Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект / субъекты малого и среднего предпринимательства / предпринимательская инициатива / государственная поддержка / national project / small and medium-sized businesses / entrepreneurial initiative / state support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю Г. Кириллов

В статье проведено исследование применяемых в Омской области инструментов государственной поддержки субъектов предпринимательства в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Обобщена нормативная база реализации данного проекта, изучены целевые показатели проекта, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Омской области. Проанализировано современное состояние малого и среднего предпринимательства в Омской области, выявлены тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса и направления, нуждающиеся в государственной поддержке. Определены основные результаты по итогам первых лет реализации проекта на территории региона. Дана оценка исполнения региональных проектов поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках национального проекта, и определены направления работы по актуализации процесса реализации настоящего проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ю Г. Кириллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVE" AT THE REGIONAL LEVEL

The article studies the instruments of state support of business entities used in the Omsk region as part of the implementation of the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative". The regulatory framework for the implementation of this project is summarized, the project targets, the infrastructure for supporting small and medium-sized businesses in the Omsk region are studied. The current state of small and medium-sized businesses in the Omsk region is analyzed, trends in the development of small and medium-sized businesses and areas in need of state support are identified. The main results based on the results of the first years of the project implementation in the region are determined. The assessment of the implementation of regional projects to support small and mediumsized businesses implemented within the framework of the national project is given, and the directions of work on updating the process of implementing this project are determined.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ю.Г. Кириллов, канд. экон. наук, доцент

Омский государственный технический университет

(Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-112-116

Аннотация. В статье проведено исследование применяемых в Омской области инструментов государственной поддержки субъектов предпринимательства в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Обобщена нормативная база реализации данного проекта, изучены целевые показатели проекта, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Омской области. Проанализировано современное состояние малого и среднего предпринимательства в Омской области, выявлены тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса и направления, нуждающиеся в государственной поддержке. Определены основные результаты по итогам первых лет реализации проекта на территории региона. Дана оценка исполнения региональных проектов поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых в рамках национального проекта, и определены направления работы по актуализации процесса реализации настоящего проекта.

Ключевые слова: национальный проект, субъекты малого и среднего предпринимательства, предпринимательская инициатива, государственная поддержка.

В развитых государствах малое и среднее предпринимательство (МСП) является важнейшим звеном социально-экономической системы. МСП обеспечивает высокую долю в объемах валового внутреннего продукта, экспорта, существенные налоговые поступления, рабочие места, и, что особенно важно, является основой развития конкуренции в экономике. Предприниматели занимают ниши не занятые крупным бизнесом, не только удовлетворяют потребительский спрос, но и работают в сфере технологического инновационного предпринимательства. Базовые экономические условия для становления и развития предпринимательства в России были созданы в начале 90-х годов. Вместе с тем, сектор МСП на протяжении десятилетий российской действительности находился в уязвимом положении в периоды экономических кризисов, сталкиваясь с ухудшением условий внешней среды, проблемами финансирования своей деятельности, излишними административными барьерами, отсутствием эффективных мер государственной поддержки. Фактором,

сдерживающим рост и развитие предпринимательства в условиях национальной экономики, явилась высокая степень монополизации ее секторов, концентрация бизнеса, слияние и поглощение малых и средних организаций. Это общемировая тенденция. Но в Российской экономике это проявилось наиболее остро по отношению к малому и среднему бизнесу. С 2020 года предприниматели переживают потрясения, вызванные новой коронавирусной инфекцией (СОУГО-19). Сложившаяся ситуация повлекла за собой изменение форм и методов поддержки предпринимательства со стороны органов государственной власти. Новое видение государственной политики по отношению к МСП нашло отражение в самостоятельном Нацпроекте. К концу 2020 года произошла актуализация Нацпроекта. В его состав вошли 4 (четыре) Федеральных проекта: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП» и «Цифровая платформа МСП». Вышеназванные проекты призваны увеличить количество занятых в сфере малого и среднего предпринима-

тельства до 25 млн. к 2024 году, нарастить долю МСП в ВВП страны до 32%, а долю экспорта субъектов МСП до 10% от общего объема [1]. Механизм исполнения поставленных задач, его функционирование в условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса в 2020-2021 годах, требует научного анализа, осмысления и обобщения. Это и явилось предметом настоящего исследования.

Методология исследования. Теоретико-методологический подход к исследованию был реализован на базе материалов Глобального мониторинга предпринимательства (GEM). Отчеты GEM за 20192020 годы позволили схематично отразить уровень предпринимательских намерений, предпринимательской активности и составить профиль раннего предпринимательства в России (рис. 1.)

Рис. Участие в процессах предпринимательства в России

На рисунке показаны фазы предпринимательской деятельности в соответствии с моделью GEM и долей предпринимателей, вовлеченных в этот процесс на разных этапах [2]. По данным рисунка видно, что в Российской Федерации около одной трети трудоспособных граждан считают, что у них имеются потенциальные возможности, необходимые знания и навыки для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности. Это очень существенный процент. Его значение свидетельствует о том, что в России достаточно большое количество людей положительно оценивают свои способности для ведения самостоятельного бизнеса. Вместе с тем, только 14% обладают необходимым представлением о направлениях собственного предпринимательства и придумали концепцию собственного дела. Следующим этапом является вовлечение в открытие бизнеса или зарождающееся предпринимательство. На данном этапе возникает немало проблем, которые не позволяют

перейти в следующий этап. По данным GEM, 9,3% трудоспособного населения России вовлечено в предпринимательскую деятельность, включая индивидуальное предпринимательство и самозанятость. На последующем этапе для тех, кто продвинулся от зарождения предпринимательской инициативы до создания собственного бизнеса, находится 4,2% взрослого населения. Именно здесь требуется государственная поддержка предпринимательства, заложенная в федеральных государственных проектах. В конечном итоге, следует наращивать долю устоявшегося бизнеса (5,1%) и минимизировать долю предпринимателей, которые ежегодно выходят из бизнеса (3,36%). Последний показатель неуклонно растет. Используя концептуальную модель, предложенную GEM, и принимая во внимание протекающие процессы предпринимательства в России, был проведен анализ сферы МСП в Омской области на предмет соответствия целевой модели.

Современное состояние предпринимательства и инфраструктура его региональной поддержки

Данные Омского территориального управления статистики свидетельствуют об ухудшении показателей деятельности субъектов МСП в регионе. Заметно сократилась численность малых и средних предприятий. Относительно стабильна была до 2020 года численность индивидуальных предпринимателей (ИП), поскольку число закрывающихся восстанавливалось за счет новых регистраций. Однако данные региональной статистики говорят о том, что фактически действующие ИП составляют лишь около 65% от числа зарегистрированных субъектов. Обороты в текущих ценах росли в среднегодовом исчислении примерно на 7% только у малых организаций, что превышает уровень инфляции. Обороты средних организаций упали в текущих ценах примерно на 1%, а обороты микропредприятий на 10% за анализируемый шестилетний период [3]. Все вышеизложенное говорит об очевидных проблемах МСП в Омском регионе, что требует комплексных сбалансированных мер государственной поддержки. Для реализации Нацпроекта на территории Омской области создана инфраструктура поддержки МСП. Инфраструктурная поддержка реализуется по всем направлениям, которые установлены на федеральном уровне, но существует и внутренняя региональная специфика. Это отражается в реализации принципа «одного окна» при осуществлении поддержки МСП в центре оказании услуг «Мой бизнес» [4].

Выявленные проблемы реализации регионального проекта

При сопоставлении целевых ориентиров Нацпроекта в Омском регионе и фактического уровня достигнутых показателей наблюдается существенный разрыв, преодолеть который до 2024 года, на наш взгляд, очень сложно. Для выявления возможностей достижения целевых показателей был проведен анализ реализации Нацпроекта в Омской области за 2020 год. Анализ показал, что выделенные средства используются в полном объеме. Преобладает финансирование из Федерального

бюджета (77%). В дальнейшем целесообразно неиспользованные федеральные средства сохранять и переносить на следующий финансовый год. В 2020 году были приняты «антиковидные» Законы Омской области. Все они имели отношение к налоговым льготам. Но ситуация такова, что срок их действия закончился январем 2021 года. Пока недостаточными являются меры поддержки самозанятых граждан для стимулирования выхода из тени. По линии предоставления субсидий и льготных кредитов программа 2020 была выполнена. Однако остается проблема, связанная с тем, что за развитие МСП в регионах, прежде всего, отвечают губернаторы: им выставлены персональные KPI по увеличению числа занятых в этой сфере. А финансовые средства направляются через Корпорацию МСП, в Банк МСП, а также в другие российские банки с целью увеличения объема льготных кредитов для малого и среднего бизнеса. Таким образом, получатели субсидий не отвечают за достижение его целевых показателей, а лица, ответственные за достижение показателей, не влияют на распределение средств и, как правило, не владеют полной информацией о деятельности получателей ресурсов». Проведенный анализ реализации Нацпро-екта на территории Омской области позволил выявить следующие проблемы и риски:

1. Неудовлетворительные характеристики экономической ситуации, текущего спроса и инвестиционного климата. В результате пандемии COVID-19 сохраняется непростая ситуация в отраслях экономики, ориентированных на потребительский спрос. По итогам 2020 года существенно снизился оборот розничной торговли и объем платных услуг населению, а это во многом сфера МСП. Возросшая инфляция подтолкнула вверх индекс цен на продукцию инвестиционного назначения, что сдерживает развитие бизнеса. В результате по данным Омскстата сохраняется высокая доля убыточных организаций, составляющая 27%

2. Негативные последствия фактов неудачной организации собственного дела. Исследования GEM свидетельствуют о

том, что неудачная организация собственного дела во многом зависит от внутренних препятствий. Отсутствие грамотного планирования и умения адаптироваться к меняющейся внешней среде.

3. Негативная оценка предпринимателями защиты своих прав и законных интересов, высокая административная нагрузка. Устранение избыточного регулирования необходимо при сохранении технических требований к безопасности осуществляемых процессов и производимой продукции.

4. Сокращение числа субъектов МСП и численности занятых в МСП.

Это закономерный процесс в условиях спада экономической активности, вызванной эпидемией СОУГО-19, снижения потребительского и инвестиционного спроса, ухудшения финансового состояния субъектов МСП.

5. Высокий процент теневого сектора индивидуальных предпринимателей - самозанятых. Это важнейшая проблема, поскольку значительное число задействованных граждан в сфере МСП не зарегистрированы и не платят налоги. Нужны дополнительные стимулы для легализации своего дела, не только налоговые льготы, но и субсидии, а также разъяснительная работа в части преимуществ использования патента или статуса самозанятого. Например, возможность защищать свои права в суде.

6. Несовершенный механизм распределения и использования финансовых ресурсов, запланированных на осуществление проекта. Представляется важным реализовать возможность сохранения сложившейся экономии в рамках национальных проектов в распоряжении субъектов РФ. Также необходимо наделить ответственных за достижения результатов полномочиями распределения субсидий.

7. Проблема перехода с одного специального налогового режима на другой.

Риски для бизнеса, связанные с неосведомленностью предпринимателей при принятии решения о переходе на иные режимы налогообложения в связи с отменой единого налога на вмененный доход.

Как следствие, на начало 2021 года в Омской области числятся 62 тыс. субъек-

тов МСП, обеспечивающих занятость 179 тыс. человек. А целевые ориентиры Нацпроекта - 92 тыс. субъектов МСП (с учетом самозанятых), а число занятых к 2024 году (с учетом самозанятых) должно достичь 294 тыс. человек [5].

Заключение. По итогам исследования определены основные направления совершенствования инструментов реализации Нацпроекта в Омской области:

1. Ответственным за реализацию Нацпроекта рекомендуется осуществить корректировку поставленных целей с возможностями Омского региона. Необходима актуализация на региональном уровне последних изменений, внесенных в Нацпроект в конце 2020 года.

2. Министерству экономики Омской области рекомендуется внести изменения в регламент взаимодействия с субъектами МСП с учетом перечня проблем предпринимательского сообщества, вызванных пандемией СОУГО-19.

3. Руководителям Нацпроекта усовершенствовать механизм распределения и использования финансовых ресурсов, запланированных на осуществление проекта. Представляется важным реализовать возможность сохранения сложившейся экономии в рамках Нацпроекта в распоряжении Омского региона. Необходимо наделить ответственных за достижение персональных КР1 полномочиями по согласованию распределения субсидий, предоставляемых по линии Корпорации МСП.

4. Устранить избыточное регулирование, снизить административную и налоговую нагрузку на субъекты МСП, осуществляющие технологическое предпринимательство. Осуществлять риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, упрощать отчетность.

5. Использовать действенные финансовые инструменты. Ходатайствовать о продолжении льготной программы кредитования МСП от 3 до 7,25%, которая была реализовано в 2020 году.

6. Создать необходимые условия для выхода самозанятых граждан из тени путем расширения льготных финансовых продуктов, бюджетных субсидий, популя-

ризации налога на профессиональный до- лое и среднее предпринимательство и подход среди молодежного предприниматель- держка индивидуальной предпринима-ства с использованием цифровых плат- тельской инициативы» созданы правовые, форм. Это позволит выйти к 2024 году на финансовые и инфраструктурные условия. целевой показатель - 42 тысячи самозаня- Но вместе с тем необходимо учитывать тых граждан Омской области, зафиксиро- имеющиеся проблемы и риски, а также совавших свой статус налогоплательщика. вершенствовать инструменты реализации

Таким образом, в Омской области для Нацпроекта применительно к региональ-реализации национального проекта «Ма- ным возможностям.

Библиографический список

1. Паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/65c7e743dffadf1f3f3a8207e31a0d99/Passport_NP_M SP.pdf (Дата обращения 20.06.2021)

2. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Рос-сия2019/2020». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf (Дата обращения 20.06.2021)

3. Малое и среднее предпринимательство// Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://omsk.gks.ru/small_and_medium_enterprises (Дата обращения 20.06.2021)

4. Меры поддержки предпринимателей Омской области. - Центр оказания услуг «Мой бизнес», Омск. - 2020. - 63 с.

5. Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы // Сайт Министерства экономики Омской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mec.omskportal.ru/oiv/mec/etc/NationalProjects/SmallBusiness (Дата обращения 20.06.2021)

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "SMALL

AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AND SUPPORT OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVE" AT THE REGIONAL LEVEL

Yu.G. Kirillov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Omsk State Technical University (Russia, Omsk)

Abstract. The article studies the instruments of state support of business entities used in the Omsk region as part of the implementation of the national project "Small and medium-sized en-trepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative". The regulatory framework for the implementation of this project is summarized, the project targets, the infrastructure for supporting small and medium-sized businesses in the Omsk region are studied. The current state of small and medium-sized businesses in the Omsk region is analyzed, trends in the development of small and medium-sized businesses and areas in need of state support are identified. The main results based on the results of the first years of the project implementation in the region are determined. The assessment of the implementation of regional projects to support small and medium-sized businesses implemented within the framework of the national project is given, and the directions of work on updating the process of implementing this project are determined.

Keywords: national project, small and medium-sized businesses, entrepreneurial initiative, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.