тур, создающих условия для функционирования и развития единого информационного пространства и средств информационного взаимодействия субъектов в условиях происходящих цифровых изменений экономики.
При создании платформы в качестве инфраструктурного элемента региона необходимо основываться на принципах прозрачности, доступности и гласности обмена знаниями и информацией; принципах формирования единого информационного пространства; принципах права на равный доступ к информации, которые отражают цифровую трансформацию, а также баланс интересов взаимодействующих между собой сторон. Реализация вышеуказанной концепции позволит исполнить государственную программу «Цифровая экономика» в части касающейся развития элементов информационной инфраструктуры, с использованием которой будет наблюдаться рост ВРП регионов и ВВП страны.
Источники:
1. Etzkowitz, H., Leydesdorff,L.The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy,29(2), 109-123 (2000).
2. Petrukhina N.V. (2020) Formation of Uniform Scientific and Technological Space of the Russian Federation. In: Solovev D., Savaley V., Bekker A., Petukhov V. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019". Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 172. Springer, Singapore. Pages 653-659.
3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020г. //https://riarating.ru/infografika/ 20210531/630201353.html.
4. 4.Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021» // http://www.kremlin.ru/events/president/news/64938.
5. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/. References:
1. Etzkowitz, H., Leydesdorff,L.The dynamics of innovation: from National Systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy,29(2), 109-123 (2000).
2. Petrukhina N.V. (2020) Formation of Uniform Scientific and Technological Space of the Russian Federation. In: Solovev D., Savaley V., Bekker A., Petukhov V. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019". Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 172. Springer, Singapore. Pages 653-659.
3. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. Results of 2020. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html.
4. Session of the online forum "Davos Agenda 2021"// http://www.kremlin.ru/events/president/news/64938.
5. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource]. - Access mode: // http://www. consultant.ru/document t/cons doc LAW 357927/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11363
Н.В. Петрухина - к.э.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент», Брянский государственный технический университет, [email protected],
N.V. Petrukhina - PhD, associate Professor of the Department of "Production Management", Bryansk State Technical University.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК КЛЮЧЕВОЙ СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS A KEY SUBJECT OF REGIONAL DEVELOPMENT
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные аспекты взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса как ключевых игроков развития региона в условиях происходящих трансформационных изменений в экономике. Рассматривается Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030, Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Анализируются данные в части, касающейся финансирования указанного проекта в разрезе его источников: внебюджетные, федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ. В рамках проводимого исследования анализируются данные по доле работников малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы в разрезе регионов ЦФО. Рассматривается рейтинг субъектов ЦФО по указанному показателю. Анализируются наиболее значимые региональные проекты, действующие на территории Брянской области. По мнению автора, важнейшим аспектом поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются созданные на территории региона объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства. В целях повышения уровня инвестиционной привлекательности, а также инновационного потенциала в целях конкурентоспособности региона, автором отмечается необходимость создания на территории региона соответствующих объектов научно-технологической инициативы.
Abstract. The article deals with topical aspects of interaction between small and medium-sized businesses as key players in the development of the region in the context of ongoing transformational changes in the economy. The Decree of the President of the Russian Federation "On the national development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", the Strategy for the Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030, the National Project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual
entrepreneurial initiative"is being considered. The data concerning the financing of the specified project in the context of its sources are analyzed: extra-budgetary, federal budget, consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation. Within the framework of the conducted research, data on the share of small and medium-sized business employees in the total labor force in the context of the Central Federal District regions are analyzed. The rating of the subjects of the Central Federal District according to this indicator is considered. The most significant regional projects operating in the Bryansk region are analyzed. According to the author, the most important aspect of supporting business entities is the infrastructure facilities for supporting entrepreneurship created in the region. In order to increase the level of investment attractiveness, as well as the innovative potential for the competitiveness of the region, the author notes the need to create appropriate objects of scientific and technological initiative in the region.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, национальные цели, национальный проект, инфраструктура, регион.
Keywords: small and medium-sized businesses, national goals, national project, infrastructure, region.
Введение. В.В. Путин, выступая 21.04.2021г. с ежегодным посланием обратил внимание присутствующих на следующее: предоставленные льготные кредиты на выплату зарплат позволили сохранить более пяти миллионов рабочих мест; сниженные страховые взносы с тридцати до пятнадцати процентов для субъектов малого и среднего бизнеса позволят в дальнейшем создать новые рабочие места; отказ от ненужных контрольных проверок, а также списанные в утиль устаревшие нормы и требования в различных областях взаимодействующих субъектов, позволили улучшить деловой климат в стране; усовершенствование так называемой «Фабрики проектного финансирования» позволило снижать риски для вложения частных капиталов, а также привлечь объём инвестиций стоимостью три триллиона рублей на 40 проектов; принятие ключевых решений в экономической сфере в диалоге с представителями предпринимательских структур позволяет достигать главного результата - вложением полученной прибыли от инвестиций в развитие; предприниматель сегодня создает новые рабочие места и обладает талантом созидателя [6].
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» законодатель выделяет следующие: цифровая трансформация, обеспечение сохранения населения, благополучия и здоровья людей; самореализация талантов, безопасная и комфортная среда для жизни; а также эффективный и достойный труд и успешное предпринимательство [12].
Для исполнения приведенного нормативного акта, Минэкономразвития России создало и утвердило новую структуру паспорта Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [4]. Он включает в себя четыре блока, касающихся: поддержки самозанятых, предакселерацию, акселерацию субъектов МСП, а также создание цифровой платформы МСП.
Характеризуя первый федеральный проект «Поддержка самозанятых», стоит отметить основные мероприятия, которые реализуются для указанных граждан. Так, например, обеспечивается доступ к финансовой поддержке, предоставляемую региональными учреждениями, а также АО «МСП Банк», АО «Корпорация «МСП», а также к информационно-консультационной, оказываемой центрами региона «Мой бизнес». Кроме того, предоставляется инфраструктурная помощь в виде сниженной ставки арендной платы на офисные и производственные помещения, а также микрозаймы по льготной ставке. При реализации указанного направления федерального проекта планируется увеличение числа самозанятых граждан, которые воспользовались мерами поддержки от государства и применили специальный налог на профессиональный доход с 70 тыс. человекдо 240 тыс. человек к 2024 году соответственно).
Второй федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», входящий в Национальный проект, содержит в себе мероприятия как для начинающих предпринимателей, так и для физических лиц, которые планируют начать предпринимательскую деятельность. В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить патентную систему налогообложения, а также уменьшение количества представляемой субъектами финансовой, налоговой, статистической отчетности в связи с переходом работы соответствующих государственных органов в дистанционный формат и др.
Третий федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включает в себя мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить программу льготного кредитования по ставке 7 %; возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др. Среди запланированных показателей стоит выделить размер поддержки субъектов, который определяется в 2021 г. в количестве 881,9 млрд рублей, а к 2024 г. в размере до 920,9 млрд. рублей.
Создание единой цифровой экосистемы осуществляется в рамках четвертого проекта: «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами». Она содержит информацию об существующих институтах поддержки субъектов, функционирующих на территории страны, а также существующих мерах. В целях экономии времени субъекты бизнеса получают необходимые меры поддержки в дистанционном формате.
В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить возможность дистанционного доступа к существующим на территории региона услуг, предоставляемыми инфраструктурными организациями по поддержке МСП, а также региональными органами власти. Кроме того, в цифровом формате осуществляет-
ся подбор кадров, а также осуществляется создание мобильного приложения для доступа к сервисам платформы. При осуществлении данного проекта планируется получить следующие результаты: увеличение количества полученных услуг и сервисов (в 2021г. - 300,0 тыс. единиц, в 2024 году - 600 тыс. единиц), а также удовлетворенность пользователей, воспользовавшихся получением услуг с 50 % в 2021г. до 80 % соответственно к 2024 г.
Объем финансового обеспечения по Национальному проекту за период с 2019 по 2024 гг. очень большой и составляет всего - 408 268 168,61рублей. В 2019 г. планируется вложить 64 550 531,69 тыс. рублей, в 2020г. - 70 829 424,82 тыс.рублей, в 2021г. - 57 673 638,20тыс.руб. В 2022г. - 60 957 803,10тыс.руб., в 2023г. -78 654 029,40тыс.руб., в 2024г. - 75 602 741,40тыс.руб. Среди источников финансирования проекта выделяется как федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ, так и внебюджетные источники [6]. Отразим указанное на рисунке.
Объем финансового обеспечения по Национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", (тыс. рублей)
—♦—Федеральный бюджет
—*—консолидированные бюджеты субъектов РФ Ж внебюджетные источники
2019 г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г.
Рисунок 1 - Объем финансового обеспечения по Национальному проекту, тыс.рублей
Малый и средний бизнес, который осуществляет свою непосредственную деятельность на территории определенного региона, является ключевым субъектом развития. Указанные игроки создают новые рабочие места, обеспечивают конкурентоспособность экономики как отдельно взятого региона, так и страны в целом, а также способствуют росту налоговых поступлений на территории региона.
Сегодня на законодательном уровне основополагающим документом, определяющим проблемы развития малого и среднего предпринимательства, а также способы и механизмы достижения определенных целей при осуществлении предпринимательской деятельности, является Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Он утвержден Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р [9].
В нем отражены следующие направления деятельности: поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие потребительского рынка и торговли; стимулирование спроса на продукцию с учетом повышения ее качества; доступ к государственным закупкам, а также развитие конкуренции на локальных рынках.
В анализируемом документе также определены основополагающие принципы, такие как: содействие ускоренному развитию, а также создание системы стимулов для представителей бизнес-структур с учетом их мнения и вовлечения представителей органов государственной власти в указанную деятельность; обеспечение правовой регламентации правил игры. Установленные принципы свидетельствуют о том, что прозрачность фискальных и регулирующих условий являются основой деятельности взаимодействующих субъектов..
Сравнительный анализ работников предприятия малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы в разрезе субъектов ЦФО России за 2019гг.
Согласно рейтинга регионов по вовлеченности населения в малый бизнес, проведенного агентством «РИА-Рейтинг» [11], Брянская область в 2019г. занимает 52 место среди регионов страны с показателем по доле работников предприятий малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей сил (%) 12,5. Соседняя Орловская область занимает 55 место с показателем -12. Тамбовская область по доле работников занимает 57 место среди регионов страны с показателем - 11. Курская область согласно указанного рейтинга занимает 60 место среди регионов страны, с показателем - 10,9, Костромская область занимает 26 место в рейтинге с показателем - 15,2, Рязанская область занимает 22 место с показателем - 15,7 в то время как лидерами по анализируемому критерию выступает Воронежская область, находящаяся на 8 месте с показателем - 18,2, а также г. Москва, находящаяся на 6 месте с показателем 20,4. Отразим указанное на рисунках.
20,4
2019г.
Рисунок 2 - Доля работников предприятия малого и среднего бизнеса в общей численности рабочей силы ( %) за 2019г.
Рисунок 3 - Место региона ЦФО среди субъектов по доле работников МСБ в общей численности рабочей силы в 2019г.
Стоит отметить, что малый и средний бизнес играет очень существенную роль в инновационном развитии любого региона. Проанализируем уровень инновационной активности регионов ЦФО.
Согласно рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ, составляемого агентством «РИА-Рейтинг» [10], наш регион в 2019 году занимает 51 место среди субъектов РФ с показателем по инновационной активности 37,501, в то время как Ивановская область занимает 61 место с показателем - 30,896, Орловская - 63 место с показателем 30,220.
Однако, лидерами по социально-экономическому развитию среди регионов ЦФО являются Тульская область, которая занимает 27 место с показателем - 48,813, Белгородская область, занимающая в рейтинге 18 место с показателем по инновационной активности-57,103, а также Московская область - 4 место с показателем - 77,595, г.Москва, являющаяся лидером всего рейтинга с показателем - 88,980.
Показатели социально-экономического развития Брянской области отражены на сайте Правительства Брянской области. Так, например, ВРП в 2020г.оценивается в 352,3 млрд. рублей (98,0 процентов к уровню 2019 года), объем ВРП в 2019 году составил 397,7 млрд. рублей. Среди ведущих видов экономической деятельности выделяется промышленное производство; строительство; сельское, лесное хозяйство[1]. При этом немаловажную роль в экономической деятельности играет малый и средний бизнес региона.
Так, например, по данным официального сайта Департамента экономического развития Брянской области наш регион активно включен в реализацию Национальных проектов страны. Одним из двенадцати направлений стратегического развития России является развитие субъектов малого и среднего бизнеса.
В целях социально-экономического развития Брянской области, на территории региона утверждены следующие региональные проекты. Отразим схематично указанное.
• Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства
• Популяризация предпринимательства
• Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию
• Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
• Улучшению условий ведения предпринимательской деятельности
Рисунок 4 - Региональные проекты Брянской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства
Основным документом, который определяет развитие нашего региона, являяется Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Брянской области № 398 -п от 26 августа 2019 г. [7].
На территории региона в соответствии с указанным документом действует система поддержки предпринимательской активности.
Инфраструктурные объекты поддержки предпринимательства в Брянской области отображены на рисунок 2.
имущественна я поддержка •ГБУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» J
финансовая поддержка •1) Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Брянской области «Брянский Гарантийный Фонд»; •2) Брянский микрофинансовый фонд «Новый мир» А
консультацио иная поддержка ■ 1) Центр поддержки предпринимательства Брянской области (структурное подразделение ЕБУ «Брянский областной бизнес-инкубатор»); •2) Центр инновций социальной сферы; •3) Брянская торгово-промышленная палата: •4) Центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства: •5) Центр развития молодежного предпринимательства J
Рисунок 5 - Ключевые объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории региона
Заключение. Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что малый и средний бизнес является ключевым субъект развития любого региона.
Системообразующим и интегральным элементом инновационной системы региона, обеспечивающим эффективное взаимодействие в рамках его инновационного развития, а также инвестиционной привлекательности субъекта, является инновационная инфраструктура. Без объектов инновационной инфраструктуры [5], оказывающих имущественную, финансовую, консультационную поддержку невозможно сегодня эффективное развитие субъектов малого и среднего бизнеса.
В целях повышения уровня инвестиционной привлекательности региона, а также его инновационного потенциала и конкурентоспособности, автором отмечается необходимость создания на территории региона соответствующих объектов научно-технологической инициативы: центра кластерного развития, а также регионального центра инжиниринга.
Примером могут служить созданные объекты инфраструктуры на территории региона, такие как Калужский инновационный кластер «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина», Липецкий территориальный кластер машиностроения и металлообработки, Калужский региональный инжиниринговый центр, Томский региональный инжиниринговый центр (участник кластера «Smart Technologies Tomsk») [3].
Так, например, создание на территории Брянской области центра кластерного развития обеспечит эффективное взаимодействие предприятий-участников территориальных кластеров, университетов , а также представителей органов государственной власти и инвесторов.
Создание регионального центра инжиниринга также позволит привлекать специализированные организации и квалифицированных специалистов в сфере инжиниринга, а также сотрудничать с университетами и взаимодействовать с органами государственной власти, финансовыми учреждениями и промышленными предприятиями нашего субъекта.
Для создания объектов инновационной инфраструктуры в регионе есть все предпосылки: сильная научная техническая школа, развитое промышленное производство, а также слаженные и эффективные действия региональных властей.
Стоит отметить слова верховного главнокомандующего страны, произнесенные 4.06.2021 г. на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума о том, что проекты могут стать очень важным фактором для развития и оживления всей глобальной экономики [8].
Таким образом, эффективная работа всех заинтересованных субъектов позволит малому и среднему бизнесу являться ключевым субъектом развития региона, позволяющим достигать инвестиционной и инновационной привлекательности.
Источники:
1. Департамент экономического развития Брянской области// http://econom32.ru/activity/nat_project/.
2. Итоги социально - экономического развития в 2020году// http://www.bryanskobl.ru/economy-total.
3. Научно-технологическое развитие регионов Российской Федерации. — М.: IMG Print, 2020. — 84 с.// https://нтр.рф/ analytics/ nauchno-tekhnologicheskoe-razvitie-regionov-rossiyskoy-federatsii/.
4. 4.Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"// https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_ predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/.
5. Петрухина Н.В. Формирование компонентного состава инфраструктуры региональной инновационной подсистемы // Вестник Брянского государственного технического университета. -2018.- №3(64).-С.156-163.
6. б.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 "Послание Президента Федеральному Собранию". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/.
7. Постановление Правительства Брянской области от 26.08.2019 N 398-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2030 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultantru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW201 &n=58972#008031304465643063.
8. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума//http://kremlin.ru/events/president /news/65746.
9. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года")[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_199462/.
10. 10.Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020г. //https://riarating.ru/infografika /20210531/630201353.html.
11. Рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес - 2020// https://ria.ru/20200512/1570723636.html.
12. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_357927/. References:
1. Department of Economic Development of the Bryansk region// http://econom32.ru/activity/nat_project/.
2. Results of socio-economic development in 2020// http://www.bryanskobl.ru/economy-total.
3. Scientific and technological development of the regions of the Russian Federation. - M.: IMG Print, 2020. - 84 p.// https://нтр.рф/analytics/nauchno-tekhnologicheskoe-razvitie-regionov-rossiyskoy-federatsii/.
4. National project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative" // https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_ individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/.
5. Petrukhina N. V. Formation of the component composition of the infrastructure of the regional innovation subsystem / / Bulletin of the Bryansk State Technical University. -2018.- №3(64).-Pp. 156-163.
6. The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 21.04.2021 "The Message of the President to the Federal Assembly". [electronic resource]. - Access mode: http://. http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_3 82666/.
7. Resolution of the Government of the Bryansk region of 26.08.2019 N 398-p "On approval of the Strategy of socioeconomic development of the Bryansk region until 2030" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW201&n=58972#008031304465643063.
8. Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum / / http: / / kremlin.ru/events/president/news/65746.
9. Order of the Government of the Russian Federation of 02.06.2016 N 1083-r (ed. of 30.03.2018) "On approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030" (together with the " Action Plan ("roadmap") for the implementation of the Strategy for the Development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030")[Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/.
10. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. Results of 2020. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html.
11. Rating of regions by population involvement in small business-2020//https://ria.ru/20200512/1570723636.html.
12. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource]. - Access mode: // http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 357927/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11364
Л.Ю. Питерская - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
L.Yu. Piterskaya - Doctor of Economical Sciences, Professor, Head of the Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
М.В. Сидоренко - старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
M.V Sidorenko - Senior Lecturer at the Department of Land Management and Land Cadaster, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ПО ОТВОДУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЛЯХ UPDATING THE DEVELOPMENT OF A LAND MANAGEMENT PROJECT FOR ALLOTMENT OF LAND PLOTS FOR LINEAR OBJECTS ON AGRICULTURAL LAND
Аннотация. В статье рассмотрено понятие проекта землеустройства по отводу земельных участков, обобщены условия его составления и необходимость его разработки. Так же авторы обобщили и представили стратегические задачи, которые решаются при проведении землеустройства, сформировали особенности проекта землеустройства по отводу сельскохозяйственных земельных участков. Авторами представлен порядок подготовки проекта землеустройства в условиях изъятия земель сельскохозяйственного назначения для размещения линейных объектов. В настоящее время процесс размещения объектов промышленности, в том числе линейных объектов, требует научного подхода при разработке проектных решений. В статье так же выделены задачи, которые должны быть решены при обосновании размещения линейных объектов на земельных владениях аграрного производителя.
Abstract. The article considers the concept of a land management project for the allotment of land plots, summarizes the conditions for its compilation and the need for its development. The authors also summarized and presented the strategic tasks that are solved during land management, formed the features of the land management project for the allotment of agricultural land. The authors present the procedure for preparing a land management project in the context of the withdrawal of agricultural land for the placement of linear objects. Currently, the process of placing industrial facilities, including linear facilities, requires a scientific approach in the development of design solutions. The article also highlights the tasks that must be solved when justifying the placement of linear objects on the land holdings of an agricultural producer.
Ключевые слова: проект землеустройства, отвод земельных участков, линейные объекты, рациональное использование земель.
Keywords: project land management, allotment of land, linear objects, rational use of land.
Проект землеустройства по отводу земельных участков представляет собой техническое, экономическое и юридическое обоснование, которое включает в себя описательную часть, графическую часть, набор чертежей и расчётов, которые привязаны к решению землеустроительных проблем на конкретной территории [1].