Научная статья на тему 'Среднесрочная региональная стратегия: Республика Бурятия'

Среднесрочная региональная стратегия: Республика Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ / СЦЕНАРИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гранберг Александр Григорьевич, Минакир Павел Александрович, Потапов Леонид Васильевич

В данной статье анализируется не только опыт разработки среднесрочной стратегии развития субъекта Федерации на примере Республики Бурятии, но и предлагаются унифицированный подход к построению самой процедуры стратегического планирования региональных систем, который реализуется в определении целей и основополагающих принципов развития, системы приоритетов, вариантов развития экономики и социальной системы на основе сценарного подхода. Оцениваются макроэкономические параметры перспективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гранберг Александр Григорьевич, Минакир Павел Александрович, Потапов Леонид Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Среднесрочная региональная стратегия: Республика Бурятия»

Статьи

Пространственная Экономика 2005. № 3. С. 5-31

УДК 338.24(571.54)

А. Г. Гранберг, П. А. Минакир, Л. В. Потапов

СРЕДНЕСРОЧНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ: РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ1

В данной статье анализируется не только опыт разработки среднесрочной стратегии развития субъекта Федерации на примере Республики Бурятии, но и предлагаются унифицированный подход к построению самой процедуры стратегического планирования региональных систем, который реализуется в определении целей и основополагающих принципов развития, системы приоритетов, вариантов развития экономики и социальной системы на основе сценарного подхода. Оцениваются макроэкономические параметры перспективного развития.

Стратегическое планирование, цели развития, принципы развития, сценарии перспективного развития, макроэкономические параметры1, Республика Бурятия.

ВВЕДЕНИЕ

Почти все 1990-е гг. характеризовались устойчивой «регионофоби-ей» — стремлением предать анафеме не только государственное планирование вообще, но и территориальное планирование, региональную государственную политику, лежащую в ее основе. Любые упоминания, а тем более попытки разработок каких бы то ни было документов, имеющих отношение к планированию вообще, а тем более к территориальному планированию, сталкивались с пренебрежением, граничащим с раздражением федеральных структур государственной власти и управления. После 2000 г. ситуация начала быстро меняться,

© Гранберг А. Г., Минакир П. А., Потапов Л. В., 2005

1 Статья подготовлена с использованием результатов НИР «Основные направления экономического роста Республики Бурятии с позиций энергоэффективности на период до 2004— 2007 гг. и на перспективу до 2012 г.» (договор № 10 от 12.02.2003 г. с Правительством Республики Бурятии).

«стратегии развития», «целевые программы» составили костяк официальной экономической терминологии. С модой и политикой это не имеет, конечно, ничего общего. Изменилась общеэкономическая ситуация, национальная экономика перешла в фазу роста, и характер задач, которые необходимо решать в экономике, тоже изменился. Если в 1990-х гг. подлежащая решению управленческая задача формулировалась как «минимизация потерь при выбывании ресурсов», то с началом экономического роста задача стала формулироваться как «максимизация выгод от использования увеличивающихся ресурсов».

Понятно, что результаты решения второй задачи гораздо интереснее для федерального Центра по сравнению с решением первой задачи. В первом случае содержанием и задачами государственной региональной политики и, соответственно, любых инициатив регионов в области перспективного планирования являлась по существу компенсация выбывающих ресурсов (поиски путей «выживания»), что увеличивало потенциально и финансовую, и моральную нагрузку на федеральный Центр. А во втором случае региональная политика и региональное планирование ориентированы на поиск путей приращения ресурсов в самих регионах, а следовательно, объективно обусловливают относительное сокращение нагрузки на федеральный Центр.

Поэтому стратегическое планирование в форме разработки и лоббирования различного рода региональных стратегий и программ получило «второе дыхание» и превратилось за короткое время во вполне респектабельное и официальное направление прогнозно-аналитической работы на региональном уровне. Можно говорить о буме в области регионального стратегического планирования и программирования. При этом наблюдается большое разнообразие методических и инструментальных подходов к построению стратегических и программных документов. Некоторой попыткой ограничить разнообразие в этой области являются нормативные документы Минэкономразвития и торговли РФ по поводу подготовки федеральных целевых программ. Подобных документов нет в области стратегического планирования. Это скорее хорошо, чем плохо, т. к. сомнительно, чтобы унификация в области стратегического планирования принесла много пользы при чрезвычайно сильной дифференциации исходных условий, целевых областей, вероятных направлений и инструментов достижения целей. Тем не менее не только популярность стратегических разработок, но, главное, реальное превращение данного направления прикладных системных исследований в стационарный элемент комплекса государственного регулирования социально-экономических систем в среднесрочном периоде предполагает необходимость выработки обобщенной модели стратегического среднесрочного планирования для крупных региональных систем.

В данной статье анализируется не только опыт разработки среднесрочной стратегии развития субъекта Федерации на примере Республики Бурятии, но и предлагается унифицированный подход к построению самой процедуры стратегического планирования региональных систем.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Республика Бурятия — одна из старейших автономий бывшего СССР. Впервые она быта образована в 1920—1921 гг. в виде двух автономных областей: в Прибайкалье в составе РСФСР и в Забайкалье на территории Дальневосточной республики — в местах компактного проживания бурят. В 1923 г. Бурятия в числе первых в стране получила статус автономной республики (Бурят-Монгольская АССР), а с 1937 г. существует в современный границах, с 1958 г. республика именовалась Бурятская АССР [1, 2, 3].

По территории республики или в непосредственной близости от ее границ пролегают два транспортных коридора общегосударственного и даже межгосударственного значения. По южному — главному — располагаются Транссиб с проходящими вдоль него автомобильной магистралью, линиями высоковольтной электропередачи, а также железной дорогой в Монголию и Китай. По северному проходит Байкало-Амурская магистраль, значение которой существенно возрастает после ввода в действие Северомуй-ского тоннеля. Оба транспортных коридора, пролегая по южной и северной «окраинам» Бурятии, открывают возможность для освоения внутренних районов республики, в настоящее время наименее развитых в экономическом отношении.

Республика Бурятия с точки зрения макроэкономического районирования России является «двойной периферией» — как для Сибирского федерального округа, так и для макрорегиона «Дальний Восток и Забайкалье». Вместе с тем территория Республики Бурятии «зажата» между двумя крупными промышленно-транспортными и организационно-культурными центрами — городами Иркутск (более 600 тыс. жителей) и Чита (около 400 тыс. жителей).

Территория республики характерна сильной фрагментированностью экономического пространства из-за сложного начертания внешних границ республики и наличия многочисленные горныгх хребтов и плоскогорий. В результате транспортная доступность отдельных частей Республики Бурятии (северные районы, Присаянье, Витимское нагорье) извне лучше, чем этих частей между собой и центром республики.

Сильное влияние на параметры и результаты социально-экономического развития республики оказывает то, что в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал» большая часть Республики Бурятии является водосборной площадью озера и потому включена в состав Байкальской природной территории. В пределах этой территории установлены Центральная и Буферная экологические зоны с особо жесткими условиями природопользования. При

этом Центральная зона, включающая озеро Байкал с прилегающей к нему водоохранной полосой, а также особо охраняемые природные территории [17] вместе с Тункинским национальным парком составляют примерно 54% территории республики. Причем это — лучшая в природно-ресурсном отношении территория.

Суммарные издержки и потери, которые несет республика, осуществляя функцию охраны главной водосборной площади озера Байкал, оцениваются в 9% ВРП республики [4]. Кроме ежегодных текущих затрат «байкальский фактор» определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, а следовательно, их низкую конкурентоспособность. С введением в действие Закона «Об охране озера Байкал» и решения ЮНЕСКО о придании Байкалу статуса Объекта мирового наследия экологическая составляющая совокупных затрат возрастает.

С точки зрения ресурсов для экономической деятельности республика не относится к числу особо благоприятных экономических территорий. Общая численность населения составляет 974 тыс. чел. (на начало 2004 г.), или 0,7% численности населения Российской Федерации [12]. Средняя плотность населения — 2,8 чел./км2, однако на большей половине территории проживает менее одного человека на 1 км2 .

Экономика Республики Бурятии в советский период в значительной степени определялась размещением на ее территории группы предприятий военно-промышленного комплекса, лесной промышленности, а также развитием традиционного животноводства (республика вместе с Читинской областью составляла одну из общегосударственных баз тонкорунного овцеводства и переработки шерсти). Но к настоящему времени экономический потенциал республики существенно подорван, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.

Несмотря на продолжающийся с 1999 г. рост валового регионального продукта, его реальный объем до сих пор не достиг уровня 1993 г. (табл. 1).

Вполне соответствует общероссийскому стандарту и уровень накопления в экономике республики. После 1998 г. этот уровень в целом повышался, составив в 2002 г. 17,4% (17,7% в среднем по России). Это, конечно, крайне недостаточный уровень. Например, в странах Юго-Восточной Азии в период их наиболее энергичного развития этот показатель составлял 30—40%. При совершенно недостаточной для стабильного роста экономики норме накопления она заметно превышает норму сбережения в республике (табл. 2). Превышение размеров валового накопления над внутрирегиональными сбережениями свидетельствует о дефиците источников финансирования инвестиций, что формирует устойчивое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, межрегионального обмена, финансовых потоков между Центром и регионом.

Таблица 1

Социально-экономические показатели Республики Бурятии, %

Показатель 1991 1998 2003

Валовой региональный продукт

к предыдущему году 94,1 108,0

к 1993 г. 66,3 91,7

Промышленное производство

к предыдущему году 88,2 97,1 110,1

к 1990 г. 88,2 50,7 88,4

Инвестиции в основной капитал

к предыдущему году 82,6 86,6 134,4

к 1990 г. 82,6 8,8 21,8

Основные фонды

к предыдущему году 102,6 98,8

к 1990 г. 102,6 93,7

Реальные доходы населения

к предыдущему году 74,0 108,1

к 1991 г. 55,5 86,6

Численность постоянного населения

к предыдущему году 100,3 99,6 99,3

к 1990 г. 100,3 98,4 92,3

Источник: [7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, данные Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятии].

Республика Бурятия экономически заметно интегрирована с экономикой Сибирского федерального округа. Взаимный товарооборот с регионами этого округа составляет 63% общего объема товарных потоков, в то же время связи с регионами Дальневосточного федерального округа чрезвыкайно слабы (1,9% общего товарооборота).

Таблица 2

Структура валового регионального продукта Республики Бурятии, %

Показателы 1998 1999 2000 2001 2002

ВРП 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Расходы на конечное потребление 87,9 87,4 90,0 84,4 89,0

Валовое сбережение 12,1 12,6 10,0 15,6 11,0

в том числе валовое накопление 19,7 16,1 16,0 17,7 17,4

Разница между валовыми сбережениями и накоплением, в процентным пунктах -7,6 -3,5 -6,0 -2,1 -6,4

Источник: [9, 10].

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ

Как и в целом по России и по всей макрозоне «Дальний Восток и Забайкалье», развитие Республики Бурятии начиная с 1999 г. характеризуется новой тенденцией — тенденцией относительного роста практически по всем наиболее важным общеэкономическим и социальным индикаторам. Однако эта сравнительная тенденция в абсолютном выражении выглядит принципиально различным образом для разных показателей (табл. 3).

Таблица 3

Соотношение максимальных и минимальных значений индексов динамики экономических показателей

Показатель Минимальное значение индекса Максимальное значение индекса

Валовой региональный продукт (1993=100) 66* 115,6***

Объем промышленной продукции (1991=100) 51* 78 2***

Валовые инвестиции (1990=100) 9* 18,8****

Реальные доходы населения (1991=100) * * 5 93***

*1998 г., **1999 г., ***2003 г., ****2001 г.

Важнейшей задачей разработки стратегии регионального социально-экономического развития является формулирование стратегической цели, с которой должны корреспондировать основные принципы, конкретные задачи, инструменты и факторы развития Республики Бурятии. Аналогично основной цели, которая формулировалась для развития всей макрозоны «Дальний Восток и Забайкалье», генеральная цель социально-экономического развития Республики Бурятии заключается в создании условий использования существующих долговременных позитивных факторов для обеспечения достойной и безопасной жизни людей в этом регионе. Необходимо добиться обеспечения хотя бы среднероссийских показателей уровня и качества жизни.

Для Дальнего Востока и Забайкалья в целом подобная цель трансформировалась в задачу обеспечения таких институциональных и экономических условий, при которых в регионе аккумулировался бы доход, достаточный для поддержания высокого уровня жизни. Под этим подразумевалось не просто создание самодостаточности с точки зрения доходов региона, но конструирование инвестиционного и предпринимательского климата, который обеспечил бы привлечение на Дальний Восток и в Забайкалье финансовых, материальных и трудовых ресурсов из других районов России и из-за рубежа. Однако Республика Бурятия в большей степени, чем многие другие субъекты РФ на Дальнем Востоке и в Забайкалье, подтверждает общее наблюдение, что

переход к рыночным принципам распределения ресурсов объективно приводит к консервации экономической отсталости вследствие низкой эффективности использования факторов производства, что поддерживается в значительной степени так называемым «байкальским фактором». Кроме того, Республика Бурятия относится к «замыкающим» регионам с точки зрения издержек.

Следовательно, ее развитие не может базироваться лишь на активации институциональных стимулов, оно должно обеспечиваться мерами прямой государственной экономической поддержки. С точки зрения решения задачи аккумулирования достаточного для поддержания средних российских стандартов дохода это означает, что данный уровень дохода в очень ограниченных размерах может быть создан в самом регионе, а в основном должен быть обеспечен за счет перераспределения в пользу региона части общефедерального национального дохода. Такое перераспределение объективно представляет собой институционализированную плату федерального Центра за выполнение регионом функции «байкальской резервации».

Это положение плохо согласуется с абстрактными идеями конкуренции и «жизни по средствам». Но реальная государственная экономическая политика должна быть направлена на обеспечение определенных гарантий по поддержанию средних стандартов качества и уровня жизни в регионе. И это принципиально важно не только потому, что любой гражданин России вне зависимости от места его проживания должен иметь право на удовлетворение своих основных потребностей и реализацию своих базовых прав на определенном уровне. Этим уровнем как раз и является среднереспубликанский стандарт качества и уровня жизни. Важнейшим аргументом в пользу проведения активной и регионально ориентированной экономической политики Федерации является то, что в Республике Бурятии реализуются не просто региональные и общечеловеческие цели. Здесь обеспечивается, прежде всего, ответственность России перед мировым сообществом и перед своим собственным будущим в области поддержания экологической безопасности.

Поддержание экологической безопасности вполне согласуется со стратегической целью России — превращением ее в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. То есть действительной целью страны является не построение абстрактной экономической модели (рыночной или какой-либо иной), но достижение роста и процветания экономики ради обеспечения благосостояния и свободы граждан. Это — естественная цель любого демократического общества. Она более чем актуальна и для отдельных регионов. Для Республики Бурятии

эта общенациональная цель конкретизируется в форме приведенной выше генеральной цели развития Республики Бурятии.

Конкретное наполнение этой цели предполагает стимулирование развития производств и секторов республиканского хозяйства, которые имеют сравнительные преимущества с точки зрения совокупных издержек производства и транспортировки продукции и сырья, чтобы на этой основе добиться стабильного развития экономики и формирования комфортных стандартов жизни населения.

В то же время в Республике Бурятии, как отмечалось, реализуются и как минимум две долговременные геостратегические цели государства. Ими являются: во-первых, обеспечение военно-политического и экономического влияния России в Байкало-Монгольском регионе, который представляет собой естественный северный плацдарм в субрегионе Северо-Восточной Азии; во-вторых, сохранение и использование важнейшего природного ресурса и экологического фактора мирового значения, которым является озеро Байкал, 80% водосборной площади которого аккумулируется в пределах Республики Бурятии. С этой точки зрения развитие Республики Бурятии представляет собой по сути национальные долговременные инвестиции в будущее.

Достижение как генеральной цели развития Республики Бурятии, так и «вложенных» в нее двух вышеупомянутых геостратегических национальных целей невозможно обеспечить лишь в рамках рыночных механизмов. Исходный экономический потенциал, структура, сравнительные параметры издержек производства не позволяют обеспечить автономную тонкую настройку взаимодействующих рынков, структуру макроэкономических параметров, настройку механизмов функционирования институтов так, чтобы общественные ресурсы автоматически концентрировались на достижении приоритетных стратегических целей. Именно поэтому действие рыночных сил должно подкрепляться и/или корректироваться целесообразной государственной политикой социально-экономического развития. Не случайно в течение последних 35 лет Республика Бурятия развивалась в рамках единой государственной политики в контексте программного развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Для определения параметров национальной поддержки регионального развития необходимо оценить объективные возможности, имеющиеся для поддержания устойчивого социального и экономического развития Республики Бурятии в рамках двуединой задачи: 1) оздоровления экономической и социальной обстановки в регионе и 2) достижения геостратегических и экономических задач России в Байкало-Монгольском субрегионе Северо-Восточной Азии.

Таких возможностей немного, но они все же есть и сводятся к следующим позициям:

• Республика Бурятия обладает заметными запасами некоторых природных ресурсов, в частности минерально-сырьевыми и водными;

• Республика Бурятия является естественной «тыловой» базой Ангаро-Енисейского промышленного района, энергетической основой которого служит энергия Ангары, формирующаяся на территории Республики Бурятии;

• Республика Бурятия является естественной базой для развития двусторонних экономических связей с Монголией, что может служить важным противовесом складывающейся китайской политико-экономической гегемонии в Северо-Восточной Азии.

Следует, конечно, учитывать и реальные угрозы для устойчивого социально-экономического развития Республики Бурятии в перспективе. К числу таких угроз относятся:

• узость внутреннего рынка Республики Бурятии, что в сочетании с малым экономическим потенциалом Монголии (ближайший торговый партнер), а также неконкурентоспособностью производителей Республики Бурятии на внутри-российском рынке «запирает» спрос как фактор экономического роста;

• большая степень морального и физического износа фондов и устаревание технологии основных отраслей экономики Республики Бурятии в результате длительной инвестиционной стагнации, возможности использования оказавшихся незагруженными в результате спада в 1990-е гг. мощностей к настоящему времени практически исчерпаны, и дальнейшее развитие требует «инвестиционного прорыва»;

• отсутствие структурной перестройки, что ограничивает возможности мобилизации источников накопления внутри самой республики даже в случае интенсивного развития добывающих отраслей;

• неразвитость инфраструктуры при упоминавшейся выше фрагментиро-ванности экономического пространства, что наряду с огромной пространственной протяженностью и неоднородностью (социально-экономической, природной) территории предполагает необходимость повышенных инфраструктурных затрат;

• внутренний рынок республики представляет собой ряд ограниченных локальных рынков, что не позволяет достичь оптимальных масштабов производства;

• финансово-банковская система чрезвычайно слаба, ресурсы банковской системы незначительны, инвестиционное кредитование региональными банками практически невозможно, практически отсутствуют небанковские кредитные институты.

Учитывая как возможности, так и угрозы в среднесрочной перспективе, следует придерживаться некоторых основополагающих принципов развития.

1. В перспективе до 2015 г. структурным приоритетом развития экономики должен оставаться природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на региональ-

ный продукт. В то же время стратегической задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья. Это предполагает технологическую модернизацию производства.

2. Ориентация на внешний спрос как источник устойчивого экономического развития должна опираться на использование потенциала экономической кооперации в континентальной части Северо-Восточной Азии, преимущественно Монголии и Северо-Восточном Китае. Это предполагает активное создание преимуществ для включения в такую кооперацию. То есть Монголия, северовосточные провинции Китая, возможно, Республика Корея должны быть поставлены в такие условия, когда для них сотрудничество и внешняя торговля с Республикой Бурятией будут являться одним из условий доступа к использованию природных, в частности энергетических, ресурсов восточной России.

3. Важнейшим условием эффективного использования факторов производства в Республике Бурятии является оптимизация пространственного их распределения. Необходимо сосредоточить ресурсы в пределах локальных производственно-селитебных систем. Концентрация ресурсов в пределах наиболее продуктивной зоны позволит снизить ресурсоемкость производственной деятельности, сократит нагрузку на систему, одновременно увеличив эффективность и комфортность освоения ресурсов в Республике Бурятии.

4. Оптимизация пространственного распределения факторов производства предполагает формирование системы опорных населенных пунктов в комплексе с производственными системами. Именно в пределах этих опорных производственно-селитебных систем необходимо обеспечить высокий уровень коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических стандартов. С этой целью необходимо на первом этапе на основе использования инвестиционных трансфертов федерального бюджета на социальные цели обеспечить развитие г. Улан-Удэ. На втором этапе (после 2010 г.) следует приступить к созданию опорных населенных пунктов республиканского значения. Такие опорные пункты должны быть созданы в пределах каждого локального региона Республики Бурятии.

5. Важным условием комфортного самочувствия населения и бизнеса в Республике Бурятии является ликвидация транспортной оторванности. Необходимо обеспечить формирование системы надежной и сопоставимой по издержкам эксплуатации для пользователей системы транспортных коммуникаций Республики Бурятии с внутренними районами России на основе модернизации авиационного и автомобильного транспорта, усиленного дорожного строительства.

6. Важнейшим принципом развития является создание комфортного инвестиционного климата как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Одним из наиболее действенных инструментов этого является создание

локальных свободных экономических зон торгово-производственной направленности в приграничной полосе. Этим зонам должен быть предоставлен максимально льготный режим для функционирования проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, телекоммуникаций, транспорта.

7. Учитывая срединное положение республики между гораздо более развитыми в промышленном и общеэкономическом отношении регионами (Иркутская и Читинская области), настоятельной необходимостью является концентрация усилий на использовании региональной кооперации и взаимодействия. Как правило, наиболее острые проблемы, а также наиболее интересные решения и проекты возникают сегодня на стыках между разными отраслями, между разными регионами, между государственным и частным сектором. И именно на стыках хуже всего работают традиционные инструменты региональной и промышленной политики. Поэтому необходимо в режиме упреждения подстраиваться под возникающие новые механизмы региональной и промышленной политики в части поддержки межрегиональных и межотраслевых инициатив. Это позволит облегчить развитие региональных кластеров, возникающих вокруг компаний-лидеров и обеспечивающих распространение знаний и технологий среди их партнеров, поставщиков и потребителей внутри Республики Бурятии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ограниченность структурных выборов при построении стратегии развития Республики Бурятии предопределяет акцент на секторе передачи знаний и технологий. Необходимо стимулировать малый и средний бизнес, основанный на технологиях «экономики знаний», что не требует значительных капитальных и оборотных затрат, но характеризуется высокой рентабельностью и динамичностью.

9. В природно-ресурсном секторе следует использовать возможности концессионных проектов под строжайшим контролем специально создаваемых российских дирекций, реально отвечающих за соблюдение параметров как экономических, так и экологических.

10. Решение проблемы закрепления населения самым непосредственным образом зависит от преодоления сложившегося стереотипа, согласно которому лишь уехав из Республики Бурятии можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг. В рамках реально существующего бюджетного ограничения страна должна сформировать специальный фонд «инвестиционных трансфертов» для постепенного создания в Республике Бурятии сопоставимого с остальной Россией уровня и качества жизни (имея в виду не только уровень реальных доходов, но и уровень социальной инфраструктуры). При этом оценка существующих различий в обеспеченности Республики Бурятии, в частности социальной инфраструктурой всех видов, должна производиться с учетом реальной плотности

населения и реальной фрагментарности экономического и селитебного пространства, которая существенно модифицирует средние нормативы обеспеченности благами и инфраструктурными мощностями.

11. Развитие Республики Бурятии в перспективе необходимо четко разделить на две сферы — государственную и территориально-корпоративную. Государственная сфера должна финансироваться за счет специальных инвестиционных фондов государственного бюджета, и в нее должны входить проекты общереспубликанского, межрегионального и федерального значения, не ориентированные на получение прибыли. Это проекты по развитию инфраструктуры, финансирование социальной поддержки населения, создание «ядер роста». Основной задачей программы государственного финансирования является создание эффективной опорной инфраструктуры, определяющей общий фон экономической деятельности. Важной сферой инвестиционных усилий государства является создание целевых производственных объектов, определяющих экономическое «лицо» республики. В остальном экономическая деятельность должна опираться на территориально-предпринимательскую инициативу. Усилия государства при этом должны концентрироваться в сфере законодательного регулирования «правил игры» и обеспечения выполнения их всеми участниками. Важнейшим элементом и условием создания инфраструктуры социально-экономического развития является наличие специальной финансовой структуры, обеспечивающей реализацию важнейших пусковых проектов и проектов, гарантирующих поддержание эффективного роста в регионе, в том числе финансирующей экспортеров. Создание подобной финансовой структуры также является важной формой государственной поддержки регионального развития, т. к. государство должно стать одним из доноров и инициаторов такой структуры.

Развитие Республики Бурятии в перспективе до 2012—2015 гг. с учетом сформулированных выше целей и принципов должно опираться на следующую систему приоритетов:

• Формирование оптимальной структуры производственной деятельности, проведение структурной модернизации экономики, обеспечивающей максимально возможное снижение уровня удельных издержек, в том числе энергетических.

• Подъем уровня и кардинальное улучшение качества жизни, закрепление на этой основе населения и возобновление действия тенденции положительного сальдо миграции населения.

• Развитие международного экономического сотрудничества, формирование инфраструктуры региональной экономической кооперации с Китаем и Монголией.

• Формирование оптимального по масштабам и структуре регионального внутреннего рынка, используя возможности межрегиональной экономической кооперации с Иркутской и Читинской областями.

СЦЕНАРИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Привычный не только для Республики Бурятии, но и для всех административно-территориальных образований в рамках плановой экономики механизм гарантированной поддержки государства с началом радикальных экономических преобразований прекратил функционировать. Но это не привело и не могло привести к автоматическому появлению нового механизма поддержания и развития региональной социально-экономической системы. До 1991 г. функционирование и развитие территориальных мезосистем в составе общесоюзной экономики обеспечивались за счет централизованного формирования функций и приоритетов регионального развития и гарантированного формирования фондов потребления и накопления за счет централизованного перераспределения национального совокупного продукта и национального дохода. В этом проявлялся для региональных социально-экономических систем автоматизм поддержания равновесного развития.

Переход к рыночным принципам функционирования национальной экономики означал в пространственной сфере замену централизованного арбитража принципом формирования фондов потребления и накопления в процессе функционирования самого региона за счет эксплуатации его сравнительных преимуществ в рамках разделения труда.

По существу даже в рамках плановой командной системы Республика Бурятия не имела какой-либо определенной ниши в системе национального разделения труда. Как отмечалось выше, лишь по нескольким продуктам (оконное стекло, мясные консервы, производство и переработка тонкорунной шерсти) республика была заметна на общесоюзном рынке. Это были точечные производства, которые не привели к созданию промышленных или сельскохозяйственных комплексов общесоюзного масштаба. Тем не менее и по отношению к ним реализовывался общий принцип унитарного народнохозяйственного комплекса — повышенные затраты или заниженные цены компенсировались перераспределением совокупного продукта и национального дохода. Прекращение подобного перераспределения после 1992 г. стало тяжелым ударом для экономики республики, т. к. изменение пропорций цен лишь частично компенсировало отказ государства от ресурсной поддержки региона. Скорость роста издержек производства оказалась значительно выше, чем скорость роста цен на профилирующую и тем более «рядовую» продукцию.

Формально экономика республики стала даже «более рентабельной», чем раньше, т. к. объем производимого ею дохода стал несколько выше, чем объем использованного. Это объясняется кардинальным уменьшением объема централизованных капиталовложений, которые составляли основную часть трансфертов из Центра.

2. Заказ 828

Быстрый рост сравнительных издержек производства привел к нарастанию неконкурентоспособности обрабатывающей промышленности, что при сильных спросовых ограничениях на внутреннем рынке, по оценке правительства самой республики, стало почти непреодолимым барьером на пути к стабильности.

Важнейшей составляющей ценовой неконкурентоспособности является невозможность выхода на оптимальные масштабы производства, что в свою очередь предопределено гистерезисным характером равновесного состояния экономики Республики Бурятии. Неконкурентоспособность экономики является наиболее серьезным препятствием на пути достижения стабильности и процветания. Преодоление неконкурентоспособности возможно только при создании экономики, которая могла бы функционировать на пространственной и международной интеграции. Пространственная (внутренняя и международная) экономическая интеграция, в свою очередь, предполагает нахождение и использование сравнительных преимуществ, которыми обладает Республика Бурятия в экономическом аспекте.

Решение задачи интегрирования в международные рынки в СевероВосточной Азии возможно только в рамках единой макрозоны «Дальний Восток и Забайкалье» либо каких-либо других крупных пространственных формирований. Но и это возможно лишь при условии закрепления России в целом в субрегионе Северо-Восточной Азии и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе в качестве не только полноправного, но и влиятельного субъекта. Это предполагает проведение долговременной политики, направленной на создание устойчивой и динамичной, интегрированной с международным рынком экономической системы не только в зоне Атлантики, но и в регионе Тихого океана. Пока такой поворот геостратегического мышления страны не очевиден.

Собственно географическое положение еще не может расцениваться как наличие какого-либо решающего преимущества в экономическом смысле. Но в случае Республики Бурятии особо выгодного географического положения по отношению к международным рынкам и нет. Поэтому необходимо сконструировать сравнительные преимущества в международном и внутрироссийском разделении труда. Это предполагает акцент, прежде всего, на институциональный аспект стратегии. Следует при этом учитывать, что даже формирование реальных сравнительных преимуществ и интегрирование в систему международного и внутрироссийского разделения труда само по себе не решит проблем социального характера — занятости, доходов, защищенности, образования, культуры и пр. Но косвенное влияние со стороны эффективности производства, инвестиций, структуры экономики будет, безусловно, плодотворным и станет основой для решения и социальных проблем республики.

Главная задача Республики Бурятии в предстоящий до 2012—2015 гг. период — создание условий для эффективного развития конкурентоспособных в

рыночных условиях секторов регионального хозяйства (секторов, имеющих сравнительные преимущества) и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона в рамках международного и внутри-российского разделения труда, формирования комфортных стандартов жизни населения. Однако сама Республика Бурятия ставит перед собой в период до 2010 г. еще одну генеральную задачу — удвоение валового регионального продукта с выходом на траекторию устойчивого развития при разумном сочетании государственного регулирования с предпринимательской инициативой субъектов экономики в формировании цивилизованных рыночных отношений и конкурентной среды, создании социально-ориентированной рыночной системы [5].

Конкретные варианты развития экономики и социальной системы Республики Бурятии будут, разумеется, определяться вероятными сочетаниями множества условий. Эти сочетания зависят от экономической политики в самой Республике Бурятии, экзогенных для Республики Бурятии параметров региональной экономической политики государства, поведения экономических агентов, взаимодействующих между собой внутри республики, а также в межрегиональной и международной системах разделения труда. В зависимости от сочетания этих обстоятельств и факторов можно предположить следующие вероятные сценарии развития в перспективе.

Во-первых, группа инерционных сценариев развития.

Сценарий 1 (инерционно-пассивный) предусматривает сохранение сложившихся пропорций и тенденций развития без существенного изменения параметров государственной поддержки и других регионализированных институциональных элементов. Фактически это означает сохранение сложившихся в 1999—2003 гг. тенденций, а также сохранение потенциальных угроз, представляющих собой возможность «прорыва тенденций 1990-х гг.». В этом случае развитие Республики Бурятии по-прежнему будет опираться в основном на внутрирегиональные резервы, государственная поддержка будет ориентирована на сохранение инерционности сложившихся экономических и социальных процессов. Экономическая структура не будет претерпевать существенных изменений, что осложнит также и технологическую модернизацию существующих производств, не обеспечит в обозримом будущем модификации структуры и уровня затрат, оставит на нынешнем уровне сравнительную конкурентоспособность Республики Бурятии. Это обусловит монотонное увеличение степени зависимости республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований от внешних заимствований и федеральной поддержки.

Отставание от соседних субъектов Федерации Сибирского федерального округа и от наиболее развитых субъектов Федерации в Дальневосточном федеральном округе будет увеличиваться. Это практически исключит возможность

включения республики в интеграционные процессы не только в Северо-Восточной Азии, но и в экономическом пространстве восточной России.

Развитие по инерционно-пассивному сценарию грозит окончательным закреплением за Республикой Бурятией статуса «члена клуба отсталых» регионов. Развитие производственной и социальной инфраструктуры будет сталкиваться с возрастающими трудностями, т. к. усилия сосредоточатся в основном на поддержании минимального уровня функционирования транспортных, энергетических и коммунальных систем. Стандарты жизнедеятельности в Республике Бурятии также будут поддерживаться на устойчиво замыкающем (с точки зрения пространственного распределения условий и качества жизни) уровне. Фрагментарность территории республики не будет компенсироваться инвестиционными и экономическими механизмами, что сделает качество жизни в ряде населенных пунктов и районов республики особенно низким.

Одним из важнейших результатов инерционно-пассивного сценария развития событий в социально-экономической сфере республики будет сохранение тенденции потери населения, ухудшения возрастного и квалификационного состава населения. В результате рынок труда в республике придет в хронически угнетенное состояние, что в свою очередь существенно ухудшит конкурентные позиции республики на рынке капиталов и приведет к дальнейшей консервации негативных общеэкономических и социальных тенденций.

Сценарий 2 (программно-инерционный) предполагает, что развитие Республики Бурятии будет определяться теми параметрами, которые предусмотрены в первоначальной (2002 г.) версии ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.». К настоящему времени после многочисленных корректировок регулирующий потенциал параметрами этой программы окончательно утерян. Но с точки зрения приоритетов параметры Федеральной целевой программы все еще могут рассматриваться как ориентиры для формирования стратегии регионального развития [4]. Фактически это развитие также направлено по инерционной траектории. Реальные размеры выделяемых государственных инвестиций (и без того незначительные по проектировкам программы) постоянно корректируются в сторону уменьшения ради повышения процента выполнения откорректированных плановых бюджетных обязательств. Единственным «программным» параметром становится директивная установка на удвоение валового продукта к 2010 г. Однако подобное «ускорение» может быть обеспечено самыми разными способами, многие из которых ничего общего не имеют с решением реальных задач по повышению качества жизни, структурной перестройке экономики, повышению ее конкурентоспособности и пр.

В рамках трех следующих сценариев описывается стратегический (программный) многокомпонентный вариант развития Республики Бурятии. Именно

этот вариант представляет собой стохастическую модель будущего концептуального развития социально-экономической системы Республики Бурятии в перспективе.

Сценарий 3 («пространственная централизация») заключается в конструировании условий для существенного увеличения емкости регионального внутреннего рынка. Достигнуто это может быть за счет создания единого экономического пространства, в состав которого включаются Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области. В результате Республика Бурятия оказывается элементом достаточно масштабного «общего рынка». Эффект для республики достигается при этом не только за счет увеличения масштабов и диверсификации внутрирегионального спроса на этом «общем рынке». Возможно, значительно более важное значение будет иметь изменение значений рыночных параметров (формирование единых цен на факторы производства, оптимизация трансакционных издержек, установление единых цен на основные элементы издержек производства, особенно на энергию и транспортные услуги, использование возможностей внутрирегионального перераспределения ренты, формирование единых социальных и инфраструктурных стандартов, а также механизмов их поддержания и пр.).

Развитие ситуации по этому сценарию предполагает, конечно, выполнение ряда условий и сочетание различных возможностей, в частности, следует учитывать следующие моменты:

1. Согласование нормативно-правовой базы регулирования территориальных социально-экономических систем на основе выбора Парето-оптимальных параметров из множества используемых в изолированных институциональных системах.

2. Создание единого органа управления социально-экономическими процессами и общественно-экономическими институтами при сохранении политической суверенности входящих в пространственно-интеграционный блок регионов.

3. Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, в которой в настоящее время не предусмотрены подобные пространственно-интеграционные группировки, а также проведение референдумов в рамках каждого субъекта Федерации, входящего в интеграционный блок.

Реализация данного сценария означала бы качественный скачок в области регионального развития. В этом случае формирование и развитие подобной крупной пространственно-интеграционной группировки означало бы введение в рыночную игру и на внешнем, и на внутреннем рынке нового крупного игрока, что могло бы привести к изменению соотношения сил. Одновременно это спровоцировало бы существенно более активное участие государства в регулировании социально-экономических процессов в региональном аспекте.

При этом основными положительными эффектами для Республики Бурятии могут стать:

• изменение общего инвестиционного имиджа;

• распределение экологической нагрузки;

• выравнивание условий производства и жизнедеятельности в пределах пространственно-интеграционного блока;

• оптимизация структуры экономики;

• формирование единой ценовой политики в рамках интеграционной группировки.

Конечной целью формирования пространственной интеграционной группировки является изменение масштабов и структуры внутреннего рынка, что означает создание дополнительных возможностей для Республики Бурятии по ведению эффективного и стабильного производства и экономического обмена, формированию выраженной специализации. Разумеется, реализация подобного сценария в очень сильной степени зависит от политической поддержки Федерации. Важным условием также является формирование сильного общественного консенсуса.

Реализация данного сценария обусловит существенное продвижение в направлении диверсификации экономического комплекса в республике, содержащего современные динамичные отрасли, обеспечивающие высокие темпы роста. В первую очередь это касается машиностроительного комплекса. Значительно облегчится также и комплексное использование минерального и лесного сырья благодаря сравнительному удешевлению его переработки.

Сценарий 4 («Монгольский транзит»). Содержанием этого сценария является формирование режима свободной торговой зоны с Монголией. То есть и в этом случае целью является расширение масштабов и диверсификация структуры рынка, но в южном направлении. В настоящее время и Республика Бурятия, и Монголия в определенном отношении имеют взаимодополняемую экономику. Для Республики Бурятии возможности выхода на монгольский рынок могут значительно увеличиться при интенсивном использовании транзита. Следовательно, и Республика Бурятия и Монголия обладают определенными сравнительными преимуществами, которые могут использоваться для поддержания масштабов и эффективности торговли между ними.

Эти преимущества дополняются благодаря наличию еще одного естественного фактора развития — географического положения, которое позволяет сократить экономическое расстояние от места производства до рынков сбыта. Этот сценарий, как и предыдущий, основан на эксплуатации природно-географического фактора. Он, впрочем, не позволяет автоматически реализовать имеющиеся преимущества. Но использования этого фактора для построения оптимального по масштабам и структуре спроса рынка позволяет создать условия

для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов хозяйства, имеющих сравнительные преимущества, обеспечить на этой основе стабильное развитие экономической системы региона в рамках международного и национального разделения труда, формирования комфортных стандартов жизни населения.

Данный сценарий реализуется в рамках концепции глобально ориентированного регионального развития. В рамках общей ориентации макрозоны «Дальний Восток и Забайкалье» на интеграцию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и субрегиона «Северо-Восточная Азия», которая является основой создания и реализации региональных локомотивов успешного развития, способствующих в свою очередь укреплению конкурентных позиций всей национальной экономики, Республика Бурятия получает шанс сконструировать собственные «локомотивы роста».

В целом данный сценарий предусматривает построение вполне открытой экономики. При этом существует важное отличие данного сценария от сценария «открытой экономики» в целом для макрозоны «Дальний Восток и Забайкалье». В последнем региональная экономическая система предполагается более открытой в восточном (АТР), нежели в западном (внутрироссийский рынок) направлении, что означает создание преимущественных условий для осуществления операций, связанных с международным рынком. В случае Республики Бурятии формирование интегрированных «общих рынков» как внутри страны (пространственная централизация), так и в международном контексте («Монгольский транзит») не являются конкурентными стратегиями. Они вписываются в единую логику формирования оптимального рыночного пространства для экономики республики.

По существу предполагается, что без создания условий для свободного движения капиталов, людей и технологий между Республикой Бурятией, соседними регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и зарубежными партнерами, что в свою очередь будет стимулом для привлечения в регион российских инвестиций, стратегическое развитие республики практически невозможно.

В условиях определенной конкуренции на рынке сырья со стороны некоторых стран АТР, обладающих ресурсным потенциалом, Республика Бурятия, как и в целом макрозона «Дальний Восток и Забайкалье», может опираться на экспорт только в том случае, если страны-потребители сырья реально станут участвовать в производственном процессе. Это означает, что наряду с резидентами они должны получить доступ к эксплуатации земельных и биологических ресурсов, недр на условиях аренды и концессий, и в условиях приобретения иностранными юридическими и физическими лицами собственности на территории региона. Интернационализация собственности, таким образом, является одним из наиболее существенных моментов для реализации данного

сценария. Более того, можно предположить, что такой способ включения иностранных партнеров в процесс разработки и эксплуатации источников сырья в перспективе может дать реальный импульс для диверсификации экономической активности.

Формальная возможность инвестиций в приобретение объектов государственной собственности и в другие формы собственности должна быть существенно укреплена. Необходимо создать институциональные условия для функционирования, в частности, компаний по операциям с ценными бумагами и недвижимостью, ориентированными на иностранных вкладчиков и покупателей.

Особое значение имеет собственность на землю, в частности на горные и лесные участки и площади. Должна быть задействована система определения участков, для которых абсолютно невозможна их продажа. По таким участкам должна использоваться процедура долговременной аренды на срок 50—75— 99 лет. Такая аренда в случае земельных и горных участков должна совмещаться с концессией на разработку. Значительная часть сырьевых ресурсов практически закреплена за субъектами хозяйствования и является предметом сильнейшей конкурентной борьбы между традиционными и новыми финансовоэкономическими структурами. Однако существуют значительные потенциальные запасы и территории, которые либо не разведаны, либо недоступны в настоящее время по финансовым причинами. Они и должны стать предметом максимально быстрого и разумного развития концессионных проектов. При этом необходимо соблюдать следующие условия предоставления концессий:

1. Поставка определенной части продукции на внутренний рынок.

2. Реинвестиции в обустройство территории и социальное развитие.

3. Гарантии по использованию современных технологий, обеспечивающих комплексность использования ресурсов и поддержание экологических стандартов.

Одним из важнейших условий развития в соответствии с данным сценарием является изменение инвестиционной ситуации. Общее улучшение инвестиционного климата в России благоприятно скажется на перспективах Республики Бурятии, но не решит проблемы кардинально. В республике должны быть созданы региональные сравнительные преимущества для инвесторов. В качестве одного из методов создания таких преимуществ выступает формирование локальных свободных экономических зон.

Сценарий 5 («национальный парк»). Республика Бурятия является основным коллектором воды для уникального по мировым меркам природного резервуара пресной воды — озера Байкал. Именно эта монопольная природная функция территории республики предопределяет многие экономические и технологические проблемы. Задача заключается в том, чтобы превратить проблему в преимущество. Это возможно в случае придания Республике Бурятии статуса

национального парка, особо охраняемой природной территории. В этом случае основная часть экономической деятельности в республике должна быть просто свернута. Технологии энергообеспечения должны базироваться не столько на производстве, сколько на транспортировке на территорию Республики Бурятии энергоресурсов. Крупномасштабное промышленное производство, основанное на ресурсозатратных технологиях, должно быть ликвидировано. Развитие должны получить в основном общественные работы, сфера услуг, малый высокотехнологичный бизнес, торговля. Основной сферой деятельности в Республике Бурятии станет поддержание статуса национального парка, улучшение состояния природной среды, ландшафтное конструирование, туризм.

Разумеется, сценарии 2—5 по сути дела не являются альтернативными сценариями. Каждый из них описывает ряд предположений и условий, которые были бы желательны и наиболее благоприятны для стимулирования устойчивого и ускоренного развития Республики Бурятии. Различия между этими сценариями заключаются в акцентах на том или ином аспекте агрегированных результатов развития. Общим в этих сценариях является предположение о том, что в перспективном периоде инерционные механизмы, факторы развития (которые являются основным содержанием первого сценария) заменяются набором инструментов и механизмов активной экономической политики. Активная экономическая политика может быть акцентирована на достижение того или иного конечного результата в терминах описанных выше сценариев, но при этом все институциональные предпосылки, являющиеся общим фоном во всех «активных» сценариях, должны быть непременно использованы.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Учитывая приведенные выше принципиальные сочетания целей и условий, которые формировали различные сценарии развития, параметры среднесрочного прогноза целесообразно рассчитывать по двум основным вариантам.

Первый вариант соответствует инерционным сценариям. То есть предпосылкой прогноза является отсутствие каких-либо кардинальных изменений структурного, институционального и технологического характера. Это связано как с отсутствием внутренних и внешних ресурсов, так и с низкой оценкой полезности модернизации социально-экономической модели развития Республики Бурятии с национальных позиций. В этом случае сформулированные выше цели не снимаются с повестки дня, но их реализация может происходить лишь в режиме «догоняющего развития», т. е. по мере накопления или выделения ресурсов. Естественно, это будет означать, что интенсивность проблем, кото-

рые должны быть решены для достижения поставленных целей, может увеличиваться гораздо более высоким темпом, чем выделяемые для решения этих проблем ресурсы. Это будет означать, что реализация стратегии развития Республики Бурятии растянется на неопределенное время. В этом случае сама стратегия, сердцевиной которой являются основные направления развития, не сможет выполнять роль базового элемента системы регулирования перспективного социально-экономического развития республики. Этот вариант представляет собой комбинацию двух инерционных сценариев (сценарии 1—2).

Второй прогнозный вариант отображает некую модифицированную модель перспективного развития. Эту модель практически невозможно описать как детерминированное состояние, т. к. развитие любой сложной системы может быть описано только стохастическими процессами. Даже в условиях централизованного планирования реальное перспективное развитие всегда представляло собой результат некоторой комбинации базовых планов и реально сформировавшихся в прогнозном периоде условий и возможностей. Централизованное планирование ставило перед собой задачу явного описания комбинации целей, условий и ресурсов в будущем периоде с жестким заданием оценок вероятности их комбинирования. Стратегические направления, основанные на сценарном прогнозе, предполагают отбор тех вероятных исходов, которые желательны с политической, социальной точек зрения, а также с позиций экономической эффективности. Угадывание процентов реализации той или иной перспективной возможности не входит в задачу сценарного прогнозирования, зато содержанием перспективного стратегического планирования, основанного на сценарном прогнозе, является описание наиболее вероятных исходов из всего множества желательных исходов.

Именно поэтому второй вариант прогноза описывает множество вероятных и желательных исходов, которые существуют в рамках трех основных сценариев, образующих стратегический (программный) многокомпонентный вариант развития Республики Бурятии (сценарии 3—5). Именно этот вариант представляет собой стохастическую модель концептуального развития социально-экономической системы республики в перспективе.

Сам прогноз как количественная оценка наиболее вероятных при принятых предпосылках показателей общеэкономического, структурного и социального развития осуществлялся с использованием специально разработанной для Республики Бурятии макроэкономической региональной модели социальноэкономического развития [6].

«Инерционный» вариант развития Республики Бурятии опирается на предположение о соответствии основных экономических и институциональных условий периоду 1999—2003 гг. В прогнозе в основу расчетов ВРП на перспективу положена структура валового выпуска, сложившаяся на 2002 г. Этот

вариант рассчитывался в предположении (сценарии 1—2) о сохраняющейся невысокой интенсивности использовании факторов роста, вялой инвестиционной активности и сохранении длительных сроков реализации проектов и программ.

В основу разработки «стратегического» (второго) варианта развития Республики Бурятии положены следующие факторы роста:

• реализация реально осваиваемых и подготовленных к освоению инвестиционных проектов и программ во всех отраслях хозяйственного комплекса;

• привлекательность для инвесторов крупных инвестиционных проектов минерально-сырьевого комплекса и машиностроения как основных «локомотивов» развития промышленности;

• сохранение конкурентоспособности продукции, выпускаемой отраслями «специализации» региона (золотодобыча, самолетостроение, приборостроение, заготовка леса и деревопереработка, мясопереработка, производство шерстяных тканей, обслуживание туризма и другие виды деятельности), и наличие на нее спроса на внутреннем и внешнем рынках;

• экономическое освоение зоны БАМа и рост грузоперевозок по железнодорожным магистралям, проходящим по территории Республики Бурятии;

• интенсивная модернизация и реконструкция производства, снижение издержек производства, включая затраты энергии и топлива;

• учет со стороны федерального правительства «байкальского фактора» и активная финансовая поддержка реализуемых на территории Республики Бурятии социально и экологически значимых проектов и программ, что обеспечивало бы стабильный и необходимый уровень бюджетных инвестиций в регионе;

• сохранение и увеличение достигнутых объемов жилищного строительства и «новое» развитие строительной индустрии, востребованной повышенным притоком инвестиций в производственную и социальную сферы региона.

Основные прогнозные параметры развития Республики Бурятии по «стратегическому» и «инерционному» вариантам приведены в таблице 4.

По «стратегическому» варианту ВРП с 2005 г. по 2012 г. увеличивается в 1,84 раза, к 2015 г. — в 2,33 раза, соответствующие показатели по «инерционному» варианту составляют 1,38 и 1,65 раза. Для обеспечения по «стратегическому» варианту указанного увеличения ВРП его среднегодовые темпы роста должны составлять до 2012 г. 108,7% (по «инерционному» варианту — на уровне 104,7%). Самый «весомый» вклад в темпы роста ВРП вносят такие отрасли, как минерально-сырьевой комплекс (цветная металлургия), машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, строительство и транспорт (табл. 5).

Таблица 4

Макроэкономические индикаторы развития Республики Бурятии

Показатель 2005 2006 2007 2010 2012 2015

«Инерционный» вариант (1)

Население, тыс. чел. 1 029 1 041 1 052 1 079 1 093 1 105

Валовой региональный продукт, млн руб. 45 388 47 380 49 364 56 196 62 811 75 010

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 44,1 45,5 46,9 52,1 57,5 67,9

Инвестиции, млн руб. 6 401 6 591 6 869 8 942 9 319 9 502

Налоговые доходы регионального консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб. 5,1 5,3 5,5 6,0 6,6 7,8

Энергопотребление на душу населения, тут 2,73 2,73 2,74 2,77 2,81 2,88

«Стратегический» вариант (2)

Население, тыс. чел. 1 040 1 060 1 080 1 120 1 140 1 140

Валовой региональный продукт, млн руб. 46 320 49 450 53 090 71 000 85 340 107 890

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 44,5 46,7 49,2 63,4 74,8 94,6

Инвестиции, млн руб. 8 945 11 960 13 300 13 980 13 560 14 540

Налоговые доходы регионального консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб. 5,2 5,5 5,7 7,5 8,9 11,2

Энергопотребление на душу населения, тут 2,79 2,80 2,81 2,93 2,95 3,10

* Стоимостные показатели в ценах 2002 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ряд отраслей, выступающих в качестве «локомотивов» роста, значительно меняют отраслевую структуру ВРП. Так, доля цветной металлургии в ВРП по «стратегическому» варианту возрастет к 2012 г. по сравнению с 2002 г. почти в 3 раза (с 5 до 14%), доля машиностроения возрастет с 7,7 до 10,8%. При этом снизится доля электроэнергетики и теплоэнергетики с 7,3 до 4,3%, сельского хозяйства — с 10,2 до 5,7%, жилищно-коммунального хозяйства — с 4,1 до 2,5%. К числу наиболее динамично развивающихся секторов, наряду с отраслями специализации — машиностроением, цветной металлургией, относятся отрасли третичного сектора: транспорт, торговля, строительство и туризм.

Для реализации стратегических инвестиционных проектов и программ по отраслям и обеспечения прогнозируемых темпов роста ВРП потребность в инвестициях за период 2005—2012 гг. составит: по «стратегическому» варианту около 104 млрд руб., по «инерционному» варианту — около 64 млрд руб., или в среднем по 13 и 8 млрд руб. в год соответственно. Разумеется, предполагается как можно более полное использование внутренних резервов в реальном секторе экономики. Внутренние резервы развития промышленного производства связаны с повышением уровня использования производственных мощностей.

Таблица 5

Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта, %

Временной этап

Показатель 2005 2007 2008- -2012 2005 -2012 2013 -2015

1 2 1 2 1 2 1 2

Валовой региональный продукт Республики Бурятия,* 104,3 106,6 104,9 110,0 104,7 108,7 106,1 108,1

в том числе по отраслям:

Электроэнергетика 108,5 109,8 105,4 105,2 106,6 106,9 105,8 107,1

Т еплоэнергетика 105,7 107,7 102,6 102,5 103,7 104,4 106,2 104,8

Угольная промышленность 104,6 111,0 102,3 101,0 103,1 104,6 100,9 101,2

Цветная металлургия 101,9 114,7 111,2 131,5 107,6 124,9 114,3 103,9

Машиностроение 104,3 105,0 105,0 110,8 104,7 108,6 107,4 108,2

Лесная, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 106,9 109,3 108,3 111,2 107,8 110,5 109,0 110,9

Промышленность строительных материалов 106,1 106,4 107,6 112,6 107,0 110,2 108,4 114,1

Прочие отрасли промышленности 104,2 106,4 105,8 109,5 105,2 108,3 105,8 108,5

Промышленность, всего 104,7 108,2 106,2 115,0 105,6 112,4 108,3 106,3

Сельское хозяйство 101,6 102,1 101,6 102,4 101,6 102,3 101,6 103,5

Строительство 104,1 107,8 104,7 109,6 104,6 109,0 105,7 109,7

Транспорт 104,5 105,9 104,5 110,0 104,5 108,4 105,8 111,1

Прочие отрасли хозяйственного комплекса 104,4 106,6 105,0 107,9 104,8 107,4 105,5 108,9

Жилищно-коммунальное хозяйство 102,5 102,0 103,5 105,0 103,1 103,8 104,7 107,0

Социальные услуги 104,9 107,2 105,1 107,4 105,0 107,3 105,7 109,0

1 — «инерционный» вариант, 2 — «стратегический» вариант, * в сопоставимых ценах 2002 г.

Но даже если будет постепенно увеличиваться загрузка мощностей, не вся их незагруженная часть может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, ресурсоемкости и устаревших технологий. Это, прежде всего, касается машиностроения, где важнейшей проблемой остается улучшение технологической структуры производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, более производительными и технологически эффективными. Главные изменения (и наибольшие резервы) в технологиях производства будут заключаться в снижении энерго-, топливо- и металлоемкости производства за счет повышения степени загрузки существующих производственных мощностей, а главное, позитивных изменений во внутриотраслевой структуре выпуска промышленных предприятий. Применение энерго-и топливосберегающих технологий приведет к дополнительному увеличению доли добавленной стоимости в валовом выпуске, особенно в промышленности.

То есть проблема активизации инвестиционной деятельности выдвигается объективно на первый план.

В качестве источников инвестиций рассматриваются собственные средства предприятий (амортизационные отчисления и чистая прибыль) и привлеченные средства (бюджетные средства, заемные средства банков, средства частных инвесторов и прочие инвестиции). В финансировании инвестиций на долю амортизации приходится по «стратегическому» варианту примерно 35% (по «инерционному» — 50%); на чистую прибыль предприятий (при предположении, что примерно 20% ее объема будет направляться ими на инвестиции) — 11% (по «инерционному» — 13%); на средства бюджетов всех уровней — 17% по «стратегическому» и 24% — по «инерционному» вариантам. Объем заемных инвестиций составит около 38% по «стратегическому» варианту (39 млрд руб.) и по «инерционному» — 13%, или 8,5 млрд руб. (табл. 6).

Таблица 6

Источники покрытия инвестиций в перспективе, млрд руб./%

Временной этап

Показатель 2005- 2007 2008 2012 2005- 2012 2013 2015

1 2 1 2 1 2 1 2

Амортизационные средства 11,4/ 33,5 11,1/ 55,7 24,0/ 34,5 20,9/ 47,5 35,4/ 34,1 31,9/ 50,1 17,6/ 42,5 13,7/ 47,4

Чистая прибыть, всего 14,9 13,8 43,3 28,1 58,2 41,9 40,8 23,0

в том числе направляемая на инвестиции (20% от чист. приб.) 3,0/ 8,7 2,8/ 13,9 8,7/ 12,4 5,6/ 12,8 11,6/ 11,2 8,4/ 13,1 8,2/ 19,7 4,6/ 15,9

Бюджетные средства (20% от налоговых платежей во все уровни бюджетов) 5,2/ 15,3 5,0/ 25,1 12,6/ 18,1 10,0/ 22,8 17,9/ 17,2 15,0/ 23,5 10,7/ 25,9 7,6/ 26,1

Заемные средства 14,5/ 42,5 1,1/ 5,3 24,3/ 34,9 7,4/ 16,9 38,9/ 37,4 8,5/ 13,3 4,9/ 11,8 3,1/ 10,6

Потребность в инвестициях, млрд руб./% * 34,2/ 100 19,9/ 100 69,6/ 100 9/0 т~2 4 103,8/ 100 63,7/ 100 41,4/ 100 28,9/ 100

1 — «стратегический» вариант, 2 — «инерционный» вариант, * в ценах 2002 г.

«Стратегический» сценарий развития экономики Республики Бурятии в силу его большей капиталоемкости и необходимости проведения активных структурных изменений реализуем только в случае серьезного активного регулирования всех воспроизводственных процессов в рамках эффективной промышленной политики Правительства Республики Бурятии и государства в целом.

Высокая доля заемных инвестиционных ресурсов потребует при реализации «стратегического» варианта от Правительства Республики Бурятии, федерального правительства и хозяйствующих субъектов активной инвестицион-

ной политики, инвестирования в регионе и преодоления «узкого места» в экономике республики — отсутствие достаточного притока инвестиций в реальный сектор.

Важнейшим социальным индикатором развития Республики Бурятии является уровень налоговых поступлений в региональный бюджет. «Стратегический» вариант обеспечивает поступление налоговых платежей к 2012 г. в объеме, превышающем в 2,4 раза поступления в 2002 г., и за период 2005—2012 гг. дает налоговых поступлений во все уровни бюджетов по сравнению с «инерционным» вариантом на 14 млрд руб. больше, в том числе в региональный бюджет — примерно на 9,7 млрд руб.

Прогнозируемые по «стратегическому» варианту высокие темпы экономического развития Республики Бурятии, опережающие среднероссийские на 2— 3 п.п., повышают спрос на трудовые ресурсы, создают условия для занятости населения и его роста за счет положительной миграции и естественного прироста. Уровень безработицы к 2012 г. может быть снижен до 4—5% от экономически активного населения. Ежегодный рост номинальной заработной платы работников составит примерно 6%, и ее уровень возрастет в среднем по всему хозяйственному комплексу к 2012 г. по сравнению с 2004 г. в 1,5 раза, по «инерционному» — в 1,3 раза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас Забайкалья. М., Иркутск: ГУГК, 1967.

2. Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика // БСЭ. Т. 4. М., 1971.

3. Бурятская АССР (Бурятия) // СЭС. М., 1981.

4. Дальний Восток и Забайкалье-2010. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока Забайкалья до 2010 г. / Под ред. П. А. Минакира. М.: Экономика, 2002.

5. Концепция экономического роста Республики Бурятии на 2001—2002 гг. Постановление Правительства Республики Бурятии № 439.

6. Корнеев А. Г., Агафонов Г. В., Цапах А. С. Моделирование и учет связей экономики и энергетики при прогнозировании социально-экономического развития региона // Пространственная экономика. 2005. № 2.

7. Промышленность России. М., 1996.

8. Промышленность России. М., 2002.

9. Производство валового регионального продукта за 1994—2001 гг. Улан-Удэ, 2003.

10. Производство валового регионального продукта за 1995—2002 гг. Улан-Удэ, 2004.

11. Регионы России. 2001. М., 2001.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2003.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2003.

14. Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в 2002 году. М., 2003.

15. Социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в 2003 году. М., 2004.

16. Социально-экономическое положение Республики Бурятии в 2003 г. Улан-Удэ, 2004.

17. Федеральный закон «Об охране озера Байкал». М., 1.05.1999 г. № 94-ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.