Научная статья на тему 'Роль стратегического проектирования и управления в периоды геополитической и геоэкономической турбулентности'

Роль стратегического проектирования и управления в периоды геополитической и геоэкономической турбулентности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / управление / прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия. / strategic planning / management / forecast of social and economic development of the Republic of Buryatia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль стратегического проектирования и управления в периоды геополитической и геоэкономической турбулентности»

Муруева Э.К.

к.э.н., Байкальский государственный университет, г. Улан-Удэ

emurueva@mail. ru

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОДЫ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ1

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия.

Keywords: strategic planning, management, forecast of social and economic development of the Republic of Buryatia.

Глобальный экономический кризис последних лет привёл к значительному снижению темпов экономического роста большинства стран.

При постоянно меняющихся показателях мировой экономики, на фоне новых вызовов и угроз особенно актуальным и ответственным становится выбор обновленной экономической модели развития России и всех ее территорий. Сохраняющаяся ситуация глобальной экономической нестабильности придает высокую актуальность вопросам стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Снижение неравенства уровней социально-экономического развития регионов России затруднено тремя обстоятельствами - пространственной разобщенностью территорий, сложившейся крайней неравномерностью размещения производства и просчетами в проведении рыночных преобразований2.Особенно остро эта проблема стоит в восточных и северных регионах в силу действия факторов, удорожающих производство, жизнедеятельность населения и транспортные затраты.

По уровню социально-экономического развития в Сибири выделяются 3 группы субъектов Российской Феде-рации3. Республика Бурятия относится к третьей группе регионов с относительно невысокой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Забайкальский край). Иркутская область относится ко второй группе субъектов - промышленных регионов, характеризующихся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей.

Республика Бурятия не обладает в полной мере многими характеристиками успешного региона, в связи с чем необходима действенная стратегия по их достижению при решении задач комплексного социально-экономического развития региона (табл. 1).

Анализ конкурентных позиций Республики Бурятия в сравнении с регионами РФ и СФО позволяет выявить существующие барьеры и проблемы, определить цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Республики Бурятия.

Закон Республики Бурятия от 04.03.2016 №1639-V «О стратегическом планировании в Республике Бурятия» устанавливает правовые основы стратегического планирования в Республике Бурятия, полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в сфере стратегического планирования и регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Республики Бурятия, а также мониторинга и контроля за реализацией документов стратегического планирования.

Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия является основой для разработки плана мероприятий по ее реализации, государственных программ Республики Бурятия, схемы территориального планирования Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.12.2015 № 674 утверждены порядки разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия. Стратегическая цель Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 28.02.2011 №1903-IV,- обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности. Дости-

1 Статья посвящена вопросам стратегического планирования в Республике Бурятия и основана на исследованиях автора, выполненных по теме НИР «Разработка предложений по комплексному социально-экономическому развитию Республики Бурятия в рамках Байкальского региона» (№ госрегистрации 03/12-016-6016).

2 Гаджиев Ю.А., Акопов В.И. Социально-экономическое развитие северных регионов России // Экономика региона. 2011. -№ 3. - С. 80-88.

3

По данным Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.

жение стратегической цели Программы основывается на динамичном экономическом росте и повышении конкурентоспособности экономики Республики Бурятия при условии соблюдения экологических требований на Байкальской природной территории.

Таблица 1

Анализ характеристик успешного региона 2030 года применительно к Республике Бурятия

(мировые тренды1)

Характеристики успешного региона, присущие/в определенной степени развитые в Республике Бурятия Характеристики успешного региона, отсутствующие/в недостаточной степени развитые в Республики Бурятия

- образованное, предприимчивое, активное, талантливое население; - открытость (активные международные и межрегиональные связи);

- доступность до мировых центров (международный аэропорт); - высокая связность регионального пространства;

- относительный баланс интересов региональных элит, толерантность; - идентичность, узнаваемость, известность;

- безопасность в обеспечении продовольствием и водой высокого качества. - система образования мирового уровня;

- известная столица с богатой культурной жизнью;

- низкие барьеры для карьерного роста, предпринимательства, инвестиций;

- система управления миграционными потоками, привлечение и удержание талантов;

- эффективная система управления будущим;

- разнообразная среда (различные типы поселений, общественные пространства в городах);

- диверсификация экономики (высокая доля малого бизнеса, наличие отраслей - драйверов роста).

- комфортные условия для жизни, здоровая окружающая среда.

Согласно данному документу долгосрочного планирования объем валового регионального продукта увеличится до 383,7 млрд. рублей в 2020 году, среднемесячная заработная плата составит 40,1 тыс. рублей, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составит 15,0% от общей численности населения Республики Бурятия. Прирост валового регионального продукта и реальных денежных доходов населения будет достигнут за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики Республики Бурятия. Однако начавшееся замедление темпов развития национальной и региональной экономики, перешедшее в рецессию обусловило пересмотр и внесение изменений в данный программный документ.

Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.10.2016 № 500)» разработан на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период с учетом материалов Министерства экономического развития Российской Федерации для разработки прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

Успешность развития региона определяется качеством жизни его населения, количеством и качеством накопленного, успешно функционирующего человеческого капитала. Человеческий капитал, как основа современной экономики, является ключом к успеху в конкуренции. Поэтому создание благоприятных условий для развития и совершенствования человека - самая приоритетная задача комплексного социально-экономического развития региона, страдающего демографическими проблемами.

Республика Бурятия не обладает в полной мере многими характеристиками успешного региона, в связи с чем необходима действенная стратегия по их достижению при решении задач комплексного социально-экономического развития региона.

Долгосрочные приоритеты социально-экономического развития Республики Бурятия сформированы на основе анализа сильных и слабых сторон, исходя из географического, территориального, этнокультурного и социально-экономического положения Республики Бурятия, а также ее конкурентных преимуществ и потенциальных угроз.

Существующие проблемы и ограничения в развитии Республики Бурятия обусловлены как факторами природно-климатического характера, осложняющими и ограничивающими хозяйственную деятельность, так и социально-экономическими факторами.

В Байкальском регионе нерешенной остается задача по переходу на устойчивое экономическое развитие, где ключевым фактором является повышение производительности труда и энергоэффективности экономики.

Проблемы и ограничения Республики Бурятия

К слабым сторонам относятся:

- недостаточно эффективная структура наследственной экономики, заложенная в советский период и обусловленная уязвимостью из-за высокого удельного веса сырьевого сектора и капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;

1 Источник: Проект «Татарстан-2030». - http://tatarstan2030.ru/

40

- периферийное положение и удаленность Республики Бурятия от центров деловой и культурной активности России, 58% территории относится к районам Крайнего Севера и приравненной к ним местности, следствием чего является удорожание стоимости жизнедеятельности;

- большая часть территории Республики Бурятия входит в состав Байкальской природной территории, в пределах Центральной и Буферной экологической зоны с особыми условиями природопользования;

- моральный и физический износ действующего производственного аппарата, низкий уровень фондовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую его производительность и рентабельность отраслевого производства;

- слабая материально-техническая база учреждений и инфраструктуры социальной сферы из-за недостаточного финансирования;

- зона рискованного земледелия аграрного сектора.

Возможные угрозы в реализации политики социально-экономического развития:

- рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги, выводящий всю региональную экономику за допустимые пределы конкурентоспособности.

- высокий физический износ основного оборудования и низкие темпы их обновления увеличат технологическое отставание;

- сдвиг в демографической пропорции из-за миграционного оттока и, как следствие, нарастание дефицита квалифицированных кадров;

- неудовлетворенный инвестиционный спрос не позволит поддерживать необходимые темпы роста реальной экономики (табл. 2).

Таблица 2

Анализ возможностей и угроз развитию Республики Бурятия

Возможности внешней среды

Угрозы со стороны внешней среды

1. Экономические и геополитические выгоды вследствие смещения вектора политических и экономических интересов России на Восточно-Азиатский континент.

2. Приоритетное развитие Дальнего Востока (наличие утвержденных на федеральном уровне стратегических документов развития регионов, а также создание институтов управления развитием). Формирование новой государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного, муниципального и природоохранного законодательства.

3. Повышенное внимание к оборонно-промышленному комплексу на федеральном уровне создает возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

4. Увеличение объемов перевозок в связи с ускоренным экономическим развитием стран АТР и реализацией транспортной стратегии Российской Федерации в перспективе, возможно, будет стимулировать развитие транспортно-логистической отрасли.

5. Увеличение российского рынка туристических услуг, включая национальное и международное позиционирование бренда «Байкал», приведет к увеличению потока туристов в регион и росту привлекательности данного сектора для инвесторов.

6. Развитие сотрудничества с Монголией и КНР, в том числе реализация совместных проектов в разработке природных ресурсов, энергетике, туризме, торговле и др.

7. Развитие сотрудничества с субъектами РФ в Сибирском федеральном округе и, особенно, в Байкальском регионе. Определение секторов и территорий Республики Бурятия для кооперации со смежными регионами. Участие в крупномасштабной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

8. Развитие новых энергосберегающих технологий и технологий производства энергии из альтернативных источников. Формирование новой модели расселения в Прибайкалье и Восточной Сибири.

1. Экономический спад - переход российской экономики от стагнации к рецессии (падение ВВП до 1-2% годовых потерь валового продукта, девальвация рубля, спад инвестиций и медленный рост номинальных зарплат).

2. Нарастание геополитической напряженности вокруг России и дальнейшее усиление санкций против нее.

3. Зависимость экспортно-сырьевой модели экономики от изменения конъюнктуры и цен на мировом рынке сырьевых ресурсов (например, падение цен на нефть до 60 долларов за баррель и т.п.).

4. Сворачивание федеральных программ по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона - с одной стороны, и приоритизация программы по развитию оборонно-промышленного комплекса - с другой, приведут к недополучению важнейших для региона ресурсов на развитие инфраструктуры и развитие бюджетообразующих предприятий.

5. Сокращение дотаций и субвенций из федерального бюджета в связи с замедлением темпов развития российской экономики и секвестром федерального бюджета на фоне роста социальных обязательств ведет к сокращению внутренних ресурсов Республики Бурятия на развитие экономики.

6. Жесткая конкуренция на мировых рынках сырья и технологий, обусловливающая трудности выхода местных предприятий на мировой рынок. Нестабильная конъюнктура спроса на некоторые виды местной продукции (металлы, военные вертолеты и др.).

7. Динамичный рост рынка стран АТЭС: сохраняется сочетание высокого платежеспособного спроса в этих странах и возможности переноса производств с низкой добавленной стоимостью на их территорию. Ускоренное экономическое развитие стран Северо-Восточной Азии, продуманная налоговая и производственная политика в Монголии.

8. Опережающая модернизация транспортной инфраструктуры Китайской Народной Республики, Монголии, с созданием альтернативных транспортных коридоров на юго-западе, в обход российских границ.

9. Сильная конкуренция среди регионов за доступ к федеральным инвестициям.

10 Дальнейший переток инвестиционного капитала исключительно в сырьевые отрасли Республики Бурятия.

11. Принятие на федеральном уровне норм и законодательных актов, дестабилизирующих экономическое положение Республики Бурятия (в сфере разработки природных ресурсов, туризме и сельскохозяйственном производстве, авиа- и вагоностроении и т.д.).

12. Наличие возможных серьезных социальных угроз при ухудшении экономических условий.

13. Ухудшение экологической ситуации._

Отличие Республики Бурятия от других регионов России в том, что ее экономика не имеет выраженной специализации. В ней дисперсно размещены практически все виды экономической деятельности (Улан-Удэнский авиацион-

ный завод, Селегинский ЦКК, Гусиноозерская ГРЭС и т.д.). Ввиду единичного представительства разноотраслевых предприятий, между ними не образовались постоянные горизонтальные кооперационные связи, которые выполняли бы функцию скрепов хозяйственного комплекса, служили бы провайдерами синергических эффектов на основе их кластеризации.

SWOT-анализ экономики Республики Бурятия показал некую сбалансированность между сильными и слабыми сторонами, потенциальными возможностями и угрозами с некоторым перевесом негативных условий. Отсюда следует вывод о том, что при формировании политики приоритетов в развитии управляющей системы отсутствует четко обозначенная доказательная база для выбора вектора развития из-за отсутствия уникальных, эксклюзивных объектов. Во многом поэтому выбор падал на лежащие на поверхности факторы, а именно - на развитие минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, ресурсами которых богата забайкальская земля.

В связи с порядковым сбросом заказов со стороны оборонно-промышленного машиностроения, отечественный горнорудный и металлургический бизнес переориентировался на экспорт. Волатильность рынка, как известно, диктует поведение игроков, то повышая, то снижая их интерес к горнорудным проектам (Озерный, Инкурский, Холтосон-ский, Жарчихинский и др.).

Мировой рынок высоких технологий сегодня оценивается в 3 трлн. долл. США, а энергосырьевых ресурсов - в 700 млрд. долл. США, соотношение 4:1. К 2020 г. прогнозируется рост рынка высокотехнологичной продукции до 1012 трлн. долл., а энергетических и сырьевых ресурсов до 1,2 трлн. долл. США. Соотношение составит уже 10:1, т.е. сырьевой экспорт будет с каждым годом давать убывающий эффект.

Б'^^анализ зафиксировал огромное давление экологической нагрузки на региональную экономику. Поэтому парадигмой развития байкальской экономики является экологобезопасный и природогармонизированный вектор. В первую очередь - это экономика на возобновляемых ресурсах:

- «зеленая» экономика в составе сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей, лесного хозяйства и лесной промышленности, фармацевтическая промышленность на органическом сырье;

- акваэкономика, специализирующаяся на производстве и реализации питьевой столовой и минеральной лечебной воды, бальнеологическом оздоровлении человека с использованием минеральных лечебных источников, на теплоэнергетике на термальных водах;

- чистая энергетика в составе солнечной и ветровой гидроэлектроэнергетики, водородной энергетики.

Геополитической первоочередной задачей является обеспечение продовольственной, энергетической и демографической безопасности региона, достижение которых зависит от уровня развития экологобезопасных отраслей на новейших возобновляемых ресурсах и технологиях.

Таким образом, в точках пересечения геополитических и геоэкологических проблем находим приоритетные отрасли экономики.

Обоснованность приоритизации зеленой и акваэкономик, подтверждается также историческим фактом, т.к. они являются ведущими секторами этноэкономики и основой хозяйственного уклада местных сообществ.

В 2007 году принята Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2007 №410. В ней были определены три сценария развития: инерционного развития, догоняющей индустриализации и эколого-технологического развития. В 2011 году в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года выделены три качественных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционный, базовый и оптимистичный (табл. 3).

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа «Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия»

Матрица стратегии социально-экономического развития

Сильные стороны (Б) Слабые стороны

Возможности (О) Использование сильных сторон для извлечения максимальной выгоды из представившихся возможностей Стратегия О-Б: МАКСИ-МАКСИ Оптимистичный сценарий (Инновационный) Устранение слабых сторон с использованием представившихся возможностей Стратегия (О-Ш): МИНИ-МАКСИ Оптимистичный сценарий (эколого-технологичес-кого развития)

Угрозы (Т) Использование сильных сторон для нейтрализации угроз Стратегия (Т-Б): МАКСИ-МИНИ Базовый сценарий Минимизация слабых сторон для нейтрализации угроз Стратегия (Т-Ш): МИНИ-МИНИ Инерционный сценарий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спустя десять лет можно констатировать, что с 2007 года по настоящее время реализуется первый - инерционный вариант. Подтвердились все риски этого пути: замедление развития экономики, увеличение себестоимости продукции, разбалансированность бюджета в связи с необходимостью увеличения социальных расходов для реализации президентских указов (май 2012 г.), увеличение диспропорций в территориальном развитии и сохранение миграционного оттока.

Для Республики Бурятия остаются актуальными такие проблемы социально-экономического развития как: увеличение отставания республики по среднедушевому ВРП от среднероссийского показателя и медленный рост уровня

производства ВРП Республики Бурятия по сравнению с другими субъектами. Доля ВРП Республики Бурятия в ВВП России и ВВП СФО неуклонно сокращается, потребление ВРП домохозяйствами и государственным управлением превысило объем произведенного в республике ВРП. Данное явление имеет негативное влияние не только на текущую ситуацию ВРП, но и послужит «тормозом» для будущего стимулирования экономического роста.

Сегодня и на перспективу Республике Бурятия необходима новая система целевых ориентиров. Для сохранения того, что имеется, простого продолжения инерционного движения уже недостаточно. Республика Бурятия нуждается в появлении и укреплении «новой экономики» 5-6 технологических укладов, формировании и эффективном функционировании конкурентоспособных кластеров, являющихся драйверами социально-экономического развития. Переход на инновационную траекторию требует наращивания потенциала научной и изобретательской деятельности, внедрения наукоемких технологий, улучшения состояния бизнес-среды, качества и уровня жизни населения.

Инновационный сценарий предусматривает:

• модернизацию социальной инфраструктуры (включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор), обеспечивающую формирование общественных институтов, комфортных условий жизни, сокращение социального неравенства среди населения и повышение качества человеческого капитала;

• опору на рост производительности труда, что позволит приблизить доходы жителей Республики Бурятия к уровню развитых регионов страны;

• создание условий для развития инновационных предприятий, в том числе: создание и развитие инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров, благоприятных условий для привлечения инвесторов, технологическое обновление и модернизацию действующих производств, развитие в регионе новых секторов нарождающейся экономики, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, повышение качества государственных услуг, развитие частно-государственного партнерства.

Накопленный инновационный потенциал, перспективы интеграции инновационных проектов в федеральные программы поддержки, накопленный опыт взаимодействия с федеральными институтами развития, высокий уровень политической готовности региональных властей к внедрению организационных новаций - все это позволяет оптимистично оценивать перспективы реализации инновационного сценария.

Реализация инновационного трудосберегающего сценария в экономическом плане компенсирует старение населения и обеспечит прогресс в решении задачи по изменению сальдо трудовой миграции в пользу Республики Бурятия.

Инновационный сценарий более устойчив к рискам, обусловленным возможной рецессией мировой экономики. Его реализация сопряжена со сравнительно меньшими потребностями в инвестициях - при росте организационных и интеллектуальных усилий. Увеличение доли инновационной продукции в традиционных для региона отраслях позволит производителям иметь более устойчивый сбыт внутри страны за счет импортозамещения (как это происходило во время кризиса 2009-2010 гг.).

Отраслевая структура является не только результатом, но и управляемым фактором экономического роста, то есть для обеспечения экономического роста необходимо активное влияние на структурные преобразования. Для обоснования необходимых сдвигов в структуре экономики, выбора приоритетных направлений развития экономики необходимо учитывать складывающиеся пропорции экономического развития и выявлять факторы, обусловливающие эти изменения. Реализация оптимистичного (инновационного или эколого-технологического сценария) в долгосрочной перспективе позволит Республике Бурятия претендовать на статус «нового тигра» Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.