Также стоит отметить, что экономические интересы России и Японии по поводу энергоресурсов редко совпадают, потому что Россия, как продавец, хочет продать свой товар как можно дороже, а Япония, как покупатель, хочет приобрести как можно дешевле, поэтому иногда договориться о поставках очень сложно или вообще невозможно.
Заключение Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что современная Япония, как развитое государство, в качестве одной из главных задач ставит снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, этого можно добиться благодаря развитию ВИЭ. Однако сегодня в стране не хватает технических мощностей для удовлетворения всего спроса по выработке электроэнергии. Исходя из этого, Япония, пока развивается отрасль ВИЭ, использует природный газ, который является наиболее экологичным природным ископаемым. Вследствие этого Россия должна рассматривать Японию как стратегически важного партнёра, так как близость границ сможет позволить продавать природный газ на более выгодных условиях, чем это делают страны Персидского залива.
Список литературы:
1. East Asia/Southeast Asia: Japan // The World Factbook. 2020. Url: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html;
2. Корнеев А. К., Попов С. П. Проблема формирования энергетической политики Японии/ Корнеев А. К., Попов С. П. //Энергетическая политика. - 2019. - № 2. - С. 44-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41564951;
3. Data and statistics. Explore energy data by category, indicator, country or region. Nuclear electricity generation, Japan 1990-2018 // URL: https://www.iea.org/data-and-statistics?coun-try=JAPAN&fuel=Nuclear&indicator=Nuclear%20ele ctricity%20generation;
4. Белов А.В. Перспективы российско-японского сотрудничества в области энергетики // Японские исследования. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7perspektivy-rossiysko-yaponskogo-sotrudnichestva-v-oblasti-energetiki.
ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY WHEN MOVING GOODS BY AIR
TRANSPORT
Ilnitckaia E.,
student Kravchenko A.,
Doctor of Economic Sciences Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering
Elkina N.
PhD in Economics North-Caucasus Cocial Institute
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ
ТОВАРОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Ильницкая Е.,
студент Кравченко А.,
доктор экономических наук Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Елькина Н.
кандидат экономических наук, Северо-Кавказский социальный институт
Abstract:
The object of the research is the economic security of the Russian Federation, the subject is the assessment of the role of customs authorities in detecting violations in air transport that have a direct adverse impact on the economic security of the country. The article reveals the norms of national legislation that establish rules for assessing the state of economic security of Russia and its regions, defines the role and activities of customs authorities to ensure economic security by the example of the movement of goods by air.
Аннотация:
Объектом исследования выступает экономическая безопасность Российской Федерации, предметом -оценка роли таможенных органов по выявлению правонарушений при авиаперевозках, которые оказывают прямое неблагоприятное воздействие на экономическую безопасность страны. В статье раскрыты нормы национального законодательства, устанавливающие правила оценки состояния экономической безопасности России и ее регионов, определена роль и деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности на примере перемещения товаров авиатранспортом.
Keywords: economic security, smuggling, offenses, air transportation.
Ключевые слова: экономическая безопасность, контрабанда, правонарушения, авиационные перевозки.
В условиях глобализации процессов, интеграции и постоянных изменений в политико-экономических отношениях формируются новые угрозы, влияющие на экономическую безопасность страны. Экономическая безопасность - это основа национальной безопасности страны, совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных сторон и факторов [4,а16], определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства. Мировая экономика находится в процессе постоянных изменений, важнейшие мировые экономические процессы вызвали необходимость создания международной организации, ответственной за создание, внедрение, также упрощении таможенных норм [6^.53]. Таким образом, образовалась всемирная таможенная организация (ВТамО), дата создания 1952 г. В настоящее время у организации стоят следующие задачи:
- Безопасность и упрощение процессов, происходящих в международной торговле.
- Содействие установлению справедливых таможенных платежей.
- Защита и охрана общества: сохранение здоровья и безопасности.
- Участие в разработке таможенных процедур, стандартов.
- Обмен информацией, участниками ВЭД.
- Повышение уровня таможенной сферы, профессионализма участников ВЭД.
- Проведение исследований в таможенной сфере [1,а4].
Одной из важнейших функций таможенных органов является правоохранительная деятельность, которая призвана предотвратить и отследить правонарушения в таможенном деле. Основная часть - это административные правонарушения, например, по статье 16.2 КоАп РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование является
большой проблемой для экономической безопасности РФ. Предметом правонарушений чаще всего являются такие товары как: автотранспортные средства, валюта, табак, алкогольная продукция, текстильные материалы и изделия, оружие и боеприпасы, а также мясная продукция. В 2018 году таможенными органами возбуждено 143148 дел об административных правонарушениях (АП). Самое большое количество возбужденных в 2018 году дел приходится на юридических лиц - 52,2% (74781 дело). Процент дел с участием физических лиц ниже: 34,3% (49150 дел), преступления с участием должностных лиц - 9,1% (12894 дела); на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица -4,3% (6147 дел); на неустановленных лиц - 0,1% (176 дел).
В области таможенного дела возбуждено 73464 дела, связанных с административными правонарушениями (глава 16 КоАП РФ).
Из 32212 дел (22,5% от общего количества) -нарушения за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ); за несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров по ст. 16.3 КоАП РФ: 14026 дел (9,8% от общего количества)
По статье 19.7.13 КоАП РФ : факт непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров возбуждено 44036 дел (30,7%); за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ - 13 939 дел (9,7%).
Назначено наказаний по 142536 делам об административных правонарушений на сумму 215,6 млрд. руб., в т.ч. наложено административных штрафов на сумму 212,2 млрд руб.
На рис 1. показано, что самый высокий процент административных правонарушений в таможенной сфере приходится на уклонение от уплаты таможенных платежей.
уклонение от_ исполнение обязанностей по репатриации денежный средств в иностранной валюте или валюте (193 УК РФ) 25%
Рис. 1. Расследование уголовных дел и административных правонарушений.
Нормы законодательства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела представлены: КоАП России и отдельными нормами Таможенного кодекса ЕАЭС (ст. 123 «Особенности выпуска товаров при выявлении административного правонарушения или преступления», ст. 133 «Последствия изъятия (ареста), конфискации или обращения в собственность (доход) государства-члена товаров, помещенных под таможенную процедуру») и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; - в связи с принятием и вступлением в силу новой редакции гл. 16 КоАП России «Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушение таможенных правил)" произошло некоторое увеличение количества составов нарушений таможенных правил. При существующем ежедневном товарообороте проверочные мероприятия невозможно проводить в отношении всех перемещаемых через таможенную границу товаров. Система управления рисками помогает выявить и пресечь правонарушения, способные нанести ощутимый ущерб государственным, в частности, экономическим интересам России. Все отслеживаемые риски, так или иначе, представляют собой угрозу охраняемым государством общественным отношениям, но на данный момент главным риском в таможенной сфере является фискальный риск, связанный, в первую очередь, с занижением таможенной стоимости, а также недостоверное декларирование. Занижение таможенной стоимости приводит к недополучению таможенных платежей в бюджет. Контроль таможенной стоимости необходим, так как существует проблема недостоверного декларирования, это так называемый «серый импорт» и «серый экспорт» [7,а8].
На примере рассмотрим следующую ситуацию: В ходе оперативно-розыскных мероприятий в
августе 2017 г был обнаружен канал контрабанды одежды знаменитых брендов, товар был привезен через аэропорт «Кольцово» в г Екатеринбург.
Компания ООО «Реалма» из г. Екатеринбурга пыталась провезти одежду торговых марок Christian Dior и Rosie Assoulin. При этом задекларировали одежду этих брендов как ткань и нитки. Поставка одежды была для бутиков в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре. Возбуждение уголовного дела против руководства «Реалмы» подтвердил представитель пресс-службы ФТС. Уголовное дело было возбуждено из-за нарушений правил ввоза одежды Christian Dior и Rosie Assoulin . Поставка товара была неоднократной, поэтому сумма ущерба устанавливалась и подсчитывалась.
Было предположение, что по сумме ущерба этот канал вообще может оказаться крупнейшим из обнаруженных за последние годы. Соответственно, после обнаружения партий брендовой одежды ФТС и ФСБ начали анализировать предыдущие поставки товара, под расследование попали категории товаров «нитки» и «ткани», которые осуществлялись «Реалмой» через аэропорт «Кольцово». В ходе расследования выяснилось, что последние два года компания проводила абсолютно аналогичные поставки, с теми же данными как в выявленной партии: отправителями, маршурутом, весом. По итогу в сумме «Реалма» поставила около 300 т нитей и тканей через аэропорт Кольцово за 2016 и 2017 годы. «И скорее всего, будет правильным предположить, что все эти 300 т. были на самом деле брен-дированной одеждой, а если исходить, что средняя стоимость 1кг одежды в последней партии 300 тыс. руб., ущерб государству мог составить несколько миллиардов рублей».
Чтобы разобраться в роли таможенных органов, необходимо рассмотреть операции таможенной службы при прибытии воздушного судна в аэропорт.
Таможенный контроль воздушных судов происходит при следующих условиях [3,c.15].
В соответствии с п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса ЕАЭС «товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза. Воздушные суда, которые прибывают в аэропорт открытый для международного сообщения, подлежат таможенному контролю в таможенном органе». Товары, которые используются при эксплуатации и техническом обслуживании воздушных судов, а также припасы, предназначенные для пассажиров и членов экипажа, находясь на воздушном судне при их прибытии на таможенную территорию Союза, при погрузке на воздушное судно во время стоянки на таможенной территории Союза, подлежат обязательному таможенному контролю. «Таможенный контроль припасов регламентируется Приказом ФТС России «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов». При получении информации о прибытии самолета выполняющего международный рейс в пункт разгрузки товаров: аэропорт, находящийся на территории РФ, назначаются должностные лица, которые ответственны за проведение таможенного контроля на данном самолете. Необходимо, чтобы воздушное судно после совершения посадки находилось в местах стоянки воздушных судов и оставалось там до завершения таможенного контроля, при убытии данного самолета на его место стоянки может встать другой самолет, выполняющий внутренний или международный рейс. По прибытию самолета на место стоянки на его борт поднимаются сотрудник пограничного контроля, должностное лицо таможенного поста, сотрудник санитарно-эпидемиологической
службы. При обнаружении неблагоприятной сани-тарно- эпидемиологической обстановки прибывшего воздушного судна, воздушное судно размещается на санитарной стоянке. При этом на борту воздушного судна устанавливается карантин, и проводится все необходимые санитарно-эпидемиологические мероприятия. Таможенный орган, который осуществляет в аэропорту международного сообщения таможенный контроль воздушных судов прибывающих (убывающих) с территории ЕАЭС, регистрирует прилёт и вылет воздушных судов в журнале регистрации прилета/вылета воздушных судов, регистрирует заявки на погрузку припасов и топлива в журнале регистрации. Как только воздушное судно прибывает на территорию РФ командир воздушного судна обязан предъявить должностному лицу таможенного органа, находящегося на территории аэропорта, документы, необходимые для проведения таможенного контроля:
- документ перевозчика, который содержит информацию о воздушном судне, владельце судна,
маршруте полета, данные об экипаже и иные сведения;
- сведения (генеральная декларация);
- документы, содержащие сведения о перевозимых на борту товарах (грузовой манифест);
- документы, содержащие сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирский манифест);
- авиагрузовая накладная (в случае, если есть груз);
- документы, предписываемые Всемирной почтовой конвенцией;
- документ, содержащий сведения о припасах; а также задание на полет.
Далее, после получения документов должностное лицо таможенного органа проверяет номенклатуру перемещаемых товаров, отсутствие (или присутствие) товаров запрещенных для ввоза на территорию РФ, немедленно оповещает непосредственного начальника, если таковы были обнаружены; - вправе потребовать от владельца или уполномоченного лица на перевозку товара лицензию на товары, ввоз которых может производиться только по лицензиям «проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных, сведениям, содержащимся в документах. Также таможенные органы выявляют наличие товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, валютного контроля.
Несомненно, таможенная система, призвана минимизировать негативные процессы, которые могут возникнуть при перемещении товаров через таможенную границу, то есть не применение системы управления рисками или неэффективное управление таможенными рисками негативно отражается на: развитии экономического потенциала, как страны, так и отдельных ее регионов; формировании оптимальной структуры экономики, оборота внешней торговли, экспорта и импорта товаров; повышении качества и уровне жизни; обеспечении экономической безопасности» [5,с.407], что в совокупности оказывает существенное влияние на конкурентоспособность национальной экономики, под которой мы понимаем «реализацию совокупности различных инноваций в виде национального материально-вещественного продукта, который востребован как на национальном, так и на внутреннем ЕАЭС и мировом рынках товара, обусловливающую повышательную динамику темпов экономического роста и качества жизни населения».
Таким образом, экономическая безопасность России - это безопасность государства в целом. Постоянно меняющиеся условия в экономике и политике, глобализация мировой экономики, процессы интеграции требуют изучения проблем, существующих при обеспечении экономической безопасности государства. И, следовательно, свести к минимуму те факторы, что способствуют угрозам экономической безопасности. На примере авиаперевозок в данной статье рассмотрены проблемы, а также
негативные факторы, влияющие на экономическую безопасность РФ.
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности существенна. Безусловно, присутствует проблематика, которая изучается, является поводом для исследования, а также в отношении её проводятся и практические действия. Меняется законодательство, вносятся изменения и коррективы. В условиях постоянно меняющейся мировой экономики проводятся необходимые действия, для того чтобы провести профилактику угроз экономической безопасности и предотвратить новые риски.
Список литературы
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. - М.: Юрист, 2014, № 1. - С. 2-6
2. Агамагомедова С. Роль правообладателя в административном механизме защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляемой таможенными органами // Хозяйство и право. - М., 2014, № 2. - С. 71-80
3. Аксаментов О.И. Об ответственности воздушного перевозчика в связи с присоединением Российской Федерации к Монреальской конвенции 1999 года // Транспортное право. - М.: Юрист, 2013, № 3. - С. 13-16
4. Кравченко А.В., Факторная комбинарность социально-экономического развития и внешнеэкономической деятельности региона // Экономика. Управление. Право. 2011. № 10-1(22). С.13-17
5. Кравченко А.В., Взаимосвязь структурных элементов в системе мониторинга внешнеэкономического комплекса региона // European Social Science Journal. 2011. № 8 (11). С. 403-408.
6. Кравченко А.В., Мониторинг внешнеэкономической деятельности региональной экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6 (23). С. 52-54.
7. Проскурин С.А. Национальная безопасность страны. Сущность, структура, пути укрепления. Знание, 2001. С.8