Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ 2019 ГОДА'

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ 2019 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / АКСЕЛЕРАЦИЯ БИЗНЕСА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МСП / NATIONAL PROJECT / FEDERAL PROJECT / REGIONAL PROJECT / TARGETS / BUSINESS ACCELERATION / ENTREPRENEURSHIP PROMOTION / FI SUPPORT FOR SMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулагина Ольга

В статье проведен анализ эффективности реализации национального проекта«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - НП) на территории ЕАО за 2019 год. Мониторинг эффективности реализации НП в ЕАО включал оценку степени выполнения задач и достижения целевых показателей в соответствии с уровнем освоения финансовых средств, выделенных на их достижение по 5 региональным проектам (далее РП). Целевые показатели по НП в регионе достигнуты на 71,7%, наименьший процент выполнения плановых показателей по ряду объективных причин отмечен по региональным проектам, связанным с расширением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) к финансовой поддержке - 5,17% и созданием системы поддержки фермеров - 72%. Определены факторы, препятствующие акселерации малого и среднего бизнеса в ЕАО. Анализ зависимости степени достижения целевых показателей региональных проектов и освоения финансовых средств, выделенных на их достижение, показал слабую корреляционную зависимость. В статье обозначены перспективы реализации региональных проектов в ЕАО в рамках национального проекта, ориентированного на развитие предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулагина Ольга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT “SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AND SUPPORT FOR INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL INITIATIVES” IN THE TERRITORY OF THE JEWISH AUTONOMOUS REGION: RESULTS FOR 2019

This article analyzes effectiveness of this national project (hereinafter referred to as NP) in the territory of the Jewish autonomous region included an assessment of the degree of implementation of tasks and achievement of the targets in accordance with the level of delivery of funds allocated for their achievements under 5 regional projects (hereinafter RP). The target of NP-wide in the region are 71,7%, the lowest percentage of implementation of the objective reasons is given by regional projects related to increasing SMEs’ access to financial support - 5,17% and creating a system to support farmers - 72%. Factors preventing acceleration of small and mediumsized businesses in the Jewish autonomous region have also been identified. Analysis of the dependence of degree of achievement of the regional project targets and the percentage of delivery of funds allocated for their achievement showed a weak correlation. This article outlines the prospects for implementation of regional projects in the Jewish autonomous region within the framework of national project focused on the entrepreneurship development.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ» НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ 2019 ГОДА»

DOI 10.22394/ 1818-4049-2020-92-3-83-96 УДК 334.7(571.621)

О. В. Кулагина

Мониторинг реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Еврейской автономной области:

итоги 2019 года

В статье проведен анализ эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» fдалее - НП) на территории ЕАО за 2019 год. Мониторинг эффективности реализации НП в ЕАО включал оценку степени выполнения задач и достижения целевых показателей в соответствии с уровнем освоения финансовых средств, выделенных на их достижение по 5 региональным проектам (далее РП). Целевые показатели по НП в регионе достигнуты на 71,7%, наименьший процент выполнения плановых показателей по ряду объективных причин отмечен по региональным проектам, связанным с расширением доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) к финансовой поддержке -5,1 7% и созданием системы поддержки ферл1еров - 72%. Определены факторы, препятствующие акселерации малого и среднего бизнеса в ЕАО. Анализ зависимости степени достижения целевых показателей региональных проектов и освоения финансовых средств, выделенных на их достижение, показал слабую корреляционную зависимость. В статье обозначены перспективы реализации региональных проектов в ЕАО в рамках национального проекта, ориентированного на развитие предпринимательства.

Ключевые слова: национальный проект, федеральный проект, региональный проект, целевые показатели, акселерация бизнеса, популяризация предпринимательства, финансовая поддержка субъектов МСП.

Националвные проекты РФ были разработаны в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О националвных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»1.

Каскадирование проектов в соответствии с Указом Президента РФ. Достижение целей, целеввгх показателей и выполнение задач националвных проектов РФ осуществляется через федеральные проекты. Реализация федеральных проектов (далее - ФП) на территориях субъек-

тов РФ осуществляется через региональные проекты (далее — РП). Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и резулвтатов федерального проекта, мероприятия РП целиком относятся к полномочиям субъекта РФ1. Показатели ФП по соответствующему субъекту РФ отражены в региональных проектах.

Все нацпроекты (далее - НП) можно объединить в три группы по достижению националвнв1х целей: развитие человеческого капитала с бюджетом НП 5,7 трлн руб. (22,2%), создание комфортной среды

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая. 2018 года Ne 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http:// kremlin, ш/ acts/ bank/43027

Ольга Владимировна Кулагина - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, управления и финансового права, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, (679015, Россия, ЕАО, Биробиджан, ул. Широкая, д. 70 А). E-mail: belkyl@jandex.ru

для жизни с бюджетом НП 9,9 трлн руб. (38,5%), формирование экономического роста с бюджетом НП 10,1 трлн руб. (39,3%) (табл. 1).

О ходе реализации НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Еврейской автономной области. В Еврейской автономной области (далее - ЕАО) в настоящее время из 13 национальных проектов реализуются 10, исключение - это нацпроек-ты «Наука» и «Производительность труда и поддержка занятости», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Реализация

Бюджет национальных

10 национальных проектов на территории ЕАО осуществляется через 46 региональных проектов2.

В данной статье проведен анализ эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории ЕАО за 2019 год. Структура реализации данного НП представлена на рисунке 1.

Национальный проект включает необходимые меры поддержки предпринимателей на всех этапах жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее - регистрация и по-

Таблица 1

проектов до 2024 года

Национальные Национальные проекты Федеральные Бюджет, Удельный

цели РФ проекты, шт. млрд руб. вес, %

Развитие Здр авоохранение 8 1725,8 6,7

человеческого Образование 10 784,5 3,1

капитала Демография 5 3105,2 12,1

Культура 3 113,5 0,4

Создание Безопасные и 4 4779,7 18,6

комфортной качественные

среды для автомобильные дороги

жизни Жилье и городская среда 4 1066,2 4Д

Экология 11 4041 15,7

Формирование Наука 3 636 2,5

экономического Малое и среднее 5 481,5 1,9

роста пр едприниматель ств о и поддержка индивидуальной пр едприниматель ско й инициативы

Цифровая экономика 6 1634,9 6,4

Пр оизводительно сть 3 52,1 0,2

труда и поддержка

занятости

Междунар од н ая 5 956,8 3,7

кооперация и экспорт

Комплексный план 11 6348,1 24,6

модернизации

и расширения

магистр альнои и нфр аструктуры

Итого: 13 НП 78 25700 100

Источники: составлено по данным официального сайта Правительства России. URL: http://government.ru/ ; по данным сайта Будущее России «Национальные проекты». URL https://futurerussia.gov.rn/

2 Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: http:/ / илии>. eao.ru/ vlast—1/ deyatelnost/

где ФП 1 / РП 1.1 — Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; ФП 2 / РП 1.2 - Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в тол1 числе к льготному финансированию; ФП 3 / РП 1.3 - Акселерация субъектов МСП;

ФП 4 / РП 1.4 - Создание систем поддержки фермеров и развития сельской кооперации; ФП 5 / РП 1.5 - Популяризация предпринилштелъства.

Рис. 1. Структура реализации НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в ЕАО2

мощь в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях и расширения бизнеса с выходом на экспорт.

Степень выполнения задач и достижения целевых показателей в региональных проектах в БАО за 2019 год.

Региональный проект «Акселерация субъектов мало го и средне го предприниматель -ства» реализуется в сроки с 15.12.2018 г. по 31.12.2024 г. Целью является увеличение численности занятых в сфере этого проекта МСП, включая индивидуальных предпринимателей как минимум до 17 тыс. человек и числа субъектов МСП, получивших поддержку до 1402 единиц к 2024 г. К 2024 г. доля экспортеров несырьевого сектора, являющихся субъектами МСП, включая индивидуальных предпринимателей, должна составить 10% от общего объема несырьевого экспорта за счет увеличения количества субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации

поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП к 2024 г. до 17 единиц3. Учитывая показатели, отраженные в цели соответствующего федерального проекта, направленные на достижение целей и показателей национального проекта, были определены основные и дополнительные показатели3, планируемые к достижению в рамках реализации регионального проекта в ЕАО (табл. 2).

В число целевых показателей не вошел такой как «численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей», хотя в цели регионального проекта определено конкретное значение показателя не менее 17 тыс .человек (к тому же - это одна из целей нацпроекта).

Плановые количественные значения показателей (из таблицы 2) по региональному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» для ЕАО указаны в соответствующем федеральном проекте.

Данный региональный проект содержит мероприятия по выполнению 4 из б

2 Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: http:/ / www. eao.ru/ vlast—1/ deyatelnost/

3 Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: http://wutw.eao.ru/ vlast—1/deyatelnost/ realizatsiya-u kazov-p rezide nta-rossiyskoy -fedemtsii-/ komis siya-po-realizats ii-na-terntarä-evre.y skoy -civto по mnoy-oh lasti-otdelny kh-u kazov-p rezidenta-ross--1/realizatsiya-ukaza-204/realizatsiya-natsionalnykh-proektov/ natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predp rinimatelstvo-i-podde rzhka-inditndualnoy-p redp rinimate Is koy/ regionalnye-proekty-/

Источники: составлено на основе данных паспортов РП и отчетной информации официального портала органов государственной власти Еврейской автономной области, url: http://www. еао. ги/ vlast-1 /deyatelnost/ realizatsiya-ukazov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-/ komissiya-po-realizatsii-na-territorii-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti-otdelnykh-ukazov-prezidenta-ross— 1 / realizatsiya-ukaza-204/ realizatsiya-natsionalnykh-proektov/ natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predpnnimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predptinimatelskoy/regionalnye-proekty-/

Таблица 2

Достижение показателей по региональному проекту БАО «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» за 2019 год

№ Показатель Тип показателя 2019 год % выполнения плановых показателей

план факт

1. Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта, тыс. ед. нараст. итогом основной 0,344 0,453 131,7

2. Доля экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта, проценты основной 8,80 9Д 103,4

3. Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП, единиц, нарастающим итогом дополнительный 1 2 200

4. Количество уникальных субъектов МСП, являющихся поставщиками крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, тыс. шт. в год дополнительный 0,020 0 0

5. Численность занятых в организациях, субъектах МСП, являющихся поставщиками крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, тыс. чел. дополнительный 0,06 0 0

6. Количество вновь созданных и действующих субъектов МСП и самозанятых, совершивших значимые действия во всех информационных системах и улучшивших показатели выручки и/или численности занятых, тыс. единиц, нарастающим итогом дополнительный 0,510 0,510 100

Итого по всему РП 89,2

задач, обозначенных в соответствующем федералвном проекте, остальные 2 носят федеральный уровень реализации. По выполнению всех задач регионального проекта и достижению результатов говорить еще рано, но, тем не менее, уже есть некоторые результаты за 2019 год.

Для обеспечения упрощенного доступа в электронном виде субъектам МСП к мерам поддержки было организовано

предоставление услуги АО «Корпорация «МСП» по регистрации на Портале Бизнес-навигатора МСП через МФЦ, ЦОУ, иные организации, а также в электронной форме через Единый портал государственных и муниципалвных услуг (ЕПГУ) в 2019 г.

Ввшолняя задачу федерального проекта - повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков - был обеспечен объем закупок крупнейших за-

казчиков у субъектов МСП, зарегистрированных на территории ЕАО в 2019 г. (прирост на 30% по сравнению с 2018 г. при плановом значении - 50%).

Реализуя задачу создания системы акселерации субъектов МСП, были получены следующие результаты:

- организован и функционирует Центр «Мой бизнес», оказывающий комплекс услуг, сервисов и мер поддержки субъектов МСП (привлеченных средств федерального бюджета за 2019 г. на обеспечение деятельности Центра - 36,4 млн руб., из бюджета ЕАО - 367,4 тыс. руб.); доля субъектов МСП, охваченных услугами Центр «Мой бизнес» в 2019 г. составила 10,17% (при плановом значении - 3%);

- предоставлена поддержка 1 из 4 запланированных субъектов МСП в рамках муниципальной программы мо но города по развитию МСП (выполнение на 25%: привлеченных средств федерального бюджета за 2019 г. 9,95 млн. руб., из бюджета ЕАО — 10,2 твю. руб.; освоено средств 1,5 млн руб. — 15%).

Не достигнут результат по проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимателвства», а именно «Общее количество субъектов МСП в моногородах, получивших поддержку»: при плановом значении 4 получателя поддержки факт составил 1 проект, получивший поддержку; не бв1ли в срок оформлены документы субъектами МСП.

При модернизации системы поддержки экспортеров — субъектов МСП был обеспечен доступ субъектов МСП к экспортной поддержке посредством создания и функционирования регионального экспортно-ориентированно го центра (ЦЭП) (привлеченно средств федерального бюджета за 2019 г. на обеспечение деятельности ЦЭП - 21,5 млн руб., из бюджета ЕАО - 216,9 тыс. руб.).

В дальнейшем выполнение такого целевого показателя как количество несырьевых экспортеров в соответствии с РП до 2024 г. предполагает значительный темп роста. С этим может возникнуть проблема:

- предприниматели по результатам опроса не хотят пользоваться поддерж-

кой, так как придется корректировать систему производства под международные стандарты;

- предприниматели, желающие выйти на зарубежные рынки, относятся к сырьевому сектору (в регионе 80% МСП работает в сырьевом секторе), а НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» не может их поддерживать в соответствии с целями данного НП.

Участниками проекта за 2019 г. в ходе реализации задач было вновь образовано 10 субъектов МСП. Но при этом в течение 2019 г. перестали функционировать 155 субъектов МСП, численность занятых на МСП сократилась на 1228 человек (на 12%). Негативная тенденция данных показателей наблюдалась и до начала реализации данного национального проекта4. Учитывая прогнозные темпы роста субъектов МСП и численность занятых на них, достичь результата НП в ЕАО к 2024 г. будет сложно.

Региональный проект «Популяризация предпринимательства» реализуется в сроки с 15.12.2018 г. по 31.12.2024 г. Целью этого проекта является: формирование положительного образа предпринимательства среди населения Российской Федерации, а также вовлечение различных категорий граждан, включая самозанятых, в сектор малого и среднего предпринимательства, в том числе создание новых субъектов МСП5.

Учитывая показатели, отраженные в цели соответствующего федерального проекта, направленные на достижение целей и показателей национального проекта, были определены основные и дополнительные показатели5, планируемые к достижению в рамках реализации регионального проекта в ЕАО (табл. 3).

Данный региональный проект содержит мероприятия по выполнению двух задач в полном объеме, обозначенных в соответствующем федеральном проекте.

В рамках выполнения первой задачи — формирование положительного образа предпринимателя — в 2019 г. был разработан и реализован региональный план информационной кампании по формиро-

4 Официальный портал Федеральной налоговой службы URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics, htm l?statDate=l 0.12.2019&.le vel=O&fo=8&ss?f= 79&t=1596441862672&t=1596441862673

5 Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https:/ / docviewer.yandex.ru/ mew/321615076/

Таблица 3

Достижение показателей по региональному проекту БАО .(Популяризация

предпринимательства» за 2019 год

№ Показатель Тип показателя 2019 год % выполнения плановых показателен

план факт

1. Количество физических лиц - участников федерального проекта, занятых в сфере МСП, по итогам участия в федеральном проекте, тыс. человек нарастающим итогом основной 0,035 0,035 100

2. Количество вновь созданных субъектов МСП участниками проекта, единиц нарастающим итогом дополнительный 10 10 100

3. Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, тыс. человек дополнительный 0,106 0,106 100

4. Количество физических лиц - участников федерального проекта, тыс. человек нарастающим итогом дополнительный 0,582 0,819 148

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Количество субъектов МСП, принявших участие в мероприятиях проекта, тыс. единиц дополнительный 0,020 0,035 175

6. Количество подготовленных тренеров для обучения целевых групп по утвержденным методикам, человек дополнительный 1 1 100

Итого по всему РП 120,5

Источник: составлено на основе данных паспортов РП и отчетной информации официального портала Федеральной налоговой службы, url: https:// rmsp. nalog. ruf statistics. html?statDate=10.12.2019&level=0&fo=8&ssrf=79&t.= 159644186267 2&t.= 1596441862673; официального портала органов государственной власти Еврейской автономной области, url: https://docviewer.yandex.ru/view/321615076/; официального портала органов государственной власти Еврейской автономной области, url: http://www. еао. ш/ ulast-1 /deyatelnost/ realizatsiya-ukazov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-/ komissiya-po-realizatsii-na-territorii-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti-otdelnykh-ukazov-prezidenta-ross— 1 / realizatsiya-ukaza-204/ realizatsiya-natsionalnykh-proektov/ natsionalnyy-proekt.-maloe-i-srednee-predpnnimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predptinimatelskoy/regionalnye-proekty-/

ванию благоприятного образа предпринимательства и стимулированию интереса к осуществлению предпринимательской деятельности с учетом особенностей каждой из выявленных целевых групп, взаимосвязанный с планом проведения федеральной информационной кампании. Для решения этой задачи предусмотрено финансирование в сумме 1 млн руб. из средств федерального бюджета, 10,1 тыс. руб. из регионального бюджета.

Реализация второй задачи за 2019 г. выполнена на 100% — были выявлены предпринимательские способности у различных групп населения и вовлечение в

предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.

Региональный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» реализуется в сроки с15.12.2018 г. по 31.12.2024 г. Целью проекта является снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан5.

Учитывая показатели, отраженные

в дели соответствующего федерального проекта, направленные на достижение целей и показателей национального проекта, были разработаны основные и дополнительные показатели5, планируемые к достижению в рамках реализации регионального проекта в ЕАО. Однако плановые количественные значения показателей данного РП в соответствующем ФП не определены нормативно для ЕАО.

На реализацию данного регионального проекта за 2019-2024 гг. не предусмотрено финансирование из федерального бюджета, из бюджета ЕАО, а также внебюджетных источников. На финансирование соответствующего федерального проекта, входящего в национальный проект, выделено в размере 2,5 млрд руб. и финансируются только мероприятия федерального уровня.

Отсутствие плановых значений по основному показателю — количество самозанятых граждан - объясняется тем, что законодательно такой специальный налоговый режим закреплен только в декабре 2019 г. на территориях всех субъектов РФ5 и в 4 пилотных проекта ЕАО не входило.

Тем не менее, определены результаты данного регионального проекта за 2019 г. по достижению двух задач соответствующего федерального проекта.

В рамках выполнения задачи по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику было сделано следующее:

- расширен состав перечней государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП за счет выявленного имущества, в том числе неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению, учтённого в реестрах государственного и муниципального имущества, не менее чем до 540 объектов по состоянию на 1 декабря

2019 г.; фактическое выполнение — 100%;

- обеспечена возможность публичного и доступного ознакомления с перечнями государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для пользования субъектам МСП6;

- внесены изменения в региональное законодательство с учетом установленных на федеральном уровне базовых правил и принципов организации нестационарной и мобильной торговли, осуществляемой субъектами МСП6;

- подготовленвг предложения региона по разработке комплекса мер по развитию внутреннего туризма, установлены целевые показатели вклада сектора МСП в развитие туристической отрасли ЕАО7.

Реализация второй задачи по формированию благоприятной среды для самозанятых граждан через создание нового режима налогообложения будет осуществляться с 2021 г.

Региональный проект «Создание си-стемв1 поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» реализуется в сроки с 15.12.2018 г. по 31.12.2024 г. Целвю проекта является вовлечение не менее 50 человек в субъекты МСП в селвском хозяйстве к 2024 г., создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов3.

Учитывая показатели, отраженные в цели соответствующего федерального проекта, направленные на достижение целей и показателей национального проекта, были разработаны основные и дополнительные показатели9, планируемые к достижению в рамках реализации регионального проекта в ЕАО (табл. 4). Плановые количественные значения всех 4-х показателей из таблицы 4 по данному региональному проекту для ЕАО указаны в соответствующем федералвном проекте. В РП имеются расхождения в значениях

6 Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/421515024/

7 Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http:// docs. cntd.ru/ document/460218816

s Официальный портал органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/342135082/

9 http://www. eao. ги/ о-еао/ eao-v-tsifrakh-/

Источники: составлено на основе данных паспортов РП и отчетной информации официального портала органов государственной власти Еврейской автономной области, urL http://www. еао. ги/ vlast-1 /deyatelnost/ realizatsiya-ukazov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-/ komissiya-po-realizatsii-na-territorii-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti-otdelnykh-ukazov-prezidenta-ross— 1 / realizatsiya-ukaza-204/ realizatsiya-natsionalnykh-proektov/ natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predpnnimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predptinimatelskoy/regionalnye-proekty-/

Таблица 4

Достижение поиазателей по региональному проекту БАО «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» за 2019 год4

№ Показатель Тип показателя 2019 год % выполнения плановых показателей

план факт

1. Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта «Система поддержки фермеров и развития сельской кооперации», человек (нарастающим итогом) основной 18 14 77,8

2. Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов «Агростартап», человек (нарастающим итогом) дополнительный 2 0 0

3. Количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) из числа субъектов МСП, включая личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в году предоставления государственной поддержки, единиц (нарастающим итогом) дополнительный 13 10 76,9

4. Количество вновь созданных субъектов МСП в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, единиц (нарастающим итогом) дополнительный 3 4 133,3

Итого по всему РП 72

этих показателей, причем в РП эти значения занижены в разы.

Данный региональный проект содержит мероприятия по выполнению задачи, обозначенной в соответствующем федералвном проекте: создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

В рамках данного РП была доработана комплексная программа развития сельскохозяйственной кооперации в ЕАО в соответствии с доработанными Мин-

сельхозом России совместно с АО «Корпорация МСП» рекомендациями; оказана господдержка сельскохозяйственным кооперативам; проведены мероприятия, направленные на повышение информационной открытости закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП.

Индекс производства сельскохозяйственной продукции за 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составил 54,б%9 (вот и вся эффективноств регионального проекта, хотя целевые показа-

тели выполнены на 72%).

Региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» реализуется в сроки с 15.12.2018 г. по 31.12.2024 г. Целью этого проекта является упрощение доступа субъектов МСП к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей8.

Учитывая показатели, отраженные в дели соответствующего федерального проекта, направленные на достижение целей и показателей национального проекта, были разработаны основные и дополнительные показатели, планируемые к достижению в рамках реализации регионального проекта в ЕАО (табл. 5).

Данный региональный проект содержит мероприятия по выполнению 3-х задач, обозначенных в соответствующем федеральном проекте. Представим результаты реализации данного регионального проекта по выполнению данных задач за 2019 год:

- создана и функционирует региональная гарантийная организация (РГО), осуществляющая деятельность в рамках НГС с учетом присвоенного ранга. Для капитализации РГО привлечено средств 10,5 млн руб. из федерального бюджета, из бюджета ЕАО - 105,7 тыс.рублей. Плановый объем финансовой поддержки для субъектов

МСП при гарантийной поддержке региональными гарантийными организациями — 59,096 млн руб., выдано 3 поручительства субъектам МСП в 2019 г. на общую сумму 11,300 млн руб., фактическое выполнение - 21,26%. Отсутствие спроса на поручительства Фонда связано с тем, что размер единовременного поручительства, предоставляемого субъекту МСП, составляет 1371114,243 руб. Гарантийный капитал НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» на 31.12.2019 г. составлял 13711142,43 руб., поэтому размер максимального лимита единовременно выдаваемого поручительства на одного субъекта МСП составляет 1371114,243 руб. На 2020 г. докапитализация гарантийного капитала составит 2743326,59 руб., в расчете на одного предпринимателя гарантия составит 1,5 млн руб.;

- подготовлены и сопровождены проекты в приоритетных отраслях для получения финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках НГС, и кредитов, выданньгх в рамках программы предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам (план в 2019 г. - 2 проекта, факт - 0 проектов).

Выполняя задачу повышения доступности финансирования микро и малого бизнеса за счет микр о финансовых организаций (далее МФО) и краудфандинга, были получены следующие результаты за 2019 г.:

Таблица 5

Достижение показателя по региональному проекту БАО «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному

финансированию» за 2019 год

№ Показатель Тип показателя 2019 год % выполнения плановых показателей

план факт

1. Количество выдаваемых микрозаймов основной 58 3 5,17

Источники: составлено на основе данных паспортов РП и отчетной информации о фиц иалъ наго портала органов государственной власти Еврейской автономной области, url: http://www.eao.ru/vlast-l/deyatelnost/realizatsiya-ukazov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-/ komissiya-po-realizatsii-na-territorii-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti-otdelnykh-ukazov-prezidenta-ross—l/realizatsiya-ukaza-204/ realizatsiya-natsionalnykh-proektov/natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-i-podderzhka-individualnoy-predprinimatelskoy/regionalnye-proekty-/; официального портала органов государственной власти Еврейской автономной области. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/342135082/

- создана и функционирует государственная МФО, лицензия получена в ноябре 2019 года, этим объясняется низкий процент ввшолнения планового целевого показателя «Количество выдаваемвгх микрозаймов»;

- предоставленв1 3 микрозайма субъектам МСП (при плане - 58, выполнение — 5,17%); плановый объем финансовой поддержки, размер освоенных средств НКО Фонд «Микрокредитная компания Еврейской автономной области» на предоставление микрозаймов субъектам МСП при гарантийной поддержке РГО - 74,4 млн руб., по факту - 9 млн руб. выполнение — на 12,09%.

Реализация третьей задачи данного регионального проекта — развитие инструментов фондового рвшка для исполвзова-ния субъектами МСП в целях получения доступа к дополнителвнвгм источникам финансирования — начнется с 2020 г., хотя в соответствующем федеральном проекте обозначен объем финансирования для ЕАО на 2019 г. 69,39 млн руб. из федералвного бюджета.

Финансовое обеспечение реализации РП. Всего по региональному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» за 2019 г. был запланирован объем финансирования 68,387 млн руб., из них 67,702 млн руб. федеральный бюджет (99,1%), 0,684 млн руб. бюджет ЕАО. Освоение средств федералвного и областного бюджетов за 2019 г. - на 87,63%. Следует заметить, что на 2020 г. уже внесены коррективы по федеральному финансированию данной РП - из 79 млн руб. на обеспечение деятелвности центра «Мой бизнес» оставили 28,99 млн руб., кроме этого полно-ствю отказалисв от идеи создания бизнес-инкубатора общей стоимостью 6,5 млн

руб.

На ввшолнение задач регионалвного проекта «Популяризация предпринима-телвства» и на достижение резулвтатов в 2019 г. выделено 2,6264 млн руб., в том числе из федералвного бюджета 2,6 млн руб., из бюджета ЕАО — 0,0264 млн руб. Освоение средств федерального и областного бюджетов за 2019 г. - на 100% по данному региональному проекту.

На реализацию регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие селвской кооперации» и достижение резулвтатов в 2019 г. ввщелено 8,1657 млн руб. в том числе из федералвного бюджета 8,1 млн руб., из бюджета ЕАО - 65,7 тыс. руб. Освоение средств федералвного и областного бюджетов за 2019 г. - на 100% по данному регионалв-ному проекту.

На ввшолнение задач регионалвного проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к лвготному финансированию» и на достижение результатов в 2019 г. выделено 85,006 млн руб. в том числе из федерального бюджета 84,16 млн руб., из бюджета ЕАО - 0,85 млн руб. Не достигнут результат по проекту «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к лвготному финансированию деятельности», а именно фактическое освоение средств по данному РП - 12,28%:

- при гарантийной поддержке РГО освоение средств составило 21,26%;

- средства микрокредитной компании освоены на 12,09%.

На исправление данной ситуации Фонд имеет 2020 год. Сегодня в работе находится одна крупная совместная сделка с Фондом развития прумышленности и АО «Корпорация «МСП» по финансированию ООО «ВТК Инвест» за счет средств Фонда развития промышленности в сумме 115 млн руб. под 1% годовых с учетом с о гарантии. Реализация данной сделки позволит обеспечитв ввшолнение показателя результативности отдела гарантий по объёму финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП. Необходима дока-питализация РГО: малый размер капитализации (около 14 млн руб.) сдерживает реализацию этого инструмента развития бизнеса. Гарантия и поручительство в размере 1,37 млн руб. на одного получателя поддержки незначителвна и не удовлетворяет полноствю потребности субъекта МСП.

Средства мероприятий Националвно-го проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы <> до организаций инфраструктурв! поддерж-

ки малого бизнеса и иных исполнителей (Фондов, моногорода и центр «МОСТ») в ЕАО доведены в полном объеме. Вместе с тем из 164 186,0 тыс. руб., направленных исполнителям, до субъектов МСП доведено 81 154,78 тыс. руб. или 49,43%. На капитализации в режиме неиспользованной поддержки остаются средства микрокредитной компании в размере 65 432,3 тыс. руб. и регионального гарантийного фонда в размере более 12 ООО тыс. руб. Согласно постановлению Правительства РФ № 996 за невыполнение целевых показателей по НП предусмотрены штрафные санкции.

В ходе анализа зависимости степени достижения целевых показателей региональных проектов и процента освоения финансовых средств, выделенных на их достижение, наблюдается слабая корреляционная связь (табл. 6).

Проанализировав норматив не-

правовую документацию, регулирующую реализацию НП в регионах, обобщив результаты опроса участников реализации

Соответствие степени выполнения н< финансовых средств, выдел

РП в ЕАО, были выявлены следующие проблемные области:

1. Методика расчета, направленная на докапитализацию РГО, для всех субъектов РФ одинаковая, не учитывающая специфику развития региона и срок деятельности РГО [Дзобелова, Мирзабеков, Маргиев, 2019. С. 57-61]. РГО ЕАО имеет «мизерный» гарантийный капитал в 2019 г., так как создана в апреле 2018 г., по сравнению с другими РГО в регионах России, и, как следствие, минимальный лимит поручительства на одного субъекта МСП, что делает поручительства РГО ЕАО практически невостребованными со стороны предпринимательства. Единственная возможность субъекту МСП ЕАО получить гарантийную поддержку в большом объеме - это получить согаран-тию с АО «Корпорация «МСП» [Ахметов, Журавлев, 2019. 22—34], но последняя очень продолжительное время рассматривает эти сделки.

2. Специфика функционирования субъектов МСП в ЕАО такова, что более 80%

Таблица 6

евых показателей РП БАО н освоения [ных на их достижение,4'5 6 %

Региональный проект % выполнения целевых показателей % освоения финансовых средств

«Акселерация субъектов малого и среднего пр едприниматель ств а» 89,2 87,63

«Популяризация предпринимательства» 120,5 100

«Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» 72 100

«Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» 5,17 12,28

«Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» Выполнение с 2020 года Не предусмотрено финансир ование

Итого по всему НП 71,72 74,98

Источники: составлено на основе таблиц 2,3,4,5 и отчетной информации официального портала Федеральной налоговой службы, url: https:// rmsp. nalog. ги/ statistics. html?statDate=10.12.2019&level=0&fo=8&ssrf=79&t.= 159644186267 2&t.= 1596441862673; официального портала органов государственной власти Еврейской автономной области, url: https://docviewer.yandex.ru/view/321615076/; официального портала органов государственной власти Еврейской автонолшой области, url: http://www. еао. ги/ vlast-1 /deyatelnost/ realizatsiya-ukazov-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-/ komissiya-po-realizatsii-na-territorii-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti-otdelnykh-ukazou-prezidenta-ross— 1 / realizatsiya-ukaza-204/ realizatsiya-natsionalnykh-proektov/ natsionalnyy-proekt-maloe-i-srednee-predptinimatelstvo-i-poddeizhka-individualnoy-predptinimatelskoy/regionalnye-proekty-/

МСП работает в сырьевом секторе и все субъекты МСП, желающие стать экспортерами - это фирмы с иностранным капиталом [Аганбегян, 2019. С. 165-181]. В связи с этим НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» не может их поддерживать при вв1ходе на международные рынки в соответствии с целями данного НП. ЦЭП поддерживает и оказвшает услуги толвко экспортно-ориентированнвгм субъектам МСП без иностранного капитала, которые осуществляют несвгрьевой экспорт.

Следовательно, значительный темп роста количества экспортно-ориен-тированнв1х субъектов МСП будем наблюдать не скоро в ЕАО.

3. Наблюдается тенденция перехода хозяйствующих субъектов из статуса ИП в самозанятые, так как ввпглаты с учетом введения налогового режима для последних ниже, чем для ИП. Снижение процента отчисления по налогу с 6% до 4% в итоге приведет к уменьшению доходной части бюджета. Кроме этого, рост целевого показателя «количество самозанятых» в РП «Улучшение условий ведения предпри-нимателвской деятелвности» может быть иллюзией: по результатам опроса ИП перетекают в самозянятые, тем самым снижая количество субъектов МСП в регионе. Ввг-зв1вает сомнение скорвш выход из «тени» потенциальнв1х само занятых.

Возможно, данные проблемные места, не учитывающие региональную специфику, явились одними из причин несоответствия степени выполнения целевых показателей РП и освоения финансовых средств выделенных на их достижение. С другой стороны, как показала практика, даже перевыполнение целевых показателей по РП не гарантирует эффективность мероприятий для субъектов МСП и самозанятых в ЕАО.

Целевые показатели для реализации региональных проектов в ЕАО опреде-ленвг исходя из соответствующих феде-ралвнвгх проектов, регион может только добавить (дополнительный показатель) к выставленным Минэкономразвития России свои.

С начала реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Еврейской автономной об-

ласти прошло чуть больше года, поэтому ждать быстрых позитивных сдвигов в результатах деятельности субъектов МСП еще рано: 2019 г. можно назватв годом развития инфраструктуры для поддержки субъектов МСП в регионе.

Перспективы реализации региональных проектов в ЕАО. Кроме переходящих мероприятий 2019 г. в 2020 г. добавляются новые мероприятии по «вв1-рагциванию» поставщиков - субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков, в том числе с ис-полвзованием инфраструктуры поддержки МСП:

- открытие Центра «Сельхозкооперации» по программе поддержки фермеров Минсельхоза РФ;

- добавляется реализация системы «Инвестиционный лифт» в регионе (трехсторонняя поддержка бизнеса со стороны Корпорации МСП, Фонда промышленности, региональных институтов поддержки СМСП).

Начинается работа с сам о занятыми при введении этого режима на территории региона, а также работа по ведению реестра «социалвных предпринимателей» и подтверждение этого статуса для субъекта МСП. В 2020 г. на базе НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» будет открвгта одна из прогрессивных форм поддержки начинающих предпринимателей — коворкинг-центр.

В рамках РП планируется предоставление льготных кредитов малому и среднему бизнесу на приобретение франшизы. Кроме того, к 2022 г. стоимоств лизинга для малого бизнеса будет значительно снижена [Репушевская, 2020. С. 129-135].

Дополнителвные го сударств е нны е расходы могут благотворно повлиять на экономический рост, повышая качество жизни населения, стимулируя спрос, но вместе с тем ввгзвшая рост инфляции. Оценить степень влияние госрасходов по финансированию нацпроектов (региональных проектов) на уровень развития экономики в регионе можно с помощью эконометрического анализа, возможные направления развития данной модели могут ввютупать объектом будущих исследований.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аганбегян А. Г. Развитие дальнего востока: национальная программа в контексте националвнвгх проектов / / Пространственная экономика. 2019. № 3. С. 165-181.

2. Ахметов Л. А., Журавлев Д. А. Некото рвю вопросв1 реализации национального проекта по малому и среднему предпринимательству / / Путеводителв предпринимателя. 2019. № 41. С. 22-

34.

3. Дзобелова В. В., Мирзабеков А. Ф., Маргиев А. И. Развитие малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / / Экономика и управление про-блемв1, решения. 2019. № 3. С. 57—61.

4. Репушевская О. А. Анализ и перспективы развития малого и среднего предпринимателвства в России / / Фун-даменталвнв1е и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 2. С. 129-135.

Библиографическое описание статьи

Кулагина О. В. Мониторинг реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на территории Еврейской автономной области: итоги за 2019 год // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 83-96. Б01 10.22394/1818-40492020-92-3-83-96

Olga V. Kulagina — Candidate of Economics, associate professor, the chair of economics, management and financial law, the Federal state budgetary educational institution of higher professional education of the Amur state university named after Sholom Aleichem (70 A, Str. Shirokaya, Birobidzhan, 679015, Russia). E-mail: belkyl@yandex.ru

Monitoring implementation of the national project "Small and medium enterprises and support for individual entrepreneurial initiatives" in the territory of the Jewish autonomous region:

results for 2019

This article analyzes effectiveness of this national project (hereinafter referred to as NP) in the territory of the Jewish autonomous region included an assessment of the degree of implementation of tasks and achievement of the targets in accordance with the level of delivery of funds allocated for their achievements under 5 regional projects (hereinafter RP). The target ofNP-tvide in the region are 71,7%, the lowest percentage of implementation of the objective reasons is given by regional projects related to increasing SMEs' access to financial support - 5,17% and creating a system to suppott farmers - 72%. Factors preventing acceleration of small and medium- sized businesses in the Jewish autonomous region have also been identified. Analysis of the dependence of degree of achievement of the regional project targets and the percentage of delivery of funds allocated for their achievement showed a weak correlation. This article outlines the prospects for implementation of regional projects in the Jewish autonomous region within the framework of national project focused on the entrepreneurship development.

Keywords: national project, federal project, regional project, targets, business acceleration, entrepreneurship promotion, financial support for SMEs.

References:

1. Aganbegyan A. G. Development of the Far East: a national program in the context of national projects Pro str a ns tve n nay a ekonornika [Spatial Economics], 2019, no. 3, pp. 165-181. (In Russian).

2. Akhmetov L. A., Zhuravlev D. A. Some

questions of the implementation of the national project for small and medium-sized entrepreneurship Putevoditel' predprini-matelya [Entrepreneur's Guide], 2019, no. 41, pp. 22-34. (In Russian).

3. Dzobelova V. B., Mirzabekov A. F., Margiev A. I. Development of small and medium-sized businesses in Russia at

the present stage Ekonomika i upravleniye problemy, resheniya [Economy and management of problems, solutions], 2019, no. 3, pp. 57—61. (In Russian).

4. Repushevskaya O. A. Analysis and prospects for the development of small

and medium-sized businesses in Russia Fundamental'nyye i prikladnyye issledo-vaniya koopeiativnogo sektora ekonomiki [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy], 2020, no. 2, pp. 129-135. (In Russian).

Reference to the article-

K1.11agi 11a O. V. Monitoring implementation of the national project "Small and medium enterprises and support for individual entrepreneurial initiatives" in the territory of the Jewish autonomous region: results for 2019 // Power and Administration in the East of Russia. 2020. Mo. 3 (92). Pp. 83-96. DPI 10.22394/1818-4049-2020-92-3-83-96_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.