Научная статья Original article УДК 332.122
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10468
РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ
THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN REGIONAL
DEVELOPMENT
Ь Л московский
ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Петрухина Наталья Викторовна,
доцент кафедры Производственный менеджмент ФГБОУ ВО Брянского государственного технического университета, г.Брянск, Е-mail: [email protected]
Petrukhina Natalia Viktorovna, associate Professor of the Department of Production Management, Bryansk State Technical University, Bryansk, E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведены результаты исследований о роли малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период субъектов малого и среднего бизнеса в региональном развитии. Проанализированы нормативно-правовые акты по данной проблематике: Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, паспорт национального проекта, проанализированы каждый из четырех федеральных проектов (поддержка самозанятых, создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса, акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства, создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами. Приведены и проанализированы данные по финансовому обеспечению национального проекта. Проведен сравнительный анализ по численности занятых в экономике в разрезе субъектов ЦФО. Выявлены регионы с наименьшей и наибольшей численностью. Проведен сравнительный анализ работников малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы в разрезе субъектов ЦФО России за 2018-2019гг. Выявлены регионы, обладающие наибольшей и наименьшей долей работников
предприятий малого и среднего бизнеса в регионах центрального федерального округа, а также составлен рейтинг субъектов ЦФО по данному показателю. Проанализированы проекты регионального развития в сфере малого и среднего бизнеса, выявлено , что на территории Брянской области действуют пять проектов, помогающих развиваться предпринимательским структурам. Рассмотрен новый механизм развития малого и среднего бизнеса — «зонтичные гарантии», который позволит в дальнейшем привлечь ресурсы на развитие субъектов предпринимательства до 600 млрд.рублей. Abstract. The article presents the results of research on the role of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period of small and medium-sized businesses in regional development. The normative legal acts on this issue are analyzed: the National project » Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative, the passport of the national project, each of the four federal projects is analyzed (support for the self-employed, creating conditions for an easy start and comfortable business, acceleration of small and medium-sized businesses, creation of a digital platform with a mechanism for targeted selection and the possibility of remote receipt of support measures and special services by SMEs and self-employed citizens. The data on the financial support of the national project are presented and analyzed. A comparative analysis of the number of people employed in the economy in the context of the subjects of the Central Federal District is carried out. The regions with the smallest and largest population were identified. A comparative analysis of small and medium-sized business employees in the total workforce in the context of the subjects of the Central Federal District of Russia for 2018-2019 was carried out. The regions with the largest and smallest share of employees of small and medium-sized businesses in the regions of the central Federal District were identified, and a rating of the subjects of the Central Federal District was compiled for this indicator. Regional development projects in the field of small and medium-sized businesses are analyzed, it is revealed that five projects are operating in the territory of the Bryansk region that help business structures develop. A new mechanism for the development of small and medium — sized businesses — «umbrella guarantees», which will allow to attract resources for the development of business entities up to 600 billion rubles in the future, is considered.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, национальный проект, инфраструктурная поддержка, численность занятых, доля работников, регион, субъект, зонтичные гарантии Keywords: small and medium-sized businesses, national project, infrastructure support, number of employees, share of employees, region, subject, umbrella guarantees
Введение. Выступая 27.01.2021г. на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня, В.В. Путин сообщил о том, что необходимо обеспечить цифровую трансформацию как соответствующую основу технологического уклада будущего России, а также создать условия для эффективного труда людей, предпринимателей. На реализацию указанных задач необходимо сконцентрировать усилия государства, бизнеса, гражданского общества, а также выстраивать стимулирующую бюджетную политику в предстоящие годы [4].
21.04.2021г. В.В. Путин выступая со своим ежегодным посланием к Федеральному собранию, особо подчеркнул следующие моменты. Сниженные страховые взносы с тридцати до пятнадцати процентов для субъектов малого и среднего бизнеса позволят в дальнейшем создать новые рабочие места; предоставленные льготные кредиты на выплату зарплат позволили сохранить более пяти миллионов рабочих мест; списанные в утиль устаревшие нормы и требования, а также отказ от ненужных контрольных проверок позволят улучшить деловой климат в стране, что скажется на притоке инвестиций. Кроме того, глава государства обратил внимание на то, что принятие ключевых решений в экономической сфере в диалоге с представителями предпринимательских структур позволяет достигать главного результата — «трансформацией прибыли в инвестиции, в развитие», поскольку « талант предпринимателя - это в первую очередь талант созидателя, стремление менять жизнь к лучшему вокруг себя, создавать новые рабочие места» [3].
Сегодня предпринимательские структуры играют очень важную роль в развитии как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Успешное предпринимательство определено в качестве одной из национальных целей в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем также законодателем отмечаются: цифровая трансформация, обеспечение сохранения населения, благополучия и здоровья людей; самореализация талантов, безопасная и комфортная среда для жизни; а также эффективный и достойный труд [7].
Для исполнения указанного нормативно-правового акта, Минэкономразвития России разработало и утвердило новый паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»[2]. Представим указанное на рисунке 1.
Объем финансового обеспечения по указанному проекту за период с 2019-по 2024гг. весьма серьезный и составляет- 408 268 168,61 тыс.рублей.
Среди источников финансирования проекта выделяется как федеральный бюджет (384209485,40 тыс.руб.), консолидированные бюджеты субъектов РФ (161410056,31 тыс.руб.), так и внебюджетные источники (11800000 тыс.руб.)[2]. Отразим схематично
указанное на рисунке 2.
Источники финансового обеспечения по Национальному проекту за периоде 2019-2024гг.
500 000 000,00 400 ООО 000,00 300 000 000,00 200 000 000,00 100 000 000,00 0,00
I)
-100 000 000,00
Рисунок 2. Источники финансового обеспечения по Национальному проекту за период с 2 019-2 02 4гг., тыс. рублей
• 384 209 485,40 тыс.руб.
® 161410
056,31тыс.руб
^^ 11800 000,00 Ш тыс.руб.
1,5 ^Г 1,5
в Федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов РФ
• внебюджетные источники
Проанализируем каждый из представленных федеральных проектов. В рамках первого проекта предоставляется инфраструктурная помощь в виде сниженной ставки арендной платы на офисные и производственные помещения, а также микрозаймы по льготной ставке, а также обеспечивается доступ к финансовой поддержке,
предоставляемой АО «МСП Банк», АО «Корпорация «МСП», и информационно-консультационной, оказываемой центрами региона «Мой бизнес». Согласно установленным показателям планируется увеличение самозанятых граждан, применивших налог на профессиональный доход и воспользовавшиеся мерами поддержки от государства (70 тыс. человек в 2021 году, с увеличением до 240 тыс. человек к 2024 году).
В рамках второго проекта предоставляется патентная система налогообложения, а также предусматривается уменьшение количества представляемой субъектами финансовой, налоговой, статистической отчетности в связи с переходом государственных органов в дистанционный формат. Указанный проект включает мероприятия как для начинающих предпринимателей, так и для физических лиц, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.
Третий федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включает в себя мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить программу льготного кредитования по ставке 7%; возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.
Среди запланированных показателей стоит выделить размер поддержки субъектов, который определяется в 2021г. в количестве 881,9 млрд. рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.
В рамках третьего проекта «осуществляются мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. Выделяется возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, а также программа льготного кредитования по ставке 7%; предусматривается поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.
Размер поддержки от государства предусмотрен в 2021г. в количестве 881,9 млрд рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей..
В рамках четвертого проекта предусматривается создание единой цифровой экосистемы, которая содержит информацию о существующих институтах поддержки субъектов, функционирующих на территории страны, а также существующих на сегодняшний день мерах. Дистанционный формат обеспечивает получение бизнес-структурами необходимых мер поддержки.
Кроме того, предоставляется возможность дистанционного доступа к инфраструктурной поддержке, осуществляемой на территории региона отдельными организациями. В цифровом формате осуществляется подбор кадров, а также осуществляется создание мобильного приложения для доступа к сервисам платформы для участников проекта.
При исполнении проекта планируется достигнуть следующих результатов: увеличить количество полученных услуг и сервисов (в 2021г.-300,0 тыс. единиц, в 2024 году- 600 тыс. единиц), а также получить удовлетворенность пользователей, которые получили услуги с 50 % в 2021г. до 80% соответственно к 2024г.
Малый и средний бизнес, который осуществляет свою непосредственную деятельность на территории определенного региона, является важным игроком социально-экономического развития субъекта, поскольку создают новые рабочие места, способствуют росту налоговых поступлений на территории региона.
Таким образом, в проанализированном документе отражены основные моменты инфраструктурной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства.
Сравнительный анализ численности занятых в экономике в разрезе субъектов ЦФО России за 2018-2019гг.
Согласно рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ, составляемого агентством «РИА-Рейтинг» [5], одним из важных показателей является численность занятых в экономике.
Проанализируем данные по указанному показателю по субъектам ЦФО за период 2018-2019 гг. Так, например, Белгородская область представлена 793 тыс.человек в 2019г., 792 тыс.человек в 2018г., Брянская область -571 тыс.человек в 2019г., 586 тыс.человек в 2018г.; Владимирская область-691 тыс.человек в 2019г., 686 тыс.человек в 2018г.; Воронежская область-1138 тыс.человек в 2019г., 1134 тыс.человек в 2018г.; Ивановская область-496 тыс.человек 2019г., 503 тыс.человек в 2018г.; Костромская-297 тыс.человек в 2019г.,303 тыс.человек в 2018г.; Курская область-547 тыс.человек в 2019г, 550 тыс.человек в 2018г.; Липецкая область-574 тыс.человек в 2019г., 578 тыс.человек в 2018г, Московская область-4063тыс.человек в 2019г.,4032 тыс.чел. в 2018г.; Орловская область-327 тыс.человек в 2019г., 350 тыс.человек в 2018г.;Рязанская область-512 тыс.человек в 2019г., 504 тыс.человек в 2018г.; Смоленская область-456 тыс.человек в 2019г., 482 тыс.человек в 2018 г.; Тамбовская область-479 тыс.человек в 2019г., 486 тыс.человек в 2018г.,; Тверская область-646 тыс.человек в 2019г., 656 тыс.человек в 2018г.; Тульская область-760 тыс.человек в2018- 2019 гг.; Ярославская область-613
тыс.человек в 2019г., 626 тыс.человек в 2018г.; г.Мосвка-7196 тыс.человек в 2019г.,7158 тыс. человек в 2018г.
Таким образом, наибольшую численность человек занятых в экономике среди субъектов центрального федерального округа имеет г. Москва и Московская область, а
наименьшую- Орловская и Костромская области. Отразим указанное на рисунке 3.
Проведем сравнительную характеристику субъектов ЦФО за период 2018-2019гг. по доле работников малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы. Данные для сравнительного анализа взяты из официального рейтинга, проведенного агентством «РИА-Рейтинг» [6]. Так, например, Брянская область в 2019г. занимает 52 место среди регионов страны с показателем по доле работников предприятий малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы (%)- 12,5; в 2018г. наш регион имеет показатель-12,7. Белгородская область в 2019г. занимает 32 место с показателем 14,7, а в 2018г.-35 место с показателем 14,4; Владимирская область в 2019г. занимает 19 место с показателем 15,8, а в 2018г.-19 место с показателем 16,3; Воронежская область — в 2019г. занимает 8 место с показателем 18,2, а в 2018г.-7 место с показателем 19,1; Ивановская область занимает 17 место с показателем 16,2, а в 2018г.-12 место с показателем 17,4; Костромская область занимает 26 место с показателем 15,2, а в 2018г.-20 место с показателем 16,2; Курская область занимает 60 место с показателем 10,9, а в 2018г.-59 место с показателем 11,5; Липецкая область-. занимает 36 место с показателем 13,7, а в 2018г.-33 место с показателем 14,7; Московская область занимает 30 место с показателем
14,9, а в 2018г.-31 место с показателем 14,8; Орловская область занимает 55 место с показателем 12,0, а в 2018г.-56 место с показателем 12,1; Рязанская область-. занимает 22 место с показателем 15,7, а в 2018г.-13 место с показателем 17,4; Смоленская область занимает 18 место с показателем 16,1, а в 2018г. -25 место с показателем 15,5; Тамбовская область занимает 57 место с показателем 11,0, а в 2018г.-58 место с показателем 11,5; Тверская область занимает 31 место с показателем 14,8, а в 2018г.-30 место с показателем 14,9; Тульская область занимает 42 место с показателем 13,4, а в 2018г.-32 место с показателем 14,8; Ярославская область занимает 23 место с показателем 15,5, а в 2018г.-17 место с показателем 16,4; г.Москва занимает 6 место с показателем 20,4, а в 2018г.-4 место с показателем 23,1.
Таким образом, наименьшую долю работников малого и среднего бизнеса за анализируемый период имеют такие регионы, как Тамбовская и Курская области, а наибольшую долю — г. Москва, Воронежская область. Отразим указанное на рисунках
4,5.
По данным официального сайта Департамента экономического развития Брянской области наш регион активно включен в реализацию Национальных проектов страны. Одним из двенадцати направлений стратегического развития России является «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [1]. В целях улучшения социально-экономического развития Брянской области, на территории региона утверждены следующие региональные проекты в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Отразим схематично указанное на рисунке 6.
4.06.2021г. на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума Президент страны анонсировал новый механизм поддержки малого и среднего предпринимательства — «зонтичные гарантии»[4], обеспечиваемое «Корпорацией МСП» по кредитам банков-партнеров. Указанная корпорация возьмет на себя часть рисков предпринимателей, сделав получение кредитов более доступными, т.е. будет выдавать поручительства по кредитам банков-партнеров. Гарантии будут выдаваться в соответствии с утвержденными параметрами и условиями, не дожидаясь одобрения корпорации. Указанный механизм позволит привлекать ресурсы на развитие субъектов предпринимательства 600 млрд. рублей до 2024г. Кроме того, получить зонтичные гарантии смогут все предприниматели, которые не находятся в стадии банкротства, а также числятся в едином реестре МСП.
Таким образом, Президентом анонсирована новая инфраструктурная финансовая поддержка субъектов предпринимательства.
Заключение. Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что представители малого и среднего бизнес является очень важным, ключевым субъектом развития любого региона. Руководство региона, участвуя в национальном проекте по развитию малого и среднего бизнеса, тем самым поддерживает главных игроков, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность, а также инновационное развитие региона. Увеличение числа работников малого и среднего предпринимательства внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Новый механизм поддержки региональных игроков - «зонтичные гарантии» обеспечат участниками регионального развития повышение ВРП.
Список источников
1. Департамент экономического развития Брянской области// http ://econom32. ru/activity/nat_project/
2. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»// https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy proekt maloe i s rednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 382666/
4. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума//http://kremlin.ru/events/president/news/65746
5. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020г. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html
6. Рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес - 2020// https://ria.ru/20200512/1570723636.html
7. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/
References
1. Department of Economic Development of the Bryansk region// http://econom32.ru/activity/nat_project/
2. National project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative»
// https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy proekt maloe i srednee predpr inimatelstvo i podderzhka individualnoy predprinimatelskoy iniciativy/.
3. The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 21.04.2021 «The Message of the President to the Federal Assembly». [electronic resource]. — Access mode: http://. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/
4. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum / / http: / / kremlin.ru/events/president/news/65746
5. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. Results of 2020. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html
6. Rating of regions by population involvement in small business-2020// https://ria.ru/20200512/1570723636.html
7. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474
Для цитирования: Петрухина Н.В. Роль субъектов малого и среднего бизнеса в региональном развитии // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qie.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-20/
© Петрухина Н.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.