Научная статья на тему 'Хозяйственное освоение зоны БАМа: проблемы и перспективы комплексного развития севера Байкальского региона'

Хозяйственное освоение зоны БАМа: проблемы и перспективы комплексного развития севера Байкальского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
748
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / PRIORITY DEVELOPMENT TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дондоков З. Б. -д, Борисов Г. О.

Предмет. Статья посвящена проблемам и перспективам комплексного развития Республики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали. Цели. Разработать возможные направления и механизмы развития северных районов Байкальского региона. Обосновать предложение по созданию на территории Муйского района Республики Бурятии и Каларского района Забайкальского края Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны как территории опережающего развития. Доказать необходимость комплексного подхода к хозяйственному освоению отдаленных территорий, обеспечивающего повышение эффективности инвестиционных проектов за счет создания общих объектов энергетической и транспортной инфраструктуры. Методология. Использован сравнительный анализ. Результаты. Обоснована необходимость комплексного подхода к хозяйственному освоению отдаленных территорий. Разработаны направления и механизмы развития северных районов Байкальского региона, в частности предложены наиболее предпочтительные варианты обеспечения электроэнергией новых потребителей в районах перспективной добычи и переработки полезных ископаемых указанных территорий. Обосновано предложение по созданию на территории Муйского района Республики Бурятии и Каларского района Забайкальского края Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны как территории опережающего развития. Выводы. Сделан вывод о том, что для эффективного развития севера Забайкалья необходим комплексный подход, предполагающий взаимодействие органов исполнительной власти России, Республики Бурятии и Забайкальского края, бизнес-структур, органов местного самоуправления, общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дондоков З. Б. -д, Борисов Г. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Baikal-Amur Mainline area: problems and prospects of integrated development of the North of the Baikal region

Importance The article considers the problems and prospects of integrated development of the Republic of Buryatia, Zabaykalsky Krai, and Irkutsk oblast, adjacent to the Baikal-Amur Mainline. Objectives The paper aims to develop possible directions and mechanisms of the development of the Northern Baikal region. Methods For the study, we used a comparative analysis. Results We have developed certain directions and mechanisms of the development of the Northern Baikal region; in particular, we offer the most preferable options providing electricity to new customers in areas of prospective mining and mineral processing. Conclusions and Relevance We conclude that for the effective development of the North of the Baikal region, an integrated approach is required, involving the interaction of the executive authorities of the Russian Federation, the Republic of Buryatia and Zabaykalsky Krai, businesses, local authorities, and public.

Текст научной работы на тему «Хозяйственное освоение зоны БАМа: проблемы и перспективы комплексного развития севера Байкальского региона»

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 48 (2015) 15-25 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов

ISSN 2073-1477 (Print)

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ЗОНЫ БАМа: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Зорикто Бато-Дугарович ДОНДОКОВ^, Геннадий Очирович БОРИСОВ"

а доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом региональных экономических исследований, Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, Улан-Удэ, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований, Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, Улан-Удэ, Российская Федерация [email protected] • Ответственный автор

История статьи:

Принята 03.08.2015 Одобрена 17.08.2015

УДК 332.146.2 JEL: L94, R11, R12, R58

Ключевые слова: комплексное освоение, территория опережающего развития

Аннотация

Предмет. Статья посвящена проблемам и перспективам комплексного развития Республики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали.

Цели. Разработать возможные направления и механизмы развития северных районов Байкальского региона. Обосновать предложение по созданию на территории Муйского района Республики Бурятии и Каларского района Забайкальского края Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны как территории опережающего развития. Доказать необходимость комплексного подхода к хозяйственному освоению отдаленных территорий, обеспечивающего повышение эффективности инвестиционных проектов за счет создания общих объектов энергетической и транспортной инфраструктуры. Методология. Использован сравнительный анализ.

Результаты. Обоснована необходимость комплексного подхода к хозяйственному освоению отдаленных территорий. Разработаны направления и механизмы развития северных районов Байкальского региона, в частности предложены наиболее предпочтительные варианты обеспечения электроэнергией новых потребителей в районах перспективной добычи и переработки полезных ископаемых указанных территорий. Обосновано предложение по созданию на территории Муйского района Республики Бурятии и Каларского района Забайкальского края Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны как территории опережающего развития.

Выводы. Сделан вывод о том, что для эффективного развития севера Забайкалья необходим комплексный подход, предполагающий взаимодействие органов исполнительной власти России, Республики Бурятии и Забайкальского края, бизнес-структур, органов местного самоуправления, общественности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Экономическое развитие Сибири в XX в. в определяющей степени было связано с реализацией крупнейших народнохозяйственных проектов (Транссибирской железнодорожной магистрали, Северного морского пути, ЗападноСибирского нефтегазового комплекса, Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций, Байкало-Амурской магистрали)1. Все эти проекты дали мощный толчок развитию экономики макрорегиона, кардинальным образом изменили ее структуру.

В Сибири были созданы новые сферы экономики -электроэнергетика, добыча и переработка нефти и газа, химическая промышленность, цветная

1 Евсеенко А.В., Кулешов В.В. Введение // Сибирь в первые

десятилетия XXI в. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.

С. 3-5.

и черная металлургия, лесная

и деревообрабатывающая промышленность и др. В хозяйственный оборот были введены новые отдаленные территории.

Последним масштабным проектом, реализованным в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Введение в эксплуатацию БАМа позволило решить многие стратегические задачи развития восточных территорий страны.

Потенциал развития грузовых перевозок был связан с перспективой реализации масштабных проектов горнодобывающего и перерабатывающего секторов экономики в регионе. В свою очередь развитие транспортной инфраструктуры северных районов Восточной

Сибири позволило бы активизировать освоение новых месторождений.

В перспективе было намечено широкомасштабное хозяйственное освоение прилегающих к БАМу территорий, включая формирование ЮжноЯкутского территориально-производственного комплекса, сооружение Селигдарского апатитового завода, строительство Нерюнгринской ГРЭС2 [1].

Данные проекты были реализованы с помощью комплексного подхода [2]. Научные исследования, связанные со строительством магистрали и освоением прилегающих к ней территорий, координировал научный совет Академии наук СССР по проблемам БАМа [3]. Была разработана Программа хозяйственного освоения зоны БАМа, включавшая мероприятия по освоению месторождений полезных ископаемых,

строительству объектов производственной и социальной инфраструктуры. Соответствующие инвестиционные проекты вошли

в долговременную государственную программу комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 г.3.

Вместе с тем намеченные планы остались нереализованными. Основной причиной стало разрушение плановой системы управления народным хозяйством страны.

В конце 1990-х гг. Правительство России, учитывая важность задач экономического развития Востока страны, приняло ряд постановлений о хозяйственном освоении зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали4. Было принято решение о создании государственными железными дорогами акционерного общества «Баминвест», деятельность которого была направлена на промышленное развитие зоны БАМа.

Вопросами развития данной территории занималась комиссия Правительства РФ по

2 XXVII съезд КПСС, 25 февраля - 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1986. 320 с.

3 О комплексном развитии производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 г.: постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 19.08.1987 № 958.

4 О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали: постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 728; Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали: постановление Правительства РФ от 19.01.1999 № 72.

реализации Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. Координатором взаимодействия между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, по территории которых проходит БАМ, наряду с Министерством экономики РФ стало Министерство путей сообщения Российской Федерации5. К сожалению, эта работа была прекращена в 2004 г. из-за упразднения указанной комиссии6. В настоящее время БАМ является однопутной железнодорожной линией на тепловой тяге7. Для увеличения пропускной способности магистрали необходима ее модернизация [4].

Значение транспорта для сибирских и дальневосточных регионов трудно переоценить. Транспорт выполняет функцию экономического каркаса территории, обеспечивая ее связанность и доступность рынков России и зарубежных стран для региональных производителей [5].

Отсутствие координации ме жду заинтересованными сторонами и единого органа управления хозяйственным освоением новых территорий привело фактически к замораживанию большинства намеченных ранее инвестиционных проектов. Недостаточная проработанность вопросов комплексного развития зоны БАМа в значительной степени обусловлена отсутствием научно обоснованной комплексной программы освоения прилегающих территорий.

Реализация проектов затрудняется также из-за недостатка объектов инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. В условиях рыночной экономики резко возросли затраты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот отдаленных территорий [6].

Вместе с тем север Байкальского региона (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край) имеет большой экономический потенциал. На протяжении более двух десятилетий решается вопрос освоения

5 Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали: Постановление Правительства РФ от 19.01.1999 № 69.

6 Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 № 215.

7 Безруков Л.А. Транспорт Сибири // География Сибири в

начале XXI века. Новосибирск: Гео, 2014. С. 81-108.

богатейших месторождений полезных

ископаемых:

• золота (Сухой Лог, Чертово Корыто, Невское, Каралонское);

• меди (Удоканское);

• железа (Чинейское);

• угля (Апсатское);

• асбеста (Молодежное);

• калия и глинозема (Калюмское);

• никеля и меди (Чайское);

• кварца и кремния (Гульбинское) и др. [7].

По большинству этих месторождений утверждены запасы, проданы лицензии на разработку, определены собственники и предприятия, являющиеся операторами разработки.

В настоящее время по ряду проектов выполнен комплекс подготовительных работ, включая оценку запасов в соответствии с российскими и международными требованиями и проведение опытно-промышленных испытаний, а также подготовку технико-экономического обоснования.

Перспективы развития севера Байкальского региона связаны с освоением минерально-сырьевых ресурсов и строительством на этой территории предприятий металлургических производств [8].

Создание горно-обогатительного комбината (ГОК) по освоению Удоканского месторождения меди, находящегося на севере Забайкальского края, обеспечит среднегодовой прирост валового регионального продукта Забайкальского края на 12% впервые за 10 лет, а также занятость более 4 тыс. чел. на основном производстве, а в смежных отраслях - 15-20 тыс.8.

Рядом с Удоканом находится одно из крупнейших в мире Чинейское железорудное месторождение ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд с утвержденными запасами 1,5 млрд т (прогнозные - 30 млрд т). На месторождении построен вахтовый поселок, проложены основные технологические дороги, выполнен большой комплекс геолого-разведочных работ.

8 Материалы заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока 25.04.2014. URL: http://government.ru/news/12006

В Муйском районе Республики Бурятии находится ряд достаточно крупных и перспективных месторождений золота, титаномагнетитовых руд, олова, бериллия, платины, асбеста, цементного сырья. Ирокиндинское и Кедровское золоторудные месторождения в настоящее время уже находятся в эксплуатации.

На севере Иркутской области находится крупнейшее в России месторождение золотосодержащих руд Сухой Лог с балансовыми запасами 1 970 т золота и 1 541 т серебра. Проведен комплекс подготовительных работ, включая строительство линии электропередачи напряжением 220 кВ (ЛЭП-220 кВ) на участке Такисмо - Бодайбо, круглогодичной дороги Таксимо - Бодайбо - Сухой Лог, а также реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта в Бодайбо. Кроме того, выявлено 5 близлежащих средних месторождений по запасам месторождений золота - Высочайшее, Западное, Вернинское, Чертово Корыто, Невское. Первые три месторождения уже разрабатываются, по другим ведутся подготовительные работы.

Все месторождения полезных ископаемых находятся в зоне БАМа, что значительно снижает затраты на транспортные коммуникации.

Нерешенные вопросы энергоснабжения сдерживают развитие севера Байкальского региона. Для обеспечения электроэнергией построена двухцепная ЛЭП-220 кВ Усть-Кут -Нижнеангарск - Таксимо и одноцепная ЛЭП-220 кВ Таксимо - Чара - Хани - Тында. Однако эта электросеть обеспечивает только существующие нагрузки БАМа и не допускает подключения новых потребителей из-за перегруза на участке Усть-Кут - Даван. Данная зона является единственной в России, где постоянно вводятся ограничения на потребление электроэнергии9. Для решения проблемы необходимы развитие электросетевого хозяйства и ввод дополнительных генерирующих мощностей [9].

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.10 (далее - Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона) предусматривает строительство высоковольтных линий электропередачи (500 кВ) на участках Усть-

9 Перспективы развития энергетики в Сибири // ЭКО. 2014. № 7. С. 103-115.

10 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 № 2094-р.

Кут — Нижнеангарск и Нижнеангарск - Витим. Для обеспечения совместной работы объединенных энергетических систем Сибири и Востока планируется установка вставок постоянного тока на подстанциях (220 кВ) Могоча и Хани.

Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает строительство Мокской ГЭС с Ивановским контррегулятором мощностью 1 410 МВ для обеспечения электроэнергией новых потребителей в районах перспективной добычи и переработки полезных ископаемых (табл. 1).

Появление нового источника генерации на границе Республике Бурятии и Забайкальского края позволит удовлетворить перспективные потребности в электроэнергии Байкало-Амурской магистрали и прилегающих к ней территорий11.

При проектировании Мокской ГЭС учитывалось ее нахождение в центре перспективных нагрузок потребителей, удаленных от ближайших источников генерации электроэнергии на расстояние более 1 000 км, к которым относятся Усть-Илимская ГЭС в Иркутской области и Нерюнгринская ГРЭС в Республике Саха (Якутия). Это позволит обеспечить энергобезопасность севера Байкальского региона и решить комплекс проблем энергоснабжения.

Строительство Витимского гидроэнергетического комплекса также позволит создать «энергетический мост» между объединенной энергосистемой Дальнего Востока и ЕЭС России, обеспечить энергобезопасность севера

Байкальского региона и решить комплекс проблем энергоснабжения. Благодаря резервированию электрических мощностей будет снижена острота проблемы их дефицита [10].

Ввод в действие крупной гидроэлектростанции с возможностями регулирования нагрузки во взаимодействии с мощными тепловыми электростанциями предполагает оптимизацию режима работы энергосистем Забайкалья и Дальнего Востока и крупномасштабный экспорт электроэнергии в страны Северо-Восточной Азии [11].

11 ИвановаИ.Ю., Попов С.П., Тугузова Т.Ф. Возобновляемые природные источники энергии // Стратегия регионального развития: Республика Бурятия - 2015. М.: Экономика, 2005. С. 396—400.

В последние годы активно обсуждаются предложения по объединению энергосистем РФ, Китая, Монголии, Японии, КНДР и Республики Кореи. Создание в перспективе Витимского каскада ГЭС позволит России стать крупнейшим логистическим оператором, влияющим на поставки электроэнергии на азиатский рынок [12].

В азиатской части России гидроэнергопотенциал используется на 8% в отличие от европейских районов России, где он составляет 60% [13].

Ввод в эксплуатацию Мокской ГЭС с Ивановским контррегулятором станет первым этапом использования гидроресурсов р. Витим за счет строительства каскада ГЭС общей мощностью 3,41 млн кВ.

В отличие от гидроэлектростанций, расположенных в густонаселенных районах, преимуществом Мокской ГЭС является отсутствие населенных пунктов, пахотных земель и культурных пастбищ на месте будущего в о д о х р а н и л и щ а . С т р о и т е л ь с т в о гидроэлектростанции позволит ввести в оборот затапливаемые паводками сельскохозяйственные земли в нижнем бьефе Муйской котловины, называемой «оазис Восточной Сибири». В теплый период в ней преобладает влажный и мягкий климат, обусловленный естественной

замкнутостью, окруженной высокими горными хребтами. В условиях естественного парника выращиваются зерновые, плодово-ягодные культуры, овощи и даже арбузы.

Актуальность строительства Мокской ГЭС для Республики Бурятии обусловлена тем, что бассейн р. Витим является единственной территорией республики без воздействия «байкальского фактора», ограничивающего добычу полезных ископаемых и других видов хозяйственной деятельности. Практически вся наиболее хозяйственно освоенная и обжитая часть территория Республики Бурятии, составляющая более половины территории, входит в Байкальскую природную территорию и находится под действием особого режима

природопользования. Жесткие ограничения установлены на добычу полезных ископаемых, заготовку и переработку леса, сельское хозяйство и т.д. Прямые потери экономики Республики Бурятии от экологических ограничений превышают 15 млрд руб. в год. В этой связи Правительству Республики Бурятии следует обратить особое внимание на северо-восток

территории, который может стать опорной зоной экономического развития региона.

Важность строительства Витимского

гидроэнергетического комплекса в развитии удаленных районов и освоении минерально-сырьевой базы отмечена также и в других стратегических документах, принятых

Правительством Российской Федерации, включая Энергетическую стратегию России на период до 2030 г.12 и Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 г.13.

Объединенное диспетчерское управление Сибири и ОАО «Системный оператор ЕЭС России» также считают необходимым начать строительство Мокского гидроузла, который будет способствовать надежному электроснабжению зоны БАМа и совместной работе энергосистемы Дальнего Востока и ЕЭС России.

В связи с задержкой строительства Мокской ГЭС с Ивановским контррегулятором появляются различные варианты создания генерирующих источников для электроснабжения данной территории. Одним из таких вариантов является строительство Удоканской ТЭС мощностью 600 МВ с объемом инвестиций 48,6 млрд руб. (2011 г.) для обеспечения потребностей в электроэнергии создаваемого Удоканского ГОКа. Данный вариант позволит решить вопросы только этого предприятия, но не снимет вопросы энергоснабжения остальной территории. Кроме того, из-за недостатка потребителей тепла электростанция будет вынуждена работать в конденсационном режиме с коэффициентом полезного действия не более 38-40%, что значительно понижает эффективность работы ГОКа.

В Усть-Куте Иркутской области планируется строительство Ленской ТЭС мощностью до 12001300 МВ, на которой в качестве топлива предполагается использовать газ с нефтегазовых месторождений севера Иркутской области14. К достоинствам данного варианта можно отнести низкие удельные инвестиции, а также высокий

12 Об Энергетической стратегии России на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.

13 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р.

14 Лагерев А.В., Ханаева В.Н. Электроэнергетика (Иркутская энергосистема) // Топливно-энергетический комплекс Иркутской области: современное состояние и перспективы развития. М.: Энергия, 2013. С. 116-121.

КПД по сравнению с угольными теплоэлектростанциями и низкий уровень загрязнения окружающей среды.

Вместе с тем этот вариант электроснабжения не обеспечивает необходимого уровня энергобезопасности северных районов

Байкальского региона.

Во-первых, основные потенциальные потребители (Удоканский и Чинейский горно-обогатительные комплексы и Апсатское каменно-угольное месторождение в Забайкальском крае, золоторудное месторождение Сухой Лог в Иркутской области и др.) значительно удалены от источника электрогенерации. Это определяет высокий уровень потерь при передаче электроэнергии, а также значительные экономические и технологические риски при повреждениях линий электропередачи.

Во-вторых, из-за расположения Ленской ТЭС вблизи крупных электростанций (Братской, Усть-Илимской и Богучанской гидроэлектростанций, Иркутской ТЭЦ-6 и Усть-Илимской ТЭЦ) усилится дифференциация по обеспеченности генерирующими мощностями в Байкальском регионе.

Строительство Ленской ТЭС в отличие от Мокской ГЭС не позволит объединить энергосистемы Дальнего Востока и ЕЭС России. Данный проект энергообеспечения севера Байкальского региона потребует строительства второй цепи ЛЭП 500 кВ на участке Усть-Кут - Чара с объемом капвложений до 20 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом строительство такой электростанции, использующей в качестве топлива газ, не соответствует основным целям Энергетической стратегии России на период до 2030 г., предусматривающей опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа.

Сравнение вариантов электроснабжения севера Байкальского региона свидетельствует о том, что предпочтительным является строительство Мокского гидроузла, технико-экономическое обоснование которого выполнено ОАО «Ленгидропроект».

Сооружение мощной гидроэлектростанции в наиболее энергодефицитной зоне севера Байкальского региона позволит обеспечить надежное электроснабжение Байкало-Амурской

магистрали и послужит импульсом для появления новых видов экономической деятельности:

• заготовки и переработки леса;

• производства строительных материалов, включая цемент;

• производства сельхозпродукции за счет введения в оборот 18,9 тыс. га сельхозугодий в Муйской котловине.

Вместе с тем реализация одного, даже очень крупного инвестиционного проекта в условиях отдаленности и сложных природно-климатических условий требует вложения значительных средств в инфраструктуру.

Эффективность инвестиций многократно возрастает при комплексном подходе к развитию территории за счет взаимодействия участников инвестиционной деятельности (органов государственной власти соответствующих территорий и бизнес-структур). Для этого необходимо совершенствование действующей системы управления и регулирования сферы освоения недр, а также концентрация усилий на наиболее перспективных районах [14].

Реализация инвестиционных проектов по освоению Удоканского, Чинейского, Апсатского месторождений, а также золоторудного месторождения Сухой Лог запланирована в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.»15. Для комплексного решения проблем развития севера Забайкалья необходимо дополнительно включить в данную программу строительство Витимского гидроузла.

В настоящее время на территории Муйского района Республики Бурятии и Каларского района Забайкальского края объективно созрели условия для формирования Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны, создаваемой для комплексного освоения месторождений полезных ископаемых севера Забайкалья. Якорными проектами этой зоны могут стать освоение Удоканского месторождения меди и сооружение Витимского гидроузла.

Вместе с тем существует проблема взаимодействия субъектов Российской Федерации,

15 URL: http://www.minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DV BR2025.pdf

каждый из которых преследует свои собственные интересы. Более того, возникает межрегиональная конкуренция в контролировании финансовых потоков, инвестиций и налоговых

поступлений [15]. Это препятствует развитию территорий, находящихся на границе двух и более регионов. Проблема реализации совместных проектов существует не только у Республики Бурятии и Забайкальского края. Например, у Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми имеются общие вопросы комплексного освоения ресурсов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Тимано- Североуральского минерально-сырьевого сочетания, месторождений Новой Земли, энергетических, минеральных и биологических ресурсов арктических морей [16].

Формирование межрегиональной территориально-производственной зоны в районе хозяйственного освоения БАМа и особый режим для предпринимательской деятельности позволят минимизировать бюджетные затраты на создание инфраструктуры и активизировать сферу малого бизнеса.

Вместе с тем действующая нормативная правовая база не способствует комплексному развитию отдаленных территорий. Так, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории особой экономической зоны запрещены добыча и переработка полезных ископаемых. Это препятствует созданию Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны.

Кроме того, включение проектов освоения крупных месторождений полезных ископаемых в стратегии развития отдельных отраслей и макрорегионов (Энергетическую стратегию России на период до 2030 г. и Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 г.) не обеспечено расходными обязательствами федерального бюджета. Указанные в них проекты являются только ориентирами для реализуемых государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Для комплексного развития севера Забайкалья необходимы особые условия хозяйственной деятельности, включая создание объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также формирование органов

управления и т.п. Для транспортного обеспечения проектов освоения минерально-сырьевых ресурсов зоны Байкало-Амурской магистрали необходимы реконструкция и развитие сети автомобильных дорог.

Авторы настоящей статьи согласны с мнением А. Татаркина о целесообразности формирования «новых форм пространственной организации экономики посредством создания бизнес-территорий в границах региона и (или) муниципалитетов как одного из реальных институтов территориально-производственного саморазвития» [17].

На отдаленных и слаборазвитых территориях целесообразно создание вертикально интегрированных межотраслевых корпораций (ВИМК), объединяющих организации разных сфер экономики с участием представителей государственных органов управления [18].

Формирование соответствующих механизмов развития позволит решить задачу согласования разнонаправленных интересов различных субъектов территории как по вертикали (федеральный центр - регион - муниципальное образование), так и по горизонтали (органы власти - бизнес - население) [19].

Правительством России разработан Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 473-ФЗ), который определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и меры государственной поддержки, а также регулирует отношения, связанные с осуществлением деятельности на таких территориях. При определенных условиях, как отмечает П. Минакир, ТОСЭР может стать эффективным инструментом для развития территории [20].

Предлагаемая авторами Витимо-Удоканская межрегиональная территориально-производственная зона в целом удовлетворяет условиям создания ТОСЭР. Ее создание целесообразно на территории двух субъектов Российской Федерации - Республики Бурятии (Муйский район) и Забайкальского края (Каларский район). Строительство Мокской ГЭС планируется на р. Витим, которая является границей данных соседних регионов.

Для правового обеспечения создания ТОСЭР необходимо внести изменения в п. 4 ст. 3 Федерального закона № 473-ФЗ со следующей формулировкой: «Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации». Следует отметить, что на стадии проектирования Федерального закона

№ 473-ФЗ первоначально предполагалась возможность создания межрегиональных ТОСЭР.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 473-ФЗ до конца марта 2018 г. территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением в соответствии с перечнем Правительства Российской Федерации. По мнению авторов, целесообразно, не дожидаясь отмеченной даты, приступить к обсуждению проекта Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны, создаваемой в форме территории опережающего развития.

Таким образом, для эффективного развития севера Забайкалья необходим комплексный подход, предполагающий взаимодействие органов исполнительной власти России, Республики Бурятии и Забайкальского края, бизнес-структур, органов местного самоуправления и общественности.

Для комплексного освоения месторождений полезных ископаемых севера Забайкалья предложено создание Витимо-Удоканской межрегиональной территориально-производственной зоны. Якорными проектами этой зоны как территории опережающего развития должны стать Удоканское месторождение меди и Витимский гидроузел.

Правительствам Республики Бурятии и Забайкальского края совместно с заинтересованными бизнес-структурами

предложено приступить к разработке проекта Витимо-Удоканской межрегиональной

территориально-производственной зоны как территории опережающего развития.

Таблица 1

Показатели Мокского гидроэнергетического комплекса

Показатель Мокская ГЭС Ивановский контррегулятор Всего

Мощность, МВ 1 200 210 1 410

Выработка электроэнергии, млрд кВт-ч 4,54 1,03 5,57

Стоимость строительства в ценах III кв. 2012 г., млрд руб. 108,9 15,6 124,5

Источник: Технико-экономическое обоснование Мокского гидроузла. Санкт-Петербург: АО «Ленгидропроект», 1997. 338 с.

Список литературы

1. Шнипер Р.И., Воевода И.Н., Гузнер С.С. Региональная программа и принципы ее разработки: вопросы межотраслевого взаимодействия. Новосибирск: Наука, 1986. 291 с.

2. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. 435 с.

3. Шнипер Р.И. Хозяйственное освоение зоны БАМа — крупная народнохозяйственная проблема: от исследования проблемы до разработки комплексной программы // Сибирь в едином народнохозяйственном комплексе. Новосибирск: Наука, 1980. С. 306—315.

4. Кин А.А. Регионально-транспортный мегапроект БАМ: уроки освоения // Регион: экономика и социология. 2014. № 4. С. 55—72.

5. Бардаль А.Б. Транспортная инфраструктура Дальнего Востока: изменение условий для предприятий // ЭКО. 2015. № 7. С. 35—51.

6. Кузнецов С.В., Межевич Н.М., Лачининский С.С. Пространственные возможности и ограничения модернизации российской экономики: пример Северо-Западного региона // Экономика региона. 2015. № 3. С. 25—38.

7. Ягольницер М.А. Потенциал твердых полезных ископаемых в зоне БАМа и перспективы их освоения // Регион: экономика и социология. 2010. № 4. С. 203—224.

8. Псарев В.И., Псарева Т.В., Гончаров И.А. Состояние и проблемы транспортной инфраструктуры в стратегии Сибири // Регион: экономика и социология. 2013. № 2. С. 157—172.

9. Синяк Ю.В., Некрасов А.С., Воронина С.А., Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Топливно-энергетический комплекс России: возможности и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 4—21.

10. Подковальников С.В., Савельев В.А., Чудинова Л.Ю. Перспективы электроэнергетической кооперации России и стран Северо-Восточной Азии // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 118—130.

11. Дёмина О.В. Энергетическая сфера Азии: экспорт электроэнергии из России в Китай // ЭКО. 2014. № 6. С. 56—65.

12. Беляков А.А. О гидроэнергетических ресурсах рек России // Современные производительные силы. 2012. № 1. С. 123—131.

13. Крюков В.А. Сырьевые ресурсы в новой институциональной реальности // Пространственная экономика. 2014. № 4. С. 26-60.

14. Полякова А.Г., Симарова И.С. Концептуальная модель управления развитием региона с учетом уровня пространственной связанности // Экономика региона. 2014. № 2. С. 32—42.

15. Лаженцев В.Н. Территориально-хозяйственные системы как объекты географических и экономических исследований // Современные производительные силы. 2013. № 4. С. 99—110.

16. Минакир П.А., Прокапало О.М. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» // Пространственная экономика. 2013. № 1. С. 103—122.

17. Татаркин А.И. Региональные институты модернизации пространственного развития Российской Федерации // Современные производительные силы. 2012. № 1. С. 96—111.

18. Корнев А.К.Производственный потенциал экономики: Накопленные проблемы и способ их решения // Проблемы прогнозирования. 2013. № 6. С. 30-43.

19. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. 2013. № 2. С. 17-27.

20. Минакир П.А. Новая экономическая политика и экономические реалии // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 7-11.

Региональная экономика: 4„ (2015) 15^5 Regional Economics:

теория и практика ( ' - Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions

ISSN 2073-1477 (Print)

DEVELOPMENT OF THE BAIKAL-AMUR MAINLINE AREA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTEGRATED DEVELOPMENT OF THE NORTH OF THE BAIKAL REGION

Zorikto B.-D. DONDOKOVa,% Gennadii O. BORISOVb

a Buryat Science Center of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation [email protected]

b Buryat Science Center of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation [email protected] • Corresponding author

Article history: Abstract

Received 3 August 2015 Importance The article considers the problems and prospects of integrated development of the

Accepted 17 August 2015 Republic of Buryatia, Zabaykalsky Krai, and Irkutsk oblast, adjacent to the Baikal-Amur Mainline.

Objectives The paper aims to develop possible directions and mechanisms of the development of JEL classification: L94, R11, the Northern Baikal region.

R12, R58 Methods For the study, we used a comparative analysis.

Results We have developed certain directions and mechanisms of the development of the Northern Baikal region; in particular, we offer the most preferable options providing electricity to new customers in areas of prospective mining and mineral processing.

Conclusions and Relevance We conclude that for the effective development of the North of the Keywords: comprehensive Baikal region, an integrated approach is required, involving the interaction of the executive

development, priority development authorities of the Russian Federation, the Republic of Buryatia and Zabaykalsky Krai, businesses, territory local authorities, and public.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Shniper R.I., Voevoda I.N., Guzner S.S. Regional'naya programma i printsipy ee razrabotki: voprosy mezhotraslevogo vzaimodeistviya [Regional program and principles of its development: issues of interindustry interaction.]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1986, 291 p.

2. Seliverstov V.E. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: ot metodologii k praktike: monografiya [Regional strategic planning: from methodology to practice: a monograph]. Novosibirsk, IEIE SB RAS Publ., 2013, 435 p.

3. Shniper R.I. Khozyaistvennoe osvoenie zony BAMa - krupnaya narodnokhozyaistvennaya problema: ot issledovaniya problemy do razrabotki kompleksnoi programmy. V kn.: Sibir' v edinom narodnokhozyaistvennom komplekse [Economic exploration of the BAM area is a major economic problem: from research to development of a comprehensive program. In: Siberia in a single economic complex]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1980, pp. 306-315.

4. Kin A.A. Regional'no-transportnyi megaproekt BAM: uroki osvoeniya [The Baikal-Amur Mainline as a Regional and Transport Megaproject: Lessons from Exploitation]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2014, no. 4, pp. 55-72.

5. Bardal' A.B. Transportnaya infrastruktura Dal'nego Vostoka: izmenenie uslovii dlya predpriyatii [Transport Infrastructure of the Far East: Change of Conditions for the Enterprises]. EKO = ECO, 2015, no. 7, pp. 35-51.

6. Kuznetsov S.V., Mezhevich N.M., Lachininskii S.S. Prostranstvennye vozmozhnosti i ogranicheniya modernizatsii rossiiskoi ekonomiki: primer Severo-Zapadnogo regiona [The Spatial Resources and Limitations of the Russian Economy Modernization: the Example of the North-West Macro Region].

Ekonomika regiona = The Region'sEconomy, 2015, no. 3, pp. 25-38.

7. Yagol'nitser M.A. Potentsial tverdykh poleznykh iskopaemykh v zone BAMa i perspektivy ikh osvoeniya [Solid minerals in the area of the Baikal-Amur Mainline: potential and prospects for the development].

Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2010, no. 4, pp. 203-224.

8. Minakir P.A., Prokapalo O.M. Gosudarstvennaya programma RF "Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona" [The Russian Federation State Program The Socio-Economic Development of the Far East and the Baikal Region]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2013, no. 1, pp. 103-122.

9. Psarev V.I., Psareva T.V., Goncharov I.A. Sostoyanie i problemy transportnoi infrastruktury v strategii Sibiri [State and Problems of the Transportation Infrastructure in the Siberian Strategy]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2013, no. 2, pp. 157-172.

10. Sinyak Yu.V., Nekrasov A.S., Voronina S.A., Semikashev V.V., Kolpakov A.Yu. Toplivno-energeticheskii kompleks Rossii: vozmozhnosti i perspektivy [Russia's energy systems: Opportunities and prospects].

Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2013, no. 1, pp. 4-21.

11. Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Chudinova L.Yu. Perspektivy elektroenergeticheskoi kooperatsii Rossii i stran Severo-Vostochnoi Azii [Prospects of the electric-power cooperation of Russia and countries of Northeast Asia]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2015, no. 4, pp. 118-130.

12. Demina O.V. Energeticheskaya sfera Azii: eksport elektroenergii iz Rossii v Kitai [Russia and China Energy Cooperation: Electricity Export from the Far East]. EKO = ECO, 2014, no. 6, pp. 56-65.

13. Belyakov A.A. O gidroenergeticheskikh resursakh rek Rossii [On hydropower resources of the rivers of Russia]. Sovremennyeproizvoditel'nye sily = Modern Productive Forces, 2012, no. 1, pp. 123-131.

14. Kryukov V.A. Syr'evye resursy v novoi institutsional'noi real'nosti [Resource Areas in the New Institutional Environment]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2014, no. 4, pp. 26-60.

15. Polyakova A.G., Simarova I.S. Kontseptual'naya model' upravleniya razvitiem regiona s uchetom urovnya prostranstvennoi svyazannosti [A conceptual model of a region development administration considering the level of spatial relatedness]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2014, no. 2, pp. 32-42.

16. Lazhentsev V.N. Territorial'no-khozyaistvennye sistemy kak ob"ekty geograficheskikh i ekonomicheskikh issledovanii [Territorial-economic systems as the objects of geographical and economic research].

Sovremennye proizvoditel'nye sily = Modern Productive Forces, 2013, no. 4, pp. 99-110.

17. Tatarkin A.I. Regional'nye instituty modernizatsii prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Regional institutions of the modernization of spatial development of the Russian Federation].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sovremennye proizvoditel'nye sily = Modern Productive Forces, 2012, no. 1, pp. 96-111.

18. Kornev A.K. Proizvodstvennyi potentsial ekonomiki: Nakoplennye problemy i sposob ikh resheniya [Production potential of the economy: Long-standing problems and ways to solve them]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2013, no. 6, pp. 30-43.

19. Tazhitdinov I.A. Primenenie steikkholderskogo podkhoda v strategicheskom upravlenii razvitiem territorii [Applying a stakeholder approach to the strategic management of territories' development]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2013, no. 2, pp. 17-27.

20. Minakir P.A. Novaya ekonomicheskaya politika i ekonomicheskie realii [New Eastern Policy and Economic Realities]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2015, no. 2, pp. 7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.