УДК 159.9:343.815
DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57)114-121
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ, ОБВИНЯЕМЫМИ И ОСУЖДЕННЫМИ
С. А. Горкина
Для цитирования
Горкина, С. А. Роль субъектов воспитательного воздействия в профилактике конфликтов между несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными / С. А. Горкина // Прикладная юридическая психология. - 2021. -№ 4(57). - С. 114-121. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57)114-121.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профилактики возникновения конфликтов среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершения ими актов насилия или оскорблений в отношении персонала исправительного учреждения. Социально-психологическая обстановка среди указанных лиц в последние годы остается достаточно сложной и требует повышенного внимания специалистов. Выяснение причин ее ухудшения и поиск путей нормализации стали целями проведения в территориальных органах ряда исследований сотрудниками психологической службы ФСИН России. В ходе исследования были установлены факторы, которые непосредственно влияют на анализируемую обстановку и могут быть внешни© Горкина С. А., 2021
ми и внутренними. Анализ результатов изучения социально-психологической обстановки в среде несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях Сибирского федерального округа, позволил предложить к внедрению в электронном виде дорожной карты индивидуально-воспитательной работы, в которую органы, ее осуществляющие, будут вносить данные. Это позволит повысить эффективность воспитательного воздействия на рассматриваемую категорию лиц.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательное воздействие, конфликтные ситуации, условия отбывания наказания, оперативная обстановка.
В настоящее время реализуется Программа развития воспитательной,
социальной и психологической службы ФСИН России на 2020-2021 годы, основная цель которой - совершенствование воспитательной и социальной работы с осужденными, а также психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. В I полугодии 2020 г. изучение социально-психологической обстановки (далее - СПО) в среде несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных (далее - ПОО) проведено в 117 следственных изоляторах (СИЗО) и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ), и 22 воспитательных колониях (ВК). В 10 территориальных органах исследование СПО не проводилось по причине отсутствия лиц данной возрастной категории. Результаты исследования анализировали с учетом требований алгоритма действий сотрудников психологических служб территориальных органов ФСИН России при изучении социально-психологических процессов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проводимая администрацией учреждений УИС воспитательная, социальная и психологическая работа с осужденными не всегда позволяет достигнуть основной цели - исправление осужденных и предупреждение новых преступлений. Она осложняется особенностями контингента, находящегося в местах лишения свободы, дефицитом квалифицированных кадров среди персонала, обладающих соответствующими навыками, знаниями и опытом. Сотрудники уголовно-исполнительной системы широко используют комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности и профилактики воз-
можного конфликтного поведения со стороны спецконтингента. Для этого с момента поступления осужденных в карантинное отделение начинается изучение их личности [1, с. 137]. Собирается максимально полная информация об осужденном, совершенном преступлении, личных качествах, взглядах и поведении.
Если судить по результатам анкетирования, сотрудники учреждений УИС обратили внимание на отсутствие необходимого времени для проведения индивидуально-воспитательной работы с осужденным как на фактор, препятствующий эффективному воспитательному воздействию на осужденных. В своей работе А. Н. Пастушеня отметил, что начальники отряда «выполняют в основном организаторские функции», не уделяя должного внимания воспитательной работе из-за нехватки времени [4, с. 272].
В зависимости от ситуации и личности осужденного длительность индивидуальной беседы с ним может составлять от нескольких минут до 2-3 часов. Если даже взять среднее значение в 20-30 мин., то, принимая во внимание численность и категории осужденных в отрядах, допускаемые ими нарушения, дежурства начальника отряда в ИУ, наличие выходных и праздничных дней и другие факторы, он должен проводить около пяти индивидуальных бесед в день, на которые с учетом оформления документации потратит примерно 2-3 часа. Кроме того, у начальника отряда есть другие многочисленные обязанности: присутствие при проведении поверок, приеме пищи; ведение делопроизводства; обеспечение необходимых санитарно-бытовых условий; изучение личных дел; оказание помощи осужденным в раз-
личных вопросах и др. Именно он должен изучать личность преступника и на основе этого составлять необходимые документы (характеристики, справки, постановления о поощрениях и наложении взысканий).
В настоящее время, несмотря на развитие информационных технологий, личные дела осужденных, в которые заносятся копии приговоров суда, характеристика и другие данные, отличаются определенной неполнотой информации о личности осужденного: его круге общения, поведении на свободе, чертах характера. Это в значительной степени усложняет проведение воспитательной работы с осужденным, так как на момент поступления в исправительное учреждение у начальника отряда отсутствуют данные о его нравственно-психических свойствах и особенностях, социальных ролях и статусе в преступной среде.
С целью повышения эффективности воспитательного воздействия и соблюдения принципа преемственности необходимо внедрение дорожной карты индивидуально-воспитательной работы, в которой в электронном виде органы, осуществляющие воспитательную работу с осужденными в течение всего срока их нахождения в местах лишения свободы, будут отражать характеризующие их сведения и результаты проводимой с ними воспитательной работы. Начальник отряда должен координировать деятельность всех субъектов, участвующих в воспитательном процессе. С. Н. Смирнов по этому поводу отмечал, что именно начальник отряда является основным координатором применения комплекса средств исправления [3, с. 22].
С целью индивидуальной оценки потребностей и рисков осужденных
сотрудники учреждения проводят с ними профилактические беседы, где учитываются данные психолого-педагогической диагностики личности. Уже на этом этапе выявляются лица с психологическими отклонениями, склонные к совершению нарушений правил внутреннего распорядка и других противоправных действий. Дальнейшую работу с этими осужденными проводят сотрудники психологической лаборатории учреждения, которые берут их на контроль и ведут с ними реабилитационную работу, периодически проводят тестирование, беседы, психологические тренинги и т. д.
В исследовании СПО приняли участие 1 709 несовершеннолетних ПОО, содержащихся в СИЗО (ПФРСИ), ВК, из них 763 чел. - в СИЗО (ПФРСИ). Результаты формировались на основе анализа промежуточных выводов по следующим блокам: «условия отбывания наказания», «взаимоотношения в системе "несовершеннолетний -несовершеннолетний"», «взаимоотношения в системе "сотрудник - несовершеннолетний"», «состояние СПО (оперативная обстановка в учреждении)». Результаты, касающиеся СПО среди несовершеннолетних ПОО, содержащихся в ВК, получены аналогично с учетом блоков «состояние осужденных», «система установок и мотивации осужденных». Анализ представленной информации по результатам изучения СПО в среде несовершеннолетних ПОО, содержащихся в СИЗО (ПФРСИ), позволяет выделить ряд проблемных вопросов, связанных со следующими факторами.
1. Условия отбывания наказания. В целом несовершеннолетние удовлетворены условиями содержания, но в ряде учреждений отдельные показате-
ли ниже средних, и связано это с неудовлетворенностью обеспеченностью медикаментами, приемом узких специалистов, скудным ассортиментом товаров, продуктов, высокими ценами на продукты и товары первой необходимости и т. д.
2. Взаимоотношения в системе «сотрудник - несовершеннолетний». Наибольшая часть опрошенных несовершеннолетних ПОО (83,9 %), содержащихся в СИЗО (ПФРСИ), характеризуют отношения между сотрудниками и несовершеннолетними какудовлетворительные. По данному параметру выявлены негативные тенденции в СевероЗападном и Центральном федеральных округах (рис. 1).
3. Взаимоотношения в системе «несовершеннолетний - несовершеннолетний». Несовершеннолетние ПОО взаимоотношения между собой оценивают как спокойные и доброжелательные. Значительная часть опрошенных несовершеннолетних (25,6 %) на момент проведения исследования содержа-
лись в камерах по одному. Вместе с тем в ряде учреждений территориальных органов ФСИН России несовершеннолетние указывают на конфликтный характер взаимоотношений и выделяют причины конфликтных ситуаций: нарушение правил внутреннего распорядка; нарушение норм и правил, установленных среди осужденных; унижение чести и личного достоинства; различия в материальном положении, культурном уровне, образовании,религии, национальности. Некоторые данные по Северо-Западному и Центральному федеральным округам приведены на рисунке 2. По блоку «взаимоотношения в системе "несовершеннолетний - несовершеннолетний"» 98,6 % опрошенных оценивают обстановку как удовлетворительную.
4. Состояние оперативной обстановки в учреждении. Большинство несовершеннолетних (72,9 %) оценивают обстановку в СИЗО (ПФРСИ) как стабильную. Вместе с тем анализ цифровых показателей, полученных в ходе
Бездействие администрации в решении проблем
Высокий уровень недоверия к администрации
Провокация конфликтов
Наличие замечаний, предвзятое отношение
10 15 20 25
СЗФО ЦФО
0
5
Рис. 1. Взаимоотношения в системе «сотрудник - несовершеннолетний»
Унижение чести и личного достоинства
Нарушение ПВР
0 2 4 6 8 10 12 ■ ЦФО ■ СЗФО
Рис. 2. Взаимоотношения в системе «несовершеннолетний - несовершеннолетний»
Готовность поддержать массовые акции
Криминальные правила справедливее общепринятых
0
ЦФО
5 10 СЗФО
15 20 25 30 35 40
Рис. 3. Состояние оперативной обстановки
исследования, позволил выделить проблемные вопросы, а именно: напряженность или конфликтность обстановки в камере; негативные изменения в учреждении; убежденность подростков в том, что криминальные правила справедливее общепринятых; потенциально высокая готовность несовершеннолетних ПОО поддержать массовые акции протеста. Данные по Северо-Западному и Центральному федеральным округам приведены на рисунке 3.
5. Результаты изучения СПО в среде несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК Сибирского федерального округа. В Ангарской
ВК ГУФСИН России по Иркутской области прослеживаются положительные динамические изменения в оценке следующих показателей: на 12,6 % возросло число опрошенных, считающих, что взаимоотношения между осужденными доброжелательные (40 %), на 8,5 % стало больше воспитанников, готовых постоять за себя (13,3 %). На 5,6 % увеличилось количество осужденных, считающих, что на обстановку в учреждении оказывают влияние отдельные осужденные, положительно характеризующиеся и поддерживающие действия администрации учреждения (23,3 %). В Канской
120 100 80 60 40 20
■ Канская ВК ■ Мариинская ВК Рис. 4. Результаты опроса несовершеннолетних
ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю и Мариинской ВК ГУФСИН России по Кемеровской области отмечается повышение показателей по четырем блокам (рис. 4).
Неудовлетворенность несовершеннолетних отмечается по следующим параметрам: организация работы столовой, организация работы магазина, организация коммунально-бытового обслуживания, условия труда. Респонденты указывают на то, что основное влияние на обстановку и происходящие перемены в учреждении оказывает администрация, а некоторые из них отмечают, что на процессы, происходящие в учреждении, оказывают влияние осужденные, положительно характеризующиеся и поддерживающие действия администрации учреждения (21,7 %). При этом наблюдается низкий уровень готовности осужденных поддерживать акции массового протеста в случае их возникновения. Большинство респондентов (84,6 %)
считают, что подобные акции противозаконны.
71,8 % осужденных считают, что сотрудники исправительных учреждений намеренно не провоцируют конфликтные ситуации. Несовершеннолетние характеризуют взаимоотношения с сотрудниками как вежливые и корректные. Большинство несовершеннолетних указывают на то, что среди них отсутствуют лица, намеренно провоцирующие напряженные конфликтные ситуации (92,3 %).
При анализе показателей оперативной обстановки выявлено, что авторитет администрации и сотрудников учреждения и их влияние на обстановку в Новосибирской ВК ГУФСИН России по Новосибирской области остаются по-прежнему высокими, что подтверждается мнением несовершеннолетних (рис. 5).
Основное влияние на оперативную обстановку в среде осужденных также оказывает администрация учреждения
0
[2, с. 20]. Начальник ВК и сотрудники отделов и служб пользуются авторитетом среди осужденных, которые обращаются именно к ним. Процессов, связанных с влиянием осужденных, противодействующих администрации, не выявлено. Вместе с тем требуются постоянный контроль и дополнительные меры по их профилактике со стороны сотрудников оперативных служб. Во взаимоотношениях осужденных и сотрудников прослеживаются следующие тенденции: сохраняется на должном уровне доверие осужденных к администрации учреждения; остается высоким показатель опрошенных, которые считают, что администрация учреждения объективно разрешает конфликтные ситуации и принимает адекватные меры воздействия на виновного, объективно и справедливо оценивает поведение осужденных.
Подводя итог, следует отметить, что для достижения основной цели воспитательной, социальной и психологической работы, проводимой с несо-
100 -
вершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, необходим комплексный подход, подразумевающий единство действий сотрудников различных служб исправительного учреждения, где координирующая роль отводится начальнику отряда. При этом организация и проведение воспитательного воздействия должны основываться на рекомендациях психологов, педагогов и учитывать индивидуальные особенности личности с отражением в дорожной карте индивидуально-воспитательной работы. Кроме того, нужно предусматривать различные направления воспитательного воздействия, которое должно быть направлено на предупреждение суицидального поведения, профилактику конфликтов и правонарушений среди рассматриваемой категории лиц.
Библиографический список
1. Филиппов Р. А., Бевз Л. В. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства в части учета
90 80 70 60 50 40 30 20 10
Начальник ИУ
Заместители начальника ИУ
Сотрудники отделов и служб
Рис. 5. Влияние администрации и сотрудников на оперативную обстановку в исправительном учреждении
личностных особенностей осужденных к лишению свободы // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3(183). С. 136-138.
2. Бевз Л. В. Современное состояние деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний по обеспечению безопасности персонала // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. Т. 3. С. 19-22.
3. Смирнов С. Н. Реализация принципа рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их пра-вопослушного поведения при исполне-
нии наказания в виде лишения свободы : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2005. 180 с.
4. Пастушеня А. Н. Повышение качества исправительного процесса требует организационных преобразований // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 25-27 нояб. 2015 г.) : в 8 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2015. Т. 1 : Материалы пленарного заседания. С. 272-276.