2017 г. - 13 %). Стоимостные и физические объемы импорта возросли на 2 %. Увеличились поставки пшеницы на 27, масла пальмового - на 19, сыров и творога - на 18, цитрусовых плодов - на 7 %, при одновременном снижении физических объемов поставок мяса свежего и мороженного на 37, молока и сливок - на 21, масла сливочного - на 11 %. При этом удельный вес импорта топливно-энергетических товаров в 2018 г. остался на уровне 2017 г. - 1 %; по стоимости

их объем вырос на 8 % по отношению к 2017 г., при этом физический объем показал снижение на 2 %.

Реализуя правоохранительную деятельность, таможенные органы России проводят дознание по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, ведут административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности (ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС)4.

По итогам работы ФТС в 2018 г. на основании оперативных данных таможенными органами возбуждено 1 902 уголовных дела (в 2017 г. -1 953). Положительная динамика отмечается в выявлении и пресечении преступлений, предметами которых являются наиболее налогоемкие товары и ресурсы (табл. 2).

Таблица 2

Количество возбужденных уголовных дел по оперативным данным, ед.

Уголовные дела 2017 г. 2018 г. Отклонение, %

Всего 1 953 1 902 97,4

В том числе по факту: незаконного перемещения леса и лесоматериалов 178 171 96,1

нарушения таможенного законодательства при ввозе (вывозе) продуктов питания 22 38 172,7

незаконного перемещения продукции топливно-энергетического комплекса 24 34 141,7

контрабанды валюты и валютных средств (ст. 200.1 УК РФ) 43 51 118,6

По фактам контрабанды наркотических и сильнодействующих веществ и их прекурсоров в 2018 г. возбуждено 556 уголовных дел, в том числе 303 дела - по ст. 229.1 УК РФ, 253 дела - по ст. 226.1 УК РФ.

В рамках международного сотрудничества в 2018 г. ФТС России организовано проведение и обеспечено участие подразделений таможенных органов в 17 специальных международных таможенных операциях и проектах, направленных на противодействие лжетранзиту, таможенным правонарушениям на канале авиационных перевозок, контрабанде наркотиков,

4 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). URL: http://tktsrf.ru/razdel-1/glava-1/ st-6-tk-ts (дата обращения: 11.02.2020).

стратегически важных и контрафактных товаров, оружия и боеприпасов, валюты, а также табачной продукции. По результатам спецопераций таможенными органами возбуждено 90 уголовных дел и 2 744 дела об административных правонарушениях.

Согласно справочным материалам заседания коллегии ФТС России, в 2018 г. таможенными органами возбуждено 143 148 дел об административных правонарушениях (АП), что на 20 % больше аналогичного показателя 2017 г. (119 327 дел). По результатам рассмотрения дел об АП принято 145 244 решения (в 2017 г. - 114 723), из них должностными лицами таможенных органов принято 115 497 решений (в 2017 г. - 83 967), судом или уполномоченным органом - 29 747 решений (в 2017 г. - 30 756).

Приведенные данные показывают возрастающее значение таможенных органов России по выявлению и раскрытию преступлений и административных правонарушений, недопущению вредного воздействия несанкционированных товаров на здоровье людей, пресечению нарушений таможенного законодательства ЕАЭС по незаконному перемещению товаров.

Таможенные органы России в соответствии с задачами таможенной службы «осуществляют функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора, ... отнесенных к компетенции таможенных органов РФ»5.

Так, в рамках реализации государственной программы «Эффективное государство» для выполнения основного мероприятия 7.11 «Организация и осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений» в 2018 г. таможенными органами проведено более 10,6 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено более 13,8 тыс. дел об АП по статье Кодекса РФ об административных правонарушениях (Нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) на сумму более 200 млрд руб. (в 2017 г. проведено 9,7 тыс. проверок, возбуждено и передано на рассмотрение в правоохранительные подразделения таможенных органов более 14 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму более 81,5 млрд руб.).

5 Горина М. В., Трунина Е. В. Роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности страны на современном этапе // Огарев-online. 2018. № 2. URL: http://journal.mrsu. ru/arts/rol-tamozhennyx-organov-rf-v-obespechenii-ekonomicheskoj-bezopasnosti-strany-na-sovrem ennom-etape (дата обращения: 11.02.2020).

С целью совершенствования таможенного контроля и противодействия незаконному ввозу и обороту товаров в 2018 г. в таможенных органах были созданы подразделения по контролю над ввозом и оборотом товаров, выполняющие в том числе функции мобильных групп, результаты деятельности которых представлены на рис. 2.

160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 0

137 240

104 308

71 900

41 300

2931

4989

Проверено транспортных средств, ед.

Выыявлено товаров с нарушениями, т

Транспортныые средства с нарушениям и, ед.

Ш 1

Рис. 2. Результаты работы мобильных групп: 1 - 2017 г., 2 - 2018 г.

Представленные данные показывают, что при меньшем количестве проведенных проверок транспортных средств в 2018 г. количество установленных нарушений больше на 131,6 %, чем в 2017 г.; выявлено в 2018 г. запрещенных к ввозу товаров в РФ 71,9 тыс. т, в 2017 году - 41,3 тыс. т, что больше на 174,1 %.

В рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая рассчитана на период до 2025 г., деятельность таможенных органов России по осуществлению государственного контроля (надзора) в 2017-2018 гг. характеризуется следующими результатами (табл. 3).

Таблица 3

Эффективность осуществления ФТС России государственного контроля

2

Показатель 2017 г. 2018 г.

Проведено таможенных проверок, ед. 4 805 2 717

Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров, % 87 91

Доля результативных таможенных досмотров, % 47,5 51,4

Таким образом, можно говорить о повышении результативности контрольной и надзорной деятельности в системе таможенных органов в целях обеспечения экономической безопасности. Кроме того, эффективность осуществления ФТС России государственного контроля в установленной

сфере деятельности характеризует показатель доли нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений при декларировании товаров с применением системы управления рисками (СУР) в общем объеме таких нарушений, которая в 2018 г. составила 85,4 %.

Для предотвращения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС с нарушением требований правовых актов ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании таможенными органами проведена соответствующая работа по совершенствованию и развитию субъектно-ориентированной модели СУР, результаты которой представлены на рис. 3.

В результате применения СУР таможенными органами в 2018 г. дополнительно взыскано более 21,5 млрд руб., возбуждено 41 562 дела об АП и 505 уголовных дел, принято 27 263 решения об отказе в выпуске товаров и 13 000 решений о запрете ввоза/вывоза товаров. Доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 47,5 % в 2017 г. до 51,4 % в 2018 г.

70 000 60 000 50 000

я 40 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

® 30 000

м

20 000 10 000

104 308

49 182

53 545

43 580

41 300 71 900

4730

Всего утверждено профилей! рисков

Общероссийских

Региональных и зональных

Целевы1х

0 1 Ш 2

Рис. 3. Результаты совершенствования и развития СУР: 1 - 2017 г., 2 - 2018 г.

Важнейшее направление деятельности ФТС России в сфере национальной безопасности - создание в 2018 г. системы прослеживаемости товаров с целью повышения уровня экономической безопасности, которая позволяет обеспечивать контроль за оборотом товаров, снижает возможность уклонения от уплаты платежей, способствует выводу из «теневого оборота» товарных и финансовых потоков, объединив в единую цепь все операции с товарами от начала их поступления на таможенную территорию ЕАЭС до времени их доставки потребителю. Кроме того, использование механизма прослеживаемости значительно упрощает работу контрольных органов по борьбе с контрафактной продукцией.

Непременным структурным элементом экономической безопасности является экспертно-криминалистическая деятельность, осуществляемая Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением

0

(ЦЭКТУ) и его региональными подразделениями. В 2018 г. в интересах таможенных органов выполнено 39 996 экспертиз и исследований (табл. 4).

Таблица 4

Экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности таможенных органов за 2017-2018 гг., ед.

Кол-во экспертиз 2017 г. 2018 г. Отклонение, %

Всего 43 448 39 996 92,1

В том числе: экспертизы при таможенном контроле 26 177 21 596 82,5

экспертизы в рамках производства дел об АП 14 746 15 510 105,2

экспертизы в рамках уголовных дел 633 732 115,6

справки специалиста 1 892 2 158 114,1

Для иных органов государственной власти в 2018 г. было выполнено 558 экспертиз и исследований, в 2017 г. - 597.

Из данных, приведенных в табл. 4, можно отметить снижение количества выполненных экспертиз в интересах таможенных органов, в том числе таможенных экспертиз и исследований, однако количество экспертиз в рамках производства дел об АП и уголовных дел увеличилось на 105,2 и 115,6 % соответственно. Востребованность в справках специалиста также выросла на 114,1 %.

Отметим также увеличение удельного веса экспертиз в рамках производства дел об АП и экспертиз в рамках уголовных дел в общем объеме выполненных экспертиз в 2018 г.: от 33,9 % в 2017 г. до 38,8 % в 2018 г. доли экспертиз в рамках производства дел об АП; и от 1,5 % в 2017 г. до 18,3 % в 2018 г. доли экспертиз в рамках уголовных дел.

В 2018 г. ФТС России продолжила работу по обеспечению контроля безопасности ввозимых в РФ товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде. Общее количество дел об АП, возбужденных таможенными органами по фактам несоблюдения установленных запретов и ограничений, составило 13 731 дело по ст. 16.3 КоАП РФ. По фактам представления недействительных разрешительных документов возбуждено 2 084 дела об АП по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

В рамках осуществления таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с другими органами государственного контроля (налоговые органы, органы МВД России, ФСБ России, Россельхоз-надзора, Роспотребнадзора, Ространснадзора, Генеральной прокуратуры

Российской Федерации и иные правоохранительные и контролирующие органы) проведено:

- 2 437 проверочных мероприятий во взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами (в 2017 г. - 2 244 проверочных мероприятия), по результатам которых таможенными органами возбуждено 1 522 дела об АП и 69 уголовных дел;

- 796 проверочных мероприятий во взаимодействии с налоговыми органами (в 2017 г. - 897 проверочных мероприятий), по результатам которых возбуждено 1 131 дело об АП и 67 уголовных дел (за 2017 г. - 1 283 дела об АП и 94 уголовных дела).

В процессе деятельности таможенные органы осуществляют и развивают коммуникационно-информационное взаимодействие с органами государственной власти, учреждениями, организациями, в том числе международными, участниками ВЭД, предприятиями и иными заинтересованными лицами. Расширение сферы применения современных информационных технологий с целью эффективного взаимодействия информационных систем таможенных органов с информационными системами участников ВЭД, других организаций и государственных органов увеличивает риски в обеспечении информационной безопасности как внутриорганизацион-ного характера, так и национальной безопасности в целом.

Поэтому выполняемая задача обеспечения информационной безопасности таможенных органов одновременно позволяет осуществлять защиту государственных интересов в информационной сфере при реализации ФТС России функций по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, валютного контроля, функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и правонарушениями.

С целью повышения эффективности контрольных функций в деятельности ФТС России продолжают развиваться процессы межведомственного информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) по следующим основным направлениям: информационный обмен в рамках соглашений об информационном взаимодействии; информационный обмен в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг; информационный обмен в целях реализации контрольных функций, осуществляемых таможенными органами.

Так, по состоянию на 31 декабря 2018 г. межведомственное электронное взаимодействие, включающее, в том числе автоматическую сверку информации, осуществляется с 18 федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов. В 2018 г. доля сведений из разрешительных документов, полученных таможенными

органами в ходе совершения таможенных операций через систему межведомственного электронного взаимодействия из баз данных федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, составила 94,5 % (плановое значение - 93 %).

Информация из федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов о запрещенных, ограниченных к перемещению через таможенную границу или несоответствующих требованиям товарах формируется в базе данных СУР ФТС России и используется при разработке и совершенствовании межведомственных профилей рисков.

Наиболее активное информационное взаимодействие ФТС России осуществляет с ФНС России, МВД России, ФСБ России, Минпромторгом России, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, Ростехрегулированием, Росавтодором, Росаккредитацией, Евразийской ассоциацией поручителей «ГАРАНТ», а также с Банком России и Федеральным казначейством.

Таким образом, рассмотренные в работе составляющие экономической безопасности страны в таможенной сфере характеризуют:

- торгово-экономические факторы, представленные показателями внешнеторгового оборота, объемом и структурой экспорта/импорта во внешнеторговом обороте Российской Федерации;

- правоохранительную деятельность, направленную на усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечению нарушений таможенного законодательства ЕАЭС по незаконному перемещению товаров через таможенную границу;

- контрольно-надзорную деятельность в сфере валютных правоотношений;

- деятельность по совершенствованию таможенного контроля и противодействия незаконному ввозу и обороту товаров, в том числе с использованием мобильных групп, системы прослеживаемости товаров, применением системы управления рисками;

- экспертно-криминалистическую деятельность в рамках производства дел об АП и экспертиз по уголовным делам;

- таможенный контроль после выпуска товаров во взаимодействии с иными органами государственного контроля;

- развитие межведомственного информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по направлениям информационного взаимодействия и информационного обмена в целях реализации контрольных функций, осуществляемых таможенными органами.

В заключение отметим, что обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является основным стратегическим ориентиром таможенной службы России.

Это обусловило определяющую роль и значение таможенных органов в противодействии угрозам экономической безопасности и максимального содействия внешнеторговой деятельности посредством повышения качества таможенного администрирования с использованием системы экономических, правовых, организационных и других мер для обеспечения экономической безопасности страны и развития торгово-экономических отношений.

© Пилипчук В. В., Плоткина Н. П., 2020 © РШрсЬик V. V., Р№па N. Р., 2020

Для цитирования:

Пилипчук В. В., Плоткина Н. П. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 48-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.